watermark
Печать

Вид документа: Закон

Государственный информационно-правовой фонд: Нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики

Наименование правотворческого органа: Народный Совет Донецкой Народной Республики

Дата документа: 05.08.2016

Номер документа: 143-IHC

Заголовок документа: О музеях и музейном деле

Действие документа: Действующий

Классификатор: 130.030.070 - Правовое регулирование отдельных направлений культурной деятельности

Информация об опубликовании:
    Официальный сайт Народного Совета Донецкой Народной Республики http://dnrsovet.su,

Дополнительные сведения:

Количество страниц:

watermark
НПА ДНР

Народный Совет
Донецкой Народной Республики

 

Закон

05.08.2016
№143-IHC
О музеях и музейном деле

Принят Постановлением Народного Совета 5 августа 2016 года

(в ред. Законов ДНР от 12.03.2020 № 108-IIHC, от 28.12.2020 № 229-IIHC)

(По тексту Закона слова «Совет Министров» в соответствующем падеже заменены словом «Правительство» в соответствующем падеже на основании Закона от 12.03.2020 № 108-IIHC)

Настоящий Закон регулирует общественные отношения в сфере музейного дела, определяет правовые, экономические, социальные основы создания и деятельности музеев Донецкой Народной Республики и особенности научного формирования, учета, хранения, изучения и реставрации, охраны и использования Музейного фонда Донецкой Народной Республики, его правовой статус.

Закон распространяется на все виды музеев и заповедников в части их музеефикации, а также учета, хранения и использования, охраны, консервации, реставрации музейных предметов, музейных коллекций и предметов музейного значения.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные термины и понятия

1. В настоящем Законе используются следующие понятия и термины:

1) ассортиментный кабинет (комната образцов изделий как форма ведомственного музея) – помещение на предприятии, в котором хранятся уникальные собрания художественных изделий, научные коллекции, другие коллекции или отдельные образцы изделий, имеющие историческую, художественную, научно-техническую ценность;

2) консервация – осуществление комплекса организационных, научно обоснованных мероприятий по обеспечению защиты музейных предметов и предметов музейного значения от дальнейших разрушений, сохранение их подлинности с минимальным вмешательством в их существующий вид;

3) культурное наследие – часть материальной и нематериальной культуры, созданная прошлыми поколениями, и передающаяся другими поколениями как нечто ценное и почитаемое;

4) культурные ценности – объекты материальной и духовной культуры, имеющие художественное, историческое, этнографическое и научное значение и подлежащие сохранению, воспроизведению, охране в соответствии с действующим законодательством Донецкой Народной Республики;

5) музеефикация – совокупность научно обоснованных мероприятий по приведению объектов культурного наследия в состояние, пригодное для экскурсионного посещения;

6) музей – научно-исследовательское и культурно-образовательное учреждение, созданное для изучения, сохранения, использования и популяризации музейных предметов и музейных коллекций с научной и образовательной целью, привлечения граждан к достижениям национального и мирового культурного наследия;

7) музейная коллекция – совокупность музейных предметов, объединенных одним или несколькими общими признаками;

8) музейное дело – специальный вид научной и культурно-образовательной деятельности, включая комплектование, хранение, охрану и использование музеями культурных ценностей и объектов культурного наследия Донецкой Народной Республики, в том числе их консервацию, реставрацию, музеефикацию, научное изучение, экспонирование и популяризацию;

9) музейное собрание – совокупность музейных коллекций и музейных предметов, а также связанных с ними библиотечных фондов, архивов, каталогов и научной документации музея;

10) музейный учет – это комплекс мер, обеспечивающий идентификацию и количественный учет музейных предметов и музейных коллекций, а также процедуры включения, исключения музейных предметов и их движение;

11) музейный предмет – культурная ценность, качество или особые признаки которой делают необходимым для общества ее сохранение, изучение и публичное представление;

12) Музейный фонд Донецкой Народной Республики – совокупность отдельных музейных предметов, музейных коллекций, музейных собраний, которые постоянно хранятся на территории Донецкой Народной Республики, независимо от их происхождения и форм собственности, а также музейных предметов и музейных коллекций, находящихся за пределами Донецкой Народной Республики и являющихся собственностью Донецкой Народной Республики или в соответствии с международными договорами подлежащих возврату в Донецкую Народную Республику;

13) объект культурного наследия – место, сооружение (творение), комплекс (ансамбль), их части, связанные с ними территории или водные объекты, другие естественные, естественно антропогенные или созданные человеком объекты независимо от состояния сохранности, которые донесли до нашего времени антропологическую, археологическую, эстетическую, этнографическую, историческую, научную или художественную ценность и сохранили свою подлинность;

14) охрана музеев – система правовых, организационных и финансово-экономических мероприятий, обеспечивающих неприкосновенность музейного помещения и музейного собрания;

15) предмет музейного значения – культурная ценность, особые признаки которой являются основанием для внесения ее в Музейный фонд Донецкой Народной Республики и приобретения статуса музейного предмета с целью сохранения, изучения и публичного представления;

16) реставрация – комплекс научно обоснованных мероприятий по укреплению общего состояния и улучшению внешнего вида, раскрытию наиболее характерных признаков, восстановление утраченных или поврежденных элементов музейных предметов и предметов музейного значения, с обеспечением сохранения их подлинности;

17) уникальный предмет – предмет единственный в своем роде, выделяющийся за счет своеобразия и неповторимости, единственный сохранившийся из подобных ему или связанный с тем же историческим событием или периодом, персоной. Уникальные предметы приобретают в музее значение особо ценных материалов и рассматриваются как произведения искусства или как реликвии, в отличие от типичных предметов или раритетов. Уникальный предмет часто служит критерием отбора предметов в музейное собрание;

18) хранение – один из основных видов деятельности музея по созданию материальных условий и правовых основ, при которых обеспечивается сохранность музейных предметов и музейных коллекций.

Статья 2. Музейное дело и основные направления деятельности музеев

1. Музейное дело включает в себя государственную музейную политику, музееведение и музейную практику.

2. Основными направлениями деятельности музеев являются научно-исследовательская, культурно-образовательная, научно-методическая деятельность, комплектование музейных собраний, экспозиционная, фондовая, издательская, реставрационная, выставочная работа и работа по охране памятников, а также деятельность, связанная с научной атрибуцией, экспертизой, классификацией, государственной регистрацией и всеми видами оценки предметов, которые могут быть определены как культурные ценности, с целью включения в Музейный фонд Донецкой Народной Республики.

Статья 3. Государственная музейная политика

1. Государственная музейная политика – это совокупность основных направлений и принципов деятельности государства и общества в сфере музейного дела.

2. Основными направлениями государственной музейной политики являются:

1) сохранение и государственная поддержка Музейного фонда Донецкой Народной Республики;

2) возвращение в Донецкую Народную Республику культурных ценностей, находящихся за ее пределами;

3) обеспечение социально-экономических, правовых и научных условий для эффективной деятельности музеев;

4) содействие формированию современной инфраструктуры музейного дела;

5) поддержка и развитие сети музеев;

6) обеспечение подготовки и повышения профессиональной квалификации музейных кадров, их правовая и социальная защита;

7) бюджетное финансирование (в том числе на долевых началах) и приоритетное материально-техническое обеспечение разработки и реализации республиканских и местных программ развития музейного дела;

8) обеспечение охраны музеев;

9) поддержка фундаментальных и прикладных научных исследований, связанных с музейным делом;

10) содействие международному сотрудничеству в сфере музейного дела.

Статья 4. Законодательство Донецкой Народной Республики о музеях и музейном деле

Законодательство Донецкой Народной Республики о музеях и музейном деле основывается на Конституции Донецкой Народной Республики и состоит из настоящего Закона, нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики, а также международных договоров, ратифицированных Народным Советом Донецкой Народной Республики.

Статья 5. Республиканские и профильные организации музеев Донецкой Народной Республики. Участие в международных организациях

Музеи Донецкой Народной Республики имеют право объединяться в республиканские и профильные организации (союзы, ассоциации и прочие), вступать в международные музейные организации и фонды.

Глава 2. Виды музеев. Порядок создания и материальная база музеев

Статья 6. Виды музеев

1. По своему профилю музеи делятся на естественно-научные (антропологические, биологические, ботанические, геологические, зоологические, минералогические, палеонтологические), исторические (общеисторические, военно-исторические, истории религии, историко-бытовые, археологические, этнографические), литературные, художественные (изобразительного, декоративно-прикладного, народного, современного искусства), зрелищных видов искусства (музеи театральные, музыкальные, музеи кино), научно-технические, комплексные (краеведческие, этно-экологические музеи-заповедники), отраслевые и другие.

2. На основе объектов культурного наследия, памятников природы, их территорий могут создаваться музеи под открытым небом и мемориальные музеи-усадьбы.

3. Музеям, находящимся в государственной или муниципальной собственности, имеющим музейные коллекции общегосударственного значения, получившим международное признание и являющимися ведущими культурно-образовательными, научно-исследовательскими и научно-методическими учреждениями в соответствующих профильных группах музейной сети Донецкой Народной Республики, республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере культуры, может быть присвоен в установленном законодательством порядке статус ведущих республиканских музеев Донецкой Народной Республики.

4. Государственное учреждение культуры «Донецкий республиканский краеведческий музей» имеет статус головного музейного учреждения Донецкой Народной Республики, которое выполняет особые функции, находится вне категории оплаты труда и является общегосударственным научно-исследовательским, научно-методическим, культурно-просветительским центром, обеспечивающим взаимодействие краеведческих, исторических, природоведческих, археологических, этнографических музеев Донецкой Народной Республики, музеев, имеющих статус «народный», а также научно-методическим центром, обеспечивающим охрану культурного наследия.

Статья 7. Создание музеев

1. Музеи могут основываться на любых формах собственности, предусмотренных законодательством Донецкой Народной Республики. Учредителями музеев могут быть органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, юридические и физические лица.

2. Решение о создании музеев принимают их учредители.

3. Для создания музея учредители должны обеспечить:

1) формирование музейного собрания;

2) материальную базу – специально оборудованные помещения для хранения, консервации и реставрации музейных предметов, для экспозиций и выставок, для проведения культурно-просветительной работы, работы научных сотрудников музея, а также помещения для обеспечения надлежащего уровня обслуживания посетителей;

3) условия для охраны музея, оснащение его средствами охранной и пожарной сигнализации;

4) финансирование и кадры для надлежащего его функционирования;

5) работу музея по четкому расписанию.

4. Музеи являются юридическими лицами, кроме тех, которые создаются и действуют в составе предприятий, учреждений, организаций и учебных заведений в качестве обособленных подразделений, филиалов.

5. Учредители музея могут создавать филиалы и отделы музея, не являющиеся юридическими лицами.

6. Земельные участки, другие природные ресурсы, необходимые для создания музея, предоставляются в пользование в установленном законодательством Донецкой Народной Республики порядке.

7. Музеи могут создаваться и действовать во всех организационно-правовых формах, предусмотренных законодательством Донецкой Народной Республики.

8. Порядок ведения билетного хозяйства, реализации билетов, механизм оформления отчетной документации по расчетным операциям, связанным с реализацией билетов устанавливается республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере культуры.

Статья 8. Устав музея

1. Музей действует на основании устава (положения), который утверждается его учредителем или учредителями. В уставе (положении) музея определяются:

1) название музея, его статус, состав учредителей, их права и обязанности;

2) организационная структура, основные задачи и направления деятельности;

3) источники поступления средств и их использования, состав имущества музея, порядок его реорганизации и ликвидации, условия хранения музейного собрания в случае ликвидации музея;

4) другие условия деятельности музея.

Статья 9. Государственная регистрация музеев

1. Государственная регистрация музеев независимо от форм собственности проводится по их местонахождению в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.

2. Музеи, созданные в составе предприятий, учреждений, организаций, учебных заведений не регистрируются, но подлежат обязательному учету в местных органах охраны культурного наследия. Порядок учета таких музеев определяет республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере культуры.

Статья 10. Ликвидация и реорганизация музеев

1. Ликвидация музеев осуществляется по решению учредителя, а также по решению суда в случаях, предусмотренных действующим законодательством Донецкой Народной Республики.

2. В случае ликвидации музеев, основанных на государственной и муниципальной формах собственности, порядок дальнейшего использования музейных собраний определяет учредитель по согласованию с республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере культуры.

3. В случае ликвидации предприятия, учреждения и организации, при которых (в составе которых) действует музей, а также в случае ликвидации музеев, действовавших на общественных началах, их музейные собрания и коллекции ассортиментных кабинетов, отдельные предметы музейного значения, приобретенные за счет средств Республиканского и местных бюджетов, передаются в соответствующие профильные музеи в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере культуры.

4. В случае не соблюдения условий хранения в музеях, созданных в составе предприятий, учреждений, организаций, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 3 статьи 7 настоящего Закона, музейные предметы, представляющие историческую, художественную, научно-техническую ценность, передаются в соответствующие профильные государственные музеи.

5. Реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) музеев происходит в соответствии с действующим законодательством Донецкой Народной Республики.

Статья 11. Музейная территория

1. Территория, отведенная для музея, относится к землям историко-культурного назначения. На этой территории и в музейных зданиях (сооружениях) запрещается деятельность, которая противоречит его функциональному назначению или может негативно влиять на состояние хранения музейного собрания, и другая деятельность, несовместимая с деятельностью музея как учреждения культуры.

2. Территория, отведенная для музея, подлежит пространственно-функциональному зонированию.

На территории, отведенной для музея, согласно уставу музея могут быть выделены зоны:

1) заповедная – для хранения и охраны, наиболее ценных историко-культурных, мемориальных комплексов и отдельных объектов;

2) экспозиционная – для стационарной демонстрации музейных предметов и использования в культурно-познавательных целях;

3) научная – для проведения научно-исследовательской работы;

4) рекреационная – для отдыха посетителей музея и их обслуживания, в частности расположения музейных магазинов, буфетов, кафе, других пунктов общественного питания, проведения художественных, культурно-просветительных мероприятий, гостевых мест для парковки автомобилей;

5) хозяйственная – для размещения вспомогательных объектов, мест для парковки служебных автомобилей и других транспортных средств.

Статья 12. Пользование природными ресурсами

Музеи осуществляют пользование землей, другими природными ресурсами и несут ответственность за соблюдение норм по их охране и рациональному использованию согласно действующему законодательству Донецкой Народной Республики.

Статья 13. Финансирование музеев

1. Финансирование музеев в зависимости от форм собственности осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, благотворительных взносов физических и юридических лиц, других источников, не запрещенных законодательством Донецкой Народной Республики.

2. Бюджетные назначения и средства, полученные от дополнительных источников финансирования музеев, не подлежат изъятию в течение бюджетного периода, кроме случаев, предусмотренных законом. Средства, поступившие из дополнительных источников финансирования, не влияют на объемы бюджетного финансирования государственных и муниципальных музеев.

3. Сумма затрат на обеспечение охраны музеев обязательно предусматривается в Республиканском и местных бюджетах Донецкой Народной Республики.

4. Дополнительными источниками финансирования музеев являются:

1) плата за посещение музеев и выставок;

2) средства, получаемые за научно-исследовательские и другие виды работ, которые выполняет музейное учреждение по заказам предприятий, учреждений, организаций, объединений граждан и физических лиц;

3) доходы от реализации сувенирной продукции, предметов народных художественных промыслов, издательской деятельности;

4) плата за кино-, видео- и фотосъемку;

5) плата за экскурсионное обслуживание;

6) плата за виды деятельности по обеспечению сервисов для посетителей (буфет, аудиогид и другие);

7) добровольные пожертвования физических и юридических лиц;

(пункт 7 части 4 статьи 13 в ред. Закона ДНР от 28.12.2020 № 229-IIHC)

(см. текст в предыдущей редакции)

8) другие источники, в том числе валютные поступления, не противоречащие законодательству Донецкой Народной Республики.

Статья 14. Материально-техническое обеспечение музеев

1. Собственники музеев обязаны обеспечивать их зданиями (сооружениями), построенными по специальным проектам, или другими благоустроенными помещениями, соответствующими требованиям функционирования музеев, а также соответствующим оборудованием и транспортом.

2. Помещения музеев, находящихся в государственной или муниципальной собственности, передаются им на праве оперативного управления. Они могут быть изъяты только при условии предоставления музею другого равноценного помещения. В случае изъятия помещения музея, являющегося памятником культурного наследия, решение о его изъятии принимается по согласованию с республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере культуры.

3. При проектировании и эксплуатации музейных помещений учитываются потребности детей, инвалидов, граждан пожилого возраста в доступе к культурному наследию.

4. Музеям предоставляется приоритетное право на использование сооружений, комплексов (ансамблей) и памятных мест, являющихся объектами культурного наследия.

Глава 3. Музейный фонд Донецкой Народной Республики

Статья 15. Состав Музейного фонда Донецкой Народной Республики

1. Музейный фонд Донецкой Народной Республики является национальным богатством, неотъемлемой составной культурного наследия Донецкой Народной Республики, охраняемой законом.

2. Музейные предметы Музейного фонда Донецкой Народной Республики являются культурными ценностями, которые постоянно хранятся на территории Донецкой Народной Республики, временно находятся за ее пределами или согласно международным договорам подлежат возвращению в Донецкую Народную Республику.

3. Музеи, юридические и физические лица обязаны обеспечивать сохранность Музейного фонда Донецкой Народной Республики и содействовать его пополнению.

4. Положение о Музейном фонде утверждается Правительством Донецкой Народной Республики.

5. Музейный фонд Донецкой Народной Республики состоит из государственной и негосударственной части.

К государственной части Музейного фонда Донецкой Народной Республики относятся музейные предметы, музейные коллекции, музейные собрания, являющиеся государственной собственностью, хранящиеся в государственных музеях, в том числе музейные предметы, музейные коллекции, музейные собрания, хранящиеся в музеях, которые принадлежат к сфере управления территориальных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также в музеях, созданных при предприятиях, в учреждениях, организациях и учебных заведениях государственной и муниципальной форм собственности или в их составе. К государственной части Музейного фонда Донецкой Народной Республики относятся также предметы музейного значения, подлежащие внесению в государственную часть Музейного фонда Донецкой Народной Республики, музейные коллекции, музейные собрания, хранящиеся на предприятиях, в учреждениях и организациях государственной и муниципальной форм собственности.

К негосударственной части Музейного фонда Донецкой Народной Республики относятся музейные предметы, музейные коллекции, музейные собрания, хранящиеся в музеях частной формы собственности, музеях предприятий, учреждений, организаций частной формы собственности, которые не отнесены или не подлежат отнесению к государственной части Музейного фонда Донецкой Народной Республики, в частности предметы музейного значения, подлежащие внесению в негосударственную часть Музейного фонда Донецкой Народной Республики и являющиеся собственностью религиозных организаций, граждан и объединений граждан.

6. Музейные предметы, музейные коллекции и музейные собрания государственной части Музейного фонда Донецкой Народной Республики закрепляются за музеями на праве оперативного управления.

Статья 16. Включение музейных предметов и музейных коллекций в состав Музейного фонда Донецкой Народной Республики

Включение музейных предметов и музейных коллекций в состав Музейного фонда Донецкой Народной Республики производится республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере культуры, в порядке, установленном Положением о Музейном фонде Донецкой Народной Республики, после проведения соответствующей экспертизы.

Статья 17. Исключение музейных предметов и музейных коллекций из состава Музейного фонда Донецкой Народной Республики

Исключение музейных предметов и музейных коллекций из состава Музейного фонда Донецкой Народной Республики производится республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере культуры, в порядке, установленном Положением о Музейном фонде Донецкой Народной Республики, после проведения соответствующей экспертизы.

Статья 18. Особенности осуществления права собственности на музейные предметы, музейные коллекции, музейные собрания, предметы музейного значения Музейного фонда Донецкой Народной Республики

1. Музейные предметы, музейные коллекции, музейные собрания, отнесенные к государственной части Музейного фонда Донецкой Народной Республики, не подлежат отчуждению, за исключением обмена на другие равноценные музейные предметы, музейные коллекции, музейные собрания, при условии сохранения целостности Музейного фонда Донецкой Народной Республики. Решение об обмене музейных предметов, музейных коллекций, музейных собраний, относящихся к государственной части Музейного фонда Донецкой Народной Республики, принимается республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере культуры.

2. В случае передачи имущественных комплексов музеев из государственной в муниципальную собственность музейные предметы, музейные коллекции и музейные собрания остаются в государственной собственности и относятся к государственной части Музейного фонда Донецкой Народной Республики.

3. Перечень музеев, в которых хранятся музейные предметы, музейные коллекции, музейные собрания, являющиеся государственной собственностью и принадлежащие к государственной части Музейного фонда Донецкой Народной Республики, утверждается Правительством Донецкой Народной Республики.

4. В случае отчуждения музейных предметов, музейных коллекций, музейных собраний, относящихся к негосударственной части Музейного фонда Донецкой Народной Республики, государство имеет преимущественное право на их приобретение, которое осуществляется республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере культуры или уполномоченными им государственными музеями.

5. В случае намерения заключить сделку об отчуждении музейных предметов, музейных коллекций, музейных собраний, относящихся к негосударственной части Музейного фонда Донецкой Народной Республики, собственник уведомляет республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере культуры, о своем намерении в письменном виде не позднее чем за тридцать календарных дней до совершения соответствующей сделки.

Статья 19. Музейные предметы Музейного фонда Донецкой Народной Республики в составе Государственного реестра культурного достояния Донецкой Народной Республики

1. Уникальные музейные предметы, музейные коллекции, музейные собрания Музейного фонда Донецкой Народной Республики и предметы музейного значения, подлежащие внесению в Музейный фонд Донецкой Народной Республики и имеющие исключительное художественное, историческое, этнографическое и научное значение, независимо от формы собственности и места хранения, вносятся республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере культуры, в Государственный реестр культурного достояния Донецкой Народной Республики.

2. Положение о Государственном реестре культурного достояния Донецкой Народной Республики утверждается Правительством Донецкой Народной Республики.

3. Порядок включения музейных предметов Музейного фонда Донецкой Народной Республики в Государственный реестр культурного достояния Донецкой Народной Республики и условия их хранения утверждаются Правительством Донецкой Народной Республики.

Статья 20. Формирование государственной части Музейного фонда Донецкой Народной Республики

1. Формирование государственной части Музейного фонда Донецкой Народной Республики осуществляется путем:

1) приобретения в установленном порядке предметов музейного значения республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере культуры, другими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления за счет средств Республиканского и местных бюджетов и музеями – за счет средств Республиканского и местных бюджетов и других источников, не запрещенных действующим законодательством Донецкой Народной Республики;

2) безвозмездной передачи предметов музейного значения предприятиями, учреждениями, организациями, объединениями граждан и гражданами;

3) передачи обращенных в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики в доход государства музейных предметов, предметов музейного значения;

4) передачи в установленном порядке предметов музейного значения, в том числе из драгоценных металлов, драгоценных камней и кладов, выявленных во время археологических, этнографических, научно-естественных и других экспедиций, строительных, ремонтных или реставрационных работ;

5) возвращения в Донецкую Народную Республику музейных предметов, музейных коллекций, музейных собраний и предметов музейного значения, которые были незаконно вывезены;

6) передачи предметов музейного значения, изъятых в порядке конфискации имущества, предусмотренном законодательством Донецкой Народной Республики;

7) пополнение музейных собраний другими способами, предусмотренными законодательством.

2. Порядок отнесения музейных предметов, музейных коллекций, музейных собраний и предметов музейного значения к государственной части Музейного фонда Донецкой Народной Республики определяется Правительством Донецкой Народной Республики.

3. Формирование государственной части Музейного фонда и обеспечение пополнения музейного собрания музеев осуществляет республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере культуры.

Статья 21. Учет музейных предметов и предметов музейного значения

1. Музейные предметы и предметы музейного значения, хранящиеся в музеях независимо от формы собственности и подчинения, а также предметы музейного значения, хранящиеся на предприятиях, в учреждениях, организациях государственной и муниципальной формы собственности, подлежат учету. Формы основных фондово-учетных документов утверждаются республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере культуры.

2. Фондово-учетная документация подлежит бессрочному хранению.

Статья 22. Перемещение музейных предметов и предметов музейного значения

Перемещение музейных предметов Музейного фонда Донецкой Народной Республики и предметов музейного значения осуществляется в соответствии с Положением о музейном фонде Донецкой Народной Республики.

Статья 23. Сохранность Музейного фонда Донецкой Народной Республики

1. С целью сохранности музейных предметов, музейных коллекций, музейных собраний и предметов музейного значения собственники или уполномоченные ими органы обязаны создать надлежащие условия, в том числе специальный научно обоснованный режим их хранения, и осуществлять консервацию и реставрацию.

2. Требования к условиям хранения и учета музейных предметов, музейных коллекций определяет республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере культуры.

3. Уничтожение музейных предметов и предметов музейного значения Музейного фонда Донецкой Народной Республики запрещается.

4. Охрана музейных предметов осуществляется в порядке, определяемом республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере культуры, совместно с другими органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями.

5. Музеи могут устанавливать ограничения в отношении доступа исследователей к музейным предметам в связи с неудовлетворительным состоянием их сохранности, проведением реставрационных и консервационных работ, пребыванием в постоянно действующей экспозиции или на выставке.

6. Порядок доступа к музейным предметам и музейным коллекциям, которые хранятся в фондохранилище, определяется инструкцией, утверждаемой музеем на основании нормативных правовых актов республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере культуры.

7. В случае потери или разрушения музейных предметов, относящихся к государственной части Музейного фонда Донецкой Народной Республики, они могут изыматься из фондово-учетной документации только по решению республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере культуры, на основании выводов экспертно-фондовой комиссии.

8. Определение размера ущерба от потери, разрушения музейных предметов осуществляется фондово-закупочными комиссиями музеев на основании их оценочной стоимости в порядке, установленном республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере культуры.

Статья 24. Порядок вывоза за пределы Донецкой Народной Республики музейных предметов, музейных коллекций, музейных собраний, входящих в состав государственной части Музейного фонда Донецкой Народной Республики и предметов музейного значения, подлежащих внесению в государственную часть Музейного фонда Донецкой Народной Республики

Вывоз за пределы Донецкой Народной Республики музейных предметов, музейных коллекций, музейных собраний, входящих в государственную часть Музейного фонда Донецкой Народной Республики и предметов музейного значения, подлежащих внесению в государственную часть Музейного фонда Донецкой Народной Республики, запрещается, за исключением случаев временного их пребывания за границей для экспонирования на выставках, реставрации или проведения научной экспертизы на основании свидетельства на право вывоза (временного вывоза) культурных ценностей согласно действующему законодательству Донецкой Народной Республики.

Статья 25. Страхование музейных предметов, музейных коллекций, музейных собраний Музейного фонда Донецкой Народной Республики и предметов музейного значения, подлежащих внесению в Музейный фонд

1. Музейные предметы, музейные коллекции, музейные собрания Музейного фонда Донецкой Народной Республики и предметы музейного значения, подлежащие внесению в Музейный фонд Донецкой Народной Республики, которые временно вывозятся за пределы Донецкой Народной Республики для экспонирования, реставрации или проведения научной экспертизы, подлежат обязательному страхованию.

2. Порядок установления их оценочной и страховой стоимости определяет республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере культуры, и республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере финансов.

Статья 26. Консервация и реставрация музейных предметов Музейного фонда Донецкой Народной Республики

1. Консервацию и реставрацию музейных предметов Музейного фонда Донецкой Народной Республики осуществляют специализированные учреждения и организации, реставрационные подразделения музеев и отдельные реставраторы, имеющие квалификационную категорию по соответствующей специальности.

2. Порядок их консервации и реставрации определяется республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере культуры.

3. Государство способствует проведению реставрации музейных предметов, предметов музейного значения негосударственной части Музейного фонда Донецкой Народной Республики в государственных реставрационных учреждениях.

4. С целью проведения аттестации реставраторов и присвоения им соответствующей квалификационной категории создается аттестационная комиссия. Положение об аттестационной комиссии и ее персональный состав утверждаются республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере культуры.

5.Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления содействуют подготовке реставраторов, развитию сети специализированных реставрационных учреждений.

Глава 4. Международная деятельность музеев

Статья 27. Международная деятельность музеев

1. Музеи Донецкой Народной Республики участвуют в международном культурном сотрудничестве в сфере музейного дела на основе многосторонних и двусторонних соглашений.

2. Участие музеев в международном культурном сотрудничестве осуществляется в установленном порядке путем:

1) проведения совместных научных исследований на основе разработки и реализации международных научных программ;

2) осуществления взаимного обмена музейной информацией, выставками, изучения международного опыта организации музейного дела;

3) проведения международных конференций, конгрессов, симпозиумов, выставок и участия в них;

4) организации совместной подготовки музейных работников, развития издательской деятельности;

5) осуществления другой совместной деятельности в соответствии с соглашениями, если она не противоречит законодательству Донецкой Народной Республики и международным договорам ратифицированным Народным Правительством Народной Республики.

Глава 5. Управление и самоуправление музеев, гарантии прав и законных интересов их работников

Статья 28. Государственное управление музеями

1. Республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере культуры, в пределах своих полномочий:

1) обеспечивает формирование и реализацию государственной политики в сфере музейного дела;

2) формирует требования по государственному статистическому учету музеев, созданных на территории Донецкой Народной Республики;

3) осуществляет организационно-методическое руководство, способствует развитию современной инфраструктуры музейного дела, развитию музейной сети, создает специализированные организационные структуры, научные учреждения для научно-методического и материально-технического обеспечения музеев;

4) осуществляет координацию работ по созданию единой информационной системы музеев;

5) организует обучение и повышение квалификации работников музеев;

6) определяет потребности государства и нормативы, гарантирующие надлежащий уровень музейного обслуживания и доступ граждан к Музейному фонду;

7) осуществляет контроль деятельности музеев, основанных на государственной и муниципальной формах собственности, состояния учета, хранения, охраны, использования и перемещения музейных предметов Музейного фонда Донецкой Народной Республики, хранящихся в музеях независимо от формы собственности;

8) организует проведение научных исследований в сфере музейного дела;

9) поднимает перед собственником музейных предметов и музейных коллекций вопросы по улучшению условий хранения;

10) направляет запросы с целью получения информации о музейных предметах и музейных коллекциях;

11) в случае необходимости способствует передаче музейных предметов, музейных коллекций и предметов музейного значения, относящихся к негосударственной части Музейного фонда Донецкой Народной Республики, на временное хранение в государственные музеи;

12) осуществляет другие полномочия, определенные настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики.

2. При республиканском органе исполнительной власти, реализующем государственную политику в сфере культуры, создается Музейный Совет – консультативно-совещательный орган по вопросам реализации государственной музейной политики. Музейный Совет действует на основании Положения. Положение о Музейном Совете и его персональный состав утверждаются республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере культуры.

3. К полномочиям Музейного Совета относятся вопросы стратегических приоритетов развития музейного дела в Донецкой Народной Республике, рассмотрение и утверждение программных документов, в том числе концепций экспозиций республиканских музейных учреждений, а также принятие решений об исключении музейных предметов из фондово-учетной документации.

4. Другие республиканские и местные органы исполнительной власти осуществляют руководство музеями, находящимися в сфере их управления.

5. Местные органы исполнительной власти несут ответственность за материально-техническое и финансовое обеспечение музеев, находящихся в сфере их управления.

Статья 29. Самоуправление музеев

Музеи имеют право создавать органы самоуправления: ученые, надзорные, методические, музейно-педагогические, художественные, реставрационные и другие советы, привлекая к их деятельности специалистов различного профиля.

Статья 30. Гарантии прав и законных интересов работников музеев

1. Правовая и социальная защита работников музеев обеспечивается государством и учредителями музеев в соответствии с законодательством.

2. Работники музеев имеют право на:

1) деятельность в соответствии с профессией и квалификацией в музеях независимо от форм собственности;

2) защиту в судебном порядке права интеллектуальной собственности на результаты научной деятельности в сфере музейного дела;

3) бесплатное пользование справочно-информационной, библиотечной и архивной базами музеев Донецкой Народной Республики и посещение музейных учреждений;

4) участие в научно-исследовательской работе музеев, в конференциях, семинарах, научных чтениях;

5) повышение квалификации, переподготовку, свободный выбор программы, форм обучения, стажировки в других музеях, в том числе за рубежом;

6) аттестацию с целью получения квалификационной категории, порядок проведения которой определяется республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере культуры;

7) денежное вознаграждение за добросовестный труд и образцовое выполнение трудовых обязанностей, и материальную помощь для решения социально-бытовых вопросов в размере и порядке, установленном Правительством Донецкой Народной Республики;

8) доплату за выслугу лет, надбавку за стаж научной работы в соответствии с действующим законодательством в размерах и порядке, установленном Правительством Донецкой Народной Республики;

9) бесплатное пользование, в пределах установленных норм, жильем с отоплением и освещением, если они проживают в сельской местности. Льготы на бесплатное пользование жильем с отоплением и освещением, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, предоставляются при условии, если размер среднемесячного совокупного дохода семьи в расчете на одно лицо за предыдущие шесть месяцев не превышает величины дохода, который дает право на налоговую социальную льготу в порядке, определенном Правительством Донецкой Народной Республики;

10) предъявление требований к юридическим и физическим лицам о прекращении действий, угрожающих сохранности музейных предметов, музейных коллекций Музейного фонда Донецкой Народной Республики и предметов музейного значения.

Статья 31. Гарантии имущественных прав музеев

1. Государство гарантирует защиту имущественных прав музеев всех форм собственности. Изъятие государством у музеев их фондов и другого закрепленного за ними имущества может осуществляться только в случаях, предусмотренных законодательством Донецкой Народной Республики.

2. Музеи, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не подлежат приватизации.

3. Государство гарантирует обеспечение охраны музеев государственной и муниципальной форм собственности.

Глава 6. Ответственность за нарушение законодательства Донецкой Народной Республики о музеях и музейном деле

Статья 32. Ответственность за вред, причиненный музею или музейному собранию

Материальный ущерб, причиненный музею или музейному собранию физическими лицами или юридическими лицами, возмещается согласно действующему законодательству Донецкой Народной Республики.

Статья 33. Ответственность за нарушение законодательства Донецкой Народной Республики о музеях и музейном деле

Лица, виновные в нарушении законодательства Донецкой Народной Республики о музеях и музейном деле, несут ответственность согласно действующему законодательству Донецкой Народной Республики.

Статья 34. Заключительные положения

1. Правительству Донецкой Народной Республики привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом в течение 90 календарных дней со дня вступления в силу.

2. До приведения законов и нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом, они применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.

Глава Донецкой Народной Республики
А.В. Захарченко

Для данного документа приложений нет.