watermark
Печать

Вид документа: Постановление

Наименование правотворческого органа: Совет Министров Донецкой Народной Республики

Дата документа: 17.12.2016

Номер документа: 13-51

Заголовок документа: О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Действие документа: Действующий

Классификатор: 160.040.100 - Иные вопросы безопасности общества

Информация об опубликовании:
    Официальный сайт Донецкой Народной Республики http://dnr-online.su/, 16.01.2017

Дополнительные сведения:

Количество страниц:

watermark
НПА ДНР

Совет Министров
Донецкой Народной Республики

 

Постановление

17.12.2016
№13-51
О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

(в ред. Постановления Совета Министров ДНР от 13.09.2018 № 2-34)

С целью единого государственного подхода к определению источника возникновения и характера происшедших чрезвычайных ситуаций, оценки потерь и причиненного материального ущерба от последствий аварий и катастроф, установлению уровня реагирования, Совет Министров Донецкой Народной Республики

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить и ввести в действие с 01 января 2017 года:

1.1. Порядок классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по их уровням (прилагается);

1.2. Методические рекомендации по применению Государственного классификатора чрезвычайных ситуаций (прилагается);

1.3. Государственный классификатор чрезвычайных ситуаций (прилагается);

1.4. Временную методику оценки ущерба от последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (прилагается);

1.5. Классификационные признаки чрезвычайных ситуаций, прилагается.

(подпункт 1.5 пункта 1 введен Постановлением Совета Министров ДНР от 13.09.2018 № 2-34)

2. Возложить на Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Донецкой Народной Республики функции по ведению учета чрезвычайных ситуаций и контролю деятельности территориальных подсистем Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанной с классификацией чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по соответствующему уровню.

3. Министерству по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Донецкой Народной Республики разработать и утвердить соответствующие нормативные правовые акты, связанные с реализацией настоящего Постановления.

4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Совета Министров
А.В. Захарченко
  • Порядок классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по их уровням

    1. Классификация чрезвычайных ситуаций по их уровням осуществляется для организации обеспечения взаимодействия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций в процессе решения вопросов, связанных с чрезвычайными ситуациями и ликвидацией их последствий.

    2. Порядок классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по их уровням (далее — Порядок) разработан во исполнение части 3 статьи 5 Закона Донецкой Народной Республики «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» с целью установления уровня реагирования при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в зависимости от последствий чрезвычайной ситуации, количества привлекаемых к предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации сил и средств Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, характера развития чрезвычайной ситуации, а также других факторов, влияющих на безопасность жизнедеятельности населения и требующих принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

    3. В настоящем Порядке основные понятия и определения применяются в таком значении:

    (абзац искл. в ред. Постановления Совета Министров ДНР от 13.09.2018 № 2-34)

    пострадавший в результате чрезвычайной ситуации — человек заболевший, травмированный или раненый в результате поражающего воздействия источника чрезвычайной ситуации и/или понесший материальные убытки в результате возникновения чрезвычайной ситуации;

    (абзац 2 пункта 3 в нов.ред. на основании Постановления Совета Министров ДНР от 13.09.2018 № 2-34)

    поражающее воздействие источника чрезвычайной ситуации — негативное влияние одного или совокупности поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации на жизнь и здоровье людей, сельскохозяйственных животных и культур, объекты, территории и окружающую природную среду;

    нарушение условий жизнедеятельности — отсутствие теплоснабжения (в осенне-зимний период), питьевого водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и газоснабжения и/или такое изменение технического состояния жилого дома (помещения), в результате которого он стал аварийным или непригодным к эксплуатации, и/или изменение состояния территории (объекта), в результате которого проживание населения и ведение хозяйственной деятельности на территории (объекте) стало невозможным.

    4. Для классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее — чрезвычайная ситуация) по уровням установить следующие критерии:

    территориальное распространение зоны чрезвычайной ситуации; количество погибших людей в результате чрезвычайной ситуации; количество пострадавших людей в результате чрезвычайной ситуации; количество населения, условия жизнедеятельности которого были нарушены в результате чрезвычайной ситуации;

    ущерб от последствий чрезвычайной ситуации (далее — материальный ущерб);

    техническая или иная характеристика события, определяемая в установленном порядке и которая позволяет отнести событие к чрезвычайной ситуации (далее — классификационный признак).

    (пункт 4 в нов.ред. на основании Постановления Совета Министров ДНР от 13.09.2018 № 2-34)

    5. Установить, что чрезвычайные ситуации в зависимости от достижения порогового уровня критерия подразделяется на:

    5.1. Чрезвычайную ситуацию государственного уровня, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более административно-территориальных единиц Донецкой Народной Республики или вышла (по характеру своего развития может выйти) за пределы территории Донецкой Народной Республики и при этом она обладает одним или несколькими критериями:

    количество погибших людей составило 6 и более человек; количество пострадавших людей составило 101 и более человек; количество населения, условия жизнедеятельности которого были нарушены, превысило 10001 человек;

    материальный ущерб составил более 40 миллионов российских рублей.

    5.2. Чрезвычайную ситуацию местного уровня, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за административные пределы территории одной административно-территориальной единицы Донецкой Народной Республики и при этом она обладает одним или несколькими критериями:

    количество погибших людей составило от 3 и более, но не свыше 5 человек;

    количество пострадавших людей составило 51 и более, но не свыше 100 человек;

    количество населения, условия жизнедеятельности которого были нарушены, составило 1001 и более человек, но не свыше 10 тысяч человек;

    материальный ущерб составил более 13, но не свыше 40 миллионов российских рублей.

    5.3. Чрезвычайную ситуацию объектового уровня, если зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории объекта и при этом она обладает одним или несколькими критериями:

    материальный ущерб составил 5 и более, но не свыше 13 миллионов российских рублей;

    обладает соответствующим классификационным признаком.

    (пункт 5 в нов.ред. на основании Постановления Совета Министров ДНР от 13.09.2018 № 2-34)

    6. Чрезвычайные ситуации вследствие дорожно-транспортных происшествий классифицируются по местному и государственному уровням.

    При установлении уровня чрезвычайной ситуации вследствие дорожно­транспортного происшествия, при котором пороговое значение критерия количества погибших достигло 3, но не свыше 5 человек, и/или количество пострадавших достигло 15, но не свыше 50 человек, и/или количество населения, условия жизнедеятельности которого были нарушены, составило 1001 и более человек, но не свыше 10 тысяч человек, и/или материальный ущерб составил более 13, но не свыше 40 миллионов российских рублей — классифицировать как чрезвычайная ситуация местного уровня. При установлении уровня чрезвычайной ситуации вследствие дорожно­транспортного происшествия, при котором пороговое значение критерия количества погибших достигло 6 и более человек и/или количества пострадавших — более 51 человек и/или количество населения, условия жизнедеятельности которого были нарушены, превысило 10001 человек и/или материальный ущерб составил более 40 миллионов российских рублей — классифицировать как чрезвычайная ситуация государственного уровня.

    (пункт 6 в нов.ред. на основании Постановления Совета Министров ДНР от 13.09.2018 № 2-34)

    7. Предварительная оценка ситуации, которая произошла или может произойти, и определение ее как чрезвычайной ситуации осуществляется органами повседневного управления соответствующего уровня территориальной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, исходя из первичной информации с последующей передачей информации соответствующему территориальному органу Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Донецкой Народной Республики.

    8. Окончательное решение по определению уровня чрезвычайной ситуации, в том числе в случае отсутствия информации в полном объеме относительно развития чрезвычайной ситуации, принимается Министерством по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Донецкой Народной Республики с учетом заключения комиссии по вопросам классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по уровням.

    (абзац 1 пункта 8 в ред. Постановления Совета Министров ДНР от 13.09.2018 № 2-34)

    Для принятия окончательного решения в Министерстве по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Донецкой Народной Республики создается комиссия по вопросам классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по уровням (далее — Комиссия).

    Состав Комиссии и положение о ней утверждается Министерством по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Донецкой Народной Республики.

    Для принятия окончательного решения Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Донецкой Народной Республики имеет право обратиться в республиканские органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, к предприятиям, в учреждения и организации независимо от форм собственности за информацией о размере причиненного ущерба. Ответственность за достоверность предоставленной информации несут руководители юридических лиц, которые предоставили данную информацию.

    В случае аварийной ситуации (происшествия), произошедшей с транспортным средством, или аварии на производстве (независимо от формы собственности) к информации, направляемой в Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Донецкой Народной Республики, комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления или организации одновременно с заключением по чрезвычайной ситуации представляет акт расследования такой ситуации (происшествия) или аварии, проведенного в установленном порядке.

    (абзац 5 пункта 8 в ред. Постановления Совета Министров ДНР от 13.09.2018 № 2-34)

    8.1. Для принятия окончательного решения по определению уровня чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера органы государственной власти, органы местного самоуправления представляют Комиссии следующие документы:

    1) обращение органа государственной власти, органа местного самоуправления (далее — Обращение);

    2) сообщение о возникновении чрезвычайной ситуации и ликвидации ее последствий (далее — Сообщение);

    3) протокол заседания соответствующей Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее — Протокол);

    4) расчет ущерба, причиненного вследствие чрезвычайной ситуации (далее — Расчет);

    5) справку о нарушении нормальных условий жизнедеятельности;

    6) справку о гидрометеорологических условиях.

    Указанные документы должны быть оформлены в соответствии с требованиями Типовой Инструкции по делопроизводству в органах государственной власти, органах местного самоуправления Донецкой Народной Республики, утвержденной Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 16 октября 2015 г. № 19-27, и соответствовать следующим требованиям:

    В Обращении приводится краткое описание чрезвычайной ситуации, в котором отражены причины ее возникновения и последствия; указывается перечень населенных пунктов и временной интервал действия чрезвычайной ситуации, количество погибшего и пострадавшего населения, срок нарушения нормальных условий жизнедеятельности населения (указывается для какого количества человек).

    Сообщение предоставляется органами повседневного управления территориальной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций административно-­территориальной единицы Донецкой Народной Республики, на территории которой возникла чрезвычайная ситуация по форме, определенной Министерством по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Донецкой Народной Республики.

    В Протоколе указывается обобщенная информация о чрезвычайной ситуации, время ее возникновения, зона действия и последствия, уровень чрезвычайной ситуации, принятые решения по ее ликвидации, привлеченные силы и средства для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также объем задействованных материальных ресурсов и средств.

    К протоколу прилагаются:

    список погибших или пострадавших в результате чрезвычайной ситуации (приложение 1);

    список лиц, которые вследствие чрезвычайной ситуации остались без жилья и/или эвакуированных (приложение 2);

    документы обследования (паспорта, акты, протоколы проверок) технического состояния объекта (в части качественных и количественных характеристик дефектов и повреждений объекта). В случае, если обследованием установлено, что состояние объекта или отдельных его конструкций соответствует III (непригодный к нормальной эксплуатации) или IV (аварийный) категории уровня пригодности — документы готовятся специализированной организацией, имеющей на это лицензию.

    Расчет производится в соответствии с Временной Методикой оценки ущерба от последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

    В Справке о нарушении нормальных условий жизнедеятельности указывается информация об отсутствии (сроки отсутствия) водоснабжения, водоотведения, электро-, газо- и теплоснабжения, и/или об изменении технического состояния жилого дома (помещения), в результате которого он стал аварийным или непригодным к эксплуатации, и/или об изменении состояния территории (объекта), в результате которого проживание населения и осуществление хозяйственной деятельности на территории (объекте) является невозможным.

    В Справке о гидрометеорологических условиях, указывается информация об атмосферных явлениях, которые по своей интенсивности, периоду возникновения, распространению по площади причинили вред жизни и здоровью граждан, имуществу и окружающей среде. Справка предоставляется в случае возникновения чрезвычайной ситуации природного характера уполномоченным Министерством по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Донецкой Народной Республики органов в сфере гидрометеорологии.

    (подпункт 8.1 пункта 8 введен Постановлением Совета Министров ДНР от 13.09.2018 № 2-34)

    9. Окончательное решение Комиссии является основанием для осуществления иных мероприятий по реагированию на чрезвычайную ситуацию в соответствии с действующим законодательством.

    (пункт 9 в ред. Постановления Совета Министров ДНР от 13.09.2018 № 2-34)

    10. В целях немедленного реагирования на чрезвычайные ситуации органы государственной власти, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности являются ответственными за своевременность и объективность информирования Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Донецкой Народной Республики о происшедших чрезвычайных ситуациях на подведомственных объектах и территориях.

    11. Порядок сбора и обмена информацией в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера определяется Советом Министров Донецкой Народной Республики.

 

  • Методические рекомендации по применению Государственного классификатора чрезвычайных ситуаций

    I. Общие положения

    1.1. Государственный классификатор чрезвычайных ситуаций (далее — Классификатор) представляет собой перечень чрезвычайных ситуаций, определенных соответствующими нормативными правовыми актами, сгруппированных по признакам принадлежности к соответствующим группам чрезвычайных ситуаций (обнаруженных и возможных).

    1.2. Классификатор разработан в соответствии с Конституцией Донецкой Народной Республики, Законами Донецкой Народной Республики «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», а также Положением о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 09.04.2015 № 5-11 (с изменениями) и применяется на территории Донецкой Народной Республики.

    1.3. Классификатор применяют для сбора административных данных и организации взаимодействия между органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности, при решении вопросов, связанных с чрезвычайными ситуациями.

    1.4. Классификатор может быть использован для машинной обработки статистической информации в автоматизированных системах управления органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций, в том числе входящих в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

    1.5. В Классификаторе термины и определения используются в соответствии с законами Донецкой Народной Республики «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», а также используются следующие термины и определения:

    чрезвычайная ситуация — обстановка на определенной территории, субъекте хозяйствования или на водном объекте, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей;

    классификация чрезвычайных ситуаций — система распределения чрезвычайных ситуаций на классы и подклассы в зависимости от их характера;

    авария — опасное происшествие техногенного характера, которое повлекло гибель людей или создает на отдельной территории угрозу жизни и здоровью людей, приводит к разрушениям зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, способствует сверхнормативным выбросам загрязняющих веществ в окружающую среду;

    эпизоотия — широкое распространение инфекционной болезни среди одного или многих видов животных на значительной территории, значительно превышающее уровень заболеваемости, обычно регистрируемый на данной территории;

    панзоотия — необычайно широкое распространение инфекционной болезни животных, охватывающее страну, группу стран, континент. Является высшей степенью эпизоотии;

    эпифитотия — распространение инфекционной болезни сельскохозяйственных растений на значительной территории или увеличение активности вредителей растений;

    панфитотия — массовое заболевание растений и резкое увеличение вредителей сельскохозяйственных растений, охватывающее несколько стран или континентов;

    пандемия — эпидемия, характеризующая распространением инфекционного заболевания на территории всей страны, территорию сопредельных государств;

    несчастный случай (во время выполнения трудовых обязанностей) — ограниченное во времени событие или внезапное воздействие на работника опасного производственного фактора или среды, которые произошли в процессе выполнения им трудовых обязанностей, в результате которых причинен вред здоровью или наступила смерть;

    несчастный случай (кроме несчастных случаев, произошедших во время выполнения трудовых обязанностей) — непредвиденное событие, неожиданное стечение обстоятельств, повлёкшее причинение вреда здоровью или смерть.

    II. Классификация чрезвычайной ситуации по причинам возникновения

    2.1. В Классификаторе объектами классификации являются чрезвычайные ситуации.

    2.2. Классификации подлежат произошедшие и возможные чрезвычайные ситуации на территории административно-территориальных единиц Донецкой Народной Республики, предприятиях, учреждениях, организациях независимо от форм собственности, а также на водных объектах Донецкой Народной Республики.

    2.3. Классификационным признаком чрезвычайной ситуации является техническая или иная характеристика события, определяемая установленным порядком и которая позволяет отнести событие к чрезвычайной ситуации.

    2.4. В зависимости от характера происхождения событий, которые могут обусловить возникновение чрезвычайных ситуаций на территории Донецкой Народной Республики, определяются такие виды чрезвычайных ситуаций:

    чрезвычайная ситуация техногенного характера — обстановка на определенной территории, субъекте хозяйствования или на водном объекте, сложившаяся в результате пожара, взрыва, аварии или катастрофы на транспорте, аварии с выбросом (угрозой выброса) аварийно химически опасных веществ, выбросом полезных ископаемых, выбросом радиоактивных веществ, присутствия в окружающей среде вредных и радиоактивных веществ, внезапного разрушения сооружений, аварий в электроэнергетических системах, в системах жизнеобеспечения, аварии систем телекоммуникаций, аварии на очистных сооружениях, гидродинамических аварий, аварии в системах нефтегазового промышленного комплекса, событий в результате несчастных случаев с людьми во время выполнения трудовых обязанностей и тому подобное;

    (абзац 2 пункта 2.4 раздела II в ред. Постановления Совета Министров ДНР от 13.09.2018 № 2-34)

    чрезвычайная ситуация природного характера — обстановка на определенной территории, субъекте хозяйствования или на водном объекте связанная с опасными факторами геофизических, геологических метеорологических или гидрологических явлений, поверхностных вод деградацией почв и недр, изменения состояния воздушного бассейна, пожаров в природных экологических системах, событий, связанных с массовой болезнью, отравлением людей или животных, поражением сельскохозяйственных растений болезнями, вредителями, событий в результате несчастных случаев с людьми, и тому подобное.

    По характеру и виду источника возникновения чрезвычайные ситуации делятся на классы (характер (вид) происхождения чрезвычайной ситуации), которые, в свою очередь, подразделяются на подклассы (вид источника возникновения чрезвычайной ситуации). Подклассы состоят из групп, которые отражают непосредственный источник возникновения чрезвычайной ситуации.

    III. Структура Классификатора чрезвычайных ситуаций

    3.1. По структуре Классификатор состоит из трех уровней классификации: класс, подкласс, группа.

    Метод классификации — иерархический, последовательный, пятизначный.

    Позиция Классификатора имеет блок идентификации и блок названия классификационной группировки.

    Кодирование чрезвычайной ситуации на низком классификационном уровне (группа) выполнено по фасетной схеме, в котором фасеты также структурированы. Это обеспечивает устойчивость структуры Классификатора в процессе его ведения, поскольку оперативные изменения объектов классификации происходят на этом уровне.

    Структура кода Классификатора имеет 5 разрядов и соответствует такой схеме:

    1

    Первая цифра кода обозначает класс чрезвычайной ситуации (вид).

    Вторая и третья цифры обозначают подкласс вида чрезвычайной ситуации.

    Четвертая и пятая цифры обозначают группу чрезвычайной ситуации.

    Пример.

    Класс- код 10000: «Чрезвычайные ситуации техногенного характера».

    Подкласс — код 10100: «Чрезвычайные ситуации в результате аварий или катастроф на транспорте (за исключением пожаров и взрывов)».

    Группа — код10110: «Чрезвычайные ситуации вследствие аварии на транспорте с выбросом (угрозой выброса) опасных и вредных (загрязняющих) веществ». В группу входят:

    код 10111: «ЧС вследствие аварии на транспорте с выбросом (угрозой выброса) биологически опасного вещества»;

    код 10112: «ЧС вследствие аварии на транспорте с выбросом (угрозой выброса) радиоактивного вещества»;

    код 10113: «ЧС вследствие аварии на транспорте с выбросом (угрозой выброса) аварийного химически-опасного вещества»;

    код 10114: «ЧС вследствие аварии на транспорте с угрозой разлива, выброса легковоспламеняющихся, горючих жидкостей, горючих газов».

 

  • Временная методика оценки ущерба от последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

    I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    1.1. Временная методика оценки ущерба от последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее — Методика) устанавливает порядок определения размера ущерба в стоимостном выражении, который может быть причинён жизни и здоровью людей, имуществу физических и юридических лиц, природным ресурсам в результате возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

    1.2. Настоящая Методика предназначена для оперативного определения уровня прогнозируемых чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также идентификации потенциально опасных объектов республиканскими органами исполнительной власти и местными органами самоуправления Донецкой Народной Республики, а также предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их формы собственности.

    1.3. Финансовое обеспечение мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера осуществляется в порядке, установленном Советом Министров Донецкой Народной Республики.

    1.4. Настоящая методика предусматривает определение (прогнозирование) ущерба от последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на всех уровнях реагирования: объектовом, местном и государственном.

    Исходной информацией для определения размера ущерба от последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера являются границы зон чрезвычайных ситуаций, которые определяются руководителями работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, по согласованию, при необходимости, со специально уполномоченным республиканским органом исполнительной власти, к компетенции которого отнесены вопросы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и местными органами, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация.

    1.5. Стоимостное значение элементов, составляющих формулы, указанные в настоящей Методике, устанавливается в денежном эквиваленте на день возникновения чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера в соответствии с действующим законодательством Донецкой Народной Республики.

    II. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

    2.1. В настоящей Методике применены термины и определения в редакции Закона Донецкой Народной Республики «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»: авария, зона чрезвычайной ситуации, классификация чрезвычайных ситуаций, потенциально опасный объект, чрезвычайная ситуация, в редакции Закона Донецкой Народной Республики «О налоговой системе»: основные средства, балансовая стоимость основных средств.

    2.2. Термины, дополнительно используемые в настоящей Методике:

    ущерб от последствий чрезвычайных ситуаций (в стоимостном выражении) — утрата полезных свойств и функций в результате действия факторов чрезвычайных ситуаций, в том числе человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, материальные потери (утрата или повреждение имущества);

    ущерб — потери некоторого субъекта или группы субъектов части или всех своих ценностей.

    III. МЕТОД РАСЧЁТА УЩЕРБА

    3.1. Ущерб от последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера УПр рассчитывается как сумма ущербов по формуле:

    1

    где УОсн.С — ущерб от уничтожения(повреждения) основных средств предприятий, учреждений, организаций, тыс. руб.;

    УЖС — ущерб от уничтожения(повреждения) основных средств жилых зданий, тыс. руб.;

    Упгпсп — ущерб от потерь готовой продукции и товаров, запасов сырья, полуфабрикатов и промежуточной продукции тыс. руб.;

    Уиг — ущерб от потерь имущества граждан, тыс. руб.;

    Улр — ущерб от потерь лесных ресурсов, тыс. руб.;

    Ур — ущерб от потерь продукции растениеводства, тыс. руб.;

    Ужв — ущерб от потерь животноводства, тыс. руб.;

    Упж — ущерб от потери жизни и здоровья населения, тыс. руб.;

    3.2. Ущерб от последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера слагается из стоимости уничтоженных или повреждённых основных средств предприятий, учреждений, организаций, природных ресурсов, имущества граждан, потери жизни и здоровья населения.

    3.3. Сумма материального ущерба от последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера определяется убытками по ценам, действующим на момент возникновения чрезвычайных ситуаций.

    3.4. Материальный ущерб, нанесённый в результате последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера юридическим лицам, определяется на основании справки, составленной согласно документам бухгалтерского учёта. Ответственность за достоверность сведений об ущербе несут лица, подавшие такую справку.

    3.5. Материальный ущерб, причинённый в результате уничтожения основных средств, определяется по их остаточной стоимости с учётом последней переоценки за вычетом стоимости остатков.

    3.6. Материальный ущерб, причинённый в результате уничтожения основных средств на стадии незавершённого строительства (капитального ремонта), определяется из объёма выполненных работ.

    3.7. Ущерб от уничтожения (повреждения) оборотных средств определяется путём исключения стоимости материальных ценностей, которые остались, из стоимости материальных ценностей, которые находятся на учёте, по ценам на момент возникновения чрезвычайной ситуации.

    3.8. Стоимость продукции собственного производства, в том числе находящейся на стадии незавершённого производства, определяется, исходя из её первичной стоимости и затрат на обработку (переработку), проведённых до момента возникновения чрезвычайной ситуации.

    3.9. Стоимость готовой продукции, сырья и других материальных ценностей, находящихся на складах (базах) и в торговых организациях, определяется исходя из себестоимости или по ценам приобретения с учетом индексации.

    3.10. В случае уничтожения от последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ценных бумаг и денежных знаков ущерб считается равным их номинальной стоимости, кроме ценных бумаг (денежных знаков), находящихся на стадии изготовления, материальный ущерб по ним определяется по себестоимости их изготовления.

    3.11. Ущерб, определённый в иностранной валюте, исчисляется в национальной валюте по официальному обменному курсу Центрального Республиканского Банка Донецкой Народной Республики, действующему на момент возникновения чрезвычайной ситуации.

    3.12. Повреждёнными считаются материальные ценности (здания, сооружения, оборудование, продукция, личное имущество и т.д.), которые в результате ремонтно-восстановительных работ после чрезвычайной ситуации могут быть приведены в состояние, позволяющее их использовать по первоначальному функциональному назначению. В противном случае они считаются уничтоженными.

    IV. РАСЧЁТ УЩЕРБОВ

    4.1. Расчёт ущерба от уничтожения или повреждения основных средств

    4.1.1. Общий ущерб от уничтожения и повреждения основных средств рассчитывается по формуле:

    1

    где УУ.Осн.С — ущерб от уничтожения основных средств, тыс. руб.;

    УП.Осн.С — ущерб от повреждения основных средств, тыс. руб.;

    С0ст — стоимость остатков, которые могут быть использованы, тыс. руб.

    4.1.2.  Ущерб от уничтожения основных средств УУ.Осн.С состоит из ущерба от полного уничтожения зданий, сооружений, техники, оборудования и других видов основных средств производственного и непроизводственного назначения и рассчитываются по формуле:

    1

    где n — количество уничтоженных средств производственного и непроизводственного назначения;

    CP.Ci — остаточная балансовая стоимость i-гo вида уничтоженных средств с учётом соответствующих коэффициентов индексации, тыс. руб.

    4.1.3. Количество и стоимость имущества, имевшегося на момент возникновения чрезвычайной ситуации, определяется по данным бухгалтерского учёта и отчётности и на основании первичных приходных и расходных документов(инвентарных карточек учёта основных средств, платёжных требований, счетов-фактур, накладных, распоряжений о внутриведомственном перемещении имущества, книг, остатков товарно­-материальных ценностей и т.п.). Если бухгалтерские книги, карточки, первичные документы уничтожены в результате последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, то стоимость имущества на момент возникновения чрезвычайной ситуации определяется на основании утверждённых в установленном порядке товарно-материальных отчётов материально ответственных лиц, составленных в связи с расследованием чрезвычайной ситуации.

    4.1.4. Учёту подлежат все остатки, которые могут быть использованы в производстве, строительстве, для ремонта, переработки и т.п.; учитываются остатки, годные на корм для скота, топливо, вторичное сырье (металлолом, утиль) и т.д. О возможности использования остатков в пищевых целях должно быть получено заключение санитарной инспекции.

    4.1.5. В тех случаях, когда восстановление объекта в связи с происшедшей чрезвычайной ситуацией невозможно, стоимость остатков от него учитывается по количеству материалов (металла, кирпича, камня, леса и т.п.), которые могут быть получены при разборке объекта, в том числе и при разборке фундамента. Количество материалов, которые могут быть получены при разборке объекта, определяется исходя из действующих строительных норм.

    4.1.6 Ущерб от повреждения основных средств УП.Осн.С состоит из ущерба от повреждения зданий, сооружений, техники, оборудования и других видов основных средств производственного и непроизводственного назначения и рассчитывается по формуле:

    1

    где n — количество повреждённых средств производственного назначения;

    СП.Сi — остаточная балансовая стоимость i-гo вида повреждённых фондов производственного назначения с учётом соответствующих коэффициентов индексации, тыс. руб.

    Кр— коэффициент повреждения i-го повреждённого основного средства, (%).

    4.1.7. Степень и размер повреждения отдельных конструктивных элементов устанавливаются на месте путём осмотра и обмера повреждённого объекта и на основании дефектной ведомости, составленной с участием специалистов (инженеров, техников-строителей).

    4.1.8. Стоимость восстановления (ремонта) повреждённого объекта определяется одним из следующих способов:

    на основании сметы на восстановление (ремонт) повреждённого объекта, составленной с учётом степени повреждения;

    путём применения процентного отношения стоимости отдельных частей (конструктивных элементов) повреждённого объекта к его общей стоимости;

    путём применения единичных расценок на отдельные части(конструктивные элементы) объекта или виды работ.

    4.1.9. Выбор одного из указанных выше методов в каждом отдельном случае принимается в зависимости от характера и объёма повреждений, сложности повреждённых объектов и наличия соответствующей технической и оценочной документации.

    4.1.10. Исчисление ущерба путём применения единичных расценок и составление сметы на восстановление производится по тем же ценам, расценкам, нормам накладных расходов, плановых накоплений, дополнительных затрат и т.д., которые были приняты для определения балансовой стоимости объекта.

    4.1.11. При определении стоимости восстановления (ремонта) повреждённого объекта в расчёт должны приниматься только те работы, производство которых необходимо для восстановления или ремонта повреждённых частей (конструктивных элементов) объектов.

    4.1.12. Производимая реконструкция повреждённого объекта в перечень работ не включается при определении объёма работ по восстановлению (ремонту) отдельных частей (конструктивных элементов) объекта.

    4.1.13. Разрешается включать в расчёт ремонтные работы, признанные хозяйственно необходимыми в связи с повреждением, как например покраска всех стен в помещении, а не только на площади повреждения и т.п.

    Если для сохранения отдельных частей (конструктивных элементов) повреждённого объекта было необходимо произвести дополнительную работу по их укреплению, то эта работа включается в расчёт ущерба.

    4.1.14. Если повреждена отдельная часть (конструктивный элемент) здания, сооружения, машины и т.п., однако объект все же остаётся пригодным для использования по своему назначению, то учитывается только стоимость ремонта этой части (конструктивного элемента).

    4.2. Расчёт ущерба от уничтожения или повреждения основных средств жилых зданий

    Ущерб от уничтожения и повреждения основных средств жилых зданий УЖС рассчитываются по формуле:

    1

    где 0,225 — коэффициент, учитывающий относительную долю основных средств, которые полностью уничтожаются (повреждаются) при чрезвычайной ситуации, с учётом срока службы здания 100 лет и коэффициента амортизации Kai = 0,01;

    n — количество уничтоженных и повреждённых средств жилых зданий;

    СЖСi — балансовая стоимость i-гo вида уничтоженных (повреждённых) жилых зданий с учётом соответствующих коэффициентов индексации, тыс. руб.

    4.3. Расчёт ущерба от потерь готовой продукции, товаров, запасов сырья, полуфабрикатов и промежуточной продукции

    4.3.1. Ущерб от потерь готовой продукции, товаров, запасов сырья, полуфабрикатов и промежуточной продукции Упгпсп рассчитывается исходя из её цены по формуле:

    1

    где n — количество видов готовой продукции, товаров, запасов сырья, полуфабрикатов и промежуточной продукции;

    ЦПрni — Цена единицы i-гo вида продукции, товаров, запасов сырья, полуфабрикатов и промежуточной продукции, тыс. руб./ед.;

    qi — количество потерянной продукции i-гo вида, ед.

    4.3.2. Ущерб от потерь готовой продукции на предприятиях определяется по её себестоимости, а товаров по ценам, действующим на момент возникновения чрезвычайной ситуации, согласно пункту 3.11 настоящей Методики.

    4.3.3. В сумму ущерба включаются также убытки от повреждения имущества вследствие мер, принятых для его спасения.

    4.3.4. Для определения стоимости уничтоженного и суммы обесценения повреждённого имущества в торговых организациях, а также суммы ущерба в связи с уничтожением (повреждением) материальных ценностей в неторговых организациях, из стоимости имущества, имевшегося на момент возникновения чрезвычайной ситуации, исключается стоимость товарно-материальных ценностей, оставшихся после него.

    4.3.5. При определении ущерба по товарно-материальным ценностям должны учитываться нормы естественной убыли, утверждённые для соответствующих видов имущества. Естественная убыль товарно­-материальных ценностей определяется: в розничных торговых предприятиях — в процентах к товарообороту за период со дня последней инвентаризации до возникновения чрезвычайной ситуацией по день проведения инвентаризации в связи с происшедшей чрезвычайной ситуацией; в оптовых базах, складах и т.п. — в процентах к стоимости отпущенных товаров за межинвентаризационный период и к остатку товаров на конец инвентаризационного периода с учётом срока их хранения.

    4.3.6. При уничтожении товарно-материальных ценностей, из стоимости имущества, имевшегося на момент возникновения чрезвычайной ситуации, исключается сумма несданной выручки за время со дня последней сдачи выручки в банковское учреждение до возникновения чрезвычайной ситуации или средняя сумма сданной выручки за тот же период прошлого года, скорректированная на рост (снижение) товарооборота в текущем году. При этом, если несданная выручка по своей величине превышает скорректированную на рост (снижение) товарооборота в текущем году сумму сданной выручки за те же дни и часы прошлого года, то в расчёт принимается сумма несданной выручки у подотчётных лиц. В противном случае учитывается скорректированная на рост (снижение) товарооборота в текущем году сумма сданной выручки за соответствующий период прошлого года.

    4.3.7. Если количество и стоимость уничтоженного или повреждённого имущества можно установить по остаткам, то стоимость его определяется путём вычитания из суммы уценки повреждённых товарно-материальных ценностей и остатков с учётом обесценивания.

    4.3.8. Для исчисления суммы ущерба, причинённого торговым предприятиям в результате уничтожения или повреждения товаров, из суммы стоимости уничтоженного и уценки повреждённого имущества исключаются скидки (надбавки) и прибавляются издержки обращения. Сумма скидок (надбавок) и издержек обращения определяется путём умножения стоимости уничтоженных и суммы обесценения повреждённых товаров на соответствующие проценты этих скидок (надбавок) и издержек обращения на остаток товаров и деления полученных результатов на 100.

    4.3.9. Если издержки обращения превышают торговую скидку (надбавку), фактическая себестоимость товаров будет выше их стоимости по государственным ценам.

    4.3.10. По имуществу, полученному предприятием (организацией) по договору имущественного найма или принятого им от других организаций и населения для переработки, ремонта, перевозки, на комиссию, хранение и т.п., ущерб определяется с учётом износа, исходя из действительной стоимости имущества.

    4.4. Расчёт ущерба от потерь имущества граждан

    Ущерб от потерь имущества граждан рассчитывается исходя из средней рыночной стоимости имущества на момент его утраты, которая определяется по формуле:

    1

    где n — количество видов имущества, утраченного гражданами;

    ЦСр.р — средняя рыночная цена i-гo вида утраченного имущества граждан, тыс. руб./ед.;

    qi — количество утраченного имущества граждан i-гo вида, ед.

    4.5. Расчёт ущерба от потери лесных ресурсов

    Ущерб от уничтожения лесных ресурсов Улр рассчитывается по формуле:

    1

    где Нлр — норматив убытков — обобщённый стоимостный показатель размера причинённого ущерба в расчёте на 1 га, условно соответствующий стоимости потерь вследствие невозможности хозяйственного использования лесов или иной полезности, связанный с природными свойствами древесины и другой лесной продукции. На основании укрупнённых расчётов Нлр = 1846 тыс. руб./га;

    П — площадь лесного участка, пострадавшего при чрезвычайной ситуации, га

    4.6. Расчёт ущерба от потерь продукции растениеводства

    Ущерб от потерь продукции растениеводства Ур рассчитывается, исходя из оптовой цены 1 тонны продукции растениеводства, уничтоженной в результате последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и общего веса этой продукции.

    Расчёт ущерба производится по формуле:

    1

    где n — количество видов продукции растениеводства;

    Црi — оптовая цена 1 тонны продукции растениеводства i-гo вида, тыс. руб./т;

    Вpi — общее количество уничтоженной продукции растениеводства i-гo вида, т.

    4.7. Расчёт ущерба от потерь животноводства

    Ущерб от потерь животноводства Ужв рассчитывается, исходя из стоимости 1 тонны живого веса животного, погибшего в результате последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и общего веса этих животных. Расчёт ущерба производится по формуле:

    1

    где n — количество видов животных;

    Ccpi — стоимость 1 тонны живого веса погибшего животного i-ой породы по оптовым ценам, тыс. руб./т;

    Вжвi — общий вес погибших животных i-ой породы, т.

    4.8. Расчёт ущерба от потери жизни и здоровья населения

    4.8.1. Размер ущерба от потери жизни и здоровья населения Упж определяется по формуле:

    1

    где Утрр — потери от выбытия трудовых ресурсов на производстве, тыс. руб.;

    Уппк — расходы на выплату пенсий в случае потери кормильца, тыс. руб.;

    Упогр — расходы на выплату пособия на погребение, тыс. руб.

    4.8.2. Потери от выбытия трудовых ресурсов по производству Утрр рассчитываются по следующей формуле:

    1

    где Ул — потери от лёгкого несчастного случая, тыс. руб.;

    Ут — потери от тяжёлого несчастного случая, тыс. руб.;

    Уи — потери от получения человеком инвалидности, тыс. руб.;

    Уг — потери от гибели человека, тыс. руб.;

    N — количество пострадавших от конкретного вида несчастного случая или погибших.

    4.8.3. Потери от выбытия трудовых ресурсов на производстве в результате лёгкого несчастного случая с потерей трудоспособности до 9 дней, тяжёлого несчастного случая без присвоения инвалидности с потерей работоспособности свыше 9 дней и тяжёлого несчастного случая, в результате которого потерпевший получил инвалидность с потерей работоспособности свыше 10 лет рассчитываются для граждан, которые в период получения травмы были трудоустроены. Для нетрудоустроенных граждан в возрасте до 60 лет рассчитываются только потери в результате несчастного случая, который привёл к гибели.

    4.8.4. Расходы на выплату пенсий в случае потери кормильца Уппк рассчитываются на каждого ребёнка по следующей формуле:

    1

    где 12 — количество месяцев в году;

    Упдс — размер ежемесячной пенсии на ребёнка по достижению им совершеннолетия (18 лет), тыс. руб./мес.;

    Вр — возраст ребёнка, лет.

    4.8.5. Расходы на выплату пособия на погребение Упогр рассчитываются по следующей формуле:

    1

    где МПосП — пособие на погребение, тыс. руб.;

    N1 — количество погибших.

Редакция от 24.10.2018

Начальная версия от 16.01.2017