watermark
Печать

Вид документа: Приказ

Наименование правотворческого органа: Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики

Дата документа: 20.04.2016

Номер документа: 433

Дата государственной регистрации: 23.05.2016

Регистрационный номер: 1310

Заголовок документа: Об утверждении Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 53.04.01 «Музыкально-инструментальное искусство» (квалификация «магистр»)

Действие документа: Действующий

Классификатор: 130.010.030 - Государственные образовательные стандарты. Образовательные программы. Образовательный процесс

Информация об опубликовании: Официальный сайт Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики http://mondnr.ru, 16.06.2016

Дополнительные сведения:

Количество страниц:

watermark
НПА ДНР

Министерство образования и науки
Донецкой Народной Республики

 

Приказ

20.04.2016
№433
НПА ДНР
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 1310
от   «23» мая 2016  г.
Об утверждении Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 53.04.01 «Музыкально-инструментальное искусство» (квалификация «магистр», «Руководитель творческого коллектива (профили: «Оркестровые струнные инструменты», «Оркестровые духовые и ударные инструменты», «Баян, аккордеон и струнно-щипковые инструменты», «Инструменты эстрадного оркестра»)»)

(С изменениями, внесенными на основании Приказа Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 28.03.2017 № 263)

В соответствии с подпунктом 12.56 пункта 12 раздела II Положения о Министерстве образования и науки Донецкой  Народной  Республики,  утверждённого Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 22.07.2015 года № 13-43, руководствуясь  п.6 ч.1 ст.6, ст.9 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании», принятым Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19.06.2015 года № 55-IНС, руководствуясь статьями 5, 37 Закона Донецкой Народной Республики «О нормативных правовых актах»,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемый Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 53.04.01 «Музыкально-инструментальное искусство»  (квалификация «магистр», «Руководитель творческого коллектива (профили: «Оркестровые струнные инструменты», «Оркестровые духовые и ударные инструменты», «Баян, аккордеон и струнно-щипковые инструменты», «Инструменты эстрадного оркестра»)»).

(пункт 1 с изменениями, внесенными на основании Приказа Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 28.03.2017 № 263)

2. Контроль за исполнением приказа возложить на Первого заместителя Министра Кушакова М.Н.

3. Настоящий приказ вступает в силу со дня официального опубликования.

Министр образования и науки
Л.П. Полякова
НПА ДНР
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 1310
от   «23» мая 2016  г.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 53.04.01 «МУЗЫКАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО» (КВАЛИФИКАЦИЯ «МАГИСТР»«РУКОВОДИТЕЛЬ ТВОРЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА (ПРОФИЛИ: «ОРКЕСТРОВЫЕ СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «ОРКЕСТРОВЫЕ ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «БАЯН, АККОРДЕОН И СТРУННО-ЩИПКОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «ИНСТРУМЕНТЫ ЭСТРАДНОГО ОРКЕСТРА»)»)

(заголовок с изменениями, внесенными на основании Приказа Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 28.03.2017 № 263)

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящий образовательный стандарт высшего профессионального образования (ГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ магистратуры по направлению подготовки 53.04.01  Музыкально-инструментальное искусство образовательными организациями высшего профессионального образования на территории Донецкой Народной Республики, имеющими государственную аккредитацию.

1.2.  Право на реализацию основных образовательных программ образовательная организация высшего профессионального образования имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной органом исполнительной власти.

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

ВПО – высшее профессиональное образование;

ООП – основная образовательная программа;

ОК – общекультурные компетенции;

ПК – профессиональные компетенции;

УЦ ООП – учебный цикл основной образовательной программы;

ГОС ВПО – государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.

III.  ХАРАКТЕРИСТИКА  НАПРАВЛЕНИЯ  ПОДГОТОВКИ

Нормативный срок, общая трудоемкость освоения ООП (в зачетных единицах)* и квалификация (степень) приведены в таблице №1.

                                                                                                                    Таблица №1

Наименование ООП Квалификация(степень) Нормативный срок освоения ООП (для очной формы обучения), включая последипломный отпуск Трудоемкость (в зачетных единицах)
Код в соответствии с принятой классификацией ООП Наимено-вание
ООП магистратуры магистр 2 года 120*
*трудоемкость ООП по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам

Профильная направленность магистратуры определяется образовательной организацией высшего профессионального образования, реализующей образовательную программу по соответствующему направлению подготовки.

 IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГИСТРОВ

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников включает:

музыкальное исполнительство (выступление в качестве концертного исполнителя, ансамблиста и концертмейстера, игра на музыкальных инструментах в оркестрах, ансамблях);

музыкальная педагогика;

научные исследования в области музыкально-инструментального искусства;

просветительство в области музыкального искусства и культуры;

руководство творческим коллективами;

административная работа в организациях культуры, образовательных организациях, студиях, центрах народного художественного творчества, домах народного творчества.

4.2.  Объектами профессиональной деятельности магистров являются:

музыкальное произведение в различных формах его бытования;

музыкальные инструменты;

слушательская и зрительская аудитории театров, концертных залов, потребители продукции звукозаписывающих фирм;

обучающиеся по программам высшего, среднего профессионального и дополнительного, в том числе дополнительного образования детей, образовательных организаций;

образовательные организации высшего и среднего профессионального образования;

авторы-создатели произведений музыкального искусства;

творческие коллективы, исполнители;

средства массовой информации;

организации культуры (филармонии, концертные залы, центры народного художественного творчества, дома народного творчества), научно-исследовательские учреждения, профессиональные ассоциации.

4.3. Магистр по направлению подготовки 53.04.01 Музыкально-инструментальное искусство готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

музыкально-исполнительской;

педагогической;

научно-методической;

научно-исследовательской;

музыкально-просветительской.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится магистр, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией высшего профессионального образования совместно с обучающимся, научно-педагогическими работниками образовательной организацией высшего профессионального образования  и объединениями работодателей.

4.4. Магистр по направлению  53.04.01 Музыкально-инструментальное искусство должен быть подготовлен к решению профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры и видами профессиональной деятельности:

в области музыкально-исполнительской деятельности:

участие в художественно-культурной жизни общества и создание художественно-образовательной среды путем представления результатов своей деятельности общественности, а именно:

концертного исполнения музыкальных произведений, программ в различных модусах – соло, в составе ансамбля (оркестра), с оркестром;

участие в формировании репертуара коллективов, солистов в концертных организациях, выстраивания драматургии концертной программы, осуществления консультаций при подготовке творческих проектов в области музыкального искусства и культуры;

в области педагогической деятельности:

преподавание дисциплин в области музыкально-инструментального искусства, в том числе игры на музыкальном инструменте  в образовательных организациях высшего профессионального, среднего профессионального образования, дополнительного образования, в том числе дополнительного образования детей;

изучение образовательного потенциала обучающихся, уровня их художественно-эстетического и творческого развития, осуществление профессионального и личностного роста обучающихся;

планирование учебного процесса, выполнение методической работы, осуществление контрольных мероприятий, направленных на оценку результатов педагогического процесса;

создание учебных программ и учебных пособий;

применение при реализации учебного процесса лучших образцов исторически сложившихся педагогических методик, а также разработка новых педагогических технологий;

в области научно-методической деятельности:

разработка образовательных программ, инновационных методик и дисциплин, учебно-методических комплексов;

создание условий для внедрения инновационных методик и дисциплин в педагогический процесс;

изучение ресурсов образовательных систем и проектирование программ развития образовательных систем в области музыкального искусства и педагогики;

в области научно-исследовательской деятельности:

выполнение научных исследований в области музыкально-инструментального искусства, культуры и педагогики;

использование ресурсного обеспечения научных исследований, владение основными приемами поиска и научной обработки данных;

оценка научно-практической значимости проведенного исследования; использование результатов исследования в своей профессиональной деятельности;

в области организационно-управленческой деятельности:

осуществление функций руководителя структурных подразделений в государственных органах управления культурой, в организациях сферы культуры и искусства (театры, филармонии, концертные организации), в творческих союзах и обществах;

работа с авторами (композиторами, аранжировщиками, инсценировщиками, либреттистами, поэтами);

разработка и реализация творческих проектов (концертов, фестивалей, конкурсов, мастер-классов, юбилейных мероприятий);

административная работа в образовательных организациях ВПО, среднего профессионального образования и дополнительного образования детей, в государственных органах управления культуры, организациях культуры (студиях, центрах народного художественного творчества, домах народного творчества);

руководство творческим коллективом;

в области музыкально-просветительской деятельности:

разработка и реализация просветительских проектов в целях популяризации музыкального искусства, культуры и образования в широких слоях общества, в том числе, с использованием возможностей радио, телевидения, сети Интернет;

участие в общественных дискуссиях по вопросам развития музыкального искусства, культуры и образования, осуществление связей со средствами массовой информации.

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ  ОСВОЕНИЯ  ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

5.1. Выпускник должен обладать общекультурными компетенциями (ОК):

совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

самостоятельно обучаться новым методам исследования, к изменению научного и научно-творческого профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2);

свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения (ОК-3);

использовать на практике знания и навыки в организации исследовательских и проектных работ, в управлении коллективом (ОК-4);

проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, брать на себя всю полноту ответственности (ОК-5);

самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-6);

свободно анализировать исходные данные для формирования суждений по соответствующим социальным, научным и этическим проблемам (ОК-7);

осуществлять организационно-управленческую работу в организациях и учреждениях культуры и искусств, учебных заведениях (ОК-8);

аргументировано отстаивать личную позицию в отношении современных процессов в области музыкального искусства и культуры, науки и педагогики, оформлять и представлять результаты выполненной работы (ОК-9);

использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки и представления информации (ОК-10);

использовать современные информационные и коммуникационные технологии в области профессиональной деятельности (ОК-11);

5.2. Выпускник должен обладать профессиональными компетенциями (ПК):

в области музыкально-исполнительской деятельности:

осуществлять на высоком художественном и техническом уровне музыкально-исполнительскую деятельность (соло, в ансамбле, с оркестром, в оркестре) и представлять ее результаты общественности (ПК-1);

быть мобильным в освоении разнообразного классического и современного репертуара, участвовать в культурной жизни общества, создавая художественно-творческую и образовательную среду (ПК-2);

в области педагогической деятельности:

применять основные положения и методы психолого-педагогических наук, использовать их при решении профессиональных задач, анализировать актуальные проблемы и процессы в области музыкального образования (ПК-3);

преподавать в образовательных организациях ВПО, среднего профессионального образования дисциплины, соответствующие профильной направленности ООП (ПК-4);

использовать разнообразные педагогические технологии и методы в области музыкального образования (ПК-5);

в области научно-методической деятельности:

разрабатывать учебно-методические комплексы, отдельные методические пособия и материалы в соответствии с преподаваемым предметом для всех форм обучения (ПК-6);

 разрабатывать новые образовательные программы и дисциплины, создавать условия для их внедрения в практику (ПК-7);

проводить мониторинги, организовывать и проводить научно-практические конференции, семинары, мастер-классы (ПК-8);

в области научно-исследовательской деятельности:

выполнять научные исследования в области музыкально-инструментального искусства, культуры и музыкального образования (ПК-9);

руководить отдельными этапами (разделами) научно-исследовательской работы обучающихся, составлять научные тексты на иностранном языке (ПК-10);

владеть методологией научно-исследовательской деятельности в области музыкально-инструментального искусства и музыкального образования (ПК-11);

в области организационно-управленческой деятельности:

выполнять управленческие функции в государственных органах управления культурой, в организациях сферы культуры и искусства, в творческих союзах и обществах, образовательных организациях (ПК-12);

разрабатывать перспективные и текущие программы деятельности организаций культуры и искусств, репертуарные планы, программы фестивалей, творческих конкурсов, осуществлять художественное руководство творческими коллективами (ПК-13);

осуществлять работу, связанную с организационно-производственной структурой концертных и театральных организаций, различных агентств, а именно: обеспечивать функционирование творческого коллектива, социально-культурное и финансовое планирование, проектирование и маркетинг в концертных организациях (ПК-14);

применять знания в области организации менеджмента в сфере искусства, планирования и финансового обеспечения музыкально-театральной и концертной деятельности (ПК-15);

осуществлять работу с авторами произведений музыкального искусства по пропаганде и распространению их продукции, выполнять заказы организаций в области музыкально-исполнительского искусства (ПК-16);

применять управленческие технологии информационного маркетинга в сфере музыкального искусства, культуры, образования (ПК-17);

в области музыкально-просветительской деятельности:

разрабатывать и реализовывать просветительские проекты в целях популяризации искусства в широких слоях общества, в том числе и с использованием возможностей радио, телевидения, Интернета (ПК-18);

участвовать в общественных дискуссиях по вопросам развития музыкального искусства и образования, осуществлять связь со средствами массовой информации, организовывать пресс-конференции, другие PR-акции (ПК-19).

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ  ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ  ПРОГРАММ  МАГИСТРАТУРЫ

6.1. ООП магистратуры предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):

общенаучный цикл;

профессиональный цикл;

и разделов:

практики и научно-исследовательская работа;

итоговая государственная аттестация.

6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную, устанавливаемую образовательной организацией ВПО. Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин, позволяет студенту получить углубленные знания, навыки и компетенции для успешной профессиональной деятельности и (или) для обучения в аспирантуре.

Таблица 2

Структура  ООП  магистратуры

КодУЦ

ООП

Учебные циклы и проектируемые результаты их освоения Трудоемкость (зачетныеединицы) Перечень дисциплин для разработкипримерных программ, а также учебников и учебных пособий Кодыформируемых компетенций
М.1 Общенаучный цикл 20-30
Базовая  частьВ результате освоения дисциплин базовой части модуля студент должен:

знать:

методологические подходы к историческим и теоретическим исследованиям в сфере искусства и культуры;

современные проблемы искусствоведения и музыкального искусства;

основные закономерности развития искусства в контексте мирового культурного процесса;

философские аспекты познания закономерностей научного и художественного творчества;

иностранный язык в объеме, достаточном для бытового и профессионального общения;

уметь:

оперировать основными знаниями в области истории искусства и мировой культуры на основе их критического осмысления;

применять методы научного исследования явлений искусства и проблем музыкальной педагогики;

формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской, педагогической, музыкально-просветительской деятельности, выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного исследования, обрабатывать полученные результаты, анализировать их с учетом современных научных данных;

свободно вести на иностранном языке беседу-диалог с носителем языка по проблемам искусствознания, читать литературу по специальности, переводить тексты по  специальности без словаря, составлять научные тесты  на иностранном языке;

совершенствовать и развивать свой интеллектуальный уровень в профессиональной сфере;

осуществлять комплексное научное исследование;

владеть:

навыками критического осмысления явлений искусства;

методологией ведения научных исследований в области музыкального искусства и педагогики;

профессиональной культурой изложения материала и навыками научной полемики;

проблематикой и методологией в области музыкальной науки и педагогики на уровне требований программы соответствующего приемного экзамена в аспирантуру;

одним из иностранных языков на уровне требований соответствующего приемного экзамена в аспирантуру;

методами научного исследования, инновационными технологиями и методами выявления проблем в профессиональной сфере.

7-10 Философия науки и искусстваИностранный язык

 

ОК-1-ОК-11ПК-9

ПК-10

ПК-11

Вариативная часть(знания, умения, навыки определяются ООП образовательной организации  ВПО ) 13-20
М.2 Профессиональный цикл 30-40
Базовая  частьВ результате изучения дисциплин базовой части обучающийся должен:

знать:

значительный сольный репертуар, включающий произведения разных эпох, жанров, стилей, в том числе сочинения крупной формы (сонаты, вариации, концерты), полифонические произведения, виртуозные пьесы и этюды, сочинения малых форм, произведения композиторов — классиков, романтиков, импрессионистов, экспрессионистов, неоклассиков, композиторов второй половины ХХ века, разных стран и народов;

историю развития камерного жанра, методику работы с ансамблями, обширный репертуар для различных видов ансамблей;

уметь:

свободно читать с листа музыкальную литературу (любых стилей, направлений, эпох);

анализировать, изучать произведения, предназначенные для исполнения, проводить сравнительный анализ исполнительских интерпретаций;

быстро адаптироваться к игре в разных ансамблях, на высоком художественном уровне исполнять произведения разных стилей и жанров для различных ансамблевых составов;

владеть:

способностью к активному участию в культурной жизни общества, создавая художественно-творческую и образовательную среду;

арсеналом художественно-выразительных средств игры на инструменте для ведения концертной деятельности;

значительным опытом ансамблевого исполнительства и обширным репертуаром, включающим сочинения для различных ансамблей, навыками ведения репетиционной работы с партнерами.

10-13 Специальный инструментАнсамбль ПК-1ПК-2

 

Вариативная часть(знания, умения, навыки определяются ООП образовательной организации ВПО ) 27-20
М.3 Практика и научно-исследовательская работа (практические умения и навыки определяются ООП образовательной организации ВПО) 57   ОК-1-ОК-11ПК-1-ПК-19
М.4 Итоговая государственная аттестация 3  
Общая трудоемкость основной образовательной программы 120

Трудоемкость циклов М.1, М.2 и раздела М.3 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

7.1. Образовательные организации ВПО самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП магистратуры, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы  практик и научно-исследовательской работы, итоговой государственной аттестации, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

 Образовательные организации высшего профессионального образования обязаны ежегодно обновлять ООП с учетом развития искусства, науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

7.2. При разработке ООП магистратуры  должны быть определены возможности образовательной организации ВПО в формировании общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельного характера). Образовательная организация ВПО обязана сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.

Для обеспечения дисциплин профессионального цикла и практики образовательная организация ВПО должна обеспечить подготовку обучающихся на базе учебного творческого коллектива (оркестра), сформированного из студентов  (уровней «бакалавр», «магистр»), обучающихся по ООП «Музыкально-инструментальное искусство» соответствующих видов инструментов не менее чем на 90 процентов.

При реализации профильной направленности ООП в области музыкально-исполнительской деятельности образовательная организация ВПО должна  планировать работу концертмейстеров по предмету «специальный инструмент» — из расчета  100 процентов количества времени, предусмотренного учебным планом на аудиторные занятия. В случае введения в ООП магистратуры дисциплины «дирижирование» образовательная организация ВПО обязана планировать работу концертмейстеров из расчета 200 процентов количества времени, предусмотренного учебным планом на аудиторные занятия.

7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (творческих форм проведения занятий по исполнительским дисциплинам, репетиционных занятий, семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, деловых и ролевых игр, групповых дискуссий, разбор результатов работы студенческих исследовательских групп, конференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

Основными активными формами обучения профессиональным компетенциям, связанным с ведением того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр (научно-исследовательской, творческой, музыкально-исполнительской, педагогической), для ООП магистратуры являются семинар, индивидуальные занятия по исполнительским дисциплинам, репетиционные занятия по подготовке концертных программ, продолжающиеся на регулярной основе в течение всего периода обучения.

К участию в семинарах, репетициях и творческих выступлениях привлекаются  ведущие исследователи, специалисты-практики, деятели искусства и культуры, которые могут корректировать индивидуальные учебные планы магистра.

В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями отечественных и зарубежных компаний, организаций культуры, средств массовых коммуникаций, государственных и общественных организаций, мастер-классы специалистов.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП магистратуры, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 50 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 35 процентов аудиторных занятий.

7.4. В программы базовых дисциплин профессионального цикла должны быть включены задания, способствующие развитию компетенций профессиональной деятельности, к которой готовится выпускник, в объеме, позволяющем сформировать соответствующие общекультурные и профессиональные компетенции. Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более 3 зачетных единиц, должна выставляться оценка («отлично», «хорошо», «удовлетворительно»).

7.5. ООП магистратуры образовательной организации ВПО должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее 30 процентов вариативной части обучения. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет.

7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых образовательной организацией ВПО дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающихся.

Объем факультативных дисциплин, не включаемых в 120 зачетных единиц и необязательных для изучения обучающимися, определяется образовательной организацией ВПО самостоятельно.

7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении ООП в очной форме обучения составляет 36 академических часов.

7.8. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее 2 недель в зимний период.

7.9. Образовательная организация ВПО обязана обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.

7.10. Образовательная организация ВПО обязана ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании индивидуальной образовательной программы, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины становятся для них обязательными, а их суммарная трудоемкость не должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом.

7.11. В образовательной организации ВПО должно быть предусмотрено применение инновационных технологий обучения, развивающих навыки творческой (музыкально-исполнительской), научно-исследовательской, организационно-управленческой деятельности, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерские качества (чтение интерактивных лекций, проведение групповых дискуссий, анализ деловых ситуаций, проведение ролевых игр, проведение мастер-классов специалистами образовательной организацией ВПО и других организаций искусства и культуры), преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных и творческих школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику при условии реализации содержания образования и формировании компетенций выпускника, определяемых настоящим ГОС ВПО.

7.12. ООП магистратуры образовательной организации ВПО должна включать практические занятия по следующим дисциплинам:

Иностранный язык;

Специальный инструмент;

Ансамбль;

Практика и научно-исследовательская работа.

7.13. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:

обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины;

при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультацию в образовательной организации ВПО по выбору дисциплин и их влиянию на будущую профессиональную подготовку;

обучающиеся при переводе из другой образовательной организации ВПО  при наличии соответствующих документов имеют право на зачет освоенных ранее дисциплин на основе аттестации;

обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП образовательной организации ВПО.

7.14. Практика является обязательным разделом ООП магистратуры. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся и непосредственно обеспечивающие подготовку и защиту выпускной квалификационной работы. При реализации ООП магистратуры по данному направлению подготовки предусматриваются следующие виды практик:

 В соответствии с профилем при реализации ООП предусматриваются  следующие виды учебной практики:

педагогическая;

музыкально-исполнительская;

научно-исследовательская работа;

руководство творческим коллективом (данный вид практики реализуется при формировании ООП по оркестровым струнным, духовым, эстрадным или джазовым, народным инструментам).

Цель и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией ВПО по каждому виду практики.

Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах образовательной организации ВПО, обладающих необходимым кадровым потенциалом, на базе учебно-творческих коллективов.

7.15. Музыкально-исполнительская и научно-исследовательская работы обучающихся являются обязательным разделом ООП магистратуры и направлены на формирование общенаучных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями настоящего ГОС ВПО и ООП образовательной организации ВПО.

Образовательными организациями ВПО могут предусматриваться следующие виды и этапы выполнения и контроля научно-исследовательской работы обучающихся:

планирование научно-исследовательской работы, включающее ознакомление с тематикой исследовательских работ в данной области и выбор темы исследования, написание реферата по избранной теме;

проведение научно-исследовательской работы;

корректировка плана проведения научно-исследовательской работы;

составление отчета о научно-исследовательской работе;

публичная защита выполненной работы.

Образовательными организациями ВПО могут предусматриваться следующие виды и этапы выполнения и контроля музыкально-исполнительской практики обучающихся:

планирование музыкально-исполнительской работы, включающее выстраивание драматургии, концепции концертного выступления, ознакомление с художественными образцами, подбор репертуара;

практическое освоение репертуара;

публичная презентация выполненной работы.

В процессе выполнения музыкально-исполнительской работы и в ходе презентации ее результатов должно проводиться широкое обсуждение в учебных структурах образовательной организации ВПО с привлечением работодателей, позволяющее оценить уровень приобретенных знаний, умений и сформированных компетенций обучающихся. Необходимо также дать оценку компетенций, связанных с формированием у обучающегося достаточного уровня профессиональной культуры.

7.16. Реализация ООП магистратуры должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и ученую степень или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере и систематически занимающимися научной, научно-методической и художественно-творческой деятельностью. К образовательному процессу по дисциплинам профессионального цикла должны быть привлечены преподаватели из числа действующих руководителей и ведущих работников профильных организаций, предприятий и организаций. Не менее 85 процентов преподавателей, обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу и научно-исследовательской работе обучающихся, должны иметь ученые степени и ученые звания, при этом ученые степени доктора наук или ученое звание профессора должны иметь не менее 20 процентов преподавателей.

При реализации ООП магистратуры, ориентированных на подготовку научных, научно-педагогических и творческо-исполнительских кадров, не менее 85 процентов преподавателей, обеспечивающих учебный процесс, должны иметь ученые степени кандидата, доктора наук и ученые звания.

Общее руководство научным содержанием и образовательной частью ООП магистратуры должно осуществляться, как правило, штатным научно-педагогическим работником образовательной организации высшего профессионального образования, имеющим ученую степень доктора наук и (или) ученое звание профессора соответствующего профиля, стаж работы в образовательных организациях  высшего профессионального образования не менее  пяти лет.

Для штатного научно-педагогического работника организации высшего профессионального образования, работающего на полную ставку, допускается одновременное руководство не более чем двумя ООП магистратуры; для внутреннего штатного совместителя или внешнего совместителя – не боле одной ООП магистратуры.

Непосредственное руководство магистрами осуществляется руководителями, имеющими ученую степень и ученое звание. Допускается одновременное руководство не более чем тремя магистрами.

К преподавателям с учеными степенями и/или учеными званиями приравниваются лица без ученых степеней и званий, имеющие в соответствующей профессиональной сфере государственные почетные звания (народный артист, заслуженный деятель искусств, заслуженный артист), лауреаты государственных премий по профилю профессиональной деятельности.

Руководители ООП магистратуры должны регулярно вести самостоятельные исследовательские (творческие) проекты или участвовать в исследовательских (творческих) проектах, иметь публикации в научных журналах, трудах национальных и международных конференций, симпозиумов по профилю, не менее одного раза в пять лет проходить повышение квалификации.

7.17. ООП магистратуры  должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам ООП. Содержание каждой из таких учебных дисциплин должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательной организации.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями учебной и учебно-методической литературы.

При этом должна быть обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем 25 процентов учащихся.

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам общенаучного и профессионального циклов, изданного за последние 5 лет, из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 50 обучающихся, а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых произведений, аудиофондами, мультимедийными материалами согласно профильной направленности ООП.

Фонд дополнительной литературы, помимо учебной, должен включать официальные справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 50 обучающихся.

Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.

Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда или электронным базам периодических изданий, соответствующих профессиональному циклу.

7.18. Образовательная организация  высшего профессионального образования, реализующая ООП подготовки магистров, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом  и соответствующим санитарным и противопожарным нормам.

Минимально необходимый для реализации ООП магистратуры перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:

большой концертный зал (с концертным роялем, пультами), малый концертный зал (с концертным роялем, пультами), библиотеку, читальный зал, помещения, соответствующие профилю подготовки магистров, для работы со специализированными материалами (фонотека, видеотека, фильмотека, видеозал), учебные аудитории для групповых и индивидуальных занятий, учебные аудитории для занятий по предмету «Оркестровый класс» со специализированным оборудованием, учебные аудитории для занятий по предмету «Дирижирование», оснащенными зеркалами и двумя роялями;

для проведения занятий по предмету «Современные информационные технологии» образовательная организация  высшего профессионального образования должна располагать специальной аудиторией, оборудованной персональными компьютерами, электронно-музыкальным оборудованием и соответствующим  необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

Для проведения занятий по предмету «Фортепиано» образовательная организация  высшего профессионального образования должна быть обеспечена роялями.

В образовательной организации высшего профессионального образования должны быть обеспечены условия для содержания, обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.

Первый заместитель Министра образования и науки Донецкой Народной Республики
М.Н. Кушаков

Для данного документа приложений нет.

Редакция от 03.05.2017

Начальная версия от 16.06.2016