watermark
Печать

Вид документа: Приказ

Наименование правотворческого органа: Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики

Дата документа: 20.04.2016

Номер документа: 437

Дата государственной регистрации: 13.05.2016

Регистрационный номер: 1266

Заголовок документа: Об утверждении Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 53.05.01 Искусство концертного исполнительства (квалификация «Концертный исполнитель», «Преподаватель»)

Действие документа: Действующий

Классификатор: 130.010.030 - Государственные образовательные стандарты. Образовательные программы. Образовательный процесс

Информация об опубликовании: Официальный сайт Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики http://mondnr.ru/, 10.06.2016; Официальный сайт Донецкой Народной Республики dnr-online.ru, 10.06.2016

Дополнительные сведения:

Количество страниц:

watermark
НПА ДНР

Министерство образования и науки
Донецкой Народной Республики

 

Приказ

20.04.2016
№437
НПА ДНР
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 1266
от   «13» мая 2016  г.
Об утверждении Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 53.05.01 Искусство концертного исполнительства (квалификация «Концертный исполнитель», Преподаватель», «Дирижер камерного оркестра (Концертные струнные инструменты), «Дирижер оркестра духовых инструментов (Концертные духовые и ударные инструменты)»)

(С изменениями, внесенными на основании Приказа Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 28.03.2017 № 263)

В соответствии с Положением о Министерстве образования и науки Донецкой  Народной  Республики,  утверждённым Постановлением Совета Министров  Донецкой Народной Республики от 22.07.2015 года № 13-43, руководствуясь ст.6 (п.6, ч.1), ст.9 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании», принятым Постановлением Народного Совета  Донецкой  Народной  Республики  от  19.06.2015 года № 55-IНС, руководствуясь статьями 5, 37 Закона Донецкой Народной Республики «О нормативно-правовых актах»,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемый Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 53.05.01 Искусство концертного исполнительства (квалификация «Концертный исполнитель», «Преподаватель», «Дирижер камерного оркестра (Концертные струнные инструменты)», «Дирижер оркестра духовых инструментов (Концертные духовые и ударные инструменты)»).

(пункт 1 с изменениями, внесенными на основании Приказа Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 28.03.2017 № 263)

2. Контроль за исполнением приказа возложить на Первого заместителя Министра Кушакова М.Н.

3. Настоящий приказ вступает в силу со дня официального опубликования.

Министр образования и науки
Л.П. Полякова
НПА ДНР
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 1266
от   «13» мая 2016  г.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 53.05.01 ИСКУССТВО КОНЦЕРТНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА (КВАЛИФИКАЦИЯ «КОНЦЕРТНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ», «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ», «ДИРИЖЕР КАМЕРНОГО ОРКЕСТРА (КОНЦЕРТНЫЕ СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ)», «ДИРИЖЕР ОРКЕСТРА ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ (КОНЦЕРТНЫЕ ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ)»)

(заголовок с изменениями, внесенными на основании Приказа Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 28.03.2017 № 263)

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящий государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ подготовки специалиста по направлению подготовки (специальности) 53.05.01 Искусство концертного исполнительства образовательными организациями высшего профессионального образования, имеющими государственную аккредитацию, на территории Донецкой Народной Республики.

1.2. Право на реализацию основных образовательных программ образовательная организация высшего профессионального образования имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной органом исполнительной власти.

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

ВПО – высшее профессиональное образование;

ООП – основная образовательная программа;

ОК – общекультурные компетенции;

ПК – профессиональные компетенции;

УЦ ООП – учебный цикл основной образовательной программы;

ГОС ВПО – государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.

III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ (СПЕЦИАЛЬНОСТИ)

Нормативный срок, общая трудоемкость освоения ООП (в зачетных единицах)* и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.

Таблица 1

Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация (степень) выпускников

Наименование ООП Квалификация(степень) Нормативный срок освоения ООП(для очной формы

обучения), включая каникулы,

предоставляемые

после прохождения итоговой

государственной

аттестации

Трудоемкость(в зачетных

единицах)

Код всоответствии

с принятой

классификацией ООП

Наименование
ООП специалиста специалист 5 лет 300**
*одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам
**трудоемкость ООП по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам

Сроки обучения по очно-заочной (вечерней) форме, а также в случае сочетания различных форм получения образования при реализации программ подготовки специалиста могут увеличиваться на один год, по сравнению со сроками обучения по очной форме на основании решения ученого совета образовательной организации ВПО.

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ

4.1. Область профессиональной деятельности специалистов включает:

концертное исполнение музыкальных произведений в разнообразных составах (соло, в ансамбле, соло с оркестром, соло в оркестре) на различных сценических площадках;

применение на практике своих знаний и умений в качестве преподавателя игры на музыкальном инструменте.

4.2. Объектом профессиональной деятельности специалистов являются:

музыкальное произведение в различных формах его существования;

музыкальные инструменты;

творческие коллективы,

слушательская аудитория концертных залов, организаций культуры, средства массовой информации;

различные категории обучающихся по программам среднего, высшего и дополнительного образования, в том числе дополнительного образования детей.

4.3. Специалист по направлению подготовки (специальности) 53.05.01 Искусство концертного исполнительства готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

концертно-исполнительская;

педагогическая (в организациях среднего и высшего образования и в организациях дополнительного образования, в том числе дополнительного образования детей).

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится специалист, определяются образовательной организацией ВПО совместно с обучающимся, научно-педагогическими работниками образовательной организации ВПО и объединениями работодателей.

4.4. Специалист по специальности 53.05.01 Искусство концертного исполнительства должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

в области концертно-исполнительской деятельности:

высокохудожественное и выразительное донесение содержания исполняемого музыкального произведения до слушательской аудитории;

воспитание художественного вкуса и умения воспринимать музыку как вид искусства;

в области педагогической деятельности:

воспитание музыканта-исполнителя с высокоразвитым художественным и интеллектуальным потенциалом;

обучение техническому мастерству игры на инструменте;

подготовка обучающегося к самостоятельной деятельности в области исполнительства и музыкальной педагогики;

выполнение методической работы, осуществление контрольных мероприятий, направленных на оценку результатов художественно-педагогического процесса.

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ  ОСВОЕНИЯ  ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ  ПРОГРАММ  ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

способностью представить современную картину мира на основе целостной системы гуманитарных знаний, ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры (ОК-1);

 способностью к анализу социально-значимых процессов и явлений, к ответственному участию в общественно-политической жизни (ОК-2);

способностью демонстрировать гражданскую позицию, интегрированность в современное общество, нацеленность на его совершенствование на принципах гуманизма и демократии (ОК-3);

способностью к социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, демонстрируя уважение к историческому наследию и культурным традициям, толерантность к другой культуре (ОК-4);

владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, критическому осмыслению, систематизации, прогнозированию, постановке целей и выбору путей их достижения (ОК-5);

способностью самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для приобретения новых знаний и умений, в том числе в новых областях, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-6);

готовностью уважительно и бережно относится к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-7);

способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-8);

способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-9);

способностью выстраивать и реализовывать тактику и стратегию своего интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования (ОК-10);

способностью проявлять развитые коммуникативные и адаптивные личностные качества, работать и взаимодействовать с другими людьми в различных творческих ситуациях (ОК-11);

способностью владеть родным языком и иностранным языком (не менее одного) на уровне, позволяющем вести профессиональную беседу, читать и переводить специальную литературу, составлять аннотации, вести переписку (ОК-12);

владением средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовностью к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-13);

5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

общепрофессиональными;

способностью к осмыслению развития музыкального искусства в историческом контексте с другими видами искусства и литературы, с религиозными, философскими, эстетическими идеями конкретного исторического периода (ПК-1);

способностью к пониманию эстетической основы искусства (ПК-2);

способностью определять основные компоненты музыкального языка и использовать эти знания в целях грамотного и выразительного прочтения нотного текста (ПК-3);

способностью компоновать в памяти музыкальный материал и воспроизводить на музыкальном инструменте по памяти музыкальные отрывки (ПК-4);

 способностью осуществлять комплексный анализ музыкального произведения по нотному тексту (ПК-5);

способностью слышать фактуру музыкального произведения при зрительном восприятии нотного текста и воплощать услышанное в реальном звучании звука (ПК-6);

способностью владеть исполнительским интонированием и умело использовать художественные средства исполнения в соответствии со стилем музыкального произведения (ПК-7);

способностью демонстрировать понимание принципов работы над музыкальным произведением и задач репетиционного процесса (ПК-8);

способностью ориентироваться в композиторских стилях, жанрах и формах в историческом аспекте (ПК-9);

способностью ориентироваться в специальной литературе, как по профилю подготовки, так и в смежных областях искусства (ПК-10);

способностью распознавать и анализировать музыкальную форму на слух или по нотному тексту (ПК-11);

владением основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ПК-12);

в области концертно-исполнительской деятельности:

способностью грамотно прочитывать нотный текст в соответствии со стилем композитора, постигать ключевую идею музыкального произведения (ПК-13);

способностью демонстрировать свободное чтение с листа партий различной сложности (ПК-14);

способностью создавать свой исполнительский план музыкального сочинения, свою собственную интерпретацию музыкального произведения (ПК-15);

способностью демонстрировать знание композиторских стилей и умение применять полученные знания в процессе создания исполнительской интерпретации (ПК-16);

способностью демонстрировать умение исполнять музыкальное произведение убедительно, ярко, артистично, виртуозно (ПК-17);

способностью воссоздавать художественные образцы музыкального произведения в соответствии с замыслом композитора (ПК-18);

способностью к сотворчеству в исполнении музыкального произведения в ансамбле, при соблюдении оптимального динамического баланса звучания и идентичном с партнером ощущении агогики и фразировки (ПК-19);

способностью самостоятельно овладевать обширным концертным репертуаром (ПК-20);

в области педагогической деятельности:

способностью демонстрировать понимание целей, задач педагогического процесса и основных принципов музыкальной педагогики (ПК-21);

способностью демонстрировать на практике различные методики преподавания игры на музыкальном инструменте (ПК-22);

способностью обучать применению знаний о композиторских стилях в процессе создания исполнительской интерпретации (ПК-23);

способностью осуществлять педагогический разбор исполнения музыкального произведения обучающимся и ставить перед ним творческие и оптимальные с точки зрения методики задачи (ПК-24);

способностью планировать педагогическую деятельность, ставить цели и задачи воспитания и обучения с учетом возрастных, индивидуальных особенностей обучающихся (ПК-25);

способностью применять на практике умение планировать и строить урок, концентрировать внимание обучающегося на поставленных задачах (ПК-26);

способностью критически оценивать и осмысливать результаты собственной педагогической деятельности (ПК-27).

Профессионально-специализированными компетенциями (ПСК):

Специализация 01 – Фортепиано:

способностью владеть тембральными и динамическими возможностями инструмента (ПСК-1);

способностью демонстрировать умение озвучивать нотный текст, содержащий приемы современной нотации (ПСК-2);

способностью импровизировать на фортепиано в рамках конкретного композиторского стиля, художественного направления или на заданную тему (ПСК-3);

способностью демонстрировать свободное чтение с листа аккомпанементов различной сложности (ПСК-4).

Специализация 02 – Концертный исторический клавир (орган, клавесин):

способностью демонстрировать тонкое ощущение регистровки, тембров и динамического колорирования (ПСК-5);

способностью демонстрировать навыки владения осмысленной, выразительной и виртуозной игрой на фортепиано (ПСК-6);

способностью самостоятельно овладеть сложными органными и клавесинными сочинениями различных стилей (ПСК-7);

способностью демонстрировать виртуозное владение всеми мануалами в сочетании с ножной клавиатурой (ПСК-8);

способностью разбираться в исторических стилях (ПСК-9).

Специализация 03 – Концертные струнные инструменты (скрипка, альт, виолончель, контрабас, арфа):

способностью демонстрировать интонационную чистоту, виртуозное владение разнообразными техническими приемами звукоизвлечения (ПСК-10);

способностью демонстрировать навыки владения игрой на фортепиано (ПСК-11);

способностью демонстрировать знание основных оркестровых партий своего инструмента (ПСК-12).

Специализация 04 – Концертные духовые и ударные инструменты (флейта, кларнет, гобой, фагот, саксофон, труба, валторна, тромбон, туба, ударные инструменты):

способностью демонстрировать интонационную чистоту, свободное владение игровым аппаратом (амбушюром, палочками, пальцами рук) и разнообразными техническими приемами звукоизвлечения (ПСК-13);

способностью демонстрировать навыки владения игрой на фортепиано (ПСК-14);

способностью демонстрировать знание основных оркестровых партий своего и родственного инструмента (ПСК-15).

Специализация 05 – Концертные народные инструменты (балалайка, домра, бандура, баян, аккордеон, гитара):

способностью демонстрировать интонационную чистоту, свободное владение игровым аппаратом и разнообразными техническими приемами звукоизвлечения (ПСК-16);

способностью демонстрировать навыки владения игрой на фортепиано (ПСК-17);

способностью создавать переложения музыкальных произведений для своего инструмента (ПСК-18);

способностью демонстрировать свободное чтение с листа партий различной сложности (ПСК-19).

VІ. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

 6.1. ООП подготовки специалиста предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):

гуманитарный, социальный и экономический цикл;

общепрофессиональный цикл;

профессиональный цикл;

и разделов:

физическая культура;

учебная и производственная практики, научно-исследовательская работа;

итоговая государственная аттестация.

6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную, устанавливаемую образовательной организацией ВПО. Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет обучающимся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) дальнейшего прохождения обучения по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре,  ассистентуре-стажировке.

6.3. Базовая (обязательная) часть цикла «Гуманитарный, социальный и экономический цикл» должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: «История отечества», «Философия», «Иностранный язык».

Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

Таблица 2

Структура ООП подготовки специалиста

КодУЦ

ООП

Учебные циклы ипроектируемые результаты их освоения Трудоемкость(зачетные

единицы)1

Перечень дисциплин для разработки программ(примерных), а также учебников и учебных пособий Кодыформируемых компетенций
С.1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл 35
Базовая частьВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:

знать:

основные этапы становления и развития общественной формации, государства, в разные исторические эпохи;

формы и типы культур, основные культурно-историче-ские центры и регионы мира, знать историю культуры Донбасса;

становление философии, основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития, структура философского знания, место и роль философии в культуре;

уметь:

выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому;

вести на иностранном языке беседу-диалог общего характера и по специальности, соблюдая правила речевого этикета, читать литературу на иностранном языке с целью поиска информации, переводить тексты по специальности со словарем;

 

 

владеть:

лексическим минимумом одного из иностранных языков (1200-2000 лексических единиц) и грамматическим минимумом, включающим грамматические структуры, необходимые для овладения устными и письменными формами общения

31 ИсторияФилософия

Эстетика

Иностранный язык

 

ОК-1ОК-2

ОК-3

ОК-4

ОК-5

ОК-6

ОК-7

ОК-8

ОК-9

ОК-10

ОК-11

ОК-12

ПК-2

Вариативная часть(знания, умения, навыки определяются ООП образовательной организацией ВПО) 4
С.2 Общепрофессиональный цикл   36
Базовая частьВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:

знать:

основные исторические этапы, тенденции и перспективы развития мировой художественной культуры, направления и стили в сфере искусства, особенности выразительности средств и художественного языка в различных видах искусства; основные художественные стили, направления, методы, школы;

историю отечественной и зарубежной музыки XVIII-XXI веков, основные этапы эволюции музыкальных стилей, композиторское творчество в культурно-эстетическом и историческом контексте, направления и стили в зарубежной и отечественной музыки ХХ-ХХІ веков, творчество зарубежных и отечественных композиторов ХХ-ХХІ веков;

музыкальную литературу всех жанров, включая выдающиеся произведения оперно-симфонической, вокальной, хоровой и инструментальной музыки, особенно в области избранной специализации;

принципы музыкально-теоретического и исполнительского анализа;

законы полифонии строение полифонических форм;

законы гармонии, законы формообразования;

уметь:

петь по цифровке, сольфеджировать сложные в интонационном и ритмические мелодии, сольфеджировать с листа, аккомпанировать, свободно читать с листа;

осуществлять слуховой анализ развернутых гармонических последовательностей;

самостоятельно гармонизовать мелодию;

анализировать музыкальную форму, анализировать на слух развернутые гармонические последовательности;

сочинять фрагменты и целые пьесы на собственные или заданные музыкальные темы;

сочинять аккомпанемент к мелодии;

владеть:

навыками гармонического анализа, навыками целостного и детального слухового анализа, музыки гомофонического и полифонического склада;

навыками определения на слух конкретных гармонических структур, воспроизведения по памяти гармонических последовательностей;

навыками воспроизведения в письменном виде по памяти услышанных одноголосных и двухголосных сложных в ритмическом и ладовом отношении диктантов навыками теоретического и исполнительского анализа музыкального произведения;

навыками использования музыковедческой литературы;

знанием о комплексе средств музыкальной выразительности в их взаимосвязи: мелодика, гармония, фактура, голосоведение;

навыками построения на фортепиано всех изучаемых элементов гармонического языка;

навыками игры на фортепиано построений с предписанным модуляционным планом

32 История искусствИстория музыки

Теория музыки

ОК-7ПК-1

ПК-3

ПК-4

ПК-5

ПК-6

ПК-11

Вариативная часть(знания, умения, навыки определяются ООП образовательной организацией ВПО) 4
С.3 Профессиональный цикл 190  
Базовая часть 171  
Модуль подготовки концертного исполнителяВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:

знать:

основные принципы и этапы работы над музыкальным произведением, этапы репетиционной работы;

различные композиторские стили и их особенности;

уметь:

самостоятельно работать над музыкальным произведением с целью создания высокохудожественной интерпретации в концертном исполнении произведений разных стилей, жанров;

самостоятельно преодолевать технические трудности в исполняемом произведении;

поддерживать свой игровой аппарат в хорошей технической форме;

при исполнении музыкального произведения в ансамбле соблюдать динамический баланс звучания и сохранять единое ощущение музыкального времени с партнером;

слышать в ансамбле все исполняемые партии, согласовывать исполнительские намерения и находить совместные исполнительские решения;

исполнять музыкальное произведение ярко, артистично, овладевая вниманием слушательской аудитории;

владеть:

искусством выразительного интонирования, разнообразными приемами звукоизвлечения, искусством фразировки;

артикуляцией, штрихами, динамикой в целях создания художественного образа;

разнообразными техническими приемами игры на своем инструменте;

искусством игры в ансамбле различных видов.

147

 

 

 

135

Специальный инструментКонцертное ансамблевое искусство

Безопасность жизнедеятельности

 

ПК-4ПК-7

ПК-8

ПК-9

ПК-10

ПК-11

ПК-12

ПК-13

ПК-14

ПК-15

ПК-16

ПК-17

ПК-18

ПК-19
ПК-20
ПСК-1

ПСК-4

Специализация 01 – Фортепиано С целью получения данной специализации при изучении базовой части цикла обучающийся должен:

знать:

основной сольный репертуар для своего инструмента, включая произведения композиторов конца ХХ, начала ХХІ веков;

знать особенности современной нотации и соответствующие ей приемы звукоизвлечения;

уметь:

импровизировать на заданную тему в разных стилях;

владеть:

различными стилями импровизации.

12 Искусство импровизацииИзучение концертного репертуара

Современная нотация

ПК-4ПК-14

ПК-15

ПК-20

ПСК-2

ПСК-3

 

Специализация 02 – Концертный исторический клавир (орган, клавесин)С целью получения данной специализации при изучении базовой части цикла обучающийся должен:

знать:

основной репертуар для фортепиано различных эпох и жанров, включая произведения композиторов конца ХХ, начала ХХІ веков;

уметь:

грамотно прочитывать нотный текст и на его основе создавать свою исполнительскую интерпретацию;

владеть:

разнообразными приемами игры на фортепиано, разнообразными видами техники

12 Фортепиано ПК-4ПК-14

ПСК-5

ПСК-6

ПСК-7

ПСК-8

Специализация 03 – Концертные струнные инструменты (скрипка, альт, виолончель, контрабас, арфа)С целью получения данной специализации при изучении базовой части цикла обучающийся должен:

знать:

основной сольный репертуар для своего инструмента, включая произведения композиторов конца ХХ, начала ХХІ веков;

основные современные приемы звукоизвлечения на своем инструменте и их обозначения в нотном тексте;

концертный оркестровый репертуар;

уметь:

грамотно прочитывать нотный текст и исполнять музыкальное произведение средней трудности на фортепиано без технических и текстовых ошибок;

создавать свой исполнительский план музыкального произведения;

играть в составе оркестра и в качестве солиста с оркестром;

владеть:

техническими навыками игры на фортепиано, отдельными звуковыми приемами;

навыками грамотного разбора нотного текста, чтения с листа, умения аккомпанировать, умения использовать фортепиано для ознакомления с музыкальной литературой, а также для теоретического анализа музыкальных произведений.

12 Изучение концертного репертуараФортепиано ПК-4ПК-14

ПК-20

ПСК-11

ПСК-12

Специализация 04 – Концертные духовые и ударные инструменты (флейта, кларнет, гобой, фагот, труба, тромбон, валторна, туба, ударные инструменты)С целью получения данной специализации при изучении базовой части цикла обучающийся должен:

знать:

основной сольный репертуар для своего инструмента, включая произведения композиторов конца ХХ, начала ХХІ веков;

уметь:

грамотно прочитывать нотный текст и исполнять музыкальное произведение средней трудности на фортепиано без технических и текстовых ошибок;

владеть:

техническими навыками игры на фортепиано, отдельными звуковыми приемами.

12 Изучение концертного репертуараФортепиано ПК-4ПК-14

ПК-20

ПСК-14

ПСК-15

Специализация 05 – Концертные народные инструменты (домра, балалайка, бандура, баян, аккордеон, гитара)С целью получения данной специализации при изучении базовой части цикла обучающийся должен:

знать:

основной сольный репертуар для своего инструмента, включая произведения композиторов конца ХХ, начала ХХІ веков;

уметь:

грамотно прочитывать нотный текст и исполнять музыкальное произведение средней трудности на фортепиано без технических и текстовых ошибок;

применять фортепиано в работе над произведениями для избранного инструмента;

владеть:

навыками грамотного разбора нотного текста, чтения с листа, умения аккомпанировать, умения использовать фортепиано для ознакомления с музыкальной литературой, а также для теоретического анализа музыкального произведения.

12 Изучение концертного репертуараФортепиано

 

ПК-4ПК-14
Модуль педагогической подготовкиВ результате изучения дисциплин базовой части цикла обучающийся должен:

знать:

возникновение, становление, преобразование своего музыкального инструмента, закономерности развития его выразительных и технических возможностей;

педагогические принципы различных школ обучения игре на специальном инструменте в историческом аспекте;

творческие принципы выдающихся исполнителей и педагогов;

организацию и планирование учебного процесса;

формирование отечественной педагогической школы по своему специальному инструменту, опыт выдающихся педагогов;

психологию исполнительства;

о взаимосвязях между композитором, исполнителем, слушателем;

современных выдающихся исполнителей на специальном инструменте;

специальную литературу для инструмента, теоретическую и методическую литературу и историко-исполнительскую литературу;

уметь:

проводить контрольные мероприятия;

работать с обучающимся над техникой, навыками звукоизвлечения, подбором аппликатуры, над динамическими градациями, штрихами, над грамотностью, осмысленностью фразировки, артикуляции;

анализировать исполнительские концепции ведущих мастеров;

проводить сравнительный анализ исполнительских интерпретаций одного того же произведения различными музыкантами;

владеть:

приемами педагогической работы;

способами оценки и развития природных данных: музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, исполнительского внимания, художественного воображения, технического аппарата;

методикой проведения урока, методами психологического и художественного воздействия на ученика, приемами развития образного воображения и ассоциативного мышления учащегося;

культурой работы над рефератами и учебно-методическими пособиями.

24 История исполнительского искусстваИстория исполнительских стилей

История музыкальной педагогики

Методика обучения игре на инструменте

Музыкальная психология

Музыкальное исполнительство и педагогика

ПК-21ПК-22

ПК-23

ПК-24

ПК-26

ПК-27

Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП образовательной организацией ВПО) 19
С.4 Физическая культура 2 ОК-13
С.5 Учебная и производственная практики, научно-исследовательская работа (практические умения и навыки определяются ООП образовательной организацией ВПО) 23 Педагогическая практикаИсполнительская практика

Производственная практика

ПК-17ПК-18

ПК-19

ПК-20

ПК-22

ПК-25

ПК-26

ПСК-8

ПСК-12

ПСК-15

ПСК-19

С.6 Итоговая государственная аттестация 10
Общая трудоемкость ООП 300
1Трудоемкость циклов С.1, С.2, С.3 и разделов С.4, С.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

7.1. Образовательные организации самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП подготовки специалиста, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Специализация ООП подготовки специалиста определяется образовательной организацией ВПО в соответствии со структурой ООП подготовки специалиста и примерной ООП ВПО.

Образовательные организации ВПО обязаны ежегодно обновлять ООП подготовки специалиста с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

7.2. При разработке ООП подготовки специалиста должны быть определены возможности образовательной организацией ВПО в формировании общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера).  Образовательная организация ВПО обязана сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.

Образовательная организация ВПО обязана способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.

7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями республиканских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП подготовки специалиста, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 30 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп обучающихся не могут составлять более 25 процентов аудиторных занятий.

7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП подготовки специалиста.

Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц. По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более четырех зачетных единиц, должна выставляться оценка («отлично», «хорошо», «удовлетворительно»).

7.5. ООП подготовки специалиста должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам С.1, С.2 и С.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливается образовательной организацией ВПО.

7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых образовательной организацией ВПО дополнительно к ООП подготовки специалиста и обязательными для изучения обучающимися.

 Объем факультативных дисциплин не может превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения.

7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 36 академических часов.

7.8. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очно-заочной (вечерней) форме не может составлять более 16 академических часов.

7.9. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в год при освоении основной образовательной программы в заочной форме обучения не может составлять более 200 академических часов.

7.10. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

7.11. Раздел «Физическая культура» трудоемкостью две зачетные единицы реализуется: при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов.

7.12. Образовательная организация ВПО обязана обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.

7.13.  Образовательная организация ВПО обязана ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными.

7.14. ООП подготовки специалистов образовательной организации ВПО должна включать лабораторные практикумы и практические занятия по следующим дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области профессиональной деятельности: сольфеджио, гармония, полифония, анализ музыкальных форм, фортепиано, музыкальная информатика, сочинение, чтение партитур, инструментовка, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.

7.15. Наряду с установленными законодательными и другими нормативными правовыми актами правами и обязанностями обучающиеся имеют следующие права и обязанности:

обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);

при формировании своей индивидуальной образовательной программы обучающиеся имеют право получить консультацию в образовательной организации ВПО по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущую специализацию ООП подготовки специалиста;

обучающиеся при переводе из другой образовательной организации ВПО при наличии соответствующих документов имеют право на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации;

обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП образовательной организации ВПО.

7.16. Прием на ООП подготовки специалиста осуществляется при условии владения абитуриентом объемом знаний и умений, соответствующих требованиям к выпускникам ООП среднего профессионального образования по специальностям в области музыкального искусства.

7.17. При реализации ООП по специализациям 03, 04  должен предусмотреть создание учебного студенческого симфонического оркестра, по специализации 05 – учебного студенческого оркестра народных инструментов. Оркестры должны состоять не менее чем на 80 процентов из обучающихся, обучающихся по программам ВПО в области музыкального искусства. При необходимости учебные творческие коллективы могут до 20 процентов доукомплектовываться приглашенными артистами.

7.18. При реализации ООП  образовательная организация ВПО должна планировать работу концертмейстеров в объеме 100 процентов от количества учебных часов, предусмотренных учебным планом на аудиторные занятия, по дисциплине «специальный инструмент (для специализаций 03,04,05)», а также работу концертмейстеров (иллюстраторов) по дисциплине «концертное ансамблевое искусство» в объеме 100 процентов.

7.19. Практика является обязательным разделом основной образовательной программы подготовки специалистов. Она представляет собой форму организации образовательного процесса, непосредственно ориентированную на профессионально-практическую подготовку обучающихся.

Конкретные виды практик определяются ООП образовательной организации ВПО. При реализации ООП подготовки специалиста по данному направлению подготовки предусматриваются учебная и производственная практики, которые могут включать следующие виды практик: педагогическую и исполнительскую практики.

Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией ВПО по каждому виду практики.

Практики могут проводиться в сторонних организациях (филармониях, музыкальных театрах, концертных организаций, образовательных организациях среднего профессионального образования и организациях дополнительного образования, в том числе дополнительного образования детей) или на кафедрах и в других подразделениях образовательной организации ВПО, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.

Особые условия реализации программ практик в ООП подготовки специалиста:

педагогическая практика проводиться в активной форме (обучающихся самостоятельно, под наблюдением педагога-консультанта ведет занятия с прикрепленным к нему учеником в рамках отделения, сектора, студии педпрактики, в виде работы в образовательных организациях среднего профессионального образования и организациях дополнительного образования, в том числе дополнительного образования детей), в ассистентской (на старших курсах в классах педагогов по соответствующим специальным дисциплинам);

исполнительская практика проводиться рассредоточено в течение всего периода обучения в форме самостоятельной работы по исполнению концертных программ на различных сценических площадках;

производственная практика:

для специализаций 01, 02 – практика проводиться рассредоточено в течение всего периода обучения в виде концертмейстерской работы;

для специализаций 03, 04, 05 – практика проводиться рассредоточено в течение всего периода обучения и представляет собой работу в оркестровом классе, которая включает в себя: чтение с листа, индивидуальную подготовку партий, групповые репетиции, общие репетиции; ознакомление с разнообразными произведениями оркестровой литературы; исполнение достаточно трудных оркестровых сочинений разных стилей, произведений для солистов в сопровождении оркестра, для хора и оркестра.

Аттестация по итогам практики проводится на основании оформленного в соответствии с установленными требованиями письменного отчета и отзыва руководителя практики. По итогам аттестации выставляется оценка.

7.20. Научно-исследовательская работа является обязательным разделом ООП подготовки специалиста. Она направлена на комплексное формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ГОС ВПО. При разработке программы научно-исследовательской работы образовательная организация ВПО должна предоставить возможность обучающимся:

изучать специальную литературу, достижения отечественной и зарубежной науки по соответствующим дисциплинам;

осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научной информации по теме проводимой научной работы;

использовать новые методы при проведении научно-исследовательской работы и давать их описание;

составлять отчеты по теме проведенной работы;

выступать с докладами на конференции, которую проводит образовательная организация ВПО.

В процессе выполнения научно-исследовательской работы и оценки ее результатов должно проводиться широкое обсуждение ее результатов в учебных структурах  с привлечением работодателей, позволяющее оценить уровень компетенций, сформированных у обучающихся. Необходимо также дать оценку компетенций, связанных с формированием профессионального мировоззрения и определенного уровня культуры.

7.21. Реализация ООП подготовки специалиста должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью.

Доля преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной основной образовательной программе, должна быть не менее 70 процентов, ученую степень доктора наук и (или) ученое звание профессора должны иметь не менее 10 процентов преподавателей.

К преподавателям с учеными степенями и (или) учеными званиями приравниваются лица без ученых степеней и званий, имеющие государственные почетные звания, лауреаты международных и государственных конкурсов, лауреаты государственных премий в соответствующей профессиональной сфере.

Не менее 75 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны иметь ученые степени и ученые звания, а также государственные почетные звания, лауреаты международных и государственных конкурсов, лауреаты государственных премий в соответствующей профессиональной сфере, при этом ученые степени доктора наук или ученое звание профессора, почетные звания (народный артист республики, заслуженный деятель искусств) должны иметь не менее 11 процентов преподавателей.

К образовательному процессу должно быть привлечено не менее 10 процентов преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и организаций.

До 10 процентов от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание может быть заменено преподавателями, имеющими стаж практической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов более 10 последних лет.

Общее руководство содержанием теоретической и практической подготовки по специализации должно осуществляться штатным научно-педагогическим работником образовательной организации ВПО, имеющим ученую степень доктора или кандидата наук и (или) ученое звание профессора или доцента, стаж работы в образовательных организациях ВПО не менее трех лет. К общему руководству содержанием теоретической и практической подготовки по специализации может быть привлечен высококвалифицированный специалист в соответствующей сфере профессиональной деятельности.

7.22. ООП подготовки специалиста должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательной организации.

Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями учебной и учебно-методической литературы.

При этом должна быть обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем для 25 процентов обучающихся.

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла – за последние пять лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.

Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете одного-двух экземпляров на каждые 100 обучающихся.

Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.

Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными странами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Донецкой Народной Республики об интеллектуальной собственности и международных договоров Донецкой Народной Республики в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочникам и поисковым системам.

7.23. Финансирование реализации ООП подготовки специалиста должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования образовательной организации ВПО.

7.24. Образовательная организация ВПО, реализующая ООП подготовки специалистов, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом а и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.

Минимально необходимый для реализации образовательной программы подготовки специалистов перечень материально-технического обеспечения включает в себя:

нотную библиотеку, фонотеку с фондом аудиозаписей;

отдел звукозаписи и воспроизведения с необходимым звукотехническим оборудованием (магнитофоны, проигрыватели пластинок и компакт-диски);

библиотеку, читальный зал;

концертный зал (от 100 посадочных мест, при обязательном наличии концертных роялей);

специализированные аудитории для занятий по дисциплинам цикла С.2 оснащенные роялями, учебными досками, звуковоспроизводящей аппаратурой;

для проведения занятий по дисциплинам цикла С.3 специализированные аудитории, оснащенные двумя роялями и аудиотехникой;

для проведения занятий по музыкальной информатике специальной аудиторией, оборудованной персональными компьютерами и MIDI-клавиатурами с соответствующим программным обеспечением;

комплект инструментов, необходимых для обеспечения полноценной работы учебных оркестров (комплект русских народных инструментов, набор ударных инструментов, видовые духовые инструменты, контрабасы, арфы);

дирижерские подставки, дирижерские оркестровые пульты, специализированную мебель для оркестрового класса;

библиотечный фонд оркестровых партий.

В образовательной организации ВПО должны быть обеспечены условия для содержания, обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.

При использовании электронных изданий образовательная организация ВПО должна иметь не менее двух компьютеров с выходом в сеть Интернет на 100 обучающихся очной формы обучения.

Образовательная организация ВПО должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

Первый заместитель Министра образования и науки Донецкой Народной Республики
М.Н. Кушаков

Для данного документа приложений нет.

Редакция от 03.05.2017

Начальная версия от 13.05.2016