watermark
Печать

Вид документа: Приказ

Государственный информационно-правовой фонд: Государственный реестр нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики , Нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики

Наименование правотворческого органа: Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики

Дата документа: 25.09.2015

Номер документа: 602

Дата государственной регистрации: 20.10.2015

Регистрационный номер: 665

Заголовок документа: Об утверждении Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Действие документа: Действующий

Классификатор: 130.010.030 - Государственные образовательные стандарты. Образовательные программы. Образовательный процесс

Информация об опубликовании:
    Официальный сайт Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики http://mondnr.ru/, 25.10.2015

Дополнительные сведения:

Количество страниц:

watermark
НПА ДНР

Министерство образования и науки
Донецкой Народной Республики

 

Приказ

25.09.2015
№602
НПА ДНР
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 665
от   «20» октября 2015  г.
Об утверждении Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

(в ред. приказа Министерства образования и науки ДНР от 15.01.2021 № 1-НП)

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 6 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании», подпункта 12.56 пункта 12 раздела II Положения о Министерстве образования и науки, утверждённого Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 22.07.2015 года № 13-43 «Об утверждении Положения и структуры Министерства образования и науки», во исполнение статьи 9 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании», пункта 16 Правил разработки, утверждения государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утверждённых приказом Министерства образования и науки от 08.07.2015 г. № 297 (зарегистрированных в Министерстве юстиции 30 июля 2015 г. № 322),

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемый Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта (далее – Стандарт).

Прием на обучение в соответствии со Стандартом прекращается 01 января 2021 года.

Установить, что Стандарт применяется образовательными организациями среднего профессионального образования для обучения лиц, зачисленных до 01 января 2021 года.

(пункт 1 в ред. приказа Министерства образования и науки ДНР от 15.01.2021 № 1-НП)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Контроль за исполнением приказа возложить на Первого заместителя Министра Кушакова М.Н.

3. Настоящий приказ вступает в силу с момента опубликования.

Министр образования и науки
Л.П. Полякова
НПА ДНР
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 665
от   «20» октября 2015  г.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 23.02.03 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящий государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта для профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования, которые имеют право на реализацию имеющих государственную аккредитацию программ подготовки специалистов среднего звена по данной специальности, на территории Донецкой Народной Республики (далее – образовательная организация).

1.2. Право на реализацию программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта имеет образовательная организация при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Возможна сетевая форма реализации программы подготовки специалистов среднего звена с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций. В реализации программы подготовки специалистов среднего звена с использованием сетевой формы наряду с образовательными организациями также могут участвовать медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных программой подготовки специалистов среднего звена.

2. ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ, СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

СПО среднее профессиональное образование;

ГОС СПО государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;

ППССЗ программа подготовки специалистов среднего звена;

ОК общая компетенция;

ПК профессиональная компетенция;

ПМ профессиональный модуль;

МДК междисциплинарный курс.

Понятия и их толкования:

Результаты образования – демонстрируемые студентом (выпускником) по завершении образования (курса, модуля, учебной дисциплины и т.д.) и измеряемые знания, умения, навыки, которые выражаются с помощью («на языке») компетенций.

Результаты образования описывают в общих терминах те качества и навыки, которыми должен обладать выпускник, завершающий образование на одном из уровней среднего профессионального образования. Они призваны отразить конкретные требования отраслей, перспектив их развития, профилей. Результаты образования выражаются в терминах порогового (минимального, необходимого) уровня, который, как ожидается, должен быть достигнут студентами по окончании обучения. Они выступают в роли базовых структурных элементов образования.

Компетенция – динамичная совокупность знаний, умений, навыков, способностей, ценностей, необходимая для эффективной профессиональной и социальной деятельности, личностного развития выпускников и которую они обязаны освоить и продемонстрировать после завершения части или всей образовательной программы.

Компетенции расцениваются как структурирующий принцип современного среднего профессионального образования. При этом подчеркивается акцент на способности к действию, сочетание знаний и умений с психосоциальными предпосылками.

Основная образовательная программа – системно организованный комплекс учебно-методических документов разного уровня, регламентирующий цели, ожидаемые результаты, содержание и реализацию образовательного процесса по заданному направлению (специальности) подготовки.

Модуль – комплекс учебных занятий, отличающийся содержательным, методическим, организационным, оценочным, технологическим и временным единством, имеющим как дисциплинарный, так и междисциплинарный характер.

При разработке конкретной комбинации модулей следует учитывать результаты образования, которым должны соответствовать студенты после успешного изучения модулей.

Профиль – совокупность основных черт какой-либо профессии (направления, специальности) среднего профессионального образования, определяющих конкретную направленность образовательной программы.

Зачетная единица – студентоцентрированное исчисление учебной нагрузки (трудоемкости), необходимой для достижения целей, результатов и компетенций, определенных образовательной программой. Зачетная единица равна 36 (ПССЗ) академическим часам общей трудоемкости. Отражаемый в зачетной единице объем работы студента включает лекции, семинарские и практические занятия, курсовые работы, рефераты, контрольные работы по дисциплинам, зачеты. Зачетные единицы назначаются всем компонентам ППСС (модулям, учебным циклам и дисциплинам, производственной практике и т.д.)

Трудоустраиваемость – это совокупность достижений навыков, пониманий и личностных характеристик, которая раскрывает перспективы выпускников с точки зрения трудоустройства и успешности в выбранной профессии и, которая служит на пользу самим выпускникам, сообществу и развитию государства.

3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ/ПРОФЕССИИ

3.1. Получение СПО по ППССЗ допускается только в образовательной организации.

3.2. Сроки получения СПО по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта базовой подготовки в очной форме обучения и присваиваемая квалификация приводятся в Таблице1.

Таблица 1

Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППССЗ Наименование квалификации базовой подготовки Срок получения СПО по ППССЗ базовой подготовки в очной форме обучения*
среднее общее образование Техник 2 года 10 месяцев
основное общее образование 3 года 10 месяцев**

3.3. Сроки получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки превышают на один год срок получения СПО по ППССЗ базовой подготовки.

Сроки получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки в очной форме обучения и присваиваемая квалификация приводятся в Таблице 2.

Таблица 2

Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППССЗ Наименование квалификации углубленной подготовки Срок получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки в очной форме обучения*
среднее общее образование Старший техник 3 года 10 месяцев
основное общее образование 4 года 10 месяцев**
_______________________________________________

* Независимо от применяемых образовательных технологий.

** Образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования в пределах ППССЗ, в том числе с учетом получаемой специальности СПО.

Рекомендуемые сроки получения СПО по ППССЗ базовой и углубленной подготовки независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются:

а) для обучающихся по очно-заочной и заочной формам обучения:

на базе среднего общего образования – не более чем на 1 год;

на базе основного общего образования – не более чем на 1,5 года;

б) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья – не более чем на 10 месяцев.

4. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: организация и проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта, организация деятельности первичных трудовых коллективов.

4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

автотранспортные средства;

техническая документация;

технологическое оборудование для технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств;

первичные трудовые коллективы.

4.3. Техник готовится к следующим видам деятельности:

4.3.1. Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств (автотранспорта).

4.3.2. Организация деятельности коллектива исполнителей.

4.3.3. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к настоящему ГОС СПО).

4.4. Старший техник готовится к следующим видам деятельности:

4.4.1. Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта.

4.4.2. Организация деятельности коллектива исполнителей.

4.4.3. Разработка технологической документации для технического обслуживания, ремонта и модернизации модификаций автотранспорта.

4.4.4. Подбор технологического оборудования для производственных целей.

4.4.5. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к настоящему ГОС СПО).

5. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

5.1. Техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

5.2. Техник должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:

5.2.1. Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта.

ПК 1.1. Организовывать и проводить работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта.

ПК 1.2. Осуществлять технический контроль при хранении, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автотранспорта.

ПК 1.3. Разрабатывать технологические процессы ремонта узлов и деталей.

5.2.2. Организация деятельности коллектива исполнителей.

ПК 2.1. Планировать и организовывать работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта.

ПК 2.2. Контролировать и оценивать качество работы исполнителей работ.

ПК 2.3. Организовывать безопасное ведение работ при техническом обслуживании и ремонте автотранспорта.

5.2.3. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.

5.3. Старший техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

5.4. Старший техник должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности.

5.4.1. Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта.

ПК 1.1. Организовывать и проводить работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта.

ПК 1.2. Осуществлять технический контроль при хранении, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автотранспорта.

ПК 1.3. Разрабатывать технологические процессы ремонта узлов и деталей.

5.4.2. Организация деятельности коллектива исполнителей.

ПК 2.1. Планировать и организовывать работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта.

ПК 2.2. Контролировать и оценивать качество работы исполнителей работ.

ПК 2.3. Организовывать безопасное ведение работ при техническом#

5.4.3. Разработка технологической документации для технического обслуживания, ремонта и модернизации модификаций автотранспортных средств.

ПК 3.1. Определять необходимость модернизации автотранспортного средства.

ПК 3.2. Владеть информацией о взаимозаменяемости узлов и агрегатов автотранспортного средства и способах повышения их эксплуатационных свойств.

ПК 3.3. Разрабатывать технологическую документацию.

ПК 3.4. Владеть методикой тюнинга автомобиля.

5.4.4. Подбор технологического оборудования для производственных целей.

ПК 4.1. Определять остаточный ресурс производственного оборудования.

ПК 4.2. Производить выбор нового оборудования по совокупности экономических и эксплуатационных показателей.

ПК 4.3. Знать правила безопасного использования производственного оборудования.

5.4.5. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.

6. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

6.1. ППССЗ предусматривает изучение следующих учебных циклов:

общего гуманитарного и социально-экономического;

математического и общего естественнонаучного;

профессионального;

и разделов:

учебная практика;

производственная практика (по профилю специальности);

производственная практика (преддипломная);

промежуточная аттестация;

государственная итоговая аттестация.

6.2. Обязательная часть ППССЗ по учебным циклам должна составлять около 70 процентов от общего объема времени, отведенного на их освоение. Вариативная часть (около 30 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.

Общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный учебные циклы состоят из дисциплин.

Профессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика (по профилю специальности).

6.3. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического учебного цикла ППССЗ углубленной подготовки должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: “Основы философии”, ” Отечественная история “, “Психология общения”, “Иностранный язык”, “Физическая культура”.

Обязательная часть профессионального учебного цикла ППССЗ должна предусматривать изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Объем часов на дисциплину «Безопасность жизнедеятельности» составляет 102 часа, из которых 68 часов – обязательные аудиторные занятия, а 34 – самостоятельная работа студентов. Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать часть учебного времени дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (48 часов), отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.

Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать часть учебного времени дисциплины “Безопасность жизнедеятельности” (48 часов), отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.

6.4. Образовательной организацией при определении структуры ППССЗ и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

Таблица 3

Структура программы подготовки специалистов среднего звена базовой подготовки

Индекс Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.) В том числе часов обязательных учебных занятий Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) Коды формируемых компетенций
  Обязательная часть учебных циклов ППССЗ 3132 2088    
ОГСЭ.00 Общий гуманитарный и социально-экономический учебные циклы 642 428    
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:уметь:

ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

знать:

основные категории и понятия философии;

роль философии в жизни человека и общества;

основы философского учения о бытии;

сущность процесса познания;

основы научной, философской и религиозной картин мира;

об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий

48 ОГСЭ.01.Основы философии ОК 1 – 9
уметь: оценивать события и деятельность людей в историческом процессе с позиций общечеловеческих ценностей, ориентироваться в экономической, политической и культурной ситуации в стране и мире;

выявлять логику и объективные закономерности исторического процесса, взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;

знать:

закономерности социально-экономического, общественно-политического и культурного развития общества на землях Донбасса в контексте истории России с древнейших времен и до наших дней;

сущность формирования и развития общества на территории Донецкого бассейна;

основные процессы межэтнического взаимодействия представителей этносов, населяющих в Донбасс в исторической ретроспективе – носителей различных культур, традиций, религий.

48 ОГСЭ.02. Отечественная история ОК 1 – 9
уметь:общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;

переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;

самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;

знать:

лексический (1200 – 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности.

166 ОГСЭ.03. Иностранный язык ОК 1 – 9
уметь:использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;

знать:

о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;

основы здорового образа жизни

332 166 ОГСЭ.04. Физическая культура ОК 2, 3, 6
ЕН.00 Математический и общий естественнонаучный учебные циклы 198 132    
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:уметь:

решать обыкновенные дифференциальные уравнения;

знать:

основные понятия и методы математического анализа, дискретной математики, теории вероятностей и математической статистики;

основные численные методы решения прикладных задач

ЕН.01. Математика ОК 1 – 9ПК 1.1 – 1.3,

2.2

уметь:использовать изученные прикладные программные средства;

знать:

основные понятия автоматизированной обработки информации, знать общий состав и структуру персональных электронно-вычислительных машин (далее – ЭВМ) и вычислительных систем;

базовые системы, программные продукты и пакеты прикладных программ

ЕН.02. Информатика ОК 1 – 9ПК 1.1 – 1.3,

2.1 – 2.3

П.00 Профессиональный учебный цикл 2292 1528    
ОП.00 Общепрофессиональные дисциплины 1096 730    
В результате изучения обязательной части профессионального учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:уметь:

оформлять проектно-конструкторскую, технологическую и другую техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой;

выполнять изображения, разрезы и сечения на чертежах;

выполнять деталирование сборочного чертежа;

решать графические задачи;

знать:

основные правила построения чертежей и схем;

способы графического представления пространственных образов;

возможности пакетов прикладных программ компьютерной графики в профессиональной деятельности;

основные положения конструкторской, технологической документации, нормативных правовых актов;

основы строительной графики

ОП.01. Инженерная графика ОК 1 – 9ПК 1.2, 1.3, 2.3
уметь:производить расчет на растяжение и сжатие на срез, смятие, кручение и изгиб;

выбирать детали и узлы на основе анализа их свойств для конкретного применения;

знать:

основные понятия и аксиомы теоретической механики, законы равновесия и перемещения тел;

методики выполнения основных расчетов по теоретической механике, сопротивлению материалов и деталям машин;

основы проектирования деталей и сборочных единиц;

основы конструирования.

ОП.02. Техническая механика ОК 1 – 9ПК 1.1 – 1.3, 2.3
уметь:пользоваться измерительными приборами;

производить проверку электронных и электрических элементов автомобиля;

производить подбор элементов электрических цепей и электронных схем;

знать:

методы расчета и измерения основных параметров электрических, магнитных и электронных цепей;

компоненты автомобильных электронных устройств;

методы электрических измерений;

устройство и принцип действия электрических машин

ОП.03.Электротехника и электроника ОК 1 – 9ПК 1.1 – 1.3

ПК 2.3

уметь:выбирать материалы на основе анализа их свойств для конкретного применения;

выбирать способы соединения материалов;

обрабатывать детали из основных материалов;

знать:

строение и свойства машиностроительных материалов;

методы оценки свойств машиностроительных материалов;

области применения материалов;

классификацию и маркировку основных материалов;

методы защиты от коррозии;

способы обработки материалов

ОП.04.Материаловедение ОК 1 – 9ПК 1.1 – 1.3

ПК 2.2

ПК 2.3

уметь:выполнять метрологическую поверку средств измерений;

проводить испытания и контроль продукции; применять системы обеспечения качества работ при техническом обслуживании и ремонте автомобильного транспорта;

определять износ соединений;

знать:

основные понятия, термины и определения;

средства метрологии, стандартизации и сертификации;

профессиональные элементы международной и региональной стандартизации;

показатели качества и методы их оценки;

системы и схемы сертификации

ОП.05. Метрология, стандартизация и сертификация ОК 1 – 9ПК 1.1 – 1.3

ПК 2.2

уметь:пользоваться дорожными знаками и разметкой;

ориентироваться по сигналам регулировщика;

определять очередность проезда различных транспортных средств;

оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;

управлять своим эмоциональным состоянием при движении транспортного средства;

уверенно действовать в нештатных ситуациях;

обеспечивать безопасное размещение и перевозку грузов;

предвидеть возникновение опасностей при движении транспортных средств;

организовывать работу водителя с соблюдением правил безопасности дорожного движения;

знать:

причины дорожно-транспортных происшествий;

зависимость дистанции от различных факторов;

дополнительные требования к движению различных транспортных средств и движению в колонне;

особенности перевозки людей и грузов;

влияние алкоголя и наркотиков на трудоспособность водителя и безопасность движения;

основы законодательства в сфере дорожного движения

ОП.06. Правила безопасности дорожного движения ОК 1 – 9ПК 1.1, 1.2, 2.3
уметь:использовать необходимые нормативные правовые акты;

применять документацию систем качества;

знать:

основные положения Конституции Донецкой Народной Республики;

основы трудового права;

законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения в профессиональной деятельности

ОП.07. Правовое обеспечение профессиональной деятельности ОК 1 – 9ПК 1.1, 1.2

2.1 – 2.3

уметь:применять методы и средства защиты от опасностей технических систем и технологических процессов;

обеспечивать безопасные условия труда в профессиональной деятельности;

анализировать травмоопасные и вредные факторы в профессиональной деятельности;

использовать экобиозащитную технику

знать:

воздействие негативных факторов на человека; нормативные и организационные основы охраны труда в организации

ОП.08. Охрана труда ОК 1 – 9ПК 1.1 – 1.3

2.1, 2.3

уметь:организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

применять первичные средства пожаротушения;

ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;

применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;

владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

оказывать первую помощь пострадавшим;

знать:

принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности ДНР;

основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

основы военной службы и обороны государства;

задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения;

меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;

область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим

68 ОП.09. Безопасность жизнедеятельности ОК 1 – 9ПК 1.1 – 1.3

2.1 – 2.3

ПМ.00 Профессиональные модули 1196 798    
ПМ.01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспортаВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

разборки и сборки агрегатов и узлов автомобиля;

технического контроля эксплуатируемого транспорта;

осуществления технического обслуживания и ремонта автомобилей;

уметь:

разрабатывать и осуществлять технологический процесс технического обслуживания и ремонта автотранспорта;

осуществлять технический контроль автотранспорта;

оценивать эффективность производственной деятельности;

осуществлять самостоятельный поиск необходимой информации для решения профессиональных задач;

анализировать и оценивать состояние охраны труда на производственном участке;

знать:

устройство и основы теории подвижного состава автотранспорта;

базовые схемы включения элементов электрооборудования;

свойства и показатели качества автомобильных эксплуатационных материалов;

правила оформления технической и отчетной документации;

классификацию, основные характеристики и технические параметры автомобильного транспорта;

методы оценки и контроля качества в профессиональной деятельности;

основные положения действующих нормативных правовых актов;

основы организации деятельности организаций и управление ими;

правила и нормы охраны труда, промышленной санитарии и противопожарной защиты

МДК.01.01. Устройство автомобилейМДК.01.02. Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта ОК 1 – 9ПК 1.1 – 1.3
ПМ.02 Организация деятельности коллектива исполнителейВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

планирования и организации работ производственного поста, участка;

проверки качества выполняемых работ;

оценки экономической эффективности производственной деятельности;

обеспечения безопасности труда на производственном участке;

уметь:

планировать работу участка по установленным срокам;

осуществлять руководство работой производственного участка;

своевременно подготавливать производство;

обеспечивать рациональную расстановку рабочих;

контролировать соблюдение технологических процессов;

оперативно выявлять и устранять причины их нарушения;

проверять качество выполненных работ;

осуществлять производственный инструктаж рабочих;

анализировать результаты производственной деятельности участка;

обеспечивать правильность и своевременность оформления первичных документов;

организовывать работу по повышению квалификации рабочих;

рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели производственной деятельности;

знать:

действующие законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие производственно-хозяйственную деятельность;

положения действующей системы менеджмента качества;

методы нормирования и формы оплаты труда;

основы управленческого учета;

основные технико-экономические показатели производственной деятельности;

порядок разработки и оформления технической документации;

правила охраны труда, противопожарной и экологической безопасности, виды, периодичность и правила оформления инструктажа

МДК.02.01. Управление коллективом исполнителей ОК 1 – 9ПК 2.1 – 2.3
ПМ.03 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих        
  Вариативная часть учебных циклов ППССЗ(определяется образовательной организацией самостоятельно) 1350 900    
  Всего часов обучения по учебным циклам ППССЗ 4482 2988    
УП.00 Учебная практика 26 нед.  936    ОК 1 – 9ПК 1.1 – 1.3,

2.1 – 2.3

ПП.00 Производственная практика (по профилю специальности)
ПДП.00 Производственная практика (преддипломная) 4 нед.      
ПА.00 Промежуточная аттестация 5 нед.      
ГИА.00 Государственная итоговая аттестация 6 нед.      
ГИА.01 Подготовка выпускной квалификационной работы 4 нед.      
ГИА.02 Защита выпускной квалификационной работы 2 нед.      

Таблица 4

Срок получения СПО по ППССЗ базовой подготовки в очной форме обучения составляет 147 недель, в том числе:

Обучение по учебным циклам 83 нед.
Учебная практика 26 нед.
Производственная практика (по профилю специальности)
Производственная практика (преддипломная) 4 нед.
Промежуточная аттестация 5 нед.
Государственная итоговая аттестация 6 нед.
Каникулы 23 нед.
Итого 147 нед.

Таблица 5

Структура программы подготовки специалистов среднего звена углубленной подготовки

Индекс Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.) В том числе часов обязательных учебных занятий Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) Коды формируемых компетенций
  Обязательная часть учебных циклов ППССЗ 4374 2916    
ОГСЭ.00 Общий гуманитарный и социально-экономический учебные циклы 906 604    
  В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:уметь:

ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

знать:

основные категории и понятия философии;

роль философии в жизни человека и общества;

основы философского учения о бытии;

сущность процесса познания;

основы научной, философской и религиозной картин мира;

об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий

48 ОГСЭ.01.Основы философии ОК 1 – 9
  уметь: оценивать события и деятельность людей в историческом процессе с позиций общечеловеческих ценностей, ориентироваться в экономической, политической и культурной ситуации в стране и мире;

выявлять логику и объективные закономерности исторического процесса, взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;

знать: закономерности социально-экономического, общественно-политического и культурного развития общества на землях Донбасса в контексте истории России с древнейших времен и до наших дней;

сущность формирования и развития общества на территории Донецкого бассейна;

основные процессы межэтнического взаимодействия представителей этносов, населяющих в Донбасс в исторической ретроспективе – носителей различных культур, традиций, религий.

48 ОГСЭ.02. Отечественная история ОК 1 – 9
  уметь:применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;

использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;

знать:

взаимосвязь общения и деятельности;

цели, функции, виды и уровни общения;

роли и ролевые ожидания в общении;

виды социальных взаимодействий;

механизмы взаимопонимания в общении;

техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;

этические принципы общения;

источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов

48 ОГСЭ.03. Психология общения ОК 1 – 9ПК 2.1 – 2.3
  уметь:общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;

переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;

самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;

знать:

лексический (1200 – 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности

230 ОГСЭ.04.Иностранный язык ОК 1 – 9
  уметь:использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;

знать:

о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни

460 230 ОГСЭ.05. Физическая культура ОК 2, 3, 6
EH.00 Математический и общий естественнонаучный учебные циклы 198 132    
  В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:уметь:

решать обыкновенные дифференциальные уравнения;

знать:

основные понятия и методы математического анализа, дискретной математики, теории вероятностей и математической статистики, основные численные методы решения прикладных задач

ЕН.01. Математика ОК 1 – 9ПК 1.1 – 1.3, 2.2
  уметь:использовать изученные прикладные программные средства;

знать:

основные понятия автоматизированной обработки информации, общий состав и структуру персональных ЭВМ и вычислительных систем;

базовые системы, программные продукты и пакеты прикладных программ

ЕН.02. Информатика ОК 1 – 9ПК 1.1 – 1.3, 2.1 – 2.3
П.00 Профессиональный учебный цикл 3270 2180    
ОП.00 Общепрофессиональные дисциплины 1290 860    
  В результате изучения обязательной части профессионального учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:уметь:

оформлять проектно-конструкторскую, технологическую и других технических документации в соответствии с действующими нормативными правовыми актами;

выполнять изображения, разрезы и сечения на чертежах;

выполнять деталирование сборочного чертежа;

решать графические задачи;

знать:

основные правила построения чертежей и схем;

способы графического представления пространственных образов;

о возможностях использования пакетов прикладных программ компьютерной графики в профессиональной деятельности;

основные положения конструкторской, технологической документации и нормативных правовых актов;

основы строительной графики

ОП.01. Инженерная графика ОК 1 – 9ПК 1.1, 1.2, 2.3
  уметь:производить расчет на растяжение и сжатие на срез, смятие, кручение и изгиб;

выбирать детали и узлы на основе анализа их свойств для конкретного применения;

знать:

основные понятия и аксиомы теоретической механики, законы равновесия и перемещения тел;

методики выполнения основных расчетов по теоретической механике, сопротивлению материалов и деталям машин;

основы проектирования деталей и сборочных единиц;

основы конструирования

ОП.02. Техническая механика ОК 1 – 9ПК 1.1 – 1.3, 2.3
  уметь:пользоваться измерительными приборами;

производить проверку электронных и электрических элементов автомобиля;

производить подбор элементов электрических цепей и электронных схем;

знать:

методы расчета и измерения основных параметров электрических, магнитных и электронных цепей;

компоненты автомобильных электронных устройств;

методы электрических измерений;

устройство и принцип действия электрических машин

ОП.03.Электротехника и электроника ОК 1 – 9ПК 1.1 – 1.3

ПК 2.3

  уметь:выбирать материалы на основе анализа их свойств для конкретного применения;

выбирать способы соединения материалов;

обрабатывать детали из основных материалов;

знать:

строение и свойства машиностроительных материалов;

методы оценки свойств машиностроительных материалов;

области применения материалов;

классификацию и маркировку основных материалов;

методы защиты от коррозии;

способы обработки материалов

ОП.04.Материаловедение ОК 1 – 9ПК 1.1 – 1.3

ПК 2.2

ПК 2.3

  уметь:выполнять метрологическую поверку средств измерений;

проводить испытания и контроль продукции;

применять системы обеспечения качества работ при техническом обслуживании и ремонте автотранспорта;

знать:

основные понятия, термины и определения;

средства метрологии, стандартизации и сертификации;

профессиональные элементы международной и региональной стандартизации;

показатели качества и методы их оценки;

системы и схемы сертификации

ОП.05.Метрология, стандартизация и сертификация ОК 1 – 9ПК 1.1 – 1.3

ПК 2.2

  уметь:пользоваться дорожными знаками и разметкой;

ориентироваться по сигналам регулировщика;

определять очередность проезда различных транспортных средств;

оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;

управлять своим эмоциональным состоянием при движении транспортного средства;

уверенно действовать в нештатных ситуациях;

обеспечивать безопасное размещение и перевозку грузов;

предвидеть возникновение опасностей при движении транспортных средств;

организовывать работу водителя с соблюдением правил безопасности дорожного движения;

знать:

причины дорожно-транспортных происшествий;

зависимость дистанции от различных факторов;

дополнительные требования к движению различных транспортных средств и движению в колонне;

особенности перевозки людей и грузов;

влияние алкоголя и наркотиков на трудоспособность водителя и безопасность движения;

основы законодательства в сфере дорожного движения

ОП.06.Правила безопасности дорожного движения ОК 1 – 9ПК 1.1, 1.2, 2.3
  уметь:использовать необходимые нормативные правовые акты;

применять документацию систем качества;

знать:

основные положения Конституции Донецкой Народной Республики;

основы трудового права;

законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения в профессиональной деятельности

ОП.07.Правовое обеспечение профессиональной деятельности ОК 1 – 9ПК 1.1, 1.2,

2.1 – 2.3,

  уметь:применять методы и средства защиты от опасностей технических систем и технологических процессов;

обеспечивать безопасные условия труда в профессиональной деятельности;

анализировать травмоопасные и вредные факторы в профессиональной деятельности;

использовать экобиозащитную технику;

знать:

воздействие негативных факторов на человека;

нормативные и организационные основы охраны труда в организации

ОП.08.Охрана труда ОК 1 – 9ПК 1.1 – 1.3,

2.1 – 2.3,

3.1 – 3.4,

4.1 – 4.3

  уметь:организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

применять первичные средства пожаротушения;

ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;

применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;

владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

оказывать первую помощь пострадавшим;

знать:

принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности ДНР;

основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

основы военной службы и обороны государства;

задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

способы защиты населения от оружия массового поражения;

меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;

область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим

68 ОП.09.Безопасность жизнедеятельности ОК 1 – 9ПК 1.1 – 1.3,

2.1 – 2.3,

3.1 – 3.4,

4.1 – 4.3

ПМ.00 Профессиональные модули 1980 1320    
ПМ.01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспортаВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

в осуществлении разборки и сборки агрегатов и узлов автомобиля;

в осуществлении технического контроля эксплуатируемого транспорта;

в разработке и осуществлении технологического процесса технического обслуживания и ремонта автомобилей;

уметь:

разрабатывать и осуществлять технологический процесс технического обслуживания и ремонта автотранспорта;

осуществлять технический контроль автотранспорта;

оценивать эффективность производственной деятельности;

осуществлять самостоятельный поиск необходимой информации для решения профессиональных задач;

анализировать и оценивать состояние охраны труда на производственном участке;

знать:

устройство и основы теории подвижного состава автомобильного транспорта;

базовые схемы включения элементов электрооборудования;

свойства и показатели качества автомобильных эксплуатационных материалов;

правила оформления технической и отчетной документации;

классификацию, основные характеристики и технические параметры автотранспорта;

методы оценки и контроля качества в профессиональной деятельности;

основные положения действующих нормативных правовых актов;

основы организации деятельности организаций и управление ими;

правила и нормы охраны труда, промышленной санитарии и противопожарной защиты

МДК.01.01. Устройство автомобилей

МДК.01.02. Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта

ОК 1 – 9ПК 1.1 – 1.3
ПМ.02 Организация деятельности коллектива исполнителейВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

планирования и организации работ производственного поста, участка;

проверки качества выполняемых работ;

оценки экономической эффективности производственной деятельности;

обеспечения безопасности труда на производственном участке;

уметь:

планировать работу участка по установленным срокам;

осуществлять руководство работой производственного участка;

своевременно подготавливать производство;

обеспечивать рациональную расстановку рабочих;

контролировать соблюдение технологических процессов;

оперативно выявлять и устранять причины их нарушения;

проверять качество выполненных работ;

осуществлять производственный инструктаж рабочих;

анализировать результаты производственной деятельности участка;

обеспечивать правильность и своевременность оформления первичных документов;

организовывать работу по повышению квалификации рабочих;

рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели производственной деятельности;

знать:

действующие законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие производственно-хозяйственную деятельность;

положения действующей системы менеджмента качества;

методы нормирования и формы оплаты труда;

основы управленческого учета;

основные технико-экономические показатели производственной деятельности;

порядок разработки и оформления технической документации;

правила охраны труда, противопожарной и экологической безопасности, виды, периодичность и правила оформления инструктажа

МДК.02.01. Управление коллективом исполнителей ОК 1 – 9ПК 2.1 – 2.3
ПМ.03 Разработка технологической документации для технического обслуживания, ремонта и модернизации модификаций автотранспортаВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

по сбору нормативных данных в области конструкции транспортных средств;

проведения модернизации транспортных средств;

проведения тюнинга автомобилей;

расчета экономических показателей модернизации и тюнинга транспортных средств;

уметь:

проводить контроль технического состояния транспортного средства;

определять остаточный ресурс агрегата, узла транспортного средства;

определять техническую возможность модернизации транспортного средства;

составлять технологическую документацию на модернизацию и тюнинг транспортных средств;

определять взаимозаменяемость узлов и агрегатов транспортных средств;

знать:

требования к конструкции транспортных средств;

конструктивные особенности обслуживаемых специальных автомобилей;

особенности технического обслуживания и ремонта специальных автомобилей;

типовые схемные решения по модернизации транспортных средств;

особенности технического обслуживания и ремонта модернизированных транспортных средств;

перспективные конструкции основных агрегатов и узлов транспортного средства

МДК.03.01.Технологическая документация

 

МДК.03.02.

Тюнинг автомобилей

ОК 1 – 9ПК 3.1 – 3.4
ПМ.04 Подбор технологического оборудования для производственных целейВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

в проведении испытаний производственного оборудования;

общения с представителями торговых организаций;

уметь:

производить сравнительную оценку технологического оборудования;

организовывать обучение рабочих для работы на вновь приобретенном оборудовании;

знать:

правила сертификации технологического оборудования;

требования безопасного использования оборудования;

особенности эксплуатации однотипного оборудования;

правила ввода в эксплуатацию технического оборудования

МДК.04.01.Технологическое оборудование

 

МДК.04.02. Основы проектирования нестандартного оборудования и приспособлений

ОК 1 – 9ПК 4.1 – 4.3
ПМ.05 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих        
  Вариативная часть учебных циклов ППССЗ(определяется образовательной организацией самостоятельно) 1836 1224    
  Всего часов обучения по учебным циклам ППССЗ 6210 4140    
УП.00 Учебная практика 30 нед.  1080    ОК 1 – 9ПК 1.1 – 4.3
ПП.00 Производственная практика (по профилю специальности)
ПДП.00 Производственная практика (преддипломная) 8 нед.      
ПА.00 Промежуточная аттестация 7 нед.      
ГИА.00 Государственная итоговая аттестация 6 нед.      
ГИА.01 Подготовка выпускной квалификационной работы 4 нед.      
ГИА.02 Защита выпускной квалификационной работы 2 нед.      

Таблица 6

Срок получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки в очной форме обучения составляет 199 недель, в том числе:

Обучение по учебным циклам 115 нед.
Учебная практика 30 нед.
Производственная практика (по профилю специальности)
Производственная практика (преддипломная) 8 нед.
Промежуточная аттестация 7 нед.
Государственная итоговая аттестация 6 нед.
Каникулы 33 нед.
Итого 199 нед.

7. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППССЗ в соответствии с ГОС СПО и с учетом соответствующей примерной ППССЗ.

Перед началом разработки ППССЗ образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.

Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой квалификации, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.

При формировании ППССЗ образовательная организация:

имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППССЗ, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;

имеет право определять для освоения обучающимися в рамках профессионального модуля профессию рабочего, должность служащего (одну или несколько) согласно приложению к ГОС СПО;

обязана ежегодно обновлять ППССЗ с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, культуры, науки, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ГОС СПО;

обязана в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;

обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей;

обязана обеспечить обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;

обязана формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

должна предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

7.2. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки.

7.3. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.

7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.

7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в год в заочной форме обучения составляет 160 академических часов.

7.6. Общая продолжительность каникул в учебном году должна составлять 8-11 недель, в том числе не менее 2-х недель в зимний период.

7.7. Выполнение курсового проекта (работы) рассматривается как вид учебной деятельности по дисциплине (дисциплинам) профессионального учебного цикла и (или) профессиональному модулю (модулям) профессионального учебного цикла и реализуется в пределах времени, отведенного на ее (их) изучение.

7.8. Дисциплина “Физическая культура” предусматривает еженедельно 2 часа обязательных аудиторных занятий и 2 часа самостоятельной работы (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).

7.9. Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах ППССЗ. В этом случае ППССЗ, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих государственных образовательных стандартов среднего общего образования и СПО с учетом получаемой специальности СПО.

Срок освоения ППССЗ в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 52 недели из расчета:

теоретическое обучение(при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю) 39 нед
промежуточная аттестация 2 нед.
каникулы 11 нед.

7.10. Консультации для обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией.

7.11. В период обучения при наличии финансирования, материально-технических возможностей соответствующей структуры с совершеннолетними юношами могут проводиться учебные сборы.

7.12. Практика является обязательным разделом ППССЗ. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППССЗ предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.

Производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю специальности и преддипломной практики.

Учебная практика и производственная практика (по профилю специальности) проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.

Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.

Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.

Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.

7.13. Реализация ППССЗ по специальности должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла. Преподаватели получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 5 лет.

7.14. ППССЗ должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППССЗ.

Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Реализация ППССЗ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППССЗ. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине профессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданными за последние 5 лет.

Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований профессиональной периодической печати(журналов).

Образовательная организация должна предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с российскими образовательными организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.

7.15. Финансирование реализации ППССЗ должно осуществляться в объеме не ниже установленных государственных нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня.

7.16. Образовательная организация, реализующая ППССЗ, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.

Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений определяется в соответствии с учебным планом учреждений среднего профессионального образования.

Рекомендуемый перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений

Кабинеты:

социально-экономических дисциплин;

иностранного языка;

математики;

информатики;

инженерной графики;

правил безопасности дорожного движения;

устройства автомобилей;

безопасности жизнедеятельности и охраны труда;

технического обслуживания и ремонта автомобилей;

технической механики;

методический.

Лаборатории:

электротехники и электроники;

материаловедения;

метрологии, стандартизации и сертификации;

двигателей внутреннего сгорания;

электрооборудования автомобилей;

автомобильных эксплуатационных материалов;

технического обслуживания автомобилей;

ремонта автомобилей;

технических средств обучения.

Мастерские:

слесарные;

токарно-механические;

кузнечно-сварочные;

демонтажно-монтажные.

Спортивный комплекс:

спортивный зал;

открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;

стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.

Залы:

библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;

актовый зал.

Реализация ППССЗ должна обеспечивать:

выполнение обучающимися практических заданий на практических занятиях, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;

освоение обучающимися профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательной организации или в организациях в зависимости от специфики вида деятельности.

При использовании электронных изданий образовательная организация должна обеспечить каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.

Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

8. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

8.1. Оценка качества освоения ППССЗ должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестации обучающихся.

8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательной организацией самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев после начала обучения.

8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ППССЗ (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции.

Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплинам и междисциплинарным курсам в составе профессиональных модулей разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно, а для промежуточной аттестации по профессиональным модулям и для государственной итоговой аттестации – разрабатываются и утверждаются образовательной организацией после предварительного положительного заключения работодателей.

Для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (междисциплинарным курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться преподаватели смежных дисциплин (курсов). Для максимального приближения программ промежуточной аттестации обучающихся по профессиональным модулям к условиям их будущей профессиональной деятельности образовательной организацией в качестве внештатных экспертов должны активно привлекаться работодатели.

8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:

оценка уровня освоения дисциплин;

оценка компетенций обучающихся.

Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.

8.5. К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам.

8.6. Государственная итоговая аттестация включает подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (дипломная работа, дипломный проект). Обязательное требование – соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей.

Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательной организации.

8.7. Для проведения государственной итоговой аттестации выпускников преподавателями выпускающих предметно-цикловых комиссий для каждого направления и специальности разрабатывается программа государственной аттестации, которая после ее рассмотрения на их заседаниях и заседании педагогического совета с участием председателей государственных экзаменационных комиссий утверждается учреждением СПО в установленном порядке.

Первый заместитель Министра образования и науки Донецкой Народной Республики
М.Н. Кушаков

Редакция от 08.02.2021

Начальная версия от 25.10.2015