watermark
Печать

Вид документа: Приказ

Государственный информационно-правовой фонд: Государственный реестр нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики , Нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики

Наименование правотворческого органа: Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Донецкой Народной Республики

Дата документа: 28.04.2016

Номер документа: 400

Дата государственной регистрации: 27.05.2016

Регистрационный номер: 1324

Заголовок документа: Об утверждении Порядка организации обучения населения действиям в чрезвычайных ситуациях

Действие документа: Действующий

Классификатор: 150.030.040 - Гражданская оборона, 020.040.040 - Режим чрезвычайных ситуаций

Информация об опубликовании:
    Официальный сайт Донецкой Народной Республики http://dnr-online.su/, 07.06.2016

Дополнительные сведения:

Количество страниц:

watermark
НПА ДНР

Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
Донецкой Народной Республики

 

Приказ

28.04.2016
№400
НПА ДНР
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 1324
от   «27» мая 2016  г.
Об утверждении Порядка организации обучения населения действиям в чрезвычайных ситуациях

На основании Законов Донецкой Народной Республики «О гражданской обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного Постановлением Совета Министров от 12.03.2015г.  № 3 — 22, с целью совершенствования системы обучения населения Донецкой Народной Республики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить и ввести в действие с 01 июля 2016 года Порядок организации обучения населения действиям в чрезвычайных ситуациях (далее – Порядок) (прилагается).

2. Руководителям структурных и подчиненных подразделений Министерства организовать изучение настоящего Порядка и выполнение его требований при проведении соответствующих мероприятий.

3. Департаменту гражданской обороны и защиты населения в установленные сроки обеспечить представление настоящего приказа на государственную регистрацию в Министерство юстиции Донецкой Народной Республики.

4. Контроль за исполнением данного приказа возложить на заместителя Министра полковника службы гражданской защиты Агаркова А.В.

5. Настоящий приказ вступает в законную силу с момента его официального опубликования.

Министр
А.А. Кострубицкий
НПА ДНР
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 1324
от   «27» мая 2016  г.

ПОРЯДОК

организации обучения населения действиям в чрезвычайных ситуациях

I. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок организации обучения населения действиям в чрезвычайных ситуациях (далее – Порядок) разработан согласно требованиям Законов Донецкой Народной Республики «О гражданской обороне» и «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера утвержденного постановлением Совета Министров от 12.03.2015г. № 3-22, и определяет основы плановой деятельности республиканских органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, структурных и подчиненных подразделений Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Донецкой Народной Республики, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности при организации обучения населения по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

1.2. Порядок устанавливает основы организации и проведения обучения населения действиям в чрезвычайных ситуациях, а также разделение населения на группы обучения для дальнейшей подготовки его к действиям в чрезвычайных ситуациях, в зависимости от участия в реализации мероприятий гражданской обороны и Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — Единая система).

1.3. В Порядке для каждой отдельной группы населения определяются:

цели и основные задачи обучения;

формы и методы проведения обучения;

комплекс учебной материально-технической базы;

система планирования и учета обучения.

II. Основные термины и определения

В настоящем Порядке использованы следующие термины и определения:

Аварийно-спасательные работы — действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.

Аттестация педагогических работников – это процесс подготовки, проведения и определения соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников.

Безопасность жизнедеятельности – это область научных знаний, которая изучает опасности, угрожающие человеку в среде обитания и разрабатывает соответствующие способы и средства защиты от них в любых неблагоприятных условиях. Является составной частью системы государственных, социальных и оборонных мероприятий, проводимых в целях защиты населения и объектов от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, опасностей военного характера, средств массового поражения.

Жизнеобеспечение населения в случае возникновения стихийных бедствий, аварий, катастроф, а также вследствие боевых действий в военное время – комплекс мероприятий, направленных на удовлетворение нужд населения в материальных средствах и условиях, необходимых для поддержания их жизни, сохранения здоровья и работоспособности.

Информационно-справочный уголок по вопросам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (Уголок гражданской обороны) – это специально отведенное место (помещение) оборудованное стендами или группой стендов, планшетов, плакатов, соответствующим образом оформленных щитов, помогающих людям лучше понять систему мероприятий гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, усвоить порядок действий при любых чрезвычайных ситуациях как мирного, так и военного времени на конкретном объекте, а также справочной, методической литературой и документацией по тематике мероприятий гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

Информационно-справочный стенд по вопросам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (стенд гражданской обороны) – это специально оборудованный стенд, помогающий изучить систему мероприятий гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, усвоить порядок действий при любых видах чрезвычайных ситуаций.

Командно-штабные учения – это форма совместной подготовки органов управления и сил гражданской обороны.

Мероприятия гражданской обороны — организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики.

Невоенизированные формирования гражданской обороны – представляют собой самостоятельные структуры, созданные на нештатной, непрофессиональной основе, оснащенные специальной техникой, оборудованием, материалами и подготовленные для участия в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, ликвидации последствий применения противником средств поражения и чрезвычайных ситуаций, которые возникли в период «военного положения».

Неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций — это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.

Обучение населения действиям в чрезвычайных ситуациях – целенаправленное накопление населением знаний, приобретение и закрепление навыков, необходимых при защите от опасностей, вызванных источниками чрезвычайных ситуаций, а также при участии в проведении неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций и очагах поражения.

Объектовая тренировка ─ форма подготовки и выполнения практических мероприятий рабочими и служащими, организаций определяемых планами гражданской обороны, планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, инструкциями по действиям при получении сигналов гражданской обороны, угрозы или возникновении чрезвычайных ситуаций.

Объектовое учение ─ форма совместной подготовки органов управления, сил гражданской обороны предприятий, учреждений и организаций.

Повышение квалификации – систематическое совершенствование, расширение и обновление знаний, умений и навыков в области гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций.

Подготовка кадров – получение образования соответствующего уровня по направлениям и специальностям, связанным с профессиональной деятельностью в экстремальных условиях в составе государственных профессиональных и других аварийно-спасательных служб, обучение руководящего состава гражданской обороны, командно-начальствующего состава (руководителей) невоенизированных формирований и специализированных служб гражданской обороны, постоянно действующих органов управления специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основам гражданской обороны, совершенствование знаний, приобретение навыков в планировании и проведении мероприятий гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

Практическая подготовка – целенаправленное углубление и совершенствование практических навыков и умений органов управления и служб правильно действовать в экстремальных условиях, а также при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций. Основу практической подготовки составляют объектовые учения и тренировки по вопросам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (командно-штабные, тактико-специальные, объектовые учения, штабные, объектовые тренировки, тренировки по противопожарной защите).

Практические навыки – организованный и скоординированный элемент физической, психомоторной, творческой и интеллектуальной деятельности человека, приобретаемый при условии отработки одной из моделируемых ситуаций в учебном городке, площадке или пункте по месту работы или жительства для положительного его применения в любой ситуации.

Программа профильного обучения – нормативный документ, в котором определены содержание, последовательность и организационные формы обучения по повышению квалификации руководящих кадров и специалистов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, требования к знаниям, умениям и навыкам обучаемых.

Производственное обучение – обучение и тренировки работников по порядку действий в чрезвычайных ситуациях непосредственно на предприятиях, в учреждениях, организациях, в составе специально созданных учебных группах по установленным формам или индивидуально.

Профильное обучение лиц руководящего состава гражданской обороны, других управленческих кадров и специалистов, уполномоченных решать задачи в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций – форма повышения квалификации целевого назначения, которое обеспечивает своевременное и систематическое обновление, углубление специальных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения определенных функций относительно предотвращения и реагирования на чрезвычайные ситуации и осуществления эффективного управления в области гражданской обороны.

Специальная тренировка по противопожарной защите – вид тренировки, проводимый с целью практической отработки мероприятий, умений и навыков, а также элементов слаженности и взаимодействия по решению отдельных конкретных задач по ликвидации различных видов возгораний (пожаров) аварийно-спасательными службами, формированиями и службами. Проводится ежегодно перед началом пожароопасного периода продолжительностью 4 – 6 часов.

Тактико-специальные учения – основная форма подготовки специализированных служб гражданской обороны, невоенизированных формирований гражданской обороны, аварийно-спасательных служб объектового уровня.

Умения – первично отработанные приемы выполнения отдельных элементов действий по вопросам безопасности в экстремальных, чрезвычайных условиях (ситуациях).

Учебная материально-техническая база гражданской обороны – комплекс учебных объектов, оснащенных техническими средствами, устройствами, оборудованием, наглядными учебными пособиями, находящимися в пользовании учебно-методических учреждений, специализированные классы по гражданской обороне и безопасности жизнедеятельности, классы (кабинеты) учебно-методических, учебных заведений (учреждений), а также другие помещения и имущество, предназначенные для обучения по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Занятия на учебных объектах позволяют практически отрабатывать наиболее важные вопросы защиты населения, повышения устойчивости функционирования объектов в мирное и военное время, организации связи и оповещения, обучения по вопросам гражданской обороны, и действий в чрезвычайных ситуациях. Количество учебных мест на объектах определяется с учетом специфики их производственной деятельности, отрабатываемых учебных вопросов, а также численности обучающихся.

Учебная площадка (место) – отдельный элемент учебного городка с оборудованными учебными точками для практической отработки отдельных действий по программам подготовки населения и специалистов гражданской обороны действиям в чрезвычайной ситуации, оснащенный средствами обучения.

Учебно-методические учреждения (образовательные организации) подготовки, переподготовки и обучения населения в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций – территориальные, постоянно действующие государственные учебные заведения (учреждения), образовательные организации, учебно-методические центры, территориальные курсы гражданской обороны, которые осуществляют подготовку, переподготовку, повышение квалификации целевого назначения лиц руководящего, командно-начальствующего состава гражданской обороны, других управленческих кадров и специалистов на которых в установленном порядке возложены функции в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Учебный городок – территория со специальными площадками (местами), сооружениями, элементами коммунально-технических и энергетических сетей для практической отработки применения средств поиска, спасения, пожаротушения, устранения аварий на сетях водо-газо-электроснабжения, канализации и связи, обеспечению защиты сельскохозяйственной продукции, воды и фуража, проведению обеззараживания и санитарной обработки загрязненных территорий, техники и людей.

Учебный кабинет – помещение, специально оснащенное мебелью, учебно-методической литературой, учебным имуществом и стендовым оборудованием по тематике проведения занятий в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Он включает аудиторию (лабораторию) и лаборантскую комнату. В классе проводятся занятия по программам обучения в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а в лаборантской комнате хранятся необходимые для организации и проведения занятий учебно-методическая литература, учебное имущество и оборудование, отчетно-плановая документация.

Учебный класс – специально оборудованное помещение, оснащенное мебелью, имуществом и инвентарем, учебно-методической литературой и дидактическими материалами, макетами, стендовым оборудованием, учебными наглядными пособиями, а также оснащенное необходимыми средствами обучения для проведения занятий по тематике гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Учебный объект (точка) по гражданской обороне – действующий элемент промышленного, сельскохозяйственного и другого производства, городского хозяйства, на котором проводится практическая подготовка (занятия, учения, тренировки) в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Учебный процесс в образовательных организациях (учреждениях) (далее – учебный процесс) – это система научно обоснованных организационных, методических и дидактических мероприятий, направленных на реализацию содержания образования на определенном образовательно-квалификационном уровне в соответствии со стандартами образования и гармонизированных с принципами государственной политики и правового регулирования отношений в системе образования.

Учебный пункт – специально оборудованный комплекс помещений гражданской обороны, которые используются для учебных целей (овладения теоретическими знаниями, умениями и навыками по приведению в готовность коллективных средств защиты, их эксплуатации, организации укрытия людей с отработкой правил поведения в защитных сооружениях гражданской обороны).

Штабная тренировка – форма подготовки органов управления гражданской обороны республиканских органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций.

III. Распределение населения по группам обучения

3.1. Организационные основы распределения населения по группам обучения.

В зависимости от участия в выполнении задач гражданской обороны и защиты населения и территорий, в целях обучения действиям в чрезвычайных ситуациях население распределяется на группы:

Группа А — лица руководящего состава гражданской обороны, другие управленческие кадры и специалисты, на которых распространяется действие законодательства Донецкой Народной Республики в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

Группа Б – работники, персонал предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности;

Группа В — студенты, учащиеся, воспитанники дошкольных учебных заведений;

Группа Г — лица, не занятые в сфере производства и обслуживания (неработающее население).

3.1.1. К группе А относятся:

лица руководящего состава гражданской обороны: руководящий состав республиканских органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, которые по должности исполняют обязанности начальников гражданской обороны и их заместителей, возглавляют комиссии, формирования или службы, образованные в рамках системы гражданской обороны и Единой системы;

другие управленческие кадры: должностные лица республиканских органов исполнительной власти, местных администраций (органов местного самоуправления), предприятий, учреждений и организаций, которые входят в состав координирующих и постоянно действующих органов управления гражданской обороны и Единой системы, а также возглавляют их структурные подразделения;

специалисты, на которых распространяется действие законодательства Донецкой Народной Республики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: работники диспетчерских (дежурных) служб, оперативный состав объектовых служб, специалисты аварийно-спасательных служб и невоенизированных формирований гражданской обороны, специалисты предприятий, учреждений и организаций, на которых возложены функции по решению вопросов промышленной и экологической безопасности, проведение работ по дегазации, дезактивации территорий (объектов) и химико-дозиметрическому контролю;

научно-педагогические и педагогические работники, которые преподают курс лекций в области гражданской обороны и безопасности жизнедеятельности, а также руководители групп занятий с персоналом на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности.

3.1.2. К группе Б относятся:

работники предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, которые входят в состав нештатных служб и формирований, образованных в рамках системы гражданской обороны и Единой системы;

работники потенциально опасных объектов;

другие работники предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности.

3.1.3. К группе В относятся:

студенты высших учебных заведений всех уровней аккредитации;

учащиеся, воспитанники профессиональных учебных заведений;

учащиеся общеобразовательных учебных заведений;

воспитанники старших групп детских дошкольных учебных заведений (учреждений).

3.1.4. К группе Г относятся:

лица трудоспособного возраста, не занятые в сфере производства и обслуживания или занятые индивидуальной трудовой деятельностью;

нетрудоспособные пенсионеры, которые не работают, лица временно не имеющие работы (безработные).

Обучение лиц, принадлежащих к этой группе, должно проводиться по месту проживания.

3.2. Цели и основные задачи обучения населения.

Целью обучения населения, независимо от группы, действиям в чрезвычайных ситуациях является:

обеспечение на всех уровнях непрерывного, последовательного, обязательного изучения основных способов и методов защиты в чрезвычайных ситуациях, а также приобретение и освоение населением практических навыков действий в чрезвычайных ситуациях.

3.2.1. Цель и основные задачи обучения населения группы А действиям в чрезвычайных ситуациях:

приобретение навыков создавать, принимать и реализовывать управленческие решения в пределах должностных обязанностей по предотвращению возникновения, локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, управлять силами и средствами защиты, совершенствование знаний, приобретение навыков в планировании и проведении мероприятий гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

3.2.2. Цель и основные задачи обучения населения группы Б действиям в чрезвычайных ситуациях:

практическая отработка способов защиты и действий в чрезвычайных ситуациях в соответствии с планами гражданской обороны, планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

подготовка личного состава нештатных служб и невоенизированных формирований гражданской обороны практическим действиям во время выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайных ситуаций или в очаге поражения.

3.2.3. Цели и основные задачи обучения населения действиям в чрезвычайных ситуациях групп В и Г:

изучение правил поведения и основных способов защиты в условиях ЧС;

формирование практических навыков индивидуальных и коллективных действий в условиях ЧС;

усвоение населением правил пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты и их практическое применение;

приобретение практических навыков оказания первой медицинской помощи пострадавшим.

3.3. Виды и формы обучения населения действиям в чрезвычайных ситуациях.

Обучение населения действиям в чрезвычайных ситуациях организуется и выполняется путем определенных видов:

курсового обучения;

производственного обучения;

индивидуального обучения;

практической подготовки.

3.3.1. Курсовое, производственное и индивидуальное обучение населения действиям в чрезвычайных ситуациях предусматривает следующие формы:

профильное обучение;

учебно-методические сборы;

подготовка в учебных группах по месту работы или учебы;

просветительская работа с населением по месту жительства,

чтение памяток, листовок и пособий, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по тематике гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Обучение населения группы А в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций является обязательным и проводится в образовательных учреждениях (организациях) Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Донецкой Народной Республики (Учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Донецкой Народной Республики, территориальных курсах гражданской обороны), а также в Институте гражданской защиты Донбасса Донецкого национального технического университета.

3.3.2. Профильное обучение осуществляется в специально созданной сети учебно-методических, образовательных учреждений (организаций) подготовки и обучения населения по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (территориальных курсов гражданской обороны, центрах) и в высших учебных заведениях последипломного образования, имеющие соответствующее разрешение (лицензию).

Такое обучение является необходимым условием для аттестации всех должностных лиц и специалистов, на которых распространяется действие законодательства Донецкой Народной Республики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, продвижения их по службе, дальнейшего назначения на вышестоящую должность, предоставления квалификационных категорий, званий и прочее.

Обучение организуется с отрывом от производства, с сохранением заработной платы и всех видов предусмотренных начислений, надбавок и доплат.

Содержание и продолжительность обучения определяются программами обучения в области гражданской обороны, а также соответствующими методическими материалами, дидактическими пособиями, во время проведения учебных занятий и других видов учебной деятельности и составляет соответственно:

на курсах гражданской обороны республиканского уровня – 72 учебных часа;

на курсах гражданской обороны в городах – 36 учебных часов.

Программы профильного обучения должны предусматривать:

изучение основных механизмов и процедур обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях, их нормативного и правового обеспечения, обновление знаний мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и реагированию на них;

получение дополнительных знаний, умений и навыков в соответствии с функциями, должностными обязанностями и компетенцией;

совершенствование знаний, умений и навыков решать задачи в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций учитывая природные и техногенные особенности территорий.

Программы профильного обучения могут разрабатываться научно-исследовательскими, учебными, учебно-методическими, образовательными учреждениями (организациями) Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Донецкой Народной Республики и отраслевыми учреждениями последипломного образования, осуществляющими обучение в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в установленном порядке.

Учебные группы формируются с учетом ведомственной принадлежности, специализации, периодичности прохождения профильного обучения в соответствии с планом комплектования групп слушателями учреждения (заведения) на календарный год, который должен быть утвержден распорядительным документом Совета Министров Донецкой Народной Республики.

Периодичность обучения для лиц, подлежащих профильному обучению, составляет соответственно 1раз в 3 года или 1 раз в 5 лет в зависимости от категории обучаемых.

За соблюдение установленной периодичности профильного обучения подчиненных, персональную ответственность несет руководитель предприятия, учреждения, организации, независимо от формы собственности.

Объединение нескольких учебных групп разной специфики подготовки в одну не допускается.

Профильное обучение проводят в следующих формах:

учебные (аудиторные) занятия;

выполнение индивидуальных заданий;

самостоятельная работа слушателей;

контрольные занятия;

выездные занятия.

Основные виды учебных занятий:

лекции;

семинарские занятия;

деловые и имитационные игры;

анализ конкретных производственных ситуаций и тренинги;

консультации;

групповые занятия и упражнения;

учебные экскурсии;

практические занятия — проводятся, как правило, на учебной материально-технической базе, которая закреплена за учреждениями, организациями, предприятиями, учебными и образовательными учреждениями (организациями).

Лица, успешно прошедшие профильное обучение и проверку знаний, после сдачи зачета получают документ установленного образца.

3.3.3. Учебно-методические сборы

Для обеспечения принципа непрерывности обучения лиц руководящего состава гражданской обороны по планам начальников гражданской обороны соответствующего уровня и под их руководством ежегодно организовываются и проводятся учебно-методические сборы.

Тематику занятий, отрабатываемых при таких сборах, определяет их руководитель, с учетом специфики отрасли, территории, объекта, а также опыта работы по гражданской обороне, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в текущем году и задач на будущий год.

3.4. Обучение населения действиям в чрезвычайных ситуациях группы Б.

На основе организационно-методических указаний по подготовке органов управления и сил, обучению населения действиям в чрезвычайных ситуациях на соответствующий год, утвержденных республиканским органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций другие республиканские органы исполнительной власти, местные администрации (органы местного самоуправления), предприятие, учреждение, организация независимо от форм собственности издают аналогичные организационно-методические указания ведомственного, местного, объектового уровня либо приказ об организации обучения.

Обучение работников предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности и хозяйствования в учебных группах по вопросам гражданской обороны и обучению населения действиям в чрезвычайных ситуациях по месту работы проводится во время плановых занятий по программам специальной и общей подготовки населения действиям в чрезвычайных ситуациях, по согласованию такое обучение может проводиться с привлечением учебной материально-технической базы подчиненных подразделений Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Донецкой Народной Республики (пожарно-спасательных отрядов, частей), обслуживающих эти объекты.

Организационно-методические указания по обучению населения действиям в чрезвычайных ситуациях разрабатываются территориальным органом управления по вопросам гражданской обороны — структурным подразделением органа местного самоуправления, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Программы специальной и общей подготовки работников на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от форм собственности административно-территориальных единиц издаются в соответствии с вышеуказанными организационно-методическими указаниями. Эти программы должны утверждаться соответствующими руководителями предприятий, учреждений, организаций и согласовываться с территориальными органами управления по вопросам гражданской обороны — структурными подразделениями местной администрации (органа местного самоуправления), уполномоченными на решение задач в области гражданской оборона, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Учебные группы по вопросам гражданской обороны и обучению населения действиям в чрезвычайных ситуациях формируются в структурных подразделениях предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности и созданных ими нештатных службах и формированиях гражданской обороны. На каждую учебную группу составляется расписание и ведется журнал учета занятий.

Руководителями учебных групп по вопросам гражданской обороны и обучению населения действиям в чрезвычайных ситуациях назначаются лица, возглавляющие соответствующие структурные подразделения, службы и формирования.

Ответственность за организацию и проведение обучения населения по месту работы несет персонально руководитель предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности.

В структурных подразделениях предприятий, учреждений, организаций за обучение по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций несет ответственность руководитель подразделения.

Контроль за организацией и проведением обучения на предприятии, в учреждении, организации независимо от форм собственности осуществляет специально назначенное должностное лицо по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Содержание, периодичность и сроки обучения работников, вошедших в состав нештатных служб и формирований гражданской обороны, определяются программой специальной подготовки.

Программа специальной подготовки должна предусматривать:

изучение основных мероприятий гражданской обороны, функциональных обязанностей, штатной техники, приборов и табельного имущества, в соответствии с инструкциями по применению и техническими регламентами; производственные и технологические особенности объекта проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

приобретение и закрепление умений и практических навыков пользования техническими средствами, средствами защиты во время проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, взаимодействия в ходе выполнения задач и работ с соблюдением требований техники безопасности, а также способов спасения и оказания первой помощи пострадавшим.

Содержание, периодичность и сроки обучения работников, которые не вошли в состав нештатных служб и формирований, определяются программой общей подготовки.

Программа общей подготовки должна предусматривать:

изучение основных способов и методов защиты от чрезвычайных ситуаций;

приобретение и закрепление умений и практических навыков по использованию средств индивидуальной защиты и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ;

усвоение правил поведения и действий в чрезвычайных ситуациях, предусмотренных в планах учений и тренировок по гражданской обороне.

Работники могут изучать тематику программы общей подготовки населения индивидуально по утвержденному графику. Во время индивидуального обучения работник изучает указанную тематику самостоятельно и получает консультации у руководителя учебной группы. Для проведения индивидуального обучения на предприятии, в учреждении и организации должно быть в наличии достаточное количество специальной учебной литературы по тематике общей подготовки и определен порядок контроля и отчетности.

3.5. Обучение населения группы В действиям в чрезвычайных ситуациях.

Обучение студентов, учащихся и воспитанников, образовательных и детских дошкольных учебных заведений (учреждений) осуществляется в соответствии с требованиями функциональной образовательной подсистемы «Обучение по вопросам безопасности жизнедеятельности» Единой системы.

При разработке программ обучения населения действиям в чрезвычайных ситуациях для каждого образовательного и учебно-квалификационного уровня органы образования предусматривают необходимый образовательный минимум в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций:

для студентов — по вопросам организации управления гражданской обороной на основе профессиональных задач, которые решают руководители и специалисты предприятий, учреждений, организаций по отраслевым направлениям;

для учащихся и воспитанников, общеобразовательных и детских дошкольных учебных заведений (учреждений) — по правилам пользования средствами индивидуальной и коллективной защиты, безопасного пребывания в окружающей среде и усвоение ими элементарных, доступных по возрасту норм поведения в чрезвычайных и экстремальных ситуациях.

3.6. Обучение населения группы Г действиям в чрезвычайных ситуациях.

Обучение населения группы Г действиям в чрезвычайных ситуациях, информационно — просветительская работа с населением по месту жительства организовывается органом местного самоуправления), на базе жилищно-эксплуатационных органов  (независимо от форм  собственности  и  хозяйствования).  Информационно-просветительская работа с населением, проживающим в сельской местности организуется по месту жительства местными органами власти.

Жилищно-эксплуатационные органы в свою очередь организуют работу в данном направлении, во взаимодействии с территориальными органами управления по вопросам гражданской обороны (структурными подразделениями органа местного самоуправления, уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций), а также администрацией потенциально опасных объектов, действующих в пределах данных территорий.

С целью получения населением информации о состоянии степени опасности, с учетом риска и вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций, а также информирования о проведении мероприятий гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, при жилищно-эксплуатационных органах, создаются консультационные пункты по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям. В соответствующую тематику обучения населения на консультационном пункте по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям включается изучение:

способов оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях;

сигналов оповещения населения об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуациях и действий по ним;

порядка укрытия и правил поведения в защитных сооружениях гражданской обороны и обеспечения населения средствами индивидуальной защиты;

действий населения во время проведения эвакуационных мероприятий.

Население, проживающее в зоне возможного воздействия поражающих факторов потенциально опасного объекта, получает информацию о мерах защиты и правилах поведения в случае угрозы или возникновения аварий и катастроф по средствам следующих источников:

локальных систем оповещения объектов;

памяток, информационных материалов;

при участии в отработке практических умений и навыков в ходе проведения учебно-тренировочных занятий по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Для удовлетворения потребностей самостоятельного изучения общей программы подготовки к действиям в чрезвычайных ситуациях группам лиц, не занятым в сфере производства и обслуживания выдаются учебные пособия, памятки, другие печатные учебно-информационные материалы, а также видео- и электронная программная продукция.

3.7. Практическая подготовка.

К практической подготовке работников на предприятиях, учреждениях и организациях независимо от форм собственности относятся:

объектовые учения;

объектовые тренировки;

командно-штабные учения;

тактико-специальные учения;

штабные тренировки;

специальные тренировки по противопожарной защите.

Объектовые учения и объектовые тренировки (в зависимости от численности работающего персонала) проводятся не реже одного раза в три года на предприятиях, в учреждениях и организациях, независимо от форм собственности.

В образовательных учреждениях (заведениях) профессионального, среднего и дошкольного образования объектовые тренировки проводятся ежегодно, с привлечением всех участников учебно-воспитательного процесса. Практическое закрепление знаний учащихся осуществляется в ходе ежегодного «Дня гражданской обороны», который проводится одновременно с объектовой тренировкой. С целью выработки единых взглядов на методику организации мероприятий «Дня гражданской обороны», распространения передового опыта планируются и проводятся показательные (показные) «Дни гражданской обороны».

В высших учебных заведения объектовые тренировки проводятся ежегодно.

Учения классифицируются:

— по масштабу – объектовые (в пределах предприятия, учреждения, организации), местные (в пределах городов, районов), ведомственные (в пределах отраслевых структур республиканских органов исполнительной власти), республиканские.

— по назначению – плановые, проверочные, показные, опытные и исследовательские.

Основным методом проведения занятий с личным составом невоенизированных формирований гражданской обороны является тактико-специальное учение с отработкой практических упражнений (нормативов), проводимое в учебных городках, на местности и территории предприятия, учреждения, организации.

Учебно-тренировочные занятия являются формой дополнительной специальной подготовки персонала потенциально опасных объектов с практической отработкой действий при возможных аварийных ситуациях.

Графики проведения таких учебно-тренировочных занятий должны быть согласованы с территориальным органом управления по вопросам гражданской обороны (структурным подразделением местной администрации (органа местного самоуправления), уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций) и республиканским органом исполнительной власти, в полномочия которого входит функция надзора за охраной труда.

Основные рекомендации по организации, подготовке и методике проведения объектовых, командно-штабных, тактико-специальных учений, штабных, объектовых тренировок и специальных тренировок по противопожарной защите разрабатываются и утверждаются республиканским органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Все учения и тренировки по вопросам гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций организуются и проводятся по отдельному для каждой административно-территориальной единицы сводному графику (плану-графику), разрабатываемым соответствующим территориальным органом управления по вопросам гражданской обороны (структурным подразделением органа местного самоуправления, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций) во взаимодействии с филиалами Учебно-методического центра по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям (территориальными курсами гражданской обороны) и утверждается первым руководителем органа местного самоуправления не позднее, чем за 3 месяца до начала учебного года.

IV. Учебная материально-техническая  база

4.1. Учебную материально-техническую базу обучения населения действиям в чрезвычайных ситуациях создают в сети учебных, образовательных, учебно-методических учреждений (организаций) подготовки и обучения населения по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также на предприятиях, в учреждениях, организациях, в том числе и учебных заведениях.

Перечень объектов учебной материально-технической базы и их оснащение определяет республиканский орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Помещения, закрепленные за учебно-методическими учреждениями подготовки и обучения населения по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (территориальными курсами гражданской обороны) выделяются органами местного самоуправления и должны соответствовать нормам и стандартам, предъявляемым к учебным учреждениям (образовательным организациям) Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики, а также удовлетворять санитарным нормам и иметь соответствующие разрешения. Руководство территориальных курсов гражданской обороны несет ответственность за содержание и правильную эксплуатацию помещений.

Площади учебных помещений определяют исходя из назначения помещений, удельных расчетных показателей и наполняемости учебных групп при разных видах учебных занятий, которая должна составлять не более 25 человек в группе. Площадь на одного слушателя надлежит принимать исходя из удельных расчетных показателей соответственно:

учебных кабинетов (аудиторий) по отдельным курсам (модулям) либо многофункциональных учебных кабинетов (классов) территориальных курсов гражданской обороны — не менее 2,4 м2;

библиотек — не менее 0,8 м2.

Общая площадь административно-служебных, рабочих и вспомогательных помещений:

кабинет руководителя – от 16 до 24 м2;

учебная часть ~ 18 м2;

преподавательская (кабинет мастеров производственного обучения) ~ 36 м2;

методические (консультационно-методические) кабинеты ~  36 м2.

канцелярия ~ 12 м2;

архив ~24 м2.

4.2. Основу учебной материально-технической базы в сети учебных, образовательных, учебно-методических учреждений (организаций) подготовки и обучения населения по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций составляют:

учебные кабинеты (аудитории) по отдельным курсам (модулям) либо многофункциональные учебные кабинеты в соответствии с условиями, потребностями территориальных курсов гражданской обороны;

методические (консультационно-методические) кабинеты;

учебный городок;

натурный участок местности;

учебно-консультационный кабинет;

рабочие и вспомогательные помещения;

передвижной информационно-учебный комплекс.

Для проведения практических занятий за учебными, образовательными, учебно-методическими учреждениями (организациями) подготовки и обучения населения по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций распоряжением соответствующих начальников гражданской обороны или их заместителей закрепляется: защитное сооружение гражданской обороны, диспетчерский пункт, опорный пункт по вопросам безопасности жизнедеятельности общеобразовательного учебного заведения, государственная пожарно-спасательная часть (отряд).

4.3. В составе учебной материально-технической базы в учебных заведениях должны создаваться:

специализированный класс (кабинет) по вопросам безопасности жизнедеятельности;

Уголок гражданской обороны.

В высших учебных заведениях, учебных заведениях профессионального образования и в общеобразовательных учебных заведениях могут создаваться учебные площадки по вопросам безопасности жизнедеятельности. В дошкольных учреждениях оборудуются специальные кабинеты (комнаты) по вопросам безопасности жизнедеятельности или Уголок гражданской обороны.

4.4. На предприятиях, учреждениях и организациях независимо от форм собственности могут создаваться в учебных целях участки, сооружения, оборудуются:

учебный класс;

Уголок гражданской обороны;

учебный городок (учебная площадка);

учебный объект по гражданской обороне;

учебный пункт.

4.5. Органы местного самоуправления, жилищно-эксплуатационные органы, независимо от форм собственности создают консультационные пункты по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, оформляют Уголок гражданской обороны.

V. Планирование и учет

Для организации планирования и учета подготовки и обучения населения по гражданской обороне, защите от чрезвычайных ситуаций в организациях разрабатываются и ведутся следующие документы:

5.1. Приказ начальника гражданской обороны об итогах подготовки по гражданской обороне, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций за прошедший и задачах на новый учебный год, к которому в качестве приложений разрабатываются:

перечень тем учений и тренировок;

перечень учебных групп и руководителей занятий по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций на учебный год;

список должностных лиц и работников, самостоятельно изучающих вопросы гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

5.2. План основных мероприятий в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности на соответствующий год предприятия, учреждения, организации, к которому в качестве приложений разрабатываются:

расписания занятий по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на учебный год;

перечень тем, нормативных документов для самостоятельного изучения по вопросам организации, планирования и проведения мероприятий по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

график использования учебной материально-технической базы (разрабатывается при необходимости).

5.3. Основные мероприятия по созданию учебной материально-технической базы, ее совершенствованию отображаются в перспективном плане создания и совершенствования учебной материально-технической базы. Данный документ определяет сроки и исполнителей работ и разрабатывается на 3-5 лет как на предприятиях, в учреждения, организациях, так и в учебно-методических учреждениях подготовки и обучения населения по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (территориальных курсах гражданской обороны). Мероприятия из данного плана с конкретизацией сроков включаются в годовой План основных мероприятий в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности на соответствующий год предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности либо план работы на год учебно-методического учреждения подготовки и обучения населения по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (территориальных курсов гражданской обороны).

5.4. Расписание занятий по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций составляются по установленной форме для каждой учебной группы, в котором учитываются специфика предприятия, учреждения, организации и предстоящие в учебном году задачи в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Расписание занятий составляется и вывешивается заблаговременно, на видном месте, чтобы каждый обучающийся мог его своевременно прочитать и узнать время, место и тему занятия.

5.5. Журнал персонального учета переподготовки и повышения квалификации руководящего состава гражданской обороны, руководителей невоенизированных формирований гражданской обороны, ведется постоянно в Учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Донецкой Народной Республики и его филиалах (территориальных курсах гражданской обороны) по установленной форме. В этом журнале учитываются все должностные лица и специалисты, которые в соответствии с установленной периодичностью проходят подготовку в учебных, учебно-методических, образовательных учреждениях (организациях) подготовки и обучения населения по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

На предприятиях, в учреждениях, организациях ведется журнал учета подготовки руководящего состава гражданской обороны, командно-начальствующего состава (руководителей) невоенизированных формирований гражданской обороны в Учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Донецкой Народной Республики и его филиалах (территориальных курсах гражданской обороны).

5.6. Журнал учета занятий по гражданской обороне, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций для каждой учебной группы на год ведется по установленной форме.

По завершению изучения учебной программы (учебного года) журнал сдается на хранение в постоянный орган управления уполномоченный решать задачи в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций объекта. Срок хранения составляет 3 года.

5.7. Для функционирования учебного городка разрабатываются графики проведения занятий и учений. Работа учебного городка, ход занятий регистрируются в соответствующем журнале.

5.8. Для работы консультационного пункта при жилищно-эксплуатационных организациях составляются и утверждаются списки инструкторов (консультантов) и актива пункта, график проведения консультаций, журналы учета проведенных мероприятий на консультационном пункте, прочие необходимые документы по установленной форме.

5.9. Планирование, учет и контроль обучения в учебных, учебно-методических, образовательных учреждениях (организациях) подготовки и обучения населения по вопросам гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций (Учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Донецкой Народной Республики и его филиалах — территориальных курсах гражданской обороны) организуется согласно порядку, установленному республиканским органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Годовая учебная нагрузка на курсах гражданской обороны республиканского уровня составляет до 720 академических часов на 1 преподавателя и до 360 академических часов на 1 мастера производственного обучения курсов гражданской обороны в городах. Учебная нагрузка должна распределяться равномерно в течение учебного года.

Объем участия в просветительских, публичных, пропагандистских мероприятиях по вопросами гражданской обороны, защиты населения от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности (инструктажах, беседах, публичных выступлениях, семинарах и прочее) для преподавателей курсов гражданской обороны республиканского уровня не должно превышать 20, а мастеров производственного обучения курсов гражданской обороны в городах 10 академических часов за учебный год.

Врио директора Департамента гражданской обороны и защиты населения полковник службы гражданской защиты
Г.В. Барыкин

Для данного документа приложений нет.

В данный документ изменений не вносилось.