Печать

Вид документа: Приказ

Наименование правотворческого органа: Министерство транспорта Донецкой Народной Республики

Дата документа: 06.12.2016

Номер документа: 694

Дата государственной регистрации: 28.12.2016

Регистрационный номер: 1803

Заголовок документа: Об утверждении Инструкции по служебному расследованию, учету пожаров и последствий от них в предприятиях гражданской авиации Донецкой Народной Республики

Действие документа: Действующий

Классификатор: 160.040.050

Информация об опубликовании: Официальный сайт Донецкой Народной Республики dnr-online.ru, 12.01.2017

НПА ДНР

Министерство транспорта
Донецкой Народной Республики

 

Приказ

06.12.2016
№694
НПА ДНР
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 1803
от   «28» декабря 2016  г.
Об утверждении Инструкции по служебному расследованию, учету пожаров и последствий от них в предприятиях гражданской авиации Донецкой Народной Республики

С целью определения порядка проведения служебного расследования пожаров, ведения учета пожаров и их последствий, установления размера причиненного ущерба, в соответствии с Порядком учета пожаров и их последствий в Донецкой Народной Республике, утвержденным Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 02 июня 2015 г. № 10-7, Правилами аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полетов в гражданской авиации Донецкой Народной Республики, утвержденными приказом Министерства транспорта Донецкой Народной Республики от 05 октября 2016 г. № 593, зарегистрированным в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 01 ноября 2016 г. под регистрационным № 1690, Примерным положением о службе аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения предприятия гражданской авиации Донецкой Народной Республики, утвержденным приказом Министерства транспорта Донецкой Народной Республики от 18 ноября 2016 г. № 675, на основании пункта 1.2, подпункта 23 пункта 3.1 Положения о Министерстве транспорта Донецкой Народной Республики, утверждённого Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 22 октября 2014 г. № 40-8,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить Инструкцию по служебному расследованию, учету пожаров и последствий от них в предприятиях гражданской авиации Донецкой Народной Республики.

2. Отделу гражданской авиации обеспечить подачу настоящего приказа в Министерство юстиции Донецкой Народной Республики на государственную регистрацию.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на и.о. заместителя Министра транспорта Батицкого И.Н.

4. Настоящий приказ вступает в силу со дня официального опубликования.

И.о. Министра
И.А. Андриенко
УТВЕРЖДЕНО
Приказом Министерства транспорта Донецкой Народной Республики № 694 от 06.12.2016
НПА ДНР
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 1803
от   «28» декабря 2016  г.

Инструкцию по служебному расследованию, учету пожаров и последствий от них в предприятиях гражданской авиации Донецкой Народной Республики

I. Общие положения

1.1. Инструкция по служебному расследованию, учету пожаров и последствий от них в предприятиях гражданской авиации Донецкой Народной Республики (далее ‒ Инструкция) разработана в соответствии с Порядком учета пожаров и их последствий в Донецкой Народной Республике, утвержденным Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 02 июня 2015 г. № 10-7; Правилами аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полетов в гражданской авиации Донецкой Народной Республики, утвержденными приказом Министерства транспорта Донецкой Народной Республики от 05 октября 2016 г. № 593, зарегистрированным в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 01 ноября 2016 г. под регистрационным № 1690; Примерным положением о службе аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения предприятия гражданской авиации Донецкой Народной Республики, утвержденным приказом Министерства транспорта Донецкой Народной Республики от 18 ноября 2016 г. № 675.

1.2. Настоящая Инструкция определяет порядок проведения служебного расследования пожаров, ведения учета пожаров и их последствий, установления размера причиненного ущерба и является обязательной для выполнения предприятиями, организациями, учреждениями и эксплуатантами гражданской авиации (далее ‒ предприятие ГА) Донецкой Народной Республики всех форм собственности.

1.3. Настоящая Инструкция используется должностными лицами предприятий ГА при исполнении официальных действий по расследованию и учету пожаров с целью анализа причин и условий их возникновения, оценки состояния пожарной безопасности, прогнозирования ситуаций и разработки мероприятий для защиты жизни людей и имущества государственной, коллективной и частной форм собственности от пожаров.

1.4. Контроль исполнения настоящей Инструкции осуществляет Министерство транспорта Донецкой Народной Республики.

1.5. В настоящей Инструкции термины имеют следующие значения:

ликвидация пожара – стадия тушения пожара, на которой прекращено горение и устранены условия для его самопроизвольного возникновения;

материальный ущерб ‒ оцененные в денежном выражении материальные ценности, уничтоженные и (или) поврежденные в результате непосредственного воздействия опасных факторов пожара;

опасные факторы пожара – повышенная температура, задымление, ухудшение состава газовой среды, а также другие проявления, которые могут привести к ожогу, отравлению продуктами горения, травмированию или гибели людей, причинению материального ущерба и других убытков;

поврежденные материальные ценности – материальные ценности, которые могут быть приведены в состояние, годное для использования путем восстановления (ремонта);

погибший в результате пожара ‒ тело (останки, фрагменты тела) погибшего человека, обнаруженное на пожаре, смерть которого наступила в результате воздействия опасных факторов пожара и (или) сопутствующих проявлений опасных факторов пожара, падения с высоты, возникновения паники (человек, смерть которого наступила во время пожара или в течение 7 суток со дня получения травм на пожаре, что установлено на основании заключения судебно-медицинской экспертизы);

пожар – неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства;

пожарная безопасность – состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров;

пожарная охрана – совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ;

предприятие гражданской авиации ‒ любое предприятие, оказывающее авиационные услуги или эксплуатирующее воздушные суда;

сопутствующие проявления опасных факторов пожара – наличие обломков разрушенных аппаратов, агрегатов, установок, конструкций; выделение радиоактивных, токсичных и других опасных веществ и материалов из разрушенных аппаратов, установок, емкостей; возникновение электрического тока вследствие вынесения напряжения на токопроводящие части конструкций, аппаратов, агрегатов; опасные факторы взрыва, произошедшего в результате пожара;

травмированный на пожаре ‒ лицо, получившее телесное повреждение (травму, отравление, переохлаждение, тепловой удар) на месте пожара в результате воздействия опасных факторов пожара и (или) сопутствующих проявлений опасных факторов пожара, падения с высоты, возникновения паники, а также механических нарушений анатомической целостности организма, что подтверждено справкой из лечебного учреждения, полученных во время эвакуации с опасной зоны;

уничтоженные материальные ценности – материальные ценности, которые полностью утратили свои качества и ценность, не могут быть использованы по назначению и, путем восстановления (ремонта), не могут быть приведены в состояние, годное для дальнейшего использования;

эксплуатант ‒ юридическое или физическое лицо, которое эксплуатирует воздушные суда или предоставляет услуги в этой области.

II. Уведомление, первичное донесение и предоставление документов о пожаре

2.1. Руководитель предприятия ГА, в котором возник пожар, обязан сообщить о нем в Министерство транспорта Донецкой Народной Республики первичным донесением по телефону не позднее 3 часов с момента его возникновения, где указывает все обстоятельства возникновения пожара, выясненные к текущему времени.

2.2. После уточнения обстоятельств, но не позднее 24 часов с момента обнаружения пожара, руководитель предприятия ГА обязан сообщить в Министерство транспорта Донецкой Народной Республики информацию о пожаре телеграммой по образцу, приведенному в приложении 1 к настоящей Инструкции.

2.3. В случае пожара на воздушных судах (далее ‒ ВС)  или других транспортных средствах, его эксплуатант должен немедленно сообщить в Министерство транспорта Донецкой Народной Республики согласно уведомлению о чрезвычайных происшествиях на транспорте (катастрофы, аварии, инциденты, пожары, акты незаконного вмешательства, другое), образец которого приведен в приложении 2 к настоящей Инструкции.

2.4. В случае если последствия пожара привели к возникновению чрезвычайной ситуации, руководитель предприятия ГА совместно с Министерством транспорта Донецкой Народной Республики организовывают сбор и обмен информацией в соответствии с действующим законодательством.

III. Служебное расследование пожаров

3.1. Задачей служебного расследования пожаров являются:

глубокое и всестороннее изучение причин и условий, способствовавших возникновению пожаров;

решение вопросов об административной или дисциплинарной ответственности должностных лиц, по вине которых возник пожар, и других работников, действия которых способствовали возникновению пожара, за исключением случаев, когда этот вопрос рассматривается органами дознания или следствия;

решение вопросов о возмещении материального ущерба, возникших в результате пожара;

устранение выявленных недостатков;

принятие мер, направленных на устранение выявленных причин и условий, способствовавших возникновению пожара, и их предупреждению;

информирование работников предприятия ГА об условиях, причинах пожара и его последствиях с целью ознакомления с нарушениями правил пожарной безопасности, которые привели к пожару в предприятии ГА и неправильными действиями лиц, которые принимали участие или должны были участвовать в ликвидации пожара.

3.2. Служебное расследование пожаров, произошедших на объектах, ВС или транспорте предприятий ГА проводится во всех случаях, независимо от размеров и последствий пожаров, с целью установления причин их возникновения и развития, установления размера ущерба, эффективности средств, использованных при тушении, выявления степени ответственности непосредственных виновников или должностных лиц, нарушивших требования правил пожарной безопасности.

3.3. Служебное расследование причин и обстоятельств возникновения пожаров, которые нарушили работу предприятия ГА и причинили вред здоровью людей, и пожаров со смертельным исходом проводится комиссией Министерства транспорта Донецкой Народной Республики с участием руководителей соответствующих предприятий ГА.

3.4. Служебное расследование пожаров, в результате которых пострадавших нет, ущерб отсутствует, проводится должностными лицами предприятий ГА по поручению руководителей этих предприятий.

3.5. Для проведения служебного расследования пожара назначается комиссия, возглавляемая лицом руководящего состава службы аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения предприятия ГА (далее – Служба). В состав комиссии входят представители администрации предприятия ГА, представители страховых организаций и другие специалисты (с их согласия).

3.6. Комиссия должна быть ознакомлена с актом о пожаре (загорании) согласно образцу, приведенному в приложении 3 к настоящей Инструкции, который составляется ответственным за тушение пожара (командиром отделения) Службы после его ликвидации.

Акт о пожаре (загорании) составляется в двух экземплярах, один из которых направляется в соответствующий орган государственного пожарного надзора Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Донецкой Народной Республики (далее ‒ МЧС).

3.7. Если на тушение пожара подразделения Службы не вызывались, то акт о пожаре составляется комиссией, которая назначена руководителем предприятия ГА, в течение двух суток после поступления информации.

3.8. Служебное расследование пожаров проводится сразу после получения сообщения о пожаре.

Во время проведения служебного расследования комиссия устанавливает:

время, место, причины возникновения пожара, данные о его развитии и тушении;

лиц, причастных к возникновению пожара;

ориентировочную сумму прямого и косвенного ущерба;

наличие погибших, травмированных, другие характерные последствия пожара;

противопожарное состояние объекта до пожара;

наличие или отсутствие признаков преступления, обстоятельств, включающих производство по делу по факту пожара, предусмотренных законодательством.

Подлежат выявлению также причины и условия, способствовавшие возникновению и развитию пожара, условия или факторы, которые усложняли или способствовали тушению пожара.

3.9. По результатам проведенного служебного расследования пожара составляется акт служебного расследования пожара по образцу, приведенному в приложении 4 к настоящей Инструкции, в двух экземплярах. К акту могут прилагаться объяснения лиц, которые опрашивались относительно причины пожара, справки бухгалтерии о нанесенном ущербе или заключение комиссии по определению материального ущерба, справка метеорологической службы о погодных условиях в период пожара в данной местности, схемы, фотографии, а также другие документы и материалы, подтверждающие выводы комиссии.

3.10. Один экземпляр акта служебного расследования пожара после его составления направляется в соответствующий орган дознания МЧС.

3.11. Пожары на объектах эксплуатантов ВС, находящихся за пределами аэродромов базирования (на отдельных площадках) расследуются комиссией во главе с руководителем (заместителем руководителя) эксплуатанта ВС с участием представителей соответствующего органа дознания МЧС.

3.12. Срок служебного расследования пожара не должен превышать 5 рабочих дней с момента его возникновения. В отдельных случаях он может быть продлен руководителем, который поручил провести расследование, однако максимальный срок служебного расследования должен быть не более 10 рабочих дней.

3.13. О пожарах с наличием признаков поджогов, в случаях причинения вреда здоровью людей и в случаях гибели на них людей, руководитель предприятия ГА или руководитель тушения пожара обязан немедленно известить дежурного транспортного (территориального) отдела внутренних дел и прокуратуру с целью организации выезда на место происшествия следственно-оперативной группы.

3.14. По прибытии на место пожара следственно-оперативной группы или представителей прокуратуры специалист Службы предприятия ГА оказывает помощь в осмотре места происшествия с целью:

обнаружения очага пожара и причин его возникновения;

обнаружения, фиксации, изъятия образцов, предметов, которые в дальнейшем могут быть использованы в качестве вещественных доказательств, с соблюдением требований уголовно-процессуального законодательства;

отыскания следов и предметов поджога;

изъятия технической и другой документации, имеющей отношение к пожару;

выяснения причин и условий возникновения (распространения) пожара.

Кроме этого специалист Службы определяет состояние и исправность средств противопожарной защиты на объекте, проверяет выполнение требований правил пожарной безопасности и противопожарных служб.

3.15. Вопросы, связанные с расследованием уголовных дел о пожарах и взаимодействием соответствующих служб органов внутренних дел, регламентируются нормативными правовыми актами Министерства внутренних дел Донецкой Народной Республики.

3.16. В случае поступления сообщений или заявлений о пожарах, а также при выявлении фактов пожаров при сверке с подразделениями МЧС Служба предприятия ГА обязана осуществить проверку по факту.

По каждому пожару работник Службы, который проводил проверку, составляет рапорт и вместе с необходимыми материалами подает руководителю предприятия ГА на рассмотрение.

3.17. Материалы служебного расследования пожаров хранятся в Службе предприятия ГА 5 лет.

IV. Порядок учета пожаров

4.1. Учет пожаров и их последствий (далее ‒ учет пожаров) осуществляется с целью:

проведения анализа причин и условий, приведших к их возникновению;

оценки состояния пожарной безопасности предприятия ГА и объекта возникновения пожара;

прогнозирования ситуации;

разработки мер для обеспечения безопасности людей, сохранности материальных ценностей и создания условий для тушения пожаров.

4.2. Учет пожаров ведется Службой предприятия ГА и Министерством транспорта Донецкой Народной Республики.

4.3. Не подлежат учету:

1) случаи горения, предусмотренные технологическим регламентом или иной технической документацией, а также условиями работы промышленных установок и агрегатов;

2) случаи горения, возникающие в результате обработки предметов огнем, теплом или иным термическим (тепловым) воздействием с целью их переработки, изменения других качественных характеристик (сушка, варка, глажение, копчение, жаренье, плавление и другое);

3) случаи задымления при неисправности бытовых электроприборов и приготовлении пищи без последующего горения;

4) случаи взрывов, вспышек и разрядов статического электричества без последующего горения;

5) случаи коротких замыканий электросетей, в электрооборудовании, бытовых и промышленных электроприборах без последующего горения;

6) случаи горения транспортных средств, причиной которых явилось дорожно-транспортное происшествие;

7) пожары, причиной которых явились авиационные происшествия, форс-мажорные обстоятельства (террористические акты, военные действия, спецоперации правоохранительных органов, землетрясения и другое);

8) покушения на самоубийство и самоубийства путем самосожжения, не приведшие к гибели и травмированию других людей либо уничтожению, повреждению их материальных ценностей;

9) случаи контролируемого горения;

10) пожары, произошедшие на объектах (воздушных судах, транспорте) других юридических и физических лиц, не являющихся подразделением предприятия ГА (эксплуатанта), независимо от наступивших для них последствий.

4.4. Случаи пожаров, не причинившие материальный ущерб, непосредственный вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства, учитываются как загорания.

4.5. Министерство транспорта Донецкой Народной Республики обязано ежемесячно до 10 числа, следующего за отчетным периодом, подавать в органы государственного пожарного надзора МЧС информацию о пожарах (загораниях) и их последствиях по форме, в соответствии с Порядком учета пожаров и их последствий в Донецкой Народной Республике, утвержденным Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 02 июня 2015 г. № 10-7, для ведения государственного статистического учета пожаров (загораний).

4.6. Пожары (загорания) регистрируются в Журнале учета пожаров (загораний), образец которого приведен в приложении 5 к настоящей Инструкции.

4.7. Выявленные незарегистрированные пожары (загорания) учитываются в соответствии с настоящей Инструкцией.

4.8. В случае установления изменений данных по пожарам (загораниям) и их последствиям, а также при переквалификации загорания в пожар эти изменения подаются в соответствующий орган государственного пожарного надзора МЧС.

V. Определение и учет материального ущерба от пожара

5.1. Материальный ущерб от пожара в предприятии ГА состоит из прямого и косвенного ущерба и определяется по ценам, действующим на момент возникновения пожара.

Определение прямого и косвенного ущерба ведется отдельно.

5.2. Учету подлежит прямой материальный ущерб от пожара независимо от степени его возмещения страховыми организациями, страховыми фондами (резервами), юридическими и физическими лицами.

Под прямым материальным ущербом от пожара (далее – материальный ущерб) понимают оцененные в денежном выражении материальные ценности, уничтоженные и (или) поврежденные вследствие воздействия опасных факторов пожара и их сопутствующих проявлений.

5.3. Материальный ущерб, нанесенный пожаром юридическим лицам, определяется на основании справки, составленной согласно документам бухгалтерского учета. Ответственность за достоверность сведений об ущербе несут лица, подавшие такую справку.

5.4. Материальный ущерб, нанесенный в результате уничтожения пожаром основных фондов, определяется по остаточной стоимости с учетом последней переоценки (за исключением стоимости остатков). Материальный ущерб, нанесенный в результате уничтожения пожаром основных фондов на стадии незавершенного строительства (капитального ремонта), определяется из объема выполненных работ.

5.5. Материальный ущерб от уничтожения (повреждения) пожаром оборотных средств определяется путем исключения стоимости материальных ценностей, которые сохранились, из стоимости материальных ценностей, которые находятся на учете, по ценам на момент возникновения пожара.

5.6. Стоимость продукции собственного производства, в том числе той, которая находится на стадии незавершенного производства, определяется, исходя из ее первичной стоимости и затрат на обработку, проведенных до момента возникновения пожара.

Стоимость готовой продукции, сырья и других материальных ценностей, которые находятся на складах (базах), определяется по оптовым или закупочным ценам с учетом транспортных, заготовительно-складских накладных затрат и норм природных убытков на момент возникновения пожара, а в розничной торговле – по розничным ценам.

5.7. В случае уничтожения в результате пожара ценных бумаг и денежных знаков прямой ущерб считается таким, что равняется их номинальной стоимости в соответствии с Порядком учета пожаров и их последствий в Донецкой Народной Республике, утвержденным Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 02 июня 2015 г. № 10-7.

Ущерб, который определен в иностранной валюте, исчисляется в национальной валюте по официальному обменному курсу Центрального Республиканского банка Донецкой Народной Республики, который действовал на момент возникновения пожара.

5.8. Материальный ущерб от утери (уничтожения) грузов при пожаре устанавливается согласно предъявленным получателем документам.

5.9. Материальный ущерб, нанесенный пожаром физическим лицам, определяется на основании сведений страховых организаций, выписок из решений судебных органов, документов или письменных заявлений владельцев имущества.

5.10. Косвенный ущерб не включается в ведомственный учет последствий пожаров, а используется для оценки потерь предприятиями ГА.

Под косвенным ущербом от пожара понимаются оцененные в денежном выражении затраты на тушение пожара (стоимость огнетушащих веществ, горюче-смазочных материалов, другие затраты), ликвидацию его последствий (включая социально-экономические и экологические потери), в том числе на восстановление объекта; потери, обусловленные простоем в производстве, перерывом в работе, изменением графика движения воздушных судов, другие затраты и потери.

5.11. Косвенный ущерб определяется по справкам, которые составлены в соответствии с документами бухгалтерского учета. Ответственность за достоверность сведений об ущербе несут лица, подавшие такую справку.

VI. Учет погибших и травмированных

6.1. Учету подлежат все травмированные на пожаре люди и обнаруженные на пожаре тела (останки, фрагменты тел) погибших людей, травмирование или смерть которых наступила в результате воздействия опасных факторов пожара и (или) сопутствующих проявлений опасных факторов пожара, падения с высоты, возникновения паники, а также механических нарушений анатомической целостности организма, что подтверждено справкой из лечебного учреждения, полученных во время эвакуации с места пожара или тушения.

Все травмированные и погибшие на пожаре берутся на учет на основании заключений о причине травмирования или смерти, предоставляемых медицинскими учреждениями.

6.2. Медицинские учреждения предприятия ГА обязаны в течение суток уведомить органы государственного пожарного надзора МЧС о поступлении (обращении) для оказания медицинской помощи лиц с телесными повреждениями или отравлениями, полученными во время пожара (его сопутствующих проявлений), или тех, которые умерли от травм и (или) воздействия опасных факторов пожара. Образец такого уведомления приведен в приложении 6 к настоящей Инструкции.

6.3. Не берутся на учет:

погибшие и травмированные на пожарах люди, причиной гибели или травмирования которых явились дорожно-транспортные происшествия, авиационные происшествия, форс-мажорные обстоятельства (террористические акты, военные действия, спецоперации право-охранительных органов, землетрясения и другое);

погибшие или травмированные люди вследствие криминальных действий или самоубийства (попытка самоубийства) путем самосожжения.

VII. Контроль и ответственность за ведение учета пожаров в предприятиях ГА

7.1. Контроль за ведением учета пожаров в предприятиях ГА осуществляется Министерством транспорта Донецкой Народной Республики.

7.2. Ответственность за ведение учета, а также за достоверность данных и информации о пожарах и их последствиях несут руководители предприятий ГА, юридические лица, руководители служб аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения, а также другие должностные лица, которые предоставляют информацию и отчетность.

Начальник отдела гражданской авиации
П.Д. Туревский
В данный документ изменений не вносилось.