watermark
Печать

Вид документа: Приказ

Государственный информационно-правовой фонд: Государственный реестр нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики , Нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики

Наименование правотворческого органа: Министерство финансов Донецкой Народной Республики

Дата документа: 03.06.2016

Номер документа: 124

Дата государственной регистрации: 16.06.2016

Регистрационный номер: 1358

Заголовок документа: Об утверждении Положения о требованиях к идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма

Действие документа: Недействующий

Классификатор: 080.050.070 - Государственный финансовый контроль, 080.020.000 - Управление в сфере финансов

Информация об опубликовании:
    Информация не предоставлена правотворческим органом ,

Дополнительные сведения:

Количество страниц:

watermark
НПА ДНР

Министерство финансов
Донецкой Народной Республики

 

Приказ

03.06.2016
№124
НПА ДНР
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 1358
от   «16» июня 2016  г.
Об утверждении Положения о требованиях к идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма

(в ред. приказа Министерства финансов ДНР от 08.04.2019 № 56)

(утратил силу с 03.08.2021 – приказ Министерства финансов ДНР от 14.07.2021 № 140)

В соответствии с требованиями Временного положения о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденного Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 04.12.2015 года №24-3,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить Положение о требованиях к идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (прилагается).

2. Настоящий Приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.

3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на Первого заместителя Министра финансов Донецкой Народной Республики Таран О. А.

Министр
Е.С. Матющенко
НПА ДНР
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 1358
от   «16» июня 2016  г.

ПОЛОЖЕНИЕ

о требованиях к идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма

(в ред. приказа Министерства финансов ДНР от 08.04.2019 № 56)

I. Общие положения

1.1. Настоящим Положением Министерство финансов Донецкой Народной Республики (далее – Уполномоченный орган) устанавливает требования к идентификации клиентов, представителей клиента и/или выгодоприобретателей, а также бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (далее – требования к идентификации).

Настоящее Положение применяется субъектами первичного финансового мониторинга, указанными в абзацах втором-восемнадцатом пункта 7 раздела II Временного положения о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденного Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 04.12.2015 года №24-3 (далее – Временное положение), а также физическими лицами – предпринимателями, осуществляющими скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, и физическими лицами – предпринимателями, оказывающими посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества (далее – субъекты первичного финансового мониторинга).

(абзац второй пункта 1.1 раздела I в ред. приказа Министерства финансов ДНР от 08.04.2019 № 56)

Действие настоящего Положения не распространяется на финансовые учреждения, филиалы иностранных банков, юридических лиц, которые по своему правовому статусу не являются финансовыми учреждениями, но предоставляют отдельные финансовые услуги (платежные агенты, почтовые учреждения и др.), республиканский орган почтовой связи (далее – финансовые организации).

(абзац третий пункта 1.1 раздела I в ред. приказа Министерства финансов ДНР от 08.04.2019 № 56)

Центральный Республиканский Банк Донецкой Народной Республики самостоятельно разрабатывает (устанавливает) требования к идентификации для финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

1.2. Субъекты первичного финансового мониторинга в соответствии с пунктом 13 раздела III Временного положения до приема на обслуживание обязаны идентифицировать клиента, представителя клиента и/или выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных пунктом 18 раздела III Временного положения.

1.3. Субъекты первичного финансового мониторинга проводят упрощенную идентификацию клиента – физического лица в случаях, предусмотренных пунктом 19 раздела III Временного положения.

1.4. Субъекты первичного финансового мониторинга обязаны идентифицировать как лиц (клиентов), которым оказываются услуги либо с которыми заключаются сделки (совершаются операции) разового характера (не предполагающие дальнейшего обслуживания клиента, поскольку при их совершении обязательства сторон выполняются одновременно [1]) (далее – разовые операции), вне зависимости от вида, характера и размера оказываемых услуг либо заключаемых сделок (совершаемых операций), так и лиц (клиентов), которые принимаются на обслуживание, предполагающее длительный характер отношений.

1.5. Если от имени юридического или физического лица действует его представитель, субъект первичного финансового мониторинга обязан идентифицировать представителя, проверить его полномочия, а также идентифицировать и изучить представляемого клиента.

1.6. Субъекты первичного финансового мониторинга в соответствии с пунктом 27 раздела III Временного положения обязаны принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по выявлению среди физических лиц, находящихся на обслуживании или принимаемых на обслуживание, иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций, а также связанных с ними лиц, лиц, выполняющих публичные функции в Донецкой Народной Республике, список которых утверждается Главой Донецкой Народной Республики.

На регулярной основе обновлять имеющуюся в распоряжении субъектов первичного финансового мониторинга информацию о находящихся у них на обслуживании иностранных публичных должностных лицах.

В случае, если финансовым операциям клиентов – должностных лиц публичной международной организации либо лиц, выполняющих публичные функции в Донецкой Народной Республике, список которых утверждается Главой Донецкой Народной Республики, субъектом первичного финансового мониторинга присвоена высокая степень (уровень) риска совершения таких операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, то к финансовым операциям таких клиентов применяются требования, установленные подпунктами 25 пункта 27 раздела III Временного положения.

1.7. При проведении идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, обновлении информации о них субъекты первичного финансового мониторинга вправе, на основании пункта 26 раздела III Временного положения, требовать представления клиентом, представителем клиента и получать от клиента, представителя клиента документы, удостоверяющие личность, учредительные документы, документы о государственной регистрации юридического лица (физического лица – предпринимателя).

1.8. Субъекты первичного финансового мониторинга при проведении идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца используют сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц и физических лиц – предпринимателей (далее – Единый государственный реестр).

Субъекты первичного финансового мониторинга также могут использовать иные дополнительные (вспомогательные) источники информации, доступные на законных основаниях.

1.9. На основании пункта 52 раздела V Временного положения субъекты первичного финансового мониторинга вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с нормами, определенными Временным положением.

1.10. Субъекты первичного финансового мониторинга в соответствии с пунктом 4 «Требований по разработке субъектами первичного финансового мониторинга правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденных приказом Министерства финансов Донецкой Народной Республики от 27.04.2016 года №101, зарегистрированным в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики от 17.05.2016 года №1290 (далее – Требования), в составе правил внутреннего контроля разрабатывают программу идентификации клиентов, представителей клиентов и/или выгодоприобретателей, а также бенефициарных владельцев (далее – Программа идентификации) и программу оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

Программа идентификации должна включать порядок идентификации клиента, представителя клиента и/или выгодоприобретателя, а также бенефициарного владельца. В Программе идентификации, в соответствии с подпунктом 2 пункта 8.3 Требований, субъекты первичного финансового мониторинга должны предусмотреть порядок принятия на обслуживание клиентов, являющихся иностранными публичными должностными лицами, с учетом обязанностей, установленных пунктом 27 раздела III Временного положения, а также меры по определению источников происхождения денежных средств или иного имущества иностранных публичных должностных лиц.

Программа идентификации также может содержать иные положения, включаемые по усмотрению субъектов первичного финансового мониторинга.

1.11. При выполнении требований Временного положения и настоящего Положения субъекты первичного финансового мониторинга должны учитывать запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, установленный в абзаце 4 пункта 4 раздела I Временного положения.

II. Требования к идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев

2.1. Идентификация клиента, представителя клиента и/или выгодоприобретателя включает в себя следующие мероприятия:

установление определенных пунктом 13 раздела III Временного положения сведений в отношении клиента, представителя клиента и/или выгодоприобретателя;

проверка наличия/отсутствия в отношении клиента, представителя клиента и/или выгодоприобретателя сведений об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, получаемых в соответствии с пунктом 35 раздела IV Временного положения;

определение принадлежности физического лица, находящегося на обслуживании или принимаемого на обслуживание, к числу иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций, а также связанных с ними лиц и лиц, выполняющих публичные функции в Донецкой Народной Республике, список которых утверждается Главой Донецкой Народной Республики;

выявление юридических и физических лиц, имеющих соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо использующих счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории);

оценка и присвоение клиенту степени (уровня) риска;

обновление сведений, полученных в результате идентификации клиентов, установления и идентификации выгодоприобретателей.

2.2. В соответствии с пунктом 8.1 Требований в целях более подробного изучения клиента необходимо дополнительно устанавливать и фиксировать сведения:

о государственной регистрации (дата первичной государственной регистрации, номер регистрационной записи в Едином государственном реестре, место проведения государственной регистрации юридического лица (физического лица – предпринимателя);

документе, подтверждающем право физического лица на осуществление независимой профессиональной деятельности;

адресе местонахождения юридического лица (юридический адрес), адресе места жительства физического лица – предпринимателя (адрес регистрации), почтовом адресе юридического лица (физического лица – предпринимателя);

составе учредителей (участников) юридического лица;

составе и структуре органов управления юридического лица;

размере уставного (складочного) капитала или размере уставного фонда юридического лица;

номере контактных телефонов и факсов;

целях установления и предполагаемом характере деловых отношений;

финансовом положении.

Для получения более полной информации о целях финансово-хозяйственной деятельности клиента, в соответствии с пунктом 8.2 Требований, клиентом должны быть представлены сведения о видах деятельности (справка из реестра статистических единиц Главного управления статистики Донецкой Народной Республики).

Перечень сведений, устанавливаемых в целях идентификации/упрощенной идентификации физических лиц, приведен в приложении 1 к настоящему Положению.

Перечень сведений, устанавливаемых в целях идентификации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей, приведен в приложении 2 к настоящему Положению.

2.3. Субъекты первичного финансового мониторинга в соответствии с пунктом 15 раздела III Временного положения принимают обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев, в том числе по установлению в отношении них сведений, в объеме, установленном пунктом 2.1 настоящего Положения.

Перечень сведений, получаемых в целях идентификации бенефициарных владельцев, приведен в приложении 3 к настоящему Положению.

2.4. Субъекты первичного финансового мониторинга в рамках идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, а также при проведении операций и сделок с их участием или к их выгоде обязаны проверить факт наличия/отсутствия в отношении клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя, а также бенефициарного владельца сведений, находящихся в Перечне юридических и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (далее – Перечень).

При проведении субъектом первичного финансового мониторинга проверки наличия информации о клиенте, представителе клиента и/или выгодоприобретателе, а также бенефициарном владельце в Перечне используется актуальный на дату такой проверки Перечень.

2.5. Результаты проверки клиента, представителя клиента и/или выгодоприобретателя, а также бенефициарного владельца на предмет наличия/отсутствия информации о них в Перечне, а также дата проверки фиксируются субъектом первичного финансового мониторинга в анкете клиента либо иным способом, предусмотренным в правилах внутреннего контроля.

Информация о результатах проверки клиента, представителя клиента и/или выгодоприобретателя, а также бенефициарного владельца на предмет наличия/отсутствия информации о них в Перечне не должна быть доступна клиенту, представителю клиента, выгодоприобретателю, бенефициарному владельцу или иным лицам, за исключением органов государственной власти, в соответствии с их компетенцией в случаях, установленных законодательством Донецкой Народной Республики.

2.6. Идентификация клиентов, представителей клиента и/или выгодоприобретателей, а также бенефициарных владельцев осуществляется с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

2.7. Субъекты первичного финансового мониторинга осуществляют идентификацию на основании действительных на дату предъявления документов, содержащих сведения, позволяющие идентифицировать клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца.

В случае если для идентификации предъявляются документы, составленные полностью или в какой-либо их части на иностранном языке (за исключением документов, удостоверяющих личности физических лиц, выданных компетентными органами иностранных государств, составленных на нескольких языках, включая русский/украинский язык), то такие документы должны представляться субъектам первичного финансового мониторинга с надлежащим образом заверенным переводом на русский язык.

Требования о представлении документов с надлежащим образом заверенным переводом на русский язык не распространяются на официальные документы, выданные на территории Украины.

Субъект первичного финансового мониторинга осуществляет идентификацию на основании оригиналов документов, представленных клиентом (представителем клиента), либо надлежащим образом заверенных копий документов (за исключением документов, удостоверяющих личность физических лиц) в порядке, установленном субъектом первичного финансового мониторинга в правилах внутреннего контроля.

Если к идентификации клиента (представителя клиента), выгодоприобретателя, а также бенефициарного владельца имеет отношение только часть документа, для идентификации может быть предоставлена заверенная выписка из него.

В случае предоставления клиентом копий документов субъекты первичного финансового мониторинга вправе потребовать представления оригиналов документов для ознакомления.

2.8. Сведения о клиенте, а также представителе клиента и/или выгодоприобретателе, а также бенефициарном владельце целесообразно фиксировать в анкете клиента либо иным способом, предусмотренным субъектом первичного финансового мониторинга в правилах внутреннего контроля.

Сведения, рекомендуемые для включения в анкету клиента, приведены в приложении 4 к настоящему Положению.
Анкета клиента составляется на бумажном носителе или в виде электронного документа.

Анкета клиента, составленная в виде электронного документа, при переносе на бумажный носитель заверяется подписью сотрудника субъекта первичного финансового мониторинга, ответственного за работу с клиентом.

Сведения, содержащиеся в анкете клиента, хранящейся в электронном виде, при переносе их на бумажный носитель по своему содержанию должны соответствовать их электронному аналогу.

2.9. Субъектам первичного финансового мониторинга в обязательном порядке необходимо фиксировать на бумажном носителе анкету клиента в следующих случаях:

если фамилия, имя, отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), а также другие имеющиеся у субъекта первичного финансового мониторинга сведения о клиенте, представителе клиента, выгодоприобретателе, бенефициарном владельце полностью совпадают с информацией, содержащейся в Перечне;

в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца или в отношении операций у субъекта первичного финансового мониторинга возникают подозрения в том, что они связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;

имеются основания для документального фиксирования информации, предусмотренные абзацем 3 пункта 41 раздела V Временного положения (при отсутствии изменений в сведениях к последней редакции анкеты на бумажном носителе, повторно анкета не печатается);

субъект первичного финансового мониторинга оценивает степень (уровень) риска как высокую.

2.10. Субъекту первичного финансового мониторинга следует обновлять сведения о клиентах, представителях клиента, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах не реже одного раза в год при установлении отношений длительного характера либо при повторном обращении клиента, совершавших разовые операции, а также, если у субъекта первичного финансового мониторинга возникли сомнения в достоверности сведений, полученных ранее в результате реализации Программы идентификации, или в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, или операции возникли подозрения в том, что они связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма – в течение семи рабочих дней, следующих за днем возникновения таких сомнений.

2.11. При получении от клиента информации (документов), подтверждающей (подтверждающих) изменение сведений, устанавливаемых в целях идентификации, субъекту первичного финансового мониторинга следует на протяжении пяти рабочих дней со дня их получения внести соответствующие изменения в анкету клиента либо зафиксировать иным способом, установленным субъектом первичного финансового мониторинга в правилах внутреннего контроля.

2.12. В рамках идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, а также при проведении операций и сделок субъект первичного финансового мониторинга оценивает и присваивает клиенту степень (уровень) риска.

Оценка степени (уровня) риска должна иметь не менее трех уровней: низкий, средний, высокий.

2.13. Субъект первичного финансового мониторинга оценивает степень (уровень) риска с учетом признаков операций, видов и условий деятельности, имеющих повышенный риск совершения клиентами операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (далее – признаки повышенной степени (уровня) риска), самостоятельно включенных субъектом первичного финансового мониторинга в правила внутреннего контроля с учетом рекомендаций Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

В целях повышения эффективности мер, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также снижение рисков возможного вовлечения в процессы отмывания преступных доходов и финансирования терроризма, субъектам первичного финансового мониторинга целесообразно применять перечень факторов, приведенный в приложении 5 к настоящему Положению, включив его в правила внутреннего контроля.

Вышеуказанный перечень может быть дополнен субъектом первичного финансового мониторинга с учетом особенностей деятельности, а также специфики совершаемых операций (сделок).

2.14. Субъект первичного финансового мониторинга оценивает степень (уровень) риска при возникновении деловых отношений с клиентом (до приема его на обслуживание), в ходе обслуживания клиента (по мере совершения операций (сделок)), в иных случаях, предусмотренных субъектом первичного финансового мониторинга в правилах внутреннего контроля.

2.15. В соответствии с пунктом 10 Требований для оценки степени (уровня) риска клиента, а также в целях последующего контроля за его изменением субъект первичного финансового мониторинга осуществляет постоянный мониторинг операций (сделок) клиента по мере их совершения.

Если операции (сделки) или деятельность клиента отнесены к повышенному риску, субъект первичного финансового мониторинга уделяет повышенное внимание операциям (сделкам), проводимым этим клиентом, в целях выявления оснований для документального фиксирования информации, предусмотренных абзацем 3 пункта 41 раздела V Временного положения, операций, подпадающих под критерии и признаки необычных сделок, предусмотренные в правилах внутреннего контроля, и в целях предоставления в Уполномоченный орган сведений об операциях, установленных пунктом 42 раздела V Временного положения.

2.16. Оценка степени (уровня) риска, обоснование оценки риска, а также история изменения степени (уровня) риска фиксируются субъектом первичного финансового мониторинга в анкете клиента либо иным способом, предусмотренным в правилах внутреннего контроля.

2.17. Субъекту первичного финансового мониторинга следует пересматривать степень (уровень) риска по мере изменения сведений, полученных в результате идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца, либо в случае:

когда в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, а также бенефициарного владельца или операции возникают подозрения в том, что они связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;

имеются основания для документального фиксирования информации, предусмотренные абзацем 3 пункта 41 раздела V Временного положения.

2.18. С целью реализации субъектом первичного финансового мониторинга требований пунктов 2.10 и 2.17 настоящего Положения датой начала действия установленного в них срока обновления сведений следует считать день, следующий за датой заполнения анкеты клиента либо последнего обновления (изменения) сведений, полученных в результате идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, а также бенефициарного владельца, присвоения степени (уровня) риска.

2.19. Пересмотр степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, и обновление сведений, полученных в результате идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, а также бенефициарного владельца, могут производиться также в иных случаях в порядке и сроки, установленные субъектом первичного финансового мониторинга в правилах внутреннего контроля.

2.20. Результаты оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, не должны быть доступны иным лицам, за исключением органов государственной власти в соответствии с их компетенцией в случаях, установленных законодательством Донецкой Народной Республики.

III. Заключительные положения

3.1. Документы, полученные в результате идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, а также документы, относящиеся к деятельности клиента (в том числе документы переписки и иные документы по усмотрению субъектов первичного финансового мониторинга), подлежат хранению у субъектов первичного финансового мониторинга не менее пяти лет со дня прекращения отношений с клиентом.

3.2. Информация и документы, содержащие сведения, необходимые для идентификации физического лица, юридического лица, физического лица – предпринимателя, а также относящиеся к деятельности клиента, должны храниться таким образом, чтобы они могли быть своевременно доступны Уполномоченному органу, а также иным органам государственной власти в соответствии с их компетенцией, в случаях, установленных законодательством Донецкой Народной Республики.

Заведующий сектором финансовых расследований отдела финансового мониторинга
В.В. Гончаров
[1] Например, покупка ювелирных изделий в розничной сети и т. д.

Редакция от 06.05.2019

Начальная версия от 16.06.2016