watermark
Печать

Вид документа: Приказ

Государственный информационно-правовой фонд: Государственный реестр нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики , Нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики

Наименование правотворческого органа: Министерство юстиции Донецкой Народной Республики

Дата документа: 27.07.2015

Номер документа: 457

Дата государственной регистрации: 27.07.2015

Регистрационный номер: 316

Заголовок документа: Об утверждении Временного порядка проведения правовой экспертизы нормативных правовых актов, представленных на государственную регистрацию в Министерство юстиции Донецкой Народной Республики

Действие документа: Недействующий

Классификатор: 190.020.050 - Юридическая экспертиза нормативных правовых актов субъектов Донецкой Народной Республики

Информация об опубликовании:
    Информация не предоставлена ,

Дополнительные сведения:

Количество страниц:

watermark
НПА ДНР

Министерство юстиции
Донецкой Народной Республики

 

Приказ

27.07.2015
№457
НПА ДНР
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 316
от   «27» июля 2015  г.
Об утверждении Временного порядка проведения правовой экспертизы нормативных правовых актов, представленных на государственную регистрацию в Министерство юстиции Донецкой Народной Республики

(утратил силу с 13.07.2016 — Приказ Министерства юстиции ДНР от 20.05.2016 № 523)

В соответствии с Законом Донецкой Народной Республики «О системе органов исполнительной власти Донецкой Народной Республики», принятым Народным Советом Донецкой Народной Республики 24.04.2015 (Постановление №1-148П-НС), Положением о Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики, утвержденным постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 03.06.2015  №10-36, руководствуясь п.п. 4.2, 4.6. «Временного порядка  представления нормативных правовых актов на государственную регистрацию в Министерство юстиции Донецкой Народной Республики и проведения их государственной регистрации», утвержденного приказом Министерства юстиции Донецкой Народной Республики  от 14.01.2015  №3, с целью организации проведения правовой экспертизы нормативных правовых актов, представленных на государственную регистрацию в Министерство юстиции  Донецкой Народной Республики,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить Временный порядок проведения правовой экспертизы нормативных правовых актов, представленных на государственную регистрацию в Министерство юстиции  Донецкой Народной Республики, который прилагается.

2. Департаменту регистрации нормативных правовых актов:

2.1. внести информацию о регистрации вышеуказанного документа в Единый государственный реестр нормативных правовых актов с присвоением регистрационного номера;

2.2.  передать информацию о государственной регистрации указанного документа  для  размещения в средствах массовой информации, а также на сайте Министерства юстиции Донецкой Народной Республики.

3. Приказ действует до принятия соответствующего Закона Донецкой Народной Республики либо иных нормативных правовых актов высшей юридической силы, регулирующих вопросы проведения правовой экспертизы.

4. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на директора Департамента регистрации нормативных правовых актов.

5. Данный приказ вступает в законную силу с даты его подписания.

И.о. Министра
Е.В. Радомская
НПА ДНР
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 316
от   «27» июля 2015  г.

Временный порядок проведения правовой экспертизы нормативных правовых актов, представленных на государственную регистрацию в Министерство юстиции Донецкой Народной Республики

1. Общие положения

1.1. Временный порядок проведения правовой экспертизы нормативных правовых актов, представленных на государственную регистрацию в Министерство юстиции Донецкой Народной Республики (далее – настоящий Порядок), разработан в соответствии с Временным Порядком представления нормативных правовых актов на государственную регистрацию в Министерство юстиции Донецкой Народной Республики и проведения их государственной регистрации, утвержденным приказом Министерства юстиции Донецкой Народной Республики от 14.01.2015 № 3 (далее — Временный Порядок).

1.2. Настоящий Порядок устанавливает требования к проведению правовой экспертизы нормативных правовых актов, представленных на государственную регистрацию в Министерство юстиции Донецкой Народной Республики (далее — Министерство юстиции).

1.3. Правовая экспертиза нормативных правовых актов проводится в целях обеспечения их соответствия Конституции Донецкой Народной Республики, законодательству Донецкой Народной Республики, иным нормативным правовым актам Донецкой Народной Республики, обеспечения защиты прав и законных интересов личности и государства в правотворческом процессе.

1.4. Правовая  экспертиза заключается в правовой оценке формы нормативного правового акта, его целей и задач, предмета правового регулирования, компетенции органа, принявшего акт, содержащихся в нем

норм, порядка принятия, обнародования (опубликования), выявлении коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах Донецкой Народной Республики. В ходе правовой экспертизы обращается внимание также на соблюдение правил юридической техники при подготовке акта (наличие набора реквизитов, построение, правильность использования юридической терминологии и т.п.).

1.5. В настоящем Порядке используются следующие термины:

1) дискреционные полномочия – совокупность прав и обязанностей органов государственной власти и местного самоуправления, лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, предоставляющих возможность по своему усмотрению определить полностью или частично вид и содержание управленческого решения, которое принимается, либо возможность выбора по своему усмотрению одного из нескольких вариантов управленческих решений, предусмотренных нормативным правовым актом;

2) коррупциогенный фактор (в широком смысле) – способность нормативной правовой конструкции (отдельного нормативного предписания или их совокупности) самостоятельно или во взаимодействии с другими нормами способствовать совершению коррупционных правонарушений;

3) нормотворческая техника — совокупность правил, приемов, средств и способов создания (подготовки, составления, оформления) нормативных правовых актов.

1.6. В соответствии с Временным Порядком правовые акты подлежат правовой экспертизе, если они носят нормативный характер.

2. Подготовка документов, представленных на государственную регистрацию, к проведению правовой экспертизы

2.1. Правовая экспертиза нормативных правовых актов осуществляется отделом правовой экспертизы Департамента регистрации нормативных правовых актов (далее – Отдел), а также участниками рабочей группы, созданной в соответствии с приказом Министерства юстиции (далее -участники рабочей группы).

2.2. Поступление представленных на государственную регистрацию документов в Отдел для проведения правовой экспертизы фиксируется в Журнале регистрации входящих документов Департамента регистрации нормативных правовых актов (далее – Департамент).

2.3. Начальник Отдела, в соответствии с должностной инструкцией, распределяет обязанности по проведению правовой экспертизы поступивших документов между сотрудниками Отдела с учетом загруженности.

В случае необходимости (необходимость проведения правовой экспертизы специалистами разных отраслей права, загруженность сотрудников Отдела и т.п.) начальник Отдела на основании служебной записки директора Департамента обеспечивает передачу документов для проведения правовой экспертизы участникам рабочей группы согласно  резолюции заместителя Министра юстиции, курирующего Департамент в соответствии с распределением обязанностей.

При необходимости коллективного обсуждения и(или) принятия коллегиального решения по вопросам проведения правовой экспертизы начальник Отдела – председатель постоянно действующей рабочей группы —  проводит заседания рабочей группы. Результаты проведения заседаний отражаются в протоколах заседаний рабочей группы.

2.4. Правовая экспертиза нормативного правового акта проводится в течение 8 рабочих дней. В случае необходимости (необходимость проведения анализа нормативного правового акта с привлечением экспертов, изучения значительного количества актов законодательства, проведения заседаний рабочей группы и т.п.) срок может быть продлен, но не более чем на 10 рабочих дней в соответствии с продлением общего срока проведения  государственной регистрации, установленного Временным Порядком. В этом случае работник, который проводит правовую экспертизу нормативного правового акта, инициирует продление срока проведения государственной регистрации, о чем начальник Отдела готовит служебную записку за подписью директора Департамента, которая подается заместителю Министра юстиции, курирующему Департамент в соответствии с распределением обязанностей.

2.5. В целях обеспечения качества проведения правовой экспертизы, всестороннего и полного исследования материалов, Временным Порядком определен перечень документов, которые в обязательном порядке прилагаются к нормативному правовому акту, направляемому на государственную регистрацию. К таким документам относятся:

1) сопроводительное письмо, в котором указывается фамилия уполномоченного работника субъекта нормотворчества (исполнителя) и номер его телефона;

2) две заверенные в установленном законодательством порядке копии нормативного правового акта (и приложений к нему) на бумажном носителе;

3) сведения о внутреннем согласовании нормативного правового акта, в том числе в обязательном порядке с юридической службой субъекта нормотворчества;

4) пояснительная записка с обоснованием необходимости принятия (издания) акта, включая финансово-экономическое обоснование, а также с указанием позиции юридической службы по представлению этого акта в Министерство юстиции Донецкой Народной Республики для государственной регистрации;

5) копия заключения юридической службы субъекта нормотворчества, составленного по результатам проведенной юридической экспертизы проекта нормативного правового акта и содержащего выводы о соответствии нормативного правового акта Конституции Донецкой Народной Республики, действующему законодательству Донецкой Народной Республики, компетенции субъекта нормотворчества на принятие этого нормативного правового акта, отсутствии юридических коллизий и дублирования нормативных предписаний, содержащихся в одном нормативном правовом акте или в различных нормативных правовых актах, отсутствии в нормативном правовом акте положений, создающих условия для проявления коррупции, последствиях принятия нормативного правового акта.

6) сведения о действующих нормативных правовых актах по вопросу, относящемуся к сфере правового регулирования принятого нормативного правового акта, информация о сроках приведения их в соответствие с нормативным правовым актом, представленным на государственную регистрацию, а также нормативные правовые акты, которые утрачивают силу в связи с принятием этого акта. Указанные сведения можно включить в пояснительную записку;

7) заверенная в установленном порядке копия нормативного правового акта, в который вносятся изменения или который признается утратившим силу, в контрольном состоянии, и сравнительная таблица;

8) сведения об официальном согласовании нормативного правового акта с заинтересованными органами независимо от того, является ли такое согласование обязательным (оригинал, который после принятия решения относительно государственной регистрации возвращается субъекту нормотворчества, и две, заверенные в установленном порядке, копии);

9) оригинал и две копии решения органа исполнительной власти, реализующего государственную регуляторную политику, о согласовании проекта нормативного правового акта (для регуляторных нормативных правовых актов);

10) заверенные в установленном порядке копии документов (выписки из документов), подтверждающих компетенцию субъекта нормотворчества в принятии нормативного правового акта, представленного на государственную регистрацию.

2.6. Сопроводительное письмо, пояснительная записка подписываются руководителем субъекта нормотворчества или его заместителем.

2.7. При необходимости Министерство юстиции для проведения правовой  экспертизы может запросить другие, относящиеся к нормативному правовому акту, материалы.

2.8. В случае если поданные на государственную регистрацию документы, поступившие в Отдел для проведения правовой экспертизы, не соответствуют требованиям, перечисленным в п. 2.5 настоящего Порядка, а также иным требованиям, установленным Временным Порядком для подачи документов на государственную регистрацию, они не принимаются к проведению правовой экспертизы и, в течение пяти рабочих дней после поступления в Министерство юстиции, возвращаются субъекту нормотворчества без рассмотрения, с сопроводительным письмом за подписью директора Департамента, в котором указывается причина возврата документов.

2.9. После устранения причин, послуживших оставлению документов без рассмотрения, субъект нормотворчества повторно представляет документы для государственной регистрации в соответствии с Временным Порядком.

3. Проведение правовой экспертизы

3.1. После принятия документов для проведения правовой экспертизы

сотрудники Отдела либо участники рабочей группы проводят правовую экспертизу нормативных правовых актов в соответствии с критериями оценки нормативного правового акта, приведенными в настоящем Порядке.

3.2. Основными критериями оценки нормативного правового акта являются:

1) соответствие Конституции Донецкой Народной Республики;

2) соответствие законам Донецкой Народной Республики и актам высшей юридической силы по отношению к рассматриваемому нормативному правовому акту;

3) соответствие международным договорам Донецкой Народной Республики;

4) наличие коррупциогенных факторов;

5) соблюдение требований нормотворческой техники.

3.3. При проведении правовой экспертизы также может оцениваться:

1) обоснованность выбора формы нормативного правового акта;

2) полнота, необходимость и приоритетность правового регулирования соответствующих общественных отношений.

3.4. Критериями соответствия нормативного правового акта Конституции Донецкой Народной Республики являются:

1) соблюдение конституционных принципов;

2) связь содержания нормативного правового акта и норм Конституции Донецкой Народной Республики;

3) принятие (издание) нормативного правового акта правомочным нормотворческим органом (должностным лицом);

4) соблюдение установленной Конституцией Донецкой Народной Республики процедуры подготовки, принятия (издания) и вступления в силу нормативного правового акта;

5) правильность применения терминов, содержащихся в Конституции Донецкой Народной Республики.

3.5. Нормативный правовой акт соответствует законам Донецкой Народной Республики, актам Главы Донецкой Народной Республики, нормативным правовым актам высшей юридической силы по отношению к нормативному правовому акту, если его нормы согласуются с положениями законов Донецкой Народной Республики, актов Главы Донецкой Народной Республики, нормативных правовых актов высшей юридической силы по отношению к нормативному правовому акту и отвечают им по своему содержанию.

Совместимость нормативного правового акта с законодательством Донецкой Народной Республики определяется путем установления того, насколько нормы нормативного правового акта согласуются с нормами актов той же или большей по отношению к нему юридической силы, регулирующих общественные отношения как в данной отрасли, так и в смежных отраслях законодательства Донецкой Народной Республики, обеспечивают отсутствие коллизий и дублирования в правовом регулировании.

3.6. Нормативный правовой акт соответствует международным договорам Донецкой Народной Республики, если его нормы обеспечивают своевременную, полную и всестороннюю реализацию обязательств, вытекающих из международных договоров Донецкой Народной Республики и относящихся к предмету правового регулирования нормативного правового акта, а также, если эти нормы не противоречат международным договорам Донецкой Народной Республики.

3.7. При проведении правовой экспертизы осуществляется выявление следующих коррупциогенных факторов:

1) нечеткое определение функций, прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти и местного самоуправления, лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, следствием чего может быть неоправданное установление или чрезмерное расширение дискреционных полномочий, создание условий для возникновения конфликта интересов и возможностей для злоупотребления предоставленными им полномочиями;

2) создание избыточных обременений для получателей административных услуг (физических и юридических лиц), которые препятствуют реализации их субъективных прав и законных интересов, создавая тем самым условия для совершения коррупционных действий и возникновения коррупционных отношений;

3) отсутствие или нечеткость административных процедур;

4) отсутствие или недостатки конкурсных (тендерных) процедур.

3.8. При проведении юридической экспертизы не подлежат оценке установленные в нормативных правовых актах финансовые показатели, индексы, коэффициенты, нормативы, лимиты и иные показатели, а также формулы их расчета, за исключением оценки их соответствия показателям, установленным нормативными правовыми актами большей юридической силы.

3.9. По результатам проведения правовой экспертизы нормативного правового акта составляется заключение о проведении правовой экспертизы в соответствии с формой, приведенной в приложении.

3.10. Заключение о проведении правовой экспертизы должно содержать вывод о соответствии (несоответствии) нормативного правового акта Конституции Донецкой Народной Республики, законодательству Донецкой Народной Республики и другие выводы, полученные в результате правовой экспертизы, проведенной согласно настоящему Порядку.

Вывод о противоречии нормативного правового акта Конституции Донецкой Народной Республики, законодательству Донецкой Народной Республики рекомендуется формулировать с учетом возможности обращения в прокуратуру для принятия мер прокурорского реагирования.

3.11. Заключение о проведении правовой экспертизы составляется в двух экземплярах. Один экземпляр заключения о проведении правовой экспертизы вместе с документами передается в отдел государственной регистрации нормативных правовых актов Департамента для принятия решения относительно государственной регистрации, второй – остается в документах Отдела.

В случае выявления в документах возможного проявления коррупциогенных факторов Министерство может привлечь специалистов для проведения дополнительной антикоррупционной экспертизы, при этом, процедура регистрации нормативного правового акта приостанавливается на время проведения такой экспертизы, о чем сообщается субъекту нормотворчества.

При подтверждении коррупциогенного характера выявленных факторов Министерство отказывает в государственной регистрации нормативного правового акта и направляет соответствующее уведомление в органы прокуратуры для принятия мер прокурорского реагирования, а также  субъекту нормотворчества.

4. Заключительные положения

Настоящий Порядок вступает в силу с момента его опубликования на официальном сайте Министерства юстиции и действует до принятия соответствующего Закона Донецкой Народной Республики либо иного нормативного правового акта, регулирующего вопросы проведения правовой экспертизы.

Директор Департамента регистрации нормативных правовых актов Министерства юстиции Донецкой Народной Республики
О.Н. Филоненко
В данный документ изменений не вносилось.