Вид документа: Постановление
Государственный информационно-правовой фонд: Судебная практика Донецкой Народной Республики
Наименование правотворческого органа: Пленум Верховного Суда Донецкой Народной Республики
Дата документа: 30.06.2017
Номер документа: 10
Заголовок документа: О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления
Действие документа: Архивная версия
Классификатор: 180.030.000 - Верховный Суд
Информация об опубликовании:
Информация не предоставлена ,
Дополнительные сведения:
Количество страниц: 10
Пленум Верховного Суда
Донецкой Народной Республики
Постановление
В целях обеспечения единообразного и правильного применения законодательства об уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов и сборов, неисполнение налоговым агентом обязанностей по их исчислению, удержанию или перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), а также за сокрытие налогоплательщиком денежных средств либо имущества, за счёт которых должно быть произведено взыскание недоимки (статьи 220, 221, 222, 223 Уголовного кодекса Донецкой Народной Республики), и в связи с возникшими в судебной практике вопросами, Пленум Верховного Суда Донецкой Народной Республики
ПОСТАНОВЛЯЕТ
дать судам следующие разъяснения:
1. Обратить внимание судов на то, что общественная опасность уклонения от уплаты налогов и сборов, то есть умышленное невыполнение конституционной обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы, заключается в непоступлении денежных средств в бюджетную систему Донецкой Народной Республики.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый в соответствующий бюджет с плательщиков налогов в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности Донецкой Народной Республики (пункт 12.1 статьи 12 Закона Донецкой Народной Республики «О налоговой системе» от 25.12.2015 № 99-IHC, с изменениями и дополнениями (далее — Закон № 99-IHC)).
Под сбором (пункт 12.2 статьи 12 Закона № 99-IHC) понимается обязательный платёж, взимаемый в соответствующий бюджет с плательщиков сборов с условием получения ими специальной выгоды, в том числе в результате совершения в интересах таких лиц государственными органами, органами местного самоуправления, другими уполномоченными органами и лицами юридически значимых действий.
В Донецкой Народной Республике установлены следующие виды налогов и сборов: республиканские налоги и сборы (пункт 11.1 статьи 11 Закона № 99-IHC), местные налоги и сборы (пункт 11.2 статьи 11 Закона № 99-IHC), а также специальные налоговые режимы (статья 14 Закона № 99-IHC). При этом ответственность по статье 220 УК Донецкой Народной Республики или по статье 221 УК Донецкой Народной Республики наступает в случае уклонения от уплаты как республиканских налогов и сборов, так и местных налогов и сборов.
2. В соответствии с пунктом 10.3 статьи 10 Закона № 99-IHC не могут устанавливаться республиканские налоги, не предусмотренные настоящим Законом. В соответствии с пунктом 3.8 статьи 3 Закона № 99-IHC ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Законом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Законом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Законом. Исходя из этого, статьями 220 — 223 УК Донецкой Народной Республики предусматривается уголовная ответственность:
— в отношении налогов и сборов, уплата которых предусмотрена статьями 11 и 14 Закона № 99-IHC и соответствующими главами этого же Закона;
— в отношении обязательных платежей, которые подпадают под действие пункта 12.2 статьи 12 Закона № 99-IHC, в связи с чем, они имеют признаки сбора (таковым обязательным платежом является единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование, который обладает признаками местного сбора).
При этом следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 10.4 статьи 10 Закона № 99-IHC устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать налоги и сборы, не указанные в статье 11 Закона.
3. Под уклонением от уплаты налогов и (или) сборов, ответственность за которые предусмотрена статьями 220 и 221 УК Донецкой Народной Республики, следует понимать умышленные деяния, направленные на их неуплату в крупном или особо крупном размере и повлекшие полное или частичное непоступление соответствующих налогов и сборов в бюджетную систему Донецкой Народной Республики.
Способами уклонения от уплаты налогов и (или) сборов могут быть как действия в виде умышленного включения в налоговую декларацию или иные документы, представление которых в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики о налогах и сборах является обязательным, заведомо ложных сведений, так и бездействие, выражающееся в умышленном непредставлении налоговой декларации или иных указанных документов.
Исходя из того, что в соответствии с положениями налогового законодательства срок представления налоговой декларации и сроки уплаты налога (сбора) могут не совпадать, моментом окончания преступления, предусмотренного статьёй 220 или статьёй 221 УК Донецкой Народной Республики, следует считать фактическую неуплату налогов (сборов) в срок, установленный налоговым законодательством (Законом № 99-IHC).
К примеру, плательщики налога с оборота подают декларацию ежемесячно в срок не позднее 20 числа месяца, следующего за отчётным (пункт 110.2 статьи 110 Закона № 99-IHC), а уплата налога с оборота производится ежемесячно в течение 10 календарных дней с момента установленного граничного срока подачи отчётности (пункт 110.4 статьи 110 Закона № 99-IHC). В данном примере в случае уклонения от уплаты налога с оборота преступление считается оконченным по истечении указанных 10 календарных дней.
4. Налоговая декларация — это документ, подаваемый налогоплательщиком об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведённых расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и/или о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
Налоговая декларация предоставляется налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено Законом (пункты 27.1 и 27.2 статьи 27 Закона № 99-IHC).
5. Под иными документами, указанными в статьях 220 и 221 УК Донецкой Народной Республики, следует понимать любые документы, предусмотренные Законом № 99-IHC и принятыми в соответствии с этим же Законом нормативными правовыми актами, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов и (или) сборов. К таким документам, в частности, относятся документы, подтверждающие право на налоговые льготы, выписки из книги продаж, из книги учёта доходов и расходов хозяйственных операций, копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур, расчёты по авансовым платежам и расчётные ведомости, справки о суммах уплаченного налога, годовые отчёты.
6. Субъектом преступления, предусмотренного статьёй 220 УК Донецкой Народной Республики, является достигшее шестнадцатилетнего возраста физическое лицо (гражданин Донецкой Народной Республики, иностранный гражданин, лицо без гражданства), на которое в соответствии с законодательством о налогах и сборах возложена обязанность по исчислению и уплате в соответствующий бюджет налогов и (или) сборов, а также по представлению в налоговые органы налоговой декларации и иных документов, необходимых для осуществления налогового контроля, представление которых в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики о налогах и сборах является обязательным. В частности, в силу статьи 15 Закона № 99-IHC им может быть физическое лицо, осуществляющее независимую профессиональную деятельность (адвокат, нотариус или арбитражный управляющий), приравнивается к физическим лицам-предпринимателям.
Субъектом преступления, ответственность за которое предусмотрена статьёй 220 УК Донецкой Народной Республики, может быть и иное физическое лицо, осуществляющее представительство в совершении действий, регулируемых законодательством о налогах и сборах, поскольку в соответствии со статьями 18, 19 и 21 Закона № 99-IHC налогоплательщик (плательщик сборов) вправе участвовать в таких отношениях через законного или уполномоченного представителя, кроме случаев, определённых нормативными правовыми актами в сфере налогообложения.
В тех случаях, когда лицо, фактически осуществляющее свою предпринимательскую деятельность через подставное лицо (например, безработного, который формально был зарегистрирован в качестве физического лица-предпринимателя), уклонялось при этом от уплаты налогов (сборов), его действия следует квалифицировать по статье 220 УК Донецкой Народной Республики как исполнителя данного преступления, а действия иного лица в силу части четвертой статьи 33 УК Донецкой Народной Республики — как его пособника, при условии, если он сознавал, что участвует в уклонении от уплаты налогов (сборов) и его умыслом охватывалось совершение этого преступления.
7. К субъектам преступления, предусмотренного статьёй 221 УК Донецкой Народной Республики, могут быть отнесены руководитель организации-налогоплательщика, главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера), в обязанности которых входит подписание отчётной документации, представляемой в налоговые органы, обеспечение полной и своевременной уплаты налогов и сборов, а равно иные лица, если они были специально уполномочены органом управления организации на совершение таких действий.
К числу субъектов данного преступления могут относиться также лица, фактически выполнявшие обязанности руководителя или главного бухгалтера (бухгалтера). Содеянное надлежит квалифицировать по пункту «а» части второй статьи 221 УК Донецкой Народной Республики, если указанные лица заранее договорились о совместном совершении действий, направленных на уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации- налогоплательщика. Иные служащие организации-налогоплательщика (организации — плательщика сборов), оформляющие, например, первичные документы бухгалтерского учёта, могут быть при наличии к тому оснований привлечены к уголовной ответственности по соответствующей части статьи 221 УК Донецкой Народной Республики как пособники данного преступления (часть пятая статьи 32 УК Донецкой Народной Республики), умышленно содействовавшие его совершению.
Лицо, организовавшее совершение преступления, предусмотренного статьёй 221 УК Донецкой Народной Республики, либо склонившее к его совершению руководителя, главного бухгалтера (бухгалтера) организации-налогоплательщика или иных сотрудников этой организации, а равно содействовавшее совершению преступления советами, указаниями и т.п., несёт ответственность в зависимости от содеянного им как организатор, подстрекатель либо пособник по соответствующей части статьи 32 УК Донецкой Народной Республики и соответствующей части статьи 221 УК Донецкой Народной Республики.
8. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов возможно только с прямым умыслом с целью полной или частичной их неуплаты.
При этом судам следует иметь ввиду, что при решении вопроса о наличии у лица умысла надлежит учитывать следующие обстоятельства:
1) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств (указанные обстоятельства устанавливаются наличием общеизвестных фактов, публикаций в средствах массовой информации и иными способами, не нуждающимися в специальных средствах доказывания);
2) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчёта в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния (указанные обстоятельства доказываются предоставлением в налоговый орган документов, которые по смыслу, содержанию и дате относятся к тому налоговому (расчётному) периоду, в котором совершено налоговое правонарушение);
3) действия налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в соответствии с письменным разъяснением о порядке исчисления, уплаты налога (сбора, страховых взносов) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данным ему либо неопределённому кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (расчётным периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа), и (или) выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) мотивированного мнения налогового органа, направленного ему в ходе проведения налогового мониторинга;
4) иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или налоговым органом, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения.
При наличии обстоятельств, указанных в пункте 1 данного разъяснения, лицо не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.
9. Под включением в налоговую декларацию или в иные документы, представление которых в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики о налогах и сборах является обязательным, заведомо ложных сведений следует понимать умышленное указание в них любых не соответствующих действительности данных об объекте налогообложения, расчёте налоговой базы, наличии налоговых льгот или вычетов и любой иной информации, влияющей на правильное исчисление и уплату налогов и сборов.
Включение в налоговую декларацию или иные обязательные для представления документы заведомо ложных сведений может выражаться в умышленном неотражении в них данных о доходах из определённых источников, объектов налогообложения, в уменьшении действительного размера дохода, искажении размеров произведённых расходов, которыеучитываются при исчислении налогов (например, расходы, вычитаемые при определении совокупного налогооблагаемого дохода).
К заведомо ложным сведениям могут быть также отнесены не соответствующие действительности данные о времени (периоде) понесённых расходов, полученных доходов, искажение в расчётах физических показателей, характеризующих определённый вид деятельности и т.п.
В тех случаях, когда лицо в целях уклонения от уплаты налогов и (или) сборов осуществляет подделку официальных документов организации, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, а также штампов, печатей, бланков, содеянное им при наличии к тому оснований влечёт уголовную ответственность по совокупности преступлений, предусмотренных статьёй 220 или статьёй 221 и статьёй 386 УК Донецкой Народной Республики.
Действия виновного в уклонении от уплаты налогов и (или) сборов в части включения в налоговую декларацию или иные документы, представление которых в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики о налогах и сборах является обязательным, заведомо ложных сведений, полностью охватываются составом преступления, предусмотренного статьями 220 и 221 УК Донецкой Народной Республики, и дополнительной квалификации по статье 386 УК Донецкой Народной Республики не требуют.
10. К организациям, указанным в статье 221 УК Донецкой Народной Республики, относятся все указанные в налоговом законодательстве плательщики налогов, за исключением физических лиц.
11. Разъяснить судам, что обязательным признаком составов преступлений, предусмотренных статьями 220 и 221 УК Донецкой Народной Республики, является крупный или особо крупный размер неуплаченных налогов и (или) сборов, определяемый согласно примечаниям к статьям 220 и 221 УК Донецкой Народной Республики. При этом крупный или особо крупный размер неуплаченных налогов и (или) сборов определяется за период в пределах трёх финансовых лет подряд.
По смыслу закона ответственность за преступление, предусмотренное статьёй 220 УК Донецкой Народной Республики либо статьёй 221 УК Донецкой Народной Республики, может наступить при наличии к тому оснований и за отдельный налоговый период, установленный Законом № 99-IHC, а также иными законами в сфере налогообложения, действующими на территории Донецкой Народной Республики.
12. При исчислении крупного или особо крупного размера уклонения от уплаты налогов и (или) сборов надлежит складывать как сумму налогов (в том числе по каждому их виду), так и сумму сборов, которые не были уплачены за период в пределах трёх финансовых лет подряд. При этом следует учитывать лишь суммы тех налогов и (или) сборов, которые не были уплачены в бюджеты различных уровней по истечении налоговых периодов по видам налогов и (или) сборов в соответствии с Законом № 99-IHC.
Крупный (особо крупный) размер неуплаченных налогов и (или) сборов исчисляется за период в пределах трёх финансовых лет подряд и в тех случаях, когда сроки их уплаты выходят за пределы данного трёхлетнего периода и они истекли.
Конкретная сумма неуплаченных налогов и (или) сборов (как обязательный признак состава преступления) должна быть рассчитана исходя из примечания к статье 220 УК Донецкой Народной Республики или из примечания к статье 221 УК Донецкой Народной Республики.
Исчисляя долю неуплаченных налогов и (или) сборов (свыше 10% или свыше 20%), необходимо исходить из суммы всех налогов и (или) сборов, подлежащих уплате за период, в котором выявлена неуплата налогов и (или) сборов,в пределах трёх финансовых лет подряд, если такая сумма составила: по статье 220 УК Донецкой Народной Республики — соответственно более шестисот тысяч рублей (крупный размер) и более трёх миллионов рублей (особо крупный размер), по статье 221 УК Донецкой Народной Республики — соответственно более двух миллионов рублей (крупный размер) и более десяти миллионов рублей (особо крупный размер).
Выявленная сумма неуплаченных налогов (сборов) должна включаться в общую сумму налогов (сборов), подлежащих уплате.
Порядок определения неуплаченной доли налогов (сборов) не относится к случаям, когда крупный или особо крупный размер составляет более одного миллиона восьмисот тысяч рублей (для части первой статьи 220 УК Донецкой Народной Республики) или более девяти миллионов рублей (для части второй статьи 220 УК Донецкой Народной Республики) и соответственно более шести миллионов рублей или тридцати миллионов рублей для соответствующих частей статьи 221 УК Донецкой Народной Республики.
13. В тех случаях, когда лицо осуществляет юридическое или фактическое руководство несколькими организациями и при этом в каждой из них уклоняется от уплаты налогов и (или) сборов, его действия при наличии к тому оснований надлежит квалифицировать по совокупности нескольких преступлений, предусмотренных соответствующими частями статьи 221 УК Донецкой Народной Республики.
14. Если налогоплательщик не представил налоговую декларацию или иные документы, представление которых в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики о налогах и сборах является обязательным (статья 17 Закона № 99-IHC), либо включил в налоговую декларацию или в эти документы заведомо ложные сведения, в том числе в случаях подачи в налоговый орган заявления о дополнении и изменении налоговой декларации после истечения срока её подачи, но затем до истечения срока уплаты налога и (или) сбора сумму обязательного взноса уплатил (статья 31 Закона № 99-IHC), добровольно и окончательно отказавшись от доведения преступления до конца (часть вторая статьи 30 УК Донецкой Народной Республики), то в его действиях состав преступления, предусмотренный статьёй 220 или статьёй 221 УК Донецкой Народной Республики, отсутствует.
Соответственно, уплату налогоплательщиком суммы обязательного взноса после того, как ему стало известно об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога (сбора), либо после того, как ему стало известно о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, следует учитывать как одно из обстоятельств, смягчающих наказание (пункт «к» части первой статьи 60 УК Донецкой Народной Республики).
В то же время в случае представления налогоплательщиком уточнённой налоговой декларации после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации и ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога, указанное обстоятельство может служить основанием для освобождения данного налогоплательщика от уголовной ответственности (часть первая статьи 77 УК Донецкой Народной Республики).
15. Обратить внимание судов на то, что в соответствии со статьёй 5 Закона № 99-IHC акты законодательства о налогообложении, устанавливающие новые налоги и/или сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогообложении, обратной силы не имеют.
При расчёте размера налога и (или) сбора, образованного в результате уклонения от их уплаты, суды должны принимать во внимание только те налоги, сборы, налоговые ставки и их размеры, которые были установлены законодательством для конкретного налогового периода. В случаях, когда актом законодательства были отменены налоги или сборы либо снижены размеры ставок налогов (сборов), расчёт должен производиться с учётом этого нового обстоятельства, если соответствующему акту придана обратная сила (пункт 5.4 статьи 5 Закона № 99-IHC).
16. Согласно пункту 15.4 статьи 15 Закона № 99-IHC налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Законом возложены обязанности по исчислению, удержанию и перечислению с юридического лица, физического лица- предпринимателя, физического лица, юридического лица — нерезидента, физического лица- предпринимателя (нерезидента) налогов и сборов в бюджеты Донецкой Народной Республики.
Такие обязанности могут быть возложены только на те организации и на тех физических лиц, которые являются источниками выплаты доходов, подлежащих обложению соответствующими налогами.
17. Субъектом преступления, предусмотренного статьёй 222 УК Донецкой Народной Республики, может быть физическое лицо, имеющее статус физического лица- предпринимателя, а также лицо, на которое в соответствии с его должностным или служебным положением возложена обязанность по исчислению, удержанию или перечислению налогов (руководитель или главный (старший) бухгалтер организации, иной сотрудник организации, специально уполномоченный на совершение таких действий, либо лицо, фактически выполняющее обязанности руководителя или главного (старшего) бухгалтера).
Преступление, предусмотренное статьёй 222 УК Донецкой Народной Республики, является оконченным с момента неперечисления налоговым агентом в личных интересах в порядке и сроки, установленные налоговым законодательством (пункт 17.2 статьи 17 Закона № 99-IHC), в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) сумм налогов и (или) сборов в крупном или особо крупном размере, которые он должен был исчислить и удержать у налогоплательщика.
Личный интерес как мотив преступления может выражаться в стремлении извлечь выгоду имущественного, а также неимущественного характера, обусловленную такими побуждениями, как карьеризм, протекционизм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса и т.п. В силу этого неисполнение налоговым агентом обязанностей по правильному и своевременному исчислению, удержанию и перечислению в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующих налогов, предусмотренных законодательством Донецкой Народной Республики о налогах и сборах, не связанное с личными интересами, состава преступления, предусмотренного статьёй 222 УК Донецкой Народной Республики, не образует и в тех случаях, когда такие действия были совершены им в крупном или особо крупном размере.
Если действия налогового агента, нарушающие налоговое законодательство по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), совершены из корыстных побуждений и связаны с незаконным изъятием денежных средств и другого имущества в свою пользу или в пользу других лиц, содеянное следует при наличии к тому оснований дополнительно квалифицировать как хищение чужого имущества.
При определении крупного (особо крупного) размера неисполнения налоговым агентом обязанностей, перечисленных в статье 222 УК Донецкой Народной Республики, суды должны руководствоваться правилами, содержащимися в примечании к статье 221 УК Донецкой Народной Республики, и исчислять его исходя из сумм тех налогов (сборов), которые подлежат перечислению в бюджет (внебюджетные фонды) самим налоговым агентом.
18. В том случае, когда лицо в личных интересах не исполняет обязанности налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и одновременно уклоняется от уплаты налогов с физического лица или организации в крупном или особокрупном размере, содеянное им при наличии к тому оснований надлежит квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных статьёй 222 УК Донецкой Народной Республики и соответственно статьёй 220 УК Донецкой Народной Республики или статьёй 221 УК Донецкой Народной Республики. Если названное лицо совершает также действия по сокрытию денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счёт которых должно производиться взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, содеянное им подлежит при наличии к тому оснований дополнительной квалификации по статье 223 УК Донецкой Народной Республики.
19. В соответствии с законом субъектом преступления, предусмотренного статьёй 223 УК Донецкой Народной Республики, может быть физическое лицо, имеющее статус физического лица-предпринимателя, собственник имущества организации, руководитель организации либо лицо, выполняющее управленческие функции в этой организации, связанные с распоряжением его имуществом.
20. Преступление, предусмотренное статьёй 223 УК Донецкой Народной Республики, заключается в сокрытии денежных средств либо имущества, за счёт которых в порядке, предусмотренном законодательством Донецкой Народной Республики о налогах и сборах, должно быть произведено взыскание недоимки (сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок).
Под сокрытием денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счёт которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов (статья 223 УК Донецкой Народной Республики), следует понимать деяние, направленное на воспрепятствование принудительному взысканию недоимки по налогам и сборам в крупном размере.
В соответствии с налоговым законодательством под денежными средствами иимуществом организации или индивидуального предпринимателя, за счёт которых в установленном порядке должно производиться взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, понимаются денежные средства налогоплательщика (плательщика сборов) на счетах в банках, их наличные денежные средства, а также иное имущество, перечисленное в статье 44 Закона № 99-IHC.
Исходя из примечания к статье 181 УК Донецкой Народной Республики, под крупным размером следует понимать стоимость сокрытого имущества в сумме, которая необходима для погашения задолженности, превышающей один миллион пятьсот тысяч рублей. Состав преступления, предусмотренный статьёй 223 УК Донецкой Народной Республики, имеет место и в том случае, когда размер задолженности превышает стоимость имущества, сокрытого в крупном размере с целью воспрепятствовать дальнейшему принудительному взысканию недоимки.
При этом следует иметь в виду, что уголовная ответственность по статье 223 УК Донецкой Народной Республики может наступить после истечения срока, установленного в полученном налоговом требовании об уплате налога и (или) сбора (статья 46 Закона № 99-IHC).
21. При решении вопроса о том, совершено ли сокрытие денежных средств либо имущества организации или физического лица-предпринимателя, за счёт которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов, в крупном размере, судам следует иметь ввиду, что взысканные или подлежащие взысканию пени и штрафы в сумму недоимок не включаются.
Если лицо, виновное в уклонении от уплаты налогов и (или) сборов в крупном или особо крупном размере, осуществляет сокрытие денежных средств или имущества организации либо индивидуального предпринимателя в крупном размере, за счёт которых в установленном порядке должно производиться взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, содеянное им подлежит дополнительной квалификации по статье 223 УК Донецкой Народной Республики.
В тех случаях, когда лицо совершает в крупном размере сокрытие денежных средств либо имущества, за счёт которых в порядке, предусмотренном законодательством о налогахи сборах, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, ипредметом сокрытия выступают денежные средства либо имущество, в отношении которых применены способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов или сборов ввиде приостановления операций по счетам (статья 48 Закона № 99-IHC), содеянное полностью охватывается составом преступления, предусмотренным статьёй 223 УК Донецкой Народной Республики.
Сокрытие физическим лицом (независимо от того, является ли оно физическим лицом-предпринимателем) имущества, предназначенного для повседневного личного пользования данным лицом или членами его семьи (подпункт 44.3.3 пункта 44.3 статьи 44 Закона № 99-IHC), состава преступления, предусмотренного статьёй 223 УК Донецкой Народной Республики, не образует.
22. Действия должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления, умышленно содействовавших совершению преступлений, предусмотренных статьями 220, 221, 222 и 223 УК Донецкой Народной Республики, следует квалифицировать как соучастие в совершении указанных преступлений, а если при этом они действовали из корыстной или иной личной заинтересованности, то и по соответствующим статьям Уголовного кодекса Донецкой Народной Республики, предусматривающим ответственность за совершение преступлений против интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (статьи 334, 346 УК Донецкой Народной Республики).
23. При рассмотрении дел, связанных с применением законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов, судам надлежит иметь в виду, что доказательствами, подтверждающими наличие или отсутствие в содеянном признаков составов преступлений, предусмотренных статьями 220, 221, 222 и 223 УК Донецкой Народной Республики, могут быть налоговые декларации, другие необходимые для исчисления и уплаты налогов и (или) сборов документы, акты проверок исполнения законодательства о налогах и сборах, иные формы проведения налогового контроля органами, уполномоченными на это законодательством, а также заключение эксперта, материалы проверок исполнения законодательства о налогах и сборах иных органов.
При рассмотрении уголовных дел о налоговых преступлениях судам необходимо учитывать вступившие в законную силу решения арбитражных судов, судов общей юрисдикции, а также другие решения, постановленные в порядке гражданского судопроизводства, имеющие значение по делу. Такие решения подлежат оценке в совокупности с иными собранными доказательствами по правилам, предусмотренным уголовно-процессуальным законодательством.
В целях наиболее полного и всестороннего выяснения всех обстоятельств, связанных с этими преступлениями, суды могут привлекать к участию в судебном разбирательстве специалистов, а в необходимых случаях проводить соответствующие экспертизы.
24. При назначении наказания в виде лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью (статьи 221, 222 и 223 УК Донецкой Народной Республики) надлежит иметь в виду, что в соответствии со статьёй 46 УК Донецкой Народной Республики лишение права занимать определённые должности может быть назначено только тем подсудимым, которые занимают должности на государственной службе или в органах местного самоуправления. Лицам, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, может быть назначено наказание в виде лишения права заниматься деятельностью, связанной с выполнением этих функций.
25. Судам надлежит учитывать, что в приговорах по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 220, 221, 222 и 223 УК Донецкой Народной Республики, должно содержаться решение по предъявленному гражданскому иску. Истцами по данному гражданскому иску могут выступать налоговые органы (пункты 44.7 и 44.8 статьи 44, абзац 2 пункта 57.12 статьи 57 Закона № 99-IHC) или органы прокуратуры (часть вторая статьи 29 Уголовно-процессуального кодекса Украины, далее — УПК)), а в качестве гражданского ответчика может быть привлечено физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с законодательством несёт ответственность за ущерб, причинённый преступлением (часть первая статьи 51 УПК).
При этом судам необходимо учитывать, что по уголовным делам об уклонении от уплаты налогов и (или) сборов не подлежит удовлетворению гражданский иск в части взыскания с виновного штрафа, поскольку в соответствии со статьёй 205 Закона № 99-IHC ответственность (в виде штрафа) за деяние, совершённое физическим лицом, наступает в случае, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Донецкой Народной Республики.
Приняв решение об удовлетворении гражданского иска, суд должен указать в приговоре размер подлежащей взысканию денежной суммы и в зависимости от вида неуплаченного налога (сбора) — наименование бюджета (республиканский, местный), в доход которого указанная сумма подлежит взысканию.
26. В соответствии с частью первой статьи 77 УК Донецкой Народной Республики лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное статьями 220 — 222 настоящего Кодекса, освобождается от уголовной ответственности, если ущерб, причинённый бюджетной системе Донецкой Народной Республики в результате преступления, возмещён в полном объеме.
Согласно пункту «в» части 1 статьи 7 УПК освобождение от уголовной ответственности лица и прекращение уголовного дела по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 220, 221 и 222 УК Донецкой Народной Республики, при наличии на то оснований производится:
— на стадии предварительного следствия — по постановлению следователя, согласованному с прокурором (статья 214 УПК);
— при осуществлении надзора за исполнением законов органами предварительного следствия, на стадии проверки прокурором дела с обвинительным заключением; в случае отзыва из суда уголовного дела, по которому предварительное рассмотрение еще не состоялось, а также при возвращении дела прокурору по результатам предварительного рассмотрения дела судом — по постановлению прокурора (пункт 11 части первой статьи 227, пункт 3 части первой статьи 229, часть четвертая статьи 232 УПК);
— при предварительном рассмотрении дела, поступившего от прокурора (пункт 5 части первой статьи 244 УПК).
Обратить внимание судов, что из взаимосвязанных положений статьи 77 УК Донецкой Народной Республики, пункта «в» части первой статьи 7 УПК, примечания 2 к статье 220, примечания 2 к статье 221 УК Донецкой Народной Республики под возмещением ущерба, причинённого бюджетной системе Донецкой Народной Республики в результате преступления, предусмотренного статьями 220 — 222 УК Донецкой Народной Республики, следует понимать уплату в полном объёме до назначения судом первой инстанции судебного заседания: 1) суммы недоимки в размере, установленном налоговым органом в
соответствующем решении о привлечении к ответственности, вступившем в силу; 2) соответствующих пеней; 3) суммы штрафов в размере, определяемом в соответствии с налоговым законодательством Донецкой Народной Республики.
Частичное возмещение ущерба, равно как и полное возмещение ущерба, произведённое после назначения судом первой инстанции судебного заседания, может быть учтено в качестве обстоятельства, смягчающего наказание.
27. Рекомендовать судам по поступившим уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 220, 221, 222 и 223 УК Донецкой Народной Республики, исследовать, содержатся ли в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого, обвинительном заключении данные о том, какие конкретно нормы законодательства о налогах и сборах, действовавшего на момент совершения преступления, нарушены обвиняемым, а также сроки уплаты конкретного налога и (или) сбора.
Если в обвинительном заключении отсутствуют указанные и другие данные, что исключает возможность постановления судом приговора или вынесения иного решения на основе данного заключения, судья по ходатайству стороны или по собственной инициативе должен решить вопрос о возвращении дела прокурору для устранения недостатков в соответствии со статьёй 249-1 УПК на стадии предварительного судебного заседания либо о возвращении дела для дополнительного расследования в соответствии со статьёй 281 УПК Украины.
Для данного документа приложений нет.
Изменяется на основании: Постановление №4 от 09.11.2018
Начальная версия от 30.06.2017