Вид документа: Постановление
Государственный информационно-правовой фонд: Судебная практика Донецкой Народной Республики
Наименование правотворческого органа: Пленум Верховного Суда Донецкой Народной Республики
Дата документа: 19.05.2017
Номер документа: 9
Заголовок документа: О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, небрежном хранении огнестрельного оружия
Действие документа: Архивная версия
Классификатор: 180.030.000 - Верховный Суд
Информация об опубликовании:
Информация не предоставлена правотворческим органом ,
Дополнительные сведения:
Количество страниц: 11
Пленум Верховного Суда
Донецкой Народной Республики
Постановление
Предотвращение, искоренение незаконного оборота оружия, создание действенного внутриреспубликанского механизма контроля изготовления, приобретения, хранения оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств является одним из важных направлений деятельности правоохранительных органов республики, а также одним из определяющих моментов в разрешении проблемы терроризма, предупреждении организованной преступности и преступлений, влекущих причинение смерти или тяжкий вред здоровью человеку.
В целях формирования единой практики применения законодательства по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, Пленум Верховного Суда Донецкой Народной Республики
ПОСТАНОВЛЯЕТ
дать судам следующие разъяснения:
1. Обратить внимание судов на то, что обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дел о преступлениях, связанных с хищением, вымогательством и незаконным оборотом оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, имеет важное значение для охраны общественной безопасности и предотвращения других более тяжких преступлений. При рассмотрении дел названной категории судам необходимо строго соблюдать требования закона и принимать меры к всестороннему, полному и объективному выяснению всех обстоятельств преступления, обращая особое внимание на выявление источников хищения, приобретения, изготовления оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, установление мотива и цели преступления.
2. При решении вопроса о наличии в действиях лица признаков составов преступлений, предусмотренных статьями 256 — 260 Уголовного кодекса Донецкой Народной Республики (далее — УК Донецкой Народной Республики), судам необходимо устанавливать, являются ли изъятые у него предметы оружием, его основными частями или комплектующими деталями, боеприпасами, взрывчатыми веществами или взрывными устройствами, ответственность за незаконный оборот которых предусмотрена указанными статьями УК Донецкой Народной Республики.
По делам, связанным с оружием и боеприпасами, судам следует принимать во внимание следующие нормативные правовые акты: Положение о разрешительной системе, Временное положение о порядке регистрации, хранения и ношения нарезного боевого огнестрельного оружия калибром не более 11,43 мм и боеприпасов к нему, утверждённые Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 09.04.2015 № 5-6; Инструкцию о порядке изготовления, приобретения, хранения, учёта, перевозки и использования огнестрельного, газового, пневматического, холодного и охолощенного оружия, устройств для отстрела патронов, снаряжённых резиновыми или аналогичными по своим свойствам метательными снарядами несмертельного действия, и патронов к ним, а также боеприпасов к оружию, основных частей оружия и взрывчатых материалов промышленного назначения на территории Донецкой Народной Республики, утверждённую приказом Министерства внутренних дел Донецкой Народной Республики от 06.04.2015 №227, зарегистрированную в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики за регистрационным номером 95 от 27.04.2015; Инструкцию о порядке приобретения, хранения, учёта, охраны, перевозки и использования спортивного огнестрельного оружия и боеприпасов к нему в учреждениях, организациях и на предприятиях, подведомственных Министерству молодёжи, спорта и туризма Донецкой Народной Республики, утверждённую приказом Министерства молодёжи, спорта и туризма Донецкой Народной Республики от 06.10.2016 № 01-02/118; Положение о лицензировании хозяйственной деятельности по разработке, производству, испытанию, хранению, реализации и утилизации боеприпасов (в том числе патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов), пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с национальным стандартом, применению пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с техническим регламентом, утверждённое приказом Министерства промышленности и торговли Донецкой Народной Республики от 17.08.2016 № 70, зарегистрированное в Министерстве юстиции за регистрационным номером 1558 от 12.09.2016, — устанавливающие основные правила регулирования отношений, возникающих в процессе оборота оружия и боеприпасов к нему, права и обязанности участников этих отношений, а также Закон Донецкой Народной Республики от 25.03.2016 № 116-IНС «О таможенном регулировании в Донецкой Народной Республике».
При этом следует иметь в виду, что приведённые нормативные правовые акты регулируют только правоотношения, возникающие при обороте оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств, в то время как уголовный закон предусматривает ответственность за противоправные действия со всеми видами оружия, в том числе находящегося на вооружении в Вооружённых Силах Донецкой Народной Республики, других войсках, воинских формированиях, органах исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная служба.
Вопрос об ответственности за незаконные действия с оружием, боеприпасами, взрывчатыми веществами, взрывными устройствами лиц, которые используют их в связи со служебной деятельностью, разрешается с учётом нормативных актов, ведомственных инструкций, правил, приказов и т.п., регулирующих порядок обращения с этими предметами.
3. Под оружием следует понимать устройства и предметы как отечественного, так и иностранного производства, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели.
Применительно к статьям 256 — 260 УК Донецкой Народной Республики под огнестрельным оружием следует понимать все виды боевого, служебного и гражданского оружия, в том числе изготовленные самодельным способом, конструктивно предназначенные для поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счёт энергии порохового или иного заряда. К ним относятся винтовки, карабины, пистолеты и револьверы, охотничьи и спортивные ружья, автоматы и пулеметы, минометы, гранатометы, артиллерийские орудия и авиационные пушки, а также иные виды огнестрельного оружия независимо от калибра.
Следует иметь в виду, что предметом преступлений, предусмотренных частями 1—3 статьи 256 УК Донецкой Народной Республики, является огнестрельное оружие и его основные части, боеприпасы, взрывчатые вещества и взрывные устройства. Исключение составляют гражданское огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие, его основные части и патроны к нему, огнестрельное оружие ограниченного поражения, его основные части и патроны к нему, и только в случае их незаконного сбыта наступает уголовная ответственность в соответствии с ч. 4 ст. 256 УК Донецкой Народной Республики.
Приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка, ношение патронов к гражданскому огнестрельному гладкоствольному длинноствольному оружию и огнестрельному оружию ограниченного поражения для их использования с огнестрельным оружием, запрещённым к обороту (например, с обрезом), уголовной ответственности не влечёт.
Судам следует иметь в виду, что основные части огнестрельного оружия являются самостоятельным предметом преступного посягательства. Под основными частями огнестрельного оружия следует понимать любые элементы или запасные детали, специально предназначенные для огнестрельного оружия и необходимые для его функционирования, в частности: ствол, корпус или ствольная коробка, затвор или барабан, ось затвора или казённик.
Под комплектующими деталями огнестрельного оружия применительно к статье 259 УК Донецкой Народной Республики следует понимать как основные части огнестрельного оружия, так и иные детали, конструктивно предназначенные обеспечивать нормальное функционирование конкретного образца огнестрельного оружия (станины, прицелы и т.п.).
Пневматическое оружие, сигнальные, стартовые, строительно-монтажные пистолеты и револьверы, электрошоковые устройства, предметы, сертифицированные в качестве изделий хозяйственно-бытового и производственного назначения, спортивные снаряды, конструктивно сходные с оружием, не относятся к оружию, ответственность за противоправные действия с которым предусмотрена статьями 256 — 260 УК Донецкой Народной Республики.
4. Под боеприпасами следует понимать предметы вооружения и метаемое снаряжение как отечественного, так и иностранного производства, предназначенные для поражения цели и содержащие разрывной, метательный или вышибной заряды либо их сочетание.
К категории боеприпасов относятся артиллерийские снаряды и мины, военноинженерные подрывные заряды и мины, ручные и реактивные противотанковые гранаты, боевые ракеты, авиабомбы и т.п., независимо от наличия или отсутствия у них средств для инициирования взрыва, предназначенные для поражения целей, а также все виды патронов к огнестрельному оружию, независимо от калибра, изготовленные промышленным или самодельным способом.
Боеприпасы — специально изготовленные изделия одноразового использования, предназначенные для поражения целей. К боеприпасам относятся патроны к нарезному огнестрельному оружию разных калибров, а также заряженные патроны к гладкоствольным охотничьим ружьям, охотничий порох и капсюли.
Сигнальные, осветительные, холостые, строительные, газовые, учебные и иные патроны, не имеющие поражающего элемента (снаряда, пули, дроби, картечи и т.п.) и не предназначенные для поражения цели, не относятся к боеприпасам, взрывчатым веществам и взрывным устройствам.
5. Под взрывчатыми веществами следует понимать химические соединения или механические смеси веществ, способные к быстрому самораспространяющемуся химическому превращению, взрыву без доступа кислорода воздуха. К ним относятся тротил, аммониты, пластиты, эластиты, порох, твёрдое ракетное топливо и т.п.
Под взрывными устройствами следует понимать промышленные или самодельные изделия, функционально объединяющие взрывчатое вещество и приспособление для инициирования взрыва (запал, взрыватель, детонатор и т.п.).
Под средствами инициирования следует понимать внешние источники импульса для осуществления взрыва (электродетонаторы, капсюльные детонаторы, огнепроводные и детонационные шнуры и т.п.).
Имитационно-пиротехнические и осветительные средства не относятся к взрывчатым веществам и взрывным устройствам.
В тех случаях, когда для решения вопроса о том, являются ли оружием, боеприпасами, взрывчатыми веществами или взрывными устройствами предметы, которые лицо незаконно носило, хранило, приобрело, изготовило, сбыло или похитило, требуются специальные познания, по делу необходимо проведение экспертизы.
При рассмотрении дел о нарушениях правил оборота оружия и боеприпасов необходимо иметь в виду, что неправомерные действия лица могут содержать одновременно признаки состава как административного правонарушения, так и преступления, в связи с чем необходимо отграничивать виды ответственности владельцев оружия.
При этом в случаях, когда допущенное лицом административное правонарушение (например, нарушение правил хранения или ношения оружия и боеприпасов, их продажи и т.п.) содержит также признаки уголовно наказуемого деяния, указанное лицо может быть привлечено лишь к административной ответственности, поскольку в случае конкуренции указанных видов ответственности лицо должно привлекаться к менее строгому виду.
Судам следует также иметь в виду, что за нарушение установленных правил ношения, хранения, передачи, продажи, перевозки и использования огнестрельного гладкоствольного охотничьего, холодного или пневматического оружия калибра свыше 4,5 миллиметра и скоростью полёта пули свыше 100 метров в секунду виновные лица привлекаются к административной ответственности в порядке, предусмотренном законом.
Под огнестрельным оружием ограниченного поражения понимаются пистолет, револьвер, огнестрельное бесствольное устройство с патронами травматического действия, патронами газового действия и патронами светозвукового действия.
Огнестрельным оружием ограниченного поражения является короткоствольное оружие и бесствольное оружие, предназначенные для механического поражения живой цели на расстоянии метаемым снаряжением патрона травматического действия, получающим направленное движение за счёт энергии порохового или иного заряда, и не предназначенные для причинения смерти человеку.
Под холодным оружием следует понимать изготовленные промышленным или самодельным способом предметы, предназначенные для поражения цели при помощи мускульной силы человека при непосредственном контакте с объектом поражения, которые включают в себя холодное клинковое оружие (кинжалы; боевые, национальные, охотничьи ножи, являющиеся оружием; штыки-ножи; сабли; шашки; мечи и т.п.); иное оружие режущего, колющего, рубящего или смешанного действия (штыки, копья, боевые топоры и т.п.), а также оружие ударно-дробящего действия (кастеты, нунчаки, кистени и т.п.); предметы, предназначенные для поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение при помощи мускульной силы человека (метательные ножи и топоры, дротики и т.п.), либо механического устройства (луки, арбалеты и т.п.), то есть предметы и устройства, конструктивно предназначенные и по своим свойствам пригодные для неоднократного причинения телесных повреждений путём непосредственного действия тяжести (опасных для жизни в момент причинения) и смертельных телесных повреждений, действие которых основывается на использовании мышечной силы человека либо механического устройства (может быть холодным ручным и холодным метательным).
6. Основным признаком газового оружия является его предназначение для временного поражения цели, в качестве которой может выступать человек или животное, путём применения токсических веществ, оказывающих слезоточивое, раздражающее либо иное воздействие.
Для приобретения и хранения газового оружия в виде пистолетов и револьверов необходимо получение разрешения. Механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряжённые слезоточивыми и раздражающими веществами, также относятся к газовому оружию, но могут приобретаться свободно.
Виновные лица могут привлекаться к уголовной ответственности на основании части 4 статьи 256 и части 4 статьи 257 УК Донецкой Народной Республики за незаконные сбыт или изготовление газового оружия, снаряжённого нервно-паралитическими, отравляющими или иными веществами, способными причинить вред здоровью, оборот которого запрещён действующим законодательством Донецкой Народной Республики.
7. Судам необходимо учитывать, что правила оборота каждого вида оружия и боеприпасов определены соответствующими нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики, в связи с чем при решении вопроса о привлечении к ответственности за преступления, предусмотренные статьями 256 — 260 УК Донецкой Народной Республики, необходимо устанавливать и указывать в приговоре, какие правила были нарушены.
При возникновении трудностей в решении вопроса об отнесении конкретных образцов оружия, патронов и боеприпасов к тому или иному виду необходимо назначать экспертизу для определения тактико-технических характеристик данных образцов.
8. Под незаконным ношением огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств следует понимать нахождение их в одежде или непосредственно на теле обвиняемого, а равно переноску в сумке, портфеле и т.п. предметах.
Под незаконным хранением огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств следует понимать как сокрытие указанных предметов в помещениях, тайниках, а также в иных местах, обеспечивающих их сохранность, так и без признаков припрятывания.
Под незаконной перевозкой этих же предметов следует понимать их перемещение на любом виде транспорта, но не непосредственно при обвиняемом. Действия лица, перевозившего, например, боеприпас в кармане одежды, сумке, салоне автомобиля без сокрытия от визуального обнаружения, охватываются понятием «незаконное ношение боеприпаса» и дополнительной квалификации как перевозка боеприпаса не требуют. В то же время следует признать перевозку незаконной, если боеприпас спрятан в обшивке салона, под ковриком багажника, что исключает его обнаружение при визуальном осмотре транспортного средства, или находится в сумке, чемодане, которые сдаются в багаж.
Под незаконным приобретением этих же предметов следует понимать их покупку, получение в дар или в уплату долга, в обмен на товары и вещи, присвоение найденного и т.п., а также незаконное временное завладение оружием в преступных либо иных целях, когда в действиях виновного не установлены признаки его хищения.
Под незаконным изготовлением огнестрельного оружия и его основных частей, огнестрельного оружия ограниченного поражения, газового, холодного оружия, метательного оружия, боеприпасов, патронов, взрывчатых веществ или взрывных устройств, патронов к огнестрельному оружию ограниченного поражения либо газовому оружию, влекущим уголовную ответственность, следует понимать их создание, в том числе путём переделки каких-либо иных предметов (например, ракетниц, пневматических, стартовых и строительно-монтажных пистолетов, предметов бытового назначения или спортивного инвентаря), без полученной в установленном порядке лицензии, в результате чего они приобретают свойства огнестрельного, газового или холодного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств.
Вместе с тем обратить внимание судов, что по смыслу частей 1—3 статьи 257 УК Донецкой Народной Республики предметом преступления является только огнестрельное оружие, его основные части, боеприпасы, взрывчатые вещества и взрывные устройства, исключением является огнестрельное оружие ограниченного поражения.
Под незаконной переделкой как разновидностью изготовления огнестрельного оружия и его основных частей, огнестрельного оружия ограниченного поражения и патронов к нему либо газовому оружию следует понимать изменение в нарушение установленного порядка их тактико-технических характеристик и свойств, при котором независимо от результатов такого изменения их поражающие свойства сохраняются (например, изменение их формы для имитации других предметов, переделка ствола огнестрельного гладкоствольного оружия под патрон к оружию с нарезным стволом, укорачивание ствола огнестрельного гладкоствольного оружия, в результате чего оно становится запрещённым к обороту и т.д.).
При квалификации последующих незаконных действий с изготовленным (переделанным) оружием (боеприпасами) необходимо исходить из тактико-технических характеристик, которыми стало реально обладать изготовленное (переделанное) виновным оружие (боеприпасы), а не тех, которыми обладали предметы, подвергшиеся переделке.
Под незаконной передачей оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств следует понимать их незаконное, то есть в нарушение установленного порядка, предоставление лицами (у которых они находятся), владеющими этими предметами на законных основаниях, для временного использования или хранения посторонним лицам.
Под незаконным сбытом указанных предметов (в отличие от незаконной передачи) следует понимать их отчуждение в собственность иных лиц в результате совершения какой-либо противоправной сделки (возмездной или безвозмездной), то есть продажу, дарение, обмен и т.п.
Как оконченное преступление по статье 256 УК Донецкой Народной Республики надлежит квалифицировать незаконные приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение одной либо нескольких основных частей огнестрельного оружия.
Не является уголовно наказуемым оборот комплектующих деталей и составных частей оружия и патронов, осуществляемый в ходе производственного процесса между смежными предприятиями, занимающимися производством оружия для поставок государственным военизированным организациям или его изготовлением и поставками только для экспорта с соблюдением установленных законодательством правил.
9. Уголовная ответственность по статье 258 УК Донецкой Народной Республики наступает в случаях небрежного хранения любого вида огнестрельного оружия (включая гладкоствольное), законно находящегося во владении лица, без соблюдения установленных нормативными актами и общепризнанными правилами мер хранения, которые исключают возможность свободного доступа посторонних лиц к этим предметам, создавшего условия для его использования другим лицом, если это повлекло тяжкие последствия.
Если оружие находится во владении незаконно, то содеянное охватывается статьёй 256 УК Донецкой Народной Республики, и дополнительной квалификации по статье 258 УК Донецкой Народной Республики не требуется.
В то же время не образуют состава преступления действия лица, которое точно выполняет установленные нормативными актами правила хранения, но, тем не менее, оружие попадает в распоряжение другого лица (например, в результате хищения), совершившего с его помощью преступление.
В случае если лицу поручена охрана огнестрельного оружия, то при наличии соответствующих условий оно может быть привлечено к ответственности по статье 258-1 УК Донецкой Народной Республики без дополнительной квалификации по статье 258 УК Донецкой Народной Республики.
Следует иметь в виду, что состав названного преступления предполагает установление, наряду с деянием, наступления тяжких последствий (например, умышленное или неосторожное лишение жизни человека, причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, совершение с помощью оружия особо тяжких преступлений, в том числе против собственности, совершение самоубийства с использованием небрежно хранимого огнестрельного оружия и т.д.) и причинной связи между деяниями и наступившими последствиями.
Таким образом, для квалификации действий по статье 258 УК Донецкой Народной Республики требуется доказать два вида причинной связи: между нарушением правил хранения огнестрельного оружия и использованием его другим лицом; между использованием оружия и наступлением тяжких последствий.
Состав преступления, предусмотренного ст. 258-1 УК, имеет место только в случае, если ненадлежащее исполнение обязанностей по охране оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств повлекло их хищение или уничтожение либо наступление иных тяжких последствий.
10. Ответственность по статьям 256, 259 УК Донецкой Народной Республики наступает за незаконный оборот, хищение либо вымогательство не только годного к функциональному использованию, но и неисправного либо учебного оружия, если оно содержало пригодные для использования комплектующие детали или если лицо имело цель привести его в пригодное состояние и совершило какие-либо действия по реализации этого намерения.
11. По смыслу закона под оконченным хищением оружия, комплектующих деталей к нему, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств следует понимать противоправное завладение ими любым способом с намерением лица присвоить похищенное либо передать его другому лицу, а равно распорядиться им по своему усмотрению иным образом.
Уничтожение, оставление на месте преступления или возвращение назад похищенного оружия после его использования для совершения других противоправных действий либо в иных целях не является основанием для освобождения лица от ответственности за хищение оружия.
Уголовная ответственность по статье 259 УК Донецкой Народной Республики наступает в случаях хищения огнестрельного оружия, комплектующих деталей к нему, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств как из государственных или иных предприятий или организаций, так и у отдельных граждан, владевших ими правомерно либо незаконно.
Хищение составных частей и деталей боеприпасов, содержащих взрывчатые вещества или взрывные устройства (запалы, детонаторы, взрыватели и т.д.), следует квалифицировать по статье 259 УК Донецкой Народной Республики как оконченное хищение взрывчатых веществ или взрывных устройств.
Если лицо похитило непригодные к функциональному использованию огнестрельное оружие, комплектующие детали к нему, боеприпасы, взрывчатые вещества или взрывные устройства, заблуждаясь относительно их качества и полагая, что они исправны, содеянное следует квалифицировать как покушение на хищение огнестрельного оружия, комплектующих деталей к нему, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств.
Хищение заведомо неисправного огнестрельного оружия и приведение его в пригодное к использованию по назначению состояние необходимо квалифицировать как совокупность преступления против собственности и незаконное изготовление огнестрельного оружия.
При квалификации последующих незаконных действий с изготовленным (переделанным) оружием (боеприпасами) необходимо исходить из тактико-технических характеристик, которыми стало реально обладать изготовленное (переделанное) виновным оружие (боеприпасы), а не тех, которыми обладали предметы, подвергшиеся переделке.
Если лицо совершило хищение заведомо неисправного огнестрельного оружия и не смогло привести (переделать) его в пригодное состояние, то есть оно так и осталось непригодным к функциональному использованию, лицо несёт ответственность за преступление против собственности и покушение на незаконное изготовление (переделку) оружия.
12. Предусмотренным статьёй 259 УК Донецкой Народной Республики квалифицирующим признаком хищения оружия, комплектующих деталей к нему, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств лицом с использованием своего служебного положения следует считать хищение их как лицом, которое наделено служебными полномочиями, связанными с оборотом оружия, в частности его использованием, производством, учётом, хранением, передачей, изъятием и т.д., так и лицом, которому они выданы персонально и на определенное время для выполнения специальных обязанностей (часовым, постовым сотрудником правоохранительных органов, вахтёром или инкассатором во время исполнения ими служебных обязанностей и т.п.).
13. Хищение огнестрельного оружия, комплектующих деталей к нему, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств путём разбойного нападения (пункт «б» части четвёртой статьи 259 УК Донецкой Народной Республики) следует считать оконченным с момента нападения с целью завладения этими предметами, соединённого с насилием, опасным для жизни и здоровья потерпевшего, или с угрозой применения такого насилия.
14. Учитывая, что незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств являются самостоятельными преступлениями, хищение перечисленных предметов и их последующие ношение, хранение или сбыт образуют реальную совокупность преступлений, предусмотренных статьями 256 и 259 УК Донецкой Народной Республики.
15. В случаях хищения либо вымогательства огнестрельного оружия, комплектующих деталей к нему, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также их ношения, хранения, приобретения и изготовления с целью совершения другого преступления, содеянное должно квалифицироваться как совокупность оконченного хищения либо вымогательства оружия, комплектующих деталей к нему, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств, незаконного их ношения, хранения, приобретения или изготовления и приготовления к совершению иного преступления, если ответственность за это предусмотрена законом.
16. Под добровольной сдачей огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств, предусмотренной примечаниями к статьям 256, 257 УК Донецкой Народной Республики, следует понимать выдачу лицом указанных предметов по своей воле или сообщение органам власти о месте их нахождения при реальной возможности дальнейшего хранения вышеуказанных предметов. Не может признаваться добровольной сдачей предметов, указанных в статьях 256, 257 УК Донецкой Народной Республики, их изъятие при задержании лица, а также при производстве следственных действий по их обнаружению и изъятию. Вместе с тем должна признаваться добровольной выдача лицом по своей воле предметов, указанных в статьях 256, 257 УК Донецкой Народной Республики, не изъятых при задержании или при производстве следственных действий, а равно сообщение правоохранительным органам о месте их нахождения, если в отношении этих предметов указанным органам известно не было.
Добровольность сдачи оружия оценивается применительно к конкретным обстоятельствам дела. При этом надлежит иметь в виду, что закон не связывает выдачу с мотивом поведения лица, а также с обстоятельствами, предшествовавшими ей или повлиявшими на принятое решение.
В случае добровольной сдачи указанных предметов лицо освобождается от уголовной ответственности по статьям 256, 257 УК Донецкой Народной Республики независимо от привлечения его к ответственности за совершение иных преступлений.
17. Судам следует иметь в виду, что в случае совершения дезертирства военнослужащего с вверенными по службе оружием, боеприпасами и пр., законные основания владения таковыми упраздняются, и военнослужащий продолжает владеть оружием уже без законных оснований. Поэтому дезертирство с оружием, при отсутствии в действиях виновного признаков хищения, следует квалифицировать по ст. 401 УК Донецкой Народной Республики и частям первой или второй (в зависимости от фактических обстоятельств) ст. 256 УК Донецкой Народной Республики. При наличии в содеянном признаков хищения оружия действия виновного должны квалифицироваться по совокупности преступлений, предусмотренных статьями 401 и 259 УК Донецкой Народной Республики.
18. Под контрабандой следует понимать незаконное перемещение предметов и веществ, перечисленных в диспозиции части 1 статьи 260 УК Донецкой Народной Республики, через Государственную границу Донецкой Народной Республики вне установленных мест или в установленных местах с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным декларированием или недекларированием предметов, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о предметах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим предметам средств идентификации, а также в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах.
Основным признаком объективной стороны является перемещение предметов контрабанды через государственную границу Донецкой Народной Республики в любом её месте.
Территория Донецкой Народной Республики, на которую распространяется государственный суверенитет и которая фактически контролируется органами государственной власти Донецкой Народной Республики, составляет единую таможенную территорию Донецкой Народной Республики.
Пределы таможенной территории Донецкой Народной Республики являются таможенной границей Донецкой Народной Республики.
Таможенная граница Донецкой Народной Республики совпадает с государственной границей Донецкой Народной Республики.
При решении вопроса о наличии в действиях лица признаков состава преступления, предусмотренного статьёй 260 УК Донецкой Народной Республики, необходимо устанавливать принадлежность незаконно перемещённых предметов через Государственную границу Донецкой Народной Республики, перечисленных в этой статье, к предметам контрабанды.
При этом необходимо учитывать положения правовых актов, определяющих перечни средств, веществ, предметов, перемещение которых через таможенную границу находится под государственным контролем.
Размер перемещаемых через таможенную границу предметов контрабанды (за исключением стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей) не является обязательным признаком этого состава преступления. Перечень стратегически важных товаров и ресурсов для целей настоящей статьи утверждается Советом Министров Донецкой Народной Республики.
Крупным размером стратегически важных товаров и ресурсов признаётся их стоимость, превышающая один миллион рублей.
Под должностным лицом в пункте «а» части 2 статьи 260 УК Донецкой Народной Республики следует понимать должностных лиц таможенных органов Донецкой Народной Республики, а также других должностных лиц, постоянно, временно или по специальным полномочиям осуществляющих функции представителя власти либо выполняющих организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах, воинских формированиях Донецкой Народной Республики.
К указанным лицам, в частности, относятся должностные лица, обладающие правом находиться в зонах таможенного контроля, осуществлять надзор за перемещением грузов; должностные лица, освобождённые от определенных форм таможенного контроля и использующие своё служебное положение для совершения контрабанды.
По пункту «а» части 2 статьи 260 УК Донецкой Народной Республики подлежат привлечению к уголовной ответственности исключительно должностные лица таможенных и пограничных органов. Действия организаторов, подстрекателей и пособников контрабанды, совершённой должностным лицом этих органов с использованием своего служебного положения, в зависимости от фактических обстоятельств подлежат квалификации по соответствующей части статьи 32 УК Донецкой Народной Республики и пункту «а» части 2 статьи 260 УК Донецкой Народной Республики.
Контрабанда, совершённая должностным лицом таможенного органа с использованием своего служебного положения, не требует дополнительной квалификации по статье 334 УК Донецкой Народной Республики.
Руководители коммерческих или иных организаций независимо от формы собственности и иные лица, выполняющие управленческие функции в таких организациях (например, в организации, являющейся таможенным перевозчиком или таможенным брокером), виновные в совершении контрабанды, подлежат привлечению к уголовной ответственности на общих основаниях, поскольку не являются субъектами преступления, предусмотренного пунктом «а» части 2 статьи 260 УК Донецкой Народной Республики.
Если такое лицо, не являясь исполнителем контрабанды, участвует в её совершении иными лицами, его действия (бездействие) подлежат квалификации по соответствующим частям статей 32 и 260 УК Донецкой Народной Республики (в зависимости от вида соучастия и наличия квалифицирующих признаков), а также по соответствующим статьям главы 30 УК Донецкой Народной Республики, если содеянное содержит все признаки состава какого-либо преступления, предусмотренного этой главой.
В тех случаях, когда контрабанда признаётся совершённой организованной группой, по части 3 статьи 260 УК Донецкой Народной Республики подлежат квалификации действия всех участников организованной группы, а не только тех, кто непосредственно перемещал товары или иные предметы.
По пункту «б» части 2 статьи 260 УК Донецкой Народной Республики квалифицируется совершение контрабанды, сопряженное с любым физическим воздействием (например, с нанесением ударов, связыванием) на лицо, осуществляющее таможенный или пограничный контроль, с целью принудить его не препятствовать незаконному перемещению предметов через Государственную границу Донецкой Народной Республики.
19. При оценке степени общественной опасности содеянного и назначении наказания следует учитывать цели и мотивы действий виновного, источник и способ приобретения или завладения, вид, количество, боевые свойства и стоимость похищенного огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств.
При назначении наказания за хищение указанных предметов, совершённое в условиях чрезвычайного положения, стихийного или иного общественного бедствия, а также при массовых беспорядках, судам необходимо иметь в виду, что в силу пункта «м» части 1 статьи 62 УК Донецкой Народной Республики эти обстоятельства признаются как отягчающие наказание.
20. Судам следует обратить внимание на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению хищений огнестрельного оружия, комплектующих деталей к нему, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств, и реагировать в установленном законом порядке, в частности в порядке ст.ст. 340, 380 УПК Украины, на каждый факт небрежного отношения к сбережению оружия лицами, которым оно вверено по службе, оставления без охраны или надлежащего оборудования мест хранения оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств, нарушения порядка их учёта, выдачи, транспортировки, неправильного их использования и применения.
21. Разрешая вопрос о вещественных доказательствах по делам о преступлениях, связанных с незаконными действиями с оружием, боеприпасами, взрывчатыми веществами, взрывными устройствами, судам необходимо выяснять, являются ли такие предметы вооружением конкретных военизированных подразделений либо являются бесхозными, при принятии решения руководствоваться требованиями уголовно-процессуального законодательства и нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики.
Для данного документа приложений нет.
Изменяется на основании: Постановление №4 от 09.11.2018
Начальная версия от 19.05.2017