Печать Перейти к текущей редакции

Вид документа: Закон

Наименование правотворческого органа: Народный Совет Донецкой Народной Республики

Дата документа: 04.09.2015

Номер документа: 88-IHC

Заголовок документа: О противодействии распространению болезней, обусловленных вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), и правовой и социальной защите людей, живущих с ВИЧ

Действие документа: Архивная версия

Классификатор: 140.010.140 - Иные вопросы

Информация об опубликовании:

Дополнительные сведения:

Количество страниц:

NULL
НПА ДНР

Народный Совет
Донецкой Народной Республики

 

Закон

04.09.2015
№88-IHC
О противодействии распространению болезней, обусловленных вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), и правовой и социальной защите людей, живущих с ВИЧ

Принят Постановлением Народного Совета 4 сентября 2015 года

(в ред. Закона ДНР от 08.06.2018 № 230-IHC, от 12.03.2020 № 108-IIHC)

(По тексту Закона слова «Совет Министров» в соответствующем падеже заменены словом «Правительство» в соответствующем падеже на основании Закона от 12.03.2020 № 108-IIHC)

Настоящий Закон в соответствии с нормами международного права определяет порядок правового регулирования деятельности в сфере профилактики, лечения, ухода и поддержки людей, живущих с вирусом иммунодефицита человека. Настоящий Закон необходим для обеспечения эффективного противодействия распространению болезни, обусловленной вирусом иммунодефицита человека, и определения соответствующих мер по правовой и социальной защите людей, живущих с вирусом иммунодефицита человека.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия и термины

1. В настоящем Законе приведенные ниже термины употребляются в таком значении:

1) ВИЧ – вирус иммунодефицита человека, который приводит к заболеванию ВИЧ-инфекцией;

2) ВИЧ-инфекция – это хроническое заболевание, вызываемое вирусом иммунодефицита человека;

3) ВИЧ-инфицированное лицо – лицо, в организме которого выявлен ВИЧ, но находящийся в состоянии бессимптомного носительства ВИЧ;

4) ВИЧ-статус лица – состояние организма человека по отсутствию или наличию в нем ВИЧ: отрицательный ВИЧ-статус лица характеризуется отсутствием в его организме ВИЧ, положительный ВИЧ-статус лица характеризуется наличием в его организме ВИЧ;

5) группы повышенного риска инфицирования ВИЧ – группы населения, которым с учетом особенностей их поведения и поведения их окружения угрожает повышенный риск контакта с источником ВИЧ. Определение и пересмотр перечня таких групп осуществляется специально уполномоченным республиканским органом исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере здравоохранения с учетом критериев и рекомендаций Всемирной организации здравоохранения;

6) люди, которые живут с ВИЧ – ВИЧ-инфицированные лица и лица, страдающие болезнью, обусловленной ВИЧ;

7) лицо, страдающее болезнью, обусловленной ВИЧ, – лицо, у которого по результатам медицинского и лабораторного обследования обнаружен СПИД или иные установленные Международной классификации болезней клинические проявления болезни, обусловленной ВИЧ;

8) партнер – половой партнер ВИЧ-инфицированного лица или его партнер по употреблению наркотических средств и психотропных веществ инъекционным способом;

9) постконтактная профилактика – краткосрочный курс антиретровирусного лечения, целью которого является снижение вероятности инфицирования ВИЧ лица, подвергшегося повышенному риску такого инфицирования;

10) синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД) – стадия развития болезни, обусловленной ВИЧ (ВИЧ-инфекция), характеризующаяся клиническими проявлениями, вызванными глубоким поражением иммунной системы человека под влиянием ВИЧ. СПИД – конечная стадия заболевания ВИЧ-инфекцией;

11) болезни, обусловленные ВИЧ (ВИЧ-инфекция) – комплекс определенных Международной классификации болезней поражений организма человека, обусловленных связанными с воздействием ВИЧ повреждениями иммунной системы, который на начальном этапе своего развития имеет характер состояния бессимптомного носительства ВИЧ, а при отсутствии соответствующего лечения и воздействия других неблагоприятных для организма ВИЧ-инфицированного лица обстоятельств приобретает клинические проявления в виде различных инфекционных, паразитарных заболеваний, злокачественных опухолей, других болезней или обусловленного ВИЧ синдрома приобретенного иммунодефицита.

Статья 2. Принципы государственной политики в сфере противодействия распространению болезней, обусловленных ВИЧ

1. Государственная политика в сфере противодействия распространению болезней, обусловленных ВИЧ, реализуется путем организации выполнения положений настоящего Закона, других нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики, а также путем разработки, финансового и материального обеспечения, реализации общегосударственных и других программ, которые предусматривают осуществление мероприятий по профилактике распространения ВИЧ инфекции, информационно-разъяснительной работы относительно принципов здорового и нравственного образа жизни, духовных ценностей и ответственного поведения в сфере сексуальных отношений, разработка учебных, просветительских и воспитательных программ по этим вопросам для средних, профессионально-технических и высших учебных заведений, осуществление специальной подготовки медицинского персонала, проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, развитие международного сотрудничества в этой сфере.

2. Если международными договорами Донецкой Народной Республики установлены иные, чем предусмотренные настоящим Законом, правила, то применяются правила международных договоров.

Статья 3. Законодательство Донецкой Народной Республики в сфере распространения болезней, обусловленных ВИЧ

1. Законодательство Донецкой Народной Республики в сфере противодействия распространению болезней, обусловленных ВИЧ, состоит из настоящего Закона, Закона Донецкой Народной Республики «О донорстве крови и ее компонентов» № 15-IНС от 06.03.2015 года, других законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов.

2. Настоящий Закон распространяется на граждан, проживающих на территории Донецкой Народной Республики, на иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Донецкой Народной Республики, а также применяется в отношении предприятий, учреждений и организаций, зарегистрированных в установленном порядке на территории Донецкой Народной Республики, независимо от их организационно-правовой формы собственности.

Статья 4. Государственные гарантии в сфере противодействия распространению болезней, обусловленных ВИЧ

1. Государство гарантирует обеспечение:

1) приоритетности в профилактике распространения ВИЧ-инфекции информационно-разъяснительной работы с населением по принципам здорового и нравственного образа жизни, духовных ценностей и ответственного поведения в сфере сексуальных отношений;

2) пропаганды здорового образа жизни;

3) информационной деятельности, направленной на осознание высокого риска заражения ВИЧ через сексуальные отношения и в случае употребления наркотических средств и психотропных веществ инъекционным способом, на формирование толерантного отношения и недопустимости дискриминации людей, относящихся к группам повышенного риска инфицирования ВИЧ, и людей, живущих с ВИЧ;

4) регулярного информирования населения, в том числе через средства массовой информации, о причинах заражения, пути передачи ВИЧ-инфекции, важность здорового и нравственного образа жизни для предотвращения заражения ВИЧ-инфекцией, меры и средства профилактики заболевания ВИЧ-инфекцией, а также о возможности диагностики и лечения;

5) постоянного мониторинга эпидемической ситуации и контроля за осуществлением мероприятий по предотвращению заболевания ВИЧ-инфекцией;

6) доступности и надлежащего качества тестирования с целью выявления ВИЧ-инфекции, в том числе анонимного, с предоставлением предварительной и последующей консультативной помощи, а также обеспечение безопасности тестирования для обследуемого лица и персонала, который ее проводит;

7) включения вопросов профилактики ВИЧ-инфекции, здорового и нравственного образа жизни, духовных ценностей, ответственного поведения в сфере сексуальных отношений, традиционных семейных ценностей, лечения, ухода и поддержки людей, живущих с ВИЧ, и их близких, а также о недопустимости дискриминации людей и необходимости формирования толерантного отношения к ним в соответствующих учебных программах для средних, профессионально-технических и высших учебных заведений;

8) доступа населения к средствам профилактики, позволяющих предотвратить заражение и распространение ВИЧ-инфекции половым путем;

9) предотвращения распространения ВИЧ-инфекции среди лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества инъекционным способом, с помощью программ реабилитации таких лиц и программ снижения вреда, что, среди прочего, предусматривает использование заместительной терапии для лиц, страдающих наркотической зависимостью, и создание условий для замены использованных инъекционных игл и шприцев на стерильные с последующей их утилизацией;

10) информационно-разъяснительной и реабилитационной работы, в том числе с привлечением представителей общественных, благотворительных и религиозных организаций, среди лиц, употребляющих наркотические средства и психотропные вещества инъекционным способом, с целью противодействия распространению ВИЧ-инфекции;

11) свободного доступа к услугам по проведению постконтактной профилактики лиц, имеющих повышенный риск контакта с ВИЧ во время выполнения профессиональных обязанностей, в случае сексуального насилия и в других случаях, с предоставлением соответствующих консультативных услуг в порядке, который утверждается специально уполномоченным республиканским органом исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере здравоохранения;

12) свободного доступа к услугам по профилактике передачи ВИЧ-инфекции от ВИЧ-инфицированных беременных женщин их новорожденным детям;

13) проведения обязательного тестирования с целью выявления ВИЧ в получаемых от доноров крови (ее компонентах), органах, тканях и других биологических материалах человека для обеспечения предотвращения передачи ВИЧ-инфекции при использовании указанных материалов в медицинской деятельности и в научных исследованиях;

(пункт 13 части 1 статьи 4 в ред. Закона ДНР от 08.06.2018 № 230-IHC)

14) реализации последовательной политики, направленной на формирование толерантного отношения к людям, которые относятся к группам повышенного риска инфицирования ВИЧ, и людей, живущих с ВИЧ, в порядке, определяемом республиканским органом исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере здравоохранения, и утверждаемом Правительством Донецкой Народной Республики;

15) социальной защиты людей, живущих с ВИЧ, членов их семей, медицинских, социальных и других работников, занятых в сфере предотвращения заболевания ВИЧ-инфекцией, а также предоставление людям, живущим с ВИЧ, необходимой медицинской помощи и социальных услуг;

16) контроля безопасности лечебно-диагностического процесса для пациентов и медицинского персонала в учреждениях здравоохранения независимо от формы собственности;

17) государственного санитарно-эпидемиологического надзора за безопасностью лечебно-диагностического процесса в учреждениях здравоохранения всех форм собственности, а также за проведением мероприятий по предотвращению заболевания ВИЧ-инфекцией при осуществлении частной медицинской деятельности, предоставлением гражданам косметологических, парикмахерских и других услуг, связанных с возможностью нарушения или нарушением целостности кожи и/или слизистой оболочки организма;

(пункт 17 части 1 статьи 4 в ред. Закона ДНР от 08.06.2018 № 230-IHC)

18) участия организаций различных форм собственности, в том числе общественных, благотворительных, религиозных и профсоюзов, в информационной работе по противодействию распространению ВИЧ-инфекции, в предоставлении благотворительной помощи, медицинских и социальных услуг, направленных на обеспечение лечения и профилактику ВИЧ-инфекции, ухода, поддержки и социальной защиты людей, живущих с ВИЧ, на основе обеспечения доступа указанных организаций в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики, к участию в исполнении государственного заказа на оказание медицинских и социальных услуг представителям группы повышенного риска инфицирования ВИЧ и людям, живущим с ВИЧ, на конкурсной основе;

19) бесплатного предоставления всех видов квалифицированной и специализированной медицинской помощи ВИЧ-инфицированным гражданам Донецкой Народной Республики, бесплатного получения ими медикаментов при лечении в амбулаторных или стационарных условиях;

20) подготовки специалистов для реализации мер по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции;

21) развития международного сотрудничества и регулярного обмена информацией в рамках международных программ предупреждения распространения ВИЧ-инфекции.

Статья 5. Полномочия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, учреждений здравоохранения, осуществляющих меры по предотвращению заболевания ВИЧ-инфекцией

1. Полномочия по осуществлению межведомственной координации мероприятий по предотвращению заболевания ВИЧ-инфекцией возлагаются на специально уполномоченный республиканский орган исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере здравоохранения.

2. Меры по предотвращению заболевания ВИЧ-инфекцией разрабатывают и осуществляют в пределах своей компетенции соответствующие республиканские, территориальные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, а также учреждения здравоохранения всех форм собственности.

3. Обязательному лабораторному исследованию на наличие ВИЧ-инфекции подлежит кровь (ее компоненты), полученная от доноров крови (ее компонентов), органы, ткани и другие биологические материалы человека, предназначенные для применения в медицинской деятельности.

(часть 3 статьи 5 в ред. Закона ДНР от 08.06.2018 № 230-IHC)

4. Переливание полученной от доноров крови (ее компонентов) и использование в медицинской деятельности полученных от доноров органов, тканей и других биологических материалов человека разрешаются только после обязательного лабораторного исследования на ВИЧ-инфекцию и подтверждения отсутствия возбудителя ВИЧ-инфекции в предназначенных для указанного использования биологических материалах.

(часть 4 статьи 5 в ред. Закона ДНР от 08.06.2018 № 230-IHC)

5. В случае возникновения реальной угрозы жизни человека, единственным средством спасения которой является срочное переливание крови, и отсутствия должным образом проверенной донорской крови с осознанного информированного согласия больного или его законного представителя допускается переливание крови, проверенной на ВИЧ-инфекцию с использованием тестов для экспресс-диагностики, прошедших испытания в аккредитованных в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики лабораториях и имеют документальное подтверждение их качества.
Факт переливания крови, проверенной на ВИЧ-инфекцию с использованием тестов для экспресс-диагностики, и информированное согласие больного или его законного представителя на проведение такого медицинского вмешательства обязательно письменно заверяются в медицинской документации больного, а образец такой крови срочно направляется для проведения соответствующего лабораторного исследования.

Если осознанное информированное согласие больного или согласие его законного представителя получить невозможно, решение о переливании крови принимается консилиумом врачей, а в случае невозможности созыва консилиума – врачом, который оказывает медицинскую помощь.

Статья 6. Гарантии соблюдения прав и свобод ВИЧ-инфицированных

1. ВИЧ-инфицированные лица обладают на территории Донецкой Народной Республики всеми правами и свободами и выполняют обязанности в соответствии с законодательством Донецкой Народной.

2. Права и свободы граждан Донецкой Народной Республики в связи с наличием у них ВИЧ-инфекции могут быть ограничены только законодательством Донецкой Народной Республики.

Статья 7. Финансирование деятельности по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции

1. Финансирование мероприятий и программ, а также деятельности предприятий, организаций и учреждений по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции, лечению и социальной защите ВИЧ-инфицированных осуществляется за счет средств:

1) Республиканского бюджета Донецкой Народной Республики и местных бюджетов;

2) иных источников финансирования, не запрещенных законодательством Донецкой Народной Республики.

2. Финансирование деятельности по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции за счет средств бюджета Донецкой Народной Республики и местных бюджетов рассматривается в приоритетном порядке с учетом необходимости защиты личной безопасности граждан, а также безопасности общества и государства.

Глава 2. Условия и порядок выявления ВИЧ-инфекции. Медицинская помощь ВИЧ-инфицированным. Регистрация и учет ВИЧ-инфицированных и осуществление медицинского наблюдения за ними

Статья 8. Медицинское освидетельствование с целью выявления ВИЧ, условия и порядок его проведения

1. Лица, которые на законных основаниях временно или постоянно проживают на территории Донецкой Народной Республики, имеют право на проведение тестирования с целью выявления ВИЧ (далее – тестирование) с получением квалифицированной консультации до и после проведения тестирования, осуществляемого в соответствии с протоколом проведения данного тестирования, утвержденного специально уполномоченным республиканским органом исполнительной власти в сфере здравоохранения.

2. Тестирование лиц в возрасте от 14 лет и старше проводится добровольно, при наличии осознанного информированного согласия лица, полученного после предоставления ему предварительной консультации по особенностям тестирования и его результатов, и возможных последствий, с соблюдением условий конфиденциальности персональных данных, в том числе данных о состоянии здоровья человека.

3. Тестирование детей в возрасте до 14 лет и лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными, производится по просьбе их родителей или законных представителей и при наличии осознанного информированного согласия. Родители и законные представители указанных лиц имеют право присутствовать при проведении такого тестирования, ознакомленные с его результатами, обязаны обеспечить сохранение условий конфиденциальности данных о ВИЧ-статусе лиц, интересы которых они представляют.

Тестирование детей в возрасте до 14 лет, которые лишены родительской опеки и находятся под опекой в детских или учебных заведениях с полным государственным содержанием, проводится в случае осознания ими последствий и преимуществ такого осмотра с учетом просьбы их законных представителей и при наличии осознанного информированного согласия таких лиц только с целью назначения детям лечения, ухода и поддержки в связи с ВИЧ-инфекцией. Законные представители таких малолетних лиц имеют право быть ознакомлены с результатами указанного тестирования и обязаны обеспечить сохранение конфиденциальности данных о ВИЧ-статусе лиц, интересы которых они представляют.

4. Правила обязательного тестирования лиц, находящихся в местах лишения свободы, устанавливаются соответствующим республиканским органом исполнительной власти с последующим утверждением Правительством Донецкой Народной Республики и пересматриваются не реже одного раза в пять лет.

5. Для тестирования используются тест-системы, прошедшие испытания в аккредитованных в установленном законодательством порядке лабораториях и имеют документальное подтверждение об их качестве.

6. В учреждениях республиканской системы здравоохранения медицинское освидетельствование граждан ДНР проводится бесплатно.

7. Лицо, которое прошло тестирование с целью выявления ВИЧ, имеет право на повторное проведение бесплатного тестирования в порядке, установленном настоящим Законом и изданными в соответствии с ним нормативными актами.

8. Последовательность действий по установлению диагноза ВИЧ-инфекции утверждается специально уполномоченным республиканским органом исполнительной власти в сфере здравоохранения.

9. По желанию лица, обратившегося для проведения тестирования с целью выявления ВИЧ, такое тестирование может быть проведено анонимно.

10. Платное освидетельствование на ВИЧ проводится гражданам, выезжающих за границу с выдачей сертификата, а также иностранным гражданам.

Статья 9. Добровольное медицинское освидетельствование

Медицинское освидетельствование проводится добровольно по просьбе освидетельствуемого лица или с его согласия, а в случаях, указанных в части 3 статьи 8 настоящего Закона, – по просьбе или с согласия его законного представителя.

Статья 10. Обязательное медицинское освидетельствование

1. Обязательному медицинскому освидетельствованию подлежат доноры крови, биологических жидкостей, органов и тканей.

2. Лица, отказавшиеся от обязательного медицинского освидетельствования, не могут быть донорами крови, биологических жидкостей, органов и тканей.

3. Работники отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, перечень которых утверждается Правительством Донецкой Народной Республики, проходят обязательное медицинское освидетельствования для выявления ВИЧ-инфекции при проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров.

Статья 11. Условия въезда в Донецкую Народную Республику иностранных граждан и лиц без гражданства

1. Иностранные граждане и лица без гражданства, прибывающие в Донецкую Народную Республику на срок свыше трех месяцев, обязаны иметь сертификат об отсутствии у них ВИЧ-инфекции.

2. Требования к указанному сертификату устанавливаются Правительством Донецкой Народной Республики.

Статья 12. Сообщение о результатах тестирования с целью выявления ВИЧ и послетестовое консультирование ВИЧ-инфицированных лиц

1. Лицу, в организме которого по данным тестирования выявлен ВИЧ, сообщается об этом работником, уполномоченным на это учреждением, проводившим тестирование, с учетом требований настоящего Закона по конфиденциальности указанной информации в соответствии с порядком, установленным республиканским органом исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере здравоохранения.

2. Обязательной составляющей тестирования на ВИЧ является квалифицированное послетестовое консультирование лица, у которого обнаружен ВИЧ, должно быть проинформировано о профилактических мерах, необходимых для поддержания здоровья ВИЧ-инфицированного, предотвращения дальнейшего распространения ВИЧ, о гарантиях соблюдения прав и свобод людей, живущих с ВИЧ, а также об уголовной ответственности за сознательное не информирование другого лица об опасности заражения ВИЧ.

Во время проведения послетестового консультирования работник учреждения, проводившего тестирование, имеет право предложить лицу, у которого обнаружен ВИЧ, по его согласию сообщить его партнеру (партнерам) о риске инфицирования ВИЧ и дать рекомендации о необходимости тестирования на ВИЧ и применения профилактических мер.

3. В случае выявления ВИЧ у детей в возрасте до 14 лет и у лиц, признанных в установленном законодательством Донецкой Народной Республики порядке, недееспособными, уполномоченный медицинский работник уведомляет об этом родителей или других законных представителей указанных лиц. Родителям или другим законным представителям ВИЧ-инфицированных лиц должно быть предоставлено соответствующее консультирование, направленное на обеспечение принятия ими надлежащих информированных решений по лечению, уходу и поддержке своих подопечных и надлежащее обеспечение их законных прав и интересов.

4. Лицо, у которого по результатам тестирования выявлен ВИЧ, родители или уполномоченные представители ВИЧ-инфицированных детей до 14 лет, обязаны предоставить уполномоченному работнику учреждения, проводившего тестирование, письменное подтверждение в произвольной форме с личной подписью получения информации о профилактических мерах, необходимых для поддержания здоровья ВИЧ-инфицированного лица, предотвращения дальнейшего распространения ВИЧ, о гарантиях соблюдения прав и свобод людей, живущих с ВИЧ, а также об уголовной ответственности за сознательное неинформирование другого лица об опасности заражения ВИЧ.

5. Лицо, у которого по результатам тестирования выявлен ВИЧ не может быть донором крови, биологических жидкостей, органов и тканей.

Статья 13. Регистрация и учет людей, живущих с ВИЧ, осуществление медицинского наблюдения за ними

1. Регистрация, ведение учета людей, живущих с ВИЧ, осуществление медицинского наблюдения за указанными лицами обеспечиваются соответствующими учреждениями здравоохранения государственной и коммунальной республиканским органом исполнительной власти в сфере здравоохранения.

2. Регистрация, ведение учета людей, живущих с ВИЧ, осуществление медицинского наблюдения за такими лицами и эпидемиологического надзора за ВИЧ-инфекцией осуществляются с соблюдением условий конфиденциальности персональных данных, в частности о состоянии здоровья, уважения к личным правам и свободам человека, определенных законодательством и международными договорами Донецкой Народной Республики, согласие на обязательность которых предоставлено Народным Советом Донецкой Народной Республики.

3. Порядок ведения учета людей, живущих с ВИЧ, и осуществления медицинского наблюдения за такими лицами определяется республиканским органом исполнительной власти в сфере здравоохранения.

Статья 14. Права ВИЧ-инфицированных при оказании им медицинской помощи

1. ВИЧ-инфицированным оказываются на общих основаниях все виды медицинской помощи по медицинским показаниям, при этом они пользуются всеми правами, предусмотренными законодательством Донецкой Народной Республики.

2. Люди, которые живут с ВИЧ, имеют право на участие во вспомогательных репродуктивных технологиях при условии предотвращения передачи ВИЧ-инфекции от родителей будущему ребенку.

Статья 15. Профилактика, диагностика и лечение ВИЧ-инфекции

1. Соответствующие органы исполнительной власти, обеспечивают разработку и внедрение современных методов профилактики, диагностики и лечения ВИЧ-инфекции, а также вносят на утверждение Правительства Донецкой Народной Республики проект целевой программы, направленной на предупреждение распространения ВИЧ-инфекции на территории Донецкой Народной Республики.

2. Если послетестовое консультирование не привело к изменениям в поведении человека, живущего с ВИЧ, которые необходимы для максимального снижения риска передачи ВИЧ партнеру (партнерам), то врач, оказывающий медицинские услуги такому лицу в связи с болезнью, обусловленной ВИЧ, должен повторно разъяснить ему меры, которые оно должно предпринимать для предотвращения дальнейшего распространения ВИЧ, а также предложить по его согласию сообщить его партнера (партнеров) о том, что он (она, они) подвергался риску инфицирования ВИЧ, и дать рекомендации относительно необходимости тестирования на ВИЧ и применения профилактических мер по недопущению инфицирования ВИЧ.

3. Если проведенное врачом повторное разъяснение необходимости принятия указанных в части первой настоящей статьи профилактических мероприятий не привело к изменениям в поведении человека, живущего с ВИЧ, необходимых для максимального снижения риска передачи ВИЧ другим лицам, а также если человек, живущий с ВИЧ, отказался дать согласие на предупреждение врачом его партнера (партнеров) о том, что он (она, они) подвергался риску инфицирования ВИЧ, то врач имеет право без согласия этого лица сообщить указанному партнеру (партнерам) о том, что он (она, они) подверглись риску инфицирования ВИЧ, и дать рекомендации по необходимости тестирования на ВИЧ и проведении профилактических мероприятий для недопущения инфицирования ВИЧ.

4. При предоставлении такого уведомления запрещается раскрывать данные человека, живущего с ВИЧ, в результате контакта с которым партнер (партнеры) мог заразиться, а также сообщать любые обстоятельства, которые могут раскрыть данные этого лица.

Статья 16. Обязанности людей, живущих с ВИЧ

1. Люди, которые живут с ВИЧ, обязаны:

1) принимать меры по предотвращению распространения ВИЧ-инфекции, предложенных органами здравоохранения;

2) уведомлять лиц, которые были их партнерами к выявлению факта инфицирования, о возможности их заражения;

3) отказаться от донорства крови, ее компонентов, других биологических жидкостей, клеток, органов и тканей для их использования в медицинской деятельности.

(пункт 3 части 1 статьи 16 в ред. Закона ДНР от 08.06.2018 № 230-IHC)

2. В случае невыполнения обязанностей, определенных в части первой этой статьи, люди, которые живут с ВИЧ, из числа иностранцев, а также лиц без гражданства, которые своим поведением создают угрозу здоровью, защиты прав и законных интересов граждан Донецкой Народной Республики, могут быть выдворены за пределы Донецкой Народной Республики в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики.

Статья 17. Обязанности администраций учреждений республиканской, и частной систем здравоохранения при оказании медицинской помощи ВИЧ-инфицированным

Администрации учреждений республиканской и частной систем здравоохранения, оказывающих амбулаторную и стационарную медицинскую помощь, обязаны создать условия для реализации предусмотренных настоящим законом прав ВИЧ-инфицированных, а также для предупреждения распространения ВИЧ-инфекции.

Глава 3. Социальная защита ВИЧ-инфицированных и членов их семей

Статья 18. Запрет на ограничение прав ВИЧ-инфицированных

Не допускаются увольнения с работы, отказ в приеме на работу, отказ в приеме в образовательные учреждения и учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также ограничение иных прав и законных интересов ВИЧ — инфицированных на основании наличия у них ВИЧ-инфекции, равно как и ограничение жилищных и иных прав и законных интересов членов семей ВИЧ-инфицированных, если иное не предусмотрено настоящим Законом.

Статья 19. Права родителей, дети которых являются ВИЧ-инфицированными, а также иных законных представителей ВИЧ-инфицированных — несовершеннолетних

1. Родители, дети которых являются ВИЧ-инфицированными, а также иные законные представители ВИЧ-инфицированных — несовершеннолетних имеют право на:

1) совместное пребывание с детьми в возрасте до 15 лет в стационаре учреждения, оказывающего медицинскую помощь, с выплатой за это время пособий по государственному социальному страхованию;

2) сохранения непрерывного трудового стажа за одним из родителей или иным законным представителем ВИЧ-инфицированного — несовершеннолетнего в возрасте до 18 лет в случае увольнения по уходу за ним и при условии поступления на работу до достижения несовершеннолетним указанного возраста; время ухода за ВИЧ-инфицированным — несовершеннолетним включается в общий трудовой стаж.

2. Законами и нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики могут устанавливаться и другие меры социальной защиты ВИЧ-инфицированных и членов их семей.

Статья 20. Социальная защита ВИЧ-инфицированных — несовершеннолетних

ВИЧ-инфицированным — несовершеннолетним в возрасте до 18 лет назначаются социальная пенсия, пособие и предоставляются льготы, установленные для детей-инвалидов законодательством Донецкой Народной Республики, а лицам, осуществляющим уход за ВИЧ-инфицированными — несовершеннолетними, выплачивается пособие по уходу за ребенком-инвалидом в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики.

Статья 21. Возмещение вреда, причиненного здоровью лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека при оказании им медицинской помощи медицинскими работниками

Возмещение вреда, причиненного здоровью лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека в результате ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей медицинскими работниками учреждений, оказывающих медицинскую помощь, производится в порядке, установленном гражданским законодательством Донецкой Народной Республики.

Глава 4. Социальная защита медицинских и других работников, исполнение профессиональных обязанностей которых связана с повышенным риском инфицирования ВИЧ

Статья 22. Защита от заражения ВИЧ-инфекцией при выполнении профессиональных обязанностей

1. Собственники или уполномоченные ими органы управления организаций, персонал которых проводит диагностические исследования на ВИЧ-инфекцию, оказывает медицинскую помощь и социальные услуги людям, живущим с ВИЧ, или контактирует с кровью или биологическими материалами человека, загрязненными ими инструментарием, оборудованием или предметами, обязаны обеспечить работников необходимыми средствами индивидуальной защиты в соответствии с перечнем и нормативами, установленными специально уполномоченным республиканским органом исполнительной власти в сфере здравоохранения, а также организовать проведение инструктажа таких работников по использованию соответствующих средств индивидуальной защиты.

2. При выполнении работ, указанных в части первой настоящей статьи, работники, выполнение профессиональных обязанностей которых связано с повышенным риском, обязаны пользоваться соответствующими средствами индивидуальной защиты.

3.  Типовая инструкция о порядке использования работниками, указанными в части первой настоящей статьи, средств индивидуальной защиты утверждается специально уполномоченным республиканским органом исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере здравоохранения.

4. Собственники или уполномоченные ими органы управления организаций, персонал которых выполняет работы, указанные в части первой настоящей статьи, обязаны обеспечить создание условий для проведения экстренной постконтактной профилактики работникам, которые при выполнении указанных работ получили повреждения кожного покрова или слизистой оболочки вследствие физического контакта с загрязненными кровью или биологическими материалами человека инструментами, оборудованием или другими предметами или подверглись непосредственному открытому физическому контакту с кровью или биологическими материалами человека, и условия для прохождения такими работниками по их желанию тестирования.

5. Порядок проведения экстренной постконтактной профилактики в случаях, указанных в части четвертой настоящей статьи, утверждается специально уполномоченным республиканским органом исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере здравоохранения.

Статья 23. Особенности оплаты труда, предоставления отпусков и пенсионного обеспечения отдельных категорий работников, имеющих повышенный риск инфицирования ВИЧ

Работникам, занятым в сфере оказания медицинской помощи людям, живущим с ВИЧ, лабораторной диагностикой ВИЧ-инфекции, проведением научных исследований с использованием инфицированного материала, производством биологических препаратов для диагностики, лечения и профилактики ВИЧ-инфекции, устанавливается доплата к заработной плате, предоставляется право на пенсию по возрасту на льготных условиях и ежегодный дополнительный отпуск в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики.

Статья 24. Порядок подтверждения связи заражения ВИЧ-инфекцией с исполнением работником своих профессиональных обязанностей

1. ВИЧ-инфекция, которой заразилось лицо вследствие выполнения профессиональных обязанностей, относится к профессиональным заболеваниям.

2.  Порядок подтверждения связи заражения ВИЧ-инфекцией с исполнением работником своих профессиональных обязанностей утверждается специально уполномоченным республиканским органом исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере здравоохранения.

Статья 25. Улучшение жилищных условий медицинских и других работников, заразившихся ВИЧ-инфекцией вследствие выполнения своих профессиональных обязанностей

Медицинские и другие работники, которые заразились ВИЧ-инфекцией вследствие выполнения профессиональных обязанностей, имеют право на первоочередное улучшение жилищных условий в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики.

Статья 26. Льготы в сфере труда

Работникам предприятий, учреждений и организаций республиканской системы здравоохранения, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лицам, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, выплачивается надбавка к должностному окладу, устанавливаются сокращенный рабочий день и дополнительный отпуск за работу в особо опасных условиях труда. Порядок предоставления указанных льгот определяется Правительством Донецкой Народной Республики.

Статья 27. Государственные единовременные пособия

1. Работники предприятий, учреждений и организаций систем здравоохранения, осуществляющие диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лица, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, в случае заражения вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей имеют право на получение государственных единовременных пособий.

В случае смерти работников указанных категорий от заболеваний, связанных с развитием ВИЧ-инфекции, право на получение государственных единовременных пособий имеют члены их семей.

2. Государственные единовременные пособия устанавливаются в следующих размерах:

1) в случае выявления у работников указанных категорий заражения вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей (без установления инвалидности) – 100 минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на день осуществления выплаты данного пособия;

2) в случае заражения работников указанных категорий вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей, повлекшего установление инвалидности:

3) инвалиду I группы – 250 минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на день осуществления выплаты данного пособия;

4) инвалиду II группы – 200 минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на день осуществления выплаты данного пособия;

5) инвалиду III группы – 150 минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на день осуществления выплаты данного пособия;

6) каждому члену семьи работников указанных категорий, заразившихся при исполнении своих служебных обязанностей вирусом иммунодефицита человека и умерших от связанных с развитием ВИЧ-инфекции заболеваний, – 300 минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на день осуществления выплаты данного пособия. Круг членов семьи, имеющих право на данное пособие, определяется законодательством Донецкой Народной Республики.

3. Выплата государственных единовременных пособий производится за счет средств бюджета. Порядок назначения и выплаты этих пособий устанавливается Правительством Донецкой Народной Республики.

4. Перечень предприятий, учреждений и организаций систем здравоохранения, работа в которых дает право на получение государственных единовременных пособий работникам, заразившимся вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей, а также категорий работников, указанных в пункте 1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Донецкой Народной Республики.

Статья 28. Улучшение жилищных условий медицинских и других работников, заразившихся ВИЧ-инфекцией вследствие выполнения своих профессиональных обязанностей

Медицинские и другие работники, которые заразились ВИЧ-инфекцией вследствие выполнения профессиональных обязанностей, имеют право на первоочередное улучшение жилищных условий в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики.

Статья 29. Порядок подтверждения связи заражения ВИЧ-инфекцией с исполнением работником своих профессиональных обязанностей

1. ВИЧ-инфекция, которой заразилось лицо вследствие выполнения профессиональных обязанностей, относится к профессиональным заболеваниям.

2. Порядок подтверждения связи заражения ВИЧ-инфекцией с исполнением работником своих профессиональных обязанностей утверждается республиканским органом исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере здравоохранения.

Глава 5. Заключительные положения

Статья 30. Государственный надзор в сфере предупреждения распространения ВИЧ-инфекции

Государственный надзор в сфере предупреждения распространения ВИЧ-инфекции осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Статья 31. Ответственность за нарушение законодательства Донецкой Народной Республики в сфере предупреждения распространения ВИЧ-инфекции

Нарушение законодательства Донецкой Народной Республики в сфере предотвращения распространения ВИЧ-инфекции влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики.

Статья 32. Вступление в силу

1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. До приведения законов Донецкой Народной Республики, других нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом они применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.

3.  Правительству Донецкой Народной Республики в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона:

1) привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом;

2) в соответствии со своей компетенцией обеспечить принятие нормативных правовых актов, предусмотренных настоящим Законом;

3) республиканским органам исполнительной власти Донецкой Народной Республики обеспечить пересмотр и отмену нормативных правовых актов, противоречащих настоящему Закону.

Глава Донецкой Народной Республики
А.В. Захарченко

Данная ревизия документа не вносит изменения в приложения.