watermark
Печать

Вид документа: Приказ

Наименование правотворческого органа: Министерство транспорта Донецкой Народной Республики

Дата документа: 21.05.2018

Номер документа: 161

Дата государственной регистрации: 11.06.2018

Регистрационный номер: 2632

Заголовок документа: Об утверждении Особенностей регулирования рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, работа которых непосредственно связана с движением поездов, маневровой работой и обслуживанием пассажиров

Действие документа: Действующий

Классификатор: 060.020.070 - Рабочее время, 060.020.080 - Время отдыха, 090.070.030 - Железнодорожный транспорт

Информация об опубликовании: Официальный сайт Министерства транспорта Донецкой Народной Республики donmintrans.ru, 19.06.2018

Дополнительные сведения:

Количество страниц:

watermark
НПА ДНР

Министерство транспорта
Донецкой Народной Республики

 

Приказ

21.05.2018
№161
НПА ДНР
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 2632
от   «11» июня 2018  г.
Об утверждении Особенностей регулирования рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, работа которых непосредственно связана с движением поездов, маневровой работой и обслуживанием пассажиров

С целью усовершенствования организации рабочего времени и времени отдыха работников железнодорожного транспорта, в соответствии с частью 3 статьи 37 Закона Донецкой Народной Республики «О железнодорожном транспорте»,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить Особенности регулирования рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, работа которых непосредственно связана с движением поездов, маневровой работой и обслуживанием пассажиров (Прилагается).

2. Департаменту железнодорожного транспорта обеспечить предоставление настоящего Приказа в Министерство юстиции Донецкой Народной Республики для государственной регистрации.

3. Настоящий Приказ вступает в силу со дня официального опубликования.

4. Контроль исполнения настоящего Приказа возложить на и.о. заместителя Министра транспорта Шевкаленко М.А.

И.о. Министра
И.А. Андриенко
НПА ДНР
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 2632
от   «11» июня 2018  г.

Особенности регулирования рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, работа которых непосредственно связана с движением поездов, маневровой работой и обслуживанием пассажиров

I. Общие положения

1.1. Особенности регулирования рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, работа которых непосредственно связанна с движением поездов, маневровой работой и обслуживанием пассажиров (далее — Особенности) учитывает специфику организации труда и регулирует рабочее время и время отдыха отдельных категорий работников, работа которых связана с непрерывностью перевозок, безопасностью движения поездов и обслуживанием пассажиров, постоянным выполнением трудовых обязанностей в пути и разъездах в пределах обслуживаемых участков, и не меняет установленных законодательством общих и специальных гарантий и льгот.

1.2. Продолжительность смены, время начала и окончания работы (смены), время начала и окончания регламентированных перерывов для отдыха и питания устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка предприятия (обособленного или структурного подразделения), утвержденными на собрании (конференциях) трудовых коллективов. Для работников устанавливается пятидневная с двумя выходными днями или шестидневная с одним выходным днем рабочая неделя с соблюдением нормы рабочего времени.

Графики сменности утверждаются администрацией предприятия (обособленного или структурного подразделения) по согласованию с профсоюзным комитетом.

1.3. Для работников, занятых на круглосуточных непрерывных работах, а также на других работах, где по условиям производства не может быть сохранена установленная ежедневная (еженедельная) продолжительность рабочего времени, руководство предприятия (структурного или обособленного подразделения) по согласованию с профсоюзным комитетом может вводить суммированный учет рабочего времени с учетным периодом — месяц, квартал, тура. При этом норма рабочего времени определяется умножением количества рабочих дней в учетном периоде по календарю текущего года на продолжительность рабочего дня, определенного для шестидневной рабочей недели с учетом сокращения рабочего времени в предвыходные и предпраздничные дни.

График работы и отдыха должен быть объявлен работникам не позднее трех дней до начала его действия.

Квартальный, турный учет рабочего времени допускается только при наличии утвержденного графика работы и отдыха на весь период.

1.4. Общее количество часов сверхурочной работы для сменных работников, работников локомотивных и поездных бригад при суммированном учете не должна превышать 24 часа в месяц, для всех остальных работников – 4 часа в течение двух дней подряд. В течение года общее число сверхурочных часов не должно превышать 120 часов.

1.5. Продолжительность рабочего времени (смены) сверх нормальной продолжительности рабочего дня, но не более 12 часов, может устанавливаться в случае согласия членов коллектива, который переводится на новый режим работы, администрацией предприятия (структурного или обособленного подразделения) по согласованию с профсоюзным комитетом. При этом работа с продолжительностью смены, превышающей нормальную продолжительность, не должна допускаться более двух календарных дней подряд, кроме работников, постоянная работа которых протекает в пути.

1.6. Рабочее время работников, постоянная работа которых протекает в пути (поездных бригад пассажирских поездов, работников локомотивных бригад, обслуживающих путевые машинные станции, хоппер-дозаторных и думпкарных маршрутов, служебных вагонов и других) при общей продолжительности поездки в оба конца трое суток и более может учитываться потурно. Турой считается время с момента явки на работу для поездки до момента явки на работу для следующей поездки после отдыха в пункте постоянной работы.

1.7. Для отдельных категорий работников железнодорожного транспорта допускается организация дежурств:

на дому, на случай вызова на работу (без права отлучаться из дома), при этом один час дежурства учитывается в рабочее время из расчета: 1 час дежурства — 0,25 часа рабочего времени;

в специально оборудованной на объекте комнате, в вагоне в купе проводника с правом отдыха, при этом один час дежурства учитывается из расчета: 1 час дежурства — 0,75 часа рабочего времени.

Перечень профессий и должностей, порядок и условия организации дежурства работников на объекте и на дому устанавливается коллективным договором.

1.8. Для отдельных категорий работников допускается разделение рабочего дня на части на условиях, определенных коллективным договором. Такой режим рабочего времени допускается при установлении заранее определенного количества и продолжительности перерывов. Общая продолжительность работы за смену не должна превышать установленной графиком сменности продолжительности рабочей смены. Режим рабочего времени с разделением на части устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка предприятия (обособленного или структурного подразделения) по согласию работников.

1.9. Учет рабочего времени каждого работника осуществляется по табелю учета рабочего времени и утвержденному графику работы (сменности) в учетном периоде.

1.10. При значительном удалении места работы от места нахождения предприятия (обособленного или структурного подразделения), если не может быть обеспечена ежедневная доставка работника к месту работы и обратно, может применяться вахтовый метод организации труда.

1.11. Рабочее время и время отдыха работников военизированной охраны, учебных заведений, общественного питания, водителей автотранспортных средств, а также работников, которым установлен вахтовый метод организации работ, регламентировано соответствующими нормативными документами, утвержденными руководителем предприятия по согласованию с профсоюзным органом и правилами внутреннего трудового распорядка, принятыми на конференции (собрании) трудового коллектива предприятия, обособленного или структурного подразделения.

1.12. Вопросы рабочего времени и времени отдыха, не предусмотренные настоящими Особенностями, регулируются трудовым законодательством Донецкой Народной Республики.

ІІ. Начало и окончание работы

2.1. Началом работы считается время явки к постоянному месту работы, в час, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, а окончанием работы — время освобождения от работы.

В отдельных случаях начало и окончание работы могут назначаться вне места постоянной работы (постоянного пункта сбора), о чем работнику должно быть сообщено не позднее окончания предыдущего рабочего дня. В этом случае время следования от постоянного пункта сбора к месту работы и обратно (при расстоянии в одном направлении до трех километров при проходе и фактическом времени проезда на большее расстояние менее 36 минут) не считается рабочим временем.

Если работнику не было своевременно сообщено о предстоящем месте работы, находящемся на расстоянии до трех километров, или если расстояние от постоянного пункта сбора до места работы превышает три километра, или фактическое время проезда превышает 36 минут, то время следования от постоянного пункта сбора до места работы и обратно должно включаться в рабочее время из расчета 12 минут на один километр при проходе и по фактически затраченному времени при проезде.

Если время следования от постоянного пункта сбора до места выполнения работ и обратно происходит за пределами рабочей смены, установленной графиком работы, то время следования с учетом времени ожидания учитывается отдельно, оплачивается из расчета тарифной ставки (оклада) работника, но не учитывается во время подсчета сверхурочных часов.

2.2. Началом работы локомотивных и поездных бригад считается время явки к месту постоянной работы (основное или оборотное депо, линейный пункт, резерв, пункт подмены локомотивных бригад, пункт оборота локомотивов), по графику, наряду или вызову. Окончанием работы — момент оформления соответствующей технической документации (например — маршрута машиниста) после сдачи локомотива, поезда, состава или вагона в депо или пункте смены. В случае несостоявшейся поездки – время освобождения работника администрацией. Дополнительные явки локомотивных бригад, связанные с колебаниями объемов перевозок, назначаются не позднее, чем за 6 часов до начала работы.

2.3. Время, затраченное работниками локомотивных и поездных бригад на подготовительно-заключительные работы (предрейсовые и послерейсовые осмотры, прием и сдачу подвижного состава, инструктажи, оформление предрейсовой и послерейсовой документации, проход от места размещения к месту явки на смену или сдачу смены и т.п.) включается в рабочее время. Нормы времени на указанные операции и другие элементы подготовительно-заключительного времени устанавливаются руководством предприятия (обособленного или структурного подразделения) по согласованию с профсоюзным комитетом в соответствии с нормативными документами и технологическим процессом.

2.4. Для всех сменных работников и работников с разделением рабочего дня на части, время начала и окончания работы определяется графиком работы в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка.

2.5. Порядок явки на работу по окончанию отпуска, болезни, командировки работников с суммированным учетом рабочего времени, при предоставлении выходных дней по графику работы, должен определяться администрацией и профсоюзным комитетом и отражаться в правилах внутреннего трудового распорядка предприятия (обособленного или структурного подразделения).

2.6. На непрерывных сменных работах работникам не разрешается оставлять рабочее место, не дождавшись смены. Администрация принимает все зависящие от нее меры для быстрейшей смены работника. Порядок вызова в этом случае другого работника на работу определяется правилами внутреннего трудового распорядка. При этом сокращенный отдых должен быть не менее 12 часов и не допускается работа более двух ночей подряд.

ІІІ. Организация работы и учет рабочего времени локомотивных бригад и поездных бригад в пригородном сообщении

3.1. Работа локомотивных бригад и поездных бригад в пригородном сообщении организуется, как правило, по именным графикам или по безвызывной системе. В других случаях, а также в случаях корректировки графика, работа назначается по вызову. Способы вызова бригад устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка.

Бригады маневровых, вывозных и передаточных локомотивов не должны отправляться на другие станции, если перегон между станциями с учетом времени на сдачу локомотива превышает остаток рабочего времени до конца смены.

3.2. Предельно допустимое время нахождения локомотивных бригад на работе с момента явки (до отправления), при котором разрешается отправление бригад в поездку – 2 часа. В случае необходимости приказом дежурного по району время может быть увеличено до 3 часов.  При   превышении указанного времени (свыше 3 часов) явка локомотивной бригады отменяется приказом дежурного по району.

3.3. Время следования работников локомотивных и поездных бригад от места постоянной работы (пункта сбора) к пункту (станции), предназначенному для приема локомотива (поезда), а также время возвращения к месту постоянной работы после сдачи локомотива (поезда), если они не приняты на этих пунктах на постоянную работу, включается в рабочее время, а в продолжительность непрерывной работы не входит. Указанное время не учитывается при подсчете часов сверхурочной работы.

3.4. Продолжительность непрерывной работы локомотивных бригад устанавливается, как правило, 7 часов. В отдельных случаях ежегодно при разработке нового графика движения поездов руководством предприятия по согласованию с профсоюзной организацией, с согласия коллективов локомотивных бригад, может устанавливаться продолжительность непрерывной работы свыше 7 часов, но не более 12 часов. Работа с двойным пробегом локомотивных бригад с проездом мимо основного пункта (основное депо, пункт подмены локомотивных бригад по месту проживания), а также изменения режима работы в период действия графика вводятся таким же порядком. Продолжительность непрерывной работы устанавливается в графике движения поездов и вариантных графиках, которые разрабатываются в связи с предоставлением времени проведения ремонтных и ремонтно-монтажных работ, на протяжении которых останавливается движение поездов на перегоне, отдельных путях перегона или станции, изменяется порядок пропуска поездов или их расписание, в границах установленных плеч обслуживания во всех видах движения с учетом затрат рабочего времени, принятых к расчету при разработке норм выработки. Еженедельная продолжительность рабочего времени устанавливается 40 часов. Средняя продолжительность рабочего времени в расчете на каждые семь дней (неделя), учитывая сверхурочные часы работы, не должна превышать 46 часов, при этом общее количество сверхурочных часов работы за год не должно превышать 120 часов.

Продолжительность работы контролируется руководством предприятия и профсоюзными органами ежеквартально, в случае нарушений – принимаются меры по ее соблюдению.

3.5. Увеличение продолжительности непрерывной работы локомотивных бригад более установленной допускается при стихийных бедствиях и чрезвычайных обстоятельствах.

К стихийным бедствиям относятся: снеговые и песчаные заносы, обвалы и оползни, последствия ураганов, смерчей, бурь, ливневых дождей, наводнений и землетрясений, экологические катастрофы.

К чрезвычайным обстоятельствам относятся: боевые действия, катастрофы поездов, аварии, пожары, пропуск внеочередных восстановительных, пожарных поездов, снегоочистителей, локомотивов без вагонов, автомотрис и дрезин несъемного типа, предназначенных для восстановления нормального движения и для тушения пожаров, а также поездов, предназначенных для особых требований, очередность которых устанавливается при назначении.

В указанных случаях, увеличение продолжительности непрерывной работы локомотивных бригад производится приказом руководителя предприятия или его заместителем.

В других случаях для доведения поезда к станции смены бригады непрерывная продолжительность работы может быть увеличена по согласию локомотивной бригады приказом руководителя предприятия или его заместителем.

Во всех вышеперечисленных случаях непрерывная продолжительность работы локомотивных бригад не должна превышать 12 часов.

3.6. Продолжительность непрерывной работы локомотивных бригад пригородных поездов должна быть не более 10 часов. При работе с ночным отдыхом в пункте оборота суммарная продолжительность рабочего времени не должна превышать 12 часов, а непрерывная работа после отдыха 6 часов. Режим работы с большей продолжительностью устанавливается в порядке, предусмотренном пунктом 3.4 настоящих Особенностей.

3.7. Для локомотивных бригад не допускаются ночные поездки более двух ночей подряд. Ночными считаются поездки с работой, которая начинается или заканчивается в период с 22.00 до 6.00 часов по местному времени. Это требование не распространяется на локомотивные бригады, которые возвращаются из пункта оборота локомотивов или пункта подмены локомотивных бригад пассажирами.

IV. Особенности организации работы и учета рабочего времени сменных работников и работников с рабочим днем, разделенным на части (раздробленным)

4.1. При составлении графиков и режимов работы сменных работников и работников с разделенным на части рабочим днем руководствуются следующим:

1) типовые графики четырехсменного дежурства с двенадцатичасовой непрерывной продолжительностью работы и отдыха работников, работающих в условиях круглосуточного сменного дежурства (Приложение 1). Графики, составляемые на местах в соответствии с типовыми, согласовываются с профсоюзными комитетами;

2) графики работы и отдыха работников, работающих посменно (но не круглосуточно), а также работников с разделенным на части рабочим днем, составляются администрацией предприятия (обособленного или структурного подразделения) по согласованию с профсоюзным комитетом.

4.2. Для поездных диспетчеров и дежурных по железнодорожным станциям (станционным постам централизации), телеграфистов, телефонистов, которым установлена сокращенная продолжительность рабочего времени с предоставлением отдыха после дневного или ночного дежурства продолжительностью 48 часов с соблюдением месячной (квартальной) нормы рабочего времени, применяется график пятисменного дежурства с двенадцатичасовой непрерывной продолжительностью рабочей смены (Приложение 2).

По согласию с указанной категорией работников допускается применение четырехсменного графика с 12-часовой продолжительностью смены с предоставлением положенного отдыха равномерно на протяжении учетного периода.

4.3. Часы работы смены в последние сутки месяца, при работе в двух смежных сутках, учитываются пропорционально фактически отработанному времени в эти периоды.

V. Учет рабочего времени работников пассажирских, служебных, служебно-технических и специальных вагонов

5.1. Режим работы и отдыха проводников пассажирских, служебных, служебно-технических и специальных вагонов в рейсе регламентируется графиком работы и отдыха, разрабатываемым для каждого поезда с учетом местных условий на основании рекомендованных графиков работ.

Разработанные на местах с учетом мнения коллектива поездных бригад графики согласовываются с профсоюзным комитетом. В соответствии с графиком продолжительность непрерывной работы проводников пассажирских вагонов в рейсе должна быть не более 12 часов, а максимальная продолжительность работы за рабочие сутки — не более 16 часов.

VІ. Особенности учета рабочего времени работников путевого хозяйства

6.1. При проезде работников путевых машинных станций, центра механизации путевых работ, дистанций пути от постоянного места сбора, установленного правилами внутреннего трудового распорядка, к месту проведения работ и обратно, время, затраченное в дороге с учетом времени ожидания, за пределами рабочей смены, установленной графиком работы, учитывается отдельно, оплата проводится из расчета тарифной ставки или должностного оклада. При подсчете сверхурочных часов работы это время не учитывается.

6.2. Работникам, обслуживающим путевые и железнодорожно-строительные машины, в рабочее время включается: время непосредственной работы на машине, время на подготовку машины к работе, ожидание прицепки и отцепки от локомотива, ожидание отправления, следование по перегону, возвращение обратно на станцию отправления, маневры на станции и постановка в тупик, время проведения медицинских осмотров до и после поездки, время получения маршрутного листа, время инструктажа и технические занятия. Продолжительность рабочего дня при этом не может превышать 12 часов в сутки.

Время, затраченное на подготовку погрузки и разгрузки хоппер-дозаторов и думпкаров и приведение их в транспортное положение, а также технический осмотр, включается в рабочее время каждому работнику бригады в соответствии с графиком работы.

Графики дежурства и отдыха обслуживающего персонала при перемещении путевых и железнодорожно-строительных машин в нерабочем состоянии в составе поезда, отдельным локомотивом или самостоятельно (для самоходных машин), хопер-дозаторных и думпкарных маршрутов (вертушек) от станции погрузки до станции разгрузки и обратно на станцию отправления, разрабатываются и утверждаются администрацией предприятия, структурного или обособленного подразделения по согласованию с профсоюзным комитетом. В этих случаях учет рабочего времени проводится по фактическим затратам в соответствии с графиком дежурства.

Рабочее время специалистов, входящих в состав бригад путевых и железнодорожно-строительных машин, учитывается так же, как у рабочих, которые обслуживают эти машины.

6.3. Во время проведения ремонтных и ремонтно-монтажных работ, на протяжении которых останавливается движение поездов на перегоне, отдельных путях перегона или станции, изменяется порядок пропуска поездов или их расписание, когда по условиям производства не может сохраняться установленная ежедневная продолжительность рабочего времени для работников путевого хозяйства, устанавливается суммированный учет рабочего времени с учетным периодом – месяц, квартал, тура. Продолжительность рабочего дня при этом не может превышать 12 часов в сутки. Наличие графика сменности на учётный период обязательно.

VІІ. Общие особенности учета рабочего времени работников, обслуживающих (сопровождающих) подвижной состав, машины и механизмы

7.1. При смене бригад, в том числе проводников пассажирских, служебных, служебно-технических и специальных вагонов, обслуживающих подвижной состав, путевые и железнодорожно-строительные машины и механизмы вне места постоянной работы (депо приписки, участок обслуживания дистанции пути, путевой машинной станции и др.),  время проезда пассажиром для приема подвижного состава, а также время после сдачи и  возвращения в пункт постоянной работы учитывается в рабочее время из расчета 7 часов за каждые 24 часа нахождения в дороге. При нахождении в дороге менее суток — рабочее время определяется, исходя из указанной пропорции.

7.2. Проводникам по сопровождению локомотивов и пассажирских вагонов (кранов на железнодорожном ходу, путевых и железнодорожно-строительных машин) в нерабочем состоянии из депо, дистанций в другие депо, дистанции, а также на заводы и обратно рабочее время, затраченное на сопровождение и сдачу, учитывается по 12 часов за сутки, а время следования пассажиром – по 7 часов за календарные сутки. При этом для них должен устанавливаться суммированный учет рабочего времени.

При нахождении указанного подвижного состава в пути следования более 12 часов для сопровождения на каждую единицу (сцепку локомотивов, группу вагонов) назначается двое работников. При этом в рабочее время каждого учитывается половина затраченного времени.

При сопровождении локомотива в ремонт в действующем (горячем) состоянии в составе поезда (вторым локомотивом), рабочее время каждого члена локомотивной бригады отмечается в маршруте машиниста и не должно превышать 12 часов за сутки.

7.3. Время нахождения бригад на заводах для сдачи и приемки подвижного состава учитывается в рабочее время в соответствии с условиями организации труда на этих предприятиях (обособленного или структурного подразделения), с правилами внутреннего трудового распорядка.

VIII. Организация работы и учет рабочего времени работников восстановительных поездов

8.1. Для работников личного состава восстановительных поездов применяется суммированный учет рабочего времени.

8.2. При выезде восстановительного поезда на ликвидацию последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий в рабочее время работникам поезда учитываются все часы с момента выезда на место работ до момента возвращения к месту дислокации поезда.

При выполнении работ по уборке подвижного состава на протяжении длительного периода после открытия движения работникам должны предоставляться перерывы для отдыха в вагонах восстановительного поезда.

Указанные перерывы в рабочее время не учитываются.

8.3. При выездах восстановительных поездов для выполнения подрядно-договорных и других хозяйственных работ рабочее время работникам, в том числе в пути следования, учитывается на общих основаниях по фактическим затратам.

8.4. При отсутствии работы руководитель имеет право привлекать работников восстановительных поездов по их согласию к выполнению других работ, не связанных с основной работой.

IХ. Особенности учета рабочего времени работников с ненормированным рабочим днем и работников, которые обслуживают служебные и специальные вагоны

9.1. Ненормированный рабочий день – особый режим рабочего времени, устанавливаемый для определенной категории работников в случае невозможности нормирования времени трудового процесса и необходимостью периодического выполнения служебных заданий сверх установленного рабочего времени. Такая работа свыше нормальной продолжительности не считается сверхурочной.

9.2. Рабочее время работников с ненормированным рабочим днем учитывается в днях, за исключением начальников поездов и поездных электромехаников, обслуживающих пассажирские поезда и не несущих сменного дежурства. Рабочее время указанных работников учитывается так же, как у большинства проводников пассажирских вагонов, исходя из расчета по нормативам обслуживания пассажирских вагонов для каждого поезда с учетом времени года.

При нахождении в поездке (рейсе) они регулируют рабочее время и время отдыха на свое усмотрение, согласно условиям работы.

9.3. Для работников, работающих в вагонах специального назначения, рекомендуется вводить суммированный учет рабочего времени.

В поездке их работа не должна превышать 12 часов в сутки, а при работе по месту приписки вагона — 7 часов при шестидневной рабочей неделе.

Х. Порядок предоставления отдыха

10.1. Работникам локомотивных бригад еженедельные дни отдыха предоставляются в любой день недели равномерно в течение месяца путем добавления 24 часов к расчетному отдыху, причитающемуся после последней поездки в рабочей неделе. Продолжительность еженедельного отдыха не может сокращаться до 42 часов (если по расчету она выходит больше). Дни отдыха отмечаются в графиках работы (нарядах). Порядок оповещения работников локомотивных бригад о предоставлении еженедельных дней отдыха определяется Правилами внутреннего трудового распорядка Эти дни отдыха предоставляются только в пункте постоянной работы.

Работникам, работающим на круглосуточных непрерывных работах, а также на других сменных работах с суммированным учетом рабочего времени, еженедельные дни отдыха предусматриваются графиком сменности.

10.2. Число еженедельных дней отдыха должно быть не менее числа воскресных дней по календарю в учетном периоде.

10.3. Предоставление еженедельных дней отдыха в суммированном виде, как исключение, допускается:

1) в случае согласия работников локомотивных бригад, обслуживающих грузовые и пассажирские поезда — за период не более чем за две рабочие недели. При этом продолжительность удвоенного отдыха определяется добавлением 24 часов к выходному дню, определенному расчетом, указанным в пункте 10.1. настоящих Особенностей;

2) для поездных работников пассажирских поездов дальнего следования и беспересадочных вагонов — за период не более чем за две недели, а при потурном учете — за все время туры, если она и продолжается больше месяца;

3) проводникам служебных и специальных вагонов (контрольно-измерительные и выправительно-исследовательские вагоны, вагоны технической пропаганды и др.) и работникам, постоянная работа которых протекает в пути — за период не более месяца, а при продолжительности поездки более месяца — за время поездки.

10.4. Работникам локомотивных бригад в основном пункте (основное депо, пункт смены локомотивных бригад по месту жительства членов бригады и т.п.) отдых предоставляется после каждой поездки в оба конца.

Продолжительность этого отдыха определяется следующим образом: число часов за поездку в оба конца умножается на коэффициент 2,6 и из полученного произведение вычитаются часы отдыха в пункте оборота локомотивных бригад за время поездки.

Примечание: коэффициент 2,6 образуется путем деления недельной нормы часов отдыха в рабочие дни на недельную норму часов рабочего времени

В отдельных случаях допускается уменьшение продолжительности отдыха в месте постоянной работы, но не более чем на ¼ полагающегося отдыха с соответствующим увеличением отдыха после последующих поездок в учетном периоде.

Если расчетный или уменьшенный на ¼ отдых получается меньше 16 часов, то предоставляется отдых не менее 16 часов (для бригад пригородных поездов — 12 часов). При этом после двух ночных поездок подряд не допускается предоставление сокращенного отдыха.

Например:

1. Рабочее время локомотивной бригады в грузовом движении за поездку 20 часов, отдых в пункте подмены 10 часов.

Расчетный отдых 20х2,6-10=42 часа.

Минимально допустимый, уменьшенный на ¼ отдых будет составлять 42х3:4=31,5 часа.

2. Рабочее время за поездку 8 часов, отдых в пункте подмены локомотивных бригад 4 часа.

Расчетный отдых 8х2,6-4=17 часов.

Уменьшенный на ¼ отдых будет представлять 17х3:4=14 часов.

Отдых, который предоставляется в этом случае, должен быть не менее 16 часов.

В отдельных случаях, когда расчетный отдых составляет менее 16 часов, допускается, в порядке исключения, в случае согласия коллективов локомотивных бригад, обслуживающих грузовое и пассажирское движение, предоставление минимального отдыха между поездками по месту жительства 12 часов.

10.5. При обслуживании локомотивными бригадами пассажирских пригородных поездов с продолжительностью работы до конечного пункта следования до четырех часов применяется следующий порядок организации отдыха:

1) непрерывный отдых между сменами в основном пункте предоставляется в соответствии с графиком работы продолжительностью, определенной порядком, установленным пунктом 10.4. настоящего Положения;

2) при многократном обороте пригородного поезда на протяжении смены локомотивным бригадам может предоставляться перерыв для отдыха и питания в пункте оборота или конечной станции следования поезда, а также в основном пункте (он рассматривается в этом случае как пункт оборота). При этом, перерыв может быть меньше половины времени, затраченного при выполнении предыдущей работы, но не менее одного часа. Отдых должен предоставляться в специальных помещениях, оборудованных для дневного отдыха (для отдыха и приема пищи).

10.6. Кроме отдыха в основном пункте, работникам локомотивных бригад предоставляется отдых в пункте оборота (подмены), если время непрерывной работы в оба конца не укладывается в установленную непрерывную продолжительность работы. Продолжительность такого отдыха (не более одного за поездку) должна быть не менее половины времени, затраченного на выполнение предыдущей работы и, как правило, не должна превышать времени работы с момента явки в основном пункте до сдачи локомотива в пункте оборота.

Минимальное сокращенное время отдыха в пунктах оборота может устанавливаться в случае согласия коллектива локомотивных бригад, но не менее 3 часов.

Начальниками локомотивных депо с согласия коллективов локомотивных бригад может увеличиваться минимальная продолжительность отдыха в пунктах оборота (подмены).

Время отдыха локомотивных бригад в пунктах оборота (подмены) свыше половины времени, затраченного на выполнение предыдущей работы, и во всех случаях более 6 часов, считается рабочим временем, которое в непрерывную продолжительность рабочего времени локомотивных бригад не включается и при подсчете сверхурочных часов не учитывается.

10.7. Допускается возвращение в основной пункт недействующих локомотивных бригад без предоставления отдыха в пункте освобождения их от работы.

Если локомотивная бригада направлялась в пункт оборота локомотивов или подмены локомотивных бригад пассажиром, то в случае ее согласия она может быть отправлена в поездку без отдыха.

10.8. Общее время полагающегося отдыха в основном пункте для работников с потурным учетом рабочего времени и тех, постоянная работа которых протекает в пути, определяется путем умножения числа часов, отработанных за поездку, на коэффициент 2,6 за вычетом часов отдыха в пути, и прибавлением приходящихся по календарю воскресных и праздничных дней за поездку, туру. При этом еженедельные дни отдыха за время поездки предоставляются в суммированном виде сразу после поездки.

Отдых предоставляется, как правило, после каждой поездки полностью.  В отдельных случаях допускается предоставление проводникам пассажирских вагонов полагающегося отдыха после обслуживания состава на протяжении 2-5 рейсов общей продолжительностью не более 15 суток, которые рассматриваются в этом случае как одна поездка. Перечень поездов, обслуживаемых одной бригадой на протяжении нескольких рейсов, устанавливается руководством предприятия (обособленного или структурного подразделения) и профсоюзным комитетом в случае согласия коллектива проводников.

В исключительных случаях, когда отдых после данной поездки не мог быть предоставлен полностью, неиспользованное количество часов отдыха за данную поездку может быть присоединено к причитающемуся количеству часов отдыха за следующие 1-2 поездки (туры). Положенный отдых может быть уменьшен не более, чем на 1/4 от полагающегося по норме. Сверхурочные часы при этом не учитываются.

Если на протяжении 1-2 следующих поездок (тур) неиспользованная часть отдыха за предыдущую поездку (туру) не будет предоставлена полностью, эквивалентное количество рабочих часов учитывается и оплачивается как сверхурочная работа. Часы работы в праздничные и не предоставленные выходные дни, оплаченные в двойном размере, дополнительной оплате как сверхурочное время не подлежат.

10.9. Если продолжительность отдыха локомотивных бригад и других работников, постоянная работа которых протекает в пути, превысила установленную нормальную продолжительность, то допускается соответствующее уменьшение времени отдыха после следующих поездок в данном учетном периоде. При этом продолжительность отдыха не может быть уменьшена более чем на 1/4 нормальной продолжительности.

10.10. Кроме отдыха в основном пункте, работникам, постоянная работа которых протекает в пути, предоставляется отдых во время поездки. Продолжительность этого отдыха должна соответствовать графику работы и отдыха, утвержденному для этого поезда (вагона), но не менее половины времени предыдущей работы.

10.11. Поездным электромеханикам и начальникам пассажирских поездов в основном пункте предоставляется отдых такой же продолжительности, как и проводникам, обслуживающим тот же поезд.

Директор Департамента железнодорожного транспорта
А.Ю. Ботнарев
В данный документ изменений не вносилось.