Вид документа: Закон
Государственный информационно-правовой фонд: Нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики
Наименование правотворческого органа: Народный Совет Донецкой Народной Республики
Дата документа: 29.12.2017
Номер документа: 207-IHC
Заголовок документа: О выборах депутатов Народного Совета Донецкой Народной Республики
Действие документа: Действующий
Классификатор: 010.080.020 - Выборы. Избирательная система, 010.100.000 - Народный Совет Донецкой Народной Республики, 010.180.020 - Статус депутата Народного Совета Донецкой Народной Республики
Информация об опубликовании:
Официальный сайт Народного Совета Донецкой Народной Республики http://dnrsovet.su, 11.01.2018
Дополнительные сведения:
Количество страниц:
Народный Совет
Донецкой Народной Республики
Закон
Принят Постановлением Народного Совета 29 декабря 2017 года
(в ред. Закона от 05.04.2019 № 27-IIHC)
Статья 1. Основные принципы проведения выборов депутатов Народного Совета Донецкой Народной Республики
1. Депутаты Народного Совета Донецкой Народной Республики (далее – депутаты Народного Совета) избираются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие в выборах является свободным и добровольным.
2. В соответствии с Конституцией Донецкой Народной Республики Народный Совет Донецкой Народной Республики избирается сроком на пять лет в количестве 100 депутатов.
3. Выборы депутатов Народного Совета нового созыва назначаются Народным Советом Донецкой Народной Республики путем принятия постановления.
4. Выборы депутатов Народного Совета проводятся по республиканскому избирательному округу, включающему в себя всю территорию Донецкой Народной Республики, пропорционально числу голосов, поданных за республиканские списки кандидатов в депутаты Народного Совета. Избиратели, находящиеся за пределами Донецкой Народной Республики, приписываются к республиканскому избирательному округу.
5. Подготовка и проведение выборов депутатов Народного Совета, обеспечение реализации и защиты избирательных прав граждан, а также контроль за соблюдением указанных прав возлагается на Центральную избирательную комиссию Донецкой Народной Республики и участковые избирательные комиссии, образованные в соответствии с настоящим Законом.
Статья 2. Избирательные права граждан на выборах депутатов Народного Совета
1. Граждане, постоянно проживающие на территории Донецкой Народной Республики и достигшие на день голосования на выборах возраста восемнадцати лет, имеют право избирать депутатов Народного Совета, участвовать в выдвижении республиканских списков кандидатов, предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов и работой избирательных комиссий, а также участвовать в других избирательных действиях.
2. Депутатом Народного Совета может быть избран гражданин Донецкой Народной Республики, постоянно проживающий на территории Донецкой Народной Республики на протяжении последних пяти лет перед днем выборов и достигший на день голосования возраста 21 года.
Не имеет права избирать и быть избранным депутатом Народного Совета гражданин, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.
Статья 3. Виды выборов депутатов Народного Совета
1. Выборы депутатов Народного Совета могут быть очередными, внеочередными.
2. Очередные выборы депутатов Народного Совета проводятся в связи с окончанием конституционного срока полномочий депутатов Народного Совета.
3. Внеочередные выборы депутатов Народного Совета проводятся в связи с досрочным прекращением полномочий депутатов Народного Совета.
Статья 4. Сроки назначения и проведения выборов
1. Очередные выборы депутатов Народного Совета проходят в первое воскресенье ноября пятого года полномочий Народного Совета Донецкой Народной Республики.
2. Народный Совет Донецкой Народной Республики очередные выборы назначает не позднее чем за 60 дней до дня выборов.
3. Народный Совет Донецкой Народной Республики назначает внеочередные выборы не позднее чем за 50 дней до дня выборов.
Статья 5. Избирательные участки и списки избирателей
1. Голосование избирателей и подсчет голосов избирателей на выборах депутатов Народного Совета проводятся на избирательных участках, которые образуются Центральной избирательной комиссией Донецкой Народной Республики.
2. Избирательные участки должны быть примерно равны по числу избирателей.
3. Для избирателей, которые на день голосования на выборах депутатов Народного Совета будут находиться за пределами территории Донецкой Народной Республики, образуются зарубежные избирательные участки.
4. Порядок и сроки образования избирательных участков определяются Центральной избирательной комиссией Донецкой Народной Республики.
5. Списки избирательных участков с указанием их номеров, границ и наименований входящих в них населенных пунктов, мест нахождения участковых избирательных комиссий, а также адресов помещений для голосования доводятся до сведения избирателей избирательными комиссиями.
6. Порядок составления списков избирателей, внесение в них изменений и уточнений, а также порядок ознакомления с ними граждан устанавливается Центральной избирательной комиссией Донецкой Народной Республики.
Статья 6. Формирование избирательных комиссий и их полномочия
1. Центральная избирательная комиссия Донецкой Народной Республики формируется в количестве 10 членов с правом решающего голоса. При формировании состава Центральной избирательной комиссии Донецкой Народной Республики половина ее состава назначается Народным Советом Донецкой Народной Республики, другая половина – Главой Донецкой Народной Республики.
2. Члены Центральной избирательной комиссии Донецкой Народной Республики избирают из своего состава Председателя Центральной избирательной комиссии Донецкой Народной Республики, кандидатура которого представляется Главой Донецкой Народной Республики, заместителя председателя и секретаря Центральной избирательной комиссии Донецкой Народной Республики.
3. Решения Центральной избирательной комиссии Донецкой Народной Республики принимаются большинством голосов. В случае равного разделения голосов голос Председателя Центральной избирательной комиссии Донецкой Народной Республики является решающим.
4. Центральная избирательная комиссия Донецкой Народной Республики при подготовке и проведении выборов депутатов Народного Совета:
1) организует подготовку и проведение выборов, осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан;
2) формирует участковые избирательные комиссии и руководит их деятельностью;
3) образует избирательные участки;
4) определяет порядок составления списков избирателей;
5) информирует избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, ходе избирательной кампании и кандидатах;
6) осуществляет регистрацию республиканских списков кандидатов;
7) осуществляет регистрацию уполномоченных представителей и (или) доверенных лиц общественных организаций (движений), выдвинувших республиканские списки кандидатов;
8) распределяет средства, выделенные из бюджета Донецкой Народной Республики на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, осуществляет контроль за целевым использованием указанных средств;
9) утверждает в пределах своей компетенции формы документов, связанных с подготовкой и проведением выборов;
10) утверждает текст избирательного бюллетеня для голосования на выборах, обеспечивает изготовление и передачу избирательных бюллетеней в участковые избирательные комиссии;
11) определяет результаты выборов депутатов Народного Совета и осуществляет их обнародование;
12) составляет список кандидатов, избранных депутатами Народного Совета, и передает его вместе с необходимыми документами в Народный Совет Донецкой Народной Республики;
13) рассматривает в пределах своей компетенции жалобы (заявления), связанные с подготовкой и проведением выборов, и принимает по ним мотивированные решения;
14) принимает инструкции и нормативные правовые акты по вопросам применения настоящего Закона;
15) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом.
5. Порядок формирования участковых избирательных комиссий и число членов этих комиссий с правом решающего голоса определяются Центральной избирательной комиссией Донецкой Народной Республики.
6. Участковые избирательные комиссии при подготовке и проведении выборов депутатов Народного Совета:
1) осуществляют на соответствующей территории контроль за подготовкой и проведением выборов, соблюдением избирательных прав граждан;
2) составляют списки избирателей по каждому избирательному участку;
3) информируют на соответствующей территории избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, ходе избирательной кампании и кандидатах;
4) организуют на избирательном участке голосование в день голосования;
5) проводят подсчет голосов избирателей, устанавливают итоги голосования на соответствующих избирательных участках и передают протоколы голосования в Центральную избирательную комиссию Донецкой Народной Республики;
6) осуществляют иные полномочия в соответствии с настоящим Законом.
7. Решения Центральной избирательной комиссии Донецкой Народной Республики, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для участковых избирательных комиссий.
8. Порядок деятельности избирательных комиссий определяется Центральной избирательной комиссией Донецкой Народной Республики с учетом требований настоящего Закона.
9. Членами избирательных комиссий с правом решающего голоса не могут быть кандидаты, включенные в республиканские списки кандидатов, уполномоченные представители и (или) доверенные лица общественных организаций (движений), выдвинувших указанные списки, граждане, не достигшие возраста 18 лет, а также признанные решением суда недееспособными.
(статья 6 в ред. Закона от 05.04.2019 № 27-IIHC)
Статья 7. Гласность в деятельности избирательных комиссий
1. На заседаниях избирательных комиссий, а также при подсчете участковыми избирательными комиссиями голосов избирателей, осуществлении ими работы со списками избирателей, с избирательными бюллетенями, протоколами об итогах голосования вправе присутствовать члены Центральной избирательной комиссии Донецкой Народной Республики, уполномоченные представители и доверенные лица общественных организаций (движений), выдвинувших республиканские списки кандидатов, кандидаты из этих списков. На заседаниях избирательных комиссий и при осуществлении ими работы с указанными документами, а также при подсчете голосов избирателей вправе присутствовать представители средств массовой информации.
2. Решения избирательных комиссий, непосредственно связанные с подготовкой и проведением выборов депутатов Народного Совета, публикуются в средствах массовой информации или иным путем доводятся до сведения избирателей.
3. В день голосования на избирательных участках вправе присутствовать лица, указанные в части 1 настоящей статьи, а также официальные наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели.
4. В избирательном процессе могут принимать участие официальные наблюдатели от общественных организаций, которые зарегистрировали республиканские списки кандидатов.
5. Официальные наблюдатели регистрируются Центральной избирательной комиссией. Порядок регистрации и деятельности официальных наблюдателей устанавливается Центральной избирательной комиссией.
6. Полномочия официальных наблюдателей начинаются со дня, следующего за днем их регистрации Центральной избирательной комиссией, и прекращаются после установления Центральной избирательной комиссией результатов голосования.
7. Центральная избирательная комиссия может досрочно прекратить полномочия официального наблюдателя в случае установления нарушения им настоящего Закона.
8. Официальные наблюдатели вправе:
1) знакомиться со списками избирателей;
2) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования;
3) наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней избирателям;
4) наблюдать за подсчетом голосов избирателей на соответствующем избирательном участке, составлением протокола об итогах голосования и иных документов, а также знакомиться с указанным протоколом;
5) обжаловать действия (бездействие) участковой избирательной комиссии в Центральную избирательную комиссию Донецкой Народной Республики.
9. Официальный наблюдатель не вправе:
1) выдавать избирателям избирательные бюллетени;
2) расписываться за избирателя в получении избирательного бюллетеня;
3) заполнять за избирателя избирательный бюллетень;
4) предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;
5) принимать непосредственное участие в проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса подсчете избирательных бюллетеней;
6) совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии;
7) проводить агитацию среди избирателей; участвовать в принятии решений избирательной комиссией.
10. Представители средств массовой информации вправе:
1) присутствовать на заседаниях избирательных комиссий;
2) знакомиться с протоколом участковой избирательной комиссии об итогах голосования;
3) присутствовать на агитационных мероприятиях, освещать их проведение;
4) находиться в помещении для голосования в день голосования, производить фото- и видеосъемку.
11. Иностранные (международные) наблюдатели аккредитуются Центральной избирательной комиссией Донецкой Народной Республики.
Статья 8. Выдвижение республиканских списков кандидатов
1. Республиканские списки кандидатов могут выдвигаться общественными организациями (движениями), зарегистрированными в качестве участников избирательной кампании по выборам депутатов Народного Совета, органом, уполномоченным на то Правительством Донецкой Народной Республики. Порядок и сроки регистрации общественных организаций (движений), которые намерены выдвинуть указанные списки, определяются Центральной избирательной комиссией Донецкой Народной Республики.
2. Решение о выдвижении республиканского списка кандидатов принимается общественной организацией (общественным движением) в соответствии с ее (его) уставом или иным учредительным документом.
3. Общественная организация (общественное движение) вправе включать в республиканский список кандидатов лиц, не являющихся членами или участниками общественных организаций (движений).
4. При совмещении выборов депутатов Народного Совета и Главы Донецкой Народной Республики в республиканский список кандидатов может быть включен и возглавлять его кандидат на должность Главы Донецкой Народной Республики.
5. Кандидат может быть включен только в один республиканский список кандидатов.
6. В республиканском списке кандидатов указываются фамилия, имя и отчество каждого кандидата, дата и место его рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность кандидата, наименование выдавшего его органа, а также род занятий кандидата. По желанию кандидата в республиканском списке кандидатов указываются принадлежность кандидата к выдвинувшей его общественной организации (выдвинувшему его общественному движению) либо к иной общественной организации (иному общественному движению).
7. Республиканский список кандидатов заверяется подписью лица, уполномоченного на то уставом или иным учредительным документом общественной организации (общественного движения), и печатью общественной организации (общественного движения).
8. Состав республиканского списка кандидатов, общее число включаемых в него кандидатов и порядок их размещения в списке определяются общественной организацией (общественным движением).
9. Общественная организация (общественное движение), выдвинувшая (выдвинувшее) республиканский список кандидатов, вправе назначить уполномоченных представителей и (или) доверенных лиц, которые представляют общественную организацию (общественное движение) по всем вопросам, связанным с ее (его) участием в выборах депутатов Народного Совета.
Статья 9. Сбор подписей избирателей
1. В поддержку выдвижения республиканского списка кандидатов общественная организация (общественное движение), выдвинувшая (выдвинувшее) указанный список, должна (должно) собрать не менее 0,5 процента подписей от числа избирателей, зарегистрированных на территории республиканского избирательного округа, пропорционально в каждом городе, районе Республики.
2. Подписи избирателей вносятся в подписные листы, которые изготавливаются по форме, утверждаемой Центральной избирательной комиссией Донецкой Народной Республики.
3. Участие членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей избирателей не допускается. Запрещается в процессе сбора подписей избирателей принуждать избирателей ставить свои подписи и вознаграждать их за это в любой форме. Подписи, собранные с нарушением указанных положений, являются недействительными.
4. Избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя и отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования – дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию и номер паспорта или иного документа, удостоверяющего личность избирателя. Избиратель вправе ставить подпись в поддержку выдвижения разных республиканских списков кандидатов, но только один раз в поддержку выдвижения одного и того же республиканского списка кандидатов.
5. Каждый подписной лист с подписями избирателей заверяется подписью уполномоченного представителя или доверенного лица соответствующей общественной организации (соответствующего общественного движения). При заверении подписного листа уполномоченный представитель или доверенное лицо общественной организации (соответствующего общественного движения) указывает свою фамилию, имя и отчество, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего его личность, наименование органа, выдавшего паспорт или иной документ, ставит свою подпись и дату ее внесения.
6. После окончания сбора подписей избирателей уполномоченные представители или доверенные лица общественной организации (общественного движения) подсчитывают количество собранных подписей и составляют протокол об итогах их сбора.
7. Период сбора подписей избирателей определяется Центральной избирательной комиссией Донецкой Народной Республики.
Статья 10. Представление республиканских списков кандидатов для регистрации
1. Республиканские списки кандидатов представляются в Центральную избирательную комиссию Донецкой Народной Республики для регистрации. Республиканские списки кандидатов вправе представлять уполномоченные представители или доверенные лица общественных организаций (движений), выдвинувших указанные списки.
2. Вместе с республиканским списком кандидатов представляются:
1) решение общественной организации (общественного движения) о выдвижении республиканского списка кандидатов;
2) копия устава или иного учредительного документа общественной организации (общественного движения), содержащего порядок выдвижения республиканского списка кандидатов;
3) список уполномоченных представителей и (или) доверенных лиц общественной организации (общественного движения), с указанием фамилии, имени и отчества, даты и места рождения, адреса места жительства, серии, номера и даты выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, наименование выдавшего его органа в отношении каждого уполномоченного представителя и (или) доверенного лица, заверенный руководителем общественной организации (общественного движения) или уполномоченным на то лицом;
4) заявление каждого кандидата, включенного в республиканский список кандидатов, о его согласии баллотироваться в составе этого списка, с обязательством в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата Народного Совета. В заявлении указываются фамилия, имя и отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта гражданина Донецкой Народной Республики, удостоверяющего личность кандидата, наименование органа, выдавшего паспорт, а также род занятий кандидата. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к выдвинувшей его общественной организации (выдвинувшему его общественному движению) либо к иной общественной организации (иному общественному движению);
5) подписные листы с подписями избирателей, оформленные в соответствии с требованиями настоящего Закона. Количество представляемых подписей избирателей не может превышать необходимое для поддержки выдвижения республиканского списка кандидатов количество подписей избирателей, предусмотренное частью 1 статьи 9 настоящего Закона, более чем на 5 процентов;
6) протокол об итогах сбора подписей избирателей;
7) по установленной Центральной избирательной комиссией Донецкой Народной Республики форме сведения:
о размере и об источниках доходов кандидата, его супруги (супруга) и детей за три года, предшествующих году назначения выборов;
об имуществе, принадлежащем кандидату, его супруге (супругу) и детям на праве собственности, а также о расположенном за пределами территории Донецкой Народной Республики недвижимом имуществе, находящемся в собственности, владении или пользовании кандидата, его супруги (супруга), детей, об источнике получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество;
о счетах (вкладах), наличных денежных средствах и ценностях в банках, в том числе расположенных за пределами территории Донецкой Народной Республики, ценных бумагах, иностранных финансовых инструментах, обязательствах имущественного характера кандидата, его супруги (супруга) и детей;
сведения о расходах кандидата, его супруги (супруга) и детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.
3. Вместе с документами, указанными в части 2 настоящей статьи, уполномоченный представитель или доверенное лицо общественной организации (общественного движения) представляет копии документов, подтверждающих сведения о кандидатах, включенных в соответствующий республиканский список кандидатов, уполномоченных представителях и (или) доверенных лицах общественной организации (общественного движения).
4. При приеме документов и подписных листов для регистрации республиканского списка кандидатов Центральная избирательная комиссия Донецкой Народной Республики выдает уполномоченному представителю или доверенному лицу общественной организации (общественного движения) документ, подтверждающий их прием, с указанием количества принятых подписных листов и заявленного количества подписей избирателей.
5. Сроки представления предусмотренных настоящей статьей документов и подписных листов для регистрации республиканских списков кандидатов определяются Центральной избирательной комиссией Донецкой Народной Республики.
Статья 11. Регистрация республиканских списков кандидатов
1. Регистрация республиканских списков кандидатов осуществляется по результатам проверки представленных в Центральную избирательную комиссию Донецкой Народной Республики документов и подписных листов.
2. Центральная избирательная комиссия Донецкой Народной Республики в установленном ею порядке проверяет полноту и достоверность сведений о кандидатах, включенных в республиканские списки кандидатов, соблюдение общественными организациями (движениями) требований настоящего Закона при выдвижении республиканских списков кандидатов, к сбору подписей избирателей и оформлению подписных листов, а также достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах. К проверке могут привлекаться члены избирательных комиссий, эксперты, специалисты и другие лица. В целях проверки полноты и достоверности сведений о кандидатах и иных сведений, представленных для регистрации республиканских списков кандидатов, Центральная избирательная комиссия Донецкой Народной Республики вправе обращаться в органы государственной власти Донецкой Народной Республики, иные органы, а также в организации, которые обязаны в течение 3 рабочих дней сообщить о результатах проверки.
3. При проведении проверки подписных листов проверке подлежат все содержащиеся в них подписи избирателей и соответствующие им сведения об избирателях. Процедура проверки подписей избирателей определяется Центральной избирательной комиссией Донецкой Народной Республики.
4. По результатам проверки подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.
5. Недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом.
6. Если при проверке подписей избирателей обнаруживается несколько подписей одного и того же избирателя в поддержку выдвижения одного и того же республиканского списка кандидатов, достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи считаются недействительными.
7. Недействительными признаются:
1) подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом на выборах депутатов Народного Совета;
2) подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности, либо не указавших в нем необходимые в соответствии с настоящим Законом сведения;
3) подписи избирателей в подписном листе, не заверенном в соответствии с настоящим Законом.
8. Специально оговоренные избирателем или лицом, заверяющим подписной лист, исправления и помарки, внесенные или сделанные при составлении подписного листа, не могут служить основанием для признания подписи недействительной, если не установлены ее недостоверность и (или) недействительность.
9. Для регистрации республиканского списка кандидатов необходимо наличие в подписных листах после их проверки не менее 0,5 процента достоверных подписей от числа избирателей, зарегистрированных на территории республиканского избирательного округа, пропорционально в каждом городе, районе Донецкой Народной Республики. Если количества достоверных подписей недостаточно для регистрации, республиканский список кандидатов не регистрируется.
10. По результатам проверки документов и подписных листов, представленных для регистрации республиканского списка кандидатов, Центральная избирательная комиссия Донецкой Народной Республики на своем заседании принимает решение о регистрации списка либо об отказе в его регистрации с указанием оснований отказа.
11. Основаниями отказа в регистрации республиканского списка кандидатов являются:
1) нарушение требований Закона при выдвижении республиканского списка кандидатов, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 8 настоящего Закона;
2) отсутствие на день, предшествующий дню заседания Центральной избирательной комиссии Донецкой Народной Республики, на котором рассматривается вопрос о регистрации республиканского списка кандидатов, документов, необходимых для его регистрации;
3) отсутствие необходимого для регистрации республиканского списка кандидатов количества достоверных подписей избирателей, предусмотренного частью 9 настоящей статьи;
4) отказ кандидата в предоставлении, не предоставление, предоставление неполных либо недостоверных сведений о кандидате, в том числе сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера кандидата, его супруги (супруга) и детей.
12. Отказ в регистрации республиканского списка кандидатов может быть обжалован общественной организацией (общественным движением) в Центральную избирательную комиссию Донецкой Народной Республики.
13. Центральная избирательная комиссия Донецкой Народной Республики исключает кандидата из республиканского списка кандидатов в случае:
1) отсутствия у него пассивного избирательного права на выборах депутатов Народного Совета;
2) наличия факта регистрации кандидата в другом республиканском списке кандидатов;
3) отсутствия на день, предшествующий дню заседания Центральной избирательной комиссии Донецкой Народной Республики, на котором рассматривается вопрос о регистрации республиканского списка кандидатов, заявления кандидата о его согласии баллотироваться в составе этого списка или сведений о кандидате, необходимых для его регистрации в составе списка.
14. Сроки проведения предусмотренных настоящей статьей проверок и принятых по их результатам решений определяются Центральной избирательной комиссией Донецкой Народной Республики.
15. Центральная избирательная комиссия Донецкой Народной Республики в установленном ею порядке и объеме публикует или иным путем доводит до сведения избирателей информацию о зарегистрированных республиканских списках кандидатов и включенных в них кандидатах.
16. Регистрация республиканского списка кандидатов может быть отменена Центральной избирательной комиссией Донецкой Народной Республики в случае:
1) отзыва республиканского списка кандидатов выдвинувшей его общественной организацией (выдвинувшим его общественным движением);
2) вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации республиканского списка кандидатов. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации республиканского списка кандидатов, но не были и не могли быть известны Центральной избирательной комиссии Донецкой Народной Республики, зарегистрировавшей список кандидатов;
3) неоднократного нарушения общественной организацией (общественным движением), выдвинувшей (выдвинувшим) республиканский список кандидатов, настоящего Закона и принятых в соответствии с ним актов Центральной избирательной комиссии Донецкой Народной Республики.
Статья 12. Предвыборная агитация
1. Граждане и общественные организации (движения) вправе проводить агитацию.
2. Под предвыборной агитацией понимается деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей голосовать за республиканский список кандидатов (республиканские списки кандидатов) или против него (них), за кандидатов, включенных в республиканский список кандидатов, или против них.
3. Предвыборная агитация может проводиться:
1) на телевизионных и радиоканалах, в периодических печатных изданиях и в сети Интернет;
2) посредством проведения агитационных публичных мероприятий;
3) посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;
4. Общественные организации (движения), выдвинувшие республиканские списки кандидатов, вправе самостоятельно определять содержание, формы и методы своей предвыборной агитации, самостоятельно проводить ее, а также привлекать к проведению предвыборной агитации иных лиц.
5. В период проведения выборов депутатов Народного Совета предвыборной агитацией признаются:
1) призывы голосовать за республиканский список кандидатов (республиканские списки кандидатов) или против него (них);
2) выражение предпочтения какой-либо общественной организации (какому-либо общественному движению), выдвинувшей (выдвинувшему) республиканский список кандидатов, в частности указание на то, за какую общественную организацию (какое общественное движение), какой республиканский список кандидатов будет голосовать избиратель;
3) описание возможных последствий в случае допуска того или иного республиканского списка кандидатов к распределению депутатских мандатов, избрания того или иного кандидата, включенного в указанный список.
6. Запрещается проводить предвыборную агитацию:
1) органам государственной власти;
2) избирательным комиссиям и членам избирательных комиссий с правом решающего голоса;
3) международным организациям и международным общественным движениям.
7. Агитационный период начинается на следующий день после регистрации списка кандидатов в депутаты Народного Совета и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования.
8. Жалобы (заявления), связанные с проведением предвыборной агитации, рассматриваются Центральной избирательной комиссией Донецкой Народной Республики в установленном ею порядке.
Статья 13. Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов депутатов Народного Совета
1. Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов депутатов Народного Совета, производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из республиканского бюджета.
2. Главным распорядителем средств, выделенных на подготовку и проведение выборов депутатов Народного Совета, является Центральная избирательная комиссия Донецкой Народной Республики.
3. Распределение средств между участковыми избирательными комиссиями осуществляется в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Донецкой Народной Республики.
Статья 14. Помещение для голосования
1. В помещении для голосования размещаются кабины или специально оборудованные места для тайного голосования, снабженные системой освещения и письменными принадлежностями, за исключением карандашей, а также ящики для голосования.
2. В помещении для голосования либо непосредственно перед ним оборудуется информационный стенд, на котором размещается информация обо всех зарегистрированных республиканских списках кандидатов, о выдвинувших общественных организациях (движениях), а также о кандидатах, включенных в указанные списки. Объем размещаемой информации определяется Центральной избирательной комиссией Донецкой Народной Республики.
3. В помещении для голосования размещаются образцы заполненных избирательных бюллетеней, которые не должны содержать фамилии кандидатов, внесенных в избирательный бюллетень, и наименования общественных организаций (движений), выдвинувших республиканские списки кандидатов.
4. В помещении для голосования должны находиться зарегистрированные республиканские списки кандидатов.
5. Помещение для голосования оборудуется таким образом, чтобы места выдачи избирательных бюллетеней, кабины, иные специально оборудованные места для тайного голосования, а также ящики для голосования находились в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей.
Статья 15. Избирательные бюллетени
1. Порядок изготовления и доставки избирательных бюллетеней для голосования на выборах депутатов Народного Совета, их количество, а также порядок и срок передачи избирательных бюллетеней в участковые избирательные комиссии определяются Центральной избирательной комиссией Донецкой Народной Республики.
2. Текст избирательного бюллетеня печатается на русском языке.
3. В избирательном бюллетене помещаются наименования общественных организаций (движений), зарегистрировавших республиканские списки кандидатов. Под наименованием общественной организации (общественного движения) помещаются фамилии, имена и отчества первых трех кандидатов, включенных в соответствующий зарегистрированный республиканский список кандидатов.
4. Справа от наименования каждой общественной организации (каждого общественного движения) или под наименованием каждой общественной организации (каждого общественного движения) и сведениями о кандидатах помещается пустой квадрат.
Статья 16. Порядок голосования
1. Голосование проводится с 8 до 20 часов по местному времени. В случае возникновения на избирательном участке обстоятельств, препятствующих проведению голосования в указанное время, участковая избирательная комиссия по согласованию с Центральной избирательной комиссией Донецкой Народной Республики вправе перенести время начала и окончания голосования.
2. Участковые избирательные комиссии извещают избирателей о дне, времени и месте проведения голосования.
3. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей не допускается.
4. Избирательные бюллетени выдаются избирателям по предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего личность избирателя. При получении избирательного бюллетеня избиратель ставит свою подпись в соответствующей графе списка избирателей.
5. Каждый избиратель имеет право получить один бюллетень.
6. Голосование проводится путем нанесения избирателем в избирательном бюллетене любого знака в квадрат, относящийся к республиканскому списку кандидатов, в пользу которого сделан выбор.
7. Заполненные избирательные бюллетени опускаются избирателем в опечатанный (опломбированный) ящик для голосования.
8. При проведении голосования, подсчете голосов избирателей и составлении протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования вправе присутствовать лица, указанные в части 3 статьи 7 настоящего Закона.
9. Голосование может проводиться вне помещения для голосования с использованием переносных ящиков для голосования.
10. Для избирателей, которые в день голосования не смогут прибыть на избирательный участок, избирательными комиссиями организуется досрочное голосование.
11. Порядок проведения голосования вне помещения для голосования с использованием переносных ящиков для голосования, а также порядок проведения досрочного голосования устанавливается Центральной избирательной комиссией Донецкой Народной Республики. Организация указанных видов голосования должна исключать возможность нарушения избирательных прав граждан, в том числе возможность искажения волеизъявления избирателей.
Статья 17. Порядок подсчета голосов избирателей и составление протокола об итогах голосования участковой избирательной комиссией
1. Подсчет голосов избирателей проводится открыто и гласно, с оглашением и соответствующим внесением в протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования последовательно всех результатов осуществляемых действий по подсчету избирательных бюллетеней и голосов избирателей членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Лицам, указанным в части 3 статьи 7 настоящего Закона, должна быть предоставлена возможность присутствовать при подсчете голосов избирателей и наблюдать за подсчетом.
2. Форма протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования утверждается Центральной избирательной комиссией Донецкой Народной Республики.
3. Подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также лица, указанные в части 3 статьи 7 настоящего Закона.
4. Непосредственный подсчет голосов избирателей осуществляется по находящимся в ящиках для голосования избирательным бюллетеням членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.
5. Недействительные избирательные бюллетени подсчитываются и суммируются отдельно. Недействительными считаются избирательные бюллетени, которые не содержат отметок в квадратах, относящихся к наименованиям общественных организаций (движений), или в которых отметки проставлены более чем в одном квадрате.
6. Порядок подсчета голосов избирателей устанавливается Центральной избирательной комиссией Донецкой Народной Республики.
7. После подсчета голосов избирателей подписывается протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования. Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и другими присутствующими членами участковой избирательной комиссии, в нем проставляются дата и время (часы и минуты) его подписания.
8. Первый экземпляр протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования после его подписания доставляется в Центральную избирательную комиссию Донецкой Народной Республики. К первому экземпляру протокола прилагаются жалобы (заявления) на нарушения настоящего Закона, поступившие в участковую избирательную комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей.
9. Второй экземпляр протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования предоставляется для ознакомления лицам, указанным в части 3 статьи 7 настоящего Закона. Второй экземпляр протокола вместе с иными избирательными документами, включая избирательные бюллетени и список избирателей, хранятся в участковой избирательной комиссии до официального опубликования результатов выборов депутатов Народного Совета. Дальнейшее хранение, а также уничтожение указанных документов осуществляется в порядке и в сроки, определяемые Центральной избирательной комиссией Донецкой Народной Республики.
Статья 18. Определение результатов выборов депутатов Народного Совета
1. На основании данных, содержащихся в первых экземплярах протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования, Центральная избирательная комиссия Донецкой Народной Республики после предварительной проверки правильности составления указанных протоколов путем суммирования содержащихся в них данных не позднее чем через 10 дней после дня голосования определяет результаты выборов депутатов Народного Совета. Суммирование данных, содержащихся в указанных протоколах, осуществляют непосредственно члены Центральной избирательной комиссии Донецкой Народной Республики с правом решающего голоса.
2. Центральная избирательная комиссия Донецкой Народной Республики составляет протокол о результатах выборов депутатов Народного Совета, в который вносятся следующие данные:
1) число участковых избирательных комиссий;
2) число протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования, на основании которых составлен данный протокол;
3) суммарные данные по всем строкам, содержащимся в протоколах участковых избирательных комиссий об итогах голосования;
4) доля голосов (в процентах), поданных за каждый республиканский список кандидатов, от числа избирателей, принявших участие в голосовании;
5) наименования общественных организаций (движений), республиканские списки кандидатов которых допущены к распределению депутатских мандатов, и число депутатских мандатов, причитающихся каждому из указанных списков;
6) фамилии, имена и отчества кандидатов, избранных депутатами Народного Совета, из каждого республиканского списка кандидатов, которому причитаются депутатские мандаты.
3. На основании протокола о результатах выборов депутатов Народного Совета Центральная избирательная комиссия Донецкой Народной Республики принимает решение о результатах выборов депутатов Народного Совета.
4. Центральная избирательная комиссия Донецкой Народной Республики признает выборы депутатов Народного Совета несостоявшимися, если:
1) ни один республиканский список кандидатов не получил 5 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании;
2) если все республиканские списки кандидатов получили в совокупности 50 и менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
5. К распределению депутатских мандатов допускаются республиканские списки кандидатов, каждый из которых получил 5 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что таких списков было не менее двух и что за эти списки подано в совокупности более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. В этом случае иные республиканские списки кандидатов к распределению депутатских мандатов не допускаются.
6. Если за республиканские списки кандидатов, каждый из которых получил 5 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, подано в совокупности 50 и менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, к распределению депутатских мандатов допускаются указанные списки, а также последовательно, в порядке убывания числа поданных голосов избирателей, республиканские списки кандидатов, получившие менее 5 процентов голосов избирателей, пока общее число голосов избирателей, поданных за республиканские списки кандидатов, допускаемые к распределению депутатских мандатов, не превысит в совокупности 50 процентов от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
7. Если за один республиканский список кандидатов подано более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, а остальные республиканские списки кандидатов получили менее 5 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, к распределению депутатских мандатов допускается указанный республиканский список кандидатов, а также республиканский список кандидатов, получивший наибольшее число голосов избирателей, из числа республиканских списков кандидатов, получивших менее 5 процентов голосов избирателей.
8. Республиканские списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов, получают указанные мандаты в соответствии с методикой распределения депутатских мандатов, утверждаемой Центральной избирательной комиссией Донецкой Народной Республики.
9. Депутатские мандаты распределяются между кандидатами в соответствии с порядком их размещения в республиканском списке кандидатов и рассматриваемым как порядок очередности получения депутатских мандатов, кроме случаев, установленных настоящим Законом.
10. Протокол Центральной избирательной комиссии Донецкой Народной Республики о результатах выборов депутатов Народного Совета подписывается Председателем, заместителем председателя, секретарем и другими присутствующими членами Центральной избирательной комиссии Донецкой Народной Республики. К протоколу прилагаются жалобы (заявления) на нарушения настоящего Закона, поступившие в Центральную избирательную комиссию Донецкой Народной Республики в период со дня голосования и до дня составления протокола о результатах выборов депутатов Народного Совета, и принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения Центральной избирательной комиссии Донецкой Народной Республики.
Статья 19. Обнародование итогов голосования и результатов выборов депутатов Народного Совета
1. Итоги голосования по каждому избирательному участку в объеме данных, содержащихся в протоколах участковых избирательных комиссий об итогах голосования, предоставляются для ознакомления избирателям, кандидатам, уполномоченным представителям и доверенным лицам общественных организаций (движений), наблюдателям, иностранным (международным) наблюдателям, представителям средств массовой информации по их требованию незамедлительно после подписания протоколов об итогах голосования, о результатах выборов депутатов Народного Совета членами той участковой избирательной комиссии, в которую поступило такое требование.
2. Официальное опубликование результатов выборов депутатов Народного Совета, а также данных о числе голосов избирателей, полученных каждым зарегистрированным республиканским списком кандидатов, осуществляется Центральной избирательной комиссией Донецкой Народной Республики в течение трех недель со дня голосования.
Статья 20. Порядок замещения вакантных депутатских мандатов
1. В случае досрочного лишения депутата Народного Совета депутатских полномочий в порядке, установленном Законом «О статусе депутата Народного Совета Донецкой Народной Республики», руководящий орган общественного движения, по спискам которого депутат был допущен к распределению мандатов в Народном Совете, вправе предложить Центральной избирательной комиссии Донецкой Народной Республики кандидатуру для замещения вакантного депутатского мандата из своего республиканского списка кандидатов, зарегистрированного Центральной избирательной комиссией Донецкой Народной Республики.
2. Общественное движение вправе самостоятельно определять наиболее подходящие кандидатуры из республиканского списка кандидатов данного объединения для замещения вакантного депутатского мандата в порядке, определенном уставом данного движения.
3. В случае неполучения уведомления о кандидатурах для замещения вакантных депутатских мандатов в течение одного календарного месяца от соответствующего общественного движения Центральная избирательная комиссия Донецкой Народной Республики принимает решение о передаче таких депутатских мандатов следующим по порядку кандидатам из республиканского списка кандидатов данного общественного движения.
Статья 21. Заключительные положения
1. Часть 2 статьи 1 настоящего Закона в части срока полномочий применяется в отношении Народного Совета Донецкой Народной Республики, избранного после вступления его в силу.
2. Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившим силу Закон Донецкой Народной Республики от 24 сентября 2014 года «О выборах депутатов Народного Совета Донецкой Народной Республики», принятый Верховным Советом Донецкой Народной Республики (опубликован на официальном сайте Народного Совета Донецкой Народной Республики).
Для данного документа приложений нет.
Отменяет: Закон №36-1/1 от 24.09.2014
Изменяется на основании: Закон №27-IIHC от 05.04.2019
Редакция от 10.04.2019