Вид документа: Приказ
Наименование правотворческого органа: Министерство транспорта Донецкой Народной Республики
Дата документа: 28.05.2018
Номер документа: 164
Дата государственной регистрации: 12.06.2018
Регистрационный номер: 2633
Заголовок документа: Об утверждении Порядка классификации, служебного расследования и учета транспортных происшествий на железнодорожном транспорте
Действие документа: Действующий
Классификатор: 090.070.030 - Железнодорожный транспорт, 090.070.130 - Борьба с аварийностью. Безопасность движения
Информация об опубликовании: Официальный сайт Министерства транспорта Донецкой Народной Республики donmintrans.ru, 13.06.2018
Дополнительные сведения:
Количество страниц:
Министерство транспорта
Донецкой Народной Республики
Приказ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 2633
от «12» июня 2018 г.
С целью установления порядка классификации, служебного расследования и учета транспортных происшествий на железнодорожном транспорте Донецкой Народной Республики, на основании пункта 5 части 3 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 32 Закона Донецкой Народной Республики «О железнодорожном транспорте», руководствуясь Положением о Министерстве транспорта Донецкой Народной Республики, утвержденным Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 26 сентября 2016 года № 11-34,
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить Порядок классификации, служебного расследования и учета транспортных происшествий на железнодорожном транспорте (прилагается).
2. Департаменту железнодорожного транспорта Министерства транспорта Донецкой Народной Республики в установленный срок обеспечить подачу настоящего Приказа на государственную регистрацию в Министерство юстиции Донецкой Народной Республики.
3. Настоящий Приказ вступает в законную силу со дня его официального опубликования.
4. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на и.о. заместителя Министра транспорта Донецкой Народной Республики Шевкаленко М.А.
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 2633
от «12» июня 2018 г.
Порядок классификации, служебного расследования и учета транспортных происшествий на железнодорожном транспорте
І. Общие положения
1.1. Порядок классификации, служебного расследования и учета транспортных происшествий на железнодорожном транспорте (далее – Порядок) устанавливает критерии оценки последствий транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения на железнодорожном транспорте для определения уровня реагирования на происшествие, организации мероприятий по ликвидации последствий происшествия, проведения служебного технического расследования (далее – технического расследования) по выявлению причин происшествия, разработки мероприятий по недопущению повторения подобных случаев, их систематизации и учета.
1.2. Требования настоящего Порядка являются обязательными для всех субъектов железнодорожного транспорта во время организации, проведения технического расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, в соответствии с нормами действующего законодательства.
1.3. В настоящем Порядке термины употребляются в таком значении:
1) несанкционированное движение железнодорожного подвижного состава – случай самовольного или не самовольного движения, а также перемещения железнодорожного подвижного состава (в результате роспуска с сортировочных горок, применения толчков, воздействия силы ветра и т.п.), который привел к нарушению условий безопасности движения на железнодорожном транспорте;
2) единица железнодорожного подвижного состава – отдельный объект железнодорожного подвижного состава — локомотивы (секция локомотива или локомотив с нерасцепными секциями), вагоны, автомотрисы, электро- и дизель-поезда (или их секции), рельсовые автобусы, мотовозы, дрезины, путевые машины не съемного типа на железнодорожном ходу;
3) излом рельса или элемента стрелочного перевода – разрушение и разделение рельса или элемента стрелочного перевода (рамного рельса, остряка, сердечника, усовика крестовины, контррельса) на две и более частей, которое произошло из-за развития одной или нескольких трещин и слития (слияния) расположенных рядом трещин в одну магистральную трещину;
4) неготовый маршрут – маршрут приема (отправления) поезда в котором стрелки входящие в маршрут не установлены по маршруту приема (отправления) или стрелки входящие в маршрут не замкнуты порядком, установленным инструкцией по движению поездов и маневровой работе и согласно требований техническо-распорядительного акта железнодорожной станции;
5) неправильно приготовленный маршрут – маршрут, приготовленный без соответствующего регистрируемого приказа, для приема (отправления) поезда на неспециализированный железнодорожный путь согласно техническо-распорядительного акта железнодорожной станции или поезду с электрической тягой приготовлен маршрут на не электрифицированный путь, на путь с другим родом тока или со снятым напряжением в контактной сети, или пассажирский поезд принят на железнодорожный путь, с которого отсутствует маршрут отправления в направлении железнодорожной станции, предусмотренной графиком движения, или пассажирский поезд отправлен с железнодорожной станции по маршруту в направлении, которое не предусмотрено графиком движения;
6) окно (технологическое окно) – время, на протяжении которого прекращается движение железнодорожного подвижного состава на перегоне, отдельных железнодорожных путях перегона или железнодорожной станции для проведения ремонтных, строительных работ;
7) перегон – часть железнодорожной линии, ограниченная смежными железнодорожными станциями, разъездами, обгонными пунктами или путевыми постами;
8) развал груза в пути следования – все случаи смещения груза, расстройства крепления груза вследствие нарушения технических условий погрузки, крепления и неисправности железнодорожного подвижного состава, которые вызвали падение груза или его части на железнодорожный путь, а также выход груза за установленный габарит погрузки;
9) расстройство крепления груза – несоответствия технических условий погрузки и (или) ухудшение первоначальных свойств элементов крепления груза, возникшие в процессе перевозки груза (сдвиг груза; ослабление растяжек, стяжек, обвязок; трещины, излом подкладок, прокладок, распорных или упорных брусков и т.п.);
10) саморасцеп сцепного устройства – самопроизвольное, несанкционированное расцепление сцепного устройства, произошедшего по техническим причинам или в результате нарушения требований по его эксплуатации;
11) столкновение железнодорожного подвижного состава – любое соударение железнодорожного подвижного состава, в результате чего было допущено повреждение в объеме текущего ремонта или более сложного ремонта;
12) сторонняя организация железнодорожного транспорта – юридическое лицо или физическое лицо-предприниматель, не входящее в сферу управления оператора инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования или владельцев железнодорожного пути необщего пользования, владельцев инфраструктурного комплекса железнодорожного транспорта необщего пользования и не являющееся его структурным подразделением, которое:
выполняет работы (оказывает услуги) для пользователей услугами железнодорожного транспорта, связанные с организацией и (или) осуществлением перевозочного процесса (в т.ч. операторы железнодорожного подвижного состава, перевозчики железнодорожного транспорта и т.п.);
выполняет работы (оказывает услуги), связанные с изготовлением, ремонтом железнодорожного подвижного состава, его составных частей и технических средств, используемых на железнодорожном транспорте;
владеет на праве собственности (или на любом другом законном праве) железнодорожным подвижным составом;
13) субъекты железнодорожного транспорта – оператор инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, владельцы железнодорожного пути необщего пользования и владельцы инфраструктурного комплекса железнодорожного транспорта необщего пользования
14) сход железнодорожного подвижного состава – положение железнодорожного подвижного состава, когда хотя бы одно колесо сошло с головки рельса и для его постановки на рельсы требуется применить подъемные средства и приспособления;
15) травмированный в транспортном происшествии — лицо, которому в результате транспортного происшествия нанесен вред здоровью, вследствие чего данное лицо после оказания первой медицинской помощи госпитализировано или ему назначено амбулаторное лечение.
Иные термины употребляются в значении, определенном законодательством Донецкой Народной Республики.
ІІ. Классификация транспортных происшествий на железнодорожном транспорте
2.1. Транспортные происшествия на железнодорожном транспорте подлежат классификации в соответствии со следующими критериями:
1) количество погибших лиц в результате транспортного происшествия;
2) количество травмированных лиц в результате транспортного происшествия;
3) количество и степень повреждения железнодорожного подвижного состава.
При определении количества погибших и травмированных лиц в результате транспортного происшествия не учитываются лица, не являющиеся пассажирами железнодорожного транспорта или попадающие под действие нормативных документов, регламентирующих расследование и учет несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве, а так же несчастных случаев непроизводственного характера.
Если в процессе расследования столкновения железнодорожного подвижного состава с транспортным средством на железнодорожном переезде установлен факт нарушения субъектом железнодорожного транспорта требований нормативных правовых актов, норм и правил, регламентирующих порядок работы и обслуживания железнодорожных переездов, что непосредственно привело к происшествию, травмированные и погибшие лица, находившиеся в данном транспортном средстве, учитываются субъектом железнодорожного транспорта при классификации расследуемого транспортного происшествия.
2.2. В зависимости от достигнутых пороговых значений критериев классификации, транспортные происшествия, возникшие во время движения поездов или производства маневровой работы, классифицируют следующим образом:
1) катастрофа на железнодорожном транспорте (далее – катастрофа) – транспортное происшествие, возникшее в результате столкновения железнодорожного подвижного состава с другим железнодорожным подвижным составом, или с транспортным средством (вследствие нарушения требований правил технической эксплуатации железнодорожного транспорта), или схода с рельсов железнодорожного подвижного состава на перегонах и железнодорожных станциях при выполнении поездной и маневровой работы, в результате которых один и более человек погибли или пять и более человек травмированы и (или) поврежден железнодорожный подвижной состав до степени исключения его из инвентарного парка в количестве одной единицы и более;
2) авария на железнодорожном транспорте (далее – авария) –транспортное происшествие, возникшее в результате столкновения железнодорожного подвижного состава с другим железнодорожным подвижным составом, или с транспортным средством (вследствие нарушения требований правил технической эксплуатации железнодорожного транспорта), или схода с рельсов железнодорожного подвижного состава на перегонах и железнодорожных станциях при выполнении поездной и маневровой работы, в результате которых от одного до четырех человек травмированы и (или) поврежден железнодорожный подвижной состав в количестве одной единицы и более, и для восстановления его исправного состояния требуется проведение капитального ремонта.
3.1. Субъекты железнодорожного транспорта обязаны незамедлительно оповестить орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализацию государственной политики в сфере транспорта Донецкой Народной Республики (далее – Министерство транспорта Донецкой Народной Республики), органы исполнительной власти и их территориальные органы, структурные подразделения, органы прокуратуры Донецкой Народной Республики, органы местного самоуправления в пределах их полномочий о случаях транспортных происшествий, указанных в пункте 2.2 настоящего Порядка. В Министерство транспорта Донецкой Народной Республики информация передается установленным порядком по средствам факсимильной или электронной связи (с подтверждением по телефонной связи) в виде оперативной информации согласно формы, приведенной в Приложении 1 к настоящему Порядку.
3.2. Оператор инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, владельцы объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, операторы железнодорожного подвижного состава в срок не позднее трех часов с момента события, обязаны оповестить Министерство транспорта Донецкой Народной Республики о следующих транспортных происшествиях и событиях, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта:
1) столкновение железнодорожного подвижного состава с другим железнодорожным подвижным составом на перегонах и железнодорожных станциях, или сход с рельсов железнодорожного подвижного состава на перегонах и железнодорожных станциях при поездной или маневровой работе, экипировке или других передвижениях, по своим последствиям не относящиеся к авариям или катастрофам на железнодорожном транспорте;
2) затопление, пожар, нарушение целостности конструкций сооружений инфраструктуры, возникновение неисправности железнодорожного подвижного состава, железнодорожного пути, устройств сигнализации, централизации и блокировки, связи, контактной сети, электроснабжения, которые привели к задержке поезда на перегоне или железнодорожной станции на один час и более сверх времени, установленного графиком движения;
3) столкновение железнодорожного подвижного состава с транспортными средствами на железнодорожных переездах и за их пределами, не имеющее последствий, указанных в пункте 2.2 настоящего Порядка.
Информация передается установленным порядком в Министерство транспорта Донецкой Народной Республики по средствам факсимильной или электронной связи (с подтверждением по телефонной связи) в виде оперативной информации согласно формы, приведенной в Приложении 1 к настоящему Порядку.
3.3. Оператор инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, в соответствии с требованиями настоящего Порядка ежеквартально предоставляет в Министерство транспорта Донецкой Народной Республики информацию о нижеперечисленных транспортных происшествиях и событиях, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, причинах их возникновения и принятых мерах:
1) прием или отправление поезда по неготовому маршруту;
2) перевод остряков стрелки или подвижного сердечника крестовины, которые входят в поездной или маневровый маршрут или под железнодорожным подвижным составом;
3) отцепка вагона от пассажирского или пригородного поезда в пути следования;
4) отправление поезда с перекрытыми концевыми кранами;
5) излом рельса или элемента стрелочного перевода;
6) саморасцеп или обрыв сцепного устройства в поездах;
7) отцепка вагона от поезда на промежуточной железнодорожной станции из-за нарушения технических условий погрузки грузов;
8) падение на железнодорожный путь деталей железнодорожного подвижного состава;
9) несанкционированное движение железнодорожного подвижного состава на маршрут приема, отправления поезда или на перегон;
10) проезд железнодорожным подвижным составом запрещающего сигнала светофора, предельного столбика или сигнального знака «Граница станции»;
11) прием поезда на занятый железнодорожный путь станции или отправление поезда на занятый перегон, за исключением случаев, установленных инструкцией по движению поездов и маневровой работы;
12) развал груза в пути следования, который может угрожать безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта;
13) излом (обрыв) деталей железнодорожного подвижного состава: оси, осевой шейки или колеса, боковой рамы, надрессорной балки, хребтовой балки;
14) ложное появление на напольном светофоре разрешающего показания сигнала вместо запрещающего или появление более разрешающего показания сигнала вместо показания, требующего продолжения следования поезда с уменьшенной скоростью;
15) прием или отправление поезда по неправильно приготовленному маршруту;
16) невыдача предупреждения на поезд, в случае необходимости уменьшения скорости движения или остановки в пути следования и (или) нарушение установленного порядка ограждения сигналами опасного места для движения поездов при выполнении работ;
17) переход на другие средства сигнализации и связи для организации движения поездов на восемь часов и более по причине неисправности технических средств, с отсчетом времени от проследования первого поезда, проследовавшего при нарушении нормальной работы устройств;
18) отказ в работе электрической централизации, ключевой зависимости стрелок и сигналов на железнодорожных станциях, блокировки на перегонах, электроснабжения на железнодорожных станциях и перегонах, неисправности контактной сети, связи, средств автоматического контроля технического состояния железнодорожного подвижного состава во время движения поездов, которые не устранены в течение восьми часов и более, а устройств на железнодорожных переездах — в течение четырех часов и более с отсчетом времени от проследования первого поезда, проследовавшего при нарушении нормальной работы устройств;
19) неверные действия работников железнодорожного транспорта, которые привели к задержке поезда на один час и более;
20) несвоевременное окончание работ в «окно» (технологическое окно), которое привело к задержке поезда на один час и более;
21) наличие в пути остродефектных рельсов или элементов стрелочных переводов, не замененных в течение восьми часов, кроме рельсов с дефектом по коду 21.2Н согласно классификации и каталога дефектов и повреждений рельсов на железнодорожном транспорте.
3.4. В случае поступления информации о событиях указанных в пунктах 2.2, 3.2 и 3.3 настоящего Порядка, субъект железнодорожного транспорта, на территории которого произошло указанное событие, формирует комиссию по проведению расследования из числа своих работников, при необходимости с привлечением работников прочих причастных субъектов железнодорожного транспорта и сторонних организаций железнодорожного транспорта.
3.5. В случае поступления информации о транспортных происшествиях, указанных в пункте 2.2 настоящего Порядка, Министерством транспорта Донецкой Народной Республики формируется комиссия по проведению расследования транспортного происшествия.
Решения, принятые вышеуказанной комиссией Министерства транспорта Донецкой Народной Республики, являются обязательными для всех субъектов железнодорожного транспорта.
3.6. При проведении расследования транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, основными задачами являются:
1) классификация, выявление причин транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта;
2) оценка фактического состояния железнодорожного подвижного состава, а также объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего и необщего пользования на предмет соответствия требованиям нормативных документов, регламентирующих безопасность движения;
3) оценка действий причастного персонала и должностных лиц субъекта железнодорожного транспорта, действия или бездействие которых привели или способствовали возникновению транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта (с уточнением невыполненных положений нормативных документов);
4) разработка мероприятий по недопущению повторения подобных транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта;
5) оформление материалов расследования в соответствии с требованиями настоящего Порядка, с последующим представлением оформленных экземпляров в республиканские органы власти в пределах их полномочий в срок, не превышающий 15 календарных дней (за исключением случаев предусмотренных настоящим Порядком).
3.7. Причины железнодорожных транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения железнодорожного транспорта подразделяют:
1) технические – конструктивные недостатки, несовершенство, недостаточная надежность железнодорожного подвижного состава и объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта; некачественная разработка или отсутствие проектной документации на строительство, реконструкцию железнодорожного подвижного состава и объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта; некачественное выполнение ремонтных и строительных работ; несовершенство технологического процесса, его несоответствие требованиям безопасности движения; неудовлетворительное техническое состояние железнодорожного подвижного состава и объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта и тому подобное;
2) организационные – неудовлетворительное функционирование, несовершенство или отсутствие системы управления безопасностью движения; недостатки в обучении персонала железнодорожного транспорта безопасной организации поездной и маневровой работы, в том числе: отсутствие или некачественное проведение инструктажа; допуск к работе без обучения и проверки знаний по вопросам безопасности движения; некачественная разработка, несовершенство нормативных актов, технической документации в сфере безопасности движения или их отсутствие; отсутствие в должностных инструкциях функциональных обязанностей по вопросам безопасности движения; нарушение режима труда и отдыха; отсутствие или некачественное проведение медицинского обследования (профессионального отбора); привлечение к работе работников не по специальности (профессии); нарушение технологического процесса; нарушение требований безопасности при эксплуатации железнодорожного подвижного состава и объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта; нарушение трудовой и производственной дисциплины, в том числе: невыполнение должностных обязанностей; невыполнение требований нормативных актов, технической документации в сфере безопасности движения и тому подобное;
3) психофизиологические – алкогольное, наркотическое опьянение (отравление), токсикологическое отравление; низкая нервно-психическая устойчивость; неудовлетворительные физические данные или состояние здоровья, подтвержденные в установленном порядке;
4) акты незаконного вмешательства – умышленные или неумышленные действия лиц, не связанных с деятельностью железнодорожного транспорта, которые привели (могли привести) к возникновению препятствия для нормального функционирования железнодорожного транспорта, в том числе: сообщение об установлении взрывных устройств на вокзалах, в железнодорожном подвижном составе и на других объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта; обнаружение взрывных устройств в железнодорожном подвижном составе или на объектах инфраструктуры, последствия срабатывания таких устройств; насилие в отношении персонала железнодорожного транспорта или участников железнодорожного движения; блокирование выполнения или принуждение к невыполнению своих должностных обязанностей персонала железнодорожного транспорта или участников железнодорожного движения; бросание предметов в железнодорожный подвижной состав; хищения или повреждения элементов железнодорожного подвижного состава и объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта; наложение посторонних предметов на железнодорожный путь; перекрытие движения поездов посторонними лицами; хищение грузов из вагонов; повреждение инфраструктуры или железнодорожного подвижного состава сторонними предприятиями во время выполнения работ без предварительного согласования;
5) прочие причины.
3.8. Комиссии, предусмотренные пунктами 3.4 и 3.5 настоящего Порядка, выезжают на место транспортного происшествия или иного события, связанного с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, и проводят расследование обстоятельств и причин их возникновения.
3.9. На месте транспортных происшествий или иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, представителями субъекта железнодорожного транспорта, входящими в состав комиссии по проведению расследования, сформированной в соответствии с пунктом 3.4 настоящего Порядка, проводятся действия для установления причин расследуемого события, в т.ч.:
1) изымается скоростемерная лента или накопитель информации систем регистрации параметров движения, натурный лист поезда, справка об обеспечении поезда тормозами, предупреждения об ограничении скорости движения и журнал технического состояния локомотива (моторвагонного подвижного состава);
2) составляется схема повреждения железнодорожного пути и расположения железнодорожного подвижного состава и груза, с обозначением места начала схода, следов схода колес железнодорожного подвижного состава с рельс и места остановки локомотива и отдельных групп железнодорожного подвижного состава с привязкой к фиксированным точкам местности и объектам инфраструктуры;
3) производится фото и видео фиксация последствий случая с привязкой к точкам местности и объектам инфраструктуры, повреждений железнодорожного пути, устройств сигнализации, централизации, блокировки, связи, электроснабжения, железнодорожного подвижного состава, груза, найденных на пути посторонних предметов, положения деталей и узлов железнодорожного подвижного состава и других фактов, которые могут иметь значение при расследовании;
4) составляются акты осмотра места транспортного происшествия или иного события, связанного с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, технического состояния железнодорожного подвижного состава и объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта;
5) проводится сбор письменных (при необходимости с использованием аудио- и видеозаписи) пояснений лиц, причастных к транспортным происшествиям или иным событиям, связанным с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а так же сведений от других лиц и работников, которые могут быть использованы для установления причин случая;
6) анализируются записи системы регистрации переговоров, записи систем видеонаблюдения, результаты срабатывания систем выявления нагрева букс и других систем безопасности с оформлением необходимой документации;
7) фиксируются погодные условия на момент транспортного происшествия или иного события, связанного с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
Конкретный перечень действий членов комиссии по расследованию транспортного происшествия или иного события, связанного с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта устанавливается субъектом железнодорожного транспорта исходя из целесообразности их выполнения для определения причин расследуемого случая.
По результатам обследования места происшествия и получения необходимых данных составляется акт технического расследования (обследования места происшествия и фиксации обстоятельств) транспортного происшествия или иного события, связанного с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта по форме, указанной в Приложении 2 к настоящему Порядку, который подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии субъекта железнодорожного транспорта.
На месте происшествия принимаются меры по оказанию помощи пострадавшим, восстановлению движения и ликвидации последствий.
Мероприятия по проведению расследования не должны препятствовать восстановлению движения и ликвидации последствий происшествия.
3.10. Субъект железнодорожного транспорта обязан сохранять документы, элементы верхнего строения железнодорожного пути, детали железнодорожного подвижного состава и другие предметы, которые могут иметь значение при установлении причин транспортного происшествия, в течение всего периода расследования. Решение о направлении указанных документов, деталей и предметов на исследование или испытание и сроках их хранения принимается комиссией, предусмотренной пунктами 3.4 и 3.5 настоящего Порядка.
3.11. Случаи столкновения железнодорожного подвижного состава с транспортными средствами на железнодорожных переездах, допущенные по причине нарушения водителями Правил дорожного движения Донецкой Народной Республики, утвержденных Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 12 марта 2015 года № 3-12, подлежат учету как дорожно-транспортные происшествия в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством, независимо от последствий.
Случаи столкновения железнодорожного подвижного состава с транспортными средствами на железнодорожном переезде, допущенные по причине нарушений работниками субъекта железнодорожного транспорта нормативных актов по безопасности движения железнодорожного транспорта, подлежат классификации, расследованию в соответствии с требованиями настоящего Порядка и принимаются к учету как транспортные происшествия или иные события, связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта субъектом железнодорожного транспорта, по вине работника которого они были допущены.
3.12. Случаи, по своим последствиям имеющие признаки транспортных происшествий или иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, возникшие вследствие повреждения технических средств в результате стихийного бедствия, актов незаконного вмешательства, подтвержденные соответствующими документами, расследуются и учитываются в соответствии с требованиями настоящего Порядка с указанием причин как прочие.
3.13. Расследование и учет транспортных происшествий на железнодорожном транспорте, случившихся на колее шириной 750 мм, проводят в соответствии с требованиями настоящего Порядка.
ІV. Порядок взаимодействия при техническом расследовании транспортных происшествий или иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта
4.1. При проведении расследования случаев транспортных происшествий председатель комиссии субъекта железнодорожного транспорта (созданной в соответствии с пунктом 3.4 настоящего Порядка) осуществляет взаимодействие с комиссией Министерства транспорта Донецкой Народной Республики (созданной в соответствии с пунктом 3.5 настоящего Порядка) с целью:
1) организации доступа к месту происшествия, совместного осмотра, с целью выявления элементов верхнего строения пути, деталей железнодорожного подвижного состава и других предметов, которые могут иметь значение для установления причины его возникновения;
2) ознакомления с оригиналами и предоставления копий документов, необходимых для объективного установления причин и обстоятельств допущенного случая, проведения анализа причин и последствий транспортных происшествий;
3) обмена мнениями о предварительных причинах, способствовавших возникновению допущенного случая.
4.2. В техническом расследовании причин и обстоятельств транспортных происшествий и иных случаев нарушения правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта обязаны участвовать как представители субъекта железнодорожного транспорта, на территории которого произошло расследуемое событие, так и представители прочих субъектов железнодорожного транспорта, сторонних организаций железнодорожного транспорта, которые причастны к этим происшествиям. Уведомление причастным субъектам железнодорожного транспорта и сторонним организациям железнодорожного транспорта должно быть отправлено не позднее, чем в течение 12 часов с момента транспортного происшествия или иного события, связанного с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, с помощью любых доступных средств связи, позволяющих контролировать факт получения информации субъектами или организациями, которым оно направлено. В уведомлении указываются обстоятельства транспортного происшествия или иного события, связанного с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, дата, время и место сбора комиссии, ее состав.
4.3. При получении официального отказа от участия в техническом расследовании и (или) не прибытии представителей причастных субъектов железнодорожного транспорта, сторонних организаций железнодорожного транспорта в течение 36 часов со времени уведомления и отсутствия в 12-часовой срок после получения уведомления сообщения об обоснованной задержке, расследование проводится без их участия. К материалам технического расследования приобщаются копии документов, фиксирующих факт извещения причастных субъектов железнодорожного транспорта, сторонних организаций железнодорожного транспорта и копии документа или реквизитов документа об отказе участвовать в расследовании (при наличии). Результаты и выводы комиссии технического расследования в данных случаях являются обязательными для всех причастных сторон независимо от форм собственности.
4.4. При получении согласия от причастных субъектов железнодорожного транспорта, сторонних организаций железнодорожного транспорта принять участие в техническом расследовании, их уполномоченным представителям:
1) оказывается содействие в доставке к месту транспортного происшествия или иного события, связанного с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта;
2) предоставляются копии документов и материалов по расследуемому транспортному происшествию или иному событию, связанному с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта;
3) создаются условия для совместного осмотра (в пределах компетенции представителей) места транспортного происшествия и деталей, которые могут иметь значение для выявления причины его возникновения.
К совместному расследованию допускаются представители причастных субъектов железнодорожного транспорта, сторонних организаций железнодорожного транспорта, имеющие оформленные установленным порядком документы, подтверждающие полномочия на осуществление действий по техническому расследованию и соответствующий уровень квалификации.
4.5. К материалам технического расследования прилагаются документы, подтверждающие полномочия представителей причастных субъектов железнодорожного транспорта, сторонних организаций железнодорожного транспорта. Уполномоченные представители причастных субъектов железнодорожного транспорта, сторонних организаций железнодорожного транспорта, прибывшие для проведения расследования и включенные в состав комиссий по техническому расследованию, подписывают документы по осмотрам, обследованиям, обмерам, снятию параметров и др., составленные в ходе расследования и с их участием.
V. Порядок оформления результатов расследования транспортных происшествий и (или) иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта
5.1. По результатам расследования комиссией субъекта железнодорожного транспорта, сформированной в соответствии с пунктом 3.4 настоящего Порядка, составляется техническое заключение о причинах и последствиях транспортных происшествий или иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта и подписывается всеми членами комиссии, но не позднее:
1) семи суток с даты транспортного происшествия, указанного в пункте 2.2 настоящего Порядка;
2) пяти суток с даты события, указанного в пунктах 3.2, 3.3 настоящего Порядка.
5.2. Субъекты железнодорожного транспорта и сторонние организации железнодорожного транспорта вправе оспорить решения комиссии по техническому расследованию в судебном порядке.
5.3. В случае необходимости продления по объективным причинам сроков проведения технического расследования транспортных происшествий указанных в пункте 2.2 настоящего Порядка, субъект железнодорожного транспорта письменно обращается в Министерство транспорта Донецкой Народной Республики не менее чем за 2 календарных дня до окончания сроков, указанных в пункте 5.1 настоящего Порядка, с указанием мотивированных причин продления срока расследования (длительное исследование, испытание, экспертиза и т.п.).
Продление сроков технического расследования проводится на основании письменного согласования Министерства транспорта Донецкой Народной Республики, которое приобщается к материалам расследования.
5.4. На основании материалов расследования, проведенных экспертиз и проверок, технического заключения (составленного в соответствии с пунктом 5.1 настоящего Порядка), субъектом железнодорожного транспорта разрабатываются и осуществляются мероприятия по предупреждению повторения транспортных происшествий или иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
5.5. Датой окончания технического расследования транспортных происшествий или иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, указанных в пунктах 3.2, 3.3 настоящего Порядка, является дата утверждения субъектом железнодорожного транспорта мероприятий, разработанных в соответствии с пунктом 5.4 настоящего Порядка.
5.6. В материалы расследования случаев транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, включают следующие документы:
1) опись документов включенных в материалы технического расследования;
2) распорядительный документ субъекта железнодорожного транспорта о создании комиссии для технического расследования;
3) акт технического расследования транспортного происшествия или иного события, связанного с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта;
4) техническое заключение комиссии субъекта железнодорожного транспорта;
5) протоколы оперативных совещаний комиссии субъекта железнодорожного транспорта по техническому расследованию;
6) приказы субъекта железнодорожного транспорта по данному происшествию;
7) мероприятия субъекта железнодорожного транспорта по предотвращению повторения подобных случаев;
8) список пострадавших с предварительными диагнозами и указанием их домашнего адреса, места работы и гражданства;
9) акты о повреждении железнодорожного подвижного состава и объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта;
10) материалы, полученные с применением фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации, подтверждающие причины транспортных происшествий или иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, схемы поврежденного участка железнодорожного пути, размещения железнодорожного подвижного состава на месте происшествия с привязкой к километражу и обозначением мест размещения предметов (деталей), изъятых с места происшествия;
11) результаты расшифровки скоростемерной ленты (с приложением копии скоростемерной ленты), прочих средств регистрации параметров движения железнодорожного подвижного состава, имеющих отношение к расследуемому случаю;
12) акты о состоянии и работе объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, имеющих отношение к расследуемому случаю;
13) натурные листы поездов, копии перевозочных документов;
14) результаты проведенных экспериментов и расчеты, выводы и исследования экспертных комиссий, институтов (если они производились);
15) выкопировку графика исполненного движения поездов участка, на котором произошло происшествие, заверенная установленным порядком, справка о задержках поездов;
16) выписки из установленных учетно-отчетных форм (бланки, журналы, книги, справки и т.п.), или их копии, по использованию железнодорожного подвижного состава и объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта в части, касающейся причин транспортных происшествий или иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта;
17) метеорологическую справку;
18) копии местных инструкций или выписки из них;
19) распорядительные документы субъекта железнодорожного транспорта о решении дополнительного повреждения железнодорожного подвижного состава и (или) грузов во время проведения восстановительных работ;
20) справка о повреждении (утрате) груза;
21) справки о материальных убытках от утраты груза и повреждения технических средств, железнодорожного подвижного состава, пути, устройств сигнализации, централизации, блокировки, связи, электроснабжения, а также о затратах на ликвидацию последствий происшествия;
22) справка об общих материальных убытках, полученных субъектом железнодорожного транспорта вследствие транспортного происшествия;
23) сведения о лицах, причастных к случившемуся, их пояснения, сведения о режиме труда и отдыха, о результатах последней проверки знаний правил технической эксплуатации и иных нормативных правовых актов, нормативных документов и должностных инструкций, а также заключение о медицинском освидетельствовании, необходимость которого определяется в каждом конкретном случае.
Полнота перечня документов в материалах технического расследования обеспечивается субъектом железнодорожного транспорта с учетом требований настоящего Порядка в зависимости от обстоятельств и значения для определения причин происшествия конкретного расследуемого случая.
5.7. Оригиналы материалов завершенного технического расследования приобщаются к первому экземпляру, который хранится у субъекта железнодорожного транспорта. К прочим экземплярам приобщаются копии, заверенные установленным порядком.
При наличии разветвленной структуры управления и структурных подразделений, субъект железнодорожного транспорта обеспечивает хранение экземпляров материалов расследования в структурном подразделении, на территории которого произошло расследуемое событие, в структурном подразделении, работники которого признаны ответственными за данный случай, а также в аппарате управления предприятия.
5.8. Для окончания расследования транспортных происшествий, указанных в пункте 2.2 настоящего Порядка, после утверждения мероприятий в соответствии с пунктом 5.4 настоящего Порядка, субъект железнодорожного транспорта формирует экземпляр материалов служебного расследования и направляет их в Министерство транспорта Донецкой Народной Республики в срок не позднее 15 дней с момента происшествия. Срок предоставления материалов служебного расследования в Министерство транспорта Донецкой Народной Республики может быть изменен в порядке определенном пунктом 5.3 настоящего Порядка.
На основании документов, предоставленных субъектом железнодорожного транспорта и самостоятельно собранных в процессе расследования данных, комиссия Министерства транспорта Донецкой Народной Республики (сформированная в соответствии с пунктом 3.5 настоящего Порядка) проводит расследование обстоятельств транспортного происшествия. В случае несогласия с выводами и мероприятиями комиссии субъекта железнодорожного транспорта, материалы технического расследования могут быть отправлены субъекту железнодорожного транспорта на доработку. В случае отсутствия разногласий с комиссией субъекта железнодорожного транспорта, комиссия Министерства транспорта Донецкой Народной Республики составляет заключение и направляет его в адрес субъекта железнодорожного транспорта для дальнейшего приобщения к материалам расследования.
Датой окончания технического расследования транспортных происшествий указанных в пункте 2.2. настоящего Порядка, является дата утверждения заключения комиссии Министерства транспорта Донецкой Народной Республики, созданной в соответствии с пунктом 3.5 настоящего Порядка.
5.9. Субъект железнодорожного транспорта обязан письменно уведомить Министерство транспорта Донецкой Народной Республики о выполнении мероприятий по предупреждению повторения транспортных происшествий указанных в пункте 2.2 настоящего Порядка, разработанных в соответствии с пунктом 5.4 настоящего Порядка.
VI. Учет транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта
6.1. Транспортные происшествия и иные события, связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, учитываются субъектами железнодорожного транспорта по фактическому наличию последствий, указанных в пунктах 2.2, 3.2 настоящего Положения, а при их отсутствии в соответствии с причинами событий, указанных в пункте 3.3 настоящего Порядка.
6.2. Все случаи транспортных происшествий и иные события, связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, произошедшие по вине работников и (или) на территории субъекта железнодорожного транспорта, подлежат фиксации в журнале учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта (далее – журнал учета) с указанием следующих данных:
1) дата и время происшествия;
2) классификация транспортного происшествия или иного события, связанного с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта (согласно перечня, определенного пунктами 2.2, 3.2, 3.3 настоящего Порядка);
3) место происшествия;
4) перечень причастного подвижного состава;
5) обстоятельства случая, перечень пострадавших лиц;
6) перечень причастных структурных подразделений (при наличии);
7) перечень должностных лиц принимавших участие в расследовании;
8) период проведения расследования;
9) перечень нарушенных нормативных документов с указанием конкретных пунктов;
10) перечень лиц, признанных ответственными по итогам расследования, наложенное взыскание;
11) сумма ущерба.
Форма журнала учета, ответственные лица за ведение, порядок его хранения устанавливается внутренним распорядительным документом субъекта железнодорожного транспорта, изданным с соблюдением требований настоящего Порядка.
6.3. Транспортные происшествия и иные события, связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, произошедшие вследствие нескольких причин, берутся к учету по основной причине происшествия. Основная причина происшествия устанавливается в процессе технического расследования комиссией субъекта хозяйствования, сформированной в соответствии с пунктом 3.4 настоящего Порядка.
6.4. Транспортные происшествия и иные события, связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, допущенные с грузо-пассажирскими, почтово-багажными и людскими поездами, расследуются и принимаются к учету как происшествия с пассажирскими поездами.
VII. Периодическая отчетность о транспортных происшествиях, и иных событиях, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта
7.1. Оператор инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования ежеквартально (не позднее двадцатого числа первого месяца квартала следующего за отчетным) предоставляет в Министерство транспорта Донецкой Народной Республики информацию по допущенным дорожно–транспортным происшествиям, транспортным происшествиям и другим событиям, указанным в пунктах 2.2, 3.2, 3.3 настоящего Порядка, в виде:
1) Cправки о допущенных транспортных происшествиях и иных событиях, связанных с нарушением безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта согласно формы, приведенной в Приложении 3 к настоящему Порядку;
2) Справки о дорожно-транспортных происшествиях на железнодорожных переездах и (или) на железнодорожных путях вне железнодорожного переезда согласно форме, приведенной в Приложении 4 к настоящему Порядку.
7.2. В случае судебного рассмотрения, субъекты железнодорожного транспорта информируют Министерство транспорта Донецкой Народной Республики о принятых судебных решениях по результатам рассмотрения дел о транспортных происшествиях и иных событиях, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
[docx] Приложение 1 к Порядку Приказа № 164
[doc] Приложение 2 к Порядку Приказа № 164
Нет связей.