Вид документа: Приказ
Государственный информационно-правовой фонд: Государственный реестр нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики , Нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики
Наименование правотворческого органа: Государственный Комитет горного и технического надзора Донецкой Народной Республики
Дата документа: 06.11.2019
Номер документа: 690
Дата государственной регистрации: 22.11.2019
Регистрационный номер: 3555
Заголовок документа: Об утверждении Изменений в Нормы и Правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности при эксплуатации грузоподъемных кранов и подъемников»
Действие документа: Действующий
Классификатор: 090.070.140 - Перевозка грузов. Погрузочно-разгрузочные работы, 090.010.030 - Промышленная безопасность
Информация об опубликовании:
1. Официальный сайт Главы Донецкой Народной Республики http://av-zakharchenko.su/, 02.12.2019
Официальный сайт Государственного Комитета горного и технического надзора Донецкой Народной Республики http://gkgtn.ru/, 02.12.2019
Дополнительные сведения:
Количество страниц: 11
Государственный Комитет горного и технического надзора
Донецкой Народной Республики
Приказ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 3555
от «22» ноября 2019 г.
С целью конкретизации требований к обеспечению безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов и подъемников, в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 4 Закона Донецкой Народной Республики «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Поручением Главы Донецкой Народной Республики от 22 февраля 2019 года № 01-89/131, на основании подпункта 4.1.2 пункта 4.1 и подпункта 5.3.6 пункта 5.3 Положения о Государственном Комитете горного и технического надзора Донецкой Народной Республики, утвержденного Указом Главы Донецкой Народной Республики от 10 декабря 2014 года № 41 (в редакции Указа Главы Донецкой Народной Республики от 02 июня 2017 года № 133),
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить Изменения в Нормы и Правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности при эксплуатации грузоподъемных кранов и подъемников», утвержденные приказом Государственного Комитета горного и технического надзора Донецкой Народной Республики от 08 апреля 2019 года № 210, зарегистрированным в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 24 апреля 2019 года под регистрационным № 3133 (далее – Изменения), которые прилагаются.
2. Отделу юридического обеспечения Государственного Комитета горного и технического надзора Донецкой Народной Республики подать настоящий Приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Донецкой Народной Республики.
3. Отделу охраны труда, организации мероприятий государственного надзора, внешних связей и взаимодействия со СМИ Государственного Комитета горного и технического надзора Донецкой Народной Республики обеспечить официальное опубликование настоящего Приказа, а также его размещение на сайте Государственного Комитета горного и технического надзора Донецкой Народной Республики после его государственной регистрации в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики.
4. Контроль исполнения настоящего Приказа оставляю за собой.
5. Настоящий Приказ вступает в силу со дня официального опубликования, за исключением пункта 1 Изменений, который вступает в силу 15 декабря 2019 года.
Приказом Государственного Комитета
горного и технического надзора
Донецкой Народной Республики
от 06 ноября 2019 года № 690
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 3555
от «22» ноября 2019 г.
Изменения в Нормы и Правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности при эксплуатации грузоподъемных кранов и подъемников»
1. Абзац 42 пункта 8 главы 1 раздела I Норм и Правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при эксплуатации грузоподъемных кранов и подъемников», утвержденных приказом Государственного Комитета горного и технического надзора Донецкой Народной Республики от 08 апреля 2019 года № 210, зарегистрированным в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 24 апреля 2019 года под регистрационным № 3133 (далее – Правила) изложить в новой редакции следующего содержания:
«Специализированная организация – субъект предпринимательской деятельности, зарегистрированный в установленном порядке на территории Донецкой Народной Республики, располагающий квалифицированным персоналом и материально-технической базой, получивший разрешение Гортехнадзора ДНР на выполнение работ повышенной опасности, указанных в перечне видов работ повышенной опасности, приведенном в приложении 2 к Порядку выдачи или отказа в выдаче, переоформления, выдачи дубликатов, аннулирования разрешений на выполнение работ повышенной опасности, утвержденному Постановлением Правительства Донецкой Народной Республики от 10 октября 2019 года № 30-8.».
(пункт 1 вступает в силу с 15.12.2019)
1) пункт 8 главы 1 раздела I Правил после абзаца 21 новыми абзацами 22-27 следующего содержания:
«Подъемное сооружение – совокупность технических устройств, оборудования и строительных конструкций, обеспечивающих подъем и перемещение груза и (или) людей на определенном производственном объекте в границах зоны, образуемой предельными значениями рабочих движений грузоподъемной машины.
Приспособления для грузоподъемных операций – используемые совместно с грузоподъемными кранами технические устройства и оборудование для строповки или размещения грузов, в том числе сменные грузозахватные органы и съемные грузозахватные приспособления (крюки, грейферы, магниты, спредеры, траверсы, захваты, стропы), специальные подвесные кабины и люльки для транспортировки людей, грузовая тара, за исключением специальной тары, применяемой в металлургическом производстве (ковшей, мульдов) и специальной тары, используемой на водном транспорте.
Путь рельсовый крановый – оборудование, состоящее из параллельно уложенных или подвешенных рельсовых нитей (за исключением железнодорожной колеи), промежуточных скреплений и путевых устройств безопасности, предназначенное для передвижения и обеспечения безопасной работы грузоподъемных кранов, имеющих стальные ходовые колеса.
Путь рельсовый крановый надземный – путь рельсовый крановый, рельсовые нити которого уложены на подкрановые балки, фермы или подвешены к подкраново-подстропильным балкам и фермам.
Путь рельсовый крановый наземный – путь рельсовый крановый, рельсовые нити которого уложены на наземные опорные элементы.
Путевые устройства безопасности – устройства (тупиковые упоры, отключающие линейки (копиры), страховочные канаты, ограждения, противоугонные стопоры, элементы заземления, знаки безопасности и др.), обеспечивающие безопасную эксплуатацию грузоподъемного крана на рельсовом пути.».
В связи с этим абзацы 22-60 считать соответственно абзацами 28-66;
2) пункт 8 главы 1 раздела I Правил после абзаца 56 новым абзацем 57 следующего содержания:
«Строительные конструкции – несущие части зданий или сооружений (подкрановые балки, фермы, подкраново-подстропильные балки и фермы, наземные опорные элементы (полушпалы, ростверки), фундаменты для стационарно установленных башенных кранов, подготовленные и спланированные площадки для свободно стоящих грузоподъемных машин стрелового и мачтового типа), предназначенные для опирания (подвески) рельсового кранового пути и (или) восприятия нагрузок от используемых в работе грузоподъемных машин.».
В связи с этим абзацы 57-66 считать соответственно абзацами 58-67.
3. Подпункт 6 пункта 1 главы 3 раздела II Правил изложить в новой редакции следующего содержания:
«6) электромонтеры, слесари, наладчики, сварщики должны иметь группу по электробезопасности в соответствии с требованиями действующих норм и правил в области безопасной эксплуатации электроустановок;».
4. Пункт 1 раздела III Правил дополнить подпунктом 15 следующего содержания:
«15) обеспечить устранение дефектов, повреждений и отказов, а так же нарушений настоящих Правил, возникающих в процессе эксплуатации ПС.».
5. В подпункте 8 пункта 8 раздела III Правил после слов «Не допускать ПС в эксплуатацию» исключить аббревиатуру «ПС», а также слова «указанных в главе 13» заменить словами «указанных в главе 15».
6. В пункте 17 раздела III Правил слова «допуска по электробезопасности не ниже IV» заменить словами «по электробезопасности в соответствии с требованиями действующих норм и правил в области безопасной эксплуатации электроустановок».
7. Подпункт 2 пункта 22 раздела III Правил изложить в новой редакции следующего содержания:
«2) закрепить за ПС слесарей для проведения периодических осмотров, технического обслуживания и ремонтов, а в случае применения на ПС электричества с напряжением выше 42 В то и электромонтеров;».
8. В подпункте 4 пункта 22 раздела III Правил слова «слесарями и электромонтерами» заменить словами «закрепленным персоналом».
9. Подпункт 6 пункта 22 раздела III Правил изложить в новой редакции следующего содержания:
«6) следить за наличием схем правильной строповки и зацепки грузов в местах постоянного проведения работ с применением ПС. Выдавать такие схемы персоналу, постоянно закрепленному за конкретным ПС на руки под подпись;».
10. В подпункте 8 пункта 22 раздела III Правил перед словами «контролировать обеспечение» добавить слова «в местах постоянного проведения работ с применением ПС».
11. В пункте 27 раздела III Правил слова «в главе 13» заменить словами «в главе 15».
12. В первом абзаце пункта 18 главы 2 раздела V Правил исключить слово «собственными».
13. В абзаце четвертом подпункта 2 пункта 4 главы 2 раздела VI Правил после слова «модернизация» добавить слова «а так же проводилось отключение и/или наладка ограничителей грузоподъемности или предельного груза ПС».
14. В пункте 5 главы 4 раздела VI Правил исключить слова «должностных инструкций и», а также слова «должна осуществляться в соответствии с распорядительным актом эксплуатирующей организации и проводиться ее комиссией» заменить словами «осуществляется не реже одного раза в три года».
15. Подпункт 6 пункта 7 главы 4 раздела VI Правил изложить в новой редакции следующего содержания:
«6) машинисты кранов (крановщики), машинисты подъемников, машинисты кранов автомобильных, электромонтеры, стропальщики, слесари, работники, выполняющие работы с рабочей платформы подъемников должны иметь группу по электробезопасности в соответствии с требованиями действующих норм и правил в области безопасной эксплуатации электроустановок;».
16. В первом абзаце пункта 1 главы 7 раздела VI Правил после слова «подвергаться» добавить слово «первичному».
17. Пункт 6 главы 7 раздела VI Правил изложить в новой редакции следующего содержания:
«6. При полном техническом освидетельствовании ПС должны подвергаться:
1) полному визуальному осмотру и испытанию без нагрузки;
2) статическим испытаниям;
3) динамическим испытаниям;
4) испытаниям на устойчивость для ПС, имеющих в паспорте характеристики устойчивости (с учетом указаний пунктов 21-22 настоящей главы), за исключением ПС, не требующих демонтажа на месте их эксплуатации.
При частичном техническом освидетельствовании статические и динамические испытания ПС не проводятся.
Самоходные ПС стрелового типа при проведении испытаний устанавливается на все выносные опоры (в случае их наличия).
На время проведения испытаний ограничитель грузоподъемности (предельного груза) ПС отключается (перенастраивается). По окончании технического освидетельствования проводится наладка и испытание ограничителя грузоподъемности (предельного груза) ПС в случае его отключения.».
18. Абзац первый пункта 11 главы 7 раздела VI Правил изложить в новой редакции следующего содержания:
«11. Статические испытания кранов стрелового типа, имеющего одну или несколько грузовых характеристик, проводятся в положениях, соответствующих наибольшей грузоподъемности крана на минимальном, максимальном и промежуточных вылетах стрелы.».
19. Пункт 12 главы 7 раздела VI Правил изложить в новой редакции следующего содержания:
«12. Статическое испытание самоходных кранов стрелового типа и кранов-манипуляторов проводятся следующим образом. ПС должно быть установлено на подготовленной площадке (обеспечены требуемые плотность грунта и уклон) согласно требованиям руководства (инструкции) по эксплуатации крана.
Масса контрольных грузов необходимых для испытаний определяется из расчета превышения на 25% номинальной грузоподъемности ПС для указанных значений вылета и длины стрелы конкретного ПС по его паспортным (перерассчитанным) грузовым характеристикам.
При статических испытаниях поочередно осуществляются подъемы контрольных грузов на высоту 50-100 миллиметров, и их выдержка на весу в течение 10 минут, в следующих положениях стрелы:
стрела находится на минимальном вылете, секции стрелы сложены (при наличии), поворотная часть поочередно устанавливается перпендикулярно оси симметрии крана с правой и с левой сторон;
стрела находится на промежуточном (среднем) вылете, секции стрелы частично телескопированы (при наличии), поворотная часть устанавливается вдоль оси симметрии крана назад;
стрела находится на максимальном вылете, все секции стрелы телескопированы (при наличии), поворотная часть устанавливается вдоль оси симметрии крана назад;
Если в течение 10 минут поднятый груз не опустится на землю, а также не будет обнаружено трещин, остаточных деформаций и других повреждений металлоконструкций и механизмов, проседание штоков гидроцилиндров, течи рабочей жидкости и масел, то результат испытаний считается положительным.».
20. Пункт 13 главы 7 раздела VI Правил изложить в новой редакции следующего содержания:
«13. Статические испытания крана-трубоукладчика или крана-манипулятора проводят при установке его на горизонтальной площадке в положение, соответствующее наибольшей грузоподъемности. После установки на кран-трубоукладчик (кран-манипулятор) сменного стрелового оборудования испытания проводятся в положении, соответствующем наибольшей грузоподъемности, при установленном оборудовании. Крюком поднимают груз на высоту 50-100 миллиметров от земли и выдерживают в течение не менее 10 минут. Кран-трубоукладчик и кран-манипулятор считаются выдержавшим испытания, если в течение 10 минут поднятый груз не опустился, а также не обнаружено трещин, остаточных деформаций и других повреждений.».
21. Пункт 15 главы 7 раздела VI Правил изложить в новой редакции следующего содержания:
«15. Статическое испытание подъемников (вышек) проводится следующим образом. ПС должно быть установлено на подготовленной площадке (обеспечены требуемые плотность грунта и уклон) согласно требованиям руководства (инструкции) по эксплуатации подъемника.
На подъемниках (вышках), оборудованных рабочей платформой, груз массой, равной 110% от номинальной грузоподъемности, располагают в платформе, а второй груз массой, равной 40% от номинальной грузоподъемности, подвешивают к платформе на гибкой подвеске. После начала подъема и отрыва второго груза от земли на высоту 50-100 миллиметров, подъем останавливают с последующей выдержкой суммарного груза в течение 10 минут в следующих положениях стрелы:
для телескопических подъёмников стрела поднимается под углом соответствующим максимальному вылету при максимальной высоте подъема платформы, поворотная часть поочередно устанавливается перпендикулярно оси симметрии подъемника с правой и с левой сторон, а так же вперед по оси;
для локтевых подъёмников нижнее колено стрелы поднимается до конца, верхнее колено — горизонтально (положение максимального вылета), поворотная часть поочередно устанавливается перпендикулярно оси симметрии подъемника с правой и с левой сторон; нижнее колено стрелы горизонтально, а верхнее колено раскрыто до срабатывания системы ограничения рабочей зоны платформы, поворотная часть устанавливается вдоль оси симметрии подъемника назад;
для комбинированных подъёмников стрела устанавливается в положениях отвечающих воздействию максимальных усилий на подъемник, в трех положения поворотной части относительно оси подъемника;
для вышек стрела устанавливается на максимальную высоту подъема платформы.
В случае невозможности подвешивания второго груза к платформе вышки, допускается весь груз располагать на самой платформе.
При испытании отрыв от земли одной из опор подъемника (вышки) признаком потери устойчивости не считается.
Подъемник (вышка) считается выдержавшим испытание, если в течение 10 минут поднятый груз не опустился, а также, если в металлоконструкциях не обнаружены повреждения. При проведении испытаний любые движения подъемника (вышки) (кроме подъема-опускания) с грузом массой, равной 150% номинальной грузоподъемности, запрещены.».
22. Пункт 16 главы 7 раздела VI Правил изложить в новой редакции следующего содержания:
«16. Динамические испытания ПС проводятся грузом, масса которого на 10% превышает его паспортную грузоподъемность, и имеют целью проверку действия его механизмов и тормозов.
Масса контрольных грузов необходимых для испытаний кранов стрелового типа определяется из расчета превышения на 10% номинальной грузоподъемности ПС для указанных значений вылета и длины стрелы конкретного ПС по его паспортным (перерассчитанным) грузовым характеристикам.
Управление ПС в процессе динамических испытаний выполняют с учетом соблюдения ускорения, замедления и скорости, соответствующих паспортным эксплуатационным характеристикам крана.
При динамических испытаниях ПС производятся многократные (не менее трех раз) подъем и опускание груза, а также проверка действия всех других механизмов при совмещении рабочих движений, предусмотренных руководством (инструкцией) по эксплуатации ПС.
Динамические испытания самоходных кранов стрелового типа, имеющего одну или несколько грузовых характеристик, включают в себя следующие операции:
стрела устанавливается на минимальный вылет, секции стрелы сложены (при наличии), поворотная часть поочередно устанавливается в трех положениях относительно оси симметрии крана, осуществляется подъем-опускание контрольного груза;
стрела устанавливается на минимальный вылет, секции стрелы сложены (при наличии), осуществляется поворот стрелы с контрольным грузом в обе стороны в пределах рабочей зоны;
стрела устанавливается на максимальный вылет, секции стрелы сложены (при наличии), осуществляется подъем-опускание стрелы с контрольным грузом до минимального вылета и обратно, совмещенные с поворотом стрелы в обе стороны в пределах рабочей зоны;
для кранов имеющих стрелу телескопического исполнения, осуществляется выдвижения-втягивания секций стрелы с контрольным грузом из положения максимального вылета сложенной стрелы до положения минимального вылета телескопированой стрелы, совмещенные с подъемом-опусканием груза при изменении длины стрелы.
Динамические испытания телескопических подъёмников, включают в себя следующие операции:
при угле наклона стрелы 10°, в трех положениях относительно оси симметрии подъемника, осуществляется выдвигание-втягивание секций стрелы, совмещенное с поворотом и остановками стрелы в пределах рабочей зоны;
при угле наклона стрелы 45°, в трех положениях относительно оси симметрии подъемника, осуществляется выдвигание-втягивание секций стрелы, совмещенное с поворотом и остановками стрелы в пределах рабочей зоны;
при минимальном вылете сложенной стрелы, в трех положениях относительно оси симметрии подъемника, осуществляется выдвигание-втягивание секций стрелы в положение максимальной высоты подъем платформы.
Динамические испытания локтевых подъёмников, включают в себя следующие операции:
нижнее колено поднимается до конца, верхнее колено устанавливается горизонтально на полный вылет, в таком положении осуществляется поворот в обе стороны. При подъеме и повороте стрелы производится неоднократная остановка (не менее 3 раз) механизмов подъема нижнего колена, раскрытия и поворота стрелы;
нижнее колено устанавливается горизонтально, верхнее колено поднимается до срабатывания системы, ограничивающей рабочую зону, в таком положении осуществляется поворот в обе стороны. При подъеме и повороте стрелы производится неоднократная остановка (не менее 3 раз) механизмов подъема нижнего колена, раскрытия и поворота стрелы;
в трех положениях относительно оси симметрии подъемника осуществляется подъем платформы с земли до максимальной высоты подъема, с неоднократной остановкой (не менее 3 раз в каждом из положений) механизма подъема нижнего колена и раскрытия стрелы.
Динамические испытания комбинированных подъёмников, включают в себя следующие операции:
в положениях стрелы отвечающих воздействию максимальных усилий на подъемник, в трех положениях относительно оси подъемника, осуществляется подъем-опускание платформы, совмещенный с поворотом и остановками стрелы в пределах рабочей зоны;
в трех положения относительно оси подъемника, при минимальном вылете стрелы осуществляется полный подъём-опускание платформы на максимальную высоту;
Динамические испытания для вышек включают в себя следующие операции:
платформа с грузом поднимается на максимальную высоту и опускается вниз, с одной-двумя остановками в промежуточных положениях. Последний раз необходимо поднимать платформу до срабатывания ограничителя высоты подъема.
Результат испытаний ПС считается положительным при условии нормального функционирования всех задействованных механизмов и узлов, а так же если по результатам визуального контроля, проведенного после испытаний, подтверждена исправность механизмов и тормозов.».
23. В первом абзаце пункта 6 главы 9 раздела VI Правил после слов «актом сдачи-приемки» и «Акт сдачи-приемки» слово «наземного» исключить.
24. В наименовании приложения 12 к Правилам слово «наземного» исключить.
25. В последнем абзаце подпункта 5 пункта 1 главы 15 раздела VI Правил после слов «необходимой группы» слово «допуска» исключить.
26. Пункт 1 главы 15 раздела VI Правил дополнить подпунктом 23 следующего содержания:
«23) истек срок службы ПС (нормативный срок эксплуатации).».
27. Подпункт 1 пункта 6 раздела VII Правил изложить в новой редакции следующего содержания:
«1) проверено состояние сварных соединений и толщина металла ПС неразрушающими методами контроля;».
28. Раздел VII Правил дополнить пунктом 19 следующего содержания:
«19. Если по результатам экспертизы промышленной безопасности, по мнению эксперта (с учетом остаточного ресурса ПС) или же по усмотрению эксплуатирующей организации (с учетом характера перемещаемых грузов), возникает необходимость снижения паспортной грузоподъемности стреловых самоходных кранов, то экспертная организация проводит перерасчет высотно-грузовых характеристик используемых при дальнейшей эксплуатации и освидетельствовании ПС.
Кроме того специализированной организацией проводится перенастройка приборов безопасности с учетом установленной разрешенной грузоподъёмности.
О снижении грузовых характеристик и перенастройке приборов делаются соответствующие записи в паспорт ПС.
Эксплуатирующая организация, на основании перерассчитанных экспертной организацией высотно-грузовых характеристик вносит соответствующие изменения в эксплуатационную документацию крана.».
Для данного документа приложений нет.
Вносит изменения: Приказ №210 от 08.04.2019