Вид документа: Приказ
Государственный информационно-правовой фонд: Государственный реестр нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики , Нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики
Наименование правотворческого органа: Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики
Дата документа: 04.04.2016
Номер документа: 305
Дата государственной регистрации: 22.04.2016
Регистрационный номер: 1198
Заголовок документа: Об утверждении Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 40.05.03 Судебная экспертиза (квалификация "судебный эксперт")
Действие документа: Недействующий
Классификатор: 130.010.030 - Государственные образовательные стандарты. Образовательные программы. Образовательный процесс
Информация об опубликовании:
Официальный сайт Донецкой Народной Республики http://dnr-online.su/, 06.05.2016
Дополнительные сведения:
Количество страниц:
Министерство образования и науки
Донецкой Народной Республики
Приказ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 1198
от «22» апреля 2016 г.
(в ред. Приказа Министерства образования и науки ДНР от 18.12.2019 № 1133)
(утратил силу с 23.11.2021 – приказ Министерства образования и науки ДНР от 09.11.2021 № 136-НП)
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 6 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании», подпунктом 12.56 пункта 12 раздела II Положения о Министерстве образования и науки, утверждённого Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 22.07.2015 года № 13-43 «Об утверждении Положения и структуры Министерства образования и науки», во исполнение статьи 9 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании», пункта 16 Правил разработки, утверждения государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утверждённых приказом Министерства образования и науки от 08.07.2015 г. № 297 (зарегистрированных в Министерстве юстиции 30 июля 2015 г. № 322),
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемый Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 40.05.03 Судебная экспертиза (квалификация «судебный эксперт»).
2. Контроль за исполнением приказа возложить на Первого заместителя Министра Кушакова М.Н.
3. Настоящий приказ вступает в силу со дня официального опубликования.
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 1198
от «22» апреля 2016 г.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
40.05.03 СУДЕБНАЯ ЭКСПЕРТИЗА
(КВАЛИФИКАЦИЯ «СУДЕБНЫЙ ЭКСПЕРТ»)
(в нов.ред. на основании Приказа Министерства образования и науки ДНР от 18.12.2019 № 1133)
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Настоящий Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 40.05.03 Судебная экспертиза (квалификация «судебный эксперт») (далее – ГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего профессионального образования – программ специалитета по специальности 40.05.03 Судебная экспертиза (квалификация «судебный эксперт») (далее соответственно – программа специалитета, специальность).
1.2. Право на реализацию основных образовательных программ образовательная организация высшего профессионального образования имеет при наличии соответствующей лицензии, выданной лицензирующим органом республиканского органа исполнительной власти, обеспечивающего формирование и реализацию государственной политики в сфере образования и науки Донецкой Народной Республики.
II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
2.1. В настоящем ГОС ВПО используются следующие сокращения:
ВПО – высшее профессиональное образование;
ОК – общекультурные компетенции;
ПК – профессиональные компетенции;
ОПК – общепрофессиональные компетенции;
ПСК – профессионально-специализированные компетенции;
сетевая форма – сетевая форма реализации образовательных программ.
2.2. В качестве унифицированной единицы измерения трудоёмкости учебной нагрузки обучающегося при указании объёма бакалавриата и его составных частей используется зачётная единица. Зачётная единица для программ специалитета эквивалентна 36 академическим часам (при продолжительности академического часа 45 минут) (далее – з.е.).
III. ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОСТИ
3.1. Получение образования по программе специалитета допускается только в образовательной организации высшего профессионального образования (далее — организации).
3.2. Обучение по программе специалитета в организации осуществляется в очной форме.
Объем программы специалитета составляет 300 з.е. вне зависимости от формы обучения, применяемых образовательных технологий, реализации программы специалитета с использованием сетевой формы, реализации программы специалитета по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренного обучения.
3.3. Срок получения образования по программе специалитета:
в очной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, вне зависимости от применяемых образовательных технологий составляет 5 лет. Объем программы специалитета в очной форме обучения, реализуемый за один учебный год, в среднем составляет 60 з.е.;
Общий объем каникулярного времени у обучающихся за учебный год (кроме выпускного курса) составляет не менее 6 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В организациях, в которых предусмотрена военная служба и (или) служба в правоохранительных органах, и (или) служба в органах государственной безопасности, продолжительность каникулярного отпуска обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы.
3.4. При реализации программы специалитета организация вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии.
При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.
Реализация программы специалитета с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий не допускается.
3.5. Реализация программы специалитета возможна с использованием сетевой формы.
3.6. Образовательная деятельность по программе специалитета осуществляется на государственном языке Донецкой Народной Республики, если иное не определено локальным нормативным актом организации.
3.7. Программы специалитета, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, разрабатываются и реализуются при создании условий и с соблюдением требований законодательства Донецкой Народной Республики о государственной тайне и нормативных правовых актов государственных органов, в ведении которых находятся организации, реализующие соответствующие образовательные программы.
IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ, ОСВОИВШИХ ПРОГРАММУ СПЕЦИАЛИТЕТА
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу специалитета, включает судебно-экспертную деятельность, по обеспечению судопроизводства, предупреждения, раскрытия и расследования правонарушений путем использования специальных знаний для обнаружения, фиксации, изъятия и исследования материальных носителей информации, необходимой для установления фактических данных.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу специалитета, являются свойства и признаки материальных носителей розыскной и доказательственной информации.
4.3. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу специалитета:
экспертная;
технико-криминалистическая;
информационная;
организационно-управленческая;
организационно-методическая;
профилактическая.
Специализации, по которым готовятся выпускники, освоившие программу специалитета:
специализация № 1 «Криминалистические экспертизы»;
специализация № 2 «Инженерно-технические экспертизы»; специализация № 3 «Экспертизы веществ, материалов и изделий»; специализация № 4 «Экономические экспертизы»;
специализация № 5 «Речеведческие экспертизы».
При разработке и реализации программы специалитета организация ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится специалист и выбирает специализацию, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов организации.
4.4. Выпускник, освоивший программу специалитета, готов решать следующие профессиональные задачи:
экспертная деятельность:
производство судебных экспертиз по уголовным, гражданским, административным делам и делам об административных правонарушениях;
производство исследований по заданиям правоохранительных органов- и других субъектов правоприменительной деятельности;
технико-криминалистическая деятельность:
исследование вещной обстановки мест происшествий в целях обнаружения, фиксации, изъятия материальных следов правонарушения, а также их предварительного исследования;
участие в качестве специалиста в других процессуальных действиях;
участие в качестве специалиста в оперативно-розыскных мероприятиях;
участие в качестве специалиста в гражданском и арбитражном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях;
информационная деятельность:
участие в организации и ведение экспертно-криминалистических учетов, справочно-информационных и информационно-поисковых систем;
организационно-управленческая деятельность:
организация работы малых коллективов и групп исполнителей в процессе решения конкретных профессиональных задач;
организационно-методическая деятельность:
обучение и консультирование сотрудников правоохранительных органов и субъектов правоприменительной деятельности по вопросам назначения и производства судебных экспертиз, а также возможностям применения криминалистических средств и методов в установлении фактических обстоятельств расследуемого правонарушения;
обучение сотрудников судебно-экспертных учреждений приемам работы с материальной обстановкой мест происшествий и методикам производства судебных экспертиз;
распространение и внедрение современных достижений науки, техники, отечественной и зарубежной судебно-экспертной практики;
профилактическая деятельность:
выявление на основе анализа и обобщения экспертной практики причин и условий, способствующих совершению правонарушений, разработка предложений, направленных на их устранение;
в соответствии со специализациями:
специализация № 1 «Криминалистические экспертизы»:
профессиональные задачи определяются квалификационными требованиями к военно-профессиональной, специальной профессиональной подготовке выпускников, установленными государственными органами, в ведении которых находятся государственные организации, реализующие соответствующие программы специалитета;
специализация № 2 «Инженерно-технические экспертизы»:
применение методик инженерно-технических экспертиз и исследований в профессиональной деятельности;
применение инженерно-технических методов и средств поиска, обнаружения, фиксации, изъятия и предварительного исследования материальных объектов для установления фактических данных (обстоятельств дела) в гражданском, административном, уголовном судопроизводстве при участии в процессуальных и непроцессуальных действиях;
оказание методической помощи субъектам правоприменительной деятельности, по вопросам назначения и производства инженерно-технических экспертиз и современным возможностям использования инженерно-технических знаний в судопроизводстве;
специализация № 3 «Экспертизы веществ, материалов и изделий»:
применение методик экспертиз и исследований веществ, материалов и изделий;
применение специальных, физических, химических и физико-химических методов в целях поиска, обнаружения, фиксации, изъятия и предварительного исследования материальных объектов для установления фактических данных (обстоятельств дела) в гражданском, административном, уголовном судопроизводстве при участии в процессуальных и непроцессуальных действиях;
оказание методической помощи субъектам правоприменительной деятельности по вопросам назначения и производства экспертиз веществ, материалов и изделий и современным возможностям исследования этих объектов для получения доказательственной и розыскной информации;
специализация № 4 «Экономические экспертизы»:
применение методик экономических экспертиз и исследований в профессиональной деятельности;
применение методов и средств судебно-экономических экспертиз в целях обнаружения, фиксации, изъятия и предварительного исследования объектов (первичных и отчетных документов, отражающих хозяйственные операции и содержащих информацию о наличии и движении материальных и денежных средств) для установления фактических данных (обстоятельств дела) в гражданском, административном, уголовном судопроизводстве при участии в процессуальных и непроцессуальных действиях;
оказание методической помощи субъектам правоприменительной деятельности по вопросам назначения и производства экономических экспертиз и современным возможностям использования экономических знаний в судопроизводстве;
специализация № 5 «Речеведческие экспертизы»:
применение методик экспертиз и исследований речи, зафиксированной на любом материальном носителе в любой форме (рукописной, машинописной, электронной, звучащей);
применение методов и средств речеведческих экспертиз в целях обнаружения, фиксации, изъятия и предварительного исследования объектов — речевых произведений — для установления фактических данных (обстоятельств дела) в гражданском, административном, уголовном судопроизводстве при участии в процессуальных и непроцессуальных действиях;
оказание методической помощи субъектам правоприменительной деятельности по вопросам назначения и производства речеведческих экспертиз и консультации по современным возможностям исследования речевых произведений, вовлекаемых в сферу судопроизводства в качестве документов, вещественных доказательств, а также иных материалов дела.
V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛИТЕТА
5.1. В результате освоения программы специалитета у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные и профессионально-специализированные компетенции.
5.2. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать следующими общекультурными компетенциями:
способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-1);
способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития Донецкой Народной Республики, её место и роль в современном мире в целях формирования гражданской позиции и развития патриотизма (ОК-2);
способностью ориентироваться в политических и социальных процессах (ОК-3);
способностью выполнять профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета (ОК-4);
способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, культурные, конфессиональные и иные различия, предупреждать и конструктивно разрешать конфликтные ситуации в процессе профессиональной деятельности (ОК-5);
способностью проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных условиях, применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психологического состояния (ОК-6);
способностью к логическому мышлению, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, вести полемику и дискуссии (ОК-7);
способностью принимать оптимальные управленческие решения (ОК-8);
способностью организовывать свою жизнь в соответствии с социально значимыми представлениями о здоровом образе жизни (ОК-9);
способностью осуществлять письменную и устную коммуникацию на русском языке (ОК-10);
способностью к деловому общению, профессиональной коммуникации на одном из иностранных языков (ОК-11);
способностью работать с различными информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации (ОК-12).
5.3. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:
способностью применять в своей профессиональной деятельности познания в области материального и процессуального права (ОПК-1);
способностью применять естественнонаучные и математические методы при решении профессиональных задач, использовать средства измерения (ОПК-2).
5.4. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать следующими профессиональными компетенциями, соответствующими видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа специалитета:
экспертная деятельность:
способностью использовать знания теоретических, методических, процессуальных и организационных основ судебной экспертизы, криминалистики при производстве судебных экспертиз и исследований (ПК-1);
способностью применять методики судебных экспертных исследований в профессиональной деятельности (ПК-2);
способностью использовать естественнонаучные методы при исследовании вещественных доказательств (ПК-3);
способностью применять технические средства при обнаружении, фиксации и исследовании материальных объектов — вещественных доказательств в процессе производства судебных экспертиз (ПК-4);
способностью применять познания в области уголовного права и уголовного процесса (ПК-5).
технико-криминалистическая деятельность:
способностью применять при осмотре места происшествия техникокриминалистические методы и средства поиска, обнаружения, фиксации, изъятия и предварительного исследования материальных объектов — вещественных доказательств (ПК-6);
способностью участвовать в качестве специалиста в следственных и других процессуальных действиях, а также в не процессуальных действиях (ПК-7);
информационная деятельность:
способностью вести экспертно-криминалистические учеты, принимать участие в организации справочно-информационных и информационно-поисковых систем, предназначенных для обеспечения различных видов экспертной деятельности (ПК-8);
способностью соблюдать в профессиональной деятельности требования правовых актов в области защиты государственной тайны и информационной безопасности, обеспечивать соблюдение режима секретности (ПК-9);
организационно-управленческая деятельность:
способностью организовывать работу группы специалистов и комиссии экспертов (ПК-10);
способностью организовывать профессиональную деятельность в соответствии с требованиями основ делопроизводства, составлять планы и отчеты по утвержденным формам (ПК-11);
способностью выявлять и устранять причины и условия, способствующие коррупционным проявлениям в служебном коллективе (ПК-12);
способностью к организации и осуществлению мероприятий по технической эксплуатации, поверке и использованию технических средств в экспертной практике (ПК-13);
способностью выполнять профессиональные задачи в особых условиях, чрезвычайных обстоятельствах, чрезвычайных ситуациях, в условиях режима чрезвычайного положения и в военное время, оказывать первую медицинскую помощь, обеспечивать личную безопасность и безопасность граждан в процессе решения служебных задач (ПК-14);
организационно-методическая деятельность:
способностью обучать сотрудников правоохранительных органов приемам и методам выявления, фиксации, изъятия следов и вещественных доказательств и использования последних в раскрытии и расследовании правонарушений (ПК-15);
способностью консультировать субъектов правоприменительной деятельности по вопросам назначения и производства судебных экспертиз, а также возможностям применения криминалистических методов и средств в установлении фактических обстоятельств расследуемых правонарушений (ПК-16);
профилактическая деятельность:
способностью выявлять на основе анализа и обобщения экспертной практики причины и условия, способствующие совершению правонарушений, разрабатывать предложения, направленные на их устранение (ПК-17).
5.5. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать профессионально — специализированными компетенциями, соответствующими специализации программы:
специализации № 1 «Криминалистические экспертизы»:
содержание профессионально-специализированных компетенций определяется квалификационными требованиями к военно-профессиональной, специальной профессиональной подготовке выпускников, установленными государственными органами, в ведении которых находятся государственные организации, реализующие соответствующие программы специалитета;
специализация № 2 «Инженерно-технические экспертизы»:
способностью применять методики инженерно-технических экспертиз и исследований в профессиональной деятельности (ПСК — 2.1);
способностью при участии в процессуальных и непроцессуальных действиях применять инженерно-технические методы и средства поиска, обнаружения, фиксации, изъятия и предварительного исследования материальных объектов для установления фактических данных (обстоятельств дела) в гражданском, административном, уголовном судопроизводстве, производстве по делам об административных правонарушениях (ПСК — 2.2);
способностью оказывать методическую помощь субъектам правоприменительной деятельности по вопросам назначения и производства инженерно-технических экспертиз и современным возможностям использования инженерно-технических знаний в судопроизводстве (ПСК — 2.3);
специализация № 3 «Экспертизы веществ, материалов и изделий»:
способностью применять методики экспертиз и исследований веществ, материалов и изделий (ПСК — 3.1);
способностью при участии в процессуальных и непроцессуальных действиях применять физические, химические и физико-химические методы в целях поиска, обнаружения, фиксации, изъятия и предварительного исследования материальных объектов для установления фактических данных (обстоятельств дела) в гражданском, административном, уголовном судопроизводстве, производстве по делам об административных правонарушениях (ПСК — 3.2);
способностью оказывать методическую помощь субъектам правоприменительной деятельности по вопросам назначения и производства экспертиз веществ, материалов и изделий и современным возможностям исследования этих объектов для получения доказательственной и розыскной информации (ПСК — 3.3);
специализация № 4 «Экономические экспертизы»:
способностью применять методики экономических экспертиз и исследований в профессиональной деятельности (ПСК — 4.1);
способностью при участии в процессуальных и непроцессуальных действиях применять методы и средства судебно-экономических экспертиз в целях обнаружения, фиксации, изъятия и предварительного исследования объектов (первичных и отчетных документов, отражающих хозяйственные операции и содержащих информацию о наличии и движении материальных и денежных средств) для установления фактических данных (обстоятельств дела) в гражданском, административном, уголовном судопроизводстве, производстве по делам об административных правонарушениях (ПСК — 4.2);
способностью оказывать методическую помощь субъектам правоприменительной деятельности по вопросам назначения и производства экономических экспертиз и современным возможностям использования экономических знаний в судопроизводстве (ПСК — 4.3);
специализация № 5 «Речеведческие экспертизы»:
способностью в профессиональной деятельности применять методики экспертиз и исследований речи, зафиксированной на любом материальном носителе в любой форме (рукописной, машинописной, электронной, звучащей) (ПСК — 5.1);
способностью при участии в процессуальных и непроцессуальных действиях применять методы и средства речеведческих экспертиз в целях обнаружения, фиксации, изъятия и предварительного исследования объектов — речевых произведений — для установления фактических данных (обстоятельств дела) в гражданском, административном, уголовном судопроизводстве, производстве по делам об административных правонарушениях (ПСК — 5.2);
способностью оказывать методическую помощь субъектам правоприменительной деятельности по вопросам назначения и производства речеведческих экспертиз и консультации по современным возможностям исследования речевых произведений, вовлекаемых в сферу судопроизводства в качестве документов, вещественных доказательств, а также иных материалов дела (ПСК-5.3).
5.6. При разработке программы специалитета все общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные компетенции и профессионально- специализированные компетенции, отнесенные к выбранной специализации, включаются в набор требуемых результатов освоения программы специалитета.
5.7. При разработке программы специалитета организация вправе дополнить набор компетенций выпускников с учетом направленности программы специалитета на конкретные области знания и (или) виды деятельности или специализации программы.
5.8. При разработке программы специалитета требования к результатам обучения по отдельным дисциплинам (модулям), практикам организация устанавливает самостоятельно с учетом требований соответствующих примерных основных образовательных программ.
5.9. Программы специалитета, реализуемые в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка в государственных организациях, находящихся в ведении государственных органов, указанных в части 1 статьи 78 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании» (далее – государственные органы), разрабатываются на основе требований, предусмотренных указанным Законом Донецкой Народной Республики, а также квалификационных требований к военно-профессиональной подготовке, специальной профессиональной подготовке выпускников, устанавливаемых государственным органом, в ведении которого находятся соответствующие организации и (или) их структурные подразделения (часть 2 статьи 78 Закона Донецкой народной Республики «Об образовании»).
VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛИТЕТА
6.1. Структура программы специалитета включает обязательную часть (базовую) и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную). Это обеспечивает возможность реализации программ специалитета, имеющих различную направленность (специализацию) в рамках одной специальности.
6.2. Программа специалитета состоит из следующих блоков:
Блок 1 «Дисциплины (модули)», который включает дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы и дисциплины (модули), относящиеся к ее вариативной части.
Блок 2 «Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)», который в полном объеме относится к базовой части программы.
Блок 3 «Государственная итоговая аттестация», который в полном объеме относится к базовой части программы и завершается присвоением квалификации, указанной в перечне специальностей высшего профессионального образования, утверждённого Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 24 ноября 2017 г. № 1254 «Об утверждении Порядка формирования перечней направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования и сопоставлений направлений подготовки и специальностей образовательных программ высшего профессионального образования: бакалавриата, магистратуры, специалитета» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 18 декабря 2017 г., регистрационный № 2394). Структура программы специалитета прилагается.
6.3. Дисциплины (модули) и практики, относящиеся к базовой части программы специалитета, являются обязательными для освоения обучающимся с учетом специализации программы, которую он осваивает. Набор дисциплин (модулей) и практик, относящихся к базовой части программы специалитета, организация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ГОС ВПО, с учетом соответствующей (соответствующих) примерной (примерных) основной (основных) профессиональной (профессиональных) образовательной (образовательных) программы (программ).
6.4. Дисциплины (модули) по философии, иностранному языку, истории, теории государства и права, теории судебной экспертизы, судебной фотографии и видеозаписи, участии специалиста в процессуальных действиях, уголовному праву, уголовному процессу, гражданскому праву, гражданскому процессу, криминалистике, административному праву, безопасности жизнедеятельности, для специализации № 1 «Криминалистические экспертизы» — так же по трасологии и трасологической экспертизе, технико-криминалистической экспертизе документов, дактилоскопии и дактилоскопической экспертизе, судебной баллистике и судебно-баллистической экспертизе, судебной экспертизе холодного и метательного оружия, почерковедению и почерковедческой экспертизе, габитоскопии и портретной экспертизе и специальной или военной подготовке реализуются в рамках базовой части Блока 1 «Дисциплины (модули)» программы специалитета. Объем, содержание и порядок реализации указанных дисциплин (модулей) определяются организацией самостоятельно.
В государственных организациях, находящихся в ведении государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, допускается исключение дисциплины (модуля) по безопасности жизнедеятельности, гражданской обороне и охране труда в отрасли.
6.5. Дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в рамках:
базовой части Блока 1 «Дисциплины (модули)» программы специалитета в объеме не менее 72 академических часов (2 з.е.) в очной форме обучения;
элективных дисциплин (модулей) в объеме не менее 328 академических часов. Указанные академические часы являются обязательными для освоения и в з.е. не переводятся.
Дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в порядке, установленном организацией. Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья организация устанавливает особый порядок освоения дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту с учетом состояния их здоровья.
В государственных организациях, находящихся в ведении государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, в рамках базовой части Блока 1 «Дисциплины (модули)» реализуются дисциплины (модули) по физической подготовке:
в объеме не менее 72 академических часов (2 з.е.) в очной форме обучения;
в объеме не менее 328 академических часов (в з.е. не переводятся) в очной форме обучения.
В государственных образовательных организациях в случае реализации программы специалитета в очно-заочной и заочной формах обучения дисциплины (модули) по физической подготовке могут не изучаться с учетом обязательных занятий по физической подготовке, проводимых для обучающихся в рамках служебной профессиональной подготовки по месту их службы.
6.6. Дисциплины (модули), относящиеся к вариативной части программы специалитета, определяют, в том числе, направленность (специализацию) программы специалитета. Набор дисциплин (модулей), относящихся к вариативной части программы специалитета, организация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ГОС ВПО. После выбора обучающимся направленности (специализации) программы, набор соответствующих дисциплин (модулей) становится обязательным для освоения обучающимся.
6.7. В Блок 2 «Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)» входят учебная и производственная, в том числе преддипломная, практики.
Тип учебной практики:
практика по получению первичных профессиональных умений, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности.
Тип производственной практики:
практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности;
практика (стажировка, в т.ч. войсковая).
Способы проведения учебной и производственной практик:
стационарная;
выездная.
Преддипломная практика проводится при выполнении выпускной квалификационной работы и является обязательной.
Для государственных образовательных организаций и (или) их структурных подразделений, находящихся в ведении государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, в рамках базовой части Блока 2 «Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)» допускается заменена преддипломной практики стажировкой по решению организации.
При разработке программ специалитета организация выбирает типы практик в зависимости от вида (видов) деятельности, на который (которые) ориентирована программа специалитета и специализации. Организация вправе предусмотреть в программе специалитета иные типы практик дополнительно к установленным настоящим ГОС ВПО.
Учебная и (или) производственная практики могут проводиться в структурных подразделениях организации, обладающих необходимым кадровым потенциалом и материально-технической базой.
Выбор мест прохождения практик для лиц с ограниченными возможностями здоровья производится с учетом состояния здоровья обучающихся и требований по доступности.
В государственных организациях, находящихся в ведении государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, особенности организации и продолжительности проведения практик определяются государственным органом, в ведении которого находится организация при сохранении объема практик в з.е., определенного настоящим ГОС ВПО.
6.8. В Блок 3 «Государственная итоговая аттестация» входит защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты и/или подготовка к сдаче и сдача государственных экзаменов по усмотрению образовательной организации.
Для государственных образовательных организаций и (или) их структурных подразделений, находящихся в ведении государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, в рамках базовой части Блока 3 «Государственная итоговая аттестация» допускается заменена защиты выпускной квалификационной работы сдачей дополнительного государственного экзамена по решению организации.
6.9. Программы специалитета, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, разрабатываются и реализуются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Донецкой Народной Республики в области защиты государственной тайны.
6.10. Реализация части (частей) программы специалитета и государственной итоговой аттестации, в рамках которой (которых) до обучающегося доводятся сведения ограниченного доступа и (или) в учебных целях используются секретные образцы вооружения, военной техники, их комплектующие изделия, не допускается с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
6.11. При разработке программы специалитета обучающимся обеспечивается возможность освоения дисциплин (модулей) по выбору, в том числе специальные условия инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья, в объеме не менее 30 процентов от объема вариативной части Блока 1 «Дисциплины (модули)».
В государственных образовательных организациях и (или) их структурных подразделениях, находящихся в ведении государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, особенности формирования вариативной части образовательных программ и освоения дисциплин (модулей) по выбору обучающегося определяются государственным органом, в ведении которого находится образовательная организация и (или) ее структурное подразделение.
6.12. Количество часов, отведенных на занятия лекционного типа, в целом по Блоку 1 «Дисциплины (модули)», должно составлять не более 50 процентов от общего количества часов аудиторных занятий, отведенных на реализацию данного Блока.
6.13. Объем аудиторных учебных занятий в неделю в очной форме обучения должен составлять не более 36 академических часов.
В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре (физической подготовке) и факультативным дисциплинам.
VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ СПЕЦИАЛИТЕТА
7.1. Общесистемные требования к реализации программы специалитета.
7.1.1. Организация должна располагать материально-технической базой, соответствующей действующим противопожарным правилам, нормам и обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской работ обучающихся, предусмотренных учебным планом.
7.1.2. Каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и к электронной информационно-образовательной среде организации. Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать возможность доступа, обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее — сеть Интернет), как на территории организации, так и вне ее.
Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается соответствующими средствами информационнокоммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Доступ, использование и функционирование электронной информационно-образовательной среды должно соответствовать законодательству Донецкой Народной Республики.
В государственных организациях, находящихся в ведении государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, функциональные возможности, порядок формирования, использования и функционирования электронной информационно-образовательной среды, особенности доступа обучающихся к электронно-библиотечной системе (электронной библиотеке) и электронной информационно-образовательной среде, а также доступа обучающихся к информационным справочным системам, компьютерной технике, подключенной к локальным сетям и (или) сети Интернет, определяются государственным органом, в ведении которого находится организация.
7.1.3. В случае реализации программы специалитета на созданных в установленном порядке в иных организациях кафедрах или иных структурных подразделениях организации требования к реализации программы специалитета должны обеспечиваться совокупностью ресурсов указанных организаций.
7.1.4. В случае реализации программы специалитета на созданных в установленном порядке в иных организациях кафедрах или иных структурных подразделениях организации требования к реализации программы специалитета должны обеспечиваться совокупностью ресурсов указанных организаций.
7.1.5. Квалификация руководящих и научно-педагогических работников организации должна соответствовать квалификационным характеристикам должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования, утвержденным на территории Донецкой Народной Республики.
В государственных образовательных организациях и (или) их структурных подразделениях, находящихся в ведении государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и научно-педагогических работников высшего образования дополнительного профессионального образования определяются в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.
7.1.6. Доля штатных научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должна составлять не менее 70 процентов от общего количества научно-педагогических работников организации.
7.2. Требования к кадровым условиям реализации программы специалитета.
7.2.1. Реализация программы специалитета обеспечивается руководящими и научно-педагогическими работниками организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации программы специалитета на условиях гражданско-правового договора.
7.2.2. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих образование и (или) ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины (модуля), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу специалитета, должна составлять не менее 70 процентов.
7.2.3. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Донецкой Народной Республике) и (или) ученое звание (в том числе ученое звание, полученное за рубежом и признаваемое в Донецкой Народной Республике), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу специалитета, должна быть не менее 60 процентов.
В государственных образовательных организациях и (или) их структурных подразделениях, находящихся в ведении государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, доля преподавателей указанных категорий определяется государственным органом, в ведении которого находится образовательная организация и (или) ее подразделение.
В государственных образовательных организациях и (или) их структурных подразделениях, находящихся в ведении государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, к научно-педагогическим работникам с учеными степенями и (или) учеными званиями приравниваются преподаватели военно-профессиональных и специально-профессиональных дисциплин (модулей) без ученых степеней и (или) ученых званий, имеющие профильное высшее образование, опыт военной службы (службы в правоохранительных органах, органах государственной безопасности) в области и с объектами профессиональной деятельности, соответствующими программе специалитета, не менее 10 лет, воинское (специальное) звание не ниже «майор» («капитан 3 ранга»), а также имеющие боевой опыт или государственные награды, или государственные (отраслевые) почетные звания, или государственные премии.
В числе научно-педагогических работников с ученой степенью доктора наук и (или) ученым званием профессора могут учитываться преподаватели военно-профессиональных и специально-профессиональных дисциплин (модулей) с ученой степенью кандидата наук, имеющие или государственные награды, или государственные (отраслевые) почетные звания, или государственные премии.
7.2.4. Доля работников из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью (специализацией) реализуемой программы специалитета в общем числе работников, реализующих программу специалитета, привлекаемых к реализации программы специалитета, должна быть не менее 1 процента.
7.3. Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению программы специалитета.
7.3.1. Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения лекционных занятий, практических (семинарских) занятий, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы и помещения для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Специальные помещения должны быть укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения, служащими для представления учебной информации аудитории.
Для проведения занятий лекционного типа предлагаются наборы демонстрационного оборудования и учебно-наглядных пособий, обеспечивающие тематические иллюстрации, соответствующие программам учебных дисциплин (модулей).
Образовательная организация, реализующая программу специалитета, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом организации, в том числе криминалистической, а также специальной техникой, табельным оружием, специальными средствами и другими материально-техническими средствами, необходимыми для осуществления специальной или военной подготовки обучающихся в государственных образовательных организациях и (или) их структурных подразделениях, находящихся в ведении государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны
Минимально необходимый для реализации программы специалитета перечень материально-технического обеспечения должен включать в себя:
лаборатории и полигоны:
судебной фотографии и судебной видеозаписи;
трасологических исследований;
криминалистического исследования документов;
криминалистические полигоны;
тиры (для стрельбы из табельного оружия) (для государственных организаций, а также организаций, реализующих специализацию № 1 «Криминалистические экспертизы»);
кабинеты:
иностранных языков;
информатики (компьютерные классы);
криминалистики;
спортивные залы;
библиотеки:
общая библиотека,
специальная библиотека (библиотека литературы ограниченного доступа) — если программа специалитета связана с освоением учебного материала, содержащего сведения, составляющие государственную тайну.
Лаборатории и кабинеты должны быть оснащены макетами, наглядными учебными пособиями, техническими средствами, приборами и оборудованием, обеспечивающими реализацию проектируемых результатов обучения.
Выполнение требований к материально-техническому обеспечению программ специалитета должно обеспечиваться необходимыми материально-техническими ресурсами, в том числе расходными материалами и другими специализированными материальными запасами.
Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно- образовательную среду организации.
В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий допускается замена специально оборудованных помещений их виртуальными аналогами, позволяющими обучающимся осваивать умения и навыки, предусмотренные профессиональной деятельностью.
В случае неиспользования в организации электронно-библиотечной системы (электронной библиотеки) или если доступ к необходимым в соответствии с программами учебных дисциплин (модулей) и практик изданиям не обеспечивается через электронно-библиотечные системы, библиотечный фонд организации должен быть укомплектован данными печатными изданиями из расчета не менее 50 экземпляров каждого из этих изданий основной литературы, перечисленной в рабочих программах дисциплин (модулей), практики не менее 25 экземпляров дополнительной литературы на 100 обучающихся.
7.3.2. Организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения (состав определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит обновлению по мере необходимости).
7.3.3. Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать одновременный доступ не менее 25 процентов обучающихся по программе специалитета.
7.3.4. Обучающимся должен быть обеспечен доступ (удаленный доступ), в том числе в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей).
Возможность доступа обучающихся к профессиональным базам данных и информационным справочным системам в государственных образовательных организациях и (или) их структурных подразделениях, находящихся в ведении государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, регламентируется государственным органом.
7.3.5. Обучающиеся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.
7.3.6. Специальная библиотека организации должна иметь фонд нормативных правовых документов, регламентирующих деятельность служб государственного органа для которого осуществляется подготовка кадров.
7.4. Требования к финансовым условиям реализации программы специалитета.
7.4.1. Финансовое обеспечение реализации программы специалитета должно осуществляться в объеме не ниже установленных Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики базовых нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня образования и специальности.
7.4.2. В организации и (или) ее структурном подразделении, в которых законодательством Донецкой Народной Республики предусмотрена военная, или иная приравненная к ней, служба, служба в правоохранительных органах или органах государственной безопасности, финансовое обеспечение реализации программы специалитета должно осуществляться в пределах бюджетных ассигнований республиканского бюджета, выделяемых республиканским органом исполнительной власти.
Изменяется на основании: Приказ №1133 от 18.12.2019
Отменяется на основании: Приказ №136-НП от 09.11.2021
Редакция от 09.01.2019