Вид документа: Приказ
Наименование правотворческого органа: Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики
Дата документа: 23.09.2015
Номер документа: 554
Дата государственной регистрации: 07.10.2015
Регистрационный номер: 581
Заголовок документа: Об утверждении Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 21.01.11 Горнорабочий на подземных работах
Действие документа: Действующий
Классификатор: 130.010.030 - Государственные образовательные стандарты. Образовательные программы. Образовательный процесс
Информация об опубликовании: Официальный сайт Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики mondnr.ru
Дополнительные сведения:
Количество страниц:
Министерство образования и науки
Донецкой Народной Республики
Приказ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 581
от «07» октября 2015 г.
(С изменениями, внесенными на основании Приказа Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 17.11.2015 № 795)
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 6 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании», пункта 12.56 раздела II Положения о Министерстве образования и науки, утверждённого Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 22.07.2015 года № 13-43 «Об утверждении Положения и структуры Министерства образования и науки», во исполнение статьи 9 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании», пункта 16 Правил разработки, утверждения государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утверждённых приказом Министерства образования и науки от 08.07.2015 г. № 297 (зарегистрированных в Министерстве юстиции 30 июля 2015 г. № 322),
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемый Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 21.01.11 Горнорабочий на подземных работах.
2. Контроль за исполнением приказа возложить на Первого заместителя Министра Кушакова М.Н.
3. Настоящий приказ вступает в силу с момента опубликования.
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 581
от «07» октября 2015 г.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ 21.01.11 ГОРНОРАБОЧИЙ НА ПОДЗЕМНЫХ РАБОТАХ
- ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Настоящий государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по профессии 21.01.11 горнорабочий на подземных работах для профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования, которые имеют право на реализацию имеющих государственную аккредитацию программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих по данной профессии, на территории Донецкой Народной Республики (далее — образовательная организация).
1.2. Право на реализацию программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 21.01.11 горнорабочий на подземных работах, имеет образовательная организация при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Возможна сетевая форма реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций. В реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих с использованием сетевой формы наряду с образовательными организациями также могут участвовать медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных программой подготовки квалифицированных рабочих, служащих.
- ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ, СОКРАЩЕНИЯ
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
СПО — среднее профессиональное образование;
ПОО – профессиональная образовательная организация;
ГОС СПО — государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;
ППКРС — программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии;
ОК — общая компетенция;
ПК — профессиональная компетенция;
ПМ — профессиональный модуль;
МДК — междисциплинарный курс.
Понятия и их толкования:
Результаты образования: демонстрируемые выпускником по завершении образования (курса, модуля, учебной дисциплины и т.д.) и измеряемые знания, умения, навыки, которые выражаются с помощью («на языке») компетенций.
Результаты образования описывают в общих терминах те качества и навыки, которыми должен обладать выпускник, завершающий образование на одном из уровней среднего профессионального образования. Они призваны отразить конкретные требования отраслей, перспектив их развития, профилей. Результаты образования выражаются в терминах порогового (минимального, необходимого) уровня, который, как ожидается, должен быть достигнут студентами по окончании обучения. Они выступают в роли базовых структурных элементов образования.
Компетенция: динамичная совокупность знаний, умений, навыков, способностей, ценностей, необходимая для эффективной профессиональной и социальной деятельности, личностного развития выпускников и которую они обязаны освоить и продемонстрировать после завершения части или всей образовательной программы.
Компетенции расцениваются как структурирующий принцип современного среднего профессионального образования. При этом подчеркивается акцент на способности к действию, сочетание знаний и умений с психосоциальными предпосылками.
Основная образовательная программа: системно организованный комплекс учебно-методических документов разного уровня, регламентирующий цели, ожидаемые результаты, содержание и реализацию образовательного процесса по заданному направлению (специальности) подготовки.
Модуль: комплекс учебных занятий, отличающийся содержательным, методическим, организационным, оценочным, технологическим и временным единством, имеющим как дисциплинарный, так и междисциплинарный характер.
При разработке конкретной комбинации модулей следует учитывать результаты образования, которым должны соответствовать обучающиеся после успешного изучения модулей.
Профиль: совокупность основных черт какой-либо профессии (направления, специальности) среднего профессионального образования, определяющих конкретную направленность образовательной программы.
Зачетная единица: студентоцентрированное исчисление учебной нагрузки (трудоемкости), необходимой для достижения целей, результатов и компетенций, определенных образовательной программой. Зачетная единица равна 36 академическим часам общей трудоемкости. Отражаемый в зачетной единице объем работы обучающегося включает лекции, семинарские и практические занятия, курсовые работы, рефераты, контрольные работы по дисциплинам, зачеты. Зачетные единицы назначаются всем компонентам ППКРС (модулям, учебным циклам и дисциплинам, производственной практике и т.д.)
Трудоустраиваемость – это совокупность достижений навыков, пониманий и личностных характеристик, которая раскрывает перспективы выпускников с точки зрения трудоустройства и успешности в выбранной профессии и которая служит на пользу самим выпускникам, сообществу и развитию государства.
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ ПО ПРОФЕССИИ
3.1.Сроки получения СПО по профессии 21.01.11 Горнорабочий на подземных работах в очной форме обучения и соответствующие квалификации приводятся в таблице 1.
Таблица 1
Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППКРС | Наименование квалификации (профессий по Перечню профессий рабочих, должностей служащих СПО)* | Срок получения СПО по ППКРС в очной форме обучения** |
среднее общее
образование |
Гидромониторщик
Горнорабочий очистного забоя Горнорабочий подземный Машинист подземных установок |
1год 5 мес. |
основное общее
образование |
3 года 5 мес.*** | |
основное общее образование без получения среднего общего образования в ПОО | 2 год 5 месяцев****
|
(таблица 1 в редакции Приказа Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 17.11.2015 № 795)
____________________________
* ГОС СПО в части требований к результатам освоения ППКРС ориентирован на присвоение выпускнику квалификации выше средней квалификации для данной профессии.
** Независимо от применяемых образовательных технологий.
*** Образовательные организации, осуществляющие подготовку квалифицированных рабочих, служащих на базе основного общего образования, реализуют государственный образовательный стандарт среднего общего образования в пределах ППКРС, в том числе с учётом получаемой профессии СПО.
**** При условии получения среднего общего образования в образовательных организациях с очно-заочной (сменной, вечерней) формой обучения и без получения среднего общего образования (среднее общее образование обучающиеся получают в организациях с вечерней формой обучения).
3.2. Рекомендуемый перечень возможных сочетаний профессий рабочих, должностей служащих по Перечню рабочих профессий, должностей служащих СПО при формировании ППКРС.
гидромониторщик — горнорабочий очистного забоя;
горнорабочий подземный — машинист подземных установок;
горнорабочий очистного забоя — машинист подземных установок.
Выбор сочетаний может быть проведен по усмотрению ПОО, но не менее 2-х и не более 3-х квалификаций.
Рекомендуемые сроки получения СПО по ППКРС независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются:
а) для обучающихся по очно-заочной форме обучения:
на базе среднего общего образования — не более чем на 1 год;
на базе основного общего образования — не более чем на 1,5 года;
б) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья — не более чем на 6 месяцев.
- ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: ведение технологического процесса и эксплуатация машин, механизмов при добыче полезных ископаемых подземным способом под руководством лиц технического надзора.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
горные породы;
расходные материалы;
технологический процесс ведения горных работ;
машины, механизмы и оборудование.
4.3. Обучающийся по профессии Горнорабочий на подземных работах готовится к следующим видам деятельности:
4.3.1. Эксплуатация гидромониторной установки и ведение процесса гидромониторного размыва.
4.3.2. Ведение вспомогательных работ по выемке полезного ископаемого и обслуживанию машин и механизмов.
4.3.3. Ведение технологического процесса выемки полезного ископаемого и управление горно-выемочным комплексом.
4.3.4. Эксплуатация и обслуживание машин, механизмов и оборудования в процессе выемки полезного ископаемого.
- ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ
5.1. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
5.2. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
5.2.1. Эксплуатация гидромониторной установки и ведение процесса гидромониторного размыва.
ПК 1.1. Управление гидромонитором.
ПК 1.2. Ведение процесса гидромониторного размыва.
ПК 1.3. Техническое обслуживание и ремонт гидромониторной установки.
5.2.2. Ведение вспомогательных работ по выемке полезного ископаемого и обслуживанию машин и механизмов.
ПК 2.1. Ведение вспомогательных работ по выемке полезного ископаемого.
ПК 2.2. Техническое обслуживание и ремонт вагонеток, лебедок, толкателей и деревянных конструкций.
ПК 2.3. Выполнение работ по предупреждению пожаров в шахте.
5.2.3. Ведение технологического процесса выемки полезного ископаемого и управление горно-выемочным комплексом.
ПК 3.1. Ведение технологического процесса выемки полезного ископаемого.
ПК 3.2. Управление горно-выемочным комплексом.
ПК 3.3. Управление кровлей.
5.2.4. Эксплуатация и обслуживание машин, механизмов и оборудования в процессе выемки полезного ископаемого.
ПК 4.1. Управление машинами и механизмами.
ПК 4.2. Ведение процесса транспортирования полезного ископаемого.
ПК 4.3. Техническое обслуживание и ремонт машин и механизмов.
- ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ
6.1. ППКРС предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общепрофессионального;
профессионального
и разделов:
физическая культура;
учебная практика;
производственная практика;
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть ППКРС должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования.
Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемой(ым) квалификации(ям). В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС должна предусматривать изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», которую можно интегрировать с дисциплиной «Охрана труда». Объем часов на дисциплину «Безопасность жизнедеятельности» составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части учебных циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы – 70% от общего объема времени отведенного на указанную дисциплину.
Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
Таблица 2
Структура основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования
Индекс | Наименование циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту | Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося | В т.ч. часов обязательных учебных занятий | Индекс и наименование дисциплин, междисциплнарных курсов (МДК) | Коды формируемых компетенций |
Обязательная часть циклов ОПОП и раздел «Физическая культура» | 864 | 576 | |||
ОП.00 | Общепрофессиональный цикл | 300 | 200 | ||
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:уметь:
читать и выполнять эскизы, рабочие и сборочные чертежи несложных деталей, технологических схем и аппаратов: знать: общие сведения о сборочных чертежах, назначение условностей и упрощений, применяемых в чертежах, правила оформления и чтения рабочих чертежей; основные положения конструкторской, технологической и другой нормативной документации; геометрические построения и правила вычерчивания технических деталей, способы графического представления технологического оборудования и выполнения технологических схем; требования стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) и Единой системы технологической документации (ЕСТД) к оформлению и составлению чертежей и схем |
ОП.01.Техническое
черчение |
ОК 1 — 7ПК 1.1 — 1.3
ПК 2.1 — 2.3 ПК 3.1 — 3.3 ПК 4.1 — 4.3 |
|||
уметь: контролировать выполнение заземления, зануления;
производить контроль параметров работы электрооборудования; пускать и останавливать электродвигатели, установленные на эксплуатируемом оборудовании; рассчитывать параметры, составлять и собирать схемы включения приборов при измерении различных электрических величин; снимать показания работы и пользоваться электрооборудованием с соблюдением норм техники безопасности и правил эксплуатации; читать принципиальные, электрические и монтажные схемы; проводить сращиванне, спайку и изоляцию проводов и контролировать качество выполняемых работ; знать: основные понятия о постоянном и переменном электрическом токе, последовательное и параллельное соединение проводников и источников тока, единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников, электрических и магнитных полей; сущность и методы измерений электрических величин, конструктивные и технические характеристики измерительных приборов; основные законы электротехники; типы и правила графического изображения и составления электрических схем; методы расчета электрических цепей; условные обозначения электротехнических приборов и электрических машин; основные элементы электрических сетей; принципы действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных приборов, электрических машин, аппаратуры управления и защиты, схемы электроснабжения; двигатели постоянного и переменного тока, их устройство, принцип действия, правила пуска, остановки; способы экономии электроэнергии; правила сращивания, спайки и изоляции проводов; виды и свойства электротехнических материалов; правила техники безопасности при работе с электрическими приборами |
ОП.02.Электротехника | ОК 1 — 7ПК 1.1- 1.3
ПК 2.1 — 2.3 ПК 3.1 — 3.3 ПК 4.1 — 4.3 |
|||
уметь: выполнять основные слесарные работы при техническом обслуживании и ремонте оборудования;
пользоваться инструментами и контрольно-измерительными приборами при выполнении слесарных работ, техническом обслуживании и ремонте оборудования; собирать конструкции из деталей по чертежам и схемам; читать кинематические схемы; определять напряжения в конструкционных элементах; знать: виды износа и деформации деталей и узлов; виды слесарных работ и технологию их выполнения при техническом обслуживании и ремонте оборудования; виды смазочных материалов, требования к свойствам масел, применяемых для смазки узлов и деталей, правила хранения смазочных материалов; кинематику механизмов, соединения деталей машин, механические передачи, виды и устройство передач; назначение и классификацию подшипников; основные типы смазочных устройств; принципы организации слесарных работ; типы, назначение, устройство редукторов; трение, его виды, роль трения в технике; устройство и назначение инструментов и контрольно-измерительных приборов, используемых при выполнении слесарных работ, техническом обслуживании и ремонте оборудования; виды механизмов, их кинематические и динамические характеристики; методику расчета элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость при различных видах деформации |
ОП.03.Основы технической механики и слесарных работ | ОК 1 — 7ПК 1.1 — 1.3
ПК 2.1 — 2.3 ПК 3.1 -3.3 ПК 4.1 -4.3 |
|||
уметь: оценивать состояние охраны труда на производственном объекте;
пользоваться средствами индивидуальной и групповой защиты; применять безопасные приемы труда на территории организации и в производственных помещениях; использовать экобиозащитную и противопожарную технику; определять и проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности: соблюдать правила безопасности труда, производственной санитарии и пожарной безопасности; знать: виды инструктажей по охране труда: возможные опасные и вредные факторы и средства защиты; действие токсичных веществ на организм человека; законодательство в области охраны труда; меры предупреждения пожаров и взрывов; нормативные документы по охране труда и здоровья, основы профгигиены, профсанитарии и пожаробезопасности; общие требования безопасности на территории организации и в производственных помещениях; основные источники воздействия на окружающую среду; основные причины возникновения пожаров и взрывов; обеспечение безопасных условий труда на производстве; равовые и организационные основы охраны труда в организации, систему мер по безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и снижению вредного воздействия на окружающую среду, профилактические мероприятия по безопасности труда и производственной санитарии; права и обязанности работников в области охраны труда; правила безопасной эксплуатации установок и аппаратов; правила и нормы охраны труда, личной и производственной санитарии и противопожарной защиты: предельно допустимые концентрации (ПДК) и индивидуальные средства защиты; принципы прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях; средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов |
30 | ОП.04.Охрана труда | ОК 1 — 7ПК 1.1 — 1.3
ПК 2.1 — 2.3 ПК 3.1 — 3.3 ПК 4.1 — 4.3 |
||
уметь: организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения; ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии; применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией; владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; оказывать первую помощь пострадавшим; знать: принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности республики; основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; основы военной службы и обороны государства; задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения: меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям НПО; область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим |
32 | ОП.05.Безопасность жизнедеятельности | ОК 1-7ПК 1.1 — 1.3
ПК 2.1 — 2.3 ПК 3.1 — 3.3 ПК 4.1 — 4.3 |
||
П.00 | Профессиональный цикл | 484 | 336 | ||
ПМ.00 | Профессиональные модули | 484 | 336 | ||
ПМ.01 | Эксплуатация гидромониторной установки и ведение процесса гидромониторного размыва. В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:
настройки рабочего режима и управления гидромониторной установкой; ведения процесса гидромониторного размыва и управления потоком пульпы; отбора проб пульпы; ведения наблюдения за состоянием гидромониторной установки, желобов, пульпопроводных и водопроводных коммуникаций; ведения технического обслуживания и профилактического ремонта эксплуатируемого оборудования; разборки, сборки, передвижки и балансировки гидромонитора; разборки, сборки, наращивания и укорачивания водоводов и пульпопроводов, замены насадки и приборов; применения средств индивидуальной защиты от вредных и опасных факторов; уметь: управлять гидромонитором с дистанционного пульта и с помощью ручного управления; различать основные виды горных пород; отрабатывать схемы гидромониторного размыва; определять напор и давление жидкости в трубопроводе; производить сборку, разборку и передвижку гидромонитора; проводить техническое обслуживание гидромониторной установки; вести монтаж и установку гидромонитора согласно схеме монтажа; производить сборку, разборку и наращивание водоводов и пульпопроводов; ремонтировать гидромониторную установку; применять огнетушители для тушения угля и оборудования; действовать в аварийных ситуациях согласно плану ликвидации аварий; знать: классификацию горных выработок; общие сведения о технологии горных работ в подготовительных и очистных забоях угольных шахт; способы проветривания и осушения горных выработок; правила безопасности при ведении горных и взрывных работ в шахте: классификацию, устройство, конструкцию, принцип действия и условия применения гидромониторов; правила дистанционного и ручного управления гидромонитором; свойства размываемых пород; схемы гидромониторного размыва; приемы и методы ведения разработки размывом и гидравлической транспортировки горных пород и грунта; правила безопасности при ведении разработки горных пород гидромониторной установкой; основные требования правил безопасности при разработке полезных ископаемых подземным способом; понятие об аварии и инциденте; назначение и содержание плана ликвидации аварий; порядок действий в аварийных ситуациях; понятие подачи, напора, плотности, скорости движения жидкости, понятие о гидроударах; порядок поддержания консистенции пульпы, способы отбора проб пульпы; правила пожарной безопасности в шахтах; правила технической эксплуатации гидромониторов; порядок сборки и разборки гидромонитора, правила установки оборудования при монтаже; устройство, конструкцию и принцип действия приборов, задвижек, высоконапорных ставов, пульпопроводов и водоводов; формы насадок и способы их замены; порядок сборки, разборки и наращивания водоводов и пульпопроводов; устройство желобов на аккумулирующих штреках; технологию и способы дробления крупных кусков горных пород; правила ремонта канав и траншей; причины неисправностей в работе гидромониторов и способы их устранения; технологию ремонта гидромониторной установки |
МДК.01.01.Устройство, техническая эксплуатация и ремонт гидромониторной установки | ОК 1 — 7ПК 1.1 — 1.3 | ||
ПМ.02 | Ведение вспомогательных работ по выемке полезного ископаемого и обслуживанию машин и механизмов. В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:
выполнения работ на плитах и заездах с выдачей на рабочем месте горной массы; зачистки почвы, листов, деревянных настилов скатов, пропуска по ним полезного ископаемого; восстановления дренажных, водоотливных канав и колодцев; возведения перемычек, установки дверных коробок, трапов, люков, полок, ограждений, опалубки; отбора пластовых и эксплуатационных проб в очистных и подготовительных забоях; ведения подкатки и откатки груженых и порожних вагонеток при помощи лебедок, толкателей и вручную; приемки, погрузки и доставки крепежных, строительных, смазочных материалов, запасных частей и оборудования в горную выработку; ведения отцепки и расцепки вагонеток и площадок, перевода стрелок; ведения очистки вагонеток, путей, плит, водоочистных канавок, зумпфов средствами механизации или вручную; участия в монтаже и демонтаже машин, механизмов, деревянных конструкций; проведения технического обслуживания погрузочно-доставочных и закладочных машин, скреперных лебедок; приготовления глинистого, цементного, известкового растворов; приготовления эмульсии; осланцевания мест скопления пыли, побелки горных выработок; применения средств индивидуальной защиты от вредных и опасных факторов; уметь: производить безопасный пропуск горной массы по скатам; изготавливать и устанавливать деревянные конструкции коробок, трапов, люков, ограждения, опалубки; ориентироваться по схеме горных выработок шахты, схеме откатки; производить перевозку людей и грузов в соответствии с правилами движения поездов; вести процесс транспортирования материалов и оборудования в соответствии с правилами безопасности при транспортировании грузов; применять приспособления для погрузки-разгрузки тяжелого оборудования; выполнять плотничные и слесарные работы; монтировать и устанавливать оборудование согласно схемам монтажа; производить техническое обслуживание горных выработок, машин, механизмов; производить техническое обслуживание дверных коробок, трапов, люков, полок, ограждений, опалубки; устранять неисправности машин и оборудования: выполнять работы по противопожарной защите согласно правилам пожарной безопасности в шахте; проводить побелку и осланцевание горных выработок, установку водяных заслонов; применять огнетушители для тушения угля и оборудования; действовать в аварийных ситуациях согласно плану ликвидации аварий; знать: классификацию горных выработок: общие сведения о технологии горных работ в подготовительных и очистных забоях угольных шахт; способы проветривания и осушения горных выработок; правила безопасности при ведении горных и взрывных работ в шахте; рациональные и безопасные приемы по пропуску горной массы по скатам; правила проведения и крепления дренажных, водоотливных канав и колодцев; устройство и назначение перемычек различных типов; правила установки дверных коробок, трапов, люков, ограждения, опалубки; технологию обмазки перемычек, щитов, труб цементом и глиной; способы устройства деревянных настилов; схему вентиляции и направление исходящей струи по шахте; свойства взрывчатых материалов; устройство ограждений, правила расстановки постов и установленную сигнализацию при ведении взрывных работ; порядок отбора пластовых и эксплуатационных проб; государственные стандарты на отбор и разделку проб, положение о приемке и браковке угля (сланца), работ; типы машин, механизмов и оборудования, обеспечивающих механизацию ручного труда в шахтах, их устройство, принцип действия и условия применения; виды шахтного транспорта, устройство и принцип действия; устройство и техническую эксплуатацию транспортных средств, приспособлений, применяемых при погрузке тяжелых деталей и оборудования; правила технической эксплуатации канатной откатки, вагонеток, лебедок, толкателей; схемы откатки и путевых маршрутов; профиль пути на обслуживаемом участке; правила регулирования движения поездов, погрузки, разгрузки и откатки вагонеток: правила приема у ствола крепежных, взрывчатых, строительных, смазочных материалов, запасных частей и оборудования, погрузки и транспортировки их в шахтах; условия хранения строительных и смазочных материалов, запасных частей и оборудования; правила перевозки людей и грузов в шахтах; графики работы клетей и сканов; способы выполнения плотничных работ в шахте; правила выполнения слесарных и монтажных работ в объеме, необходимом для работы; содержание схем монтажа оборудования; требования к техническому состоянию горных выработок, машин, механизмов и деревянных конструкций; нормы засоренности полезного ископаемого видимой породой, нормы загрузки вагонеток; периодичность и порядок очистки вагонеток, путей и водоотливных канавок; требования к состоянию канатов, роликов, пути, тормозного шкива и сигнального устройства; понятие о газоносности и газобильности; горючие свойства метана и угольной пыли; правила пожарной безопасности в шахтах; способы и приемы тушения пожаров: правила применения огнетушителей; способы предупреждения пожаров в шахте; устройство приборов для осланцевания и побелки выработок; назначение инертной пыли, нормы ее расхода и порядок хранения; назначение и правила приготовления глинистого, цементного, известкового растворов; понятие об аварии и инциденте; назначение и содержание плана ликвидации аварий; порядок действий в аварийных ситуациях |
МДК.02.01.Технология вспомогательных работ по выемке полезного ископаемого | ОК 1 — 7ПК 2.1 — 2.3 | ||
ПМ.03 | Ведение технологического процесса выемки полезного ископаемого и управление горно-выемочным комплексом. В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:
бурения шпуров; ведения процесса выемки полезного ископаемого; сборки и разборки конвейеров, водо- и воздухопроводящих магистралей; выполнения работ по транспортированию горной массы из забоя; погрузки и выгрузки материалов и оборудования в горных выработках у очистных забоев; работы с погрузочно-разгрузочными устройствами, лебедкой, перфоратором, на конвейере; управления дренажными машинами и тормозной бремсберговой установкой; обслуживания узкозахватного комбайна; управления установками по нагнетанию воды в пласт; ремонта забойного оборудования; возведения крепи в соответствии с паспортом крепления и управления кровлей (посадка кровли, выкладка костров, закладка выработанного пространства); участия в передвижке секций механической крепи; управления гидросистемой при передвижке секции крепи и конвейера; участим в переноске, передвижке, установке горного оборудования, гибких перекрытий, опорных стоек в зоне забоя и прилегающим к нему горным выработкам (лавам, блокам); применения средств индивидуальной защиты от вредных и опасных факторов: уметь: ориентироваться в системе горных выработок шахты; производить бурение шпуров; крепить дренажные выработки; вести процесс выемки полезного ископаемого в соответствии с требованиями правил безопасности при разработке полезных ископаемых подземным способом; вести прием и транспортирование материалов и оборудования в соответствии с требованиями правил безопасности; производить погрузку и выгрузку материалов и оборудования с помощью приспособлений; обслуживать конвейер, производить его сборку и разборку; управлять погрузочно-разгрузочными устройствами; управлять лебедкой, перфоратором, дренажной машиной, бремсберговой установкой; управлять горно-выемочным комплексом в процессе ведения очистных работ: узкозахватным комбайном, установкой для нагнетания воды в пласт; производить выкладку костров, закладку выработанного пространства; производить передвижку секций механической крепи; производить монтаж и демонтаж горного оборудования; производить передвижку и переноску опорных стоек и гибких перекрытий; производить сборку и разборку забойного оборудования; действовать в аварийных ситуациях согласно плану ликвидации аварий; знать: классификацию горных выработок; общие сведения о технологии горных работ в подготовительных и очистных забоях угольных шахт; способы проветривания и осушения горных выработок; правила безопасности при ведении горных и взрывных работ в шахте; правила ведения разработки горных выработок по направлениям, схемы рационального расположения шпуров; технологию бурения шпуров и скважин; технологию нагнетания воды в пласт; технологию ведения проходки ниш, навески люков, наращивания срубовых ходков, наращивания и укорачивания конвейеров, водо- и воздухопроводящих магистралей; схемы разводки воздухопроводов и водопроводов; технологию транспортирования горной массы из забоя; требования к погрузке и доставке горной массы и способы их выполнения; правила безопасности при разработке полезных ископаемых подземным способом; правила пожарной безопасности в шахтах; устройство и технические характеристики погрузочно-разгрузочных устройств, лебедок, толкателей, бремсберговой установки, конвейеров, дренажных машин, перфоратора и правила обращения с ними, область применения различных машин и механизмов; устройство и техническую эксплуатацию горновыемочных комплексов; правила управления дренажными машинами; правила управления тормозной бремсберговой установкой; правила технической эксплуатации машин и механизмов; технологию ремонта забойного оборудования; виды крепей и способы крепления забоя; содержание и порядок заполнения паспортов крепления и управления кровлей, буровзрывных работ; условия применения различных способов управления кровлей; технологию установки опорных и распорных стоек, укладки настилов; технологию передвижки секций механической крепи; методы закладки выработанного пространства, закладочные материалы; технику и правила монтажных и демонтажных работ; технологию переноски, передвижки, установки горного оборудования, гибких перекрытий, опорных стоек в зоне забоя и прилегающим к нему горным выработкам; понятие об аварии и инциденте; назначение и содержание плана ликвидации аварий; порядок действий в аварийных ситуациях |
МДК.03.01.Технология добычи полезных ископаемых подземным способом | ОК 1 — 7ПК 3.1 — 3.3 | ||
ПМ.04 | Эксплуатация и обслуживание машин, механизмов и оборудования в процессе выемки полезного ископаемого. В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:
управления насосными и углесосными установками, скреперными и маневровыми лебедками, опрокидывателями, конвейерами, питателями, перегружателями, толкателями, межвагонными перекрывателями, устройствами для механической очистки вагонеток; погрузки полезного ископаемого с конвейера, питателя или из люка вагонетки; отборки из вагонеток и с конвейеров вывозимой породы и посторонних предметов, их складирования и погрузки в вагонетки; осуществления сцепки, расцепки, подкатки и откатки груженых и порожних вагонеток в пределах зоны обслуживания, формирования и сопровождения состава к месту назначения; регулирования режима работы и степени загрузки машин, механизмов; устранения мелких неисправностей подземных установок в процессе работы; проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту горных машин и механизмов; применения средств индивидуальной защиты от вредных и опасных факторов; уметь: применять машины и механизмы в технологическом процессе в зависимости от их назначения; управлять насосной установкой, лебедкой, конвейером, питателем; крепить и регулировать длину каната; управлять машинами и механизмами в соответствии с требованиями правил безопасности; контролировать загрузку, транспортирование горной массы по конвейеру и разгрузку в бункер; производить очистку конвейерной ленты от заштыбовки, убирать просыпи транспортируемой горной массы; производить загрузку вагонеток горной массой и их разгрузку; производить отбор из вагонеток посторонних предметов, их складирование и вывоз; осуществлять сцепку, расцепку, подкатку и откатку груженых и порожних вагонеток в пределах зоны обслуживания; формировать и сопровождать состав к месту назначения; передвигать маневровые, скреперные лебедки и закреплять их на новом месте; соблюдать заданные режимы работы машин и оборудования; определять неисправности в работе машин и оборудования; устранять неисправности машин и оборудования; нести ремонтные работ и техническое обслуживание машин и оборудования в соответствии с требованиями правил безопасности; знать: классификацию горных выработок; общие сведения о технологии горных работ в подготовительных и очистных забоях угольных шахт; способы проветривания и осушения горных выработок; правила безопасности при ведении горных и взрывных работ в шахте; типы, устройство и применение углесосных установок, эрлифтных подъемов, скреперных и маневровых лебедок, опрокидывателей, конвейеров, питателей; устройство пульпосборников, водосборников, коллекторов, колодцев; конструкцию канатов, способы их крепления и регулирования длины; принцип действия и назначение пусковой аппаратуры, контрольно-измерительные приборы (КИП), устройство заземлений; правила безопасности при работе с машинами и механизмами; виды, устройство и условия применения рудничного транспорта; технологию погрузки угля (сланца) с конвейера, питателя или из люка вагонетки, отборки из вагонеток и с конвейеров вывозимой породы и посторонних предметов, складирования их и погрузки в вагонетки; правила технической эксплуатации вагонеток и конвейера; правила безопасности при работе на конвейере; устройство сигнализации и правила подачи сигналов во время производимых работ; устройство и правила технической эксплуатации маневровых и скреперных лебедок; правила безопасности при разработке полезных ископаемых подземным способом; рациональные режимы работы используемых машин, механизмов и другого оборудования, регулирование степени их загрузки; способы выявления и устранения мелких неисправностей в работе обслуживаемого оборудования; правила технического обслуживания и ремонта горных машин и установок, технологию проведения основных работ; правила безопасности при ведении ремонтных работ; понятие об аварии и инциденте; назначение и содержание алана ликвидации аварий; порядок действий в аварийных ситуациях |
МДК.04.01.Устройство, техническая эксплуатация и ремонт горных машин и механизмов | ОК 1 — 7ПК 4.1 — 4.3 | ||
ФК.00 | Физическая культура. В результате освоения раздела «Физическая культура» обучающийся должен:
уметь: использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; знать: о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни |
80 | 40 | ОК 2ОК 3
ОК 6 ОК 7 |
|
Вариативная часть циклов ОПОП (определяется образовательным учреждением) | 216 | 144 | |||
Итого по обязательной части ОПОП, включая раздел «Физическая культура», и вариативной части ОПОП | 1080 | 720 | |||
УП.00 | Учебная практика (производственное обучение) | 19/39 нед. | 684/1404 | ОК 1 — 7ПК 1.1 — 1.3
ПК 2.1 — 2.3 ПК 3.1 — 3.3 ПК 4.1 — 4.3 |
|
ПП.00 | Производственная практика | ||||
ПА.00 | Промежуточная аттестация | 1/2 нед | |||
ГИА.00 | Государственная (итоговая) аттестация | 1/2 нед. |
Таблица 3
Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 43/65 недели, в том числе:
Обучение по учебным циклам и разделу «Физическая культура» | 20 нед. |
Учебная практика обучающихся на базе среднего общего образования/ на базе основного общего образования | 19/39 нед. |
Производственная практика обучающихся на базе среднего общего образования/ на базе основного общего образования | |
Промежуточная аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/ на базе основного общего образования | 1/2 нед. |
Государственная итоговая аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/ на базе основного общего образования | 1/2 нед. |
Каникулы | 2 недели |
Итого | 43/65 нед |
- ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ
7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ГОС СПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по Перечню с учетом соответствующей примерной ППКРС.
Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемым квалификациям, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ППКРС образовательная организация:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППКРС, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;
обязана ежегодно обновлять ППКРС с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ГОС СПО;
обязана в рабочих программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязана обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязана формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должна предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. При реализации ППКРС обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Законом «Об образовании» (принят Народным Советом Донецкой Народной Республики 19.06.2015 года. Постановление № I-233П-НС, вступил в силу 07.07.2015 г. № 55 — I НС).
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ППКРС и консультации.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.
7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.
7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.
7.7. По дисциплине «Физическая культура» могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
7.8. Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах ППКРС, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии СПО.
Срок освоения ППКРС в очной форме обучения для лиц обучающихся на базе основного общего образования увеличивается на 82 недели из расчета:
Теоретическое обучение(при обязательной учебной нагрузки 36 часов в неделю) | 57 недель |
Промежуточная аттестация | 3 недели |
Каникулы | 22 недели |
7.9. Консультации для обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией.
7.10. В период обучения при наличии финансирования, материально-технических возможностей соответствующей структуры с совершеннолетними юношами могут проводится учебные сборы.
7.11. В период обучение с юношами могут проводится учебные сборы.
7.12. Практика является обязательным разделом ППКРС. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППКРС предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.
Учебная практика и производственная практика проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
7.13. Реализация ППКРС должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1 — 2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено ГОС СПО для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 5 лет.
7.14. ППКРС должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППКРС.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация ППКРС должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППКРС. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданными за последние 5 лет.
Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 5 наименований отечественных журналов.
Образовательная организация должна предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными организациями, в том числе образовательными организациями, и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.
7.15. Финансирование реализации ППКРС должно осуществляться в объеме не ниже установленных государственных нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня.
7.16. Образовательная организация, реализующая ППКРС, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.
Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений определяется в соответствии с учебным планом учреждений среднего профессионального образования.
Рекомендуемый перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений
Кабинеты:
технического черчения;
технической механики;
безопасности жизнедеятельности;
охраны труда;
технологии горных работ.
Лаборатории:
электротехники;
электрооборудования и автоматизации;
устройства, технической эксплуатации и ремонта горных машин.
Мастерские:
столярная;
слесарная;
электромонтажная.
Полигоны:
горных выработок;
горного оборудования.
Спортивный комплекс:
спортивный зал;
открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;
стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.
Залы:
библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;
актовый зал.
Реализация ППКРС должна обеспечивать:
выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;
освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательной организации или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.
При использовании электронных изданий образовательная организация должна обеспечить каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.
Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
- ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ
8.1. Оценка качества освоения ППКРС должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестацию обучающихся.
8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательной организацией самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.
8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ППКРС (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции.
Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплинам и междисциплинарным курсам в составе профессиональных модулей разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно, а для промежуточной аттестации по профессиональным модулям и для государственной итоговой аттестации — разрабатываются и утверждаются образовательной организацией после предварительного положительного заключения работодателей.
Для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (междисциплинарным курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться преподаватели смежных дисциплин (курсов). Для максимального приближения программ промежуточной аттестации обучающихся по профессиональным модулям к условиям их будущей профессиональной деятельности образовательной организацией в качестве внештатных экспертов должны активно привлекаться работодатели.
8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:
оценка уровня освоения дисциплин;
оценка компетенций обучающихся.
Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.
8.5. К государственной итоговой аттестации допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план по ППКРС, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования .
8.6. Государственная итоговая аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа).
Обязательные требования — соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей; выпускная практическая квалификационная работа должна предусматривать сложность работы не ниже разряда по профессии рабочего, предусмотренного ГОС СПО.
Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательной организации.
Для проведения государственной итоговой аттестации выпускников преподавателями выпускающих предметно–цикловых комиссий для каждого направления и специальности разрабатывается программа государственной аттестации, которая после её рассмотрения на их заседаниях и заседании педагогического совета с участием председателей государственных экзаменационных комиссий утверждается учреждением СПО в установленном порядке.
8.7. Обучающиеся по ППКРС, не имеющие среднего общего образования, в соответствии с частью 6, статьи 65 Закона «Об образовании» Донецкой Народной Республики, Постановление № I-233П-НС от 19.06.2015 года, вправе бесплатно пройти государственную итоговую аттестацию, которой завершается освоение образовательных программ среднего общего образования. При успешном прохождении указанной государственной итоговой аттестации аккредитованной образовательной организацией обучающимся выдается аттестат о среднем общем образовании.
Для данного документа приложений нет.
Изменяется на основании: Приказ №795 от 17.11.2015
Редакция от 17.11.2015