Вид документа: Приказ
Государственный информационно-правовой фонд: Государственный реестр нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики , Нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики
Наименование правотворческого органа: Министерство юстиции Донецкой Народной Республики
Дата документа: 06.10.2023
Номер документа: 316-ОД
Дата государственной регистрации: 13.10.2023
Регистрационный номер: 5626
Заголовок документа: Об утверждении Порядка проведения правовой экспертизы муниципальных нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики
Действие документа: Архивная версия
Классификатор: 010.130.000 - Органы местного самоуправления Донецкой Народной Республики, 190.020.040 - Правотворческая деятельность, юридическая экспертиза проектов нормативных правовых актов
Информация об опубликовании:
Дополнительные сведения:
Количество страниц:
NULLМинистерство юстиции
Донецкой Народной Республики
Приказ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Регистрационный № 5626
от «13» октября 2023 г.
(в ред. Приказа Министерства юстиции ДНР от 23.11.2023 № 336-ОД)
Во исполнение части 1 статьи 43.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», части 6 статьи 4 Закона Донецкой Народной Республики от 14 августа 2023 года № 468-IIНС «О местном самоуправлении в Донецкой Народной Республике», части 3 статьи 4 Закона Донецкой Народной Республики от 29 сентября 2023 года № 5-РЗ «О регистре муниципальных нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики»
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения правовой экспертизы муниципальных нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики.
2. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на директора Департамента регистрации нормативных правовых актов Министерства юстиции Донецкой Народной Республики.
3. Настоящий Приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.
ПОРЯДОК
проведения правовой экспертизы муниципальных нормативных
правовых актов Донецкой Народной Республики
(в ред. Приказа Министерства юстиции ДНР от 23.11.2023 № 336-ОД)
1.1. Настоящий Порядок устанавливает требования к проведению правовой экспертизы муниципальных нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики (далее – муниципальные НПА).
1.2. Правовая экспертиза муниципальных НПА осуществляется в целях обеспечения их соответствия Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также Конституции Донецкой Народной Республики, законам, иным нормативным правовым актам Донецкой Народной Республики, уставу соответствующего муниципального образования Донецкой Народной Республики (далее — действующее законодательство).
1.3. Проведение правовой экспертизы осуществляется уполномоченным структурным подразделением Министерства юстиции Донецкой Народной Республики (далее – Министерство).
1.4. Обязательной правовой экспертизе подлежат муниципальные НПА, включенные в регистр муниципальных нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики (далее – Регистр).
Правовая экспертиза муниципальных НПА проводится в срок до тридцати рабочих дней со дня включения муниципального НПА в Регистр.
Срок проведения правовой экспертизы муниципальных НПА, предусмотренный абзацем вторым настоящего пункта, по решению заместителя руководителя Министерства (в его отсутствие — иного уполномоченного лица) может быть продлен, но не более чем на тридцать календарных дней.
II. ПРОВЕДЕНИЕ ПРАВОВОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
2.1. Правовая экспертиза заключается в правовой оценке формы муниципального НПА, его целей и задач, предмета правового регулирования, компетенции органа местного самоуправления муниципального образования в Донецкой Народной Республике (далее — орган местного самоуправления), принявшего муниципальный НПА, содержащихся в нем норм на предмет соответствия требованиям действующего законодательства.
В рамках проведения правовой экспертизы проводится антикоррупционная экспертиза муниципальных НПА, включенных в Регистр, в соответствии с действующим законодательством.
(абзац второй пункта 2.1 в ред. Приказа Министерства юстиции ДНР от 23.11.2023 № 336-ОД)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.2. Не проводится правовая экспертиза в отношении признанных утратившими силу муниципальных НПА.
2.3. При поступлении муниципального НПА, вносящего изменения в ранее принятый муниципальный НПА, проводится правовая экспертиза и составляется экспертное заключение в отношении муниципального НПА о внесении изменений.
2.4. При проведении правовой экспертизы муниципального НПА, признающего утратившим силу другой муниципальный НПА, оценивается компетенция органа местного самоуправления, его принявшего, а также возможность возникновения пробелов в правовом регулировании в результате признания утратившим силу муниципального НПА.
2.5. При проведении правовой экспертизы устанавливается следующее:
является ли муниципальный НПА нормативным правовым актом;
полномочия органа местного самоуправления (во исполнение или в соответствии с каким законодательством принят муниципальный НПА);
соответствуют ли правовые основания, обусловившие его принятие, основаниям, указанным в действующем законодательстве.
При оценке компетенции органа местного самоуправления на принятие муниципального НПА необходимо руководствоваться нормами действующего законодательства, закрепляющими соответствующие полномочия органов местного самоуправления.
2.6. В случае если при анализе конкретных норм права возникает расхождение между действующими правовыми актами, регулирующими одни и те же правоотношения, необходимо руководствоваться общепринятыми положениями коллизионного права.
2.7. В ходе правовой экспертизы также оценивается соблюдение правил юридической техники при подготовке муниципального НПА, то есть наличие набора реквизитов, построение, правильность использования юридической терминологии.
Муниципальный НПА должен иметь следующие элементы:
вид и форму муниципального НПА;
наименование органа местного самоуправления, принявшего муниципальный НПА;
дату, номер и место принятия и (или) подписания муниципального НПА;
наименование муниципального НПА, в котором в краткой форме должен быть отражен предмет правового регулирования и которое должно соответствовать содержанию муниципального НПА;
дату (срок) и порядок вступления в силу муниципального НПА;
полное наименование должности лица, подписавшего муниципальный НПА.
2.8. При оценке юридических терминов должно быть проанализировано следующее:
употребляется ли один и тот же термин в данном муниципальном НПА в одном и том же значении;
имеют ли термины общепризнанное значение;
обеспечено ли единство понятий и терминологии с понятиями и терминологией, используемыми в действующем законодательстве.
2.9. Основными признаками противоречия муниципального НПА действующему законодательству являются:
отсутствие правовых оснований, которые в соответствии с действующим законодательством необходимы для принятия (издания) муниципального НПА;
принятие (издание) муниципального НПА во исполнение нормативного правового акта, признанного утратившим силу;
неправильный выбор правового акта, примененного при принятии (издании) муниципального НПА;
принятие (издание) муниципального НПА органом местного самоуправления, к компетенции которого не относится регулирование соответствующих правоотношений, либо издание с превышением полномочий, предоставленных данному органу местного самоуправления;
нарушение порядка принятия (издания) муниципального НПА;
содержание в муниципальном НПА норм и положений, противоречащих нормам действующего законодательства;
нарушение порядка вступления в силу муниципального НПА.
III. ПОДГОТОВКА ЭКСПЕРТНОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
3.1. В случае выявления в ходе правовой экспертизы в муниципальном НПА одного или нескольких признаков, указанных в пункте 2.9 настоящего Порядка, составляется мотивированное экспертное заключение о несоответствии муниципального НПА действующему законодательству (далее — экспертное заключение) по форме согласно приложению к настоящему Порядку.
3.2. В экспертном заключении отражаются следующие сведения:
реквизиты муниципального НПА, проходящего правовую экспертизу;
предмет регулирования и его соответствие вопросам местного значения, установленным действующим законодательством (с указанием конкретных статей и пунктов соответствующих нормативных правовых актов);
перечень актов действующего законодательства, на соответствие которым рассматривался акт, необходимость и достаточность муниципального НПА для урегулирования общественных отношений;
оценка компетенции (полномочия) принявшего муниципальный НПА органа местного самоуправления;
соответствие содержания муниципального НПА действующему законодательству (в том числе законодательству об антикоррупционной экспертизе);
соответствие формы и текста муниципального НПА правилам юридической техники.
3.3. При составлении экспертного заключения должны быть описаны и проанализированы конкретные нормы рассматриваемого муниципального НПА, противоречащие действующему законодательству.
При описании норм муниципального НПА необходимо указывать следующее:
положение (абзац, подпункт, пункт, часть статьи, статья, раздел) муниципального НПА, противоречащее законодательству, а также его содержание;
нарушенные положения действующего законодательства (абзац, подпункт, пункт, часть статьи, статья, раздел соответствующего нормативного правового акта) и изложение их содержания.
3.4. Если вывод о несоответствии нормы муниципального НПА аргументируется несколькими логически взаимосвязанными нормами, необходимо четко указать, каким именно из них противоречит норма муниципального НПА.
3.5. При выявлении в муниципальном НПА несоответствий действующему законодательству экспертное заключение направляется в орган местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления, принявшему (издавшему) муниципальный НПА, для рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений.
В случае если по результатам правовой экспертизы муниципального НПА выявлены замечания только юридико-технического характера в орган местного самоуправления, принявший муниципальный НПА, направляется экспертное заключение с предложением о приведении муниципального НПА в соответствие с правилами юридической техники.
Данная ревизия документа не вносит изменения в приложения.
Изменяется на основании: