watermark
Печать

Вид документа: Постановление

Государственный информационно-правовой фонд: Нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики

Наименование правотворческого органа: Президиум Совета Министров Донецкой Народной Республики

Дата документа: 18.03.2015

Номер документа: 4-2

Заголовок документа: Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Донецкой Народной Республики к государственной тайне

Действие документа: Действующий

Классификатор: 160.030.040 - Государственная тайна

Информация об опубликовании:
    Официальный сайт Донецкой Народной Республики http://dnr-online.su/,
    Официальный сайт Совета Министров Донецкой Народной Республики http://smdnr.ru/,

Дополнительные сведения:

Количество страниц:

watermark
НПА ДНР

Президиум Совета Министров
Донецкой Народной Республики

 

Постановление

18.03.2015
№4-2
Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Донецкой Народной Республики к государственной тайне

В соответствии с Законами Донецкой Народной Республики «О государственной тайне», «О Министерстве государственной безопасности», «О безопасности», в целях установления порядка допуска должностных лиц и граждан Донецкой Народной Республики, Президиум Совета Министров Донецкой Народной Республики постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке допуска должностных лиц и граждан Донецкой Народной Республики к государственной тайне.

2. Руководителям органов государственной власти Донецкой Народной Республики, органов местной власти и местного государственного управления, местного самоуправления, воинских формирований, предприятий, учреждений, организаций, банков Донецкой Народной Республики привести допускную работу в области защиты государственной тайны в соответствии с требованиями Закона Донецкой Народной Республики «О государственной тайне» и настоящей Инструкции.

3. Контроль за выполнением настоящей Инструкции возложить на Министерство государственной безопасности Донецкой Народной Республики.

4. Настоящее Постановление вступает в силу с момента опубликования.

Председатель Совета Министров
А.В. Захарченко

Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан Донецкой Народной Республики к государственной тайне

I. Общие положения

1. Настоящая Инструкция, разработанная в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики о государственной тайне, определяет порядок допуска должностных лиц и граждан Донецкой Народной Республики (далее — граждане) к государственной тайне и формы учетной документации, необходимой для оформления такого допуска, согласно приложению.

Положения настоящей Инструкции обязательны для выполнения органами государственной власти Донецкой Народной Республики, органами местной власти и местного государственного управления, местного самоуправления, воинскими формированиями, предприятиями, учреждениями, организациями, банками Донецкой Народной Республики которые выполняют работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, либо намерены получить в установленном порядке лицензию на право проведения таких работ (далее — организации), гражданами, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять законодательство Донецкой Народной Республики о государственной тайне.

2. Государственные органы, наделенные полномочиями по распоряжению сведениями, отнесенными к государственной тайне, могут принимать с учетом специфики решаемых ими задач ведомственные инструкции, регламентирующие порядок допуска граждан к государственной тайне в этих государственных органах по согласованию с Министерством государственной безопасности Донецкой Народной Республики (далее — орган государственной безопасности), если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Главы Донецкой Народной Республики.

3. В настоящей Инструкции используются следующие основные понятия:

«близкие родственники» — жена (муж), отец, мать, дети, усыновители, усыновленные, полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры;

«постоянное проживание за границей» — проживание граждан за пределами Донецкой Народной Республики более 6 месяцев в течение года, не связанное с исполнением ими обязанностей государственной службы;

«номер допуска к государственной тайне» — номер отметки о проведении проверочных мероприятий, проставляемый органом государственной безопасности, а при оформлении допуска к государственной тайне без проведения органом государственной безопасности проверочных мероприятий — номер соответствующего удостоверения либо учетный номер карточки (форма 1).

4. В соответствии со степенями секретности сведений, составляющих государственную тайну, устанавливаются следующие формы допуска граждан к государственной тайне:

первая форма — для граждан, допускаемых к сведениям особой важности;

вторая форма — для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям;

третья форма — для граждан, допускаемых к секретным сведениям.

Доступ граждан к сведениям, составляющим государственную тайну, разрешается только при наличии у них допуска к государственной тайне по соответствующей форме. Наличие у граждан допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для их доступа к сведениям более низкой степени секретности.

5. Оформление гражданам допуска к государственной тайне осуществляется по месту работы (службы).

Оформление допуска к государственной тайне гражданам, пребывающим в запасе и поступающим на военную службу по контракту либо подлежащим призыву на военную службу (в том числе по мобилизации), на военные сборы, а также гражданам, не пребывающим в запасе и подлежащим призыву для прохождения военной службы, которым требуется допуск к государственной тайне для исполнения служебных обязанностей, осуществляется военными комиссариатами по месту воинского учета указанных граждан.

6. Если по характеру выполняемых должностных (специальных, функциональных) обязанностей предусматривается доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, заключение трудовых договоров (контрактов) между администрацией и оформляемым лицом допускается только после проверки компетентными органами и оформления допуска к государственной тайне.

7. Допуск граждан к государственной тайне предусматривает:

а) принятие на себя обязательств перед Республикой по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;

б) письменное согласие на частичные, временные ограничения их прав в соответствии со статьей 25 Закона Донецкой Народной Республики «О государственной тайне»;

в) письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий;

г) определение видов, размеров и порядка предоставления социальных гарантий, предусмотренных законодательством Донецкой Народной Республики;

д) ознакомление с нормами законодательства Донецкой Народной Республики о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;

е) принятие руководителем организации решения (в письменном виде) о допуске оформляемого гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну.

8. Проверочные мероприятия, связанные с оформлением допуска граждан к государственной тайне, осуществляются органами государственной безопасности по месту расположения организаций, их территориально обособленных подразделений.

9. Допуск граждан к государственной тайне по третьей форме оформляется без проведения органами государственной безопасности проверочных мероприятий. В данном случае проверка достоверности представленных гражданами анкетных данных проводится кадровым органом, режимно-секретным органом и (при наличии) подразделением внутренней безопасности органов государственной власти Донецкой Народной Республики, органов местной власти и местного государственного управления, местного самоуправления, воинских формирований, предприятий, учреждений, организаций, банков Донецкой Народной Республики в пределах своей компетенции. В случае если имеются сомнения в достоверности предоставленных гражданами анкетных данных, руководитель организации может в установленном порядке направить материалы в орган государственной безопасности для проведения проверочных мероприятий.

Руководителям организаций, работникам их структурных подразделений по защите государственной тайны, а также лицам, на которых возлагается исполнение функций структурных подразделений по защите государственной тайны, допуск к государственной тайне оформляется с проведением органом государственной безопасности проверочных мероприятий.

Орган государственной безопасности по согласованию с заинтересованными организациями определяют организации, в которых допуск к государственной тайне по третьей форме оформляется с проведением органом государственной безопасности проверочных мероприятий.

10. Принятие на себя обязательств перед Республикой по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну оформляются отдельным документом в виде Обязательства гражданина перед государством по соблюдению требований законодательства Донецкой Народной Республики о государственной тайне (примерное содержание обязательств представлено в форме 2), которое хранится в режимно-секретном органе вместе с карточками на допуск граждан к государственной тайне

11. Основаниями для отказа гражданину в допуске к государственной тайне могут являться:

а) признание гражданина судом недееспособным, ограниченно дееспособным или рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные или иные тяжкие преступления, наличие у гражданина неснятой судимости за эти преступления;

б) наличие у гражданина медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, утверждаемому органом исполнительной власти, уполномоченным в области здравоохранения и социального развития, согласованному с Министерством государственной безопасности;

в) выявление в результате проведения проверочных мероприятий действий гражданина, создающих угрозу безопасности Донецкой Народной Республики;

г) уклонение гражданина от проверочных мероприятий и (или) сообщение заведомо ложных анкетных данных.

12. Решение о допуске к государственной тайне принимается:

а) в отношении граждан, пребывающих в запасе и подлежащих призыву на военную службу по мобилизации или на военные сборы, — военным комиссаром, а призванным без оформленного допуска — командиром воинской части (воинского формирования);

б) в отношении руководителей государственных органов и государственных организаций — теми, кем они были назначены на соответствующие должности, в отношении заместителей руководителей, руководителей структурных подразделений государственных органов и государственных организаций — руководителями указанных государственных органов и государственных организаций;

в) в отношении руководителей негосударственных организаций — руководителем организации-заказчика работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

13. Оформление допуска к государственной тайне указанным в подпунктах «б» и «в» пункта 12 настоящей Инструкции должностным лицам осуществляется организацией, должностное лицо которой принимает решение о допуске к государственной тайне.

Руководителям органов государственной власти ДНР, включенных, в соответствии с Законом Донецкой Народной Республики «О государственной тайне», в Перечень должностей, при замещении которых лица считаются допущенными к государственной тайне, допуск к государственной тайне по соответствующей форме предоставляется без согласования с органами государственной безопасности, без оформления обязательства о неразглашении сведений, составляющих государственную и служебную (военную) тайну. В данном случае режимно-секретным подразделением организации, предоставившей допуск к государственной тайне в организацию, руководителю которой предоставлен допуск к государственной тайне, направляется письмо, заверенное печатью организации, предоставившей допуск к государственной тайне, в котором указываются форма, номер допуска к государственной тайне, дата принятия решения о допуске к государственной тайне.

В остальных случаях в организацию, руководителю которой оформлен допуск к государственной тайне, направляется письмо, заверенное печатью организации, оформлявшей допуск к государственной тайне, в котором указываются дата окончания проверочных мероприятий, форма и номер допуска к государственной тайне, наименование органа государственной безопасности, проводившего проверочные мероприятия, и дата принятия решения о допуске к государственной тайне.

14. Допуск гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению должностного лица, принявшего решение о его допуске к государственной тайне, в случае:

а) расторжения с ним трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий;

б) однократного нарушения им обязательств, связанных с защитой государственной тайны;

в) возникновения обстоятельств, являющихся в соответствии с пунктом 11 настоящей Инструкции основанием для отказа гражданину в допуске к государственной тайне.

15. Решение о прекращении допуска к государственной тайне может быть обжаловано гражданином в вышестоящую организацию или в суд.

16. Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает гражданина от ранее взятых им обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну.

17. Руководители организаций несут персональную ответственность за подбор граждан, допускаемых к государственной тайне.

II. Порядок оформления допуска к государственной тайне

18. Перечень должностей, при назначении на которые гражданам оформляется допуск к государственной тайне, определяется номенклатурой должностей работников, подлежащих оформлению на допуск к государственной тайне (форма 3) (далее — номенклатура должностей).

19. Номенклатура должностей разрабатывается режимно-секретным подразделением организации (далее — режимно-секретное подразделение) с учетом предложений структурных подразделений и подписывается его руководителем.

20. В номенклатуру должностей включаются только те должности, по которым допуск работников к государственной тайне действительно необходим для выполнения ими должностных (специальных, функциональных) обязанностей, в том числе должности работников, допуск которых к государственной тайне обусловлен направлением их в другие организации для выполнения работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Количество работников, допускаемых к сведениям, составляющим государственную тайну, в организациях должно быть максимально ограничено.

21. Номенклатура должностей в двух экземплярах направляется организацией, территориально обособленным подразделением на согласование в Министерство государственной безопасности Донецкой Народной Республики.

В сопроводительном письме о направлении номенклатуры должностей на согласование в орган государственной безопасности указываются:

а) сведения о лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну: дата выдачи, срок ее действия, категория режима секретности и номер (кроме организаций, не подлежащих лицензированию);

б) дата согласования с органом государственной безопасности предыдущей номенклатуры должностей;

в) количество должностей, предусматривавшихся в предыдущей номенклатуре должностей для оформления допуска к государственной тайне по первой, второй и третьей формам, причины увеличения или снижения количества указанных должностей в новой номенклатуре должностей.

22. После согласования с органом государственной безопасности номенклатура должностей утверждается:

в государственных органах, в органах местного самоуправления — руководителями органов или уполномоченными ими должностными лицами;

в организациях — руководителями организаций.

23. Номенклатура должностей хранится в режимно-секретном подразделении.

24. Изменения в номенклатуру должностей вносятся по мере необходимости в порядке, установленном для подготовки номенклатуры должностей.

Номенклатура должностей утверждается заново в порядке, установленном для ее подготовки, не реже 1 раза в 5 лет.

25. Форма допуска гражданина к государственной тайне должна соответствовать форме допуска, предусмотренной номенклатурой должностей. Допускается кратковременное (на время проверки компетентным органом) наличие допуска низшей формы, чем форма допуска предусмотренного номенклатурой должностей.

Снижение формы допуска гражданина к государственной тайне оформляется решением должностного лица, принявшего решение о его допуске, о чем проставляется соответствующая отметка в позиции 8 карточки (форма 1). В случае необходимости должностное лицо, ранее снизившее гражданину, постоянно работающему в организации, форму допуска к государственной тайне, может восстановить ее без проведения проверочных мероприятий органами государственной безопасности.

В случае изменения формы допуска граждан к государственной тайне в орган государственной безопасности, осуществляющий проверочные мероприятия, в месячный срок направляется соответствующее уведомление, в котором указываются фамилии, имена, отчества граждан (в алфавитном порядке), даты и места их рождения, номера и формы допусков к государственной тайне, даты окончания проведения органами государственной безопасности проверочных мероприятий.

26. Подготовка материалов для оформления допуска граждан к государственной тайне осуществляется кадровыми подразделениями (работниками, ведущими кадровую работу) организации (далее — кадровые подразделения).

Направлять граждан в режимно-секретные подразделения и органы государственной безопасности по вопросам, связанным с оформлением допуска к государственной тайне, запрещается.

27. Граждане, которым оформляется допуск к государственной тайне, представляют заполненную анкету (форма 4), документы, удостоверяющие личность и подтверждающие сведения, указанные в анкете (паспорт, военный билет, трудовую книжку, свидетельство о рождении, свидетельство о заключении (расторжении) брака, диплом об образовании и т.п.), а также справку об отсутствии медицинских противопоказаний для работы со сведениями, составляющими государственную тайну.

Анкета заполняется собственноручно или с использованием технических средств. При использовании технических средств на нижнем поле каждой страницы анкеты собственноручно ставится подпись лица, на которого заполняется анкета.

Форму и порядок получения справки устанавливает орган исполнительной власти, уполномоченный в области здравоохранения и социального развития, согласованные с Министерством государственной безопасности ДНР.

28. Работники кадрового подразделения:

а) знакомят гражданина, оформляемого на допуск к государственной тайне, с нормами законодательства Донецкой Народной Республики о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;

б) сверяют сведения, указанные гражданином в анкете, со сведениями, содержащимися в представленных документах;

в) уточняют при необходимости отдельные сведения, указанные в анкете;

г) доводят до гражданина, оформляемого на допуск к государственной тайне, обязательства перед государством о соблюдении требований законодательства Донецкой Народной Республики о государственной тайне.

29. Анкета гражданина, которому оформляется допуск к государственной тайне, подписывается работником кадрового подразделения, заверяется печатью организации или кадрового подразделения, передаётся в режимно-секретное подразделение для проверки правильности заполнения и направления пакета документов для проверки в соответствующие органы.

30. Режимно-секретное подразделение:

а) разрабатывает рекомендации для кадрового подразделения по порядку оформления на работу (службу) граждан на должности, предусматривающие работу со сведениями, составляющими государственную тайну;

б) запрашивает карточки (форма 1) в режимно-секретных подразделениях тех организаций, в которых оформляемые на работу (службу) граждане работали (служили) в течение последних 5 лет;

в) анализирует материалы, представляемые кадровым подразделением и полученные от режимно-секретных подразделений с прежних мест работы (службы) граждан, оформляемых на работу (службу), на предмет выявления наличия возможных оснований для отказа гражданину в оформлении допуска к государственной тайне;

г) оформляет, учитывает и хранит карточки (форма 1) и обязательства граждан по соблюдению требований законодательства Донецкой Народной Республики о государственной тайне (форма 2);

д) осуществляет контроль за исполнением установленных требований по допуску граждан к государственной тайне;

е) осуществляет учет предписаний на выполнение задания (форма 5) и справок о соответствующей форме допуска (формы 6 — 8);

ж) проводит инструктаж граждан, допускаемых к государственной тайне.

31. В случае отсутствия в организации режимно-секретного подразделения, оформление допусков к государственной тайне может осуществляться режимно-секретным подразделением вышестоящей организации, или организации, которая оказывает данной организации услуги по защите государственной тайны.

32. На каждого гражданина, которому оформляется допуск к государственной тайне с проведением органами государственной безопасности проверочных мероприятий, режимно-секретное подразделение направляет в орган государственной безопасности следующие документы:

а) письмо с обоснованием необходимости оформления гражданину допуска к государственной тайне, в котором указываются:

должность, на которую оформляется гражданин, ее порядковый номер в номенклатуре должностей, дата и номер согласования номенклатуры должностей, количество работников, подлежащих оформлению на допуск к государственной тайне и допущенных к государственной тайне по указанной должности. При оформлении допуска руководителю режимно-секретного подразделения и руководителю организации, впервые допускающейся к работам с использованием сведений, составляющих государственную тайну (в случае, если в организации отсутствует номенклатура должностей), кратко отражается характер документов или выполняемых работ и степень их секретности со ссылкой на пункты развернутых перечней сведений, подлежащих засекречиванию;

форма и номер ранее имевшегося у гражданина допуска к государственной тайне, дата окончания проведения проверочных мероприятий, причина переоформления допуска к государственной тайне (в случае переоформления допуска к государственной тайне);

отсутствие медицинских противопоказаний для работы со сведениями, составляющими государственную тайну;

обоснование принятия руководителем организации решения об оформлении допуска к государственной тайне гражданину, в отношении которого имеются основания для отказа в допуске к государственной тайне (в этом случае письмо подписывается руководителем организации);

б) анкета (форма 4), заполненная гражданином не ранее чем за месяц до направления материалов в орган государственной безопасности;

в) карточка (форма 1), зарегистрированная в журнале учета карточек на допуск граждан к государственной тайне (форма 9);

г) учетная карточка на допуск к государственной тайне (форма 10) (количество экземпляров согласовывается с органом государственной безопасности, проводящим проверочные мероприятия);

д) списки на оформляемого гражданина и его родственников (форма 11) (количество экземпляров согласовывается с органом государственной безопасности, проводящим проверочные мероприятия).

Гриф ограниченного доступа указанным в этом пункте документам присваивается в соответствии с требованиями законодательства.

33. Орган государственной безопасности имеет право запрашивать в организациях дополнительные документы, необходимые для проведения проверочных мероприятий.

Документы, не соответствующие требованиям настоящей Инструкции, возвращаются органом государственной безопасности для доработки.

34. Одновременное направление в органы государственной безопасности документов для оформления допуска к государственной тайне на нескольких лиц, рассматриваемых на замещение одной должности, не допускается, кроме случая проведения конкурса на замещение вакантной должности, предусмотренного законодательством Донецкой Народной Республики.

Организация, проводящая конкурс, в установленном порядке направляет в орган государственной безопасности документы на всех кандидатов, допущенных к участию в конкурсе. Результаты проверочных мероприятий орган государственной безопасности сообщает руководителю организации, проводящей конкурс. После проведения конкурса по соответствующему запросу орган государственной безопасности высылает карточку (форма 1) на гражданина, выигравшего конкурс.

35. Карточки (форма 1) хранятся в режимно-секретном подразделении вместе с обязательствами граждан по соблюдению требований законодательства Донецкой Народной Республики о государственной тайне (форма 2).

36. На граждан, которым оформляется допуск к государственной тайне по третьей форме без проведения органом государственной безопасности проверочных мероприятий, оформляется карточка (форма 1), которая регистрируется в журнале учета карточек на допуск граждан к государственной тайне (форма 9) отдельно от карточек (форма 1), оформленных на граждан, допущенных к государственной тайне с проведением органом государственной безопасности проверочных мероприятий.

37. Карточка (форма 1) с отметкой органа государственной безопасности о проведении проверочных мероприятий и номером допуска к государственной тайне возвращается в организацию.

38. Решение о допуске гражданина к государственной тайне оформляется записью в позиции 8 карточки (форма 1), которая заверяется подписью руководителя организации или уполномоченного им должностного лица и печатью организации.

При оформлении карточки (форма 1) лицам, замещающим должности, включенные в перечень должностей, при замещении которых граждане считаются допущенными к государственной тайне, в позиции 8 производится запись с указанием номера и даты акта Главы Донецкой Народной Республики об утверждении данного перечня.

39. На гражданина, которому оформляется допуск к государственной тайне, заводится одна карточка (форма 1). При переходе гражданина на работу (службу) в другую организацию указанная карточка по письменному запросу режимно-секретного подразделения соответствующей организации пересылается по новому месту работы (службы).

Новая карточка (форма 1) заводится только в случае, если ранее заведенная карточка была уничтожена в соответствии с пунктом 45 настоящей Инструкции.

Карточка (форма 1), оформленная на гражданина, допущенного к государственной тайне по третьей форме без проведения органом государственной безопасности проверочных мероприятий, в другие организации не пересылается.

40. При отсутствии в позициях карточки (форма 1) места для соответствующих записей в установленном порядке заполняется новый бланк карточки (форма 1), который учитывается как дополнительный лист к имеющейся карточке (форма 1). При этом на новом бланке указывается номер листа, а в графе «Примечание» журнала учета карточек на допуск граждан к государственной тайне (форма 9) — количество листов в карточке (форма 1).

Организация, оформившая допуск к государственной тайне гражданам, состоящим на воинском учете, направляет в соответствующие военные комиссариаты по их запросам уведомления о форме допуска к государственной тайне, его номере, дате окончания проведения проверочных мероприятий, а также сведения о фактах переоформления или прекращения допуска к государственной тайне.

41. Если в течение 6 месяцев после проведения проверочных мероприятий не было принято решение о допуске гражданина к государственной тайне, отметка о проведении проверочных мероприятий органами государственной безопасности в карточке (форма 1) становится недействительной.

В этом случае в орган государственной безопасности, проводивший проверочные мероприятия, в месячный срок направляется соответствующее уведомление, в котором указываются фамилия, имя, отчество гражданина, дата и место его рождения, номер и форма допуска к государственной тайне, дата окончания проведения проверочных мероприятий. В случае включения в указанный список нескольких граждан их фамилии указываются в алфавитном порядке.

42. В отношении граждан, которые переведены на должности, не предусматривающие наличие допуска к государственной тайне, уволились из организации, в том числе при расторжении трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий, закончили обучение в учебном заведении и т.п. и на которых в течение 6 месяцев не затребованы карточки (форма 1), действие допуска прекращается.

43. Решение о прекращении допуска гражданина к государственной тайне оформляется записью в позиции 8 карточки (форма 1), которая заверяется подписью соответствующего должностного лица или начальника РСО организации, предоставившей допуск и печатью этой организации или её режимно-секретного органа.

44. При прекращении допуска граждан к государственной тайне в случаях, предусмотренных пунктом 42 настоящей Инструкции, в орган государственной безопасности в месячный срок направляется уведомление о прекращении допуска к государственной тайне, в котором указываются фамилии, имена, отчества граждан (в алфавитном порядке), даты и места их рождения, номера и формы допусков, даты окончания проведения проверочных мероприятий. Уведомления о прекращении допусков по третьей форме, оформленных без проведения органом государственной безопасности проверочных мероприятий, в орган государственной безопасности не направляются.

При прекращении допуска граждан к государственной тайне в случаях, предусмотренных подпунктами «б» и «в» пункта 14 настоящей Инструкции, проставляется соответствующая отметка в позиции 10 карточки (форма 1), а в орган государственной безопасности в 10-дневный срок направляется соответствующее уведомление.

45. После прекращения допуска к государственной тайне обязательства гражданина по соблюдению требований законодательства Донецкой Народной Республики о государственной тайне (форма 2), и карточка (форма 1) хранятся в режимно-секретном подразделении до истечения срока наложения ограничений на права гражданина, но не менее 5 лет после даты прекращения допуска, после чего уничтожаются в установленном порядке.

46. В случае получения из органа государственной безопасности уведомления о возникновении обстоятельств, которые в соответствии с подпунктами «б» и «в» пункта 14 настоящей Инструкции могут послужить основанием для прекращения гражданину допуска к государственной тайне, соответствующие должностные лица принимают решение о возможности или невозможности дальнейшей работы гражданина со сведениями, составляющими государственную тайну, о чем информируют орган государственной безопасности. До принятия такого решения гражданин отстраняется от работы со сведениями, составляющими государственную тайну.

III. Особенности оформления допуска к государственной тайне при работе по совместительству

47. При необходимости оформления гражданину, имеющему допуск к государственной тайне, такого же допуска для работы по совместительству в другой организации (в том числе и в качестве арбитражного управляющего) по соответствующему запросу изготавливается дубликат карточки (форма 1), который направляется в запрашивающую организацию. Дубликат карточки (форма 1) изготавливается режимно-секретным подразделением запрашиваемой организации на бланке карточки (форма 1), имеющем отметку «Дубликат», путем перенесения всех указанных в карточке (форма 1) гражданина записей и учитывается как очередной лист карточки (форма 1), при этом запись о проведении проверочных мероприятий органом государственной безопасности заверяется подписью руководителя этого режимно­секретного подразделения и печатью запрашиваемой организации. В графе «Примечание» журнала учета карточек на допуск граждан к государственной тайне (форма 9) и в позиции 6 карточки (форма 1) делается отметка «Дубликат. Лист № __ направлен» и указывается наименование и адрес организации, в которую направлен указанный дубликат.

Режимно-секретное подразделение, изготовившее дубликат карточки (форма 1), в месячный срок направляет в орган государственной безопасности уведомление, в котором указывает адрес и наименование организации, в которую направлен дубликат карточки (форма 1).

Дубликаты карточек (форма 1) учитываются в порядке, установленном для учета карточек (форма 1).

С карточек (форма 1), оформленных на граждан, получивших допуск к государственной тайне без проведения органами государственной безопасности проверочных мероприятий, и с дубликатов карточек (форма 1) дубликаты не оформляются.

48. Организация, в которой гражданин работает по совместительству, получив дубликат карточки (форма 1), в установленном порядке оформляет гражданину допуск к государственной тайне и в месячный срок направляет в орган государственной безопасности уведомление с приложением учетной карточки на допуск к государственной тайне (форма 10), на обороте которой указываются форма и номер допуска к государственной тайне, дата окончания проведения проверочных мероприятий, а также дата решения о допуске гражданина к государственной тайне.

При необходимости переоформления допуска к государственной тайне гражданину в организации, в которой он работает по совместительству, режимно-секретным подразделением указанной организации запрашивается по постоянному месту работы карточка (форма 1), которая после переоформления допуска к государственной тайне возвращается одновременно с запросом о направлении ее дубликата. При этом организацией, в которой гражданин работает постоянно и где хранится карточка (форма 1), в установленном порядке оформляется новое решение о допуске гражданина к государственной тайне, а в орган государственной безопасности направляется уведомление с приложением учетной карточки на допуск к государственной тайне (форма 10), на обороте которой указываются форма и номер допуска к государственной тайне, дата окончания проведения проверочных мероприятий, дата решения о допуске гражданина к государственной тайне, а также адрес и наименование организации, в которую направлен дубликат карточки (форма 1).

49. При прекращении в организации, где хранится дубликат карточки (форма 1), допуска к государственной тайне в случаях, предусмотренных подпунктами «б» и «в» пункта 14 настоящей Инструкции, в организацию, где хранится карточка (форма 1), направляется уведомление, в котором указываются основания принятия такого решения с приложением дубликата карточки (форма 1), в позиции 10 которой делается соответствующая отметка. Копия уведомления, направляемого в соответствии с пунктом 44 настоящей Инструкции, дополнительно направляется в орган государственной безопасности.

При прекращении в организации, где хранится карточка (форма 1), допуска к государственной тайне в случаях, предусмотренных подпунктами «б» и «в» пункта 14 настоящей Инструкции, в организацию, где хранится дубликат карточки (форма 1), направляется уведомление, в котором указываются основания принятия такого решения с приложением карточки (форма 1), в позиции 10 которой делается соответствующая отметка. Копия уведомления, направляемого в соответствии с пунктом 44 настоящей Инструкции, дополнительно направляется в орган государственной безопасности.

50. В отношении граждан, работающих в организации, где хранится дубликат карточки (форма 1), которые переведены в указанной организации на должность, не предусматривающую наличие допуска к государственной тайне, уволились из организации, в том числе при расторжении трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий, закончили обучение в учебном заведении и т.п., действие допуска прекращается и дубликат карточки (форма 1) возвращается в организацию, где хранится карточка (форма 1).

В отношении граждан, работающих в организации, где хранится карточка (форма 1), которые переведены в указанной организации на должность, не предусматривающую наличие допуска к государственной тайне, уволились из организации, в том числе при расторжении трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий, закончили обучение в учебном заведении и т.п., действие допуска прекращается и карточка (форма 1) направляется в организацию, где хранится дубликат карточки (форма 1).

51. В случаях, предусмотренных пунктами 49 и 50 настоящей Инструкции, дубликаты карточки (форма 1) приобщаются к карточке (форма 1). При этом в графе «Примечание» журнала учета карточек на допуск граждан к государственной тайне (форма 9) и позиции 6 карточки (форма 1) делается отметка «Дубликат. Лист №________________________________ приобщен к карточке».

52. Гражданам, допущенным к государственной тайне в организации, в которой они работают по совместительству, запрещается использование сведений, составляющих государственную тайну, полученных в организации по основному месту работы.

Указанные сведения могут быть переданы в организацию, в которой граждане работают по совместительству, в установленном порядке.

IV. Особенности оформления руководителям и членам саморегулируемых организаций арбитражных управляющих допуска к государственной тайне

53. Решение о допуске руководителя саморегулируемой организации арбитражных управляющих (далее — саморегулируемая организация) к государственной тайне принимается руководителем органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять функции по контролю (надзору) за деятельностью арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (далее — уполномоченный орган по контролю (надзору)).

Решение о допуске арбитражного управляющего к государственной тайне принимается руководителем соответствующего территориального органа уполномоченного органа по контролю (надзору).

54. Список членов саморегулируемой организации, подлежащих оформлению на допуск к государственной тайне (форма 12), утверждается руководителем территориального органа уполномоченного органа по контролю (надзору) по представлению руководителя саморегулируемой организации.

Согласование этого списка с органом государственной безопасности осуществляется соответствующим подразделением по защите государственной тайны территориального органа уполномоченного органа по контролю (надзору) по представлению руководителя саморегулируемой организации.

Указанный список направляется руководителем саморегулируемой организации в территориальный орган уполномоченного органа по контролю (надзору) в двух экземплярах, один из которых затем направляется в уполномоченный орган по контролю (надзору).

55. Арбитражный управляющий, получивший допуск к государственной тайне, в недельный срок со дня вынесения определения арбитражного суда о его утверждении арбитражным управляющим предоставляет копию определения суда в уполномоченный орган по контролю (надзору) (его территориальный орган).

Доступ арбитражного управляющего к сведениям, составляющим государственную тайну, осуществляется в установленном порядке со дня вынесения арбитражным судом указанного определения.

56. Обязательства арбитражного управляющего (руководителя саморегулируемой организации) перед государством по соблюдению требований законодательства Донецкой Народной Республики о государственной тайне оформляются в виде расписки.

57. Функции кадрового подразделения по оформлению допуска арбитражного управляющего (руководителя саморегулируемой организации) к государственной тайне выполняют кадровые подразделения территориальных органов уполномоченного органа по контролю (надзору).

V. Переоформление допуска к государственной тайне

58. Переоформление допуска к государственной тайне по первой форме производится через 10 лет, по второй и третьей (с проведением органом государственной безопасности проверочных мероприятий) формам производится через 15 лет с даты окончания проведения проверочных мероприятий органом государственной безопасности в случае перехода указанных граждан на другое место работы (службы).

Переоформление допуска к государственной тайне граждан, постоянно работающих в организации, оформившей им данный допуск, не производится.

59. Переоформление допуска к государственной тайне по первой, второй и третьей (с проведением органом государственной безопасности проверочных мероприятий) формам независимо от срока действия производится в следующих случаях:

а) прием гражданина на работу (службу), назначение на должность в структурные подразделения по защите государственной тайны, за исключением случая перевода гражданина из одного структурного подразделения по защите государственной тайны в другое в рамках одной организации;

б) вступление гражданина в брак, кроме случая, предусмотренного пунктом 61 настоящей Инструкции;

в) возвращение из длительной, свыше 6 месяцев, заграничной командировки;

г) возникновение обстоятельств, влияющих в соответствии с пунктом 11 настоящей Инструкции на принятие решения о допуске к государственной тайне;

д) прием на работу (службу) гражданина, у которого в карточке (форма 1) в позиции 7 проставлена особая отметка органа государственной безопасности;

е) прием на работу (службу) гражданина, пребывающего в запасе, если с даты принятия военным комиссаром решения о его допуске к государственной тайне прошло более 6 месяцев;

ж) призыв гражданина, пребывающего в запасе, карточка (форма 1) которого хранится в военном комиссариате, для прохождения плановых военных сборов на воинских должностях, замещение которых предусматривает работу со сведениями, составляющими государственную тайну, если с даты принятия военным комиссаром решения о его допуске к государственной тайне прошло более 6 месяцев;

з) прием на работу (службу) гражданина, у которого в карточке (форма 1) в позиции 10 имеется отметка о нарушениях режима секретности и (или) наличии оснований для отказа в допуске к государственной тайне.

60. При переоформлении допуска к государственной тайне в орган государственной безопасности направляются документы, указанные в пункте 32 настоящей Инструкции.

61. Допуск к государственной тайне не переоформляется в следующих случаях:

вступление гражданина в брак с лицом, имеющим допуск к государственной тайне, оформленный с проведением органом государственной безопасности проверочных мероприятий;

смена гражданином фамилии, имени или отчества в случаях, предусмотренных законодательством Донецкой Народной Республики.

Режимно-секретное подразделение вносит соответствующие изменения в карточку (форма 1) и в месячный срок направляет в орган государственной безопасности соответствующее уведомление, в котором указываются фамилии, имена, отчества граждан (в алфавитном порядке), даты и места их рождения, номера и формы допусков, даты окончания проведения органом государственной безопасности проверочных мероприятий с приложением учетной карточки на допуск к государственной тайне (форма 10).

62. Режимно-секретное подразделение, получив карточку (форма 1) с прежнего места работы гражданина, определяет необходимость переоформления ему допуска к государственной тайне и докладывает об этом руководителю организации.

Если переоформления допуска к государственной тайне не требуется, гражданин в установленном порядке допускается к государственной тайне и назначается на должность, а режимно-секретное подразделение не позднее чем через месяц направляет в орган государственной безопасности уведомление с приложением учетной карточки на допуск к государственной тайне (форма 10), на обороте которой указываются форма и номер допуска к государственной тайне, дата окончания проведения органом государственной безопасности проверочных мероприятий, а также дата решения о допуске гражданина к государственной тайне.

63. Кадровое подразделение обязано в 10-дневный срок информировать режимно-секретное подразделение обо всех изменениях в биографических данных гражданина, допущенного к государственной тайне, для решения вопроса о целесообразности переоформления ему допуска к государственной тайне и внесения соответствующих изменений в карточку (форма 1).

VI. Порядок доступа к сведениям, составляющим государственную тайну, граждан при их командировании в другие организации

64. Доступ граждан к сведениям, составляющим государственную тайну, в организациях, в которые они командируются, осуществляется после предъявления ими предписаний на выполнение задания (форма 5), документов, удостоверяющих личность, и справок о допуске по соответствующей форме (формы 6 — 8).

Сотрудникам органов государственной безопасности, осуществляющим по роду службы взаимодействие с организациями в работе по защите государственной тайны, право доступа к сведениям, составляющим государственную тайну, предоставляется по предъявлении служебного удостоверения и справок о допуске по соответствующей форме (формы 6 — 8).

65. Гражданам, командируемым для выполнения заданий, связанных с доступом к государственной тайне, выдаются:

для имеющих допуск к сведениям особой важности — справка о допуске по первой форме (форма 6), в которой после буквенного индекса «А» указываются номер допуска к государственной тайне и дата окончания проведения органом государственной безопасности проверочных мероприятий;

для имеющих допуск к совершенно секретным сведениям — справка о допуске по второй форме (форма 7), в которой после буквенного индекса «Б» указываются номер допуска к государственной тайне и дата окончания проведения органом государственной безопасности проверочных мероприятий;

для имеющих допуск к секретным сведениям — справка о допуске по третьей форме (форма 8), в которой после буквенного индекса «Д» указываются номер допуска к государственной тайне и дата окончания проведения органом государственной безопасности проверочных мероприятий.

В случае если допуск к государственной тайне оформлен без проведения органом государственной безопасности проверочных мероприятий в соответствующих справках о допуске дата окончания проведения проверочных мероприятий не указывается.

66. Справка о допуске по соответствующей форме (формы 6 — 8) подписывается руководителем режимно-секретного подразделения и заверяется печатью организации. Указанная справка регистрируется в журнале учета выдачи справок о допуске (форма 13) и выдается командируемому на время разовой командировки или на период выполнения задания, но не более чем на год, под расписку с обязательным указанием даты ее получения. По окончании срока действия справка возвращается по месту ее выдачи, подшивается в отдельное дело и хранится не менее 5 лет. Журнал учета выдачи справок о допуске (форма 13) после его закрытия в установленном порядке хранится в режимно-секретном подразделении не менее 5 лет.

67. Требовать от командированного гражданина, прибывшего в организацию для выполнения задания, не связанного с работами со сведениями, составляющими государственную тайну, справку о допуске по соответствующей форме (формы 6 — 8) запрещается. Исключение составляют случаи, когда командированный гражданин при выполнении задания неизбежно будет иметь доступ к сведениям, составляющим государственную тайну.

68. Предписание на выполнение задания (форма 5) подписывается руководителем организации, а в органах государственной власти — должностным лицом, уполномоченным руководителем соответствующего органа, заверяется печатью организации (органа) и регистрируется в журнале учета выдачи предписаний на выполнение заданий (форма 14).

В предписании на выполнение задания (форма 5) указывается основание для командирования (номер и дата постановления, решения, договора, совместного плана научно-исследовательских и опытно­конструкторских работ и т.п.).

Предписание на выполнение задания (форма 5), в котором содержатся сведения, составляющие государственную тайну, пересылается в установленном порядке.

Предписание на выполнение задания (форма 5) выдается для посещения только одной организации.

69. Командированный гражданин может иметь доступ в присутствии работников принимающей организации, ответственных за прием командированных лиц, только к тем сведениям, составляющим государственную тайну, которые ему необходимы для выполнения задания, указанного в предписании на выполнение задания (форма 5).

Доступ командированных граждан к сведениям, составляющим государственную тайну, осуществляется по письменному разрешению руководителя принимающей организации, а в органах государственной власти — должностного лица, уполномоченного руководителем соответствующего органа. Разрешение оформляется на предписании на выполнение задания (форма 5) с указанием конкретных носителей сведений, составляющих государственную тайну, с которыми можно ознакомить командированного гражданина.

70. Предписание на выполнение задания (форма 5) и справка о допуске по соответствующей форме (формы 6 — 8) регистрируются в журнале учета командированных (форма 15). После регистрации справка о допуске по соответствующей форме (формы 6 — 8) остается в режимно­секретном подразделении принимающей организации, а предписание на выполнение задания (форма 5) с отметкой о форме допуска командированного гражданина передается принимающему его должностному лицу. Указанное должностное лицо заполняет на оборотной стороне предписания на выполнение задания (форма 5) справку, после чего данное предписание передается в режимно-секретное подразделение принимающей организации, где хранится в отдельном деле не менее 5 лет. Справка о допуске по соответствующей форме (формы 6 — 8) возвращается командированному гражданину для сдачи в выдавшее ее режимно­секретное подразделение. На обороте справки о допуске по соответствующей форме (формы 6 — 8) делается запись с указанием степени секретности сведений, с которыми ознакомился командированный гражданин, и даты ознакомления, которая заверяется подписью руководителя режимно-секретного подразделения принимающей организации и печатью этой организации.

Указанные в справке о допуске по соответствующей форме (формы 6 — 8) данные об ознакомлении гражданина со сведениями, составляющими государственную тайну, переносятся в карточку учета осведомленности в сведениях, составляющих государственную тайну.

В данный документ изменений не вносилось.