Печать

Вид документа: Закон

Государственный информационно-правовой фонд: Нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики

Наименование правотворческого органа: Народный Совет Донецкой Народной Республики

Дата документа: 29.07.2020

Номер документа: 173-IIHC

Заголовок документа: Об опеке и попечительстве

Действие документа: Действующий

Классификатор: 030.020.050 - Опека и попечительство , 040.060.030 - Опека и попечительство над детьми

Информация об опубликовании:
    Официальный сайт Народного Совета Донецкой Народной Республики https://dnrsovet.su, 30.07.2020

Дополнительные сведения:

Количество страниц: 33

НПА ДНР

Народный Совет
Донецкой Народной Республики

 

Закон

29.07.2020
№173-IIHC
Об опеке и попечительстве

Принят Постановлением Народного Совета 17 июля 2020 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Сфера действия настоящего Закона

1. Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными физическими лицами.

2. Положения, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей, применяются к организациям, в которые помещены под надзор недееспособные или не полностью дееспособные физические лица, в том числе к организациям, в которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находятся на полном государственном обеспечении, если иное не предусмотрено настоящим Законом или договором.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:

1) дети, оставшиеся без попечения родителей – физические лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограничено дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, учреждений здравоохранения, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей, оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке;

2) дети-сироты – физические лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, что подтверждается свидетельством о смерти;

3) не полностью дееспособное физическое лицо – несовершеннолетнее физическое лицо (за исключением лиц, приобретших гражданскую дееспособность в полном объеме до достижения ими совершеннолетия в случаях, установленных статьями 24 и 30 Гражданского кодекса Донецкой Народной Республики) или физическое лицо, ограниченное судом в дееспособности по основаниям, предусмотренным статьей 33 Гражданского кодекса Донецкой Народной Республики;

4) опека – форма устройства малолетних физических лиц (не достигших возраста 14 лет несовершеннолетних физических лиц) или совершеннолетних лиц признанных судом недееспособными, при которой назначенные органом опеки и попечительства физические лица (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия;

5) подопечный – физическое лицо, в отношении которого установлены опека или попечительство;

6) попечительство – форма устройства несовершеннолетних физических лиц в возрасте от 14 до 18 лет и совершеннолетних физических лиц, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства физические лица (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 33 Гражданского кодекса Донецкой Народной Республики.

Статья 3. Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства

1. Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, регулируются Гражданским кодексом Донецкой Народной Республики, настоящим Законом и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

2. Особенности установления, осуществления и прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними физическими лицами определяются Семейным кодексом Донецкой Народной Республики и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы семейного права.

Статья 4. Задачи государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству

Задачами государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству являются:

1) обеспечение своевременного выявления лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и их устройства;

2) защита прав и законных интересов подопечных;

3) обеспечение достойного уровня жизни подопечных;

4) обеспечение исполнения опекунами, попечителями и органами опеки и попечительства возложенных на них полномочий;

5) обеспечение государственной поддержки физических лиц и юридических лиц, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов подопечных, и стимулирование такой деятельности.

Статья 5. Основные принципы государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству

Деятельность по опеке и попечительству осуществляется в соответствии со следующими принципами:

1) свободное принятие физическим лицом обязанностей по опеке или попечительству и свободный отказ от исполнения опекуном или попечителем своих обязанностей;

2) контроль деятельности по опеке и попечительству;

3) обеспечение защиты прав и законных интересов подопечных.

Статья 6. Формы государственной поддержки опеки и попечительства

1. Подопечные, а также опекуны или попечители имеют право на установленные для них законодательством виды государственной поддержки.

2. Суммы пособий и иных выплат, предназначенных для проживания, питания и обеспечения других нужд подопечного, принадлежат самому подопечному и расходуются в соответствии с положениями, установленными Гражданским кодексом Донецкой Народной Республики и настоящим Законом.

3. Суммы пособий и иных выплат, предназначенных для обеспечения нужд опекуна или попечителя, принадлежат опекуну или попечителю и расходуются ими по своему усмотрению.

4. Законодательством могут быть установлены дополнительные формы государственной поддержки опеки и попечительства, не предусмотренные настоящим Законом.

Глава 2. Органы опеки и попечительства, их задачи и полномочия

Статья 7. Органы опеки и попечительства

1. Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления.

2. Вопросы организации и деятельности органов опеки и попечительства определяются Семейным кодексом Донецкой Народной Республики, Гражданским кодексом Донецкой Народной Республики, настоящим Законом и иными законами.

3. В нормативном правовом акте, регламентирующем деятельность органа опеки и попечительства, должно быть указано наличие у него статуса органа опеки и попечительства.

4. Деятельность органов опеки и попечительства по оказанию подопечным и (или) опекунам или попечителям помощи в получении образования, медицинской помощи, социальных услуг, а также по подбору и подготовке физических лиц, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, осуществляется во взаимодействии с другими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, образовательными организациями, учреждениями здравоохранения, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе, в которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находятся на полном государственном обеспечении, и общественными организациями.

5. Полномочия органов опеки и попечительства по выявлению лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, а также по подбору и подготовке физических лиц, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, могут осуществлять образовательные организации, учреждения здравоохранения, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе, в которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находятся на полном государственном обеспечении, в случаях и порядке, которые установлены Правительством Донецкой Народной Республики.

6. Правительством Донецкой Народной Республики утверждаются требования к профессиональным знаниям и навыкам работников органов опеки и попечительства, необходимым для исполнения ими должностных обязанностей, примерные дополнительные профессиональные программы для работников органов опеки и попечительства, а также порядок разработки методических материалов по вопросам деятельности по опеке и попечительству.

7. Полномочия по непосредственному ведению дел и координации деятельности по опеке и попечительству над малолетними и несовершеннолетними лицами, возлагаются на структурные подразделения органов местного самоуправления, осуществляющие функции в сфере защиты прав, свобод и законных интересов детей, социальной поддержки семьи.

8. Полномочия по непосредственному ведению дел и координации деятельности по опеке и попечительству над совершеннолетними недееспособными или не полностью дееспособными физическими лицами, возлагаются на структурные подразделения органов местного самоуправления, осуществляющие функции в сфере социально-трудовых отношений и социальной защиты населения.

9. Координацию деятельности органов опеки и попечительства осуществляет республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере трудовых отношений и социальной защиты населения в отношении совершеннолетних и орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере защиты прав, свобод и законных интересов детей, социальной поддержки семьи в отношении несовершеннолетних.

Статья 8. Задачи органов опеки и попечительства

Основными задачами органов опеки и попечительства для целей настоящего Закона являются:

1) защита прав и законных интересов физических лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и физических лиц, находящихся под опекой или попечительством;

2) надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные физические лица;

3) контроль сохранности имущества и управления имуществом физических лиц, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, учреждения здравоохранения, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе, в которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находятся на полном государственном обеспечении.

Статья 9. Полномочия органов опеки и попечительства

1. К полномочиям органов опеки и попечительства относится:

1) выявление и учет физических лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;

2) обращение в суд с заявлением о признании физического лица недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых физическое лицо было признано недееспособным или было ограничено в дееспособности;

3) установление опеки или попечительства;

4) осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные физические лица;

5) освобождение и отстранение в соответствии с настоящим Законом опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей;

6) выдача в соответствии с настоящим Законом разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных;

7) заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных в соответствии со статьей 41 Гражданского кодекса Донецкой Народной Республики;

8) представление законных интересов несовершеннолетних физических лиц и недееспособных физических лиц, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат действующему законодательству или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных;

9) выдача разрешения на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных в соответствии со статьей 39 Гражданского кодекса Донецкой Народной Республики;

10) подбор, учет и подготовка в порядке, определяемом Правительством Донецкой Народной Республики, физических лиц, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах;

11) проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей, определяемых в соответствии с частью 4 статьи 17 настоящего Закона;

12) информирование физических лиц, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством формах, о возможных формах устройства ребенка в семью, об особенностях отдельных форм устройства ребенка в семью, о порядке подготовки документов, необходимых для установления опеки или попечительства либо устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством формах, а также оказание содействия в подготовке таких документов;

13) оказание помощи опекунам и попечителям несовершеннолетних физических лиц в реализации и защите прав подопечных.

2. По вопросам, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства, органы опеки и попечительства издают акты. Указанные акты могут быть оспорены заинтересованными лицами в судебном порядке.

Статья 10. Обязанности органа опеки и попечительства при перемене места жительства подопечного

1. Полномочия органа опеки и попечительства в отношении подопечного возлагаются на орган опеки и попечительства, который установил опеку или попечительство в соответствии со статьей 38 Гражданского кодекса Донецкой Народной Республики.

2. При перемене места жительства подопечного орган опеки и попечительства, установивший опеку или попечительство, обязан направить дело подопечного в орган опеки и попечительства по его новому месту жительства в течение трех дней со дня получения от опекуна или попечителя извещения о перемене места жительства подопечного.

3. Полномочия органа опеки и попечительства по новому месту жительства подопечного возлагаются на данный орган опеки и попечительства со дня получения личного дела подопечного.

Глава 3. Правовой статус опекунов и попечителей

Статья 11. Порядок определения лиц, имеющих право быть опекунами или попечителями

1. Требования, предъявляемые к личности опекуна или попечителя, устанавливаются Гражданским кодексом Донецкой Народной Республики, а при установлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетних физических лиц также Семейным кодексом Донецкой Народной Республики.

2. В целях получения сведений о личности предполагаемого опекуна или попечителя орган опеки и попечительства вправе требовать от физического лица, подавшего заявление о назначении его опекуном или попечителем, предоставления сведений о себе, а также запрашивать информацию о нем в органах внутренних дел, органах записи актов гражданского состояния, учреждениях здравоохранения и иных организациях. Орган опеки и попечительства вправе требовать предоставления только той информации о физическом лице, которая позволит установить его способность исполнять обязанности опекуна или попечителя. Перечень документов, предоставляемых, физическим лицом, подавшим заявление о назначении его опекуном или попечителем, сроки предоставления таких документов определяются Правительством Донецкой Народной Республики.

3. Документы и информация, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, запрашиваются органами опеки и попечительства в указанных органах и организациях, если такие документы и информация не были представлены самостоятельно физическим лицом, подавшим заявление о назначении его опекуном или попечителем.

4. Документы или копии документов и иная необходимая для установления опеки или попечительства информация предоставляются по требованию органов опеки и попечительства безвозмездно.

5. Сведения о личности предполагаемых опекуна или попечителя, полученные органом опеки и попечительства, относятся в соответствии с Законом Донецкой Народной Республики от 19 июня 2015 года № 61-IНС
«О персональных данных» к персональным данным физического лица.

6. Бабушки и дедушки, родители, супруги, совершеннолетние дети, совершеннолетние внуки, братья и сестры совершеннолетнего подопечного, а также бабушки и дедушки, совершеннолетние братья и сестры несовершеннолетнего подопечного имеют преимущественное право быть его опекунами или попечителями перед всеми другими лицами.

7. У каждого физического лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, может быть один опекун или попечитель, за исключением случаев, установленных настоящим Законом.

Одно и то же лицо, как правило, может быть опекуном или попечителем только одного физического лица.

Передача несовершеннолетних братьев и сестер под опеку или попечительство разным лицам не допускается, за исключением случаев, если такая передача отвечает интересам этих детей.

8. Орган опеки и попечительства исходя из интересов лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, может назначить ему нескольких опекунов или попечителей, в том числе при устройстве в семью на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.

9. При назначении нескольких опекунов или попечителей представительство и защита прав и законных интересов подопечного осуществляются одновременно всеми опекунами или попечителями. В случае если ведение дел подопечного поручается опекунами или попечителями одному из них, такое лицо должно иметь доверенности от остальных опекунов или попечителей.

10. При назначении нескольких опекунов или попечителей обязанности по обеспечению подопечного уходом и содействию в своевременном получении им медицинской помощи, а в отношении несовершеннолетнего подопечного также обязанности по его обучению и воспитанию распределяются между опекунами или попечителями в соответствии с актом органа опеки и попечительства об их назначении либо договором об осуществлении опеки или попечительства. В случае если указанные обязанности не распределены, опекуны или попечители несут солидарную ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение.

11. Орган опеки и попечительства при необходимости, исходя из интересов подопечных, может назначить одно и то же лицо опекуном или попечителем нескольких подопечных. В акте о назначении лица опекуном или попечителем второго и следующих подопечных орган опеки и попечительства обязан указать причины, по которым опекуном или попечителем не может быть назначено другое лицо. В случае возникновения противоречий между интересами подопечных одного и того же опекуна или попечителя при осуществлении ими законного представительства орган опеки и попечительства обязан назначить каждому из подопечных временного представителя для разрешения возникших противоречий.

Статья 12. Назначение опекунов и попечителей

1. Опека и попечительство устанавливаются в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Донецкой Народной Республики, а в отношении несовершеннолетних физических лиц также в случаях, установленных Семейным кодексом Донецкой Народной Республики.

2. Опекун или попечитель назначается с их согласия или по их заявлению в письменной форме органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, в течение месяца с момента, когда указанному органу стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над таким лицом. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства по месту жительства опекуна или попечителя.

3. В случае, если лицу, нуждающемуся в установлении над ним опеки или попечительства, не назначен опекун или попечитель в течение месяца, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается на орган опеки и попечительства по месту выявления лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства. В отношении несовершеннолетнего физического лица орган опеки и попечительства исполняет указанные обязанности со дня выявления в соответствии со статьей 123 Семейного кодекса Донецкой Народной Республики факта отсутствия родительского попечения.

4. Временное пребывание подопечного в образовательной организации, учреждении здравоохранения, организации, оказывающей социальные услуги, или иной организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях получения медицинских, социальных, образовательных или иных услуг либо в целях обеспечения временного проживания подопечного в течение периода, когда опекун или попечитель по уважительным причинам не может исполнять свои обязанности в отношении подопечного, не прекращает права и обязанности опекуна или попечителя в отношении подопечного.

5. Опекуны или попечители не назначаются недееспособным или не полностью дееспособным лицам, помещенным под надзор в образовательные организации, учреждения здравоохранения, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе, в которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находятся на полном государственном обеспечении. Исполнение обязанностей опекунов или попечителей возлагается на указанные организации.

6. Основанием возникновения отношений между опекуном или попечителем и подопечным является акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя. В акте органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя может быть указан срок действия полномочий опекуна или попечителя, определяемый периодом или указанием на наступление определенного события.

7. Акт органа опеки и попечительства о назначении или об отказе в назначении опекуна или попечителя может быть оспорен заинтересованными лицами в судебном порядке.

8. Вред, причиненный личности подопечного или его имуществу вследствие неисполнения или несвоевременного исполнения органом опеки и попечительства обязанности по назначению опекуна или попечителя, подлежит возмещению на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством.

Вред, причиненный несовершеннолетним или недееспособным физическим лицам в течение периода, когда в соответствии с частью 3 настоящей статьи орган опеки и попечительства временно исполнял обязанности опекуна или попечителя, подлежит возмещению на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством.

Статья 13. Предварительные опека или попечительство

1. В случаях, если в интересах недееспособного или не полностью дееспособного физического лица ему необходимо немедленно назначить опекуна или попечителя, орган опеки и попечительства вправе принять акт о временном назначении опекуна или попечителя (акт о предварительных опеке или попечительстве), в том числе при отобрании ребенка у родителей или лиц, их заменяющих, на основании статьи 77 Семейного кодекса Донецкой Народной Республики и нецелесообразности помещения ребенка в организацию, в которой дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находятся на полном государственном обеспечении.

2. Опекуном или попечителем в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, может быть временно назначено только совершеннолетнее дееспособное физическое лицо. Принятие акта о предварительных опеке или попечительстве допускается при условии предоставления указанным лицом документа, удостоверяющего личность, а также обследования органом опеки и попечительства условий его жизни. Проведение предварительной проверки сведений о личности опекуна или попечителя в соответствии с частями 1 и 2 статьи 11 настоящего Закона не требуется.

3. В целях своевременного установления предварительных опеки или попечительства орган опеки и попечительства обращается с предложениями об установлении предварительных опеки или попечительства к физическим лицам, которые выразили желание быть опекунами или попечителями и учет которых ведется в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 9 настоящего Закона.

4. Временно назначенный опекун или попечитель обладают всеми правами и обязанностями опекуна или попечителя, за исключением права распоряжаться имуществом подопечного от его имени (давать согласие на совершение подопечным сделок по распоряжению своим имуществом).

5. Предварительные опека или попечительство прекращаются, если до истечения шести месяцев со дня принятия акта о временном назначении опекуна или попечителя временно назначенные опекун или попечитель не будут назначены опекуном или попечителем в общем порядке. При наличии исключительных обстоятельств указанный срок может быть увеличен до восьми месяцев. В случае, если орган опеки и попечительства назначил в установленный срок в общем порядке опекуном или попечителем лицо, исполнявшее обязанности в силу предварительных опеки или попечительства, права и обязанности опекуна или попечителя считаются возникшими с момента принятия акта о временном назначении опекуна или попечителя.

Статья 14. Назначение опекунов или попечителей в отношении несовершеннолетних физических лиц по заявлению их родителей, а также по заявлению самих несовершеннолетних физических лиц

1. Родители могут подать в орган опеки и попечительства совместное заявление о назначении их ребенку опекуна или попечителя на период, когда по уважительным причинам они не смогут исполнять свои родительские обязанности, с указанием конкретного лица. В акте органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя по заявлению родителей должен быть указан срок действия полномочий опекуна или попечителя.

2. Единственный родитель несовершеннолетнего ребенка на случай своей смерти либо оба родителя на случай своей одновременной смерти (то есть смерти в один и тот же день) вправе определить опекуна или попечителя ребенку. Соответствующее распоряжение единственный родитель или оба родителя могут сделать в заявлении, поданном в орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка.

Единственный родитель или оба родителя вправе изменить поданное заявление об определении на случай своей смерти или своей одновременной смерти ребенку опекуна или попечителя путем подачи им (ими) нового заявления в орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка. Поданное заявление об определении на случай своей смерти или своей одновременной смерти ребенку опекуна или попечителя может быть отменено путем подачи в орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка заявления единственного родителя, заявления одного из родителей или совместного заявления обоих родителей.

Заявление единственного родителя или совместное заявление обоих родителей об определении на случай своей смерти или своей одновременной смерти ребенку опекуна или попечителя, а также заявление в связи с изменением или отменой поданного заявления об определении на случай своей смерти или своей одновременной смерти ребенку опекуна или попечителя должно быть собственноручно им (ими) подписано с указанием даты составления соответствующего заявления. Подпись единственного родителя, одного из родителей или подписи обоих родителей должны быть удостоверены руководителем органа опеки и попечительства, а в случаях, если единственный родитель, один из родителей или оба родителя не могут явиться в орган опеки и попечительства, в нотариальном порядке, либо администрацией стационарной организации социального обслуживания, в которой проживает родитель, либо руководителем (его заместителем) соответствующего органа социальной защиты населения, либо начальником соответствующего учреждения здравоохранения, части, органа исполнительной власти, государственного органа, в которых законом предусмотрена военная служба (далее – военно-медицинское учреждение), его заместителем по медицинской части, а при их отсутствии старшим или дежурным врачом, если заявление подает военнослужащий или другое лицо, находящееся на лечении в соответствующем военно-медицинском учреждении, либо командиром (начальником) соответствующих воинских части, соединения, учреждения, государственной образовательной организации, осуществляющей подготовку несовершеннолетних физических лиц к военной или иной государственной службе, если заявление подает военнослужащий, а также, если заявление подают члены семьи военнослужащего, работник таких воинских части, соединения, учреждения, государственной образовательной организации, осуществляющей подготовку несовершеннолетних физических лиц к военной или иной государственной службе, члены его семьи при отсутствии нотариальных контор и других органов, совершающих нотариальные действия в местах дислокации воинских частей, соединений, учреждений, государственных образовательных организаций, осуществляющих подготовку несовершеннолетних физических лиц к военной или иной государственной службе. Подпись родителя, находящегося в местах лишения свободы, удостоверяется начальником соответствующего места лишения свободы.

3. Попечитель в отношении несовершеннолетнего физического лица, достигшего возраста 14 лет, может быть назначен органом опеки и попечительства по заявлению такого несовершеннолетнего физического лица с указанием конкретного лица.

4. При назначении опекуна или попечителя в случаях, предусмотренных частями 1 – 3 настоящей статьи, должны быть соблюдены требования, предъявляемые к личности опекуна или попечителя частью 1 статьи 11 настоящего Закона.

5. Орган опеки и попечительства принимает акт об отказе в назначении опекуном или попечителем лица, указанного родителем или родителями несовершеннолетнего физического лица либо самим достигшим возраста 14 лет несовершеннолетним физическим лицом только в случае, если такое назначение противоречит гражданскому законодательству или семейному законодательству либо интересам ребенка.

Статья 15. Установление опеки или попечительства по договору об осуществлении опеки или попечительства

1. Установление опеки или попечительства допускается по договору об осуществлении опеки или попечительства, а также по договору о приемной семье. Договор об осуществлении опеки или попечительства заключается с опекуном или попечителем в соответствии со статьей 18 настоящего Закона.

2. Опека или попечительство по договору об осуществлении опеки или попечительства устанавливается на основании акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, исполняющих свои обязанности возмездно. При необоснованном уклонении органа опеки и попечительства от заключения договора об осуществлении опеки или попечительства опекун или попечитель вправе предъявить органу опеки и попечительства требования, предусмотренные частью 4 статьи 554 Гражданского кодекса Донецкой Народной Республики.

3. При установлении опеки или попечительства по договору об осуществлении опеки или попечительства права и обязанности опекуна или попечителя относительно представительства и защиты прав и законных интересов подопечного возникают с момента принятия органом опеки и попечительства акта о назначении опекуна или попечителя, исполняющих свои обязанности возмездно. Право опекуна или попечителя на вознаграждение возникает с момента заключения договора об осуществлении опеки или попечительства.

4. Порядок и сроки заключения договора, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, определяются Правительством Донецкой Народной Республики.

Статья 16. Опека или попечительство над гражданами Донецкой Народной Республики, иностранными гражданами и лицами без гражданства, установленные за пределами Донецкой Народной Республики

1. Опека или попечительство, установленные над иностранными гражданами и лицами без гражданства за пределами Донецкой Народной Республики, в соответствии с законодательством соответствующих государств, признаются действительными в Донецкой Народной Республике в случае регистрации места жительства опекунов или попечителей, подопечных на территории Донецкой Народной Республики.

2. Опека или попечительство, установленные над гражданами Донецкой Народной Республики, в соответствии с законодательством соответствующих государств, признаются действительными в Донецкой Народной Республике в случае регистрации места жительства опекунов или попечителей, подопечных на территории Донецкой Народной Республики.

3. Опекуны или попечители, подопечные пользуются правами, несут ответственность в соответствии с требованиями настоящего Закона и законодательства Донецкой Народной Республики.

4. Опека или попечительство, установленные над гражданами Донецкой Народной Республики, которые проживают за пределами Донецкой Народной Республики, в соответствии с законодательством соответствующих государств, признаются действительными в Донецкой Народной Республике.

5. Консульское должностное лицо на территории государства пребывания консульского учреждения Донецкой Народной Республики составляет заключение о целесообразности установления опеки или попечительства над гражданами Донецкой Народной Республики, в соответствии с законодательством соответствующих государств, руководствуясь положениями статьи 11 настоящего Закона, а также осуществляет надзор за условиями содержания подопечных за пределами Донецкой Народной Республики в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики и международными нормами в сфере защиты прав человека.

Статья 17. Права и обязанности опекунов и попечителей

1. Права и обязанности опекунов и попечителей определяются гражданским законодательством. Права и обязанности опекунов и попечителей относительно обучения и воспитания несовершеннолетних подопечных определяются семейным законодательством.

2. Опекуны являются законными представителями своих подопечных и вправе выступать в защиту прав и законных интересов своих подопечных в любых отношениях без специального полномочия.

3. Попечитель может выступать в качестве законного представителя своего подопечного в случаях, предусмотренных законом. Попечители несовершеннолетних физических лиц оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении своих обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.

4. В интересах подопечного орган опеки и попечительства в акте о назначении опекуна или попечителя либо в договоре об осуществлении опеки или попечительства может указать отдельные действия, которые опекун или попечитель совершать не вправе, в том числе может запретить опекуну или попечителю изменять место жительства подопечного, а также в целях учета индивидуальных особенностей личности подопечного установить обязательные требования к осуществлению прав и исполнению обязанностей опекуна или попечителя, в том числе такие требования, которые определяют конкретные условия воспитания несовершеннолетнего подопечного.

5. Опекуны или попечители обязаны извещать органы опеки и попечительства о перемене места жительства подопечных не позднее дня, следующего за днем выбытия подопечных с прежнего места жительства.

6. При временном отсутствии подопечного по месту жительства в связи с обучением, пребыванием в местах отбывания наказания, учреждении здравоохранения, учебно-воспитательной, образовательной организации либо социальном учреждении в целях получения медицинских, социальных, образовательных или иных услуг либо в целях обеспечения временного проживания подопечного в течение периода, когда опекун или попечитель по уважительным причинам не может исполнять свои обязанности в отношении подопечного и может подтвердить это документально, осуществление прав и исполнение обязанностей опекуна или попечителя в отношении подопечного не прекращается.

7. При осуществлении своих прав и обязанностей опекуны и попечители имеют право на оказание им содействия в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи. Условия и порядок оказания содействия в предоставлении указанной помощи определяются законодательством о социальном обслуживании.

Статья 18. Безвозмездное и возмездное исполнение обязанностей по опеке и попечительству

1. Обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, за исключением случаев, установленных настоящей статьей, а также Семейным кодексом Донецкой Народной Республики.

2. Орган опеки и попечительства, исходя из интересов подопечного, вправе заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях. Вознаграждение опекуну или попечителю может выплачиваться за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц, а также средств Республиканского бюджета Донецкой Народной Республики. Предельный размер вознаграждения по договору об осуществлении опеки или попечительства за счет доходов от имущества подопечного устанавливается Правительством Донецкой Народной Республики. Случаи и порядок выплаты вознаграждения опекунам или попечителям за счет средств Республиканского бюджета Донецкой Народной Республики устанавливаются Правительством Донецкой Народной Республики.

3. По просьбе опекуна или попечителя, добросовестно исполняющих свои обязанности, орган опеки и попечительства вместо выплаты вознаграждения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, вправе разрешить им безвозмездно пользоваться имуществом подопечного в своих интересах. В договоре об осуществлении опеки или попечительства должны быть указаны состав имущества подопечного, в отношении которого разрешено безвозмездное пользование, и срок пользования имуществом подопечного. Орган опеки и попечительства вправе досрочно прекратить пользование имуществом подопечного при неисполнении или ненадлежащем исполнении опекуном или попечителем своих обязанностей, а также при существенном нарушении опекуном или попечителем имущественных прав и интересов подопечного.

4. Безвозмездное пользование опекуном или попечителем жилым помещением, принадлежащим подопечному, допускается в порядке и на условиях, которые установлены частью 3 настоящей статьи, при удаленности места жительства опекуна или попечителя от места жительства подопечного, а также при наличии других исключительных обстоятельств.

Глава 4. Правовой режим имущества подопечных

Статья 19. Имущественные права подопечных

1. Подопечные не имеют права собственности на имущество опекунов или попечителей, а опекуны или попечители не имеют права собственности на имущество подопечных, в том числе на суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на содержание подопечных социальных выплат.

2. Имущество может принадлежать опекунам или попечителям и подопечным на праве общей собственности по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

3. Подопечные вправе пользоваться имуществом своих опекунов или попечителей с их согласия.

4. Опекуны или попечители не вправе пользоваться имуществом подопечных в своих интересах, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18 настоящего Закона.

Статья 20. Охрана имущества подопечного

1. Опекун или попечитель, за исключением попечителей физических лиц, ограниченных судом в дееспособности, обязан принять имущество подопечного по описи от лиц, осуществлявших его хранение, в трехдневный срок с момента возникновения своих прав и обязанностей.

2. Опись имущества подопечного составляется органом опеки и попечительства в присутствии опекуна или попечителя, представителей товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, осуществляющего управление многоквартирным домом, управляющей организации либо органов внутренних дел, а также несовершеннолетнего подопечного, достигшего возраста 14 лет, по его желанию. При составлении описи имущества подопечного могут присутствовать иные заинтересованные лица. Опись имущества подопечного составляется в двух экземплярах и подписывается всеми лицами, участвующими в ее составлении. Один экземпляр описи передается опекуну или попечителю, другой экземпляр описи подлежит хранению в деле подопечного, которое ведет орган опеки и попечительства.

3. Имущество подопечного, в отношении которого в соответствии со статьей 41 Гражданского кодекса Донецкой Народной Республики заключен договор доверительного управления имуществом, опекуну или попечителю не передается.

4. При необходимости, если этого требуют интересы подопечного, опекун или попечитель незамедлительно обязан предъявить в суд иск об истребовании имущества подопечного из чужого незаконного владения или принять иные меры по защите имущественных прав подопечного.

5. Опекун и попечитель обязаны заботиться о переданном им имуществе подопечных как о своем собственном, не допускать уменьшения стоимости имущества подопечного и способствовать извлечению из него доходов. Исполнение опекуном и попечителем указанных обязанностей осуществляется за счет имущества подопечного.

Статья 21. Распоряжение имуществом подопечных

1. Общие правила распоряжения имуществом подопечных устанавливаются Гражданским кодексом Донецкой Народной Республики.

2. Органы опеки и попечительства дают опекунам и попечителям разрешения и обязательные для исполнения указания в письменной форме в отношении распоряжения имуществом подопечных.

3. Опекун вправе вносить денежные средства подопечного, а попечитель вправе давать согласие на внесение денежных средств подопечного на счет или счета, открытые в банке или банках, при условии, что указанные денежные средства, включая капитализированные (причисленные) проценты на их сумму, застрахованы в системе обязательного страхования вкладов в банках Донецкой Народной Республики и суммарный размер денежных средств, находящихся на счете или счетах в одном банке, не превышает предусмотренный законом о страховании вкладов в банках Донецкой Народной Республики размер возмещения по вкладам. Расходование денежных средств подопечного, внесенных в банки, осуществляется с соблюдением положений части 1 статьи 40 Гражданского кодекса Донецкой Народной Республики.

4. В случае если суммарный размер денежных средств, находящихся на счете или счетах в одном банке, превышает предусмотренный законом о страховании вкладов в банках Донецкой Народной Республики размер возмещения по вкладам, банк не позднее следующего рабочего дня уведомляет опекуна или попечителя, а также орган опеки и попечительства о сумме такого превышения и о последствиях такого превышения.

5. Установленные частями 3 и 4 настоящей статьи требования распространяются также на денежные средства, находящиеся на номинальном счете, который открыт опекуну или попечителю и бенефициаром, по которому является подопечный, при этом такой номинальный счет открывается опекуну или попечителю на каждого подопечного.

6. Опекун не вправе заключать кредитный договор и договор займа от имени подопечного, выступающего заемщиком, а попечитель не вправе давать согласие на заключение таких договоров, за исключением случаев, если получение займа требуется в целях содержания подопечного или обеспечения его жилым помещением. Кредитный договор, договор займа от имени подопечного в указанных случаях заключаются с предварительного разрешения органа опеки и попечительства. При подаче заявления о выдаче разрешения опекун или попечитель обязан указать, за счет какого имущества будет исполнено заемное обязательство.

7. Имущество подопечного не подлежит передаче в заем, за исключением случая, если возврат займа обеспечен ипотекой (залогом недвижимости).

8. Опекун не вправе заключать договор о передаче имущества подопечного в пользование, а попечитель не вправе давать согласие на заключение такого договора, если срок пользования имуществом превышает пять лет. В исключительных случаях заключение договора о передаче имущества подопечного в пользование на срок более чем пять лет допускается с предварительного разрешения органа опеки и попечительства при наличии обстоятельств, свидетельствующих об особой выгоде такого договора, если законом не установлен иной предельный срок.

Статья 22. Особенности распоряжения недвижимым имуществом, принадлежащим подопечному

1. Недвижимое имущество, принадлежащее подопечному, не подлежит отчуждению, за исключением:

1) отчуждения по договору ренты, если такой договор совершается к выгоде подопечного;

2) отчуждения по договору мены, если такой договор совершается к выгоде подопечного;

3) отчуждения жилого помещения, принадлежащего подопечному, при перемене места жительства подопечного, совершаемого к выгоде подопечного;

4) отчуждения недвижимого имущества в исключительных случаях (необходимости оплаты дорогостоящего лечения и другое), если этого требуют интересы подопечного.

2. Для заключения в соответствии с частью 1 настоящей статьи сделок, направленных на отчуждение недвижимого имущества, принадлежащего подопечному, требуется предварительное разрешение органа опеки и попечительства, выданное в соответствии со статьей 23 настоящего Закона.

3. При обнаружении факта отчуждения жилого помещения подопечного без предварительного разрешения органа опеки и попечительства применяются правила части 4 статьи 23 настоящего Закона.

Статья 23. Предварительное разрешение органа опеки и попечительства, затрагивающее осуществление имущественных прав подопечного

1. Опекун без предварительного разрешения органа опеки и попечительства не вправе совершать, а попечитель не вправе давать согласие на совершение сделок по сдаче имущества подопечного внаем, в аренду, в безвозмездное пользование или в залог, по отчуждению имущества подопечного (в том числе по обмену или дарению), совершение сделок, влекущих за собой отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, и на совершение любых других сделок, влекущих за собой уменьшение стоимости имущества подопечного. Предварительное разрешение органа опеки и попечительства требуется также во всех иных случаях, если действия опекуна или попечителя могут повлечь за собой уменьшение стоимости имущества подопечного, в том числе при:

1) отказе от иска, поданного в интересах подопечного;

2) заключении в судебном разбирательстве мирового соглашения от имени подопечного;

3) заключении мирового соглашения с должником по исполнительному производству, в котором подопечный является взыскателем.

2. Предварительное разрешение органа опеки и попечительства требуется в случаях выдачи доверенности от имени подопечного.

3. Предварительное разрешение органа опеки и попечительства, предусмотренное частями 1 и 2 настоящей статьи, или отказ в выдаче такого разрешения должны быть предоставлены опекуну или попечителю в письменной форме не позднее чем через 15 дней с даты подачи заявления о предоставлении такого разрешения. Отказ органа опеки и попечительства в выдаче такого разрешения должен быть мотивирован. Предварительное разрешение, выданное органом опеки и попечительства, или отказ в выдаче такого разрешения могут быть оспорены в судебном порядке опекуном или попечителем, иными заинтересованными лицами, а также прокурором.

4. При обнаружении факта заключения договора от имени подопечного без предварительного разрешения органа опеки и попечительства последний обязан незамедлительно обратиться от имени подопечного в суд с требованием о расторжении такого договора в соответствии с гражданским законодательством, за исключением случая, если такой договор заключен к выгоде подопечного. При расторжении такого договора имущество, принадлежавшее подопечному, подлежит возврату, а убытки, причиненные сторонам договора, подлежат возмещению опекуном или попечителем в размере и порядке, которые установлены гражданским законодательством.

5. Правила, установленные частью 3 настоящей статьи, применяются также к выдаче органом опеки и попечительства согласия на отчуждение жилого помещения в случаях, предусмотренных частью 4 статьи 351 Гражданского кодекса Донецкой Народной Республики.

Статья 24. Охрана имущественных прав и интересов совершеннолетнего физического лица, ограниченного судом в дееспособности

1. К охране имущественных прав и интересов совершеннолетнего физического лица, ограниченного судом в дееспособности, применяются правила статьи 40 Гражданского кодекса Донецкой Народной Республики, а также положения настоящей главы, за исключением положений статьи 20 настоящего Закона.

2. Совершеннолетнее физическое лицо, ограниченное судом в дееспособности, самостоятельно принимает меры по охране своих имущественных интересов.

3. Попечитель совершеннолетнего физического лица, ограниченного судом в дееспособности, вправе требовать признания недействительными сделок, совершенных его подопечным без согласия попечителя, в соответствии со статьей 228 Гражданского кодекса Донецкой Народной Республики.

Статья 25. Доверительное управление имуществом подопечного

К доверительному управлению имуществом подопечного наряду с правилами, установленными Гражданским кодексом Донецкой Народной Республики, применяются положения статей 21 и 22 настоящего Закона.

Глава 5. Ответственность опекунов, попечителей и органов опеки и попечительства

Статья 26. Надзор за деятельностью опекунов и попечителей

1. Надзор за деятельностью опекунов и попечителей осуществляется органами опеки и попечительства по месту жительства подопечных либо, если опекуны или попечители назначены по их месту жительства, органами опеки и попечительства по месту жительства опекунов или попечителей.

2. Орган опеки и попечительства обязан осуществлять в порядке и в сроки, определенные Правительством Донецкой Народной Республики, проверку условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, определяемых в соответствии с частью 4 статьи 17 настоящего Закона.

3. Подопечные вправе обжаловать в орган опеки и попечительства действия или бездействие опекунов или попечителей.

4. Лица, которым стало известно об угрозе жизни или здоровью лица, находящегося под опекой или попечительством, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения подопечного или прокурору. При получении указанных сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов подопечного и в письменной форме уведомить об этом заявителя.

Статья 27. Отчет опекуна или попечителя

1. Опекун или попечитель ежегодно не позднее 1 февраля текущего года, если иной срок не установлен договором об осуществлении опеки или попечительства, представляет в орган опеки и попечительства отчет в письменной форме за предыдущий год о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного.

2. Отчет опекуна или попечителя должен содержать сведения о состоянии имущества и месте его хранения, приобретении имущества взамен отчужденного, доходах, полученных от управления имуществом подопечного, и расходах, произведенных за счет имущества подопечного, включая сведения о расходовании сумм, зачисляемых на отдельный номинальный счет, открываемый опекуном или попечителем в соответствии со статьей 40 Гражданского кодекса Донецкой Народной Республики.

К отчету опекуна или попечителя прилагаются документы (копии товарных чеков, квитанции об уплате налогов, страховых сумм и другие платежные документы), подтверждающие указанные сведения, за исключением сведений о произведенных за счет средств подопечного расходах на питание, предметы первой необходимости и прочие мелкие бытовые нужды.

Опекун, который является родителем недееспособного физического лица, являющегося инвалидом с детства, совместно проживающим с таким физическим лицом и воспитывавшим его с рождения и до достижения им возраста 18 лет, или усыновителем такого физического лица, совместно проживающим с ним и воспитывавшим его с момента усыновления и до достижения им возраста 18 лет, вправе не включать в отчет сведения о расходовании таким опекуном сумм, зачисляемых на отдельный номинальный счет, открытый опекуном.

Орган опеки и попечительства при обнаружении ненадлежащего исполнения таким опекуном обязанностей по охране имущества подопечного и управлению имуществом подопечного вправе потребовать от этого опекуна предоставления отчета о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного за предыдущие периоды, содержащего сведения о расходовании таким опекуном сумм, зачисляемых на отдельный номинальный счет, открытый опекуном.

3. Отчет опекуна или попечителя утверждается руководителем органа опеки и попечительства.

4. По утверждении отчета опекуна или попечителя орган опеки и попечительства исключает из описи имущества подопечного пришедшие в негодность вещи и вносит соответствующие изменения в опись имущества подопечного.

5. Отчет опекуна или попечителя хранится в личном деле подопечного. Правила ведения личных дел подопечных, форма отчета опекуна или попечителя устанавливаются Правительством Донецкой Народной Республики.

Статья 28. Ответственность опекунов и попечителей

1. Опекуны несут ответственность по сделкам, совершенным от имени подопечных, в порядке, установленном гражданским законодательством.

2. Опекуны и попечители отвечают за вред, причиненный по их вине личности или имуществу подопечного, в соответствии с предусмотренными гражданским законодательством правилами об ответственности за причинение вреда.

3. При обнаружении ненадлежащего исполнения опекуном или попечителем обязанностей по охране имущества подопечного и управлению имуществом подопечного (порча, ненадлежащее хранение имущества, расходование имущества не по назначению, совершение действий, повлекших за собой уменьшение стоимости имущества подопечного, и другое) орган опеки и попечительства обязан составить об этом акт и предъявить требование к опекуну или попечителю о возмещении убытков, причиненных подопечному.

4. Опекуны и попечители несут уголовную, административную ответственность за свои действия или бездействие в соответствии с законом.

Статья 29. Контроль деятельности органов опеки и попечительства

Контроль деятельности органов опеки и попечительства осуществляют уполномоченные в соответствии с законодательством органы и должностные лица.

Статья 30. Ответственность органов опеки и попечительства

Вред, причиненный подопечному в результате незаконных действий или бездействия органов опеки и попечительства либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего законодательству акта органа опеки и попечительства, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Глава 6. Прекращение опеки и попечительства

Статья 31. Основания прекращения опеки и попечительства

1. Опека или попечительство прекращается:

1) в случае смерти опекуна или попечителя либо подопечного;

2) по истечении срока действия акта о назначении опекуна или попечителя;

3) при освобождении либо отстранении опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей;

4) в случаях, предусмотренных статьей 43 Гражданского кодекса Донецкой Народной Республики.

2. Опека над детьми несовершеннолетних родителей прекращается по основаниям, предусмотренным частью 1 настоящей статьи, а также по достижении такими родителями возраста 18 лет и в других случаях приобретения ими гражданской дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия.

3. Опекун, попечитель могут быть освобождены от исполнения своих обязанностей по их просьбе.

4. Орган опеки и попечительства может освободить опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей, в том числе временно, в случае возникновения противоречий между интересами подопечного и интересами опекуна или попечителя.

5. Орган опеки и попечительства вправе отстранить опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей. Отстранение опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей допускается в случае:

1) ненадлежащего исполнения возложенных на них обязанностей;

2) нарушения прав и законных интересов подопечного, в том числе при осуществлении опеки или попечительства в корыстных целях либо при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи;

3) выявления органом опеки и попечительства фактов существенного нарушения опекуном или попечителем, установленных настоящим Законом или договором правил охраны имущества подопечного и (или) распоряжения его имуществом.

6. В случаях, предусмотренных частями 35 настоящей статьи, права и обязанности опекуна или попечителя прекращаются с момента принятия органом опеки и попечительства акта об освобождении опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей либо об их отстранении от исполнения возложенных на них обязанностей.

7. Акт органа опеки и попечительства об освобождении опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей либо об их отстранении от исполнения возложенных на них обязанностей может быть оспорен лицом, в отношении которого он принят, в судебном порядке.

Статья 32. Последствия прекращения опеки и попечительства

1. Лицо, выполнявшее обязанности опекуна или попечителя, не позднее трех дней с момента, когда ему стало известно о прекращении опеки или попечительства, обязано представить в орган опеки и попечительства отчет в соответствии с правилами, установленными статьей 27 настоящего Закона.

2. Орган опеки и попечительства при обнаружении в действиях опекуна или попечителя оснований для привлечения их к административной, уголовной или иной ответственности обязан принять соответствующие меры не позднее чем через семи дней с момента получения отчета или не позднее чем через 14 дней с момента обнаружения оснований для привлечения опекуна или попечителя к ответственности.

3. В связи с прекращением опеки или попечительства договор об осуществлении опеки или попечительства, заключенный в соответствии со статьей 18 настоящего Закона, прекращается.

Глава 7. Заключительные и переходные положения

Статья 33. Вступление в силу настоящего Закона

1. Настоящий Закон вступает в силу с 1 сентября 2020 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки введения в действие.

2. Положения части 3 статьи 21 настоящего Закона в части соблюдения условия страхования в системе обязательного страхования вкладов в банках Донецкой Народной Республики денежных средств подопечного, включая капитализированные (причисленные) проценты на их сумму, и условия не превышения размера возмещения по вкладам предусмотренного законом о страховании вкладов в банках Донецкой Народной Республики суммарного размера денежных средств, находящихся на счете или счетах в одном банке, вводятся в действие со дня вступления в силу закона, регулирующего правоотношения в сфере страховании вкладов в банках Донецкой Народной Республики.

3. Пункты 1 – 3 части 1 статьи 22 настоящего Закона вступают в силу с 1 января 2022 года.

До 1 января 2022 года пункт 4 части 1 статьи 22 настоящего Закона применяется в том случае, когда отчуждение недвижимого имущества, принадлежащего подопечному, вызвано необходимостью оплаты дорогостоящего лечения подопечного.

4. Положения части 5 статьи 16 настоящего Закона в части осуществления деятельности консульских учреждений и консульских должностных лиц Донецкой Народной Республики вводятся в действие со дня открытия консульских учреждений Донецкой Народной Республики на территории государства пребывания консульского учреждения Донецкой Народной Республики.

Статья 34. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом

1. Правительству Донецкой Народной Республики в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона:

1) привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом, принять нормативные правовые акты, предусмотренные настоящим Законом;

2) обеспечить приведение нормативных правовых актов других органов исполнительной власти в соответствие с настоящим Законом, принятие ими нормативных правовых актов, предусмотренных настоящим Законом.

2. До приведения нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики в соответствие с настоящим Законом, они применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.

Статья 35. Переходные положения

1. Настоящий Закон применяется к правоотношениям, возникшим после вступления его в силу.

По правоотношениям, возникшим в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными физическими лицами до вступления в силу настоящего Закона, настоящий Закон применяется исключительно к тем правам и обязанностям, которые возникнут после вступления его в силу.

2. До вступления в силу закона, регулирующего вопросы приобретения и лишения гражданства Донецкой Народной Республики, гражданами Донецкой Народной Республики в понимании настоящего Закона являются лица, имеющие право на получение паспорта гражданина Донецкой Народной Республики в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.

3. До формирования органов местного самоуправления и вступления в силу закона, регулирующего вопросы их организации, полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные настоящим Законом, могут осуществляться местными администрациями в пределах, определенных Главой Донецкой Народной Республики.

До вступления в силу закона, регулирующего вопросы организации органов местного самоуправления, положение об органах опеки и попечительства утверждается Главой Донецкой Народной Республики.

4. Договоры о передаче ребенка на воспитание в приемную семью, в детский дом семейного типа, заключенные до вступления в силу настоящего Закона, сохраняют свою силу. По желанию приемных родителей или родителей-воспитателей указанные договоры могут быть переоформлены в соответствии с настоящим Законом.

Глава Донецкой Народной Республики
Д.В. Пушилин

Для данного документа приложений нет.

В данный документ изменений не вносилось.