Вид документа: Закон
Государственный информационно-правовой фонд: Нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики
Наименование правотворческого органа: Народный Совет Донецкой Народной Республики
Дата документа: 11.04.2022
Номер документа: 374-IIHC
Заголовок документа: О радиационной безопасности населения
Действие документа: Действующий
Классификатор: 010.000.000 - Конституционный строй, 160.040.070 - Радиационная безопасность
Информация об опубликовании:
Официальный сайт Народного Совета Донецкой Народной Республики http://dnrsovet.su, 26.04.2022
Дополнительные сведения:
Количество страниц: 21
Народный Совет
Донецкой Народной Республики
Закон
Принят Постановлением Народного Совета 11 апреля 2022 года
Настоящий Закон определяет правовые основы обеспечения радиационной безопасности населения в целях охраны его здоровья.
В целях настоящего Закона применяются следующие основные понятия:
1) естественный радиационный фон – доза излучения, создаваемая космическим излучением и излучением природных радионуклидов, естественно распределенных в земле, воде, воздухе, других элементах биосферы, пищевых продуктах и организме человека;
2) зона наблюдения – территория за пределами санитарно-защитной зоны, на которой проводится радиационный контроль;
3) ионизирующее излучение – излучение, которое создается при радиоактивном распаде, ядерных превращениях, торможении заряженных частиц в веществе и образует при взаимодействии со средой ионы разных знаков;
4) работник – физическое лицо, которое постоянно или временно работает непосредственно с источниками ионизирующих излучений;
5) радиационная авария – потеря управления источником ионизирующего излучения, вызванная неисправностью оборудования, неправильными действиями работников (персонала), стихийными бедствиями или иными причинами, которые могли привести или привели к облучению людей выше установленных норм или к радиоактивному загрязнению окружающей среды.
6) радиационная безопасность населения (далее – радиационная безопасность) – состояние защищенности настоящего и будущего поколений людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего излучения;
7) санитарно-защитная зона – территория вокруг источника ионизирующего излучения, на который уровень облучения людей в условиях нормальной эксплуатации данного источника может превысить установленный предел дозы облучения для населения. В санитарно-защитной зоне запрещается постоянное и временное проживание людей, вводится режим ограничения хозяйственной деятельности и проводится радиационный контроль;
8) техногенно измененный радиационный фон – естественный радиационный фон, измененный в результате деятельности человека;
9) эффективная доза – величина воздействия ионизирующего излучения, используемая как мера риска возникновения отдаленных последствий облучения организма человека и отдельных его органов с учетом их радиочувствительности.
Статья 2. Правовое регулирование в сфере обеспечения радиационной безопасности
1. Правовое регулирование в сфере обеспечения радиационной безопасности осуществляется в соответствии с настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики.
2. Законы, иные нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики не могут устанавливать нормы, снижающие требования к радиационной безопасности и гарантиям их обеспечения, установленные настоящим Законом.
3. Если международным договором Донецкой Народной Республики установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Донецкой Народной Республики в сфере радиационной безопасности, применяются правила международного договора.
Статья 3. Принципы обеспечения радиационной безопасности
1. Основными принципами обеспечения радиационной безопасности являются:
1) принцип нормирования – непревышение допустимых пределов индивидуальных доз облучения граждан от всех источников ионизирующего излучения;
2) принцип обоснования – запрещение всех видов деятельности по использованию источников ионизирующего излучения, при которых полученная для человека и общества польза не превышает риск возможного вреда, причиненного дополнительным к естественному радиационному фону облучением;
3) принцип оптимизации – поддержание на возможно низком и достижимом уровне с учетом экономических и социальных факторов индивидуальных доз облучения и числа облучаемых лиц при использовании любого источника ионизирующего излучения.
2. При радиационной аварии система радиационной безопасности населения основывается на следующих принципах:
1) предполагаемые мероприятия по ликвидации последствий радиационной аварии должны приносить больше пользы, чем вреда;
2) виды и масштаб деятельности по ликвидации последствий радиационной аварии должны быть реализованы таким образом, чтобы польза от снижения дозы ионизирующего излучения, за исключением вреда, причиненного указанной деятельностью, была максимальной.
Статья 4. Мероприятия по обеспечению радиационной безопасности
Радиационная безопасность обеспечивается:
1) проведением комплекса мер правового, организационного, инженерно-технического, санитарно-гигиенического, медико-профилактического, воспитательного и образовательного характера;
2) осуществлением органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, другими юридическими лицами и гражданами мероприятий по соблюдению правил, норм и нормативов в сфере радиационной безопасности;
3) информированием населения о радиационной обстановке и мерах по обеспечению радиационной безопасности;
4) обучением населения в сфере обеспечения радиационной безопасности.
Глава 2. Полномочия органов государственной власти в сфере обеспечения радиационной безопасности
Статья 5. Полномочия органов государственной власти в сфере обеспечения радиационной безопасности
К полномочиям органов государственной власти в сфере обеспечения радиационной безопасности в пределах их компетенции относятся:
1) определение государственной политики в сфере обеспечения радиационной безопасности и ее реализация;
2) разработка и принятие нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики в сфере обеспечения радиационной безопасности, контроль их соблюдения;
3) разработка, утверждение и реализация республиканских программ в сфере обеспечения радиационной безопасности;
4) лицензирование деятельности в сфере обращения с источниками ионизирующих излучений;
5) контроль радиационной обстановки на территории Донецкой Народной Республики и учет доз облучения населения;
6) введение особых режимов проживания населения в зонах радиоактивного загрязнения;
7) реализация мероприятий по ликвидации последствий радиационных аварий;
8) организация и проведение оперативных мероприятий в случае угрозы возникновения радиационной аварии;
9) организация и осуществление государственного надзора в сфере обеспечения радиационной безопасности;
10) информирование населения о радиационной обстановке;
11) установление порядка определения социальных гарантий за повышенный риск причинения вреда здоровью граждан и нанесения убытков их имуществу, обусловленных радиационным воздействием;
12) установление порядка возмещения причиненных вреда здоровью граждан и убытков их имуществу в результате радиационной аварии;
13) создание и обеспечение функционирования единой системы государственного управления в сфере обеспечения радиационной безопасности, в том числе контроля и учета доз облучения населения;
14) регламентация условий жизнедеятельности и особых режимов проживания на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате радиационных аварий;
15) контроль оказания помощи населению, подвергшемуся облучению в результате радиационных аварий;
16) регулирование экспорта и импорта ядерных материалов, радиоактивных веществ и иных источников ионизирующего излучения, а также контроль осуществления их экспорта и импорта;
17) осуществление международного сотрудничества Донецкой Народной Республики в сфере обеспечения радиационной безопасности и выполнение обязательств Донецкой Народной Республики по международным договорам Донецкой Народной Республики;
18) другие полномочия в сфере обеспечения радиационной безопасности, отнесенные к полномочиям органов государственной власти законами Донецкой Народной Республики.
Глава 3. Государственное управление в сфере обеспечения радиационной безопасности. Государственный надзор в сфере обеспечения радиационной безопасности. Производственный и общественный контроль обеспечения радиационной безопасности
Статья 6. Система органов исполнительной власти в сфере обеспечения радиационной безопасности
Государственное управление в сфере обеспечения радиационной безопасности осуществляется Правительством Донецкой Народной Республики, органами исполнительной власти в соответствии с положениями об указанных органах.
Статья 7. Республиканские программы в сфере обеспечения радиационной безопасности
Для планирования и осуществления мероприятий по обеспечению радиационной безопасности разрабатываются республиканские программы. Республиканские программы в сфере обеспечения радиационной безопасности разрабатываются и реализуются органами исполнительной власти, органами местного самоуправления в порядке, установленном Законом Донецкой Народной Республики от 2 октября 2015 года № 80-IНС «О республиканских программах».
Статья 8. Государственное нормирование в сфере обеспечения радиационной безопасности
1. Государственное нормирование в сфере обеспечения радиационной безопасности осуществляется путем установления санитарных правил, норм, гигиенических нормативов, правил радиационной безопасности, сводов правил, правил охраны труда и иных нормативных документов по радиационной безопасности. Указанные акты не должны противоречить положениям настоящего Закона.
2. Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы в сфере обеспечения радиационной безопасности утверждаются в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики.
3. Устанавливаются следующие основные гигиенические нормативы (допустимые пределы доз) облучения на территории Донецкой Народной Республики в результате использования источников ионизирующего излучения:
1) для населения средняя годовая эффективная доза равна 0,001 зиверта или эффективная доза за период жизни (70 лет) – 0,07 зиверта; в отдельные годы допустимы большие значения эффективной дозы при условии, что средняя годовая эффективная доза, исчисленная за пять последовательных лет, не превысит 0,001 зиверта;
2) для работников средняя годовая эффективная доза равна 0,02 зиверта или эффективная доза за период трудовой деятельности (50 лет) – 1 зиверту; допустимо облучение в годовой эффективной дозе до 0,05 зиверта при условии, что средняя годовая эффективная доза, исчисленная за пять последовательных лет, не превысит 0,02 зиверта.
4. Регламентируемые значения основных пределов доз облучения не включают в себя дозы, создаваемые естественным радиационным и техногенно измененным радиационным фоном, а также дозы, получаемые гражданами (пациентами) при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур и лечения. Указанные значения пределов доз облучения являются исходными при установлении допустимых уровней облучения организма человека и отдельных его органов.
5. В случае радиационных аварий допускается облучение, превышающее установленные частью 3 настоящей статьи основные гигиенические нормативы (допустимые пределы доз), в течение определенного промежутка времени и в пределах, определенных санитарными нормами и правилами.
6. Установленные настоящей статьей основные гигиенические нормативы (допустимые пределы доз) облучения населения для отдельных территорий могут быть изменены Правительством Донецкой Народной Республики в сторону их уменьшения с учетом конкретной санитарно-гигиенической, экологической обстановки, состояния здоровья населения и уровня влияния на человека других факторов окружающей среды.
7. Правила радиационной безопасности, регламентирующие требования к обеспечению технической безопасности при работах с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующего излучения, и иные нормативные документы по радиационной безопасности разрабатываются и утверждаются республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Статья 9. Лицензирование деятельности в сфере обращения с источниками ионизирующего излучения
1. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в сфере обращения с источниками ионизирующего излучения, проектирование, сооружение источников ионизирующего излучения, конструирование и изготовление для них технологического оборудования, средств радиационной защиты, а также работы в сфере добычи, производства, транспортирования, хранения, использования, обслуживания, утилизации и захоронения источников ионизирующего излучения осуществляются только на основании специальных разрешений (лицензий), выданных республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
2. Лицензирование деятельности в сфере обращения с источниками ионизирующего излучения осуществляется в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики.
Статья 10. Государственный надзор в сфере обеспечения радиационной безопасности
1. Государственный надзор в сфере обеспечения радиационной безопасности осуществляется уполномоченными республиканскими органами исполнительной власти при осуществлении ими государственного надзора в сфере использования атомной энергии и государственного санитарно-эпидемиологического надзора (далее – органы государственного надзора) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.
Государственный надзор в сфере использования атомной энергии осуществляется республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в соответствии с законом об использовании атомной энергии.
Государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляется органами государственной санитарно-эпидемиологической службы, в соответствии с Законом Донецкой Народной Республики от 10 апреля 2015 года № 40-IHC «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения».
2. К отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора в сфере обеспечения радиационной безопасности, организацией и проведением проверок юридических лиц, применяются положения Закона Донецкой Народной Республики от 21 августа 2015 года № 76-IHC «О государственном надзоре в сфере хозяйственной деятельности» (далее – Закон «О государственном надзоре в сфере хозяйственной деятельности») с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных настоящей статьей.
3. Предметом проверки является соблюдение юридическим лицом в процессе осуществления своей деятельности требований, установленных в соответствии с международными договорами Донецкой Народной Республики, настоящим Законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики в сфере обеспечения радиационной безопасности (далее – обязательные требования).
4. Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение одного года:
1) со дня государственной регистрации юридического лица;
2) со дня окончания проведения последней плановой проверки.
5. Основанием для осуществления внеплановых мероприятий, кроме определенных Законом «О государственном надзоре в сфере хозяйственной деятельности», является:
1) истечение срока исполнения юридическим лицом выданного органом государственного надзора предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
2) поступление в орган государственного надзора обращений и заявлений граждан, в том числе физических лиц – предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органов государственного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений обязательных требований, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, угрозу возникновения аварий и (или) чрезвычайных ситуаций техногенного характера либо влекут причинение такого вреда, возникновение аварии и (или) чрезвычайной ситуации техногенного характера;
3) наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора, изданного в соответствии с поручением Главы Донецкой Народной Республики или Правительства Донецкой Народной Республики либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, а также представлений (постановлений) органов государственной безопасности и иных правоохранительных органов.
6. Срок проведения проверки составляет не более чем тридцать рабочих дней со дня начала ее проведения.
В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного надзора, проводящих проверку, срок проведения проверки может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) этого органа, но не более чем на 20 рабочих дней.
В случае проверки юридического лица, имеющего филиалы, представительства, обособленные структурные подразделения, срок проведения плановой проверки устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению.
Статья 11. Производственный контроль обеспечения радиационной безопасности
1. Организации, осуществляющие деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, проводят производственный контроль обеспечения радиационной безопасности.
2. Порядок проведения производственного контроля определяется для каждой организации с учетом особенностей и условий выполняемых ею работ и согласовывается с органами исполнительной власти, в ведении которых находятся указанные организации, и органами государственного надзора.
3. Должностные лица, осуществляющие производственный контроль обеспечения радиационной безопасности, вправе приостанавливать проведение работ с источниками ионизирующего излучения при выявлении нарушений санитарно-эпидемиологических требований, правил радиационной безопасности, обязательных требований, установленных в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики о техническом регулировании, сводов правил, правил охраны труда, распорядительных, инструктивных, методических документов в сфере обеспечения радиационной безопасности (далее – нормы, правила и нормативы) в соответствующей организации до устранения обнаруженных нарушений.
Статья 12. Общественный контроль обеспечения радиационной безопасности
Общественные объединения в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики вправе осуществлять общественный контроль выполнения норм, правил и нормативов в сфере обеспечения радиационной безопасности.
Глава 4. Общие требования к обеспечению радиационной безопасности
Статья 13. Оценка состояния радиационной безопасности
1. При планировании и проведении мероприятий по обеспечению радиационной безопасности, принятии решений в сфере обеспечения радиационной безопасности, анализе эффективности указанных мероприятий органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями, осуществляющими деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, проводится оценка радиационной безопасности.
2. Оценка радиационной безопасности осуществляется по следующим основным показателям:
1) характеристика радиоактивного загрязнения окружающей среды;
2) анализ обеспечения мероприятий по радиационной безопасности и выполнения норм, правил и нормативов;
3) вероятность радиационных аварий и их масштаб;
4) степень готовности к эффективной ликвидации радиационных аварий и их последствий;
5) анализ доз облучения, получаемых отдельными группами населения от всех источников ионизирующего излучения;
6) число лиц, подвергшихся облучению выше установленных пределов доз облучения.
3. Результаты оценки ежегодно заносятся в радиационно-гигиенические паспорта организаций, территорий.
4. Порядок разработки радиационно-гигиенических паспортов организаций и территорий утверждается республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере здравоохранения.
Статья 14. Требования к обеспечению радиационной безопасности при обращении с источниками ионизирующего излучения
При обращении с источниками ионизирующего излучения организации обязаны:
1) соблюдать требования настоящего Закона, других законов и иных нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики, норм, правил и нормативов в сфере обеспечения радиационной безопасности;
2) планировать и осуществлять мероприятия по обеспечению радиационной безопасности;
3) проводить работы по обоснованию радиационной безопасности новой (модернизируемой) продукции, материалов и веществ, технологических процессов и производств, являющихся источниками ионизирующего излучения, для здоровья человека;
4) осуществлять систематический производственный контроль радиационной обстановки на рабочих местах, в помещениях, на территориях организаций, в санитарно-защитных зонах и зонах наблюдения, а также выброса и сброса радиоактивных веществ;
5) проводить контроль и учет индивидуальных доз облучения работников;
6) проводить подготовку и аттестацию руководителей и исполнителей работ, специалистов служб производственного контроля, других лиц, постоянно или временно выполняющих работы с источниками ионизирующего излучения, по вопросам обеспечения радиационной безопасности;
7) организовывать проведение предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров работников;
8) регулярно информировать работников об уровнях ионизирующего излучения на их рабочих местах и о величине полученных ими индивидуальных доз облучения;
9) своевременно информировать органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление, и органы государственного надзора, о нарушениях технологического регламента, создающих угрозу радиационной безопасности;
10) выполнять заключения, постановления, предписания должностных лиц уполномоченных на то органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление, государственный надзор в сфере обеспечения радиационной безопасности;
11) обеспечивать реализацию прав граждан в сфере обеспечения радиационной безопасности.
Статья 15. Обеспечение радиационной безопасности при воздействии природных радионуклидов
1. Облучение населения и работников, обусловленное радоном, продуктами его распада, а также другими долгоживущими природными радионуклидами, в жилых и производственных помещениях не должно превышать установленные нормативы.
2. В целях защиты населения и работников от влияния природных радионуклидов должны осуществляться:
1) выбор земельных участков для строительства зданий и сооружений с учетом уровня выделения радона из почвы и гамма-излучения;
2) проектирование и строительство зданий и сооружений с учетом предотвращения поступления радона в воздух этих помещений;
3) проведение производственного контроля строительных материалов, приемка зданий и сооружений в эксплуатацию с учетом уровня содержания радона в воздухе помещений и гамма-излучения природных радионуклидов;
4) эксплуатация зданий и сооружений с учетом уровня содержания радона в них и гамма-излучения природных радионуклидов.
3. При невозможности выполнения нормативов путем снижения уровня содержания радона и гамма-излучения природных радионуклидов в зданиях и сооружениях должен быть изменен характер их использования.
4. Запрещается использовать строительные материалы и изделия, не отвечающие требованиям к обеспечению радиационной безопасности.
Статья 16. Обеспечение радиационной безопасности при производстве пищевых продуктов и потреблении питьевой воды
Продовольственное сырье, пищевые продукты, питьевая вода и контактирующие с ними в процессе изготовления, хранения, транспортирования и реализации материалы и изделия должны отвечать требованиям к обеспечению радиационной безопасности и подлежат производственному контролю в соответствии с настоящим Законом.
Статья 17. Обеспечение радиационной безопасности граждан при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур
1. При проведении медицинских рентгенорадиологических процедур следует использовать средства защиты граждан (пациентов).
Дозы облучения граждан (пациентов) при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур должны соответствовать нормам, правилам и нормативам в сфере радиационной безопасности.
2. По требованию гражданина (пациента) ему предоставляется полная информация об ожидаемой или о получаемой им дозе облучения и о возможных последствиях при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур.
3. Гражданин (пациент) имеет право отказаться от медицинских рентгенорадиологических процедур, за исключением профилактических исследований, проводимых в целях выявления заболеваний, опасных в эпидемиологическом отношении.
Статья 18. Контроль и учет индивидуальных доз облучения
Контроль и учет индивидуальных доз облучения, полученных гражданами при использовании источников ионизирующего излучения, проведении медицинских рентгенорадиологических процедур, а также обусловленных естественным радиационным и техногенно измененным радиационным фоном, осуществляются в рамках единой государственной системы контроля и учета индивидуальных доз облучения, создаваемой в порядке, определяемом Правительством Донецкой Народной Республики.
Глава 5. Обеспечение радиационной безопасности при радиационной аварии
Статья 19. Защита населения и работников (персонала) от радиационной аварии
Организации, в которых возможно возникновение радиационных аварий, обязаны иметь:
1) перечень потенциальных радиационных аварий с прогнозом их последствий и прогнозом радиационной обстановки;
2) критерии принятия решений при возникновении радиационной аварии;
3) план мероприятий по защите работников (персонала) и населения от радиационной аварии и ее последствий, согласованный с органами местного самоуправления и органами исполнительной власти, осуществляющими государственный надзор в сфере обеспечения радиационной безопасности;
4) средства для оповещения и обеспечения ликвидации последствий радиационной аварии;
5) медицинские средства профилактики радиационных поражений и средства оказания медицинской помощи пострадавшим при радиационной аварии;
6) аварийно-спасательные формирования, создаваемые из числа работников (персонала).
Статья 20. Обязанности организаций, осуществляющих деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, по обеспечению радиационной безопасности при радиационной аварии
В случае радиационной аварии организации, осуществляющие деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, обязаны:
1) обеспечить выполнение мероприятий по защите работников (персонала) и населения от радиационной аварии и ее последствий;
2) проинформировать о радиационной аварии органы государственной власти, в том числе органы исполнительной власти, осуществляющие государственный надзор в сфере обеспечения радиационной безопасности, а также органы местного самоуправления, население территорий, на которых возможно повышенное облучение;
3) принять меры по оказанию медицинской помощи пострадавшим при радиационной аварии;
4) локализовать очаг радиоактивного загрязнения и предотвратить распространение радиоактивных веществ в окружающей среде;
5) провести анализ и подготовить прогноз развития радиационной аварии и изменений радиационной обстановки при радиационной аварии;
6) принять меры по нормализации радиационной обстановки на территории организаций, осуществляющих деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, после ликвидации радиационной аварии.
Статья 21. Планируемое повышенное облучение граждан, привлекаемых для ликвидации последствий радиационной аварии
1. Планируемое повышенное облучение граждан, привлекаемых для ликвидации последствий радиационной аварии, аварийно-спасательных работ и дезактивации, может быть обусловлено только необходимостью спасения людей и (или) предотвращения еще большего их облучения. Облучение граждан, привлекающихся к ликвидации последствий радиационных аварий, не должно превышать более чем в 10 раз среднегодовое значение основных гигиенических нормативов облучения для работников (персонала), установленных статьей 8 настоящего Закона.
2. Планируемое повышенное облучение граждан, привлекаемых для ликвидации последствий радиационных аварий, допускается один раз за период их жизни при добровольном их согласии и предварительном информировании о возможных дозах облучения и риске для здоровья.
3. Социальные гарантии за повышенный риск и возмещения вреда, причиненного радиационным воздействием здоровью лиц, привлекаемых для выполнения указанных работ, устанавливаются законодательством Донецкой Народной Республики.
Глава 6. Права и обязанности граждан и общественных объединений в сфере обеспечения радиационной безопасности
Статья 22. Право граждан на радиационную безопасность
Граждане Донецкой Народной Республики, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Донецкой Народной Республики, имеют право на радиационную безопасность. Это право обеспечивается за счет проведения комплекса мероприятий по предотвращению радиационного воздействия на организм человека ионизирующего излучения выше установленных норм, правил и нормативов, выполнения гражданами и организациями, осуществляющими деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, требований к обеспечению радиационной безопасности.
Статья 23. Право граждан и общественных объединений на получение информации
Граждане и общественные объединения имеют право на получение объективной информации от организации, осуществляющей деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, в пределах выполняемых ею функций о радиационной обстановке и принимаемых мерах по обеспечению радиационной безопасности.
Статья 24. Предоставление доступа на территорию организации, осуществляющей деятельность с использованием источников ионизирующего излучения
Представители общественных объединений имеют право доступа на территорию организации, осуществляющей деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Донецкой Народной Республики.
Статья 25. Социальная поддержка граждан, проживающих на территориях, прилегающих к организациям, осуществляющим деятельность с использованием источников ионизирующего излучения
Граждане, проживающие на территориях, прилегающих к организациям, осуществляющим деятельность с использованием источников ионизирующего излучения и в которых существует возможность превышения установленных настоящим Законом основных пределов доз, имеют право на социальную поддержку. Порядок предоставления социальной поддержки устанавливается законом.
Статья 26. Право граждан на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, обусловленного облучением ионизирующим излучением, а также в результате радиационной аварии, и на возмещение причиненных им убытков
1. Граждане имеют право на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, и на возмещение причиненных им убытков, обусловленных облучением ионизирующим излучением сверх установленных настоящим Законом основных пределов доз, в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.
2. В случае радиационной аварии граждане имеют право на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, и на возмещение причиненных им убытков в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.
Статья 27. Обязанности граждан в сфере обеспечения радиационной безопасности
Граждане Донецкой Народной Республики, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Донецкой Народной Республики, обязаны:
1) соблюдать требования к обеспечению радиационной безопасности;
2) проводить или принимать участие в реализации мероприятий по обеспечению радиационной безопасности;
3) выполнять требования органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление, и органов государственного надзора, органов местного самоуправления по обеспечению радиационной безопасности.
Глава 7. Ответственность за невыполнение требований к обеспечению радиационной безопасности
Статья 28. Ответственность за невыполнение или нарушение требований к обеспечению радиационной безопасности
1. Лица, виновные в невыполнении или нарушении требований к обеспечению радиационной безопасности, несут ответственность в соответствии с законом.
2. Штрафы за административные правонарушения в сфере обеспечения радиационной безопасности могут налагаться должностными лицами органов государственного надзора, в пределах их полномочий и в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики.
3. Наложение штрафа не освобождает виновных лиц от обязанностей устранения допущенных нарушений, возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью граждан, и (или) причиненных им убытков, а также от возмещения убытков, причиненных юридическим лицам в результате радиационной аварии.
Глава 8. Заключительные и переходные положения
Статья 29. Вступление настоящего Закона в силу
1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления в силу.
2. Статьи 12 и 24 настоящего Закона вступают в силу со дня вступления в силу закона, регулирующего отношения в сфере общественного контроля.
3. Статья 25 настоящего Закона вступает в силу со дня вступления в силу закона, определяющего основы в сфере финансирования особо радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов.
Статья 30. Приведение нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики в соответствие с настоящим Законом
1. Правительству Донецкой Народной Республики в течение девяти месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона:
1) привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом;
2) принять нормативные правовые акты, предусмотренные настоящим Законом;
3) обеспечить приведение нормативных правовых актов органов исполнительной власти в соответствие с настоящим Законом;
4) обеспечить принятие органами исполнительной власти нормативных правовых актов, предусмотренных настоящим Законом.
2. До приведения законов и иных нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики в соответствие с настоящим Законом, они применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.
Статья 31. Переходные положения
До формирования органов местного самоуправления и вступления в силу закона, регулирующего вопросы их организации, функции органов местного самоуправления, предусмотренные настоящим Кодексом, могут осуществляться местными администрациями в пределах, определенных Главой Донецкой Народной Республики.
Для данного документа приложений нет.
Нет связей.