watermark
Печать

Вид документа: Закон

Государственный информационно-правовой фонд: Нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики

Наименование правотворческого органа: Народный Совет Донецкой Народной Республики

Дата документа: 22.06.2023

Номер документа: 456-IIHC

Заголовок документа: Об Уполномоченном по правам человека в Донецкой Народной Республике

Действие документа: Действующий

Классификатор: 010.060.000 - Права, свободы и обязанности человека и гражданина

Информация об опубликовании:
    Официальный сайт Народного Совета Донецкой Народной Республики http://dnrsovet.su, 29.06.2023

Дополнительные сведения:

Количество страниц: 19

watermark
НПА ДНР

Народный Совет
Донецкой Народной Республики

 

Закон

22.06.2023
№456-IIHC
Об Уполномоченном по правам человека в Донецкой Народной Республике

Принят Постановлением Народного Совета 22 июня 2023 года

Настоящий Закон определяет порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в Донецкой Народной Республике, его компетенцию, организационные формы и условия его деятельности.

Статья 1. Общие положения

1. Должность Уполномоченного по правам человека в Донецкой Народной Республике (далее – Уполномоченный) учреждается в соответствии с Федеральным законом от 18 марта 2020 года № 48-ФЗ «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации»), Конституцией Донецкой Народной Республики и настоящим Законом в целях обеспечения дополнительных гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина на территории Донецкой Народной Республики.

2. Должность Уполномоченного является государственной должностью Донецкой Народной Республики.

3. Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод человека и гражданина, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.

4. Средствами, указанными в Федеральном законе «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации» и настоящем Законе, Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав и свобод человека и гражданина, совершенствованию законодательства Донецкой Народной Республики, муниципальных правовых актов в части защиты прав и свобод человека и гражданина, правовому просвещению в области соблюдения прав и свобод человека и гражданина, форм и методов их защиты, а также развитию международного сотрудничества в области прав человека.

Статья 2. Правовая основа деятельности Уполномоченного

Правовую основу деятельности Уполномоченного составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Конституция Донецкой Народной Республики, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики.

Статья 3. Принципы деятельности Уполномоченного

1. Деятельность Уполномоченного основывается на принципах справедливости, гуманности, законности, гласности, беспристрастности.

2. Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим от каких-либо государственных органов и должностных лиц, а также неподотчетен им.

Статья 4. Требования, предъявляемые к кандидату на должность Уполномоченного

1. На должность Уполномоченного может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший возраста 30 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации, обладающий безупречной репутацией, имеющий высшее образование, а также познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты.

2. Кандидат на должность Уполномоченного не может иметь гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

Статья 5. Порядок назначения на должность Уполномоченного

1. Предложение о кандидатуре на должность Уполномоченного вносится в Народный Совет Донецкой Народной Республики Главой Донецкой Народной Республики.

2. Предложение о кандидатурах на должность Уполномоченного вносится в Народный Совет Донецкой Народной Республики в следующие сроки:

1) не позднее 30 календарных дней до окончания срока полномочий предыдущего Уполномоченного;

2) не позднее 14 календарных дней со дня досрочного освобождения Уполномоченного от должности.

3. До рассмотрения кандидатур на должность Уполномоченного Народный Совет Донецкой Народной Республики согласовывает их с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации.

4. Вопрос о назначении на должность Уполномоченного рассматривается Народным Советом Донецкой Народной Республики не позднее 7 календарных дней со дня получения уведомления Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации о согласовании кандидатуры на должность Уполномоченного.

5. Назначенным на должность считается кандидат, за которого проголосовало большинство от общего числа депутатов Народного Совета Донецкой Народной Республики.

Статья 6. Срок полномочий Уполномоченного

1. Уполномоченный назначается сроком на пять лет.

2. Уполномоченный считается вступившим в должность с момента принесения им присяги.

3. Истечение срока полномочий Народного Совета Донецкой Народной Республики или его роспуск не влечет прекращения полномочий Уполномоченного.

4. Одно и то же лицо может занимать должность Уполномоченного не более двух сроков подряд.

Статья 7. Присяга Уполномоченного

1. При вступлении в должность Уполномоченный приносит присягу следующего содержания:

«Клянусь защищать права и свободы человека и гражданина, добросовестно исполнять свои обязанности, руководствуясь Конституцией Российской Федерацией, Конституцией Донецкой Народной Республики, законодательством Российской Федерации и законодательством Донецкой Народной Республики, справедливостью и голосом совести».

2. Присяга приносится на заседании Народного Совета Донецкой Народной Республики непосредственно после назначения на должность.

Статья 8. Требования, ограничения и запреты, связанные с замещением должности Уполномоченного

1. Уполномоченный не вправе:

1) иметь гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

2) одновременно быть сенатором Российской Федерации, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации или депутатом Народного Совета Донецкой Народной Республики, замещать иные государственные должности Российской Федерации, иные государственные должности Донецкой Народной Республики, муниципальные должности, а также находиться на государственной или муниципальной службе;

3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении коммерческой организацией или в управлении некоммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами;

4) заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

5) быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели.

2. На Уполномоченного распространяются иные ограничения, а также обязанности, установленные в отношении лиц, замещающих государственные должности Донецкой Народной Республики, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

3. Уполномоченный не позднее 14 календарных дней со дня вступления в должность обязан прекратить деятельность, несовместимую с его статусом, а также приостановить членство в политической партии на период осуществления своих полномочий.

4. Если в течение срока, определенного в соответствии с частью 3 настоящей статьи, Уполномоченный не выполнит установленные требования, его полномочия прекращаются и Народный Совет Донецкой Народной Республики назначает нового Уполномоченного в порядке, установленном статьей 5 настоящего Закона.

5. Уполномоченный обязан сообщать Председателю Народного Совета Донецкой Народной Республики о возникновении личной заинтересованности при осуществлении своих полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта в соответствии с требованиями Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

6. Уполномоченный обязан соблюдать иные требования, ограничения и запреты, установленные федеральными законами и законами Донецкой Народной Республики.

Статья 9. Прекращение полномочий Уполномоченного

1. Полномочия Уполномоченного прекращаются с момента вступления в должность нового назначенного Уполномоченного, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи.

2. Полномочия Уполномоченного прекращаются досрочно по решению Народного Совета Донецкой Народной Республики в случае:

1) его смерти;

2) признания его судом недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим либо объявления его умершим;

3) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

4) прекращения гражданства Российской Федерации или приобретения им гражданства (подданства) иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

3. По решению Народного Совета Донецкой Народной Республики после консультаций с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации полномочия Уполномоченного могут быть прекращены досрочно также в случае:

1) подачи им письменного заявления о сложении полномочий;

2) его неспособности по состоянию здоровья, установленной в соответствии с медицинским заключением, или по иным причинам в течение длительного времени (не менее четырех месяцев) исполнять свои обязанности;

3) утраты доверия в случаях, предусмотренных статьей 131 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;

4) несоблюдения им иных требований, ограничений и запретов, установленных федеральными законами и законами Донецкой Народной Республики.

4. Решение о досрочном прекращении полномочий Уполномоченного принимается большинством голосов от общего числа депутатов Народного Совета Донецкой Народной Республики.

5. В случае досрочного прекращения полномочий Уполномоченного новый Уполномоченный должен быть назначен Народным Советом Донецкой Народной Республики не позднее 60 дней со дня принятия решения о досрочном прекращении полномочий предыдущего Уполномоченного.

6. Назначение нового Уполномоченного осуществляется в порядке, установленном статьей 5 настоящего Закона.

Статья 10. Принятие к рассмотрению жалоб и иных обращений Уполномоченным

1. Гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин или лицо без гражданства вправе обратиться к Уполномоченному с жалобой, предложением или заявлением в письменной форме или в форме электронного документа, а также устно на личном приеме.

2. Рассмотрение поступивших в адрес Уполномоченного обращений осуществляется в порядке и в сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», с учетом особенностей принятия к рассмотрению и рассмотрения жалоб Уполномоченным, установленных Федеральным законом «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации» и настоящим Законом, в том числе сроков рассмотрения жалоб.

3. Получив обращение, содержащее информацию, касающуюся нарушения прав и свобод граждан (далее – обращение), Уполномоченный имеет право:

1) рассмотреть обращение по существу;

2) разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод;

3) направить обращение на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится рассмотрение обращения.

4. Жалобы и иные обращения, адресованные Уполномоченному лицами, находящимися в местах принудительного содержания, просмотру администрацией мест принудительного содержания и цензуре не подлежат и в течение 24 часов направляются Уполномоченному.

5. Под жалобой, адресованной Уполномоченному (далее – жалоба), понимается просьба гражданина Российской Федерации, иностранного гражданина или лица без гражданства (далее – заявитель) о защите и восстановлении прав и свобод, нарушенных (нарушаемых), по его мнению, решениями или действиями (бездействием) территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, действующих на территории Донецкой Народной Республики, органов государственной власти или иных государственных органов Донецкой Народной Республики (кроме Народного Совета Донецкой Народной Республики), органов местного самоуправления, иных муниципальных органов, организаций, действующих на территории Донецкой Народной Республики, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.

6. В жалобе должны содержаться фамилия, имя, отчество (при наличии), почтовый и (или) электронный адрес заявителя, изложение существа решений или действий (бездействия) территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, действующих на территории Донецкой Народной Республики, органов государственной власти или иных государственных органов Донецкой Народной Республики (далее – государственные органы), органов местного самоуправления, иных муниципальных органов (далее – муниципальные органы), организаций, действующих на территории Донецкой Народной Республики, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (далее – организации), нарушивших (нарушающих), по мнению заявителя, его права и свободы. К жалобе также должны прилагаться материалы, подтверждающие обоснованность жалобы, включая копии документов, связанных с обжалованием соответствующих решений или действий (бездействия) в судебном или административном порядке. Жалоба должна быть подана Уполномоченному не позднее истечения одного года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении.

7. В случае получения жалобы Уполномоченный:

1) принимает жалобу к рассмотрению, если она соответствует требованиям, предусмотренным частями 5 и 6 настоящей статьи, о чем сообщает заявителю;

2) отказывает в принятии жалобы к рассмотрению, если она не соответствует требованиям, предусмотренным частями 5 и 6 настоящей статьи, при этом отказ в принятии жалобы к рассмотрению должен быть мотивирован.

8. Уполномоченный принимает жалобу к рассмотрению или отказывает в ее принятии в течение 15 дней со дня регистрации жалобы и уведомляет об этом заявителя.

9. В случае если лицо, обратившееся с жалобой к Уполномоченному, одновременно обратилось с жалобой в адрес Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, по запросу Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации жалоба с прилагаемыми к ней материалами передается на рассмотрение Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Статья 11. Рассмотрение жалоб Уполномоченным

1. Уполномоченный информирует о принятии жалобы к рассмотрению государственные органы, муниципальные органы, организации, решения или действия (бездействие) которых обжалуются, а также вправе запросить у указанных органов и организаций информацию по существу поступившей жалобы и предложить обосновать свою позицию в целом.

2. В случае необходимости проверки обстоятельств, изложенных в жалобе, Уполномоченный вправе:

1) самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, их должностными лицами и государственными служащими собирать, проверять и анализировать информацию об обстоятельствах, изложенных в жалобе;

2) посещать государственные органы, муниципальные органы, организации;

3) беспрепятственно посещать места принудительного содержания, находящиеся на территории Донецкой Народной Республики, в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими порядок посещения мест принудительного содержания;

4) запрашивать и получать от государственных органов, муниципальных органов, организаций сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы, а также соответствующие устные разъяснения их должностных лиц;

5) обращаться в суд с ходатайством об ознакомлении с материалами по гражданскому или административному делу, решение по которому вступило в законную силу;

6) привлекать экспертов;

7) пользоваться иными правами, предусмотренными федеральными законами и законами Донецкой Народной Республики.

3. Порядок взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти с Уполномоченным, в том числе порядок оказания содействия Уполномоченному в предоставлении необходимой ему для рассмотрения жалобы информации территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, определяется нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти. В целях осуществления взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти с Уполномоченным между ними могут заключаться соответствующие соглашения.

4. В случае если в ходе рассмотрения жалобы, в частности жалобы на решения или действия (бездействие) территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, Уполномоченным выявлена необходимость принятия системных мер по устранению нарушений прав и свобод человека и гражданина на территории Донецкой Народной Республики, Уполномоченный вправе обратиться к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации с просьбой об оказании содействия и о принятии им мер, относящихся к его компетенции.

5. В случае если в ходе рассмотрения жалобы, обнаружены признаки уголовно наказуемого деяния или административного правонарушения, Уполномоченный передает имеющиеся материалы в соответствующие государственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела или дела об административном правонарушении, известив об этом заявителя.

6. Уполномоченный не вправе разглашать ставшие ему известными в ходе рассмотрения жалобы сведения о частной жизни заявителя и других лиц без их письменного согласия.

7. Информация о результатах рассмотрения жалобы Уполномоченным должна быть направлена заявителю не позднее 10 дней со дня завершения проверки обстоятельств, изложенных в жалобе.

Статья 12. Права Уполномоченного на принятие мер по защите и восстановлению прав и свобод человека и гражданина

1. По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе:

1) направить в государственный орган, муниципальный орган, организации, должностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и свобод человека и гражданина, в письменной форме свои рекомендации относительно возможных и необходимых мер по восстановлению указанных прав и свобод. Государственный орган, муниципальный орган, организация, должностное лицо, получившие рекомендации Уполномоченного, обязаны в течение 30 дней рассмотреть их и о принятых мерах в письменной форме сообщить Уполномоченному;

2) обратиться в суд с административным исковым заявлением (иском) в защиту прав и свобод человека и гражданина (в том числе неограниченного круга лиц), нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, муниципального органа, организации, должностного лица, государственного или муниципального служащего, а также лично или через своего представителя участвовать в процессе по делу о защите прав и свобод человека и гражданина в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) обратиться в соответствующие компетентные государственные или муниципальные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного производства и (или) рассмотрении вопроса об уголовном преследовании в отношении должностного лица государственного органа, муниципального органа, организации, в решениях или действиях (бездействии) которого усматривается нарушение прав и свобод человека и гражданина, а также о возбуждении производства по делу об административном правонарушении в отношении организации и (или) должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которых усматривается нарушение прав и свобод человека и гражданина;

4) обратиться в прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу приговора суда в целях использования в случаях, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, прокурором права обратиться в соответствующий суд с представлением о пересмотре вступившего в законную силу приговора суда;

5) разместить (опубликовать) на официальном сайте Уполномоченного в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сообщение о результатах рассмотрения жалобы при условии обязательного обезличивания персональных данных (решение о размещении (опубликовании) указанного сообщения не позднее пяти календарных дней со дня его принятия доводится до сведения государственного органа, органа местного самоуправления, организации, должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которых Уполномоченным усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина).

2. При наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод человека и гражданина либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты, Уполномоченный вправе по собственной инициативе провести проверку обстоятельств и принять соответствующие меры в пределах своей компетенции.

3. По результатам изучения и анализа информации о нарушении прав и свобод человека и гражданина, обобщения итогов рассмотрения жалоб Уполномоченный вправе:

1) инициировать проведение общественных проверок и общественной экспертизы в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) обратиться в Народный Совет Донецкой Народной Республики с предложением о проведении слушаний по фактам нарушения прав и свобод человека и гражданина, а также непосредственно либо через своего представителя участвовать в них;

3) направить в государственные органы, органы местного самоуправления, организации и должностным лицам предложения и рекомендации общего характера, относящиеся к обеспечению прав и свобод человека и гражданина, совершенствованию административных процедур.

Статья 13. Взаимодействие Уполномоченного с государственными органами, муниципальными органами, общественными объединениями и организациями, осуществляющими защиту прав и свобод человека и гражданина

1. Уполномоченный в целях осуществления возложенных на него полномочий взаимодействует с государственными органами, муниципальными органами, общественными объединениями и организациями, осуществляющими защиту прав и свобод человека и гражданина.

2. Общественные наблюдательные комиссии, сформированные в Донецкой Народной Республике, ежегодно не позднее 30 дней после окончания календарного года направляют Уполномоченному материалы по итогам осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания.

3. Уполномоченный вправе иметь помощников, осуществляющих деятельность на общественных началах и не являющихся работниками Аппарата Уполномоченного.

4. Уполномоченный вправе создавать общественные приемные на территории Донецкой Народной Республики.

Статья 14. Участие Уполномоченного в деятельности по совершенствованию нормативных правовых актов в части защиты прав и свобод человека и гражданина

В случае выявления в нормативных правовых актах Донецкой Народной Республики, муниципальных нормативных правовых актах недостатков или пробелов, влекущих, по мнению Уполномоченного, нарушение прав и свобод человека и гражданина, Уполномоченный вправе направлять органам государственной власти Донецкой Народной Республики, иным государственным органам Донецкой Народной Республики, органам местного самоуправления предложения по совершенствованию законов Донецкой Народной Республики, иных нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики, муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих права и свободы человека и гражданина.

Статья 15. Участие Уполномоченного в развитии межрегионального и международного сотрудничества в области защиты прав человека

1. Уполномоченный вправе участвовать в межрегиональном сотрудничестве в области защиты прав человека.

2. Уполномоченный способствует развитию международного сотрудничества в области защиты прав человека.

Статья 16. Участие Уполномоченного в правовом просвещении

В целях правового просвещения в области прав и свобод человека и гражданина, форм и методов их защиты Уполномоченный вправе:

1) распространять в средствах массовой информации, учредителями которых являются государственные органы Донецкой Народной Республики и органы местного самоуправления, информацию о правах и свободах человека и гражданина, формах и методах их защиты;

2) выпускать в пределах утвержденной сметы расходов официальное периодическое издание и иные издания о правах и свободах человека и гражданина;

3) организовывать и проводить научно-практические конференции, круглые столы, конкурсы, семинары, совещания и иные публичные мероприятия по проблемам защиты прав и свобод человека и гражданина;

4) использовать иные формы и методы правового просвещения.

Статья 17. Доклады Уполномоченного

1. Не позднее 3 месяцев после окончания календарного года Уполномоченный направляет ежегодный доклад о своей деятельности Главе Донецкой Народной Республики, в Народный Совет Донецкой Народной Республики, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Председателю Верховного Суда Донецкой Народной Республики, прокурору Донецкой Народной Республики.

2. Ежегодный доклад Уполномоченного представляется на заседании Народного Совета Донецкой Народной Республики Уполномоченным лично.

3. Уполномоченный может направлять в Народный Совет Донецкой Народной Республики, иные органы и организации доклады по отдельным вопросам нарушения прав и свобод человека и гражданина.

4. Ежегодный доклад Уполномоченного, доклады Уполномоченного по отдельным вопросам нарушения прав и свобод человека и гражданина размещаются на официальном сайте Уполномоченного в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Ежегодный доклад Уполномоченного, доклады Уполномоченного по отдельным вопросам нарушения прав и свобод человека и гражданина могут быть опубликованы в печатном средстве массовой информации, учрежденном Уполномоченным, и (или) в печатном средстве массовой информации, учрежденном органом государственной власти Донецкой Народной Республики для обнародования (официального опубликования) нормативных правовых актов органов государственной власти Донецкой Народной Республики, иной официальной информации.

Статья 18. Гарантии деятельности Уполномоченного

1. Государственные органы Донецкой Народной Республики, муниципальные органы, организации, их должностные лица, государственные и муниципальные служащие, работники указанных органов и организаций:

1) оказывают Уполномоченному содействие в осуществлении возложенных на него полномочий;

2) предоставляют по запросам Уполномоченного сведения, документы, материалы, иную информацию, необходимые для осуществления его полномочий, не позднее 15 дней со дня получения запроса, если в самом запросе не установлен иной срок.

2. Уполномоченный по вопросам своей деятельности пользуется правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами государственных органов Донецкой Народной Республики, муниципальных органов, организаций, а также администрациями мест принудительного содержания.

3. Предоставление Уполномоченному информации, составляющей государственную, коммерческую либо иную охраняемую законом тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Уполномоченный не обязан давать объяснения по существу рассмотренных или находящихся на рассмотрении жалоб, а также представлять для ознакомления материалы и иную информацию, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

5. Уполномоченный вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или административному делу, делу об административном правонарушении либо уголовному делу об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с исполнением им своих должностных обязанностей.

6. Вмешательство в законную деятельность Уполномоченного с целью повлиять на его решение, неисполнение должностными лицами требований и обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством Донецкой Народной Республики, или воспрепятствование законной деятельности Уполномоченного в иной форме влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации, законодательством Донецкой Народной Республики.

Статья 19. Обеспечение деятельности Уполномоченного и его Аппарата

1. Для обеспечения деятельности Уполномоченного создается Аппарат Уполномоченного (далее – Аппарат).

2. Аппарат является государственным органом Донецкой Народной Республики, который обладает правом юридического лица, имеет расчетный счет и иные счета, печать и бланки со своим наименованием и изображением Государственного герба Донецкой Народной Республики.

3. Работники Аппарата относятся к государственным гражданским служащим Донецкой Народной Республики в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Донецкой Народной Республики о государственной гражданской службе. В состав Аппарата также входят помощники Уполномоченного, являющиеся государственными гражданскими служащими Донецкой Народной Республики.

4. Аппарат осуществляет юридическое, организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение деятельности Уполномоченного.

5. Уполномоченный утверждает структуру Аппарата, положение о нем и его структурных подразделениях и осуществляет общее руководство его работой. Непосредственное руководство Аппаратом осуществляется руководителем Аппарата. Руководитель Аппарата может иметь заместителей.

6. Уполномоченный в пределах сметы расходов устанавливает предельную численность и штатное расписание Аппарата.

7. По вопросам, связанным с руководством Аппаратом, Уполномоченный издает распоряжения.

Статья 20. Финансовое и иное обеспечение деятельности Уполномоченного

1. Обеспечение деятельности Уполномоченного и Аппарата осуществляется из средств бюджета Донецкой Народной Республики.

2. В бюджете Донецкой Народной Республики ежегодно предусматривается отдельной строкой средства, необходимые для обеспечения деятельности Уполномоченного и Аппарата.

3. Финансирование текущей деятельности Уполномоченного и Аппарата обеспечивает возможность независимого осуществления ими своих полномочий в полном объеме. Уполномоченный самостоятельно разрабатывает и исполняет бюджетную смету.

4. Материальные гарантии независимости Уполномоченного, связанные с оплатой труда, медицинским, социальным и иным обеспечением и обслуживанием, устанавливаются применительно к соответствующим гарантиям, предусмотренным законами и иными нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики для лиц, замещающих государственные должности Донецкой Народной Республики.

5. Уполномоченный и Аппарат наделяются имуществом, необходимым для обеспечения их деятельности, которое находится в оперативном управлении данного государственного органа Донецкой Народной Республики и является собственностью Донецкой Народной Республики.

6. Финансовая отчетность предоставляется Уполномоченным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 21. Экспертный совет при Уполномоченном

1. При Уполномоченном в целях оказания консультативной помощи может быть создан экспертный совет, осуществляющий деятельность на общественных началах.

2. Экспертный совет при Уполномоченном состоит из специалистов, имеющих необходимые познания в области прав и свобод человека и гражданина и (или) опыт их защиты.

3. Положение об экспертном совете при Уполномоченном и его персональный состав утверждаются Уполномоченным.

Статья 22. Заключительные и переходные положения

1. Уполномоченный по правам человека в Донецкой Народной Республике, назначенный до вступления в силу настоящего Закона, продолжает осуществлять свои полномочия до назначения Уполномоченного по правам человека в Донецкой Народной Республике в порядке, установленном настоящим Законом.

2. До окончания действия переходного периода, предусмотренного Федеральным конституционным законом от 4 октября 2022 года № 5-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образования в составе Российской Федерации нового субъекта – Донецкой Народной Республики», Уполномоченный в целях обеспечения гарантий защиты прав граждан в условиях чрезвычайного или военного положения:

1) осуществляет деятельность по оказанию помощи лицам, пострадавшим в результате боевых действий или чрезвычайной ситуации;

2) участвует в сборе информации и регистрации сведений о разыскиваемых лицах;

3) участвует в получении информации по идентификации и захоронению останков погибших;

4) оказывает содействие в учете и формировании списков лиц из числа вынужденных переселенцев и лиц, пропавших без вести;

5) осуществляет взаимодействие с гуманитарными организациями.

Временно исполняющий обязанности Главы Донецкой Народной Республики
Д.В. Пушилин

Для данного документа приложений нет.

В данный документ изменений не вносилось.