Вид документа: Закон
Государственный информационно-правовой фонд: Нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики
Наименование правотворческого органа: Народный Совет Донецкой Народной Республики
Дата документа: 14.08.2023
Номер документа: 471-IIHC
Заголовок документа: О государственной социальной помощи на основании социального контракта
Действие документа: Действующий
Классификатор: 070.000.000 - Социальное обеспечение и социальное страхование, 070.070.020 - Компенсационные и иные социальные выплаты
Информация об опубликовании:
Официальный сайт Народного Совета Донецкой Народной Республики http://dnrsovet.su, 17.08.2023
Дополнительные сведения:
Количество страниц: 15
Народный Совет
Донецкой Народной Республики
Закон
Принят Постановлением Народного Совета 14 августа 2023 года
Настоящий Закон устанавливает размер, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и направлен на поддержание уровня жизни граждан, нуждающихся в оказании государственной социальной помощи, проживающих на территории Донецкой Народной Республики.
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
Основные понятия, используемые в настоящем Законе, применяются в значениях, установленных Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Статья 2. Право на государственную социальную помощь на основании социального контракта
1. Государственная социальная помощь на основании социального контракта предоставляется малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, являющимся гражданами Российской Федерации и проживающим на территории Донецкой Народной Республики, имеющим среднедушевой доход, размер которого по независящим от них причинам ниже величины прожиточного минимума, установленной в Донецкой Народной Республике, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.
2. Порядок учета доходов и расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для предоставления им государственной социальной помощи на основании социального контракта определяется в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2003 года № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи».
3. Финансирование затрат, связанных с предоставлением государственной социальной помощи на основании социального контракта, осуществляется за счет бюджетных ассигнований из федерального бюджета и бюджета Донецкой Народной Республики.
Статья 3. Размеры, порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта
1. Государственная социальная помощь на основании социального контракта предоставляется в виде единовременного и (или) ежемесячного социального пособия (далее – денежные выплаты).
2. Государственная социальная помощь на основании социального контракта предоставляется на реализацию мероприятий:
2) по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности;
3) по ведению личного подсобного хозяйства;
4) по осуществлению иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.
3. Размер денежной выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта составляет:
1) в рамках мероприятия по поиску работы:
а) до 30 000 рублей предоставляется на прохождение профессионального обучения или получение дополнительного профессионального образования при отсутствии в органах занятости населения возможности прохождения гражданином профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования или в случае отсутствия оснований предоставления гражданину образовательных программ, приобретенных за счет средств органа занятости населения, – единовременно;
б) в размере величины прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленной в Донецкой Народной Республике на год осуществления такой выплаты, – в течение 1 месяца с даты заключения социального контракта и 3 месяцев с даты подтверждения факта трудоустройства гражданина;
в) в размере половины величины прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленной в Донецкой Народной Республике на год осуществления такой выплаты, – в период профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, но не более 3 месяцев, при отсутствии в органах занятости населения возможности прохождения гражданином профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования или в случае отсутствия оснований предоставления гражданину образовательных программ, приобретенных за счет средств органа занятости населения;
г) в размере фактически понесенных расходов работодателя на прохождение гражданином стажировки, по результатам которой заключен трудовой договор, но не более величины минимального размера оплаты труда за один месяц с учетом размера страховых взносов, подлежащих уплате в государственные внебюджетные фонды, если указанное обязательство установлено социальным контрактом, – возмещение расходов работодателю производится на основании трехстороннего договора между одним из членов семьи или одиноко проживающим гражданином (далее ‑ заявитель), органом социальной защиты населения по месту жительства и работодателем, осуществляющим стажировку заявителя, но не более трех месяцев. Расчет величины возмещения расходов работодателю осуществляется исходя из фактического количества пройденных гражданином дней стажировки;
2) в рамках мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности:
а) до 350 000 рублей предоставляется на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности – единовременно;
б) до 30 000 рублей предоставляется на прохождение профессионального обучения или получение дополнительного профессионального образования при отсутствии в органах занятости населения возможности прохождения гражданином профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования или в случае отсутствия оснований предоставления гражданину образовательных программ, приобретенных за счет средств органа занятости населения, – единовременно;
3) в рамках мероприятия по ведению личного подсобного хозяйства:
а) до 200 000 рублей предоставляется на ведение личного подсобного хозяйства – единовременно;
б) до 30 000 рублей предоставляется на прохождение профессионального обучения или получение дополнительного профессионального образования при отсутствии в органах занятости населения возможности прохождения гражданином профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования или в случае отсутствия оснований предоставления гражданину образовательных программ, приобретенных за счет средств органа занятости населения, – единовременно;
4) в рамках мероприятия по осуществлению иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации, в размере величины прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленной в Донецкой Народной Республике на год осуществления такой выплаты, не более 6 месяцев – ежемесячно или единовременно.
4. Форма социального контракта с учетом программы социальной адаптации, порядок приема заявления о предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта, назначения и выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта, продления срока действия социального контракта, прекращения оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта, возврата государственной социальной помощи на основании социального контракта устанавливаются Правительством Донецкой Народной Республики.
Порядок приема документов и передачи их многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг в орган социальной защиты населения по месту жительства и порядок проведения выборочных проверок достоверности представленных заявителем сведений о составе семьи, месте жительства и доходах, перечень товаров первой необходимости для обеспечения потребности семьи гражданина и перечень товаров, необходимых для получения школьного и дошкольного образования, устанавливаются нормативным правовым актом исполнительного органа Донецкой Народной Республики в сфере социальной защиты населения.
5. Для получения государственной социальной помощи на основании социального контракта заявитель представляет в орган социальной защиты населения по месту жительства либо в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг заявление, предусматривающее согласие на обработку персональных данных заявителя и совершеннолетних членов семьи, с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии), числа, месяца, года рождения, адреса и даты регистрации по месту жительства (месту пребывания), паспортных данных, страхового номера индивидуального лицевого счета, достоверных сведений о составе семьи (фамилия, имя, отчество (при наличии), число, месяц, год рождения, родственные отношения, паспортные данные (при наличии), страховые номера индивидуального лицевого счета (при наличии), адрес и дата регистрации по месту жительства (месту пребывания) всех членов семьи) с предъявлением документа, удостоверяющего личность заявителя, справок о доходах членов семьи за три месяца, предшествующих месяцу обращения за назначением государственной социальной помощи на основании социального контракта.
Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе, а в случае отсутствия сведений об инвалидности в федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр инвалидов» заявитель самостоятельно представляет имеющуюся у него справку об инвалидности.
В случае отсутствия сведений в Единой государственной информационной системе социального обеспечения и Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния либо расхождения сведений, полученных из указанных информационных систем, со сведениями, указанными в заявлении, орган социальной защиты населения по месту жительства в течение 2 рабочих дней со дня получения сведений уведомляет заявителя способом, указанным в заявлении, о необходимости представления документов, подтверждающих запрашиваемые сведения, в течение 3 рабочих дней со дня получения уведомления.
6. Органы социальной защиты населения по месту жительства осуществляют на регулярной основе выборочные проверки достоверности представленных заявителем сведений о составе семьи, месте жительства и доходах.
Заявитель обязан известить орган социальной защиты населения по месту жительства об изменении сведений о составе семьи, месте жительства и доходах в течение 14 календарных дней со дня наступления указанных изменений.
7. Основанием для отказа в предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта является представление заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и (или) отсутствие оснований, дающих право на получение государственной социальной помощи на основании социального контракта.
Статья 4. Условия назначения, срок действия социального контракта, продление срока действия социального контракта, контроль выполнения социального контракта и досрочное расторжение социального контракта
1. Назначение государственной социальной помощи на основании социального контракта на поиск работы, на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, на ведение личного подсобного хозяйства, на осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации, производится при обращении заявителя.
При наличии у заявителя одновременно права на обращение за получением государственной социальной помощи на основании социального контракта по нескольким направлениям реализация данного права осуществляется по одному из них по выбору заявителя.
Государственная социальная помощь на основании социального контракта на поиск работы предоставляется не чаще одного раза в год и оказывается в приоритетном порядке гражданам, проживающим в семьях с детьми.
Государственная социальная помощь на основании социального контракта на осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации, оказывается в приоритетном порядке гражданам, проживающим в семьях с детьми.
Государственная социальная помощь на основании социального контракта не предоставляется при наличии действующего социального контракта у заявителя (членов семьи заявителя).
2. В случае досрочного расторжения социального контракта в связи с невыполнением мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, по причинам, не указанным в 12 настоящей статьи, право обратиться за государственной социальной помощью на основании социального контракта повторно возникает не ранее чем через 12 месяцев со дня расторжения ранее заключенного социального контракта.
3. Социальный контракт, направленный на реализацию иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации, с одним и тем же гражданином (семьей гражданина) заключается не чаще одного раза в год.
4. Условия предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта:
1) государственная социальная помощь на основании социального контракта на поиск работы предоставляется при неотнесении заявителя к категории занятых граждан в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-I «О занятости населения в Российской Федерации», за исключением трудоустроенных на временные (сезонные) работы, на условиях неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, студентов выпускных курсов;
2) государственная социальная помощь на основании социального контракта на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности предоставляется при условии подачи заявления по истечении 1 года с момента получения от органов занятости населения единовременной финансовой помощи на содействие началу осуществления предпринимательской деятельности безработных граждан, оказываемой в соответствии с абзацем одиннадцатым подпункта 8 пункта 1 статьи 71-1 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-I «О занятости населения в Российской Федерации» (в случае получения такой единовременной финансовой помощи);
3) государственная социальная помощь на основании социального контракта на ведение личного подсобного хозяйства предоставляется при условии неполучения гражданином от органов занятости населения единовременной финансовой помощи на содействие началу осуществления предпринимательской деятельности безработных граждан, оказываемой в соответствии с абзацем одиннадцатым подпункта 8 пункта 1 статьи 71-1 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-I «О занятости населения в Российской Федерации», в течение 12 месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления на получение государственной социальной помощи на основании социального контракта;
4) государственная социальная помощь на основании социального контракта на осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации, предоставляется при наличии одного из следующих обстоятельств:
а) наличие заболевания (не менее двух месяцев непрерывного амбулаторного и (или) стационарного лечения) у заявителя или члена его семьи, подтвержденного медицинской справкой (заключением) и (или) листком нетрудоспособности, повлекшего расходы на лечение по назначению врача (в случае неотнесения к группе населения и категории заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, к перечню видов, форм и условий предоставления медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно);
б) наличие в составе семьи заявителя ребенка-инвалида (детей-инвалидов), нуждающегося в постоянном постороннем уходе по заключению медицинской организации;
в) наличие у одинокого родителя несовершеннолетнего ребенка (детей);
г) наличие информации центра занятости населения по месту жительства заявителя об отсутствии подходящих рабочих мест для трудоспособного заявителя или трудоспособного члена его семьи и о возможности обучения (переобучения) с целью трудоустройства в течение 3 месяцев;
д) наличие в семье заявителя несовершеннолетних детей в возрасте от полутора лет, находящихся на учете в органах местного самоуправления муниципальных округов и городских округов для направления в образовательные организации, реализующие образовательные программы дошкольного образования, и не обеспеченных местом в данных организациях;
е) наличие в семьях, где один или оба родителя являются обучающимися по очной форме обучения в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования, несовершеннолетнего ребенка (детей);
ж) нахождение на лечении или реабилитации одного или нескольких трудоспособных членов семьи заявителя от алкогольной или наркотической зависимости, подтвержденное документом из медицинской организации или специализированного реабилитационного центра;
з) наличие обстоятельств (снижение дохода в связи с введением ограничительных мероприятий в рамках режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, потеря кормильца, заболевание у заявителя или члена его семьи, подтвержденное медицинской справкой (заключением) и (или) листком нетрудоспособности, повлекшее расходы на лечение), которые ухудшают условия жизнедеятельности заявителя и (или) членов его семьи и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно, в семьях, где количество несовершеннолетних детей больше или равно количеству трудоспособных граждан;
и) наличие в составе семьи заявителя военнослужащего, лица, проходящего службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющего специальное звание полиции, принимающего участие в специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей, и ребенка (детей) в возрасте до 3 лет либо ребенка-инвалида (детей-инвалидов).
5. Независящими причинами, по которым семья или одиноко проживающий гражданин имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленной в Донецкой Народной Республике, являются:
1) получение заявителем и (или) членом семьи пенсии по инвалидности;
2) нахождение трудоспособного заявителя и (или) члена семьи на амбулаторном или стационарном лечении продолжительностью не менее 2 месяцев (непрерывно), приходящихся на расчетный период;
3) доход одиноко проживающего трудоспособного заявителя и (или) трудоспособных членов семьи при учете в совокупном доходе обеспечивает уровень среднедушевого дохода ниже величины прожиточного минимума – при условии занятости всех трудоспособных членов семьи;
4) отсутствие дохода у заявителя и (или) у трудоспособных членов семьи заявителя вследствие введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации;
5) неосуществление трудоспособным заявителем и (или) членом семьи трудовой деятельности при условии:
а) осуществления трудоспособным членом семьи ухода за лицом, нуждающимся в постоянном постороннем уходе по заключению медицинской организации либо достигшим возраста 80 лет, при условии получения ежемесячной компенсационной выплаты;
б) осуществления трудоспособным членом семьи ухода за проживающим с ним ребенком (детьми) в возрасте до 3 лет либо в возрасте от 3 до 7 лет в отношении детей, находящихся на учете в органах местного самоуправления муниципальных округов и городских округов для направления в образовательные организации, реализующие образовательные программы дошкольного образования, и не обеспеченных местом в данных организациях;
в) обучения трудоспособного члена семьи, не достигшего возраста 23 лет, по очной форме обучения в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования, в том числе подачи документов для поступления в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования по очной форме обучения после окончания обучения в общеобразовательной организации;
г) регистрации неработающего трудоспособного заявителя и (или) члена семьи в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы или в качестве безработного.
6. При наличии более одного неработающего трудоспособного члена семьи наличие независящих причин определяется в отношении каждого из них.
Наличие независящих причин не определяется в отношении неработающего трудоспособного заявителя при обращении
за государственной социальной помощью на основании социального контракта на поиск работы.
7. Решение о предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта (или об отказе в предоставлении) принимается органом социальной защиты населения по месту жительства с учетом программы социальной адаптации, разработанной органом социальной защиты населения совместно с гражданином и утвержденной межведомственной комиссией. В состав межведомственной комиссии входят представители органа социальной защиты населения, центра занятости населения, а также по согласованию могут входить представители органов местного самоуправления, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, образовательных и медицинских организаций, общественных и иных заинтересованных объединений. Персональный состав межведомственной комиссии утверждается приказом руководителя органа социальной защиты населения по месту жительства заявителя. Положение о межведомственной комиссии утверждается нормативным правовым актом исполнительного органа Донецкой Народной Республики в сфере социальной защиты населения.
8. Социальный контракт заключается между заявителем и органом социальной защиты населения по месту жительства на срок, исходя из содержания программы социальной адаптации, являющейся приложением к социальному контракту:
1) по поиску работы – не более чем на 9 месяцев;
2) по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности – не более чем на 12 месяцев;
3) по ведению личного подсобного хозяйства – не более чем на 12 месяцев;
4) по осуществлению иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации, – не более чем на 6 месяцев.
9. В течение последнего месяца действия социального контракта орган социальной защиты населения по месту жительства подготавливает заключение, содержащее обоснованные выводы об оценке выполнения мероприятий программы социальной адаптации или о целесообразности продления срока действия социального контракта не более чем на половину срока ранее заключенного социального контракта.
Срок социального контракта также может быть продлен в случае предоставления получателем сведений о длительной болезни (более месяца) получателя (членов семьи), подтвержденной листком нетрудоспособности, смерти членов семьи, в период введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
10. Социальный контракт досрочно расторгается в одностороннем порядке по следующим основаниям:
1) в связи с выездом получателя (семьи) на новое место жительства за пределы территории Донецкой Народной Республики;
2) в случае смерти получателя;
3) в случае предоставления недостоверной информации в ходе исполнения социального контракта получателем;
4) в случае неисполнения (несвоевременного исполнения) получателем мероприятий программы социальной адаптации по причинам, не указанным в 12 настоящей статьи.
11. В случае досрочного расторжения социального контракта с месяца, следующего за месяцем расторжения социального контракта, орган социальной защиты населения прекращает предоставление денежных выплат и (или) возмещение расходов.
12. Уважительными причинами неисполнения получателем мероприятий программы социальной адаптации являются:
1) состояние здоровья (болезнь получателя и (или) члена семьи, подтвержденная листком нетрудоспособности или медицинской справкой (заключением));
2) временное отсутствие получателя по месту жительства (подтвержденное документально осуществление ухода за тяжелобольным близким родственником, проживающим в другом муниципальном образовании, смерть близкого родственника, проживающего в другом муниципальном образовании, выезд получателя в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, для прохождения обучения по очно-заочной и заочной формам обучения, командировка, прохождение военных сборов);
3) непреодолимая сила и (или) чрезвычайное, непредотвратимое обстоятельство (подтвержденные документально пожар, наводнение, ураган, землетрясение, авария систем водоснабжения, отопления, электроснабжения), введение ограничительных мероприятий в рамках режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации;
4) документально подтвержденное отсутствие у поставщиков товара и (или) услуг, необходимых для ведения индивидуальной предпринимательской деятельности или личного подсобного хозяйства.
13. Орган социальной защиты населения по месту жительства осуществляет ежемесячный контроль выполнения заявителем обязательств, предусмотренных социальным контрактом, а также контроль за целевым использованием денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта, в порядке, установленном нормативным правовым актом исполнительного органа Донецкой Народной Республики в сфере социальной защиты населения.
Полученная государственная социальная помощь на основании социального контракта должна быть использована получателем на выполнение мероприятий программы социальной адаптации и в сроки, предусмотренные программой социальной адаптации.
В случае неисполнения (несвоевременного исполнения) заявителем мероприятий программы социальной адаптации по причинам, не являющимся уважительными, с месяца, следующего за месяцем возникновения указанного обстоятельства, орган социальной защиты населения по месту жительства прекращает предоставление государственной социальной помощи на основании социального контракта, а также досрочно расторгает с таким заявителем социальный контракт.
В случае прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности по собственной инициативе в период действия социального контракта, а также в случае выявления органом социальной защиты населения по месту жительства факта нецелевого использования гражданином денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта, выплаченная сумма подлежит возврату получателем в добровольном порядке путем перечисления денежных средств на единый счет бюджета Донецкой Народной Республики в срок не позднее 30 календарных дней со дня прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности, а также со дня установления факта нецелевого использования гражданином денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта.
В случае отказа получателя от добровольного возврата указанных средств орган социальной защиты населения по месту жительства обеспечивает их взыскание в судебном порядке.
14. Мониторинг оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта осуществляет исполнительный орган Донецкой Народной Республики в сфере социальной защиты населения в порядке, установленном Правительством Донецкой Народной Республики.
15. Орган социальной защиты населения по месту жительства вносит в Единую государственную информационную систему социального обеспечения информацию об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта.
Статья 5. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2024 года.
Статья 6. Приведение нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики в соответствие с настоящим Законом
Исполнительным органам Донецкой Народной Республики в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом и принять нормативные правовые акты, предусмотренные настоящим Законом.
Для данного документа приложений нет.
Нет связей.