Вид документа: Закон
Наименование правотворческого органа: Народный Совет Донецкой Народной Республики
Дата документа: 29.05.2015
Номер документа: 50-IHC
Заголовок документа: О занятости населения
Действие документа: Архивная версия
Классификатор: 060.000.000 - Труд и занятость населения, 060.010.000 - Трудоустройство и занятость населения
Информация об опубликовании: Официальный сайт Народного Совета Донецкой Народной Республики http://dnrsovet.su/, 10.06.2015
Дополнительные сведения:
Количество страниц:
Народный Совет
Донецкой Народной Республики
Закон
Принят Постановлением Народного Совета 29 мая 2015 года
Настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Донецкой Народной Республики на труд и социальную защиту от безработицы.
Гарантии государства по реализации прав граждан Донецкой Народной Республики, проживающих за ее пределами, определяются международными договорами (соглашениями) Донецкой Народной Республики, согласие на обязательность которых предоставлено Народным Советом Донецкой Народной Республики.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Определение терминов
1. В настоящем Законе термины употребляются в таком значении:
1) безработица – социально-экономическое явление, при котором часть лиц не имеет возможности реализовать свое право на труд и получение заработной платы (вознаграждения) в качестве источника существования;
2) безработный – лицо в возрасте от 16 до 70 лет, из-за отсутствия работы не имеет заработка или других предусмотренных законодательством доходов как источника существования, готовое и способное приступить к работе;
3) вакансия – свободная должность (рабочее место), на которую может быть трудоустроено лицо;
4) свободно избранная занятость – реализация права гражданина свободно выбирать вид деятельности, не запрещенный законом (в частности такой, что не связан с выполнением оплачиваемой работы), а также профессию и место работы соответственно своих способностей и потребностей;
5) занятость – не запрещенная законодательством деятельность лиц, связанная с удовлетворением их личных и общественных потребностей с целью получения дохода (заработной платы) в денежной или иной форме;
6) зарегистрированный безработный – лицо трудоспособного возраста, которое зарегистрировано в территориальном органе службы занятости, как безработное, готовое и способное приступить к работе;
7) конкурентоспособность работника – совокупность качеств личности, характеризующих ее способность работать, уровень владения знаниями, умениями и навыками;
8) молодой работник – гражданин Донецкой Народной Республики в возрасте до 35 лет, выпускник профессионально-технического или высшего учебного заведения, который в шестимесячный срок после окончания обучения трудоустроился самостоятельно или по направлению учебного заведения или территориального органа службы занятости, и продолжает работать в течение трех лет по квалификации, которую он приобрел во время обучения, в том числе независимо от места первого трудоустройства;
9) неполная занятость – занятость работника на условиях рабочего времени, которое составляет меньше нормы времени, предусмотренной законодательством, и может устанавливаться по договору между работником и работодателем с оплатой труда пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки;
10) новое рабочее место – рабочее место, созданное в связи с созданием нового субъекта хозяйствования (кроме того, который создан путем прекращения) или увеличением штатной численности работников при условии отсутствия сокращения (уменьшения) среднемесячной численности за предыдущие 12 месяцев, а также созданное путем модернизации или изменения технологии производства, которые требуют новых знаний, навыков и умений работника;
11) лица трудоспособного возраста – лица в возрасте от 14 лет, которые не достигли установленного законодательством Донецкой Народной Республики пенсионного возраста;
12) полная занятость – занятость работника по норме рабочего времени, предусмотренной в соответствии с законодательством, коллективным или трудовым договором;
13) трудоустройство – комплекс правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение реализации права человека на труд;
14) трудоспособные лица – лица в возрасте от 14 лет, которые проживают на территории Донецкой Народной Республики и по состоянию здоровья способны к активной трудовой деятельности;
15) продуктивная занятость – занятость, которая позволяет обеспечить эффективное общественное производство и удовлетворить потребности работника на уровне не менее установленных законодательством гарантий;
16) профессиональное обучение – приобретение и совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков личности в соответствии с ее способностями, что обеспечивает соответствующий уровень профессиональной квалификации для профессиональной деятельности и конкурентоспособности на рынке труда;
17) рынок труда – система правовых, социально-трудовых, экономических и организационных отношений, возникающих между лицами, которые ищут работу, работниками, профессиональными союзами, работодателями и их организациями, органами государственной власти в сфере удовлетворения потребности работников в занятости, а работодателей – в найме работников в соответствии с законодательством;
18) рабочее место – место (помещение), на котором работник постоянно или временно находится в процессе трудовой деятельности и которое определено, в частности на основании трудового договора (контракта);
19) социальная защита в случае наступления безработицы – комплекс мер, предусмотренный общеобязательным государственным социальным страхованием на случай безработицы и законодательством о занятости населения;
20) трудовая миграция – перемещение лица, связанное с пересечением государственной границы или границ административно-территориальной единицы с целью выполнения или поиска работы;
21) частичная безработица – вынужденное временное сокращение предусмотренной законодательством продолжительности рабочего времени в связи с остановкой (сокращением) производства продукции по причинам экономического, технологического и структурного характера без прекращения трудовых отношений;
22) Единая информационно-аналитическая система Службы занятости при Едином Центре Социальных Выплат является республиканской информационной системой, содержащей информацию о возможностях трудоустройства, работодателях, испытывающих потребность в работниках, наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, гражданах, ищущих работу, и иную информацию, перечень которой утверждается Советом Министров Донецкой Народной Республики.
Статья 2. Законодательство о занятости населения
1. Законодательство о занятости населения основывается на Конституции Донецкой Народной Республики и состоит из настоящего Закона, других законов, иных нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики.
2. Законодательство о занятости населения распространяется также на иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено законами или международными договорами Донецкой Народной Республики, согласие на обязательность которых предоставлено Народным Советом Донецкой Народной Республики.
1. Занятыми считаются граждане:
1) работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в части 3 статьи 5 настоящего Закона);
2) зарегистрированные в установленном порядке в качестве физических лиц-предпринимателей, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию (далее – физические лица-предприниматели);
3) занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам или артелях;
4) выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);
5) избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
6) проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;
7) обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, включая обучение по направлению территориальных органов службы занятости населения (далее – территориальные службы занятости);
8) временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами при наличии подтверждающего документа;
9) являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых не предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этих организаций, включая членов товариществ собственников жилья, а также членов жилищных, жилищно-строительных, дачных, гаражных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, создаваемых в целях удовлетворения потребностей граждан, которые не получают доход от их деятельности;
10) являющиеся членами крестьянского (фермерского) хозяйства;
11) неработающие трудоспособные лица, которые фактически осуществляют уход за ребенком-инвалидом, инвалидом I группы или за лицом преклонного возраста, которое по заключению медицинского учреждения требует постоянного постороннего ухода или достиг 80-летнего возраста, и получают помощь, компенсацию и (или) надбавку в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики;
12) родители – воспитатели детских домов семейного типа, приемные родители, если они получают денежное обеспечение согласно законодательству Донецкой Народной Республики;
13) лицо, которое проживает вместе с инвалидом I или II группы вследствие психического расстройства, который по заключению врачебной комиссии медицинского заведения нуждается в постоянном постороннем уходе, и получает денежную помощь на уход за ним согласно законодательству Донецкой Народной Республики.
14) осуществляющие уход за ребенком в возрасте до 18 лет, которые инфицированы вирусом иммунодефицита человека или больным СПИДом, а также онкологическими больными, больными хроническими заболеваниями почек, осложненными почечной недостаточностью, больными тяжелой формой туберкулеза.
2. К занятому населению не относятся иностранцы и лица без гражданства, находящиеся в Донецкой Народной Республике и занятость которых связана с обеспечением деятельности иностранных посольств и миссий или выполнением своих профессиональных или трудовых обязанностей перед работодателем – нерезидентом.
3. Занятые лица имеют право на занесение соответствующей записи в трудовую книжку.
Статья 4. Порядок и условия признания граждан безработными
1. Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработной платы, зарегистрированы в территориальных органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработной платы не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемой средней заработной платы гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности физическим лицом-предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, физического лица-предпринимателя.
2. Статус безработного может получить:
1) лицо трудоспособного возраста до назначения пенсии (в том числе на льготных условиях или за выслугу лет), которое из-за отсутствия работы не имеет заработка или других предусмотренных законодательством доходов, готовое и способное приступить к работе;
2) инвалид, который не достиг установленного законом пенсионного возраста и получает пенсию по инвалидности или социальную помощь в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики, имеющий трудовую рекомендацию, заключение о рекомендуемом характере и условиях труда, которое выдано в установленном порядке, не имеющий работы, зарегистрированный в Службе занятости при Едином Центре Социальных Выплат в целях поиска подходящей работы и готовый приступить к ней.
Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Советом Министров Донецкой Народной Республики.
3. Безработными не могут быть признаны граждане:
1) не достигшие 16-летнего возраста;
2) которым в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики назначена пенсия, пожизненное денежное содержание или социальное пособие;
3) отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в территориальных органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие квалификации – в случае двух отказов от профессионального обучения или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по одной и той же профессии, специальности) дважды;
4) не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в территориальные органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный территориальными органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;
5) осужденные по приговору суда к исправительным работам или к наказанию в виде лишения свободы;
6) представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными;
7) перечисленные в части 1 статьи 3 настоящего Закона.
4. Статус безработного предоставляется указанным в части 2 настоящей статьи лицам по их личному заявлению в случае отсутствия подходящей работы с первого дня регистрации в территориальных органах службы занятости, независимо от зарегистрированного места жительства или места пребывания.
5. Граждане, которым в установленном порядке отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в территориальные органы службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными.
Статья 5. Подходящая и неподходящая работа
1. Подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его квалификации, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.
2. Максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного определяется территориальными органами службы занятости с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.
3. Оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее – трудовое законодательство), считается подходящей для граждан:
1) впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих квалификации; уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Донецкой Народной Республики;
2) прекративших предпринимательскую деятельность, вышедших из членов крестьянского (фермерского) хозяйства в установленном законодательством Донецкой Народной Республики порядке (кроме случаев уничтожения в результате военных действий их имущества, предназначенного для ведения предпринимательской деятельности или фермерского хозяйства); стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленных территориальными органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия;
3) отказавшихся пройти профессиональное обучение или получить дополнительное профессиональное образование после окончания первого периода выплаты пособия по безработице;
4) состоящих на учете в территориальных органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавших;
5) обратившихся в территориальные службы занятости после окончания сезонных работ (временных).
4. В случае если невозможно предоставить безработному работу по профессии в течение шести месяцев со дня пребывания на учете в территориальном органе службы занятости, ему предлагается подходящая работа с учетом способностей, состояния здоровья и профессионального опыта, доступных для него видов обучения и потребности рынка труда.
5. Для граждан, которые не работали по полученным ранее профессиям (специальностям) свыше 12 месяцев, подходящей считается работа, которую они выполняли по последнему месту работы, а работа по полученным ранее профессиям (специальностям) может считаться подходящей при условии предварительного повышения квалификации с учетом потребности рынка труда.
6. В случае изменения безработным профессии по направлению территориального органа службы занятости, подходящей считается работа по новой и по предыдущей профессии (специальности).
7. Подбор подходящей работы для инвалидов (в том числе путем специального приспособления существующего или создания нового рабочего места) осуществляется в соответствии с их профессиональными навыками, знаниями, индивидуальной программой реабилитации и с учетом пожеланий относительно условий труда.
8. Подходящей не может считаться работа, если:
1) она связана с переменой места жительства без согласия гражданина;
2) условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда;
3) условия труда на предложенном месте работы не соответствуют состоянию здоровья гражданина, которое подтверждено медицинской справкой.
Глава 2. Государственная политика в области содействия занятости населения
Статья 6. Принципы, основные направления государственной политики в области содействия занятости населения
1. Государственная политика Донецкой Народной Республики в сфере занятости населения базируется на принципах:
1) приоритетности обеспечения полной, продуктивной и свободно избранной занятости в процессе реализации активной социально-экономической политики государства;
2) ответственности государства за формирование и реализацию политики в сфере занятости населения;
3) обеспечения равных возможностей населения в реализации конституционного права на труд;
4) содействие эффективному использованию трудового потенциала и обеспечения социальной защиты населения от безработицы.
2. Целью государственной политики в сфере занятости населения являются со следующим содержанием:
1) обеспечение равных возможностей лицам в реализации их права на труд;
2) содействие повышению профессионального уровня трудоспособного населения в соответствии с общественными потребностями;
3) содействие занятости населения, в том числе в сельской местности;
4) обеспечение экономики квалифицированными кадрами;
5) сбалансирование спроса на рабочую силу (создание должного количества рабочих мест) и ее предложения (создание условий для профессионального развития, достойных условий для труда);
6) обеспечение социальной защиты лиц в случае наступления безработицы.
3. Основными направлениями государственной политики в области содействия занятости населения являются:
1) развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защита рынка труда;
2) обеспечение равных возможностей всем гражданам Донецкой Народной Республики независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;
3) создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека и гражданина;
4) поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;
5) осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан-резидентов, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние в возрасте от 16 до 18 лет; лица предпенсионного возраста (за пять лет до наступления возраста, дающего право на пенсию по возрасту, в том числе назначаемую досрочно); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане-резиденты, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 20 лет, имеющие среднее профессиональное образование и ищущие работу впервые);
6) предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;
7) поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
8) объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения;
9) координация деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции;
10) координация деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения;
11) международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Донецкой Народной Республики за пределами территории Донецкой Народной Республики и иностранных граждан на территории Донецкой Народной Республики, соблюдение международных трудовых норм.
Статья 7. Реализация государственной политики в области содействия занятости населения
1. Государство обеспечивает реализацию политики в области содействия занятости населения путем:
1) проведение налоговой, кредитно-денежной, инвестиционной, бюджетной, социальной, внешнеэкономической и инновационной политики с целью расширения сферы применения труда, обеспечение полной, продуктивной, свободно избранной занятости, повышению уровня квалификации и конкурентоспособности рабочей силы;
2) определение в общегосударственных программах экономического и социального развития, программах экономического и социального развития районов, городов показателей развития рынка труда и занятости населения и их оценка по результатам реализации таких программ;
3) включение в систему регулирования рынка труда мероприятий по введению стимулирования отечественного производства к созданию новых рабочих мест в приоритетных отраслях экономики и сельской местности;
4) содействие повышению конкурентоспособности рабочей силы и занятости населения;
5) социальной защиты граждан в случае наступления безработицы;
6) содействие самозанятости населения путем стимулирования открытия собственного бизнеса, в том числе в сельских населенных пунктах;
7) создание условий для обеспечения повышения конкурентоспособности рабочей силы и ее мобильности;
8) прогнозирования и оценки влияния на рынок труда политики в сфере занятости;
9) лицензирование деятельности по посредничеству в трудоустройстве за границей.
Статья 8. Органы, обеспечивающие формирование и реализацию государственной политики в области содействия занятости населения
1. Формирование и реализацию государственной политики в области содействия занятости населения обеспечивают в пределах своих полномочий Глава Донецкой Народной Республики, Народный Совет Донецкой Народной Республики, Совет Министров Донецкой Народной Республики, республиканский орган исполнительной власти в сфере социальной политики, иные республиканские органы государственной власти и органы местного самоуправления.
2. Главным органом в системе республиканских органов исполнительной власти по формированию и реализации государственной политики в сфере занятости населения является республиканский орган исполнительной власти в сфере социальной политики.
3. С целью реализации государственной политики занятости Совет Министров Донецкой Народной Республики разрабатывает и утверждает основные направления реализации государственной политики в области содействия занятости населения на среднесрочный период, в которых определяются пути и способы решения проблем занятости населения и предусматриваются меры, направленные на регулирование процессов, происходящих на рынке труда, для повышения уровня занятости населения.
4. Основные направления реализации государственной политики в области содействия занятости населения разрабатываются на основании основных прогнозных параметров социально-экономического развития Донецкой Народной Республики, государственных, отраслевых и местных программ в части их влияния на сферу занятости населения, на развитие трудового потенциала с определением механизма их реализации.
5. Координацию и контроль за выполнением основных направлений реализации государственной политики в области содействия занятости населения осуществляет центральный орган исполнительной власти в сфере социальной политики и Служба занятости при Едином Центре Социальных Выплат.
6. Ответственность за выполнение основных направлений реализации государственной политики в области содействия занятости населения возлагается на Службу занятости Едином Центре Социальных Выплат Донецкой Народной Республики, республиканские органы государственной власти Донецкой Народной Республики и органы местного самоуправления.
Статья 9. Полномочия республиканских органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере занятости населения
1. К полномочиям республиканских органов государственной власти в сфере занятости населения относятся:
1) разработка и реализация государственной политики в сфере занятости населения;
2) принятие законов и иных нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики в сфере занятости населения;
3) разработка и реализация государственных программ Донецкой Народной Республики в сфере занятости населения и контроль за их исполнением;
4) установление норм социальной поддержки безработных граждан;
5) разработка и реализация мер в сфере занятости населения, за исключением мер в области содействия занятости населения, реализация которых отнесена к полномочиям местных органов исполнительной власти Донецкой Народной Республики;
6) формирование средств на социальную поддержку безработных граждан и контроль за их целевым использованием;
7) координация деятельности по созданию экономических условий для обеспечения занятости населения, развития предпринимательства и самозанятости;
8) разработка прогноза баланса трудовых ресурсов Донецкой Народной Республики, осуществляемая в порядке, определяемом Советом Министров Донецкой Народной Республики.
2. Совет Министров Донецкой Народной Республики вправе разрабатывать и реализовывать дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные на:
1) снижение напряженности на рынке труда Донецкой Народной Республики;
2) оказание содействия в трудоустройстве многодетных родителей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места;
3) повышение мобильности трудовых ресурсов.
3. К полномочиям уполномоченного органа исполнительной власти в сфере занятости населения относятся:
1) принятие нормативных правовых актов в сфере занятости населения по вопросам, установленным настоящим Законом;
2) обобщение практики применения, анализ причин нарушений и подготовка предложений по совершенствованию законодательства о занятости населения;
3) издание методических рекомендаций по предоставлению государственных услуг и исполнению государственных функций в сфере занятости населения, по разработке региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов;
4) утверждение обязательных для исполнения административных регламентов предоставления государственных услуг по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;
5) проведение мониторинга и оценки качества и доступности государственных услуг в области содействия занятости населения, эффективности реализации дополнительных мероприятий на рынке труда Донецкой Народной Республики;
6) информирование граждан и работодателей о положении на рынке труда в Донецкой Народной Республики, правах и гарантиях в области занятости населения;
7) проведение мониторинга состояния и разработка прогнозных оценок рынка труда Донецкой Народной Республики;
8) осуществление контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения в части социальной поддержки безработных граждан с выдачей обязательных для исполнения предписаний;
9) осуществление проверок, выдача обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений законодательства о занятости населения о привлечении виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики, об отстранении от должности должностных лиц органов и государственных учреждений службы занятости населения Донецкой Народной Республики;
10) формирование и ведение регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения;
11) утверждение форм бланков личного дела получателя государственных услуг в области содействия занятости населения;
12) установление в целях содействия занятости инвалидов порядка, формы и сроков обмена сведениями между органами службы занятости и государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.
4. Органы местного самоуправления вправе участвовать в организации и финансировании:
1) проведения оплачиваемых общественных работ;
2) временного трудоустройства несовершеннолетних в возрасте от 14 до 16 лет в каникулярное время, а от 16 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые;
3) ярмарок вакансий и учебных рабочих мест.
5. Органы местного самоуправления могут оказывать содействие органам службы занятости в получении достоверной информации о занятости граждан.
6. Органы местного самоуправления вправе реализовывать дополнительные мероприятия в области содействия занятости населения, направленные на привлечение трудовых ресурсов, и осуществлять расходы за счет средств бюджетов муниципальных образований (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов).
Статья 10. Участие органов местного самоуправления в содействии занятости населения
1. Органы местного самоуправления вправе участвовать в организации и финансировании:
1) проведения оплачиваемых общественных работ;
2) временного трудоустройства несовершеннолетних в возрасте от 14 до 16 лет в каникулярное время, а с 16 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан, имеющих среднее или высшее профессиональное образование и ищущих работу впервые;
3) ярмарок вакансий и учебных рабочих мест.
2. Органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие территориальным органам службы занятости в получении достоверной информации о занятости граждан.
3. Органы местного самоуправления вправе реализовывать дополнительные мероприятия в области содействия занятости населения, направленные на привлечение трудовых ресурсов, и осуществлять расходы за счет средств бюджетов муниципальных образований (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов).
Глава 3. Права граждан в области занятости населения
Статья 11. Право граждан на выбор места работы
1. Граждане имеют право на выбор места работы путем прямого обращения к работодателю, или путем бесплатного посредничества территориальных органов службы занятости, или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения.
Другие организации, содействующие в трудоустройстве населения, не вправе требовать от ищущих работу граждан плату за информацию и оказание помощи в трудоустройстве.
2. Порядок и условия заключения трудовых договоров при трудоустройстве между работодателем и работником регулируются законодательством Донецкой Народной Республики о труде.
Статья 12. Право граждан на консультацию, профессиональную ориентацию, содействие в переезде и переселении в другую местность для трудоустройства, психологическую поддержку, профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование, получение информации в территориальных органах службы занятости
1. Граждане имеют право на бесплатную консультацию, бесплатное получение информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в территориальных органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования. Территориальные органы службы занятости обеспечивают возможность получения гражданами указанных услуг в электронной форме в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.
2. Безработные граждане имеют также право на переселение в другую местность для трудоустройства, психологическую поддержку, профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по направлению территориальных органов службы занятости.
Статья 13. Право граждан на профессиональную деятельность за пределами территории Донецкой Народной Республики
Граждане имеют право на самостоятельный поиск работы и трудоустройство за пределами территории Донецкой Народной Республики.
Статья 14. Право граждан на обжалование действий территориальных органов службы занятости и их должностных лиц
Граждане вправе обжаловать решения, действия или бездействие территориальных органов службы занятости и их должностных лиц в Службу занятости при Едином Центре Социальных Выплат, а также в органы прокуратуры и (или) в суд в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики.
Глава 4. Гарантии государства в области занятости населения
Статья 15. Гарантии государства в области занятости населения
1. Государство гарантирует в области занятости:
1) свободное избрание места применения труда и вида деятельности, свободный выбор или изменение профессии;
2) получение заработной платы (вознаграждения) в соответствии с законодательством;
3) профессиональную ориентацию с целью самоопределения и реализации способности человека к труду;
4) профессиональное обучение в соответствии со способностями и с учетом потребностей рынка труда;
5) бесплатное содействие в трудоустройстве, выборе подходящей работы и получении информации о ситуации на рынке труда и перспективах его развития;
6) социальную защиту в случае наступления безработицы;
7) защита от дискриминации в сфере занятости, необоснованного отказа в приеме на работу и незаконного увольнения.
Статья 16. Дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения
1. К категориям граждан, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству, относятся:
1) один из родителей или лицо, которое их заменяет и:
а) имеет на иждивении детей дошкольного возраста;
б) воспитывает без одного из супругов ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида;
в) содержит без одного из супругов инвалида с детства (независимо от возраста) и (или) инвалида I группы (независимо от причины инвалидности);
2) дети-сироты и дети, лишенные родительской опеки, лица, которым исполнилось 16 лет и которые с согласия одного из родителей или лица, которые их заменяют, могут, как исключение, приниматься на работу;
3) молодежь, которая закончила или прекратила обучение в общеобразовательных, профессионально-технических и высших учебных заведениях, уволилась со срочной военной или альтернативной (невоенной) службы либо демобилизована (в течение трех месяцев после окончания или прекращения учебы или службы) и которая впервые принимается на работу;
4) лица, которым до наступления права на пенсию по возрасту согласно законодательству Донецкой Народной Республики о пенсионном страховании осталось 5 и менее лет;
5) инвалиды;
6) освобожденные из мест лишения свободы;
7) впервые ищущие работу в возрасте до 21 года.
8) лица, которые находились на принудительном лечении;
9) уволенные с военной службы по состоянию здоровья;
10) члены семей военнослужащих Донецкой Народной Республики, погибших в ходе боевых действий;
11) лица, перечисленные в пунктах 11, 12, 13 части 1 статьи 3 по факту их письменного обращения в территориальные органы службы занятости;
12) лица, уплачивающие алименты;
13) лица, которым исполнилось 14 лет и которые приобрели полную дееспособность ранее 18 лет.
2. Государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда), установления квоты для приема на работу, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.
3. Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики о социальной защите инвалидов.
4. Гражданам, уволенным с работы в связи с сокращением численности или штата работников, в соответствии с заключенными коллективными договорами (соглашениями) гарантируются после увольнения сохранение очереди на получение жилья (улучшение жилищных условий) по прежнему месту работы, а также возможность пользоваться лечебными учреждениями, а их детям – дошкольными учреждениями предприятия.
5. Жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, при прочих равных условиях имеют преимущественное право поступления на работу на государственные и муниципальные предприятия.
6. Государство в соответствии с законодательством о труде гарантирует предоставление первого рабочего места выпускникам государственных учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования в дневной форме получения образования за счет средств республиканского и (или) местного бюджетов, лицам с особенностями психофизического развития, освоившим учебные программы в общеобразовательных учреждениях общего типа, лицам с особенностями психофизического развития, освоившим специальные учебные программы, а также военнослужащим срочной военной службы, уволенным из Вооруженных Сил или других войск и воинских формирований Донецкой Народной Республики. Порядок и условия предоставления первого рабочего места указанным лицам определяются Советом Министров Донецкой Народной Республики.
7. Государство обеспечивает трудоустройство родителей, которые обязаны возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении (далее – обязанные лица), и направлены на основании судебного решения в территориальные органы службы занятости, путем установления квоты для приема их на работу.
Территориальные органы службы занятости при получении судебного постановления о трудоустройстве обязанного лица в течение трех рабочих дней определяют одну или несколько организаций для трудоустройства обязанного лица таким образом, чтобы заработная плата обязанного лица позволяла обеспечить полное исполнение ежемесячных обязательств по возмещению расходов по содержанию детей и за ним сохранялось не менее 30 процентов заработной платы.
Глава 5. Организация занятости населения
Статья 17. Организация занятости населения
Организация занятости населения граждан осуществляется соответствующими службами по занятости населения Единого Центра Социальных Выплат.
Задачи и функциональные обязанности Единого Центра Социальных Выплат по занятости и гарантиям регламентируется законодательством о Едином Центре Социальных Выплат.
Статья 18. Республиканские стандарты государственных услуг и государственных функций в области содействия занятости населения
1. В Донецкой Народной Республике устанавливаются республиканские стандарты государственных услуг и государственных функций в области содействия занятости населения, представляющие собой совокупность требований, обязательных при предоставлении государственных услуг и исполнении государственных функций в области содействия занятости населения территориальными органами службы занятости.
2. Республиканские стандарты государственных услуг и государственных функций в области содействия занятости населения должны обеспечивать:
1) единство предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в области содействия занятости населения в Донецкой Народной Республике;
2) полноту и качество предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в области содействия занятости населения;
3) равную доступность государственных услуг в области содействия занятости населения.
3. Республиканские стандарты государственных услуг и государственных функций в области содействия занятости населения включают в себя требования к:
1) порядку предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в области содействия занятости населения и критериям принятия решений;
2) составу, последовательности и срокам выполнения административных процедур (действий) при предоставлении государственных услуг и исполнении государственных функций в области содействия занятости населения, в том числе к особенностям выполнения административных процедур (действий) в электронной форме;
3) порядку и формам контроля за предоставлением государственных услуг и исполнением государственных функций в области содействия занятости населения;
4) иным условиям и способам предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в области содействия занятости населения.
4. Разработку государственных стандартов государственных услуг и государственных функций в области содействия занятости населения осуществляет Служба занятости при Едином Центре Социальных Выплат.
5. Утверждает государственные стандарты государственных услуг и государственных функций в области содействия занятости населения Совет Министров Донецкой Народной Республики.
Статья 19. Статистическая отчетность и информация о занятости населения
1. Для объективной оценки состояния рынка труда и положения в области занятости населения в Донецкой Народной Республике устанавливается государственная статистическая отчетность.
2. Территориальные органы службы занятости обмениваются на безвозмездной основе с органами государственной статистики, органами доходов и сборов, органами миграционной службы и другими заинтересованными государственными органами отчетной документацией и сведениями, необходимыми каждой из сторон для выполнения своих функций.
Статья 20. Регистры получателей государственных услуг в сфере занятости населения
1. Формирование и ведение регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения осуществляются в целях обеспечения оказания соответствующих услуг и эффективного расходования средств, направляемых на исполнение полномочий в области содействия занятости населения и переданного полномочия по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.
2. Формирование и ведение регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения осуществляет Служба занятости при Едином Центре Социальных Выплат.
Порядок ведения регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения, включая порядок, сроки и форму представления в них сведений, устанавливается Советом Министров Донецкой Народной Республики.
3. Сведения о лицах, которые содержатся в регистрах получателей государственных услуг в сфере занятости населения, представляются органами исполнительной власти Донецкой Народной Республики в Службу занятости при Едином Центре Социальных Выплат безвозмездно.
Статья 21. Единая информационно-аналитическая система Службы занятости при Едином Центре Социальных Выплат
1. Единая информационно-аналитическая система Службы занятости при Едином Центре Социальных Выплат функционирует для:
1) информационной поддержки реализации государственной политики в сфере занятости населения;
2) создания целостной системы информационного взаимодействия государственных органов власти, осуществляющих мероприятия по содействию занятости населения;
3) проведения мониторинга рынка труда, анализа спроса и предложения рабочей силы;
4) обеспечения выполнения Службой занятости при Едином Центре Социальных Выплат возложенных на нее функций и задач.
2. К Единой информационно-аналитической системе Службы занятости при Едином Центре Социальных Выплат включается информация, поступившая от его территориальных органов в процессе своей деятельности, в частности от граждан, работодателей, организаций по содействию в трудоустройстве населения и органов государственной власти.
3. Информация с Единой информационно-аналитической системы Службы занятости при Едином Центре Социальных Выплат предоставляется и используется в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики об информации и защите персональных данных.
Статья 22. Привлечение на территорию Донецкой Народной Республики иностранной рабочей силы
1. Привлечение на территорию Донецкой Народной Республики иностранной рабочей силы является приоритетным правом Донецкой Народной Республики.
2. Привлечение и использование на территории Донецкой Народной Республики иностранной рабочей силы осуществляются в порядке, определяемом законодательством Донецкой Народной Республики.
Статья 23. Лицензирование деятельности, связанной с трудоустройством граждан Донецкой Народной Республики за пределами территории Донецкой Народной Республики
Деятельность, связанная с трудоустройством граждан Донецкой Народной Республики за пределами территории Донецкой Народной Республики, осуществляется юридическими лицами на основании лицензии, предоставляемой в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики.
Статья 24. Координационные комитеты содействия занятости населения
1. В целях выработки согласованных решений по определению и осуществлению политики занятости населения на республиканском, территориальных уровнях в рамках социального партнерства на безоплатной основе создаются координационные комитеты содействия занятости населения из представителей объединений профессиональных союзов, иных представительных органов работников, работодателей, территориальных органов службы занятости и других заинтересованных государственных органов, общественных объединений, представляющих интересы граждан
2. Организация и порядок работы комитетов определяются представленными в комитетах сторонами.
Статья 25. Участие профессиональных союзов и иных представительных органов работников в содействии занятости населения
1. Профессиональные союзы и иные представительные органы работников вправе участвовать в:
1) осуществлении мероприятий по обеспечению занятости населения;
2) разработке механизма за соблюдением законодательства в сфере занятости населения, трудовой миграции, профессионального обучения и подтверждении квалификации работников;
3) разработке мер по социальной защите работников, уволенных с предприятий, учреждений и организаций по инициативе работодателей;
4) работе координационных комитетов содействия занятости населения;
5) консультациях по вопросам привлечения и использования в Донецкой Народной Республике иностранной рабочей силы;
6) консультациях по разработке и обновлению профессиональных стандартов (квалификационных характеристик), содействии развитию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, обеспечении их надлежащего качества и трудоустройстве выпускников профессионально-технических и высших учебных заведений;
7) консультациях при проведении исследований по проблемам текущей и перспективной потребности рынка труда.
2. Профессиональные союзы и иные представительные органы работников имеют право содействовать обеспечению социальных гарантий работников в вопросах организации занятости, приема на работу (службу), увольнения, предоставления льгот и компенсаций в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики в качестве совещательного органа.
3. Массовое увольнение работников может осуществляться лишь при условии предварительного (не менее чем за три месяца) уведомления в письменной форме выборного профсоюзного органа в порядке, установленном трудовым законодательством.
4. Органы исполнительной власти, работодатели могут проводить по предложению профессиональных союзов, иных представительных органов работников взаимные консультации по проблемам занятости населения.
По итогам консультаций могут заключаться соглашения, предусматривающие мероприятия, направленные на содействие занятости населения.
5. Профессиональные союзы, иные представительные органы работников вправе требовать от работодателя включения в коллективный договор конкретных мер по обеспечению занятости.
6. Предложения выборных профсоюзных органов, иных представительных органов работников в связи с массовым увольнением работников, направленные в соответствующие органы власти и работодателям, подлежат рассмотрению в установленном законодательством Донецкой Народной Республики порядке.
Статья 26. Источники финансирования мероприятий по содействию занятости населения
1. Мероприятия по социальной поддержке безработных граждан, предусмотренные настоящим Законом, являются расходными обязательствами Донецкой Народной Республики.
Совет Министров Донецкой Народной Республики вправе предусматривать в порядке, установленном бюджетным законодательством, средства в государственном бюджете в виде субсидий местным бюджетам Донецкой Народной Республики на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на:
1) снижение социальной напряженности на рынке труда Донецкой Народной Республики;
2) оказание содействия в трудоустройстве многодетных родителей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места;
3) повышение мобильности трудовых ресурсов.
Порядок предоставления и расходования средств государственного бюджета на реализацию дополнительных мероприятий устанавливается Советом Министров Донецкой Народной Республики. Порядок и условия выплат пособий утверждается Советом Министров Донецкой Народной Республики.
2. Дополнительные средства для финансирования мероприятий по содействию занятости населения могут быть также получены из внебюджетных источников, деятельность и порядок получения средств из которых не противоречит законодательству Донецкой Народной Республики.
Статья 27. Мероприятия по содействию занятости населения
1. Мероприятия по содействию занятости населения направлены на:
1) обеспечение соответствия уровня профессиональной квалификации трудоспособных лиц потребностям рынка труда;
2) создание условий для активного поиска работы безработными;
3) повышение конкурентоспособности лиц на рынке труда.
2. К мероприятиям по содействию занятости населения относятся:
1) профессиональная ориентация и профессиональное обучение;
2) стимулирование деятельности работодателей, направленной на создание новых рабочих мест и трудоустройства безработных;
3) создание условий для самозанятости населения и поддержка предпринимательской инициативы;
4) содействие обеспечения молодежи первым рабочим местом и внедрение стимулов для стажировки на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от формы собственности, вида деятельности и хозяйствования, физических лиц, применяющих наемный труд молодежи, которая учится;
5) содействие занятости инвалидов;
6) обеспечение участия безработных в общественных работах и других работах временного характера;
7) организация и проведение общественных работ.
Статья 28. Содействие безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению территориальных органов службы занятости
1. Территориальные органы службы занятости содействуют безработным гражданам в переезде в другую местность для временного трудоустройства по имеющейся у них профессии (специальности).
Территориальные органы службы занятости содействуют безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность на новое место жительства для трудоустройства по имеющейся у них профессии (специальности).
2. Безработным гражданам при переезде в другую местность для трудоустройства по направлению территориальных органов службы занятости может оказываться в пределах бюджетного финансирования финансовая поддержка, включающая:
1) оплату стоимости проезда к месту работы и обратно, за исключением случаев, когда переезд работника осуществляется за счет средств работодателя;
2) суточные расходы за время следования к месту работы и обратно;
3) оплату найма жилого помещения, за исключением случаев, когда работодатель предоставляет работнику жилое помещение.
3. Безработным гражданам и членам их семей при переселении в другую местность на новое место жительства для трудоустройства по направлению территориальных органов службы занятости может оказываться в пределах бюджетного финансирования финансовая поддержка, включающая:
1) оплату стоимости проезда и провоза имущества безработного гражданина и членов его семьи к новому месту жительства;
2) суточные расходы за время следования к новому месту жительства;
3) единовременное пособие, размер которого устанавливается в зависимости от территории переселения законодательством.
4. Размеры финансовой поддержки, порядок и условия ее предоставления безработным гражданам при переезде и безработным гражданам и членам их семей при переселении в другую местность для трудоустройства по направлению территориальных органов службы занятости устанавливаются органами государственной власти, осуществляющими политику в сфере труда и социальной политики.
Статья 29. Расширение возможностей для повышения конкурентоспособности молодежи
1. Студенты высших и учащиеся профессионально-технических учебных заведений, получивших профессию (квалификацию) по образовательно-квалификационному уровню «квалифицированный рабочий», «младший специалист», «бакалавр», «специалист» и продолжают учиться на следующем образовательно-квалификационном уровне, имеют право проходить стажировку по профессии (специальности), по которой приобретается образование, на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от формы собственности, вида деятельности и ведомственной принадлежности, на условиях, определенных договором о стажировке.
Целью стажировки является приобретение навыков по выполнению профессиональных задач и обязанностей, совершенствование профессиональных знаний и навыков, изучение и освоение новых технологий, техники.
Порядок заключения договора о стажировке и типовая форма договора разрабатывается республиканским органом исполнительной власти в сфере социальной политики для утверждения Советом Министров Донецкой Народной Республики.
Срок стажировки по договору не может превышать шести месяцев.
Запись о прохождении стажировки работодатель вносит в трудовую книжку.
2. Стажировка проводится по индивидуальной программе под руководством работника предприятия, учреждения, организации, имеющего стаж работы по соответствующей профессии (специальности) не менее чем три года.
3. В случае если в период стажировки лицо, указанное в части первой настоящей статьи, выполняет профессиональные работы, работодатель производит оплату труда согласно установленным системам оплаты труда по нормам, расценкам, ставкам (окладам) с учетом коэффициентов, доплат и надбавок.
4. Работа руководителей стажировки, назначенных из числа работников предприятия, организации, учреждения, оплачивается за счет средств работодателя, предусмотренных на подготовку, переподготовку, повышение квалификации кадров, в размере, установленном коллективным договором.
5. Высшие и профессионально-технические учебные заведения вместе с работодателями способствуют студентам и учащимся в доступе к информации о возможности стажировки.
Статья 30. Организация общественных работ
1. Территориальные органы службы занятости организуют в целях обеспечения временной занятости населения проведение оплачиваемых общественных работ.
Под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.
2. Право на участие в общественных работах имеют граждане, зарегистрированные в территориальных органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, безработные граждане. Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются безработные граждане, не получающие пособия по безработице, безработные граждане, состоящие на учете в территориальных органах службы занятости свыше шести месяцев.
Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия. При направлении на общественные работы учитываются состояние здоровья, возрастные, профессиональные и другие индивидуальные особенности граждан.
С лицами, желающими участвовать в общественных работах, заключается срочный трудовой договор. Срочный трудовой договор об участии гражданина в общественных работах может быть расторгнут им досрочно при устройстве на постоянную или временную работу.
3. Оплата труда граждан, занятых на общественных работах, производится в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.
4. На граждан, занятых на общественных работах, распространяется законодательство Донецкой Народной Республики о труде и общеобязательном социальном страховании.
5. Финансирование общественных работ производится за счет средств местных бюджетов, работодателей, у которых проводятся эти работы и иных не запрещенных законодательством Донецкой Народной Республики источников.
6. Порядок организации и проведения общественных работ утверждается Советом Министров Донецкой Народной Республики.
Глава 6. Профессиональная ориентация и профессиональное обучение
Статья 31. Профессиональная ориентация населения
1. Профессиональная ориентация населения — комплекс взаимосвязанных экономических, социальных, медицинских, психологических и педагогических мероприятий, направленных на активизацию процесса профессионального самоопределения и реализации способности к труду лица, выявление его способностей, интересов, возможностей и других факторов, влияющих на выбор или изменение профессии и вида трудовой деятельности.
2. Профессиональная ориентация населения осуществляется учебными заведениями, учреждениями здравоохранения, реабилитационными учреждениями, медико-социальными экспертными комиссиями, территориальными органами службы занятости, центрами профессиональной ориентации населения, молодежными центрами труда, военкоматами, учреждениями исполнения наказаний, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от формы собственности, вида деятельности и хозяйствования, предоставляющих услуги по профессиональной ориентации.
Статья 32. Профессиональная ориентация лиц, обратившихся в территориальные органы службы занятости
1. Профессиональная ориентация лиц, обратившихся в территориальные органы службы занятости осуществляется путем:
1) профессионального информирования, которая заключается в предоставлении сведений о трудовой деятельности и ее роль в профессиональном самоопределении лица, информации о состоянии рынка труда, содержании и перспективах развития современных профессий и требования к лица, формы и условия овладения профессиями, возможности профессионально-квалификационного и карьерного роста, что будет способствовать формированию профессиональных интересов, намерений и мотивации личности относительно избрания или изменения вида трудовой деятельности, профессии, квалификации, работы;
2) профессионального консультирования, направленного на оптимизацию профессионального самоопределения личности на основе выявления его индивидуально-психологических характеристик, особенностей жизненных ситуаций, профессиональных интересов, наклонностей, состояния здоровья и с учетом потребности рынка труда;
3) проведение профессионального отбора заключается в установлении соответствия лица требованиям, которые определены для конкретных видов профессиональной деятельности и должностей.
2. Порядок предоставления услуг по профессиональной ориентации лиц утверждается республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере социальной политики.
Статья 33. Профессиональное обучение
1. Профессиональное обучение – приобретение и совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков лицом в соответствии с его призванием и способностей, что обеспечивает соответствующий уровень профессиональной квалификации для профессиональной деятельности и конкурентоспособности на рынке труда.
2. Система профессионального обучения охватывает:
1) лиц, которые проходят первичную профессиональную подготовку в учебных заведениях и других учреждениях, осуществляющих или обеспечивающих подготовку квалифицированных рабочих и специалистов;
2) работников, которые проходят первичную профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации в течение трудовой деятельности;
3) безработных, ищущих работу и нуждающихся в первичной профессиональной подготовке, переподготовке или повышении квалификации.
3. Повышение конкурентоспособности работников на рынке труда в соответствии с требованиями современного производства и сферы услуг осуществляется путем обеспечения эффективного функционирования и развития системы профессионального обучения работников, содействия в проведении их профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от формы собственности, вида деятельности и хозяйствования.
С этой целью работодатель в порядке, предусмотренном законодательством, коллективным договором и соглашениями, периодически организует для работников профессиональное обучение, переподготовку и повышение квалификации.
4. Работодатель имеет право заключать с работниками или другими лицами, которые не состоят с ним в трудовых отношениях, с их согласия договоры о направлении их в учебные заведения для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации.
Указанным договором на работника или другое лицо, которое направляется на обучение, может быть возложена обязанность отработать на должности в соответствии с полученной квалификацией у такого работодателя после окончания обучения в течение согласованного сторонами срока, который должен быть сопоставим с обязанностями, которые взял на себя работодатель по оплате и срока обучения, но не более чем на три года.
5. В случае отказа работника или иного лица отработать у работодателя в течение согласованного с ним срока, увольнения с работы до истечения такого срока работник или иное лицо обязаны возместить работодателю расходы, связанные с оплатой обучения, или их часть пропорционально отработанному времени на условиях, определяемых договором. Работник или иное лицо не обязан возмещать работодателю затраты, связанные с обучением, если он не приступил к работе или был уволен с работы по следующим основаниям:
1) установление инвалидности;
2) увольнение по инициативе работодателя, которое не связано с совершением работником противоправных действий;
3) призыв на военную службу или направление на альтернативную (невоенную) службу, мобилизация;
4) по собственной инициативе в связи с нарушением работодателем трудового законодательства, коллективных соглашений, коллективного или трудового договора;
5) уход за ребенком-инвалидом и (или) инвалидом I группы (независимо от причины инвалидности).
6. Порядок подтверждения результатов неформального профессионального обучения лиц по рабочим профессиям определяется Советом Министров Донецкой Народной Республики.
Статья 34. Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по направлению территориальных органов службы занятости
1. Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан могут осуществляться по направлению территориальных органов службы занятости, если:
1) гражданин не имеет квалификации;
2) невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой квалификации;
3) необходимо изменить профессию (род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющейся у гражданина квалификации;
4) гражданином утрачена способность к выполнению работы по имеющейся квалификации.
2. Порядок и условия направления территориальными органами службы занятости женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования устанавливаются республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере социальной политики.
Прохождение профессионального обучения и получение дополнительного профессионального образования безработными гражданами, женщинами в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет осуществляются в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в соответствии с заключенными территориальными органами службы занятости договорами.
Порядок предоставления финансовой поддержки безработным гражданам и женщинам в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, направленным территориальными органами службы занятости для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования в другую местность, а также размеры указанной финансовой поддержки устанавливаются органами государственной власти Донецкой Народной Республики и утверждаются Советом Министров Донецкой Народной Республики.
3. Право в приоритетном порядке пройти профессиональное обучение и получить дополнительное профессиональное образование имеют признанные в установленном порядке безработными:
1) инвалиды и дети-сироты;
2) родители, усыновители, опекуны (попечители), воспитывающие детей-инвалидов;
3) граждане по истечении шестимесячного периода безработицы;
4) граждане, уволенные с военной службы;
5) жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы;
6) выпускники общеобразовательных учреждений;
7) граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие квалификации;
8) граждане, прошедшие военную службу по призыву, в течение трех лет после увольнения с военной службы;
9) вдовы и дети военнослужащих, погибших при защите Республики.
4. Органы, осуществляющие государственное управление в сфере образования, по запросу территориальных органов службы занятости представляют им в пределах своей компетенции информацию о структуре выпуска и численности выпускников, нуждающихся в трудоустройстве.
Глава 7. Социальный диалог на рынке труда
Статья 35. Социальный диалог
1. Социальный диалог – процесс определения и сближения позиций, достижения совместных договоренностей и принятия согласованных решений сторонами социального диалога, которые представляют интересы работников, работодателей и органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, по вопросам формирования и реализации государственной социальной и экономической политики, регулирования трудовых, социальных, экономических отношений.
Статья 36. Основные принципы социального диалога
1. Социальный диалог осуществляется на принципах:
1) законности и верховенства права;
2) репрезентативности и правомочности сторон и их представителей;
3) независимости и равноправия сторон;
4) конструктивности и взаимодействия;
5) добровольности и принятия реальных обязательств;
6) взаимного уважения и поиска компромиссных решений;
7) обязательности рассмотрения предложений сторон;
8) приоритета согласовательных процедур;
9) открытости и гласности;
10) обязательности соблюдения достигнутых договоренностей;
11) ответственности за выполнение принятых обязательств.
Статья 37. Уровни, стороны и формы социального диалога
1. Социальный диалог осуществляется на национальном, отраслевом, территориальном и локальном (предприятие, учреждение, организация) уровнях на трехсторонней или двусторонней основе.
2. К сторонам социального диалога относятся:
1) на национальном уровне – профсоюзная сторона, субъектами которой являются объединения профессиональных союзов; сторона работодателей, субъектами которой является объединение организаций работодателей; сторона органов исполнительной власти, субъектом которой является Совет Министров Донецкой Народной Республики;
2) на отраслевом уровне – профсоюзная сторона, субъектами которой являются профсоюзы и их объединения, действующие в пределах определенного вида или нескольких видов экономической деятельности; сторона работодателей, субъектами которой являются объединения организаций работодателей, действующие в пределах определенного вида или нескольких видов экономической деятельности; сторона органов исполнительной власти, субъектами которой являются соответствующие республиканские органы исполнительной власти;
3) на территориальном уровне – профсоюзная сторона, субъектами которой являются профсоюзы соответствующего уровня и их объединения, действующие на территории соответствующей административно-территориальной единицы; сторона работодателей, субъектами которой являются организации работодателей и их объединения, действующие на территории соответствующей административно-территориальной единицы; сторона органов исполнительной власти, субъектами которой являются местные органы исполнительной власти, действующих на территории соответствующей административно-территориальной единицы. На территории соответствующей административно-территориальной единицы стороной социального диалога могут быть органы местного самоуправления в пределах полномочий, определенных законодательством;
4) на локальном уровне – сторона работников, субъектами которой являются первичные профсоюзные организации, а в случае их отсутствия – свободно избранные для ведения коллективных переговоров представители (представитель) работников; сторона работодателя, субъектами которой является работодатель и (или) уполномоченные представители работодателя.
3. Для участия в коллективных переговорах по заключению коллективных договоров и соглашений, трехсторонних или двусторонних органах и в международных мероприятиях состав субъектов профсоюзной стороны и стороны работодателей определяется по критериям репрезентативности.
4. Социальный диалог осуществляется между сторонами социального диалога соответствующего уровня в формах обмена информацией, консультаций, согласительных процедур, коллективных переговоров по заключению коллективных договоров и сделок.
Глава 8. Участие работодателей в обеспечении занятости населения
Статья 38. Содействие работодателей в обеспечении занятости населения
1. Работодатели принимают участие в осуществлении мероприятий по обеспечению занятости населения путем:
1) создания условий для реализации гражданами права на труд;
2) соблюдения требований законодательства о труде, занятости населения и общеобязательном социальном страховании на случай безработицы;
3) согласования содержания профессионального обучения;
4) реализации права на избрание учебных заведений, предприятий, учреждений и организаций для профессионального обучения безработного в соответствии с установленными требованиями;
5) участия в государственной квалификационной аттестации, государственной аттестации лиц по результатам профессионального обучения и подтверждении профессиональной квалификации по рабочим профессиям лиц, желающих подтвердить результаты неформального обучения;
6) представление предложений к проектам нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики по вопросам занятости населения и трудовой миграции;
7) участия в осуществлении контроля за соблюдением законодательства в сфере занятости населения, трудовой миграции, профессионального обучения и подтверждения квалификации работников.
2. Работодатели обязаны:
1) обеспечивать достойные условия труда, которые соответствуют требованиям законодательства в сфере оплаты труда, охраны и гигиены труда;
2) принимать меры для предотвращения массовых увольнений, в том числе путем проведения консультаций с профсоюзами с целью разработки соответствующих мероприятий, направленных на смягчения их последствий и уменьшения численности увольняемых работников;
3) осуществлять иные мероприятия по содействию занятости населения, предусмотренные коллективными договорами и соглашениями, заключенными на республиканском, отраслевом уровнях;
4) своевременно и в полном объеме в порядке, установленном настоящим Законом и законодательством Донецкой Народной Республики, подавать территориальным органам службы занятости информацию о:
а) применении в отношении данного работодателя процедур о несостоятельности (банкротстве), а также информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов;
б) наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о банных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов;
в) запланированном массовом увольнении работников в связи с изменениями в организации производства и труда, в том числе ликвидацией, реорганизацией или перепрофилированием предприятий, учреждений, организаций, сокращением численности или штата работников независимо от формы собственности, вида деятельности и хозяйствования работодателя;
5) проводить предварительные консультации с профсоюзной организацией, с которой заключен коллективный договор, привлечения работников других работодателей, в том числе сотрудников организаций по содействию в трудоустройстве населения.
3. При принятии решения о ликвидации организации либо прекращении деятельности физическим лицом-предпринимателем, сокращении численности или штата работников организации, физического лица-предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров работодатель-организация регламентируется трудовым законодательством Донецкой Народной Республики.
Статья 39. Права работодателей
1. Работодатели имеют право:
1) проводить отбор работников непосредственно или через территориальные органы службы занятости, или организации по содействию в трудоустройстве населения;
2) взаимодействовать со Службой занятости при Едином Центре Социальных Выплат, в создании банка данных о свободных рабочих местах (должностях), содействии трудоустройству безработных и определении перспективной потребности в кадрах;
3) применять труд (услуги) иностранцев и лиц без гражданства в порядке, определенном законодательством Донецкой Народной Республики;
4) получать от Службы занятости при Едином Центре Социальных Выплат безвозмездно информацию о предложении рабочей силы, услугах по подбору и направлении на трудоустройство незанятого населения;
5) участвовать в организации и проведении общественных работ, организовывать и проводить другие виды работ временного характера, порядок организации и проведения которых не противоречит законодательству Донецкой Народной Республики;
6) проводить собеседования с кандидатами на трудоустройство с целью определения соответствия их профессиональных знаний, умений и навыков установленным требованиям;
7) обжаловать в установленном порядке действия или бездействие Службы занятости при Едином Центре Социальных Выплат;
8) участвовать в финансировании мероприятий по содействию занятости населения в соответствии с законодательством.
2. Работодателям запрещается:
1) выдвигать какие-либо требования дискриминационного характера в объявлениях (рекламе) о работе и во время проведения отбора работников, а также требовать от лиц, которые ищут работу, предоставления сведений о личной жизни;
2) применять труд граждан без надлежащего оформления трудовых отношений, совершать действия, направленные на сокрытие трудовых отношений;
3) требовать от принимаемых на работу плату за трудоустройство или залог под обязательство отработать определенное время.
3. Организации работодателей и их объединения принимают участие в:
1) формировании и реализации государственной политики занятости и осуществлении мероприятий по обеспечению занятости населения;
2) разработке проектов актов законодательства по вопросам занятости населения и трудовой миграции;
3) управлении общеобязательным государственным социальным страхованием в качестве консультационного и совещательного органа в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики;
4) разработке и обновлении профессиональных стандартов (квалификационных характеристик), содействии развитию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, обеспечении их надлежащего качества;
5) организации и проведении исследований по проблемам текущей и перспективной потребности рынка труда.
4. Организации работодателей имеют право вносить органам исполнительной власти и органам местного самоуправления обязательные для рассмотрения предложения по занятости населения.
Статья 40. Массовое увольнение работников по инициативе работодателя
1. Массовым увольнением по инициативе работодателя (кроме случая ликвидации юридического лица) является однократное или в течение:
1) одного месяца:
увольнение 10 и более работников на предприятии, в учреждении и организации с численностью от 20 до 100 работников;
увольнение 10 и более процентов работников на предприятии, в учреждении и организации с численностью от 101 до 300 работников;
2) трех месяцев – увольнение 20 и более процентов работников на предприятии, в учреждении и организации независимо от численности работников.
2. Показатели массового увольнения работников, меры по их предотвращению и по минимизации негативных последствий устанавливаются коллективными договорами и соглашениями, заключенными на национальном, отраслевом и территориальном уровнях.
3. Разработка комплекса мер по обеспечению занятости работников, подлежащих увольнению, осуществляется соответствующими органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с участием сторон социального диалога.
4. В случае когда массовое увольнение работников повлекло резкий рост безработицы на соответствующей территории на три и более процентных пункта в течение отчетного периода, ситуация на рынке труда признается кризисной.
Для принятия мер по предотвращению резкого роста безработицы во время массового увольнения работников могут создаваться специальные комиссии в порядке, установленном Советом Министров Донецкой Народной Республики.
Глава 9. Контроль и ответственность в сфере занятости населения
Статья 41. Контроль за соблюдением законодательства о занятости населения
1. Государственный контроль за соблюдением законодательства о занятости населения осуществляет Служба занятости при Едином Центре Социальных Выплат в пределах своих полномочий.
2. Надзор за соблюдением законодательства о занятости населения осуществляет Генеральный прокурор Донецкой Народной Республики и подчиненные ему прокуроры.
3. Общественный контроль в сфере занятости населения осуществляют профессиональные союзы и их объединения, работодатели и их объединения.
Статья 42. Ответственность за нарушение законодательства о занятости населения
Должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, виновные в нарушении законодательства о занятости, несут ответственность согласно действующему законодательству.
Статья 43. Порядок вступления в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Статья 44. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим законом
1. Предложить Главе Донецкой Народной Республики и поручить Совету Министров Донецкой Народной Республики привести в соответствие с настоящим Законом изданные ими нормативные правовые акты.
2. Совету Министров Донецкой Народной Республики обеспечить приведение республиканскими органами исполнительной власти своих нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом.
3. Нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики до приведения их в соответствие с настоящим Законом применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.
Статья 45. Переходные положения
1. До принятия законодательства, регулирующего вопросы приобретения и лишения гражданства Донецкой Народной Республики, в понимании настоящего Закона гражданами Донецкой Народной Республики являются лица, официально проживающие на территории, на которую распространяется суверенитет Донецкой Народной Республики
2. До принятия нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики, устанавливающих порядок формирования и ведение регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения, определить, что:
1) В Регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения – физических лиц должна содержаться следующая информация:
1.1) регистрационный номер учетной записи;
1.2) фамилия, имя, отчество;
1.3) дата рождения;
1.4) пол;
1.5) гражданство;
1.6) адрес места жительства (пребывания), телефон;
1.7) серия и номер паспорта или удостоверения личности, дата выдачи указанных документов и наименование выдавшего их органа;
1.8) дата обращения гражданина;
1.9) категория, к которой относится гражданин;
1.10) сведения о документах, подтверждающих отнесение гражданина к соответствующей категории;
1.11) образование;
1.12) дата регистрации гражданина в качестве безработного;
1.13) размер и сроки выплаты пособия по безработице (при их наличии);
1.14) предоставленные гражданину государственные услуги с указанием даты и результата действия;
1.15) дата и причина снятия с учета.
2) В Регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения – работодателей должна содержаться следующая информация:
2.1) регистрационный номер учетной записи;
2.2) наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество физического лица-предпринимателя, главы крестьянского (фермерского) хозяйства;
2.3) адрес (местонахождение);
2.4) сведения о свободных рабочих местах и вакантных должностях.
3. В период действия военного положения, вводимого на территории Донецкой Народной Республики в соответствии с Конституцией Донецкой Народной Республики, лицо вправе отказаться от предложенной работы, если начало или окончание рабочего времени совпадает с установленным в населенном пункте комендантским временем.
Для данного документа приложений нет.
Изменяется на основании: Закон №235-IIHC от 28.12.2020, Закон №108-IIHC от 12.03.2020, Закон №179-IHC от 06.05.2017, Закон №106-IHC от 19.02.2016
Начальная версия от 10.06.2015