Вид документа: Закон
Наименование правотворческого органа: Народный Совет Донецкой Народной Республики
Дата документа: 09.10.2015
Номер документа: 81-IHC
Заголовок документа: Об экологической экспертизе
Действие документа: Недействующий
Классификатор: 110.010.080 - Экологическая экспертиза
Информация об опубликовании: Официальный сайт Народного Совета Донецкой Народной Республики dnrsovet.su, 29.10.2015, Официальный сайт Донецкой Народной Республики dnr-online.ru, 04.11.2015
Дополнительные сведения:
Количество страниц:
Народный Совет
Донецкой Народной Республики
Закон
Принят Постановлением Народного Совета 9 октября 2015 года
(в ред. Закона ДНР от 12.03.2020 № 108-IIHC)
(По тексту Закона слова «Совет Министров» в соответствующем падеже заменены словом «Правительство» в соответствующем падеже на основании Закона от 12.03.2020 № 108-IIHC)
Настоящий Закон регулирует отношения в сфере экологической экспертизы и направлен на реализацию конституционного права граждан Донецкой Народной Республики на благоприятную окружающую среду посредствам предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Экологическая экспертиза в Донецкой Народной Республике
Экологическая экспертиза – установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий такой деятельности на окружающую среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий.
Статья 2. Законодательство Донецкой Народной Республики об экологической экспертизе
Законодательство Донецкой Народной Республики об экологической экспертизе основывается на Конституции Донецкой Народной Республики, Законе Донецкой Народной Республики «Об охране окружающей среды» №38-ІНС от 30.04.2015 и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним законов и нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики.
Статья 3. Принципы экологической экспертизы
Экологическая экспертиза основывается на принципах:
1) законности – осуществление своих полномочий и функций при проведении экологической экспертизы на основе и в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики;
2) гласности – обеспечение взаимодействия государства и общества, которое заключается в реализации республиканским органом исполнительной власти государственной политики в сфере охраны окружающей среды, при непосредственном участии граждан;
3) презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
4) обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации проекта экологической экспертизы;
5) учета суммарного вредного воздействия на окружающую среду осуществляемой и планируемой хозяйственной и иной деятельности;
6) обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;
7) достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;
8) независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в сфере экологической экспертизы;
9) научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;
10) ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.
Статья 4. Цели и задачи экологической экспертизы
1. Целями экологической экспертизы являются:
1) предотвращение возможных негативных последствий реализации планируемой хозяйственной, инвестиционной и иной деятельности на здоровье населения и окружающую среду;
2) оценка соответствия экологическим требованиям планируемой хозяйственной, инвестиционной и иной деятельности на стадиях, предшествующих принятию решения о реализации проекта;
3) оценка негативного воздействия осуществляемой хозяйственной и иной деятельности на здоровье населения и окружающую среду;
4) оценка обеспечения требований экологической безопасности.
2. Задачами экологической экспертизы являются:
1) определение правильности выполненной в объектах экспертизы оценки воздействия планируемой хозяйственной, инвестиционной и иной деятельности на окружающую среду и здоровье населения, включая анализ возможных социальных, экономических и экологических последствий;
2) организация всестороннего, научно обоснованного анализа и оценки воздействия планируемой и осуществляемой хозяйственной, инвестиционной и иной деятельности на окружающую среду и здоровье населения и соответствующих мер, направленных на нейтрализацию и предотвращение этого влияния;
3) оценка защищенности природной среды и здоровья населения от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий;
4) установление соответствия объектов экспертизы требованиям законодательства Донецкой Народной Республики в сфере охраны окружающей среды;
5) подготовка заключений экологической экспертизы.
Статья 5. Виды экологической экспертизы
1. В Донецкой Народной Республике осуществляются государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза.
2. Выводы заключения государственной экологической экспертизы являются обязательными для исполнения. Принимая решение о дальнейшей реализации проектных решений, представленных для проведения государственной экологической экспертизы, выводы государственной экологической экспертизы учитываются наравне с другими видами государственных экспертиз.
3. Заключения общественной экологической экспертизы носят рекомендательный характер и могут быть учтены при проведении государственной экологической экспертизы, а также при принятии решений по дальнейшей реализации проекта государственной экологической экспертизы.
Глава 2. Государственное регулирование и управление в сфере экологической экспертизы
Статья 6. Полномочия Главы Донецкой Народной Республики и Правительства Донецкой Народной Республики в сфере экологической экспертизы
1. Глава Донецкой Народной Республики обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти в сфере экологической экспертизы.
2. К полномочиям Правительства Донецкой Народной Республики при согласовании с Главой Донецкой Народной Республики в сфере экологической экспертизы относятся:
1) определение и утверждение перечня видов деятельности и объектов, представляющих повышенную экологическую опасность по представлению республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере охраны окружающей среды;
2) установление нормативов расходов на проведение государственной экологической экспертизы;
3) назначение проведения государственной экологической экспертизы экологических ситуаций, а также действующих объектов и комплексов, влияние которых оказывает негативное воздействие на состояние окружающей среды;
4) обеспечение соответствия законодательных актов Донецкой Народной Республики законодательству Донецкой Народной Республики;
5) контроль над исполнением законодательства Донецкой Народной Республики об экологической экспертизе органами исполнительной власти;
6) осуществление мер по обеспечению соблюдения законов, а также по обеспечению прав граждан и юридических лиц в сфере экологической экспертизы.
Статья 7. Полномочия республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере охраны окружающей среды
К полномочиям республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере охраны окружающей среды, относятся:
1) разработка и утверждение в установленном порядке нормативно-технических и инструктивно-методических документов в сфере экологической экспертизы;
2) определение и утверждение порядка передачи документации на государственную экологическую экспертизу;
3) принятие решений по организации проведения государственной экологической экспертизы;
4) инициирование создания специализированных учреждений и организаций, необходимых для научно-технического обеспечения государственной экологической экспертизы;
5) утверждение порядка проведения государственной экологической экспертизы;
6) проведение мероприятий направленных на совершенствование экспертной деятельности, форм и методов эколого-экспертного анализа и оценки объектов экологической экспертизы;
7) формирование структуры эколого-экспертных подразделений;
8) координация эколого-экспертной деятельности, осуществление методического руководства по вопросам проведения экологической экспертизы независимо от ее форм;
9) обобщение практики проведения экологической экспертизы, применения новых форм и методов эколого-экспертного анализа и оценки;
10) привлечение специалистов и ученых к проведению государственной экологической экспертизы;
11) осуществление в пределах своих полномочий контроля за соблюдением требований законодательства Донецкой Народной Республики об экологической экспертизе;
12) информирование населения о намечаемых и проводимых экологических экспертизах и об их результатах посредствам публикации в официальных печатных изданиях или на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети интернет;
13) осуществление иных полномочий в сфере экологической экспертизы в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.
Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления
К полномочиям органов местного самоуправления относится:
1) делегирование экспертов для участия в качестве наблюдателей в заседаниях эколого-экспертных комиссий государственной экологической экспертизы на соответствующей территории и в случае возможного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, намечаемой другой административно-территориальной единицей;
2) принятие и реализация в пределах своих полномочий решений по вопросам экологической экспертизы на основании результатов общественных обсуждений, опросов, референдумов, заявлений общественных экологических организаций (объединений), информации об объектах экологической экспертизы;
3) организация общественных обсуждений, проведение опросов, референдумов среди населения о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе;
4) организация по требованию населения общественных экологических экспертиз;
5) информирование республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере охраны окружающей среды о намечаемой хозяйственной и иной деятельности на территории соответствующей административно-территориальной единицы;
6) информирование органов прокуратуры, республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере охраны окружающей среды о начале реализации объекта государственной экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы;
7) регистрация заявлений о проведении общественной экологической экспертизы.
Статья 9. Полномочия других органов государственной власти Донецкой Народной Республики
Органы судебной власти Донецкой Народной Республики осуществляют свои полномочия в сфере экологической экспертизы в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.
Глава 3. Государственная экологическая экспертиза
Статья 10. Государственная экологическая экспертиза
1. Порядок проведения государственной экологической экспертизы устанавливается республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны окружающей среды.
2. Для проведения государственной экологической экспертизы республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере охраны окружающей среды, может привлекать организации и учреждения, аккредитованные в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики, на право проведения таких работ.
3. Для получения консультаций и экспертных заключений республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере охраны окружающей среды, может привлекать отдельных сотрудников другие учреждений и организаций, экспертов и специалистов, обладающих специальными знаниями, необходимыми для объективного, качественного и эффективного проведения государственной экологической экспертизы.
4. Осуществление государственной экологической экспертизы является обязательным для всех видов деятельности и объектов, представляющих повышенную экологическую опасность.
5. Перечень всех видов деятельности и объектов, представляющих повышенную экологическую опасность, утверждается Правительством Донецкой Народной Республики по представлению республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере охраны окружающей среды и республиканского органа исполнительной власти реализующего государственную политику в сфере здравоохранения и санитарно-эпидемиологического благополучия.
6. Проведение дополнительных государственных экологических экспертиз осуществляется по инициативе заинтересованных лиц или по решению Правительства Донецкой Народной Республики, республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере охраны окружающей среды.
Статья 11. Объекты государственной экологической экспертизы
1. Государственной экологической экспертизе подлежат:
1) проекты нормативных правовых актов, утверждаемых органами государственной власти, регулирующие отношения в сфере обеспечения экологической безопасности, охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, деятельность, которая может негативно влиять на окружающую среду;
2) республиканские инвестиционные программы, проекты схем развития и размещения производственных мощностей и отраслей производства;
3) проекты генеральных планов населенных пунктов, схем районной планировки административно-территориальных единиц;
4) проектная документация на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение объектов, которые могут оказывать негативное воздействие на состояние окружающей среды и относятся к перечню видов деятельности и объектов, представляющих повышенную экологическую опасность, утвержденному Правительством Донецкой Народной Республики;
5) документация по перепрофилированию, консервации и ликвидации действующих предприятий, отдельных цехов, производств и других промышленных и хозяйственных объектов, которые могут негативно влиять на состояние окружающей среды;
6) документация по внедрению новой техники, технологий, материалов и веществ, которые могут создать потенциальную угрозу окружающей среде.
2. Согласно решениям Правительства Донецкой Народной Республики, республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере охраны окружающей среды, к объектам государственной экологической экспертизы могут относиться экологические ситуации, сложившиеся в отдельных населенных пунктах и районах, а также действующие объекты и комплексы, оказывающие негативное влияние на состояние окружающей среды.
3. Объектами государственной экологической экспертизы может являться другая проектная или иная документация, подлежащая экспертизе в соответствии с требованиями законодательства Донецкой Народной Республики и международных договоров Донецкой Народной Республики.
Статья 12. Эколого-экспертная комиссия государственной экологической экспертизы
1. В состав эколого-экспертной комиссии государственной экологической экспертизы включаются штатные сотрудники республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере охраны окружающей среды, а также внештатные эксперты, в случаях, определенных нормативными правовыми актами республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере охраны окружающей среды.
2. Назначение руководителя и ответственного секретаря эколого-экспертной комиссии государственной экологической экспертизы и утверждение ее персонального состава осуществляются уполномоченным должностным лицом республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере охраны окружающей среды.
Статья 13. Эксперт государственной экологической экспертизы
1. Экспертом государственной экологической экспертизы является специалист, обладающий научными и (или) практическими познаниями по рассматриваемому вопросу и привлеченный республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны окружающей среды к проведению государственной экологической экспертизы по соответствующим направлениям науки, техники, технологии.
2. Эксперт государственной экологической экспертизы участвует в ее проведении в соответствии с настоящим Законом и заданием, выданным республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны окружающей среды.
3. Экспертом государственной экологической экспертизы не может быть представитель заказчика государственной экологической экспертизы или разработчика объекта государственной экологической экспертизы, гражданин, состоящий в трудовых или иных договорных отношениях с указанным заказчиком или с разработчиком объекта государственной экологической экспертизы, а также представитель юридического лица, состоящего с указанным заказчиком или с разработчиком объекта государственной экологической экспертизы в таких договорных отношениях.
Статья 14. Руководитель эколого-экспертной комиссии государственной экологической экспертизы
1. Руководитель эколого-экспертной комиссии государственной экологической экспертизы обязан осуществлять свою деятельность в соответствии с настоящим Законом и нормативными правовыми актами, регламентирующими проведение государственной экологической экспертизы.
2. Руководитель эколого-экспертной комиссии государственной экологической экспертизы:
1) формирует эколого-экспертную комиссию государственной экологической экспертизы и согласовывает ее состав с уполномоченным должностным лицом республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере охраны окружающей среды;
2) участвует в подготовке заданий на проведение государственной экологической экспертизы для членов эколого-экспертной комиссии и согласовывает их с уполномоченным должностным лицом республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере охраны окружающей среды;
3) обеспечивает проведение государственной экологической экспертизы в соответствии с требованиями законодательства Донецкой Народной Республики;
4) организует подготовку обобщенного заключения эколого-экспертной комиссии в соответствии с требованиями законодательства Донецкой Народной Республики.
Статья 15. Гарантии независимости эколого-экспертной комиссии
Независимость эколого-экспертной комиссии обеспечивается:
1) проведением государственной экологической экспертизы в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики;
2) свободой выбора форм и методов эколого-экспертного анализа и оценки;
3) запретом на вмешательство третьих лиц в проведение государственной экологической экспертизы.
Глава 4. Порядок проведения государственной экологической экспертизы
Статья 16. Порядок проведения государственной экологической экспертизы
Порядок проведения государственной экологической экспертизы предусматривает:
1) проверку наличия, полноты необходимых материалов, реквизитов на объекты государственной экологической экспертизы и создание эколого-экспертных комиссий в соответствии с требованиями законодательства Донецкой Народной Республики (начальная стадия);
2) аналитическую обработку материалов государственной экологической экспертизы, в случае необходимости натурные обследования и проведение на их основе сравнительного анализа и частичных оценок степени экологической безопасности, достаточности и эффективности экологических обоснований деятельности объектов государственной экологической экспертизы (основная стадия);
3) обобщение отдельных экспертных исследований полученной информации и последствий деятельности объектов государственной экспертизы, подготовку заключения государственной экологической экспертизы и представление его заинтересованным органам и лицам (заключительная стадия).
Статья 17. Требования к документации на объекты государственной экологической экспертизы
1. В документации на объекты государственной экологической экспертизы должны предусматриваться:
1) комплексная эколого-экономическая оценка воздействия планируемой и (или) осуществляемой хозяйственной и иной деятельности на состояние окружающей среды, использования природных ресурсов, оформленная в виде отдельных томов (разделов) документации и заявления об экологических последствиях планируемой и (или) осуществляемой хозяйственной и иной деятельности;
2) обоснование внедрения современных наилучших энергосберегающих, ресурсосберегающих, малоотходных или безотходных технологических процессов;
3) обеспечение комплексной переработки, утилизации и эффективного использования отходов производства;
4) меры по рациональному использованию водных ресурсов, обеспечению эффективной очистки всех видов сточных вод, а также минимизации сброса этих вод в природные водотоки и водоемы за счет их максимально возможного использования для технических нужд;
5) обеспечение комплексных и эффективных мероприятий по охране атмосферного воздуха от загрязнения;
6) обоснование выбора места расположения земельного участка для планируемой хозяйственной и иной деятельности;
7) обеспечение сохранения и воспроизводства объектов растительного и животного мира, особо охраняемых природных территорий Донецкой Народной Республики;
8) обеспечение защиты населения и окружающей среды от вредного воздействия антропогенных физических, химических и биологических факторов.
2. Документация, предоставляемая для проведения государственной экологической экспертизы, должна быть согласована в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики с заинтересованными органами.
Статья 18. Основания проведения государственной экологической экспертизы
1. Государственная экологическая экспертиза проводится в случаях:
1) имеющейся или возможной потенциальной опасности объектов государственной экологической экспертизы для окружающей среды;
2) принятия соответствующего решения Правительством Донецкой Народной Республики или республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны окружающей среды.
2. Государственная экологическая экспертиза видов деятельности и объектов, представляющих повышенную экологическую опасность, проводится после опубликования заказчиком в средствах массовой информации заявления о намерении осуществления такой деятельности не менее чем за 30 дней до предоставления эколого-экспертным комиссиям пакета документов с обоснованием оценки воздействия на окружающую среду.
3. Государственная экологическая экспертиза проводится после ее предварительной оплаты заказчиком.
Статья 19. Способы проведения государственной экологической экспертизы
Государственная экологическая экспертиза проводится путем анализа и оценки объектов государственной экологической экспертизы эколого-экспертными комиссиями государственной экологической экспертизы, которые формируются в соответствии с требованиями статей 12–14 настоящего Закона.
Статья 20. Сроки проведения государственной экологической экспертизы
1. Начало проведения государственной экологической экспертизы устанавливается с момента подписания договора на ее проведение и передачи пакета необходимых документов в полном объеме в соответствии с требованиями статей 17–18 настоящего Закона.
2. Предельные сроки проведения государственной экологической экспертизы объектов:
1) для простых объектов государственной экологической экспертизы до 30 календарных дней;
2) для объектов государственной экологической экспертизы средней сложности – до 60 дней;
3) для сложных объектов государственной экологической экспертизы – до 90 дней.
Статья 21. Заключения государственной экологической экспертизы
1. Заключением государственной экологической экспертизы является документ, подготовленный эколого-экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, содержащий обоснованные выводы о соответствии объектов государственной экологической экспертизы требованиям законодательства Донецкой Народной Республики в сфере охраны окружающей среды, одобренный большинством списочного состава указанной эколого-экспертной комиссии и соответствующий заданию на проведение государственной экологической экспертизы, выдаваемому республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны окружающей среды.
2. К заключению, подготовленному эколого-экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, прилагаются особые обоснованные мнения ее экспертов, не согласных с принятым этой эколого-экспертной комиссией заключением.
3. Заключение, подготовленное эколого-экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, подписывается руководителем этой эколого-экспертной комиссии, ее ответственным секретарем и всеми ее членами и не может быть изменено без их согласия.
4. Заключение, подготовленное эколого-экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, после его утверждения республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны окружающей среды, приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы. Утверждение заключения, подготовленного эколого-экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, является актом, подтверждающим соответствие порядка проведения государственной экологической экспертизы требованиям настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики.
5. Заключение государственной экологической экспертизы может быть положительным или отрицательным.
6. Положительное заключение государственной экологической экспертизы является одним из обязательных условий реализации проектных решений, по которым проводилась государственная экологическая экспертиза.
7. Правовым последствием отрицательного заключения государственной экологической экспертизы является запрет реализации проектных решений по объекту государственной экологической экспертизы.
8. Заключение государственной экологической экспертизы направляется заказчику. Для осуществления соответствующих контрольных функций, информация о заключении государственной экологической экспертизы направляется в органы местного самоуправления соответствующей административно-территориальной единицы, а также в уполномоченные контролирующие органы.
9. В случае отрицательного заключения государственной экологической экспертизы заказчик вправе представить материалы на повторную государственную экологическую экспертизу при условии их переработки с учетом замечаний, изложенных в данном отрицательном заключении.
10. Заключения государственной экологической экспертизы могут быть оспорены в судебном порядке.
Статья 22. Содержание выводов государственной экологической экспертизы
1. Выводы государственной экологической экспертизы состоят из вступительной, мотивирующей и заключительной частей:
1) во вступительной части содержатся данные об органе, который проводил государственную экологическую экспертизу, а также указывается состав экспертов, сроки проведения, наименование объекта государственной экологической экспертизы, его количественные и качественные показатели, сведения об исполнителях и заказчиках государственной экологической экспертизы и об органе, который принимает решение о реализации проекта государственной экологической экспертизы;
2) в мотивирующей части содержится краткая характеристика видов запланированной или осуществляемой хозяйственной и иной деятельности, ее влияние на состояние окружающей среды, степень экологического риска, соответствующие меры, направленные на нейтрализацию и предотвращение этого влияния, обеспечение требований экологической безопасности, охраны окружающей среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов;
3) в заключительной части содержится обобщенная оценка объекта государственной экологической экспертизы, замечания и предложения по совершенствованию обоснования его экологического воздействия, выводы об одобрении или отклонении его от дальнейшего эколого-экспертного рассмотрения со ссылкой на соответствующие нормативные документы, а также принятые решения о дальнейшей реализации проекта государственной экологической экспертизы.
2. Положительное заключение государственной экологической экспертизы не должно содержать замечаний.
3. Выводы могут содержать рекомендации, если они не меняют существа предложенных разработчиком документации проектных решений.
Статья 23. Срок действия заключений государственной экологической экспертизы
1. Положительное заключение государственной экологической экспертизы является действительным в течение двух лет со дня его выдачи, с возможностью продления до трех лет для сложных объектов государственной экологической экспертизы.
2. Если за указанное время не начата реализация проектного решения по объекту государственной экологической экспертизы, то он подлежит новой государственной экологической экспертизе.
Статья 24. Финансирование государственной экологической экспертизы
1. Финансирование государственной экологической экспертизы, в том числе ее повторное проведение, осуществляется за счет средств заказчика, в полном соответствии со сметой расходов на проведение государственной экологической экспертизы, определяемой осуществляющим государственную экологическую экспертизу специально уполномоченным государственным органом в сфере экологической экспертизы, в соответствии с порядком, установленным специально уполномоченным органом государственной власти в сфере экологической экспертизы.
2. Финансовые средства на проведение государственной экологической экспертизы перечисляются заказчиком, в том числе органами государственной власти Донецкой Народной Республики, представляющими в соответствии с настоящим Законом материалы на государственную экологическую экспертизу, на специальный субсчет специально уполномоченного государственного органа в сфере экологической экспертизы.
3. Перечисленные заказчиком финансовые средства расходуются исключительно на проведение государственной экологической экспертизы. Специально уполномоченный государственный орган в сфере экологической экспертизы осуществляет контроль за целевым использованием этих средств.
4. Использование финансовых средств на проведение государственной экологической экспертизы осуществляется в порядке, утвержденном Правительством Донецкой Народной Республики, по согласованию с Главой Донецкой Народной Республики, на основе предложений специально уполномоченных государственных органов в сфере экологической экспертизы.
Статья 25. Признание заключений государственной экологической экспертизы недействительными
Заключения государственной экологической экспертизы могут быть признаны недействительными в случае, если:
1) нарушены требования законодательства Донецкой Народной Республики о проведении государственной экологической экспертизы;
2) не учтены важные достоверные сведения о состоянии экологической ситуации в административно-территориальной единице, на территории которой реализуется проект, который может негативно влиять на состояние окружающей среды, природных ресурсов, здоровье людей;
3) нарушены права участников эколого-экспертного процесса.
Глава 5. Права и обязанности эксперта государственной экологической экспертизы
Статья 26. Права эксперта государственной экологической экспертизы
Эксперт государственной экологической экспертизы при проведении государственной экологической экспертизы имеет право:
1) заявлять о необходимости предоставления заказчиком на государственную экологическую экспертизу дополнительных материалов для всесторонней и объективной оценки объектов государственной экологической экспертизы;
2) формулировать особое мнение по объекту государственной экологической экспертизы, которое прилагается к заключению государственной экологической экспертизы.
Статья 27. Обязанности эксперта государственной экологической экспертизы
Эксперт государственной экологической экспертизы обязан:
1) осуществлять всесторонний, полный, объективный и комплексный анализ представляемых на государственную экологическую экспертизу материалов с учетом передовых достижений отечественной и зарубежной науки и техники, определять их соответствие нормативным правовым актам Донецкой Народной Республики в сфере охраны окружающей среды и предоставлять заключения по таким материалам;
2) соблюдать требования законодательства Донецкой Народной Республики в сфере государственной экологической экспертизы;
3) соблюдать установленные порядок и сроки осуществления государственной экологической экспертизы;
4) обеспечивать объективность и обоснованность выводов своего заключения по объекту государственной экологической экспертизы, обеспечивать всестороннее, комплексное, объективное, качественное и эффективное проведение государственной экологической экспертизы;
5) учитывать при проведении государственной экологической экспертизы заключения общественной экологической экспертизы, а также поступившие от органов местного самоуправления, общественных организации (объединений) и граждан аргументированные предложения по экологическим аспектам хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе;
6) обеспечивать сохранность материалов и конфиденциальность сведений, представленных на государственную экологическую экспертизу.
Глава 6. Права и обязанности заказчиков, проектных организаций в сфере проведения государственной экологической экспертизы
Статья 28. Права заказчиков государственной экологической экспертизы
Заказчики государственной экологической экспертизы имеют право:
1) подавать ходатайства и получать консультации от уполномоченных должностных лиц республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере охраны окружающей среды;
2) предоставлять эколого-экспертной комиссии письменные или устные объяснения, замечания, предложения по объектам государственной экологической экспертизы или по отдельным решениям и обоснованиям;
3) ознакамливаться с выводами государственной экологической экспертизы;
4) ходатайствовать о проведении дополнительной государственной экологической экспертизы;
5) получать информацию о ходе проведения государственной экологической экспертизы;
6) обжаловать заключение государственной экологической экспертизы в судебном порядке;
7) осуществлять иные функции в сфере государственной экологической экспертизы в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики;
8) обращаться в специально уполномоченные государственные органы в сфере экологической экспертизы, организующие проведение государственной экологической экспертизы, с требованиями устранения нарушений установленного порядка проведения государственной экологической экспертизы.
Статья 29. Обязанности заказчиков государственной экологической экспертизы
Заказчики государственной экологической экспертизы обязаны:
1) представлять на государственную экологическую экспертизу основные и необходимые дополнительные материалы в соответствии с требованиями законодательства Донецкой Народной Республики;
2) содействовать эколого-экспертной комиссии в объективном и полном рассмотрении объектов, по которым проводится государственная экологическая экспертиза и их научно обоснованной оценке;
3) выполнять требования, установленные в выводах заключений эколого-экспертной комиссии при реализации проекта;
4) выполнять иные требования в части проведения государственной экологической экспертизы в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.
Статья 30. Права проектных организаций в сфере проведения государственной экологической экспертизы
1. Проектные организации, как юридические лица или физические лица-предприниматели, осуществляющие разработку проектной или иной документации, прошедшие регистрацию в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики, в сфере проведения государственной экологической экспертизы имеют право:
1) привлекать для проведения оценки воздействия, на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности и подготовки отчета по результатам ее проведения научные организации, деятельность которых связана с исследованиями в соответствующей сфере охраны окружающей среды;
2) представлять письменные или устные пояснения и предложения по проектным решениям;
3) от имени заказчика обжаловать заключение государственной экологической экспертизы в судебном порядке.
Статья 31. Обязанности проектных организаций в сфере проведения государственной экологической экспертизы
Проектные организации в сфере проведения государственной экологической экспертизы обязаны:
1) передавать заказчику проектную или иную документацию с положительным заключением государственной экологической экспертизы;
2) принимать участие в общественных обсуждениях градостроительных проектов общего планирования, специального планирования, проектов застройки территорий, а также отчетов по оценке воздействия на окружающую среду, разработчиками которых они являются;
3) принимать участие в консультациях с заинтересованными сторонами, общественных обсуждениях отчетов по оценке воздействия на окружающую среду, в том числе при трансграничном воздействии.
Глава 6. Общественная экологическая экспертиза
Статья 32. Общественная экологическая экспертиза
1. Общественная экологическая экспертиза может осуществляться в любой сфере деятельности, требующей экологического обоснования по инициативе граждан и (или) общественных организаций (объединений), зарегистрированных в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики, основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей среды, в том числе организация и проведение общественной экологической экспертизы.
2. Граждане, проживающие на соответствующей территории, имеют право требовать от органов местного самоуправления, организацию и проведение общественной экологической экспертизы, в случае предоставления обоснованного и мотивированного заявления о нарушении законодательства Донецкой Народной Республики в сфере охраны окружающей среды.
3. Общественная экологическая экспертиза проводится до получения заключения государственной экологической экспертизы.
4. Финансирование общественной экологической экспертизы осуществляется за счет средств объединений граждан, общественных природоохранных и других фондов, а также целевых добровольных денежных взносов граждан, предприятий, учреждений и организаций.
5. На экспертов, привлекаемых для проведения общественной экологической экспертизы, при осуществлении ими общественной экологической экспертизы распространяются требования статей 26–27 настоящего Закона.
Статья 33. Объекты общественной экологической экспертизы
Общественная экологическая экспертиза может проводиться в отношении объектов, указанных в статье 11 настоящего Закона, за исключением объектов государственной экологической экспертизы, сведения о которых составляют государственную тайну, в соответствии с Законом Донецкой Народной Республики «О государственной тайне» № 03-ІНС от 12.12.2014 г.
Статья 34. Права граждан и общественных организаций (объединений) в сфере экологической экспертизы
1. Граждане и общественные организации (объединения) в сфере общественной экологической экспертизы имеют право:
1) выдвигать предложения о проведении, общественной экологической экспертизы объектов общественной экологической экспертизы, реализация которых затрагивает экологические интересы населения, проживающего на данной территории в соответствии с настоящим Законом;
2) направлять в письменной форме в органы государственной власти аргументированные предложения по экологическим аспектам намечаемой реализации проекта;
3) получать от органов государственной власти, организующих проведение государственной экологической экспертизы конкретных объектов государственной экологической экспертизы, информацию о результатах ее проведения;
4) участвовать в качестве наблюдателей в заседаниях эколого-экспертных комиссий государственной экологической экспертизы;
5) осуществлять иные действия в сфере общественной экологической экспертизы, не противоречащие законодательству Донецкой Народной Республики.
2. При подготовке заключения государственной экологической экспертизы и при принятии решения о реализации проекта государственной экологической экспертизы должны рассматриваться материалы, направленные в эколого-экспертную комиссию государственной экологической экспертизы, отражающие общественное мнение.
Статья 35. Опубликование заявления о проведении общественной экологической экспертизы
С целью информирования населения и согласования действий с другими объединениями граждан, органы местного самоуправления публикуют в официальных печатных изданиях или на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» заявление о проведении общественной экологической экспертизы после его соответствующей регистрации, в котором указываются сведения о составе общественной эколого-экспертной комиссии, перечень специалистов, привлеченных к участию в проведении общественной экспертизы, объект общественной экологической экспертизы, сроки ее проведения.
Статья 36. Порядок проведения общественной экологической экспертизы
1. Заявление о проведении общественной экологической экспертизы подается в органы местного самоуправления для проведения его государственной регистрации.
2. Орган местного самоуправления в семидневный срок со дня подачи заявления о проведении общественной экологической экспертизы обязан его зарегистрировать или отказать в его регистрации.
3. Заявление о проведении общественной экологической экспертизы, в регистрации которого в указанный срок не было отказано, считается зарегистрированным.
4. В заявлении общественных организаций (объединений) о проведении общественной экологической экспертизы должны быть приведены наименование, юридический адрес, характер предусмотренной уставом деятельности, сведения о составе эколого-экспертной комиссии общественной экологической экспертизы, сведения об объекте общественной экологической экспертизы, сроки проведения общественной экологической экспертизы.
5. При наличии заявлений о проведении общественной экологической экспертизы одного объекта общественной экологической экспертизы от двух и более общественных организаций (объединений) допускается создание единой эколого-экспертной комиссии.
Статья 37. Заключения общественной экологической экспертизы
1. Заключения общественной экологической экспертизы могут быть освещены в средствах массовой информации и направлены соответствующим органам исполнительной власти, другим заинтересованным органам и лицам общественной экологической экспертизы, в отношении которых она проводилась.
2. Заключения общественной экологической экспертизы носят рекомендательный характер.
Статья 38. Отказ в государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы
1. В государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы может быть отказано в случае, если:
1) общественная экологическая экспертиза ранее была дважды проведена в отношении объекта общественной экологической экспертизы;
2) порядок государственной регистрации общественной организации (объединения) не соответствует требованиям законодательства Донецкой Народной Республики;
3) проведение общественной экологической экспертизы планируется в отношении объекта, сведения о котором составляют государственную тайну;
4) устав общественной организации (объединения), организующей и проводящей общественную экологическую экспертизу, не предусматривает указанный вид деятельности.
2. Перечень оснований для отказа в государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы, приведенный в части 1 настоящей статьи, является исчерпывающим.
3. Должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность за незаконный отказ от государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы, в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.
Глава 7. Международное сотрудничество в сфере экологической экспертизы
Статья 39. Международное сотрудничество в сфере экологической экспертизы
1. Международное сотрудничество в сфере экологической экспертизы осуществляется в соответствии с международными договорами Донецкой Народной Республики.
2. Если международным договором установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Донецкой Народной Республики об охране окружающей среды, то применяются правила международного договора.
Глава 8. Заключительные и переходные положения
Статья 40. Контроль и надзор в сфере экологической экспертизы
1. Республиканский орган исполнительной власти Донецкой Народной Республики, реализующий государственную политику в сфере охраны окружающей среды в пределах своих полномочий осуществляют контроль за соблюдением законодательства Донецкой Народной Республики об экологической экспертизе.
2. Надзор за выполнением и правильным применением законодательства Донецкой Народной Республики осуществляется Генеральным прокурором Донецкой Народной Республики и подчиненными ему прокурорами в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.
Статья 41. Ответственность за нарушение настоящего Закона
Ответственность за нарушение положений настоящего Закона определяется в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.
Статья 42. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу с момента его официального опубликования.
Статья 43. Переходные положения
Заключения государственной экологической экспертизы, выданные до вступления в силу настоящего Закона, действительны до истечения срока их действия.
Статья 44. Приведение нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики в соответствии с настоящим Законом
Правительству Донецкой Народной Республики:
1) утвердить Перечень видов деятельности и объектов повышенной экологической опасности;
2) утвердить Нормативы расходов на проведение государственной экологической экспертизы и порядок оплаты расходов, связанных с проведением государственной экологической экспертизы;
3) обеспечить приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом;
4) принять иные меры, необходимые для реализации положений настоящего Закона.
Для данного документа приложений нет.
Изменяется на основании: Закон №108-IIHC от 12.03.2020
Отменяется на основании: Закон №312-IIHC от 06.08.2021
Редакция от 16.03.2020