watermark
Перейти к текущей редакции Печать

Вид документа: Закон

Наименование правотворческого органа: Народный Совет Донецкой Народной Республики

Дата документа: 09.10.2015

Номер документа: 82-IHC

Заголовок документа: Об отходах производства и потребления

Действие документа: Архивная версия

Классификатор: 090.010.060 - Отходы промышленности. Вторичное сырье

Информация об опубликовании:
    Официальный сайт Народного Совета Донецкой Народной Республики http://dnrsovet.su, 29.10.2015

Дополнительные сведения:

Количество страниц:

watermark
НПА ДНР

Народный Совет
Донецкой Народной Республики

 

Закон

09.10.2015
№82-IHC
Об отходах производства и потребления

Принят Постановлением Народного Совета 9 октября 2015 года

Настоящий Закон определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные термины

В настоящем Законе приведенные ниже основные термины употребляются в таком значении:

1) отходы производства и потребления (далее отходы) – вещества, материалы или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, а также товары (продукция), которые частично или полностью утратили свои потребительские свойства и подлежат утилизации, переработке, использованию или удалению в соответствии с настоящим Законом;

2) опасные отходы – отходы, перечень которых установлен законодательством Донецкой Народной Республики, содержащие в своем составе вещества, обладающие какими-либо опасными свойствами или их совокупностью, в таких количествах и видах, что эти отходы сами по себе либо при вступлении в контакт с другими веществами могут представлять непосредственную или потенциальную опасность причинения вреда окружающей среде, здоровью граждан, имуществу вследствие их вредного воздействия;

3) обращение с отходами – деятельность по образованию, сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению, сортировке, переработке, утилизации, удалению, размещению и захоронению отходов;

4) повторное использование отходов (далее – использование отходов) – технологический процесс, при котором утратившая свои потребительские свойства продукция (товары) или ее составные части, включая упаковку, повторно используются с той же целью, для которой они были первоначально созданы или по иному полезному функциональному назначению;

5) производитель отходов – субъекты хозяйствования и (или) физические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы;

6) собственник отходов – государство, субъекты хозяйствования и (или) физические лица, которые в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики владеют, пользуются и распоряжаются отходами;

7) сбор отходов – деятельность, связанная с изъятием накоплением и размещением отходов в специально отведенных местах или объектах, включая сортировку отходов с целью их дальнейшей обработки, переработки, утилизации или удаления;

8) транспортировка отходов – перемещение отходов от мест их сбора, образования или хранения к специально отведенным местам или объектам;

9) накопление отходов – временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства Донецкой Народной Республики, с целью их дальнейшей утилизации, переработки, использования, обезвреживания, транспортировки или  размещения;

10) хранение отходов – складирование отходов в специально отведенных местах или объектах (сроком более чем одиннадцать месяцев) с целью их дальнейшей утилизации, переработки или удаления;

11) обработка отходов – осуществление любых технологических операций, связанных с изменением физических, химических или биологических свойств отходов, с целью подготовки их к экологически безопасному хранению, транспортировке, утилизации, переработке, захоронению, удалению;

12) переработка отходов (рециклинг) – процесс вовлечения отходов в хозяйственный оборот в качестве вторичного сырья, включая переработку органических отходов (отходов органического происхождения), и исключая утилизацию отходов в энергетических целях и их переработку в целях получения материалов, которые предназначены для использования в качестве топлива или для засыпки и балластировки;

13) утилизация отходов – деятельность, направленная на полезное использование отходов на этапах их технологического цикла непосредственно или после доработки (переработки) в качестве вторичных материальных и (или) энергетических ресурсов в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики;

14) удаление отходов – осуществление операций с отходами, которые не приводят к их утилизации или переработке;

15) обезвреживание отходов – уменьшение или устранение небезопасности отходов путем механической, физико-химической или биологической обработки (включая сжигание и (или) обеззараживание в специализированных установках) с целью снижения их негативного воздействия на здоровье человека и окружающую среду;

16) размещение отходов – хранение и захоронение отходов в специально отведенных для этого местах или объектах;

17) захоронение отходов – изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, переработке или использованию в специально отведенных местах или объектах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;

18) трансграничное перемещение отходов – перемещение отходов с территории, находящейся под юрисдикцией одного государства, на территорию (через территорию), находящуюся под юрисдикцией другого государства, или в район, не находящийся под юрисдикцией какого-либо государства, при условии, что такое перемещение отходов затрагивает интересы не менее чем двух государств;

19) объекты обращения с отходами – специально отведенные места или объекты, которые используются для сбора, использования, хранения, обработки, переработки, утилизации, удаления, обезвреживания или захоронения отходов;

20) объекты размещения отходов – специально отведенные места или объекты, включающие в себя объекты хранения и захоронения отходов;

21) объекты хранения отходов – специально отведенные места или объекты, которые оборудованы в соответствии с требованиями законодательства Донецкой Народной Республики и предназначены для хранения отходов с целью их последующих утилизации, обезвреживания, переработки, использования или захоронения;

22) объекты обезвреживания отходов – специально оборудованные сооружения (комплекс сооружений) и оборудование, предназначенные для обезвреживания отходов;

23) вторичное сырье (вторичные материальные ресурсы) – отходы, которые в перспективе или сразу пригодны для использования, переработки и утилизации с целью получения сырья, изделий и (или) энергии;

24) сбор отходов как вторичного сырья – деятельность, связанная со сбором, покупкой, накоплением, обработкой, транспортировкой, реализацией и поставкой таких отходов перерабатывающим предприятиям для утилизации и использования, а также предоставление услуг в этой сфере;

25) отходы животного происхождения – умершие животные, отходы, образовавшиеся в результате изготовления продукции из животного сырья, непригодные для потребления человеком и животными, подлежащие обязательной утилизации или удалению, кроме продуктов метаболизма, которые используются для производства биогаза или органических удобрений;

26) твердые бытовые (коммунальные) отходы (далее – бытовые отходы) – отходы, образующиеся в процессе жизни и деятельности человека в жилых и нежилых помещениях, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым бытовым отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности субъектов хозяйствования и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами;

27) жидкие бытовые отходы – бытовые отходы, образующиеся в жилых и нежилых помещениях при отсутствии центральной канализационной системы;

28) услуги по вывозу бытовых отходов – сбор, хранение, транспортировка бытовых отходов, осуществляющиеся в населенном пункте согласно правилам благоустройства, утвержденным органом местного самоуправления в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики;

29) сортировка отходов – механическое или ручное распределение отходов по их физико-химическим свойствам, техническим составляющим, товарным и другим показателям, с целью подготовки отходов к их переработке, утилизации или удалению;

30) государственный классификатор отходов – систематизированный перечень кодов и наименований отходов, предназначенный для использования в государственной статистике с целью предоставления разносторонней и обоснованной информации об образовании, накоплении, обработке, обезвреживании, переработке и удалении отходов;

31) лимит на размещение отходов – предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории;

32) сверхлимитное размещение отходов – превышение установленных лимитов на размещение отходов, отсутствие разрешения на размещение отходов (в случае размещения), хранение отходов сроком более одиннадцати месяцев;

33) нормативно допустимые объемы образования отходов – максимальный объем отходов, который может образоваться в результате технологического процесса при условии соблюдения соответствующего технологического регламента;

34) паспорт отходов – документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе;

35) вид отходов – совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов;

36) лом и отходы цветных и (или) черных металлов – пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий;

37) бесхозные отходы – отходы, в отношении которых не установлен собственник или собственник которых не известен;

38) специально отведенные места или объекты – места или объекты, предназначенные для размещения отходов (полигоны, шламохранилища, золо-, илонакопители, отвалы горных пород и прочее), отведенные в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики;

39) объекты захоронения отходов – специально отведенные места или объекты, которые оборудованы в соответствии с требованиями законодательства Донецкой Народной Республики и предназначены для захоронения отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, переработке и использованию.

Статья 2. Правовое регулирование в сфере обращения с отходами

1. Правовое регулирование в сфере обращения с отходами осуществляется настоящим Законом, другими законами и нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики.

2. Особенности регулирования отношений по обращению с неулавливаемыми газообразными веществами, которые выбрасываются непосредственно в атмосферу, веществами, которые сбрасываются со сточными водами в водные объекты, радиоактивными отходами и веществами, загрязненными ими, вскрышными породами горнодобывающих предприятий, которые по технологии обратного отвалообразования используются для заделки выработанного пространства, с биологическими отходами, с медицинскими отходами, веществами, разрушающими озоновый слой (за исключением случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства), а также регулирование вопросов утилизации оружия и боеприпасов всех видов, определяются соответствующим законодательством Донецкой Народной Республики.

Статья 3. Основные принципы и приоритетные направления государственной политики в сфере обращения с отходами

1. Основными принципами государственной политики в сфере обращения с отходами являются:

1) охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия;

2) научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения его устойчивого развития;

3) использование наилучших доступных технологий при обращении с отходами;

4) комплексная переработка, утилизация и использование отходов в целях уменьшения их количества;

5) использование методов экономического регулирования деятельности в сфере обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот;

6) доступ, в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики, к информации в сфере обращения с отходами;

7) участие Донецкой Народной Республики в международном сотрудничестве в сфере обращения с отходами.

2. Направления государственной политики в сфере обращения с отходами являются приоритетными в следующей последовательности:

1) охрана здоровья человека, поддержание и восстановления благоприятного состояния окружающей среды, сохранение биологического разнообразия;

2) максимальное использование исходных сырья и материалов;

3) сокращение объемов образования отходов и снижение класса их опасности на месте образования;

4) обработка отходов;

5) переработка отходов;

6) утилизация отходов;

7) обезвреживание отходов.

Статья 4. Классы опасности отходов

Отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными республиканским органом исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере охраны окружающей среды, на пять классов опасности:

1) I класс – чрезвычайно опасные отходы;

2) II класс – высокоопасные отходы;

3) III класс – умеренно опасные отходы;

4) IV класс – малоопасные отходы;

5) V класс – практически неопасные отходы.

Статья 5. Стандартизация в сфере обращения с отходами

Стандартизации в сфере обращения с отходами подлежат требования к классификации отходов и их паспортизации, способы определения состава отходов и их опасности, методы контроля за состоянием специально отведенных мест или объектов размещения отходов, требования по безопасному обращению с отходами, которые обеспечивают предотвращение негативного воздействия их на окружающую среду и здоровье человека, а также требования в отношении отходов как вторичного сырья.

Статья 6. Нормирование в сфере обращения с отходами

1. В целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к субъектам хозяйствования, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов  и лимиты на их размещение.

2. Лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду республиканским органом исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере охраны окружающей среды.

3. В лимиты на размещение отходов не включаются вскрышные и вмещающие горные породы, отходы производства черных металлов IV и V классов опасности, используемые при ликвидации горных выработок в соответствии с проектом их ликвидации.

4. Субъекты хозяйствования, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в республиканский орган исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере охраны окружающей среды, отчетность об обращении с отходами в уведомительном порядке.

5. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает республиканский орган исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере охраны окружающей среды.

6. При нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение деятельность субъектов хозяйствования в сфере обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Донецкой Народной Республики.

Статья 7. Деятельность по обращению с отходами на особо охраняемых природных территориях

В пределах особо охраняемых природных территорий Донецкой Народной Республики, определенных в соответствии с положениями Закона Донецкой Народной Республики от 30.04.2015 года № 43‑IНС «Об особо охраняемых природных территориях», любые операции по обращению с отходами, за исключение сбора и транспортировки (вывоза) отходов запрещены.

Глава 2. Полномочия органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере обращения с отходами

Статья 8. Полномочия Совета Министров Донецкой Народной Республики в сфере обращения с отходами

К полномочиям Совета Министров Донецкой Народной Республики в сфере обращения с отходами относятся:

1) реализация государственной политики в сфере обращения с отходами;

2) издание нормативных правовых актов в сфере обращения с отходами и контроль за их применением и исполнением, в пределах своих полномочий;

3) утверждение общереспубликанских и межгосударственных программ обращения с отходами и внедрение малоотходных, энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий;

4) координация работы республиканских органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сфере обращения с отходами;

5) утверждение порядка предоставления разрешений и установления условий сбора отходов;

6) утверждение перечня отходов, трансграничное перемещение и удаление которых подлежит государственному регулированию, организация контроля за их перевозкой и удалением;

7) утверждение перечня отдельных видов отходов как вторичного сырья, по представлению республиканского органа исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере охраны окружающей среды;

8) установление квот на ввоз в Донецкую Народную Республику для утилизации, использования и переработки отходов как вторичного сырья;

9) установление порядка разработки, утверждения и пересмотра лимитов на размещение отходов;

10) определение органа лицензирования следующих видов хозяйственной деятельности:

а) операции в сфере обращения с опасными отходами (сбор, сортировка, транспортировка, обработка, использование, обезвреживание, переработка, удаление, утилизация, размещение опасных отходов);

б) деятельность по сбору и заготовке отдельных видов отходов как вторичного сырья.

11) утверждение порядка создания специально отведенных мест или объектов размещения отходов, по представлению республиканского органа исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере охраны окружающей среды;

12) иные полномочия в сфере обращения с отходами в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.

Статья 9. Полномочия республиканского органа исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере охраны окружающей среды в сфере обращения с отходами

К полномочиям республиканского органа исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере охраны окружающей среды в сфере обращения с отходами, относится:

1) осуществление государственного контроля за соблюдением требований экологической безопасности в сфере обращения с отходами;

2) проведение в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики, государственной экологической экспертизы научно-исследовательских и технологических разработок, проектно-сметной документации на строительство и реконструкцию предприятий, установок, полигонов, комплексов, сооружений, других специально отведенных мест или объектов по соблюдению требований законодательства Донецкой Народной Республики;

3) осуществление контроля за ведением субъектами хозяйствования первичного учета образования, сбора, обработки, переработки, утилизации и удаления отходов, их паспортизацией;

4) создание информационно-аналитических систем и банков данных об объемах образования и обращения с отходами;

5) установление в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики порядка осуществления операций в сфере обращения с отходами;

6) выдача в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики разрешительных документов на осуществление операций в сфере обращения с отходами;

7) выдача разрешения на трансграничное перемещение опасных отходов;

8) осуществление контроля за составлением и ведением реестра объектов образования отходов и реестра специально отведенных мест и объектов размещения отходов;

9) утверждение перечня опасных отходов по согласованию с республиканским органом исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере санитарного и эпидемического благополучия населения;

10) формирование и ведение государственного банка данных по внедряемым в Донецкой Народной Республике технологиям утилизации, использования и переработки отходов;

11) обеспечение создания в Донецкой Народной Республики объектов для захоронения опасных отходов, не подлежащих обезвреживанию и утилизации;

12) определение порядка учета образования, утилизации и удаления отходов;

13) организация подготовки специалистов в сфере обращения с отходами;

14) обеспечение участия Донецкой Народной Республики в международном сотрудничестве в сфере обращения с отходами;

15) установление порядка выдачи разрешения на трансграничное перемещение опасных отходов;

16) установление порядка ввоза, вывоза и транзита через территорию Донецкой Народной Республики отдельных видов опасных отходов;

17) установление порядка сбора и удаления бытовых отходов, создания специально отведенных мест или объектов их размещения, а также организация раздельного сбора полезных компонентов этих отходов;

18) установление ставок сбора и порядка их взимания с субъектов хозяйствования в сфере обращения с отходами;

19) установление порядка самостоятельной утилизации, использования или переработки субъектами хозяйствования отдельных видов отходов как вторичного сырья;

20) установление порядка, форм и сроков предоставления субъектами хозяйствования отчетности о выполнении нормативов утилизации отдельных видов отходов как вторичного сырья;

21) осуществление контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты сборов, вносимых субъектами хозяйствования;

22) ведение учета и осуществление контроля за выполнением установленных нормативов утилизации и переработки отходов;

23) иные полномочия в сфере обращения с отходами в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.

Статья 10. Полномочия республиканского органа исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере санитарного и эпидемического благополучия населения в сфере обращения с отходами

К полномочиям республиканского органа исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере санитарного и эпидемического благополучия населения, в сфере обращения с отходами относятся:

1) осуществление государственного санитарного и эпидемического контроля (надзора) за соблюдением государственных санитарных норм, правил, гигиенических нормативов при образовании, сборе, сортировке, транспортировке, хранении, обработке, переработке, утилизации, использовании, удалении, обезвреживании и захоронении отходов, а также обеспечение в стандартах, нормах и правилах, и в других нормативных документах по обращению с отходами, требований безопасности для здоровья человека;

2) определение приоритетных мероприятий по охране здоровья человека от негативного воздействия отходов;

3) проведение государственной санитарно-эпидемической экспертизы проектно-сметной документации с целью определения мест расположения и технико-экономического обоснования проектов строительства, расширения, реконструкции объектов обращения с отходами и предоставление заключений по результатам проведения такой экспертизы;

4) установление санитарно-гигиенических требований к продукции, которая производится из отходов, и выдача соответствующей документации в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики;

5) методическое обеспечение и осуществление контроля при определении класса опасности отходов;

6) иные полномочия в сфере обращения с отходами в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.

Статья 11. Полномочия республиканского органа исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере жилищно-коммунального хозяйства в сфере обращения с отходами

К полномочиям республиканского органа исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере жилищно-коммунального хозяйства в сфере обращения с отходами, относятся:

1) осуществление мероприятий по реализации государственной политики в сфере обращения с бытовыми отходами, обеспечение разработки и выполнения общереспубликанских и местных программ в сфере обращения с бытовыми отходами, планов и мероприятий в сфере обращения с бытовыми отходами;

2) координация деятельности органов местного самоуправления в сфере обращения с бытовыми отходами;

3) нормативно-методическое обеспечение по вопросам обращения с бытовыми отходами;

4) разработка и утверждение стандартов, норм и правил в сфере обращения с бытовыми отходами;

5) установление, по согласованию с республиканским органом исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере охраны окружающей среды и республиканским органом исполнительной власти в сфере санитарного и эпидемического благополучия населения, порядка разработки, согласования и утверждения схем санитарной очистки населенных пунктов;

6) утверждение, по согласованию с республиканским органом исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере охраны окружающей среды, правил эксплуатации и содержания объектов обращения с бытовыми отходами;

7) иные полномочия в сфере обращения с отходами в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.

Статья 12. Полномочия органов местного самоуправления в сфере обращения с отходами

К полномочиям органов местного самоуправления в сфере обращения с отходами, на соответствующей территории, относится:

1) разработка и утверждение схем санитарной очистки населенных пунктов;

2) согласование создания специально отведенных мест или объектов размещения отходов;

3) утверждение местных программ обращения с отходами и контроль за их выполнением;

4) организация мер по размещению на своей территории специально отведенных мест и объектов обращения с отходами;

5) координация деятельности субъектов хозяйствования в сфере обращения с отходами,  в пределах своей компетенции;

6) организация работ по ликвидации несанкционированных и неконтролируемых свалок отходов;

7) создание необходимых условий для стимулирования привлечения населения к сбору и заготовке отдельных видов отходов как вторичного сырья;

8) участие в принятии решений о размещении специальных мест и объектов для хранения и захоронения отходов;

9) согласование разрешений на строительство или реконструкцию специально отведенных мест или объектов обращения с отходами, в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики;

10) осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.

Глава 3. Субъекты в сфере обращения с отходами, их права и обязанности

Статья 13. Субъекты в сфере обращения с отходами

Субъектами в сфере обращения с отходами являются физические лица, а также субъекты хозяйствования всех форм собственности, деятельность которых связана с обращением с отходами.

Статья 14. Права субъектов хозяйствования в сфере обращения с отходами

Субъекты хозяйствования в сфере обращения с отходами имеют право на:

1) получение в установленном порядке информации о технологиях утилизации, использования и переработки отходов, строительстве и эксплуатации специально отведенных мест и объектов обращения с отходами;

2) хранение отходов в специально отведенных местах или объектах в соответствии с санитарными нормами и правилами;

3) внесение предложений, связанных с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией специально отведенных мест или объектов обращения с отходами;

4) получение в установленном порядке льгот в случае участия в создании специально отведенных мест или объектов обращения с отходами;

5) участие в разработке местных и общереспубликанских программ обращения с отходами;

6) участие в тендерах на приобретение права оказания услуг в сфере обращения с бытовыми отходами на определенной территории в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.

Статья 15. Обязанности субъектов хозяйствования в сфере обращения с отходами

Субъекты хозяйствования в сфере обращения с отходами обязаны:

1) предотвращать образование и уменьшать объемы образования отходов;

2) определять состав и свойства образующихся отходов, по согласованию с республиканским органом исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере охраны окружающей среды, а также степень их опасности для окружающей среды;

3) на основе материально-сырьевых балансов производства вести первичный текущий учет количества, типа и состава отходов, которые образуются, собираются, транспортируются, хранятся, обрабатываются, перерабатываются, используются, утилизируются, обезвреживаются и удаляются, подавать по ним статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики;

4) проводить инвентаризацию отходов, специально отведенных мест или объектов их размещения, согласно инструкции, утвержденной республиканским органом исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере охраны окружающей среды;

5) обеспечивать полный сбор, надлежащее хранение и недопущение уничтожения и порчи отходов, для утилизации которых в Донецкой Народной Республике существует соответствующая технология, отвечающая требованиям экологической безопасности;

6) участвовать в строительстве объектов обращения с отходами;

7) осуществлять организационные, научно-технические и технологические мероприятия для максимальной утилизации отходов, реализации или передачи их другим потребителям или предприятиям, учреждениям и организациям, занимающимся сбором, обработкой, переработкой и утилизацией отходов, а также обеспечивать за свой счет удаление отходов, не подлежащих утилизации или переработке;

8) не допускать смешивания отходов, если это не предусмотрено существующей технологией или затрудняет обращение с отходами;

9) не допускать хранение или удаление отходов в несанкционированных местах или объектах;

10) осуществлять контроль за состоянием специально отведенных мест или объектов размещения собственных отходов;

11) своевременно осуществлять плату за размещение отходов, в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики;

12) предоставлять республиканскому органу исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере охраны окружающей среды достоверную информацию об обращении с отходами, в том числе о случаях несанкционированного загрязнения отходами окружающей среды и проведенных в связи с этим мероприятиях;

13) возмещать ущерб, причиненный окружающей среде, здоровью и имуществу граждан, предприятиям, учреждениям и организациям вследствие нарушения установленных правил обращения с отходами в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики;

14) обеспечивать профессиональную подготовку и повышение квалификации специалистов в сфере обращения с отходами;

15) иметь лицензии, предусмотренные законодательством Донецкой Народной Республики, на осуществление операций в сфере обращения с отходами;

16) при строительстве или реконструкции объекта обращения с отходами иметь разрешение на строительство или реконструкцию такого объекта в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики;

17) выполнять требования и предписания органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере обращения с отходами;

18) осуществлять производство продукции из отходов или с их использованием в соответствии с нормативно-технической и технологической документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики;

19) назначать ответственных лиц в сфере обращения с отходами;

20) предусматривать при заключении соглашений на поставку в Донецкую Народную Республику товарной продукции утилизацию или вывоз из территории Донецкой Народной Республики использованных упаковочных материалов и тары.

Статья 16. Права физических лиц в сфере обращения с отходами

Физические лица в сфере обращения с отходами имеют право на:

1) безопасные для их жизни и здоровья условия при осуществлении операций по обращению с отходами;

2) получение в установленном порядке полной и достоверной информации о безопасности объектов обращения с отходами как тех, которые эксплуатируются, так и тех, строительство которых планируется;

3) посещение в установленном порядке специально отведенных мест или объектов обращения с отходами;

4) участие в обсуждении вопросов, связанных с размещением, проектированием, сооружением и эксплуатацией объектов обращения с отходами;

5) возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие нарушения законодательства Донецкой Народной Республики в сфере обращения с отходами.

Статья 17. Обязанности физических лиц в сфере обращения с отходами

Физические лица в сфере обращения с отходами обязаны:

1) соблюдать требования настоящего Закона и других нормативных правовых актов в сфере обращения с отходами;

2) вносить в установленном порядке плату за пользование услугами субъектов хозяйствования, занимающихся сбором, хранением, транспортировкой, обезвреживанием, удалением и захоронением отходов;

3) выполнять другие обязанности, предусмотренные законодательством Донецкой Народной Республики, в сфере охраны окружающей среды.

Глава 4. Право собственности на отходы

Статья 18. Отходы как объект права собственности

1. Право собственности на отходы может переходить от одного лица к другому в порядке, предусмотренном законодательством Донецкой Народной Республики.

2. Отходы являются объектом права собственности производителя, который может распоряжаться ими в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики.

3. При передаче отходов другим собственникам производитель (собственник) утрачивает права и обязанности, которые переходят новому собственнику.

Статья 19. Субъекты права собственности на отходы

1. Субъектами права собственности на отходы являются лица, проживающие на территории Донецкой Народной Республики, государство, а также предприятия, учреждения и организации всех форм собственности.

2. Государство является собственником отходов, образующихся на объектах государственной собственности, или находящихся на территории Донецкой Народной Республики и не имеющих собственника, или собственник которых неизвестен (бесхозные отходы), а также в других случаях, предусмотренных законодательством Донецкой Народной Республики.

3. От имени государства управление отходами, которые являются государственной собственностью, осуществляет республиканский орган исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере охраны окружающей среды.

Статья 20. Право собственности на отходы в результате смены собственника или пользователя земельного участка

При смене собственника или пользователя земельного участка, на котором размещены отходы, право собственности на отходы определяется в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.

Статья 21. Определение и учет бесхозных отходов

1. С целью предотвращения или уменьшения объемов образования отходов, обнаруженные бесхозные отходы подлежат учету.

2. Порядок выявления и учета бесхозных отходов определяется Советом Министров Донецкой Народной Республики.

3. Для выявления и учета бесхозных отходов Совет Министров Донецкой Народной Республики и органы местного самоуправления образуют постоянно действующие комиссии по вопросам регулирования деятельности в сфере обращения с бесхозными отходами (далее – комиссии).

4. Отходы, собственник которых установлен, подлежат возврату и взятию на учет собственником.

5. Собственники или пользователи земельных участков, на которых обнаружены бесхозные отходы, обязаны в четырнадцатидневный срок с момента их обнаружения сообщить о таком факте органам местного самоуправления.

6. Основаниями для определения отходов бесхозными и их учета могут быть:

1) сообщения собственников или пользователей земельных участков, на которых обнаружены бесхозные отходы;

2) обращения физических лиц, субъектов хозяйствования, средств массовой информации;

3) результаты инспекционных проверок соответствующих подразделений республиканского органа исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере охраны окружающей среды, республиканского органа исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере обеспечения санитарно-эпидемического благополучия населения, органов местного самоуправления.

7. Обращения о фактах обнаружения бесхозных отходов рассматриваются на заседаниях комиссий.

8. В случае получения обращения, комиссия обязана определить количество, состав, свойства, стоимость отходов, уровень их опасности для окружающей среды и здоровья человека и принять меры для определения собственника отходов.

9. В случае необходимости для определения собственника бесхозных отходов и их оценки могут привлекаться правоохранительные органы, соответствующие специалисты и эксперты.

10. По результатам своей работы комиссия составляет акт, который передается в республиканский орган исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере охраны окружающей среды для решения вопроса о дальнейшем обращении с бесхозными отходами или о передаче соответствующих материалов на рассмотрение другим республиканским органам исполнительной власти в случаях выявления нарушений норм законодательства Донецкой Народной Республики.

11. В случае если в результате работы комиссии не удается установить собственника бесхозных отходов, то органы местного самоуправления организовывают работы по ликвидации несанкционированного размещения бесхозных отходов в пределах своей компетенции.

Глава 5. Государственный учет, мониторинг и информирование в сфере обращения с отходами

Статья 22. Государственный учет и паспортизация отходов

1. Государственному учету подлежат все отходы, образующиеся на территории Донецкой Народной Республики и на которые распространяется действие настоящего Закона. Отходы I-IV класса опасности в обязательном порядке подлежат паспортизации.

2. Государственный учет и паспортизация отходов осуществляются в порядке, устанавливаемом Советом Министров Донецкой Народной Республики.

3. Формы отчетности, порядок предоставления и использования соответствующей информации об отходах, а также порядок пересмотра их номенклатуры разрабатываются на основе государственного классификатора отходов и утверждаются в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики.

Статья 23. Ведение реестра объектов образования, обработки, утилизации и обезвреживания отходов

1. С целью обеспечения сбора, обработки, переработки, хранения и анализа информации об объектах образования, обработки, утилизации, переработки и обезвреживания отходов ведется их реестр, в котором определяются номенклатура, объемы образования, количественные и качественные характеристики отходов, информация об обращении с ними и меры по уменьшению объемов образования отходов и степени их опасности.

2. Реестр объектов образования, обработки, переработки, утилизации и обезвреживания отходов ведется на основании отчетных данных производителей отходов и сведений республиканского органа исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере охраны окружающей среды.

3. Порядок ведения реестра объектов образования, обработки, переработки и утилизации отходов определяется Советом Министров Донецкой Народной Республики.

Статья 24. Ведение реестра мест размещения отходов

1. С целью полного учета и описания функционирующих, закрытых и законсервированных мест удаления отходов, их качественного и количественного состава, а также осуществления контроля за влиянием отходов на окружающую среду и здоровье человека ведется реестр специально отведенных мест и объектов размещения отходов.

2. Реестр специально отведенных мест и объектов размещения отходов ведется на основании соответствующих паспортов, отчетных данных производителей отходов, сведений республиканского органа исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере охраны окружающей среды.

3. Данные реестра специально отведенных мест и объектов подлежат ежегодному уточнению.

4. Порядок ведения реестра специально отведенных мест и объектов удаления отходов утверждается Советом Министров Донецкой Народной Республики, по представлению республиканского органа исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере охраны окружающей среды.

Статья 25. Мониторинг мест образования, хранения и удаления отходов

1. С целью определения и прогнозирования влияния отходов на окружающую среду, своевременного выявления негативных последствий, их предотвращения и преодоления, производители отходов, их собственники, а также республиканский орган исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере охраны окружающей среды, осуществляют мониторинг мест образования, хранения и удаления отходов.

2. Мониторинг мест образования, хранения и удаления отходов является составляющей единой системы государственного мониторинга окружающей среды.

Статья 26. Информирование о влиянии отходов и специально отведенных мест или объектов их хранения и удаления на состояние окружающей среды и здоровье человека

Республиканский орган исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере охраны окружающей среды, совместно с республиканским органом исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере обеспечения санитарно-эпидемического благополучия населения обеспечивают информирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, граждан и их объединений о расположении специально отведенных мест или объектов хранения и удаления отходов и их влиянии на состояние окружающей среды и здоровье человека.

Глава 6. Меры и требования по предотвращению или уменьшению образования отходов и экологически безопасного обращения с ними

Статья 27. Мероприятия по предотвращению или уменьшению объемов образования отходов

1. С целью предотвращения или уменьшения объемов образования отходов и стимулирования внедрения малоотходных технологий Совет Министров Донецкой Народной Республики, республиканские органы исполнительной власти в пределах своих полномочий осуществляют:

1) разработку и внедрение научно обоснованных нормативов образования отходов на единицу продукции, выполнение работ и оказание услуг, регламентирующих их количественный и качественный состав, в соответствии с передовыми технологическими достижениями;

2) периодический пересмотр установленных нормативов образования отходов, направленный на уменьшение их объемов, с учетом передового отечественного и зарубежного опыта и экономических возможностей;

3) установление на основе утвержденных нормативов лимитов на размещение отходов;

4) разработку и внедрение системы сбора, удаления, обезвреживания, использования, переработки и утилизации ресурсно-ценных отходов;

5) разработку общих требований по обращению с бытовыми отходами;

6) разработку системы информационного, научно-методического обеспечения производителей отходов сведениями о технологических и других возможностях уменьшения объемов образования и утилизации отходов;

7) разработку порядка применения санкций за превышение объемов лимитов на размещение отходов.

2. Порядок разработки, утверждения и пересмотра лимитов на размещение отходов устанавливает Совет Министров Донецкой Народной Республики по представлению республиканского органа исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере охраны окружающей среды.

Статья 28. Мероприятия по ограничению и предотвращению негативного влияния отходов

1. С целью ограничения и предотвращения негативного воздействия отходов на окружающую среду и здоровье человека запрещается:

1) вести любую хозяйственную деятельность, связанную с образованием отходов, без получения лимитов на соответствующие объемы размещения отходов;

2) использовать результаты научных исследований, внедрять в практику изобретения, применять новую технику, импортное оборудование, технологии и системы, если они не предусматривают минимизацию объемов образования отходов;

3) определять места размещения предприятий, установок, полигонов, комплексов, хранилищ и других специально отведенных мест или объектов обращения с отходами, проектировать и строить комплексы обработки, обезвреживания, утилизации и удаления отходов, если они не соответствуют экологическим и санитарно-гигиеническим требованиям;

4) принимать решения о размещении и развитии городов и других населенных пунктов без определения технических и других мероприятий по созданию условий для утилизации или удаления бытовых отходов;

5) вводить в действие новые или реконструированные предприятия и другие объекты, в случае отсутствия данных, необходимых для оценки их влияния на окружающую среду и здоровье человека, в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики;

6) передавать или продавать опасные отходы гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям, если они не обеспечивают утилизацию, использование, переработку или удаление этих отходов экологически безопасным способом;

7) привлекать детей и подростков к организованному сбору отходов, опасных для здоровья;

8) нарушать сроки переработки отходов, ввезенных на территорию Донецкой Народной Республики в соответствии с установленными квотами и условиями;

9) нарушать установленные квоты на ввоз в Донецкую Народную Республику отходов как вторичного сырья;

10) ввоз в Донецкую Народную Республику любых отходов, за исключением транзитной перевозки или вторичного сырья в пределах установленных квот.

2. Законодательством Донецкой Народной Республики, могут предусматриваться и другие специальные мероприятия по ограничению и предотвращению негативного влияния отходов на окружающую среду и здоровье человека.

Статья 29. Требования по хранению и удалению отходов

1. Хранение и удаление отходов осуществляются в соответствии с требованиями экологической безопасности, способами, обеспечивающими максимальное использование отходов или передачу их другим потребителям.

2. На каждое специально отведенное место или объект хранения или удаления отходов составляется специальный паспорт, в котором указываются наименование и код отходов, их количественный и качественный состав, происхождение, а также технические характеристики специально отведенных мест или объектов хранения или удаления отходов и сведения о методах контроля и безопасной эксплуатации этих специально отведенных мест или объектов.

3. Удаление отходов осуществляется в соответствии с установленными законодательством Донецкой Народной Республики требованиями экологической безопасности с обязательным обеспечением возможности утилизации или захоронения остаточных продуктов.

4. Хранение и удаление отходов осуществляются в специально отведенных местах или объектах, определенных органами местного самоуправления с учетом требований земельного и природоохранного законодательства Донецкой Народной Республики, при наличии специальных разрешений, в которых определены виды и количество отходов, общие технические требования, меры безопасности, сведения о создании, назначении, методах обработки, установленных лимитах отходов и условиях их хранения.

5. Определенные для хранения и удаления отходов специально отведенные места или объекты должны использоваться только для отходов, указанных в разрешении на размещение.

6. Запрещается смешивание или захоронение отходов, для утилизации которых в Донецкой Народной Республике существует соответствующая доступная технология, в случаях, если смешивание не предусмотрено технологическим процессом.

7. Запрещается несанкционированное размещение отходов, в том числе бытовых, в подземных горизонтах, на территориях городов, других населенных пунктов, особо охраняемых природных территориях и иных объектах природно-заповедного фонда Донецкой Народной Республики, на землях оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, в пределах водоохранных зон и зон санитарной охраны водных объектов, в других местах, если это может создавать опасность для окружающей среды и здоровья человека.

8. Захоронение отходов в недрах допускается в исключительных случаях по результатам специальных исследований с соблюдением стандартов, норм и правил, предусмотренных законодательством Донецкой Народной Республики.

9. Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики.

Статья 30. Требования по обращению с опасными отходами

1. Все опасные отходы по степени их вредного воздействия на окружающую среду, на жизнь и здоровье человека, согласно перечню опасных свойств подразделяются на классы и подлежат учету.

2. Соответствующий класс отходов определяется производителем отходов в соответствии с нормативными правовыми актами, которые утверждаются республиканским органом исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере охраны окружающей среды по согласованию с республиканским органом исполнительной власти в сфере санитарного и эпидемического благополучия населения.

3. Субъект хозяйствования, в собственности или в пользовании которого есть хотя бы один объект обращения с опасными отходами, обязан:

1) обеспечить предотвращение загрязнения опасными отходами окружающей среды, а в случае возникновения такого загрязнения – ликвидировать загрязнение и его последствия для окружающей среды и здоровья человека;

2) принимать меры, направленные на предотвращение аварий, ограничение и ликвидацию их последствий, защиту окружающей среды и здоровья человека от их воздействия;

3) сообщать об аварии, произошедшей на указанном объекте, и о мерах, принятых для ликвидации ее последствий, в республиканский орган исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере охраны окружающей среды, в органы местного самоуправления и населению;

4) обеспечивать эксплуатацию указанных объектов и транспортировку опасных отходов с соблюдением требований законодательства Донецкой Народной Республики;

5) иметь лицензию на осуществление операций в сфере обращения с опасными отходами.

4. В случае нарушения субъектом хозяйствования лицензионных условий при обращении с опасными отходами лицензия аннулируется в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики.

5. К обращению с опасными отходами допускаются лица, имеющие профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельством на право работы с опасными веществами, не имеющие медицинских противопоказаний.

6. Допуск работников к работе по обращению с опасными отходами обеспечивается соответствующим должностным лицом предприятия, учреждения, организации, осуществляющего такую деятельность.

7. Транспортировка опасных отходов разрешается только при наличии паспорта на эти отходы и лицензии на обращение с ними, в порядке, определенном законодательством Донецкой Народной Республики о перевозке опасных грузов.

8. Транспортировка опасных отходов осуществляется при условии обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.

9. Размещение опасных отходов разрешается только в специально оборудованных местах или объектах и осуществляется в соответствии с лицензионными условиями по обращению с опасными отходами.

10. Осуществление других видов деятельности, не связанных с обращением с опасными отходами, на территории, отведенной для их размещения, запрещается.

11. Предприятия, учреждения и организации – субъекты хозяйствования, на территории которых хранятся опасные отходы, относятся к объектам повышенной опасности.

Статья 31. Лицензирование деятельности в сфере обращения с опасными отходами

1. Лицензирование деятельности в сфере обращения с опасными отходами осуществляется в соответствии с Законом Донецкой Народной Республики от 27.02.2015 года № 18-IНС «О лицензировании отдельных видов хозяйственной деятельности».

2. Общие требования к материально-технической базе для осуществления деятельности в сфере обращения с опасными отходами, обеспечению экологической безопасности устанавливаются республиканским органом исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере охраны окружающей среды.

Статья 32. Порядок осуществления деятельности, связанной со сбором и заготовкой отдельных видов отходов как вторичного сырья

1. Деятельность, связанная со сбором и заготовкой отдельных видов отходов как вторичного сырья и обеспечение ими соответствующих перерабатывающих предприятий, осуществляется на основании лицензии, выданной в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.

2. Общие требования к материально-технической базе для сбора и заготовки отдельных видов отходов как вторичного сырья, обеспечению экологической безопасности, устанавливаются республиканским органом исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере охраны окружающей среды.

3. Прием и закупку отдельных видов отходов как вторичного сырья, специализированные предприятия осуществляют через свои приемные пункты (стационарные или передвижные).

4. Перечень отдельных видов отходов как вторичного сырья утверждается Советом Министров Донецкой Народной Республики.

Статья 33. Порядок выдачи разрешения (уведомления) на трансграничное перемещение опасных отходов

1. Письменное разрешение на трансграничное перемещение опасных отходов предоставляется перевозчику республиканским органом исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере охраны окружающей среды не менее чем за 60 дней до даты их первой перевозки.

2. Письменное разрешение на трансграничное перемещение опасных отходов предоставляется в Порядке, установленном Советом Министров Донецкой Народной Республики.

3. Основаниями для принятия решения об отказе в предоставлении письменного разрешения являются:

1) недостоверность сведений в документах, представленных для получения письменного разрешения;

2) предоставление документов, необходимых для получения письменного разрешения, не в полном объеме и (или) несоответствие их установленным требованиям;

3) несогласование материалов другими уполномоченными органами исполнительной власти;

4) отсутствие финансовых гарантий возмещения причиненного ущерба при осуществлении трансграничного перемещения отходов по территории Донецкой Народной Республики, в зависимости от вида и класса опасности отходов.

Статья 34. Требования по обращению с бытовыми отходами

1. Обращение с бытовыми  отходами осуществляется в соответствии с нормами, стандартами и правилами, разработанными и утвержденными уполномоченными органами исполнительной власти в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.

2. Собственники, владельцы или пользователи жилых домов или земельных участков заключают договоры с юридическим лицом, которое оказывает услуги по вывозу бытовых отходов, и осуществляют оплату таких услуг.

3. Сбор и транспортировка бытовых отходов в пределах определенной территории осуществляются юридическим лицом, имеющим специально оборудованные для этого транспортные средства, по результатам конкурса, проводимого в порядке, утвержденном республиканским органом исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере охраны окружающей среды.

4. При проектировании жилых домов, общественных, производственных, складских и других сооружений предусматриваются строительство и обустройство контейнерных площадок для раздельного сбора и хранения твердых бытовых отходов, емкостей (контейнеров, урн и прочего) для твердых бытовых отходов.

5. Жилые массивы и внутридворовые территории, дороги общего пользования и другие объекты благоустройства населенных пунктов, а также объекты проведения массовых мероприятий оборудуются контейнерными площадками и емкостями (контейнеры, урны и прочее) для бытовых отходов.

6. Раздельный сбор твердых бытовых отходов осуществляется их собственниками в соответствии с требованиями методики по раздельному сбору твердых бытовых отходов, которая разрабатывается и утверждается республиканским органом исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

7. Крупногабаритные и ремонтные отходы в составе твердых бытовых отходов должны собираться отдельно от других видов твердых бытовых отходов.

8. Опасные отходы в составе твердых бытовых отходов собираются отдельно от других видов бытовых отходов, а также должны отделяться на этапе сбора или сортировки и передаваться специализированным предприятиям, имеющим лицензии на осуществление операций в сфере обращения с опасными отходами.

9. Захоронение твердых бытовых отходов разрешается только на специально оборудованных для этого полигонах.

10. Термическая обработка (сжигание) твердых бытовых отходов и других отходов разрешается только на специально предназначенных для этого предприятиях или объектах, при наличии соответствующей разрешительной документации.

11. Запрещается проектирование, строительство и эксплуатация вновь созданных полигонов твердых бытовых отходов без оснащения системами защиты грунтовых вод, сбора и обезвреживания биогаза и фильтрата.

Статья 35. Требования по обращению с отходами животного происхождения

1. Утилизация отходов животного происхождения на территории Донецкой Народной Республики осуществляется специализированными предприятиями по утилизации отходов животного происхождения и не может осуществляться предприятиями, производящими продукцию животного происхождения, предназначенную для потребления человеком, за исключением случаев осуществления такой деятельности специализированными подразделениями таких предприятий по утилизации отходов животного происхождения.

2. Все отходы животного происхождения, произведенные на территории Донецкой Народной Республики, передаются их производителями на специализированные предприятия по их утилизации.

3. На территории Донецкой Народной Республики может осуществляться утилизация только тех отходов животного происхождения, которые образовались в Донецкой Народной Республике.

4. В случае если невозможно установить территориальное происхождение отходов животного происхождения, утилизация таких отходов может осуществляться по решению чрезвычайной противоэпизоотической комиссии. Порядок создания чрезвычайной противоэпизоотической комиссии утверждается уполномоченным органом исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере ветеринарии.

5. Правила использования продукции, полученной от утилизации отходов животного происхождения, устанавливаются республиканским органом исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере агропромышленной политики и продовольствия по согласованию с республиканским органом исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере охраны окружающей среды.

6. Субъекты обращения с отходами животного происхождения ведут учет всех операций с такими отходами.

7. Качество продукции от утилизации отходов животного происхождения должно соответствовать требованиям нормативных актов по качеству, маркировке и упаковке с указанием информации о возможных последствиях ее потребления.

8. Республиканский орган исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере агропромышленной политики и продовольствия, уполномоченный орган исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере ветеринарии, их территориальные органы, обеспечивают органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, субъектов хозяйствования, граждан и их объединения информацией о расположении объектов обращения с отходами животного происхождения, эпизоотическом, эпидемическом и экологическом состоянии территории, на которой расположены производственные мощности, на которых осуществляется утилизация отходов животного происхождения и их влиянии на окружающую среду, и здоровье человека.

9. Государственный контроль и надзор в сфере обращения с отходами животного происхождения осуществляет уполномоченный орган исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере ветеринарии, а также иные органы исполнительной власти в сфере обращения с отходами, в пределах своих полномочий.

Статья 36. Контроль и надзор в сфере обращения с отходами

1. Государственный контроль в сфере обращения с отходами осуществляет республиканский орган исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере охраны окружающей среды и другие уполномоченные государственные органы исполнительной власти в сфере обращения с отходами.

2. Первичный производственный контроль в сфере обращения с отходами осуществляют производители отходов.

3. Общественный контроль в сфере обращения с отходами осуществляют общественные организации и объединения, уставными задачами которых являются вопросы охраны окружающей среды в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.

4. Надзор за соблюдением и применением законодательства Донецкой Народной Республики в сфере обращения с отходами осуществляет Генеральная Прокуратура Донецкой Народной Республики в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики.

Глава 7. Экономическое обеспечение мероприятий по утилизации отходов и уменьшению объемов их образования

Статья 37. Организационно-экономические мероприятия по обеспечению утилизации отходов и уменьшению объемов их образования

1. Организационно-экономические мероприятия по обеспечению утилизации отходов и уменьшению объемов их образования предусматривают:

1) установление лимитов объемов размещения отходов;

2) установление ставок оплаты, взимаемой за размещение отходов, с дифференциацией в зависимости от классов опасности отходов и ценности территории на которой производится это размещение;

3) предоставление льгот субъектам хозяйствования, которые утилизируют, перерабатывают, используют, уменьшают объемы образования отходов и внедряют в производство малоотходные технологии, в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики;

4) предоставление льгот субъектам хозяйствования, которые сдают отходы как вторичное сырье и занимаются сбором и заготовкой таких отходов в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики;

5) определение приоритетов финансирования государственного заказа для субъектов хозяйствования, внедряющих малоотходные технологии, перерабатывающих, использующих и утилизирующих отходы;

6) актуализация перечня отходов, в отношении которых с учетом государственных интересов должен устанавливаться специальный режим стимулирования их сбора, заготовки и использования;

7) целевое финансирование научно-исследовательских работ по конкретным проблемам утилизации, переработки, использованию отходов и уменьшению их образования;

8) создание фондов для целевого финансирования мероприятий по утилизации, переработке, использованию отходов за счет добровольных взносов производителей отходов, их владельцев, отечественных и иностранных субъектов хозяйствования, отдельных граждан, экологического страхования и прочего;

9) формирование государственного реестра данных о внедренных в Донецкой Народной Республике технологиях утилизации, переработке и использования отходов.

2. Законодательством Донецкой Народной Республики могут устанавливаться и другие организационно-экономические мероприятия по обеспечению утилизации, переработке, использованию отходов и уменьшению объемов их образования.

Статья 38. Стимулирование мероприятий по утилизации, переработке, использованию отходов и уменьшению объемов их образования

1. С целью стимулирования мероприятий по утилизации, переработке, использованию отходов и уменьшению объемов их образования, субъектам хозяйствования, которые внедряют технологии, направленные на уменьшение объемов образования отходов, утилизируют, перерабатывают, используют отходы в процессе производства продукции, осуществляют их сбор и заготовку, строительство предприятий и цехов, а также организуют производство оборудования для утилизации и переработки отходов, принимают паевое участие в финансировании мероприятий по утилизации, переработке и использованию отходов, уменьшению объемов их образования, могут предоставляться в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики:

1) льготы по налогообложению прибыли от реализации продукции, изготовленной с использованием отходов;

2) приоритетное государственное кредитование;

3) специальные государственные субсидии на уменьшение процентов по банковским кредитам, связанным с инвестициями, которые направляются на утилизацию отходов и изготовление соответствующего оборудования;

4) дотации из Республиканского бюджета Донецкой Народной Республики и местных бюджетов для транспортировки отходов или полуфабрикатов, полученных из этих отходов;

5) дотации из фондов охраны окружающей среды и других источников;

6) льготы по пополнению оборотных средств субъектов хозяйствования, осуществляющих сбор, заготовку, переработку, использование и утилизацию отходов как вторичного сырья, при условии целевого использования этих средств для приобретения и переработки таких отходов.

2. Органы местного самоуправления могут определять в пределах своих полномочий дополнительные мероприятия, связанные со стимулированием утилизации, переработки, использования отходов и уменьшением объемов их образования.

Статья 39. Финансирование мероприятий в сфере обращения с отходами

1. Финансирование мероприятий в сфере обращения с отходами осуществляется за счет средств производителей отходов и их владельцев.

2. Республиканские программы социального и экономического развития Донецкой Народной Республики для проведения мероприятий в сфере обращения с отходами  финансируются за счет средств местных бюджетов, фондов охраны окружающей среды, добровольных взносов субъектов хозяйствования, граждан и их объединений, а также средств Республиканского бюджета Донецкой Народной Республики

Глава 8. Международное сотрудничество в сфере обращения с отходами

Статья 40. Участие Донецкой Народной Республики в международном сотрудничестве в сфере обращения с отходами

Донецкая Народная Республика принимает участие в международном сотрудничестве в сфере обращения с отходами, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Донецкой Народной Республики в сфере обращения с отходами.

Статья 41. Международные договоры Донецкой Народной Республики в сфере обращения с отходами

Если международным договором Донецкой Народной Республики в сфере обращения с отходами установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.

Статья 42. Ответственность за нарушение положений настоящего Закона

Лица, виновные в нарушении положений настоящего Закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.

Глава 9. Заключительные положения

Статья 43. Вступление в силу настоящего Закона

1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Пункты 1 и 4 части 1 статьи 38 настоящего Закона вступают в силу с момента вступления в силу соответствующего законодательства о налогообложении и законодательства о Республиканском бюджете Донецкой Народной Республики.

Статья 44. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом

Нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики подлежат приведению в соответствие с настоящим Законом.

Глава Донецкой Народной Республики
А.В. Захарченко

Для данного документа приложений нет.

Редакция от 16.03.2020

Редакция от 20.08.2018

Начальная версия от 29.10.2015