watermark
Перейти к текущей редакции Печать

Вид документа: Постановление

Государственный информационно-правовой фонд: Нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики

Наименование правотворческого органа: Совет Министров Донецкой Народной Республики

Дата документа: 16.10.2015

Номер документа: 19-19

Заголовок документа: Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования

Действие документа: Архивная версия

Классификатор: 130.010.020 - Управление системой образования

Информация об опубликовании:
    Официальный сайт Донецкой Народной Республики http://dnr-online.su/,

Дополнительные сведения:

Количество страниц:

watermark
НПА ДНР

Совет Министров
Донецкой Народной Республики

 

Постановление

16.10.2015
№19-19
Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования

В целях урегулирования деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений среднего профессионального образования, согласно части 1 статьи 65 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании», Совет Министров Донецкой Народной Республики

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования.

2. Настоящее Постановление вступает в силу с момента опубликования.

Председатель Совета Министров
А.В. Захарченко

Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Типовое положение регулирует деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений среднего профессионального образования и является обязательным для применения учреждениями образования при реализации ими образовательных программ среднего профессионального образования.

Для негосударственных образовательных учреждений среднего профессионального образования настоящее Типовое положение является примерным.

1.2. Образовательные учреждения среднего профессионального образования в своей деятельности руководствуются Конституцией Донецкой Народной Республики, Законом Донецкой Народной Республики «Об образовании», другими законами и подзаконными нормативно-правовыми актами и настоящим Положением.

1.3. Основными задачами образовательного учреждения среднего профессионального образования являются:

а) удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения среднего профессионального образования;

б) удовлетворение потребностей общества в квалифицированных рабочих, служащих и специалистах среднего звена;

в) формирование у обучающихся гражданской позиции и трудолюбия, развитие ответственности, самостоятельности и творческой активности;

г) сохранение и приумножение нравственных и культурных ценностей общества.

1.4. Образовательное учреждение среднего профессионального образования создаётся, реорганизуется и ликвидируется в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.

Решение о создании, реорганизации и ликвидации государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования принимается Советом Министров Донецкой Народной Республики.

Полномочия учредителя государственного среднего специального учебного заведения осуществляет республиканский орган исполнительной власти, в ведении которого находится такое образовательное учреждение среднего профессионального образования.

1.5. Образовательное учреждение среднего профессионального образования приобретает права юридического лица с даты его регистрации, имеет самостоятельный баланс, счета в органах Казначейства, штамп, печать со своим наименованием и действует на основании Устава.

1.6. Лицензирование образовательной деятельности образовательного учреждения среднего профессионального образования и его государственная аккредитация осуществляются в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики.

1.7. Образовательное учреждение среднего профессионального образования получает право на ведение образовательной деятельности с даты выдачи ему лицензии.

1.8. Устанавливаются следующие виды образовательных учреждений среднего профессионального образования:

а)  по подготовке квалифицированных рабочих, служащих:

профессионально-техническое училище — образовательное учреждение среднего профессионального образования по подготовке квалифицированных рабочих, служащих по одной или нескольким учебным специальностям (профессиям);

профессиональный лицей — вид образовательного учреждения среднего профессионального образования, реализующего основные образовательные и профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, в том числе по профилирующим предметам — на повышенном уровне, по подготовке квалифицированных рабочих, служащих;

центр профессионально-технического образования — образовательные учреждения, которые обеспечивают реализацию образовательных программ среднего профессионального образования, разработанных на основе профессиональных стандартов и обеспечивающих получение и совершенствование соответствующих квалификаций, потребностей граждан в профессиональной подготовке, переподготовке, повышению квалификации рабочих, компетентных и конкурентно способных на рынке труда;

учебно-производственный центр, учебно-курсовой комбинат — образовательные учреждения среднего профессионального образования, осуществляющие реализацию образовательных программ переподготовки, повышения квалификации рабочих и специалистов, а также подготовки рабочих и специалистов соответствующего уровня квалификации по ускоренной форме обучения;

учебный центр при учреждении исполнения наказаний — образовательная организация, осуществляющая профессиональную подготовку, переподготовку или повышение квалификации, а также предоставляющая возможность получения среднего профессионального образования, профессионального обучение или дополнительного профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих лицам осуждённым к лишению свободы, содержащимся под стражей.

б)  по подготовке специалистов среднего звена:

техникум — образовательное учреждение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки;

колледж — образовательное учреждение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки и программы среднего профессионального образования углубленной подготовки.

1.9. Наименование образовательного учреждения среднего профессионального образования устанавливается при его создании и может изменяться в установленном порядке республиканским органом исполнительной власти, в ведении которого находится такое образовательное учреждение среднего профессионального образования. Наименование образовательного учреждения среднего профессионального образования изменяется в обязательном порядке при изменении его государственного статуса.

Наименование образовательного учреждения среднего профессионального образования должно содержать указание на его организационно-правовую форму и тип образовательного учреждения, могут использоваться наименования, указывающие на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, содержание образовательной программы, специальные условия их реализации и (или) особые образовательные потребности обучающихся), а также дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования. В наименовании образовательного учреждения среднего профессионального образования при осуществлении им производственной деятельности может указываться характер такой деятельности (например, горный колледж).

1.10. Образовательное учреждение среднего профессионального образования может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся (филиалы, представительства, отделения, учебные кабинеты и лаборатории, учебные и учебно-производственные мастерские и хозяйства, учебные полигоны, учебные базы практики, структурные подразделения, реализующие основные общеобразовательные программы, основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального и дополнительного профессионального образования, музеи, библиотеки, общежития, психологические и социально-­педагогические службы, обеспечивающие социальную адаптацию и реабилитацию нуждающихся в ней обучающихся, и иные предусмотренные локальными нормативными актами образовательного учреждения структурные подразделения, связанные с образовательным процессом).

Образовательное учреждение среднего профессионального образования самостоятельно формирует свою структуру, за исключением создания, переименования и ликвидации филиалов.

1.11. Основным структурным подразделением образовательного учреждения среднего профессионального образования, в котором осуществляется подготовка специалистов и рабочих со средним профессиональным образованием по одной или нескольким специальностям, является отделение (дневное, заочное).

Отделение в образовательном учреждении создаются решением директора, если на нём обучается не менее 150 учащихся.

Работа отделения организуется в соответствии с планом, утверждаемым руководителем образовательного учреждения. Непосредственное руководство отделением осуществляет заведующий отделением.

1.12. В образовательном учреждении среднего профессионального образования могут реализовываться основные общеобразовательные программы, основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования (программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена) при наличии соответствующих лицензий.

В образовательном учреждении среднего профессионального образования может быть получена профессиональная подготовка, которая имеет целью ускоренное приобретение обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ, и не сопровождается повышением образовательного уровня обучающихся.

II. ПРИЕМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

2.1. Объем и структура приема студентов в образовательное учреждение среднего профессионального образования на обучение за счет средств государственного бюджета, местных бюджетов определяются в соответствии с заданиями (контрольными цифрами), устанавливаемыми ежегодно республиканским органом исполнительной власти, в ведении которого находится образовательное учреждение среднего профессионального образования.

Объем и структура приема студентов в образовательное учреждение среднего профессионального образования, обучающихся за счет средств бюджета субъекта Донецкой Народной Республики, определяются в порядке, устанавливаемом республиканским органом исполнительной власти, в ведении которого находится такое образовательное учреждение среднего профессионального образования.

2.2. Порядок приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального образования устанавливается Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики. Правила приема определяются учредителем в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики и закрепляются в уставе образовательного учреждения среднего профессионального образования.

Образовательное учреждение среднего профессионального образования самостоятельно разрабатывает и утверждает ежегодные правила приема, определяющие их особенности на соответствующий год, не противоречащие законодательству Донецкой Народной Республики, порядку приема, устанавливаемому Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики, и правилам приема, определяемым учредителем и закрепленным в уставе образовательного учреждения.

Сроки приема документов от поступающих на обучение по очной форме в образовательные учреждения среднего профессионального образования устанавливаются Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики.

2.3. Прием граждан в образовательные учреждения среднего профессионального образования для получения среднего профессионального образования осуществляется на конкурсной основе по заявлениям граждан, имеющих основное общее, среднее общее или среднее профессиональное образование (программа подготовки квалифицированных рабочих). Условиями конкурса должны быть гарантированы соблюдение прав граждан на образование и зачисление граждан, наиболее способных и подготовленных к освоению образовательной программы среднего профессионального образования.

Прием на обучение может осуществляться по профессиям и специальностям в целях их обучения по программам среднего профессионального образования по подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.

Срок обучения по программам среднего профессионального образования углубленной подготовки превышает на один год срок обучения по программе среднего профессионального образования базовой подготовки.

2.4. Образовательные учреждения среднего профессионального образования при приеме по специальностям, требующим наличия у граждан определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, вправе проводить по предметам дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности, результаты которых учитываются наряду с результатами при проведении конкурса.

Перечень специальностей, по которым при приеме могут проводиться дополнительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности, утверждается Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики.

Перечень дополнительных испытаний и условия зачисления в образовательные учреждения среднего профессионального образования, обучение в которых связано с поступлением на государственную службу и наличием у граждан допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, устанавливаются республиканским органом исполнительной власти, в ведении которого находится среднее специальное учебное заведение.

Перечень дополнительных вступительных испытаний в образовательные учреждения среднего профессионального образования и правила их проведения объявляются таким учреждением не позднее 1 февраля текущего года.

2.5. Для граждан, имеющих среднее профессиональное образование (квалифицированный рабочий, служащий) и поступающих в образовательные учреждения среднего профессионального образования на специальность, соответствующую профилю их профессионального образования, для обучения по сокращенной программе, конкурс проводится в соответствии с результатами вступительных испытаний, проводимых образовательным учреждением самостоятельно.

Если лицо, имеющее диплом о среднем профессиональном образовании с присвоением квалификации квалифицированного рабочего или служащего, подает документы на получение среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена впервые, то это не является получением второго или повторного среднего профессионального образования.

2.6. Зачисление в состав студентов образовательного учреждения среднего профессионального образования производится после представления документа об образовании. При зачислении на каждого студента образовательного учреждения среднего профессионального образования формируется личное дело.

III. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

3.1. Основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования (далее — образовательные программы среднего профессионального образования) могут осваиваться в различных формах получения образования, различающихся объемом обязательных занятий педагогического работника с обучающимися и организацией образовательного процесса в очной, очно-заочной, заочной формах или в форме экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования.

3.2. Образовательные программы среднего профессионального образования включают в себя учебный план, рабочие программы учебных дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки студентов, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующих образовательных технологий.

Образовательное учреждение среднего профессионального образования ежегодно обновляет образовательные программы (в части состава дисциплин (модулей), установленных образовательным учреждением в учебном плане, и (или) содержания рабочих программ учебных дисциплин (модулей), программ учебной и производственной практики, а также методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующих образовательных технологий) с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

3.3. В образовательном учреждении среднего профессионального образования сроки обучения по образовательным программам среднего профессионального образования устанавливаются в соответствии с нормативными сроками их освоения, определяемыми государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования.

Лица, имеющие среднее профессиональное образование (по программе подготовки квалифицированного рабочего, служащего) соответствующего профиля, получают среднее профессиональное

образование по сокращенным программам. Для лиц, имеющих среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, допускается обучение по сокращенным образовательным программам среднего профессионального образования.

Порядок реализации указанных образовательных программ устанавливается Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики.

3.4. Организация образовательного процесса осуществляется в соответствии с расписаниями занятий и образовательными программами для каждой специальности и формы получения образования, которые разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением среднего профессионального образования самостоятельно с учетом требований рынка труда на основе государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и примерных основных образовательных программ.

3.5. В образовательных учреждениях среднего профессионального образования учебный год начинается 1 сентября и заканчивается согласно учебному плану по конкретной специальности и форме получения образования. Начало учебного года может переноситься образовательным учреждением среднего профессионального образования по очно-заочной форме получения образования не более чем на 1 месяц, по заочной форме получения образования — не более чем на 3 месяца. В иных случаях перенос срока начала учебного года осуществляется по решению республиканского органа исполнительной власти, в ведении которого находится образовательная организация.

Учебный год делится на семестры, которые завершаются промежуточной аттестацией (экзаменационной сессией).

Для учащихся в заочной форме получения образования образовательным учреждением среднего профессионального образования организуется проведение учебных занятий в начале семестра (установочной сессии).

Не менее 2 раз в течение учебного года для студентов устанавливаются каникулы общей продолжительностью 8 — 11 недель в год, в том числе в зимний период — не менее 2 недель.

3.6. Максимальный объем учебной нагрузки студента составляет 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки.

Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в неделю при освоении основной образовательной программы в очно-заочной форме составляет 16 академических часов.

Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в год при освоении основной профессиональной образовательной программы в заочной форме составляет 160 академических часов.

3.7. В образовательных учреждениях среднего профессионального образования устанавливаются основные виды учебных занятий, такие, как учебное занятие (урок), лекция, семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, контрольная работа, консультация, самостоятельная работа, учебная и производственная практики, выполнение курсовой (дипломной) работы, а также могут проводиться другие виды учебных занятий.

Для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут. Два академических часа образуют пару академических часов (в дальнейшем «пара»), с перерывами между ними и проводятся по расписанию. С целью рационального использования учебного времени, оптимизации учебного процесса, нормирования нагрузки на студента возможно проведение пары академических часов без перерыва между ними общей продолжительностью 80 минут.

Объем обязательных аудиторных занятий и практики не должен превышать 36 академических часов в неделю.

3.8. Численность студентов в учебной группе в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, при финансировании подготовки за счет бюджетных ассигнований по очной форме получения образования, устанавливается 24 — 30 человек, заочной — 15-20 человек. Исходя из специфики, образовательное учреждение среднего профессионального образования может проводить учебные занятия с группами студентов меньшей численности и отдельными студентами, а также делить группы на подгруппы. Образовательное учреждение среднего профессионального образования вправе объединять группы студентов при проведении учебных занятий в виде лекций.

3.9. Производственная практика студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования проводится, как правило, в организациях на основе договоров, заключаемых между образовательным учреждением и этими организациями.

Положение об учебной и производственной практике студентов (курсантов), осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, утверждается Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики.

3.10. Образовательное учреждение среднего профессионального образования самостоятельно выбирает системы оценивания, формы, порядок и периодичность промежуточной аттестации студентов. Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации студентов утверждается образовательным учреждением среднего профессионального образования.

Количество экзаменов в процессе промежуточной аттестации студентов по очной, очно-заочной и заочной формам получения образования не должно превышать 8 экзаменов в учебном году, а количество зачетов — 10. В указанное количество не входят экзамены и зачеты по физической культуре и факультативным дисциплинам.

Количество экзаменов и зачетов в процессе промежуточной аттестации студентов при обучении по сокращенным образовательным программам среднего профессионального образования по очной, очно­заочной и заочной формам получения образования устанавливается образовательным учреждением среднего профессионального образования самостоятельно.

При проведении промежуточной аттестации по профессиональному модулю оценивается овладение квалификацией (частью квалификации).

Государственная итоговая аттестация выпускника образовательного учреждения среднего профессионального образования является обязательной и осуществляется после освоения образовательной программы в полном объеме.

Государственная итоговая аттестация выпускника образовательного учреждения среднего профессионального образования, имеющего государственную аккредитацию, осуществляется государственной экзаменационной комиссией. Положение о государственной итоговой аттестации выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования утверждается Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики.

3.11. Образовательное учреждение среднего профессионального образования, имеющее государственную аккредитацию, выдает выпускникам, освоившим соответствующую образовательную программу в полном объеме и прошедшим государственную итоговую аттестацию, диплом государственного образца о среднем профессиональном образовании, заверенный печатью образовательной организации.

Знания и умения выпускников определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «зачтено» («зачет»), которые указываются в приложении к диплому о среднем профессиональном образовании.

3.12. Лицу, не завершившему образования, не прошедшему государственной итоговой аттестации или получившему на государственной итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, выдается справка установленного образца об обучении в образовательном учреждении.

3.13.  Формы документов государственного образца о среднем профессиональном образовании и порядок их выдачи, заполнения, хранения и учета соответствующих бланков документов утверждаются Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики.

3.14.  Документ об образовании, представленный при поступлении в образовательное учреждение среднего профессионального образования, выдается из личного дела лицу, окончившему образовательное учреждение, выбывшему до окончания обучения в образовательном учреждении, а также обучающемуся, желающему поступить в другое образовательное учреждение, по его заявлению. При этом в личном деле остается заверенная копия документа об образовании.

IV. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

4.1. Управление образовательным учреждением среднего профессионального образования осуществляется в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики и его уставом и строится на принципах единоначалия и самоуправления.

4.2. Устав государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования и изменения, которые вносятся в него, принимаются общим собранием (конференцией) работников и представителей обучающихся и утверждаются республиканским органом исполнительной власти, в ведении которого находится образовательное учреждение.

4.3. В образовательном учреждении среднего профессионального образования может создаваться выборный представительный орган — совет образовательного учреждения (далее — совет).

В состав совета входят директор образовательного учреждения, представители всех категорий работников, обучающихся и заинтересованных организаций. В образовательном учреждении среднего профессионального образования могут создаваться и иные органы самоуправления, в частности педагогические и методические советы, попечительский совет и другие предусмотренные законодательством Донецкой Народной Республики органы самоуправления.

Порядок выборов и компетенция органов самоуправления определяются уставом образовательного учреждения.

4.4. В целях совершенствования качества образования, повышения педагогического мастерства педагогических работников, научно­методического обеспечения среднего профессионального образования в образовательном учреждении создаются предметные (цикловые) комиссии.

Предметные (цикловые) комиссии формируются численностью не менее трёх педагогических работников образовательного учреждения, в том числе работающих по совместительству. В состав предметной комиссии включаются преподаватели одной учебной дисциплины, в состав цикловой комиссии — преподаватели (мастера производственного обучения) родственных учебных дисциплин (практики).

Перечень предметных (цикловых) комиссий, их составы утверждаются приказом директора образовательного учреждения среднего профессионального образования сроком на один учебный год.

Непосредственное руководство по планированию и организации работы предметной (цикловой) комиссии осуществляет ее председатель.

Работа предметных (цикловых) комиссий планируется на учебный год. Заседания проводятся в соответствии с планом работы предметной (цикловой) комиссии, но не реже одного раза в месяц. Предметная (цикловая) комиссия ведет учетно-отчетную документацию, к которой относятся план и отчет работы комиссии, протоколы заседаний.

Материалы, которые отражают деятельность предметной (цикловой) комиссии в текущем учебном году, хранятся в комиссии.

К компетенции работы предметной (цикловой) комиссии относятся:

взаимодействие с отделениями образовательного учреждения по вопросам обеспечения качества образования;

проведение воспитательной работы со студентами; интеграция образовательного процесса с производством, наукой и культурой;

совершенствование педагогического и методического мастерства, оказание помощи преподавателям и мастерам производственного обучения;

изучение и обобщение положительного педагогического опыта, проведение открытых учебных занятий и воспитательных мероприятий;

изучение учебно-методической документации и учебных изданий, средств обучения (в том числе электронных), которые применяются в образовательном процессе;

участие в экспериментальной и инновационной деятельности образовательного учреждения;

руководство исследовательской и творческой деятельностью студентов.

4.5. Непосредственное управление образовательным учреждением среднего профессионального образования осуществляет директор, прошедший соответствующую аттестацию. Порядок назначения на должность директора определяется уставом образовательного учреждения среднего профессионального образования в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики в области образования.

Директор образовательного учреждения в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики и уставом действует от имени образовательного учреждения среднего профессионального образования, представляет его в других организациях, заключает договоры, в том числе трудовые, выдает доверенности, открывает в установленном порядке лицевые счета, в пределах своей компетенции издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников и обучающихся.

Директору совмещение его должности с другой оплачиваемой руководящей должностью (кроме научного и научно-методического руководства) внутри и вне образовательного учреждения не разрешается.

Директор в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики назначает на должность и освобождает от нее работников, а также определяет их должностные обязанности.

Разграничение полномочий между советом образовательного учреждения и директором определяется уставом образовательного учреждения среднего профессионального образования.

4.6. Заместители директора образовательного учреждения среднего профессионального образования назначаются директором образовательного учреждения по согласованию с учредителем образовательного учреждения среднего профессионального образования.

Главный бухгалтер как должностное лицо с высоким уровнем материальной ответственности назначается и увольняется директором образовательного учреждения по согласованию с министерством образования и науки Донецкой Народной Республики.

V. ОБУЧАЮЩИЕСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

5.1. К обучающимся образовательного учреждения среднего профессионального образования относятся студенты (курсанты) и слушатели.

Студентом (курсантом) образовательного учреждения (далее — студент) является лицо, зачисленное приказом директора в образовательное учреждение среднего профессионального образования для обучения по образовательной программе среднего профессионального образования.

Слушателем образовательного учреждения (далее -слушатель) является лицо, зачисленное приказом директора в образовательное учреждение среднего профессионального образования для освоения дополнительной профессиональной образовательной программы.

Статус слушателя в части получения образовательных услуг соответствует статусу студента соответствующей формы получения образования.

5.2. Права и обязанности обучающихся в профессиональном образовательном учреждении среднего профессионального образования определяются законодательством Донецкой Народной Республики и уставом образовательного учреждения.

Для недопущения травматизма, несчастных случаев в образовательных учреждениях среднего профессионального образования обучающимся (студентам, курсантам) запрещается хранение предметов, изделий и вещей, перечень которых приведён в приложении 1.

5.3. Студентам выдаются студенческий билет и зачетная книжка. Формы студенческого билета и зачетной книжки устанавливаются Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики.

5.4. Студенты могут совмещать учебу с работой и пользоваться при этом гарантиями и компенсациями, установленными законодательством Донецкой Народной Республики.

Форма справки-вызова, дающей студенту по очно-заочной и заочной формам получения образования право на предоставление по месту работы дополнительного оплачиваемого отпуска и других гарантий и компенсаций, связанных с обучением в образовательном учреждении среднего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию, утверждается Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики.

5.5. Студенты имеют право:

а) участвовать в обсуждении и решении вопросов деятельности образовательного учреждения, в том числе через органы самоуправления и общественные организации;

б) обжаловать приказы и распоряжения администрации образовательного учреждения в установленном законодательством Донецкой Народной Республики порядке;

в) бесплатно пользоваться библиотеками, информационными ресурсами, услугами учебных, социально-бытовых, лечебных и других подразделений образовательного учреждения в порядке, установленном уставом;

г) использовать свои права согласно государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования при реализации основной профессиональной образовательной программы, а также права, содержащиеся в других нормативных актах.

5.6. Студенты, обучающиеся по очной форме и получающие среднее профессиональное образование за счет бюджетных ассигнований, обеспечиваются стипендиями в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.

5.7. Образовательное учреждение среднего профессионального образования в пределах имеющихся бюджетных ассигнований и внебюджетных средств самостоятельно в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики разрабатывает и реализует меры социальной поддержки студентов, в том числе устанавливает стипендии в зависимости от их материального положения и академических успехов.

За успехи в освоении образовательных программ, экспериментально-­конструкторской и другой работе для студентов устанавливаются различные формы морального поощрения.

5.8. Студенты, нуждающиеся в жилой площади, обеспечиваются местами в общежитии при наличии соответствующего жилищного фонда образовательного учреждения.

5.9. Студент имеет право на перевод в образовательном учреждении среднего профессионального образования, где он обучается, с одной образовательной программы и/или формы получения образования на другую в порядке, определяемом образовательным учреждением.

5.10. Студент имеет право на перевод в другое образовательное учреждение среднего профессионального образования, реализующее образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого образовательного учреждения и успешном прохождении им аттестации.

Перевод студента из одного образовательного учреждения в другое образовательное учреждение или из образовательного учреждения высшего профессионального образования в образовательное учреждение среднего профессионального образования осуществляется в соответствии с порядком, установленным Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики, если иное не предусмотрено законодательством.

5.11. Студент имеет право на восстановление в образовательное учреждение среднего профессионального образования и с сохранением основы обучения (бесплатной или платной), в соответствии с которой он обучался до отчисления, при наличии в образовательном учреждении вакантных мест.

Порядок и условия восстановления на обучение лица, отчисленного из данного образовательного учреждения среднего профессионального образования, а также приема для продолжения обучения лица, ранее обучавшегося в другом образовательном учреждении и отчисленного из него до окончания обучения, определяются уставом образовательного учреждения, если иное не предусмотрено законодательством Донецкой Народной Республики.

5.12. За восстановление или прием для продолжения обучения (после отчисления из другого образовательного учреждения), перевод с одной образовательной программы и/или формы получения образования на другую и из образовательного учреждения среднего профессионального образования в другое плата не взимается, если лицо получает среднее профессиональное образование впервые за счет бюджетных ассигнований.

5.13. За невыполнение учебного плана по специальности в установленные сроки по неуважительной причине, невыполнение обязанностей, предусмотренных уставом образовательного учреждения среднего профессионального образования, и нарушение правил внутреннего распорядка к студентам применяются дисциплинарные взыскания вплоть до отчисления из образовательного учреждения. Не допускается отчисление студентов по инициативе администрации во время их болезни, каникул, академического отпуска или отпуска по беременности и родам. Порядок отчисления студентов определяется уставом образовательного учреждения.

VI. РАБОТНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

6.1. К работникам образовательного учреждения среднего профессионального образования относятся руководящие и педагогические работники, учебно-вспомогательный и обслуживающий персонал.

К педагогической деятельности в образовательном учреждении среднего профессионального образования допускаются лица, имеющие высшее профессиональное образование, которое подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации.

6.2. Работники образовательного учреждения среднего профессионального образования имеют право:

на защиту чести, достоинства и деловой репутации;

на участие в управлении образовательным учреждением в порядке, определяемом уставом;

на избрание в выборные органы, участие в обсуждении и решении вопросов деятельности профессионального образовательного учреждения среднего профессионального образования, в том числе через органы самоуправления и общественные организации;

на обжалование приказов и распоряжений администрации образовательного учреждения в установленном законодательством Донецкой Народной Республики порядке;

на получение необходимого организационного, учебно-методического и материально-технического обеспечения своей профессиональной деятельности, бесплатное пользование библиотеками, информационными ресурсами, услугами учебных, учебно-методических, социально-бытовых, лечебных и других подразделений образовательного учреждения в соответствии с его уставом и/или коллективным договором.

Педагогические работники имеют право выбирать методы и средства обучения, обеспечивающие высокое качество образовательного процесса.

Не допускается использование антипедагогических методов воспитания, связанных с физическим и психическим насилием над личностью обучающегося, а также антигуманных и опасных для жизни или здоровья обучающихся методов обучения.

6.3. Работники образовательного учреждения среднего профессионального образования обязаны соблюдать устав образовательного учреждения, правила внутреннего распорядка, строго следовать профессиональной этике, качественно выполнять возложенные на них функциональные обязанности.

Педагогические работники обязаны обеспечивать высокую эффективность образовательного процесса, систематически заниматься повышением своей квалификации.

6.4. Руководство образовательного учреждения среднего профессионального образования создает необходимые условия для повышения квалификации работников. Повышение квалификации педагогических работников проводится не реже одного раза в 5 лет путем обучения и/или стажировки в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, в высших учебных заведениях и иных организациях в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.

6.5. Руководящие и педагогические работники образовательного учреждения среднего профессионального образования проходят аттестацию в порядке, устанавливаемом Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики.

6.6. Педагогические работники образовательного учреждения среднего профессионального образования пользуются правами и выполняют обязанности в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.

Учебная нагрузка на учебный год для педагогических работников образовательного учреждения среднего профессионального образования, оговариваемая в трудовом договоре, не должна превышать 1440 академических часов.

6.7. За успехи в учебной, методической, научной и воспитательной работе и другой деятельности образовательного учреждения для работников устанавливаются различные формы морального и материального поощрения.

6.8. Увольнение педагогических работников образовательного учреждения среднего профессионального образования по инициативе администрации, связанное с сокращением штатов работников, допускается только после окончания учебного года при условии, что он не имел преимущественного права на оставление на работе и был предупреждён персонально и под расписку не менее, чем за два месяца о предстоящем увольнении.

6.9. Директор обязан ежегодно отчитываться о проделанной работе перед общим собранием трудового коллектива (конференцией).

VII. ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

7.1. Учредитель закрепляет за образовательным учреждением среднего профессионального образования в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с его уставом на праве оперативного управления здания, сооружения, имущество, оборудование, а также иное необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения.

Образовательное учреждение среднего профессионального образования несет ответственность перед собственником за сохранность и эффективное использование закрепленного за ним имущества. Контроль за деятельностью образовательного учреждения среднего профессионального образования в этой части осуществляется собственником имущества (органом, уполномоченным собственником).

7.2. За государственным или муниципальным образовательным учреждением среднего профессионального образования закрепляются в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки, выделенные ему в установленном порядке.

7.3. Имущество, переданное образовательному учреждению среднего профессионального образования, может быть сдано в аренду в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Образовательное учреждение среднего профессионального образования в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики и уставом вправе выступать в качестве арендатора имущества, необходимого для осуществления его уставной деятельности.

7.4. Финансирование деятельности образовательного учреждения среднего профессионального образования осуществляется за счет:

средств бюджетов различного уровня;

материальных и денежных взносов учредителя (учредителей);

средств, получаемых от осуществления платных образовательных услуг, предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, предусмотренной уставом;

средств других источников в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.

Образовательное учреждение среднего профессионального образования отвечает по своим обязательствам в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики.

7.5. Финансовое обеспечение образовательной деятельности образовательного учреждения среднего профессионального образования, связанной с реализацией основных общеобразовательных программ, профессиональных образовательных программ по подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена, а также дополнительных профессиональных образовательных программ, осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов с учетом установленных заданий (контрольных цифр) на основе государственных и местных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного обучающегося и предусмотренных для соответствующих типов и видов образовательных учреждений.

7.6. Привлечение образовательного учреждения среднего профессионального образования дополнительных средств не влечет за собой снижения размеров его финансового обеспечения из соответствующего бюджета.

7.7. Образовательное учреждение среднего профессионального образования вправе в пределах численности контингента обучающихся, установленной лицензией, осуществлять сверх заданий (контрольных цифр) по приему студентов подготовку специалистов на основе договоров с физическими и (или) юридическими лицами с оплатой ими стоимости обучения.

Образовательное учреждение может оказывать платные дополнительные образовательные услуги сверх соответствующих образовательных программ и государственного образовательного стандарта.

7.8. Образовательное учреждение среднего профессионального образования вправе вести предпринимательскую и иную деятельность, предусмотренную уставом, в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.

7.9. Образовательное учреждение среднего профессионального образования принимает бюджетные обязательства в пределах выделенных в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде) лимитов бюджетных обязательств.

Директор образовательного учреждения среднего профессионального образования несет персональную ответственность за соблюдение бюджетного законодательства Донецкой Народной Республики.

7.10. Средства, полученные образовательным учреждением среднего профессионального образования от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, используются учреждением в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики и уставом.

Операции с указанными средствами осуществляются в установленном порядке в соответствии со сметой доходов и расходов на осуществление приносящей доход деятельности.

7.11. Образовательное учреждение среднего профессионального образования самостоятельно в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики устанавливает заработную плату работникам, в том числе надбавки и доплаты к должностным окладам, порядок и размеры их премирования.

VIII. МЕЖДУНАРОДНАЯ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

8.1. Образовательное учреждение среднего профессионального образования имеет право осуществлять международное сотрудничество в области образовательной, научной и иной деятельности в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики и международными договорами Донецкой Народной Республики.

Международное сотрудничество образовательного учреждения среднего профессионального образования также осуществляется на основе договоров, заключенных с иностранными физическими и (или) юридическими лицами.

8.2. Образовательное учреждение среднего профессионального образования имеет право осуществлять внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.

Редакция от 28.03.2017

Начальная версия от 27.10.2015