watermark
Печать

Вид документа: Постановление

Государственный информационно-правовой фонд: Государственный реестр нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики , Нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики

Наименование правотворческого органа: Совет Министров Донецкой Народной Республики

Дата документа: 10.03.2017

Номер документа: 3-37

Заголовок документа: Об утверждении Инструкции о порядке обеспечения режима секретности во время международного сотрудничества, а также в связи с выездом за пределы Донецкой Народной Республики граждан, которым предоставлен или ранее был предоставлен допуск и доступ к государственной тайне Донецкой Народной Республики

Действие документа: Действующий

Классификатор: 160.010.000 - Общие положения в сфере обеспечения безопасности государства, общества и личности, 160.030.040 - Государственная тайна, 200.010.000 - Общие вопросы межгосударственных отношений

Информация об опубликовании:
    Информация не предоставлена ,

Дополнительные сведения:

Количество страниц:

watermark
НПА ДНР

Совет Министров
Донецкой Народной Республики

 

Постановление

10.03.2017
№3-37
Об утверждении Инструкции о порядке обеспечения режима секретности во время международного сотрудничества, а также в связи с выездом за пределы Донецкой Народной Республики граждан, которым предоставлен или ранее был предоставлен допуск и доступ к государственной тайне Донецкой Народной Республики

В соответствии с Законами Донецкой Народной Республики «О государственной тайне», «О Министерстве государственной безопасности», «О безопасности», в целях установления порядка обеспечения режима секретности во время международного сотрудничества, а также в связи с выездом за пределы Донецкой Народной Республики граждан, которым предоставлен или ранее был предоставлен допуск и доступ к государственной тайне Донецкой Народной Республики, Совет Министров Донецкой Народной Республики

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке обеспечения режима секретности во время международного сотрудничества, а также в связи с выездом за пределы Донецкой Народной Республики граждан, которым предоставлен или ранее был предоставлен допуск и доступ к государственной тайне Донецкой Народной Республики.

2. Руководителям органов государственной власти, местного самоуправления, воинских формирований, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, банков Донецкой Народной Республики привести свои нормативные правовые акты в соответствие с требованиями Закона Донецкой Народной Республики «О государственной тайне» и настоящего Постановления.

3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Министерство государственной безопасности Донецкой Народной Республики.

4. Настоящее Постановление вступает в силу с момента принятия.

Председатель Совета Министров
А.В. Захарченко

ИНСТРУКЦИЯ

о порядке обеспечения режима секретности во время международного сотрудничества, а также в связи с выездом за пределы Донецкой Народной Республики граждан, которым предоставлен или ранее был предоставлен допуск и доступ к государственной тайне Донецкой Народной Республики

I. Общие положения

1. Настоящая Инструкция, разработанная в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики о государственной тайне, определяет порядок обеспечения режима секретности во время международного сотрудничества, а так же в связи с выездом за пределы Донецкой Народной Республики граждан, которым предоставлен или ранее был предоставлен допуск и доступ к государственной тайне Донецкой Народной Республики

2. Положения настоящей Инструкции обязательны для выполнения органами государственной власти, местного самоуправления, воинскими формированиями, предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от форм собственности, банками Донецкой Народной Республики, которые выполняют работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, либо намерены получить в установленном порядке лицензию на право проведения таких работ, гражданами, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять законодательство Донецкой Народной Республики о государственной тайне.

II. Обеспечение режима секретности во время международного сотрудничества

3. Решение о возможности приема предприятиями, учреждениями, организациями, осуществляющими деятельность, связанную с государственной тайной, иностранных делегаций, групп и отдельных иностранцев (далее – иностранцы) принимается  руководителями этих предприятий, учреждений, организаций, которые несут персональную  ответственность за организацию приема иностранцев и работу с ними, принятие необходимых мер для защиты государственной тайны.

4. Непосредственно организацию и координацию приема иностранцев и работу с ними обеспечивают подразделения внешних отношений предприятий, учреждений, организаций, а на предприятиях, в учреждениях, организациях, где такие подразделения отсутствуют, – специально назначенные приказами руководителей для выполнения этих функций должностные лица (далее – подразделения внешних отношений).

5. В связи с приемом предприятием, учреждением, организацией, иностранцев заранее с учётом точных сведений о визите, который должен пройти в подразделении внешних отношений, совместно с режимно-секретным органом (далее — РСО) и другими структурными подразделениями, которым доверено принимать иностранцев, определяют цель приема, срок пребывания иностранцев на предприятии, учреждении, организации, лиц, ответственных за прием иностранцев и проведение работы с ними, характер и объем информации о деятельности предприятия, учреждения, организации, которая с учётом легенды прикрытия предприятия, учреждения, организации, научно-исследовательских, исследовательско-конструкторских или других работ может быть доведена до иностранцев или передана им, а также круг вопросов, которые будут обговариваться во время приема,  перечень  производственных и служебных помещений, которые планируется посетить.

6. Подразделением внешних отношений совместно с РСО и другими структурными подразделениями предприятия, учреждения, организации разрабатывается программа приема и работы с иностранцами, которая должна включать:

1) сведения об иностранцах, их должностях, а также о предприятии, учреждении, организации, которую они представляют, сроки пребывания на предприятии, в учреждении, организации;

2) цель приема иностранцев, перечень вопросов для обсуждения, а также приложения к программе – информацию о деятельности предприятия, учреждения, организации, которая может быть доведена иностранцам или передана им;

3) список должностных лиц, ответственных за прием иностранцев и проведение работы с ними, а также за выполнение других мероприятий в связи с визитом (с указанием конкретных задач);

4) перечень структурных подразделений предприятия, учреждения, организации, а также помещений, цехов, участков, лабораторий, которые планируется посетить иностранцами;

5) перечень мест и порядок использования иностранцами кино-, фото-, аудио-, видеоаппаратуры, других технических средств;

6) маршруты и порядок перемещения иностранцев на территории предприятия, учреждения, организации;

7) другие необходимые меры.

Документы и другая научно-техническая документация, образцы изделий, с которыми планируется ознакомить иностранцев или которые будут им переданы, до утверждения программы приема и работы с иностранцами, с целью исключения сведений, составляющих государственную тайну, или информации с ограниченным доступом, которая является собственностью государства, оцениваются экспертной комиссией. Решение экспертной комиссии оформляется актом, который утверждается руководителем предприятия, учреждения, организации.

7. Программы приема и работы с иностранцами, в случае необходимости, согласовываются с предприятиями, учреждениями, организациями, которые являются заказчиками секретных работ, и утверждаются руководителями предприятий, учреждений, организаций, осуществляющими прием иностранцев.

8. Руководители предприятия, учреждения, организации,  или по их поручению начальники РСО не позднее чем за 7 дней информируют в письменной форме органы МГБ о составе зарубежной делегации с указанием должностей, фамилий, имен, а также о времени их пребывания и цели посещения предприятия, учреждения, организации. Вместе с письменной информацией передается копия программы приема и работы с иностранцами.

Должностные лица Министерства иностранных дел Донецкой Народной Республики информируют органы МГБ и согласовывают состав зарубежных делегаций до момента принятия решения о приглашении.

В случае отсутствия возражений со стороны МГБ в течение 5 рабочих дней, состав зарубежной делегации считается согласованным.

9. На предприятиях, в учреждениях, организациях, деятельность которых связана с государственной тайной, в случае необходимости во время пребывания иностранцев, разрабатываются планы обеспечения режима секретности, которые должны содержать:

1) организационные и технические мероприятия, связанные с защитой государственной тайны (маскировка изделий с учётом легенды прикрытия предприятия, учреждения, организации, а также научно-исследовательских, опытно-конструкторских или других работ, временная приостановка работ, принятие дополнительных мер для пропускного и внутриобъектового режима), для усиления режима секретности на предприятии, в учреждении, организации в целом, а также отдельно в структурных подразделениях (отделах, цехах), которые будут посещать иностранцы;

2) контрольные меры по подготовке информации (документов, научно-технической документации, образцов изделий), с которой будут ознакомлены иностранцы или которая будет им передана;

3) инструктажи работников, назначенных для приема и проведения работы с иностранцами, по вопросам обеспечения режима секретности;

4) подготовку помещений для приема иностранцев и проведения работы с ними и порядок посещения иностранцами этих помещений;

5) меры для предотвращения утечки информации, содержащей государственную тайну, техническими каналами;

6) проверку маршрутов передвижения иностранцев на территории предприятия, учреждения, организации с целью выявления и исключения обстоятельств, которые могут привести к утечке секретной информации;

7) другие меры зависимо от характера деятельности предприятия, учреждения, организации.

Планы обеспечения режима секретности во время пребывания иностранцев на предприятии, в учреждении, организации обязательно разрабатываются в случае:

1) выполнения работ, связанных с государственным оборонным заказом, наличием электромагнитного или других видов излучения, производства секретных изделий, внешний вид которых составляет государственную тайну;

2) наличие легенды прикрытия предприятия, учреждения, организации или отдельных работ;

3) наличие других факторов, которые могут способствовать утечке информации, содержащей государственную тайну, в связи с посещением иностранцами предприятия, учреждения, организации.

10. В случае необходимости структурные подразделения предприятия, учреждения, организации, которые согласно утвержденной программе принимают иностранцев, могут разрабатывать отдельные планы обеспечения режима секретности, которые утверждаются руководителем предприятия, учреждения, организации. Такие планы должны соответствовать общему плану обеспечения режима секретности предприятия, учреждения, организации, предусмотренные пунктом 9 настоящей Инструкции.

11. Копии планов обеспечения режима секретности после их утверждения передаются органам МГБ ДНР.

12. Контроль над исполнением планов обеспечения режима секретности осуществляется РСО предприятия, учреждения, организации.

О фактах нарушений режима секретности во время пребывания на предприятии, в учреждении, организации иностранцев РСО своевременно докладывает руководителю предприятия, учреждения, организации, а также принимает необходимые меры в пределах компетенции для устранения выявленных нарушений.

13. Предприятиями, учреждениями, организациями, в которых установлен пропускной режим, разрабатываются образцы специальных временных пропусков для иностранцев, в которых в случае необходимости указываются сопровождающие их лица.

14. Предприятиями, учреждениями, организациями, которые систематически посещаются иностранцами или на которых они находятся постоянно, ежегодно может составляться список должностных лиц, которые будут непосредственно принимать участие в приеме иностранцев и работе с ними, а также ответственных за осуществление других мероприятий.

15. С работниками предприятий, учреждений, организаций, которые будут привлекаться к работе с иностранцами и которым предоставлен допуск к государственной тайне, работники РСО проводят инструктажи, целью которых является разъяснение их обязанностей, в соответствии с планом обеспечения режима секретности.

16. Полномочия лиц, назначенных для приема иностранцев и проведения работы с ними, определяются программами приема и работы с иностранцами, а также письменными распоряжениями руководителей предприятий, учреждений, организаций и подразделения внешних отношений. Работники предприятий, учреждений, организаций, которые принимают участие в приеме иностранцев и проведении работы с ними, обязаны действовать только в пределах данных полномочий, обеспечивать защиту государственной тайны.

17. На предприятиях, учреждениях, организациях, которые систематически принимают иностранцев, оборудуются отдельно выделенные для этой цели помещения, которые должны быть должным образом оснащены.

Подготовка других помещений предприятий, учреждений, организаций предполагает приостановку секретных работ во время пребывания в них иностранцев, а также  работ, ознакомление с которыми не предусмотрено программой приема, изъятие из помещений материальных носителей секретной информации, маскировку изделий, внешний вид которых составляет государственную тайну. Такие помещения перед началом посещения иностранцами и после него проверяются работниками РСО и подразделениями технической защиты информации.

Во время приема и работы с иностранцами запрещается оставлять их без сопровождающих лиц.

18. Руководители предприятий, учреждений, организаций, которые принимают иностранцев и проводят работу с ними, обязаны:

1) принимать необходимые меры для защиты государственной тайны;

2) организовывать контроль над деятельностью должностных лиц, ответственных за прием иностранцев и проведение работ с ними, выполнением ими требований законодательства в сфере защиты государственной тайны и программы приема и работы с иностранцами, а также за выполнение планов обеспечения режима секретности;

3) принимать во время приема иностранцев и работ с ними необходимые меры для обеспечения зашиты государственной тайны в  случае выявления нарушений требований режима секретности.

19. Подразделения внешних отношений предприятий, учреждений, организаций ведут журнал учёта деловых встреч с иностранными делегациями, группами, иностранными гражданами (приложение №1).

20. По итогам приема иностранцев подразделение внешних отношений составляет отчет о выполнении программы приема и работы с иностранцами, в котором указываются:

— сведения об иностранцах, содержание проведенных с ними бесед;

— информация, которая использовалась или была передана им, перечень соответствующих материальных носителей информации (документы, научно-техническая документация, образцы изделий);

— информация, которая была получена от иностранцев;

— соответствующие предложения и рекомендации по результатам визита иностранцев.

21. РСО составляет отчет по результатам выполнения плана обеспечения режима секретности, о чем докладывает руководителю предприятия, учреждения или организации, а копию отчета направляет в органы МГБ ДНР.

22. Порядок передачи сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам или международным организациям определяется  законодательством ДНР.

III. Порядок обеспечения режима секретности в связи с выездом за пределы Донецкой Народной Республики граждан, которым предоставлен или ранее был предоставлен допуск и доступ к государственной тайне

23. Граждане, которым предоставлен или ранее был предоставлен допуск и доступ к государственной тайне, могут выезжать за пределы Донецкой Народной Республики в соответствии с действующим законодательством ДНР.

Выезд на территорию, подконтрольную Украине, гражданам, которым предоставлен или ранее был предоставлен допуск и доступ к государственной тайне, осуществляется с письменного разрешения руководителя предприятия, учреждения, организации на основании заключения о фактической осведомленности гражданина о сведениях, составляющих государственную тайну, подготовленного РСО предприятия, учреждения, организации и зарегистрированного в МГБ ДНР.

24. Во время пребывания за пределами Донецкой Народной Республики граждане, которым предоставлен или ранее был предоставлен допуск и доступ к государственной тайне, независимо от обстоятельств и целей отъезда должны выполнять взятые обязательства в связи с защитой государственной тайны.

25. Решение о выезде в служебную командировку за пределы Донецкой Народной Республики руководителя предприятия, учреждения, организации осуществляется с письменного уведомления органа, предоставившего допуск к государственной тайне.

26. Руководитель предприятия, учреждения, организации или по его поручению начальник РСО проводит инструктаж работникам, которым предоставлен или ранее был предоставлен допуск и доступ к государственной тайне, перед их отъездом в служебную командировку. Во время инструктажа определяется цель командировки, объем и содержание информации о деятельности предприятия, учреждения, организации, которая может использоваться во время командировки, а также порядок обращения в дипломатические представительства и представительства других предприятий, учреждений, организаций  Донецкой Народной Республики в зарубежной стране в случае возникновения обстоятельств, создающих опасность для защиты секретной информации.

27. В случае необходимости могут приниматься меры по легендированию места работы и должности лиц, которые выезжают за пределы Донецкой Народной Республики в служебную командировку или по личным делам, а также характера выполняемых ими работ. В таких случаях  легенда прикрытия разрабатывается РСО совместно с экспертной комиссией предприятия, учреждения, организации с учётом легенды прикрытия предприятия, учреждения, организации, научно-исследовательской, исследовательско-конструкторской или другой работы, к которым имеет отношение работник, и утверждается руководителем предприятия, учреждения, организации. В случае повторных  командировок  в зарубежные страны должно учитываться легендирование прежних выездов.

28. С целью исключения секретных сведений, возможно содержащихся в материальных носителях информации, которые предполагается использовать в зарубежной командировке (текстовые или технические документы, видео-, аудио-, аудиовизуальные материалы и т.п.), они предварительно оцениваются экспертной комиссией предприятия, учреждения, организации. В случае необходимости определяется порядок использования таких материалов в зарубежных странах.

По результатам оценки составляется акт, который утверждается руководителем предприятия, учреждения, организации.

Министерством иностранных дел Донецкой Народной Республики после согласования с Министерством государственной безопасности Донецкой Народной Республики утверждается отдельный порядок вывоза и использования материальных носителей информации в зарубежных командировках.

29. Порядок получения разрешения на перевозку через государственную границу текстовых, видео-, аудио-, аудиовизуальных материалов, а также формы соответствующих документов определяются действующим  законодательством Донецкой Народной Республики.

30. Перед отъездом за пределы Донецкой Народной Республики в личных целях граждане, которым предоставлен допуск к государственной тайне, обязаны письменно уведомить об этом должностных лиц, которые предоставили им такой допуск, а также РСО по месту хранения их карточек формы 1, установленной Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Донецкой Народной Республики к государственной тайне, утвержденной Постановлением Президиума Совета Министров Донецкой Народной Республики от 18.03.2015 г. № 4-2. В таком случае инструктажи по вопросам защиты государственной тайны гражданам проводят начальники РСО предприятия, учреждения, организации.

31. Сведения о выезде за пределы Донецкой Народной Республики граждан, которым предоставлен допуск к государственной тайне, в личных целях, а также в служебные командировки регистрируются РСО в журнале учёта выездов за пределы Донецкой Народной Республики работников, которым предоставлен допуск к государственной тайне, который ведется согласно приложению №2 настоящей Инструкции.

В последнюю неделю квартала отчеты со сведениями о выезде граждан за пределы Донецкой Народной Республики направляются в МГБ ДНР.

32. С работниками предприятий, учреждений, организаций после их возвращения из зарубежных служебных командировок или частных поездок в зарубежные страны начальники РСО проводят беседы с целью выяснения наличия или отсутствия обстоятельств, которые могли создать условия для утечки секретной информации во время пребывания за пределами Донецкой Народной Республики, фактов необоснованной заинтересованности секретной информацией со стороны иностранцев.

33. По результатам проведенной беседы в случае наличия информации, которая может иметь значение для защиты государственной тайны, составляется справка, которая регистрируется и хранится в РСО предприятия, учреждения, организации.

Копии указанных справок направляются в органы МГБ ДНР.

34. В конце года сведения о выезде за пределы Донецкой Народной Республики работников предприятия, учреждения, организации обобщаются и учитываются РСО в форме итоговой записи в журнале для использования в планировании мероприятий для усовершенствования системы защиты государственной тайны на предприятии, в учреждении, организации.

35. Гражданин, которому был предоставлен допуск и доступ к государственной тайне в порядке, установленном законодательством ДНР, и который фактически был ознакомлен с ней, может быть ограничен в праве выезда на постоянное место жительства в зарубежные страны до рассекречивания соответствующей информации, но не более чем на пять лет со времени приостановления деятельности, связанной с государственной тайной.

Не ограничивается выезд указанных граждан в страны, с которыми Донецкая Народная Республика заключила международные договоры, которые предусматривают такой выезд.

36. Порядок принятия решения об ограничении граждан в праве выезда на постоянное место жительства в зарубежную страну определяется законодательством Донецкой Народной Республики.

37. В случае ходатайства гражданина о своем выезде на постоянное место жительства в зарубежную страну (или по решению остаться за пределами Донецкой Народной Республики для постоянного проживания) на основании письменных запросов органов МГБ на предприятия, в учреждения, организации, где такой гражданин проводил деятельность, связанную с государственной тайной, за последние пять лет с момента ходатайства определяется его реальная (фактическая) осведомлённость о сведениях, составляющих государственную тайну.

38. После получения предприятием, учреждением, организацией запроса органа МГБ ДНР заключение о реальной (фактической) осведомлённости гражданина о сведениях, составляющих государственную тайну, готовится в месячный срок.

39. Осведомлённость гражданина о сведениях, составляющих государственную тайну, определяется экспертной комиссией предприятия, учреждения, организации совместно с РСО, а в случае отсутствия экспертной комиссии – комиссией, созданной с этой целью приказом руководителя предприятия, учреждения, организации, в составе работников РСО и соответствующих структурных подразделений.

40. Осведомлённость гражданина о государственной тайне определяется путем анализа данных, которые содержатся в журналах учёта подготовленных документов, карточках учёта напечатанных документов,  журналах учёта входящих документов, карточках учёта входящих документов, карточках-разрешениях на доступ к секретным и совершенно секретным документам, карточках учёта выдачи документа (дела), внутренних описях носителей сведений, составляющих государственную тайну, находящихся у исполнителя по формам, установленным Инструкцией о порядке организации обеспечения физической охраны государственной тайны и ведения секретного делопроизводства в органах государственной власти, местного самоуправления, воинских формированиях, на предприятиях, в учреждениях, организациях Донецкой Народной Республики, утвержденной Постановлением Президиума Совета Министров Донецкой Народной Республики от 18.03.2015 г. №4-7, отдельных документах (учитываются резолюции на ознакомление, отметки об ознакомлении), других документах РСО. В таких случаях учитывается также наличие сведений об участии гражданина в мероприятиях, во время которых использовалась секретная информация (собрания, конференции, научные эксперименты, испытания секретных изделий, командировки на предприятия, учреждения, организации, осуществляющие деятельность, связанной с государственной тайной).

41. По результатам работы по определению фактической осведомлённости гражданина о сведениях, составляющих государственную тайну, экспертная комиссия предприятия, учреждения, организации готовит заключение о фактической осведомлённости гражданина о сведениях, составляющих государственную тайну (приложение №3).

В заключении о фактической осведомлённости гражданина о сведениях, составляющих государственную тайну, со ссылкой на статьи Перечня сведений, составляющих государственную тайну, указывается к какой именно секретной информации имел доступ гражданин, ее степень секретности, а также определяется срок ограничения гражданина в праве выезда на постоянное место жительства за  пределы Донецкой Народной Республики, указывается обоснование необходимости в ограничении гражданина в таком праве (или указывается об отсутствии оснований для ограничения гражданина в праве выезда за пределы Донецкой Народной Республики на постоянное место жительства).

Такие заключения подписываются руководителями предприятий, учреждений, организаций, утверждаются межведомственной комиссией по защите государственной тайны и передаются в МГБ ДНР.

Учёт заключений ведется РСО в журнале учёта заключений о фактической осведомлённости гражданина о сведениях, составляющих государственную тайну (приложение №4).

Заключение о фактической осведомлённости гражданина о сведениях, составляющих государственную тайну, в необходимом количестве экземпляров направляются на регистрацию в МГБ ДНР, где остается один его экземпляр. Такие заключения регистрируются в МГБ в журнале согласно приложению №5 настоящей Инструкции.

42. На основании заключений, указанных в пункте 41 настоящей Инструкции, органы МГБ ДНР информируют соответствующие подразделения органов внутренних дел о фактической осведомлённости граждан о сведениях, составляющих государственную тайну, и сроках ограничения их в праве выезда на постоянное место жительства за пределы Донецкой Народной Республики.

43. Заключение о фактической осведомлённости гражданина о сведениях, составляющих государственную тайну, и решение о невозможности выезда в связи с этим за  пределы Донецкой Народной Республики на постоянное место жительства могут быть обжалованы гражданином в порядке, предусмотренном законодательством Донецкой Народной Республики.

44. Работники предприятий, учреждений, организаций за несоблюдение норм настоящей Инструкции несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Донецкой Народной Республики.

Для данного документа приложений нет.

В данный документ изменений не вносилось.