watermark
Перейти к текущей редакции Печать

Вид документа: Постановление

Государственный информационно-правовой фонд: Нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики

Наименование правотворческого органа: Совет Министров Донецкой Народной Республики

Дата документа: 28.08.2014

Номер документа: 31-2

Заголовок документа: Об утверждении «Временного Положения о порядке задержаний и арестов граждан»

Действие документа: Архивная версия

Классификатор: 020.060.030 - Иные меры административного принуждения (задержание, досмотры, принудительное освидетельствование, изъятие вещей и документов и т. д.)

Информация об опубликовании:
    Официальный сайт Совета Министров Донецкой Народной Республики http://smdnr.ru/, 28.08.2014

Дополнительные сведения:

Количество страниц:

watermark
НПА ДНР

Совет Министров
Донецкой Народной Республики

 

Постановление

28.08.2014
№31-2
Об утверждении «Временного Положения о порядке задержаний и арестов граждан»

1. Утвердить «Временное Положение о порядке задержаний и арестов граждан» (прилагается).

2. Ввести в действие «Временное Положение о порядке задержаний и арестов граждан» с момента его утверждения.

Председатель Совета Министров
А.В. Захарченко
Министр Совета Министров
Е.Э. Михайлов

Временное Положение о порядке задержания и арестов граждан

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Задачи Временного Положения

1. Настоящее Временное Положение призвано обеспечивать соблюдение прав граждан и способствовать укреплению законности при осуществлении задержаний и арестов граждан.

2. Временное Положение имеет своими задачами:

а) установление порядка административного задержания лиц, совершивших административное правонарушение, в целях разрешения вопроса о привлечении задержанного к административной ответственности в виде административного ареста;

б) установление порядка задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления, в целях выяснения причастности задержанного к преступлению и разрешения вопроса о применении к задержанному меры пресечения в виде заключения под стражу;

в) установление порядка заключения под стражу лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Временном Положении

Если не оговорено иное, основные понятия, используемые в настоящем Временном Положении, имеют следующие значения:

«Административное задержание» — кратковременное ограничение свободы физического лица, совершившего административное правонарушение (мелкое хулиганство, неповиновение законным требованиям сотрудника правоохранительных органов и т.п.);

«Административный арест» — мера наказания за административные правонарушения, сущность которого заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества под стражей в предназначенных для этой цели учреждениях органов внутренних дел. Данный вид административного взыскания налагается только с согласия прокурора.

«Дознаватель» — должностное лицо органов внутренних дел (полиции) или Министерства государственной безопасности Донецкой Народной Республики, назначенное на указанную должность в порядке, установленном нормативными правовыми актами названных государственных органов;

«Доставление» — временное ограничение свободы лица военнослужащими для передачи его сотрудникам органов военной полиции, органов внутренних дел (полиции) или Министерства государственной безопасности Донецкой Народной Республики;

«Задержание лица, подозреваемого в совершении преступления» — процессуальное действие, выполняемое прокурором, следователем или дознавателем при расследовании уголовного дела в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом. Является мерой процессуального принуждения, сущность которой состоит в кратковременном лишении подозреваемого свободы.

«Заключение под стражу» — мера пресечения в отношении обвиняемого, а также подозреваемого, в связи с совершением преступления, за которое по закону может быть назначено наказание в виде лишения свободы. Избирается дознавателем, следователем или прокурором при производстве расследования по уголовному делу. Постановление дознавателя или следователя об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу требует наличия санкции прокурора. Если мера пресечения в виде заключения под стражу избрана прокурором в пределах своей компетенции, то санкция другого прокурора на её применение не требуется.

«Прокурор» — Генеральный прокурор Донецкой Народной Республики, его заместители, прокуроры городов и районов, приравненные к ним специализированные прокуроры и их заместители, назначенные в соответствии с Законом Донецкой Народной Республики «О прокуратуре Донецкой Народной Республики» от 15.07.2014 № 21/6-ВС;

«Следователь» — следователи органов прокуратуры Донецкой Народной Республики, назначенные в соответствии с Законом Донецкой Народной Республики «О прокуратуре Донецкой Народной Республики» от 15.07.2014 № 21/6-ВС, следователи Министерства внутренних дел Донецкой Народной Республики, Министерства государственной безопасности Донецкой Народной Республики, назначенные на соответствующие должности в соответствии с нормативными правовыми актами названных государственных органов.

РАЗДЕЛ II. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ЗАДЕРЖАНИЕ И АДМИНИСТРАТИВНЫЙ АРЕСТ

Статья 3. Основания административного задержания лица, совершившего административное правонарушение

1. Административное задержание может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

2. Административное задержание вправе осуществлять:

а) должностные лица органов внутренних дел (полиции);

б) должностные лица органов военной полиции — при выявлении дисциплинарных проступков и административных правонарушений, совершённых военнослужащими Вооружённых Сил Донецкой Народной Республики;

в) должностные лица органов государственной безопасности — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьёй 2 Распоряжения Совета Министров Донецкой Народной Республики «О неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности» от 08.08.2014 № 34.

3. Об административном задержании военнослужащего незамедлительно уведомляется военная полиция Вооружённых Сил Донецкой Народной Республики или воинская часть, в которой задержанный проходит военную службу, а об административном задержании сотрудника органов внутренних дел или органов государственной безопасности — орган или учреждение, в котором задержанный проходит службу.

4. В соответствии с частью 2 статьи 56 Закона Донецкой Народной Республики «О прокуратуре Донецкой Народной Республики» от 15.07.2014 № 21/6-ВС не допускается административное задержание прокурорских работников органов прокуратуры Донецкой Народной Республики.

5. Перечень государственных органов Донецкой Народной Республики, сотрудники которых уполномочены производить административное задержание, является исчерпывающим.

Статья 31. Доставление

1. В случае выявления военнослужащими, несущими службу по охране общественного порядка, а также не блок-постах, лица, совершившего административное правонарушение, об этом незамедлительно сообщается в орган внутренних дел или государственной безопасности.

2. Указанное лицо подлежит передаче сотрудникам органов внутренних дел или государственной безопасности. При необходимости военнослужащие могут произвести доставление правонарушителя в орган внутренних дел или государственной безопасности для дальнейшего разбирательства.

3. Орган внутренних дел или государственной безопасности, в который доставлено лицо, совершившее правонарушение, обязан в течение 2 часов с момента доставления сообщить об этом по телефону или с использованием других технических средств передачи информации Генеральному прокурору Донецкой Народной Республики и первому заместителю Председателя Совета Министров Донецкой Народной Республики, курирующему правоохранительные структуры.

Статья 4. Протокол об административном задержании

1. Об административном задержании составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания.

2. Протокол об административном задержании подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе об административном задержании делается соответствующая запись. Копия протокола об административном задержании вручается задержанному лицу по его просьбе.

Статья 5. Сроки административного задержания

1. Срок административного задержания не должен превышать три часа, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

2. Лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 24 часов.

3. Срок административного задержания лица исчисляется с момента его доставления в орган или к должностному лицу, имеющему право составлять протоколы об административных правонарушениях, а лица, находящегося в состоянии опьянения, со времени его вытрезвления.

4. Орган, который произвёл административное задержание на срок свыше 3 часов, обязан в течение 12 часов направить письменное уведомление об этом первому заместителю Председателя Совета Министров Донецкой Народной Республики, курирующему правоохранительные структуры, и Генеральному прокурору Донецкой Народной Республики.

Статья 6. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при правонарушителе 1

1. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при правонарушителе, то есть обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.

2. Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола.

Досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ручной клади, багажа, орудий охоты и рыболовства, добытой продукции и иных предметов), осуществляется уполномоченными на то должностными лицами в присутствии двух понятых.

3. В исключительных случаях при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, могут быть осуществлены без понятых.

4. В случае необходимости применяются фото- и киносъёмка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.

5. О личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании. В протоколе о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о физическом лице, подвергнутом личному досмотру, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, в том числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, об иных идентификационных признаках оружия, о виде и количестве боевых припасов, о виде и реквизитах документов, обнаруженных при досмотре, находящихся при физическом лице.

7. В протоколе о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, делается запись о применении фото- и киносъёмки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, с применением фото- и киносъёмки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.

8. Протокол о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, либо владельцем вещей, подвергнутых досмотру, понятыми. В случае отказа лица, в отношении которого ведётся производство по делу, владельца вещей, подвергнутых досмотру, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, вручается владельцу вещей, подвергнутых досмотру, по его просьбе.

Статья 7. Изъятие вещей и документов

1. Изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных на месте совершения административного правонарушения либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, и досмотре транспортного средства, осуществляется лицами, указанными в пунктах «а», «б», «в» части второй статьи 2 настоящего Кодекса, в присутствии двух понятых.

2. В случае необходимости при изъятии вещей и документов применяются фото- и киносъёмка, видеозапись, иные способы фиксации вещественных доказательств.

3. Об изъятии вещей и документов составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении, в протоколе осмотра места совершения административного правонарушения или в протоколе об административном задержании. Об изъятии водительского удостоверения, удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), удостоверения судоводителя, удостоверения пилота делается запись в протоколе об административном правонарушении.

4. В протоколе об изъятии вещей и документов указываются сведения о виде и реквизитах изъятых документов, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках изъятых вещей, в том числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, об иных идентификационных признаках оружия, о виде и количестве боевых припасов.

5. В протоколе об изъятии вещей и документов делается запись о применении фото- и киносъёмки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации документов. Материалы, полученные при изъятии вещей и документов с применением фото- и киносъёмки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.

6. Протокол об изъятии вещей и документов подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, у которого изъяты вещи и документы, понятыми. В случае отказа лица, у которого изъяты вещи и документы, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола вручается лицу, у которого изъяты вещи и документы, или его законному представителю.

7. В случае необходимости изъятые вещи и документы упаковываются и опечатываются на месте изъятия. Изъятые вещи и документы до рассмотрения дела об административном правонарушении хранятся в местах, определяемых лицом, осуществившим изъятие вещей и документов.

Статья 8. Место и порядок содержания задержанных лиц

1. Задержанные лица содержатся в специально отведённых для этого помещениях органов внутренних дел. Указанные помещения должны отвечать санитарным требованиям и исключать возможность их самовольного оставления.

2. Условия содержания задержанных лиц, нормы питания и порядок оказания медицинской помощи таких лиц определяются Министерством внутренних дел Донецкой Народной Республики.

3. Несовершеннолетние, в отношении которых применено административное задержание, содержатся отдельно от взрослых лиц.

Статья 9. Административный арест

1. Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо организацию повлёкшего нарушение общественного порядка массового одновременного пребывания или передвижения граждан в общественных местах, за нарушение требований режима военного положения, за совершение действий нарушающих, а равно провоцирующих нарушение общественного порядка и спокойствия граждан, в том числе и путём распространения заведомо ложной информации или слухов, а также активное воспрепятствование осуществлению гражданами и должностными лицами их законных нрав и обязанностей, злостное неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника органов внутренних дел, полицейского, народного дружинника или иных лиц, выполняющих служебные обязанности или общественный долг по охране общественною порядка, — до тридцати суток.

2. Административный арест назначается Министрами внутренних дел, государственной безопасности и их заместителями, а также начальниками органов внутренних дел и их заместителями по оперативной работе, допущенными к данной деятельности специальными приказами по МВД и МГБ.

2. Постановление об административном аресте подлежит согласованию с прокурором.

3. Административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп, прокурорским работникам органов прокуратуры Донецкой Народной Республики, военнослужащим, сотрудникам органов государственной безопасности, а также к сотрудникам органов внутренних дел, имеющим специальные звания.

4. Орган, который произвёл административный арест, обязан в течение 12 часов направить письменное уведомление об этом первому заместителю Председателя Совета Министров Донецкой Народной Республики, курирующему правоохранительные структуры.

Статья 10. Исполнение постановления об административном аресте

1. Постановление административном аресте исполняется органами внутренних дел или государственной безопасности немедленно после вынесения такого постановления.

2. Лицо, подвергнутое административному аресту, содержится под стражей в месте, определяемом органами внутренних дел. При исполнении постановления об административном аресте осуществляется личный досмотр лица, подвергнутого административному аресту.

3. Срок административного задержания засчитывается в срок административного ареста.

4. Отбывание административного ареста осуществляется в порядке, предусмотренном Министерством внутренних дел Донецкой Народной Республики.

5. Исполнение постановления об административном аресте может быть приостановлено на срок до семи суток или прекращено прокурором на основании письменного заявления лица, подвергнутого административному аресту, в случае возникновения исключительных личных обстоятельств (тяжёлого заболевания (состояния здоровья), смерти близкого родственника или близкого лица либо чрезвычайной ситуации, причинившей значительный материальный ущерб лицу, подвергнутому административному аресту, или его семье), а также на основании медицинского заключения о наличии у лица, подвергнутого административному аресту, заболевания, травмы или увечья, препятствующих отбыванию административного ареста. Срок приостановления административного ареста не засчитывается в срок отбывания административного ареста.

6. В случае уклонения лица, в отношении которого исполнение постановления об административном аресте было приостановлено, от возвращения в установленный срок в место отбывания административного ареста указанное лицо подлежит задержанию полицией до передачи его в место отбывания административного ареста.

7. По истечении срока административного ареста правонарушитель подлежит немедленному освобождению.

РАЗДЕЛ III. ЗАДЕРЖАНИЕ ЛИЦ, ПОДОЗРЕВАЕМЫХ И ОБВИНЯЕМЫХ В СОВЕРШЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Статья 11. Основания задержания лица по подозрению в совершении преступления

1. Прокурор или следователь органов прокуратуры Донецкой Народной Республики, а также дознаватель или следователь Министерства внутренних дел или Министерства государственной безопасности Донецкой Народной Республики, вправе задержать на 72 часа лицо, подозреваемое в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, при наличии одного из следующих оснований:

а) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

б) когда очевидцы, в том числе и потерпевшие, прямо укажут на данное лицо, как на совершившее преступление;

в) когда на подозреваемом или на его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

При наличии иных данных, дающих основания подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано лишь в том случае, если это лицо покушалось на побег, или когда оно не имеет постоянного места жительства, или когда не установлена личность подозреваемого.

2. Кроме того, в соответствии со статьёй 1 Распоряжения Совета Министров Донецкой Народной Республики «О неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности» от 08.08.2014 № 34 по согласованию с прокурором при наличии достаточных данных о причастности лица к банде или иной организованной преступной группе, подозреваемой в совершении тяжких преступлений, к подозреваемым по указанным преступлениям может быть применено задержание на срок до 30 суток.

Статья 111. Доставление

1. В случае выявления военнослужащими, несущими службу по охране общественного порядка, а также не блок-постах, лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, об этом незамедлительно сообщается по подведомственности в прокуратуру, орган внутренних дел или государственной безопасности.

2. Указанное лицо подлежит передаче сотрудникам органов внутренних дел или государственной безопасности. При необходимости военнослужащие могут произвести доставление подозреваемого (обвиняемого) в орган внутренних дел или государственной безопасности для дальнейшего разбирательства.

3. Орган внутренних дел или государственной безопасности, в который доставлено лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении преступления, обязан в течение 2 часов с момента доставления сообщить об этом по телефону или с использованием других технических средств передачи информации Генеральному прокурору Донецкой Народной Республики и первому заместителю Председателя Совета Министров Донецкой Народной Республики, курирующему правоохранительные структуры.

Статья 12. Протокол задержания

1. О всяком случае задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, прокурор, следователь или дознаватель обязаны составить протокол с указанием оснований, мотивов, дня и часа, года и месяца, места задержания, объяснений задержанного и времени составления протокола. Протокол задержания подписывается лицом, его составившим, и задержанным.

2. Срок задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, исчисляется с момента доставления этого лица в орган дознания или к следователю, а если задержание указанного лица производится на основании постановления о задержании, вынесенного прокурором, следователем или дознавателем, то с момента фактического его задержания.

Статья 13. Сообщение о задержании

1. О всяком случае задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, дознаватель или следователь обязан в течение двенадцати часов сделать письменное сообщение прокурору. В течение сорока восьми часов с момента получения извещения о произведённом задержании прокурор обязан дать санкцию на заключение под стражу либо освободить задержанного.

2. Орган, который произвёл задержание лица, подозреваемого в совершении преступления, обязан в течение 12 часов направить письменное уведомление об Генеральному прокурору Донецкой Народной Республики и первому заместителю Председателя Совета Министров Донецкой Народной Республики, курирующему правоохранительные структуры.

Статья 14. Уведомление семьи о задержании

1. О задержании лица, подозреваемого в совершении преступления, дознаватель или следователь уведомляет его семью, если известно её место жительства. При задержании по подозрению в совершении тяжкого преступления уведомление семьи производится, если это не будет препятствовать установлению истины по уголовному делу.

2. О задержании несовершеннолетнего обязательно уведомляются его родители или лица, их заменяющие.

Статья 15. Основание помещения в места содержания задержанных

Основанием для помещения в места содержания лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, является протокол задержания.

Статья 16. Места содержания задержанных

Лица, задержанные по подозрению в совершении преступления, содержатся в камерах для задержанных изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, системы Министерства внутренних дел Донецкой Народной Республики.

Статья 17. Режим в местах содержания задержанных

1. Лица, задержанные по подозрению в совершении преступления, подвергаются личному обыску, а при необходимости — дактилоскопированию и фотографированию, о чём составляется протокол. Находящиеся у задержанных вещи подлежат досмотру. Задержанным запрещается иметь при себе деньги, ценные вещи, а также предметы и документы, не разрешённые к хранению в местах содержания задержанных. Изъятые у них деньги, ценные вещи, упомянутые предметы и документы сдаются на хранение, о чем составляется протокол.

2. Лица, задержанные по подозрению в совершении преступления, размещаются в камерах для задержанных с соблюдением следующих требований изоляции:

— мужчины содержатся отдельно от женщин;

— несовершеннолетние — отдельно от взрослых; в исключительных случаях с санкции прокурора в камерах, где содержатся несовершеннолетние, допускается содержание взрослых;

— лица, ранее содержавшиеся в местах лишения свободы — отдельно от других лиц.

3. Лица, задержанные по подозрению в совершении одного и того же преступления, по письменному указанию дознавателя, следователя или прокурора содержатся раздельно. По письменному указанию дознавателя, следователя или прокурора задержанные могут содержаться раздельно и по иным основаниям.

Статья 18. Права и обязанности задержанных

1. Лица, задержанные по подозрению в совершении преступления, имеют право:

— знать, в чем они подозреваются;

— требовать проверки прокурором правомерности задержания;

— обжаловать действия дознавателя, следователя или прокурора, давать объяснения и заявлять ходатайства;

— обращаться с жалобами и заявлениями в государственные органы и к должностным лицам в порядке, установленном статьёй 21 настоящего Положения;

— пользоваться своей одеждой и обувью, а также другими необходимыми предметами и вещами, перечень которых определяется Правилами внутреннего распорядка в местах содержания задержанных.

2. О заявленном требовании проверки прокурором правомерности задержания администрация места содержания задержанных обязана немедленно сообщить прокурору.

3. Лица, задержанные по подозрению в совершении преступления, обязаны соблюдать требования настоящего Положения и Правил внутреннего распорядка в местах содержания задержанных.

4. Задержанным разъясняются их права и обязанности.

Статья 19. Материально-бытовое обеспечение и медицинское обслуживание задержанных

1. Лица, задержанные по подозрению в совершении преступления, содержатся в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим правилам, определяемым Министерством внутренних дел Донецкой Народной Республики и Министерством здравоохранения Донецкой Народной Республики.

2. Задержанным предоставляются бесплатно по установленным нормам питание, спальное место и другие виды материально-бытового обеспечения, а в необходимых случаях — одежда и обувь по сезону.

3. Медицинское обслуживание задержанных, лечебно­-профилактическая и противоэпидемическая работа в местах содержания задержанных организуются и проводятся в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики о здравоохранении.

4. Порядок оказания лицам, задержанным по подозрению в совершении преступления, медицинской помощи, использования для этой цели лечебных учреждений органов здравоохранения и привлечения их медицинского персонала определяется Министерством внутренних дел Донецкой Народной Республики и Министерством здравоохранения Донецкой Народной Республики.

Статья 20. Предоставление свиданий задержанным

Свидания с родственниками и иными лицами предоставляются задержанным по подозрению в совершении преступления администрацией места содержания задержанных только с письменного разрешения прокурора, следователя или дознавателя, в производстве которого находится уголовное дело. Продолжительность свидания устанавливается до одного часа.

Статья 21. Порядок направления жалоб и заявлений задержанных

1. Жалобы и заявления лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, адресованные прокурору, следователю или дознавателю, передаются им немедленно.

2. Жалобы и заявления, адресованные иным лицам и органам, передаются также немедленно следователю или дознавателю. Жалобы и заявления, содержащие сведения, сообщение которых может помешать установлению истины по уголовному делу, по принадлежности не направляются, о чем извещается лицо, подавшее жалобу или заявление, а также уведомляется прокурор.

Статья 22. Материальная ответственность задержанных

Лица, задержанные по подозрению в совершении преступления, несут материальную ответственность за ущерб, причинённый ими государству во время пребывания в местах содержания задержанных, в порядке и размерах, установленных законодательством Донецкой Народной Республики.

Статья 23. Обеспечение порядка в местах содержания задержанных. Меры безопасности

1. Обеспечение порядка в местах содержания задержанных возлагается на администрацию мест содержания задержанных, которая осуществляет свою деятельность в соответствии с настоящим Временным Положением и другими актами законодательства Донецкой Народной Республики.

2. К лицам, задержанным по подозрению в совершении преступления, если они проявляют буйство, оказывают физическое сопротивление работникам мест содержания задержанных или совершают другие насильственные действия, в целях предотвращения причинения ими вреда окружающим или самим себе допускается применение наручников, о чем составляется протокол. При необходимости такие лица могут быть помещены отдельно от других задержанных в порядке, определяемом Правилами внутреннего распорядка в местах содержания задержанных. В качестве крайней меры в случае совершения лицом, задержанным по подозрению в совершении преступления, нападения или иного умышленного действия, непосредственно угрожающего жизни работников мест содержания задержанных либо других лиц, если иными мерами невозможно пресечь эти действия, и в других исключительных случаях в соответствии с действующим законодательством допускается применение оружия. О каждом случае применения оружия администрация мест содержания задержанных обязана составить протокол и немедленно сообщить прокурору.

Статья 24. Основания и порядок освобождения задержанных

1. Лица, задержанные по подозрению в совершении преступления, освобождаются, если:

а) не подтвердилось подозрение в совершении преступления;

б) отсутствует необходимость применения к задержанному меры пресечения в виде заключения под стражу;

в) истёк установленный законом срок задержания.

2. Освобождение задержанного производится начальником места содержания задержанных по постановлению дознавателя, следователя или прокурора. Постановление об освобождении исполняется немедленно по его поступлении в место содержания задержанных.

3. Установив отсутствие оснований для дальнейшего задержания, дознаватель или следователь обязаны немедленно освободить задержанного. Установив незаконность задержания, прокурор обязан немедленно освободить задержанного.

4. Если в установленный законом срок задержания постановление прокурора, следователя или лица, производящего дознание, об освобождении задержанного лица либо применении к нему меры пресечения в виде заключения под стражу в место содержания задержанных не поступило, начальник места содержания задержанных освобождает это лицо и направляет уведомление о его освобождении прокурору, следователю или лицу, производящему дознание, о чём составляет протокол.

5. В случае необходимости администрация места содержания задержанных обеспечивает освобождённых лиц бесплатным проездом к месту жительства; по их просьбе выдаёт справки о времени пребывания в месте содержания задержанных.

РАЗДЕЛ IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПОД СТРАЖУ

Статья 25. Основания заключения под стражу

Основанием для заключения под стражу является постановление следователя или дознавателя, санкционированное прокурором либо постановление прокурора об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу, вынесенные в соответствии с уголовным и уголовно-процессуальным законодательством.

Статья 26. Места предварительного заключения

1. Местами предварительного заключения для содержания лиц, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, являются следственные изоляторы системы МВД Донецкой Народной Республики. В отдельных случаях эти лица могут содержаться в изоляторе временного содержания системы МВД Донецкой Народной Республики.

2. Основанием для помещения лиц, в отношении которых избрано в качестве меры пресечения заключение под стражу, в места содержания задержанных является постановление следователя или лица, производящего дознание, санкционированное прокурором, постановление прокурора либо приговор, определение или постановление суда об избрании в качестве меры пресечения заключение под стражу.

Статья 27. Обеспечение порядка содержания под стражей в местах предварительного заключения

1. Обеспечение порядка содержания под стражей лиц в местах предварительного заключения возлагается на администрацию мест предварительного заключения.

2. Администрация мест предварительного заключения осуществляет свою деятельность в соответствии с настоящим Положением и другим законодательством Донецкой Народной Республики.

Статья 28. Основные требования режима в местах предварительного заключения

1. Основными требованиями режима в местах предварительного заключения являются: изоляция лиц, заключённых под стражу, постоянный надзор за ними и раздельное содержание их в порядке, предусмотренном статьёй 29 настоящего Положения.

2. Лица, заключённые под стражу в качестве меры пресечения, подвергаются обыску, дактилоскопированию и фотографируются; находящиеся при них вещи, а также поступающие на их имя передачи и посылки подлежат досмотру, а переписка — цензуре. Им запрещается иметь при себе деньги и ценные вещи, а также предметы, не разрешённые к хранению в местах предварительного заключения. Изъятые у них во время пребывания в местах предварительного заключения деньги зачисляются на лицевые счета, а ценные вещи и предметы сдаются на хранение.

3. Заключённые под стражу могут привлекаться к труду только в пределах территории места предварительного заключения с их согласия и по разрешению лица или органа, в производстве которого находится дело. Определение условий оплаты их труда производится в порядке, устанавливаемом Советом Министров Донецкой Народной Республики.

Статья 29. Раздельное содержание в местах предварительного заключения

1. Лица, заключённые под стражу, содержатся в общих камерах. В исключительных случаях по мотивированному постановлению лица или органа, в производстве которого находится дело, либо начальника места предварительного заключения, санкционированному прокурором, они могут содержаться в одиночных камерах.

2. Заключённые под стражу размещаются в камерах с соблюдением следующих требований изоляции:

— мужчины — отдельно от женщин;

— несовершеннолетние — отдельно от взрослых. В исключительных случаях с санкции прокурора в камерах, где содержатся несовершеннолетние, допускается содержание взрослых;

— лица, ранее отбывавшие наказание в местах лишения свободы, — отдельно от лиц, не содержавшихся в местах лишения свободы;

— лица, обвиняемые или подозреваемые в совершении тяжких преступлений, — отдельно от других, содержащихся под стражей;

— лица, обвиняемые или подозреваемые в совершении преступлений против государственной власти, — как правило, отдельно от других содержащихся под стражей;

— особо опасные рецидивисты — отдельно от других содержащихся под стражей;

— осуждённые — отдельно от других содержащихся под стражей и в соответствии с видом режима исправительного учреждения, определённым по приговору суда;

— иностранцы и лица без гражданства — как правило, отдельно от других содержащихся под стражей;

— военнослужащие и сотрудники правоохранительных органов — как правило, отдельно от других содержащихся под стражей.

3. Осуждённые к смертной казни содержатся изолированно от всех других лиц, содержащихся под стражей.

4. Подозреваемые или обвиняемые по одному и тому же делу при наличии указания лица или органа, в производстве которого находится это дело, содержатся раздельно.

5. Порядок размещения в лечебных учреждениях мест заключения лиц, содержащихся под стражей, устанавливается Министерством внутренних дел Донецкой Народной Республики.

Статья 30. Права и обязанности лиц, заключённых под стражу

1. Лица, заключённые под стражу, имеют право:

— пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью один час;

— получать передачу или посылку весом до сорока килограммов;

— получать денежные переводы;

— покупать по безналичному расчёту продукты питания и предметы первой необходимости;

— пользоваться своей одеждой и обувью;

— иметь при себе документы и записи, относящиеся к уголовному делу;

— пользоваться настольными играми и книгами из библиотеки места предварительного заключения;

— обращаться с жалобами и заявлениями.

2. Заключённые под стражу женщины вправе иметь при себе детей в возрасте до двух лет. Беременным женщинам и женщинам, имеющим при себе детей, а также несовершеннолетним продолжительность ежедневной прогулки устанавливается до двух часов.

3. Лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы, в случае избрания в отношении их в качестве меры пресечения заключения под стражу в связи с производством по другому делу, содержатся в соответствии с правилами, установленными настоящим Временным Положением.

4. Лица, заключённые под стражу, обязаны:

— соблюдать порядок, установленный в местах предварительного заключения;

— выполнять требования администрации;

— по назначению администрации поочерёдно нести дежурство в камерах;

— бережно относиться к инвентарю, оборудованию и другому имуществу мест предварительного заключения.

Статья 31. Материально-бытовое обеспечение и медицинское обслуживание лиц, заключённых под стражу

1. Лицам, заключённым под стражу, обеспечиваются необходимые жилищно-бытовые условия, соответствующие правилам санитарии и гигиены.

2. Лицам, заключённым под стражу, предоставляются бесплатно по установленным нормам питание, индивидуальное спальное место, постельные принадлежности и другие виды материально-бытового обеспечения. В необходимых случаях им выдаются одежда и обувь установленного образца.

3. Медицинское обслуживание, а также лечебно-профилактическая и противоэпидемическая работа в местах предварительного заключения организуются и проводятся в соответствии с законодательством о здравоохранении.

4. Порядок оказания лицам, содержащимся под стражей, медицинской помощи, использования лечебных учреждений органов здравоохранения и привлечения для этой цели их медицинского персонала определяется Министерством внутренних дел Донецкой Народной Республики и Министерством здравоохранения Донецкой Народной Республики.

Статья 32. Порядок предоставления свиданий лицам, заключённым под стражу

1. Свидания с родственниками или иными лицами могут предоставляться заключённым под стражу администрацией места предварительного заключения только с разрешения лица или органа, в производстве которого находится дело. Продолжительность свидания устанавливается от одного до двух часов.

2. С момента допуска защитника к участию в деле, подтверждённого письменным сообщением лица или органа, в производстве которого находится дело, заключённые под стражу имеют право на свидания с защитником наедине без ограничения числа свиданий и их продолжительности.

Статья 33. Переписка лиц, заключённых под стражу, и порядок направления жалоб, заявлений и писем

1. Лица, заключённые под стражу, могут вести переписку с родственниками и иными гражданами.

2. Жалобы, заявления и письма лиц, содержащихся под стражей, просматриваются администрацией места предварительного заключения.

3. Жалобы, заявления и письма, адресованные прокурору, просмотру не подлежат и направляются по адресу в течение суток со времени их подачи.

4. Жалобы на действия или решения дознавателя или следователя направляются администрацией места предварительного заключения прокурору не позднее трёх суток со времени их подачи, а жалобы на действия и решения прокурора — вышестоящему прокурору.

5. Иные жалобы, заявления и письма, связанные с производством по уголовному делу, не позднее трёх суток со времени их подачи направляются администрацией места предварительного заключения лицу или органу, в производстве которого находится дело. Они просматриваются этим лицом или органом и не позднее трёх суток со времени их поступления направляются по принадлежности. Жалобы, заявления и письма, содержащие сведения, сообщение которых может помешать установлению истины по уголовному делу, по принадлежности не направляются, о чем извещается лицо, содержащееся под стражей, а также уведомляется прокурор.

6. Жалобы, заявления и письма по вопросам, не связанным с производством по делу, соответственно рассматриваются администрацией места предварительного заключения либо направляются по принадлежности в порядке, установленном законом.

Статья 34. Меры поощрения, применяемые к лицам, заключенным под стражу

К лицам, содержащимся под стражей, при примерном их поведении, могут применяться администрацией места предварительного заключения следующие меры поощрения:

— объявление благодарности;

— досрочное снятие ранее наложенного взыскания;

— увеличение продолжительности прогулки.

Статья 35. Меры взыскания, применяемые к лицам, заключённым под стражу

1. К лицам, заключённым под стражу, нарушающим требования режима, могут применяться администрацией места предварительного заключения следующие меры взыскания:

— предупреждение или выговор;

— внеочередное дежурство по уборке помещения;

— лишение права в течение одного месяца покупать продукты питания и получать очередную посылку или передачу.

2. Лица, заключённые под стражу, злостно нарушающие требования режима, могут быть по мотивированному постановлению начальника места предварительного заключения водворены в карцер на срок до десяти суток, а несовершеннолетние — на срок до пяти суток. Беременные женщины и женщины, имеющие при себе детей, водворению в карцер не подлежат.

3. Применяемые к заключённым под стражу меры взыскания должны соответствовать тяжести и характеру проступка. Не допускается применение мер, имеющих целью причинение лицам, содержащимся под стражей, физических страданий или унижающих человеческое достоинство.

Статья 36. Материальная ответственность лиц, заключённых под стражу

1. Лица, заключённые под стражу, несут материальную ответственность за причинённый во время пребывания в местах предварительного заключения материальный ущерб.

2. Ущерб взыскивается по постановлению начальника места предварительного заключения из денежных сумм, имеющихся на лицевом счёте лица, содержащегося под стражей. Не возмещённый им во время пребывания в месте предварительного заключения ущерб в случае осуждения данного лица к наказанию в виде лишения свободы может быть взыскан администрацией исправительного учреждения из средств, поступивших на лицевой счёт осуждённого.

3. В случае отмены или изменения меры пресечения материальный ущерб, не возмещённый лицом, освобождённым из-под стражи, может быть взыскан на общих основаниях.

Статья 37. Меры безопасности и основания применения оружия

1. К лицам, заключённым под стражу, если они оказывают физическое сопротивление работникам мест предварительного заключения, проявляют буйство или совершают другие насильственные действия, допускается в целях предотвращения причинения ими вреда окружающим или самим себе применение наручников или иных специальных средств.

2. В случае совершения лицом, заключённым под стражу, нападения или иного умышленного действия, непосредственно угрожающего жизни работников мест предварительного заключения либо других лиц, а также при побеге из-под стражи в качестве исключительной меры допускается применение оружия, если другими мерами невозможно пресечь указанные действия. При побеге из-под стражи женщин и несовершеннолетних применение оружия не допускается.

3. О каждом случае применения оружия администрация мест предварительного заключения обязана немедленно уведомить прокурора.

Статья 38. Основания для освобождения лиц, заключённых под стражу в качестве меры пресечения

1. Основаниями для освобождения заключённых из-под стражи являются:

1) отмена меры пресечения;

2) изменение меры пресечения;

3) истечение предусмотренного законом срока содержания под стражей в качестве меры пресечения, если этот срок не продлён в установленном законом порядке. Начальник места предварительного заключения обязан не позднее семи суток до истечения срока содержания под стражей заключённого письменно уведомить об этом лицо или орган, в производстве которого находится дело, а также прокурора, осуществляющего надзор за соблюдением законности в местах предварительного заключения.

2. Освобождение заключённых из-под стражи производится начальником места предварительного заключения на основе постановления лица, производящего дознание, следователя, прокурора либо приговора или определения суда. В случае, предусмотренном пунктом 3 настоящей статьи, заключённые освобождаются по постановлению прокурора, осуществляющего надзор за соблюдением законности в местах предварительного заключения.

3. Постановление, приговор или определение об освобождении заключённого из-под стражи подлежит исполнению немедленно по поступлении в место предварительного заключения.

4. Лица, освобождаемые из-под стражи, обеспечиваются администрацией места предварительного заключения бесплатным проездом к месту жительства. В необходимых случаях им выдаются денежное пособие и одежда.

РАЗДЕЛ V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 39. Ответственность за нарушение требований Временного Положения

1. Производство задержаний, арестов или заключения под стражу граждан с нарушением требований настоящего Временного Положения запрещается.

2. Лица, виновные в незаконном ограничении или лишении свободы граждан, привлекаются к уголовной ответственности, установленной законодательством Донецкой Народной Республики.

Статья 40. Срок действия Временного Положения

1. Настоящее Временное Положение применяется на всей территории Донецкой Народной Республики до принятия Уголовно­-процессуального кодекса Донецкой Народной Республики, Кодекса Донецкой Народной Республики об административных правонарушениях, Закона о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, законов, определяющих компетенцию государственных органов Донецкой Народной Республики по ведению оперативно-розыскной деятельности.

2. По мере принятия указанных выше нормативных правовых актов соответствующие нормы Временного Положения будут признаваться утратившими силу.

Статья 41. Прокурорский надзор

Надзор за соблюдением требований настоящего Временного Положения осуществляется Генеральным прокурором Донецкой Народной Республики и подчинёнными ему прокурорами в соответствии с Законом Донецкой Народной Республики «О прокуратуре Донецкой Народной Республики» от 15.07.2014 №21/6-ВС.

Для данного документа приложений нет.

Редакция от 25.06.2016

Начальная версия от 28.08.2014