watermark
Печать

Вид документа: Приказ

Государственный информационно-правовой фонд: Государственный реестр нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики , Нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики

Наименование правотворческого органа: Министерство культуры Донецкой Народной Республики

Дата документа: 28.07.2016

Номер документа: 156-ОД

Дата государственной регистрации: 12.08.2016

Регистрационный номер: 1471

Заголовок документа: Об утверждении Типовых учебных планов учреждений дополнительного образования - школ искусств по видам искусств (школы искусств, музыкальные, художественные и хореографические школы)

Действие документа: Недействующий

Классификатор: 130.010.030 - Государственные образовательные стандарты. Образовательные программы. Образовательный процесс

Информация об опубликовании:
    Официальный сайт Министерства культуры Донецкой Народной Республики http://mincult.govdnr.ru/, 18.08.2016

Дополнительные сведения:

Количество страниц:

watermark
НПА ДНР

Министерство культуры
Донецкой Народной Республики

 

Приказ

28.07.2016
№156-ОД
НПА ДНР
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 1471
от   «12» августа 2016  г.
Об утверждении Типовых учебных планов учреждений дополнительного образования - школ искусств по видам искусств (школы искусств, музыкальные, художественные и хореографические школы)

(утратил силу с 13.09.2021 – приказ Министерства культуры ДНР от 20.08.2021 № 319-ОД)

Согласно п.п. 2.2.1, 2.2.2 Положения о Министерстве культуры Донецкой Народной Республики, утвержденного Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 03.06.2015 №10-46 и Положения об учреждении дополнительного образования – школа искусств, музыкальная, художественная и хореографическая школа (школы искусств по видам искусств), утверждённого приказом Министерства культуры Донецкой Народной Республики от 13.04.2016 г. № 76 – ОД, зарегистрированного в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 28.04.2016 г. № 1224,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить Типовые учебные планы учреждений дополнительного образования – школ искусств по видам искусств (школы искусств, музыкальные, художественные, хореографические школы) (далее – Типовые учебные планы) (прилагаются).

2. Начальникам (заведующим) отделов (управлений) культуры администраций городов и районов Донецкой Народной Республики обеспечить введение Типовых учебных планов в учебный процесс школ искусств по видам искусств (школы искусств, музыкальные, художественные и хореографические школы).

3. Заведующему сектором учебных заведений Министерства культуры Донецкой Народной Республики (Стецюк Т.А.) обеспечить представление настоящего приказа в Министерство юстиции Донецкой Народной Республики для проведения государственной регистрации.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

5. Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.

И.о. Министра
М.В. Желтяков
НПА ДНР
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 1471
от   «12» августа 2016  г.

ТИПОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ

учреждений дополнительного образования – школ искусств по видам искусств (школы искусств, музыкальные, художественные и хореографические школы)

I. Общие положения

1.1. Типовые учебные планы учреждений дополнительного образования – школ искусств по видам искусств (школы искусств, музыкальные, художественные и хореографические школы) (далее – Типовые учебные планы) определяют государственный стандарт предпрофессионального образования в сфере культуры и искусств, который реализуется в соответствии с Законом Донецкой Народной Республики «Об образовании» и устанавливает требования к содержанию и объему образовательной подготовки учащихся в соответствии с профессиональным направлением.

1.2. На основе типовых учебных планов руководитель учреждения ежегодно разрабатывает рабочий учебный план с учетом специфики работы и возможностей материальной базы учреждения. Рабочий учебный план является основанием для расчета учебных часов, по которому определяется количество ставок, необходимых для выполнения государственного стандарта в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных учреждению на соответствующий учебный год.

1.3. Руководитель учреждения определяет количество групп для изучения групповых предметов от общего количества учащихся учреждения (отделения), которые изучают групповой предмет. Общее количество групп по предмету не должно превышать их количества, определенного расчетом учебных часов по рабочему учебному плану.

1.4. Руководитель учреждения имеет право освобождать ученика от изучения предмета по выбору. При этом плата за обучение не уменьшается.

1.5. Руководитель учреждения в пределах рабочего учебного плана имеет право:

1) увеличивать или уменьшать количество часов на изучение отдельных предметов с учетом специфики работы учреждения (отделения);

2) осуществлять перераспределение часов между предметами, учитывая региональные особенности и профессиональное направление учеников.

1.6. В рамках расчета учебных часов (в том числе за счет высвобожденных часов предмета по выбору) руководитель учреждения имеет право вводить дополнительные педагогические и концертмейстерские часы на:

1) сводные репетиции ученических коллективов учреждения (отделения);

2) предмет (ы) по выбору;

3) подготовку учащихся к участию в концертных выступлениях, конкурсах, фестивалях.

1.7. Учебно-воспитательный процесс в учреждениях осуществляется по учебным программам, утвержденным согласно действующему законодательству.

1.8. В подготовительный (0-й) класс принимаются ученики в пределах утвержденного планового контингента. Руководитель учреждения самостоятельно решает вопрос о зачислении учащихся в подготовительный (0-й) класс.

1.9. Выпускники 8-го класса с 8-летним сроком обучения и выпускники 6-го класса с 6-летним сроком обучения (кроме художественной школы и художественного отделения) в случае выполнения учебных планов и программ, считаются окончившими обучение и освоившими программу начального образования в сфере культуры и искусств соответствующего направления.

1.10. Для педагога (преподавателя и концертмейстера) норма нагрузки на одну тарифную ставку составляет 18 часов в неделю (согласно действующему законодательству).

II. ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ КЛАССЫ

2.1. Инструментальные классы включают фортепиано, струнно-смычковые, народные, духовые и ударные инструменты с нормативным сроком обучения 6 и 8 лет, согласно приложению 1.

2.2. Перечень предметов по выбору.

1) Индивидуальные уроки:

«Дополнительный музыкальный инструмент», «Чтение с листа», «Постановка голоса», «Импровизация», «Композиторское творчество», «Элементарная теория музыки», «Сольфеджио», «Основы дирижирования», «Аккомпанемент», «Ансамбль».

2) Групповые уроки:

«Музыкальный фольклор», «Ритмика», «Постановка музыкальных спектаклей», «Начальный курс истории искусств», другие виды искусств.

2.3. Разъяснение к планам «Инструментальные классы».

2.3.1. В подготовительном классе («0») вместо предмета «Сольфеджио» допускается изучение предмета «Музыкальная грамота и (или) слушание музыки».

За счет часов предмета «Коллективное музицирование» школа может организовать уроки хоров; оркестров; ансамблей больших составов или одного из этих предметов. Ученические коллективы по возрасту исполнителей или уровню их музыкальной подготовки могут подразделяться на младших и старших, на коллективы учащихся разного возраста, независимо от класса, на коллективы определенных классов.

Количественный состав группы по предмету «Сольфеджио», «Музыкальная литература», групповых предметов по выбору составляет в среднем 8 человек. Количественный состав группы по хору – в среднем 10 человек. Количественный состав группы по оркестру; ансамблю большого состава – в среднем 6 человек.

Для малокомплектных школ (с контингентом до 100 учащихся) количественный состав группы по предметам составляет в среднем 5 человек. Количественный состав группы по хору – в среднем 8 человек. Количественный состав группы по оркестру; ансамблю большого состава – в среднем 5 человек.

Количественный состав ансамбля малой формы – от 2-х учащихся.

Посещение учащимися музыкально-теоретических предметов возможно с группами других отделов с соответствующим сроком обучения.

Каждый учащийся имеет право посещать как одно, так и несколько занятий по предмету «Коллективное музицирование» (хор, оркестр или ансамбль большого состава). Уроки ансамблей малых форм проводятся за счет предмета по выбору.

Количество групп определяется в зависимости от общего количества учащихся учреждения, которые изучают предмет на групповых уроках. Общее количество групп по предмету не должно превышать их количества по расчету часов.

Учащийся имеет право получать один (1 час в неделю) или два (по 0,5 часа в неделю) предмета по выбору. По желанию родителей учащиеся могут быть освобождены администрацией учреждения от изучения предмета по выбору, при этом плата за обучение не уменьшается.

Для учащихся, которые обучаются игре на оркестровых инструментах, рекомендуется предусмотреть уроки по предмету «Дополнительный музыкальный инструмент»; в классе бандуры рекомендуется предусмотреть уроки предмета по выбору «Постановка голоса».

2.3.2. Кроме часов, предусмотренных в учебном плане, в расчете часов следует предусмотреть:

1) педагогические и концертмейстерские часы для сводных занятий с хорами (отдельно хора младших классов и хора старших классов); оркестрами, ансамблями большими по составу – 8 часов в месяц (отдельно по каждому коллективу);

2) концертмейстерские часы для занятий с ансамблями, с группами хора; на предметы по выбору «Ансамбль», «Аккомпанемент», «Основы дирижирования», «Постановка голоса», «Музыкальный фольклор», «Постановка музыкальных спектаклей», «Ритмика» – 100 % часов согласно учебному плану; для занятий по предмету «Музыкальный инструмент» (кроме фортепиано, арфы, бандуры, баяна, аккордеона, гитары) – из расчета 1 час в неделю на ученика;

3) концертмейстерские часы на предмет «Музыкальный инструмент» (в классах фортепиано, арфы, бандуры, баяна, аккордеона, гитары), если в программе ученика есть произведение с аккомпанементом – из расчета 1 час в неделю.

2.3.3. В объеме расчета часов (за счет высвобожденных часов предмета по выбору) руководитель учреждения имеет право ввести часы на:

1) сводные репетиции ученических коллективов учреждения;

2) предметы по выбору для одаренных учащихся;

3) подготовку учащихся к участию в конкурсах, фестивалях, концертных выступлениях перед населением.

2.3.4. Руководитель учреждения в объеме расчета часов имеет право:

1) увеличивать или уменьшать количество часов на изучение отдельных предметов учебного плана с учетом специфики работы;

2) осуществлять перераспределение часов по предметам, определенным учебным планом, учитывая региональные особенности и профессиональную ориентацию учеников.

III. ХОРОВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

3.1. Хоровое отделение предполагает обучение хоровому пению с нормативным сроком обучения 8 лет, согласно приложению 2.

3.2. Перечень предметов по выбору.

1) Индивидуальные уроки:

«Дополнительный музыкальный инструмент», «Чтение нот с листа», «Постановка голоса», «Импровизация», «Композиторское творчество», «Элементарная теория музыки», «Сольфеджио», «Основы дирижирования», «Чтение партитур», «Аккомпанемент», «Ансамбль».

2) Групповые уроки:

«Музыкальный фольклор», «Ритмика», «Постановка музыкальных спектаклей», «Начальный курс истории искусств», «Ансамбль»*, другие виды искусств.

* Ансамбль, численность учеников в котором составляет 6 и более лиц.

3.3. Разъяснение к плану «Хоровое отделение».

3.3.1. В подготовительном классе («0») вместо предмета «Сольфеджио» допускается изучение предмета «Музыкальная грамота и (или) слушание музыки».

Количественный состав группы по предмету «Сольфеджио», «Музыкальная литература», групповых предметов по выбору составляет в среднем 8 человек. Количественный состав группы по предмету «Хоровой класс» – в среднем 10 человек. Количественный состав группы по ансамблю большого состава – в среднем 6 человек.

Для малокомплектных школ (с контингентом до 100 учащихся) количественный состав группы по предметам составляет в среднем 5 человек. Количественный состав группы по предмету «Хоровой класс» – в среднем 8 человек. Количественный состав группы по ансамблю большого состава – в среднем 5 человек.

Количественный состав ансамбля малой формы – от 2-х учащихся.

Посещение учащимися музыкально-теоретических предметов возможно с группами других отделов с соответствующим сроком обучения.

Каждый учащийся имеет право посещать как один, так и несколько ученических коллективов: хоров, ансамблей большого состава. Уроки ансамблей большого состава и малых форм проводятся за счет предмета по выбору.

Количество групп определяется в зависимости от общего количества учащихся учреждения, которые изучают предмет на групповых уроках. Общее количество групп по предмету не должно превышать их количества по расчету часов.

Часы на изучение предмета «Музыкальный инструмент» и предмета по выбору могут перераспределяться руководителем учреждения в пределах их количества, определенного рабочим учебным планом. По желанию родителей учащиеся могут быть освобождены администрацией учреждения от изучения предмета по выбору, при этом плата за обучение не уменьшается.

3.3.2. Кроме часов, предусмотренных в учебном плане, в расчете часов следует предусмотреть:

1) педагогические и концертмейстерские часы для сводных занятий с хорами (отдельно хора младших классов и хора старших классов); ансамблями большими по составу – 8 часов в месяц (отдельно по каждому коллективу);

2) концертмейстерские часы для занятий с ансамблями, с группами хора; на предметы по выбору: «Ансамбль», «Аккомпанемент», «Основы дирижирования», «Постановка голоса», «Музыкальный фольклор», «Постановка музыкальных спектаклей», «Ритмика» – 100 % часов согласно учебному плану;

3) концертмейстерские часы для уроков по предмету «Музыкальный инструмент» при необходимости музыкального сопровождения, на предмет по выбору   «Постановка голоса» – из расчета 0,5 часа в неделю на ученика.

3.3.3. В объеме расчета часов (за счет высвобожденных часов предмета по выбору) руководитель учреждения имеет право ввести часы на:

1) сводные репетиции ученических коллективов учреждения;

предметы по выбору для одаренных учащихся;

подготовку учащихся к участию в конкурсах, фестивалях, концертных выступлениях перед населением.

3.3.4. Руководитель учреждения в объеме  расчета часов имеет право:

1) увеличивать или уменьшать количество часов на изучение отдельных предметов учебного плана с учетом специфики работы;

2) осуществлять перераспределение часов по предметам, определенным учебным планом, учитывая региональные особенности и профессиональную ориентацию учеников.

IV. КЛАСС СОЛЬНОГО ПЕНИЯ

4.1. Класс сольного пения предполагает обучение академическому и эстрадному вокалу с нормативным сроком обучения 6 и 8 лет, согласно приложению 3.

4.2. Перечень предметов по выбору.

1) Индивидуальные уроки:

«Ансамбль», «Композиторское творчество», «Элементарная теория музыки», «Сольфеджио», «Основы дирижирования», «Аккомпанемент», «Музыкальный инструмент».

2) Групповые уроки:

«Элементарная теория музыки», «Основы гармонии», «История джазового искусства», «История вокального искусства», «Подготовка музыкальных спектаклей», «Ритмика / сценическое движение» другие виды искусств.

4.3. Разъяснение к планам «Класс сольного пения».

4.3.1. В подготовительном классе («0») вместо предмета «Сольфеджио» допускается изучение предмета «Музыкальная грамота и (или) слушание музыки».

За счет часов предмета «Коллективное музицирование» школа может   организовать уроки хоров; ансамблей больших составов или одного из этих  предметов. Ученические коллективы по возрасту исполнителей или уровню их музыкальной подготовки могут подразделяться на младших и старших, на коллективы учащихся разного возраста, независимо от класса – на коллективы определенных классов.

Количественный состав группы по предмету «Сольфеджио», «Музыкальная литература», групповых предметов по выбору составляет в среднем 8 человек. Количественный состав группы по хору – в среднем 10 человек. Количественный состав группы по ансамблю большого состава – в среднем 6 человек.

Для малокомплектных школ (с контингентом до 100 учащихся) количественный состав группы по предметам составляет в среднем 5 человек. Количественный состав группы по хору – в среднем 8 человек. Количественный состав группы по ансамблю большого состава – в среднем 5 человек.

Количественный состав ансамбля малой формы – от 2-х учащихся.

Посещение учащимися музыкально-теоретических предметов возможно с группами других отделов с соответствующим сроком обучения.

Каждый учащийся имеет право посещать как одно, так и несколько занятий по предмету «Коллективное музицирование» (хор, ансамбль большого состава). Уроки ансамблей малых форм проводятся за счет предмета по выбору.

Количество групп определяется в зависимости от общего количества учащихся учреждения, которые изучают предмет на групповых уроках. Общее количество групп по предмету не должно превышать их количества по расчету часов.

Учащийся имеет право получать один (1 час в неделю) или два (по 0,5 часа в неделю) предмета по выбору. По желанию родителей учащиеся могут быть освобождены администрацией учреждения от изучения предмета по выбору, при этом плата за обучение не уменьшается.

4.3.2. Кроме часов, предусмотренных в учебном плане, в расчете часов следует предусмотреть:

1) педагогические и концертмейстерские часы для сводных занятий с хорами (отдельно хора младших классов и хора старших классов); ансамблями большими по составу – 8 часов в месяц (отдельно по каждому коллективу);

2) концертмейстерские часы для занятий с ансамблями, с группами хора; на предметы по выбору «Ансамбль», «Аккомпанемент», «Основы дирижирования», «Постановка музыкальных спектаклей», «Ритмика» – 100 % часов согласно учебному плану.

4.3.3. В объеме расчета часов (за счет высвобожденных часов предмета по выбору) руководитель учреждения имеет право ввести часы на:

1) сводные репетиции ученических коллективов учреждения;

2) предметы по выбору для одаренных учащихся;

3) подготовку учащихся к участию в конкурсах, фестивалях, концертных выступлениях перед населением.

4.3.4. Руководитель учреждения в объеме  расчета часов имеет право:

1) увеличивать или уменьшать количество часов на изучение отдельных предметов учебного плана с учетом специфики работы;

2) осуществлять перераспределение часов по предметам, определенным учебным планом, учитывая региональные особенности и профессиональную ориентацию учеников.

V. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ЭСТРАДЫ, ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ КЛАССЫ

5.1. Музыкальное искусство эстрады, инструментальные классы включают: клавишные /фортепиано, аккордеон/, электронные /синтезатор/, струнные /смычковые, щипковые/, духовые и ударные инструменты с нормативным сроком обучения – 6, 8 лет, согласно приложению 4.

5.2. Перечень предметов по выбору.

1) Индивидуальные уроки:

«Дополнительный музыкальный инструмент», «Чтение нот с листа», «Постановка голоса», «Импровизация», «Композиторское творчество», «Элементарная теория музыки», «Сольфеджио», «Основы дирижирования», «Аккомпанемент», «Основы аранжировки», «Ансамбль».

2) Групповые уроки:

«Начальный курс истории джазовой музыки», «Элементарная теория музыки», «Основы гармонии», «Музыкальный фольклор», «Сценическое движение» другие виды искусств.

5.3. Разъяснение к планам «Музыкальное искусство эстрады, инструментальные классы».

5.3.1. В подготовительном классе («0») вместо предмета «Сольфеджио» допускается изучение предмета «Музыкальная грамота и (или) слушание музыки».

За счет часов предмета «Коллективное музицирование» школа может организовать уроки оркестров; ансамблей больших составов или одного из этих предметов. Ученические коллективы по возрасту исполнителей или уровню их музыкальной подготовки могут подразделяться на младших и старших, на коллективы учащихся разного возраста, независимо от класса – на коллективы определенных классов.

Количественный состав группы по предмету «Сольфеджио», «Музыкальная литература», групповых предметов по выбору составляет в среднем 8 человек. Количественный состав группы по оркестру; ансамблю большого состава – в среднем 6 человек.

Для малокомплектных школ (с контингентом до 100 учащихся) количественный состав группы по предметам составляет в среднем 5 человек. Количественный состав группы по оркестру, ансамблю большого состава – в среднем 5 человек.

Количественный состав ансамбля малой формы – от 2-х учащихся.

Посещение учащимися музыкально-теоретических предметов возможно с группами других отделов с соответствующим сроком обучения.

Каждый учащийся имеет право посещать как одно, так и несколько занятий по предмету «Коллективное музицирование» (оркестр, ансамбль большого состава). Уроки ансамблей малых форм проводятся за счет предмета по выбору.

Количество групп определяется в зависимости от общего количества учащихся учреждения, которые изучают предмет на групповых уроках. Общее количество групп по предмету не должно превышать их количества по расчету часов.

Учащийся имеет право получать один (1 час в неделю) или два (по 0,5 часа в неделю) предмета по выбору. По желанию родителей учащиеся могут быть освобождены администрацией учреждения от изучения предмета по выбору, при этом плата за обучение не уменьшается.

Для учащихся, которые обучаются игре на оркестровых инструментах, рекомендуется предусмотреть уроки по предмету «Дополнительный музыкальный инструмент».

5.3.2. Кроме часов, предусмотренных в учебном плане, в расчете часов следует предусмотреть:

1) педагогические и концертмейстерские (по потребностям музыкального сопровождения) часы для сводных занятий с оркестрами, ансамблями большими по составу –8 часов в месяц (отдельно по каждому коллективу);

2) концертмейстерские часы для занятий с ансамблями; на предметы по выбору «Ансамбль», «Аккомпанемент», «Основы дирижирования», «Постановка голоса», «Музыкальный фольклор», «Постановка музыкальных спектаклей», «Сценическое движение» – 100 % часов согласно учебному плану; для занятий по предмету «Музыкальный инструмент» (кроме фортепиано, арфы, баяна, аккордеона, гитары) – из расчета 1 час в неделю на ученика;

3) концертмейстерские часы на предмет «Музыкальный инструмент» (в классах фортепиано, арфы, бандуры, баяна, аккордеона, гитары), если в программе ученика есть произведение с аккомпанементом – из расчета 1 час в неделю;

4) концертмейстерские (по потребностям музыкального сопровождения) часы на предметы по выбору «Дополнительный музыкальный инструмент», «Постановка голоса» – из расчета  1 час в неделю.

5.3.3. В объеме расчета часов (за счет высвобожденных часов предмета по выбору) руководитель учреждения имеет право ввести часы на:

1) сводные репетиции ученических коллективов учреждения;

2) предметы по выбору для одаренных учащихся;

3) подготовку учащихся к участию в конкурсах, фестивалях, концертных выступлениях перед населением.

5.3.4. Руководитель учреждения в объеме  расчета часов имеет право:

1) увеличивать или уменьшать количество часов на изучение отдельных предметов учебного плана с учетом специфики работы;

2) осуществлять перераспределение часов по предметам, определенным учебным планом, учитывая региональные особенности и профессиональную ориентацию учеников.

VI. ТЕАТРАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

6.1. Театральное отделение предполагает обучение театральному мастерству с нормативным сроком обучения 6 и 8 лет, согласно приложению 5.

6.2. Перечень предметов по выбору.

1) Индивидуальные уроки:

«Сольное пение», «Музыкальный инструмент», «Грим».

2) Групповые уроки:

«Пантомима», «Постановка спектаклей», «Музыкальная грамота и слушание музыки», «Сценическое фехтование», другие виды искусств.

6.3. Разъяснение к планам «Театральное отделение».

6.3.1. Количественный состав группы из всех групповых предметов составляет в среднем 8 человек.

Для малокомплектных школ (с контингентом до 100 учащихся) количественный состав группы по предметам составляет в среднем 5 человек.

6.3.2. Кроме часов, предусмотренных в учебном плане, в расчете часов следует     предусмотреть:

1) концертмейстерские часы на предметы «Основы сценического движения» и «Сценическая практика» (в 1-4-х классах с 8-летним сроком обучения, в 1-2-х классах с 6-летним сроком обучения), «Ритмика и танец» на предметы по выбору «Пантомима» – 100% часов согласно учебному плану (отдельно по каждой группе);

2) концертмейстерские часы на предметы «Основы актерского мастерства» (в 0-5-х классах с 8-летним сроком обучения, в 0-3-х классах с 6-летним сроком обучения), «Основы сценического движения» (в 5-8-х классах с 8-летним сроком обучения, в 3-6-х классах с 6-летним сроком обучения), «Сценическая практика» (в 5-8-х классах с 8-летним сроком обучения, в 3-6-х классах с 6-летним сроком обучения) при необходимости музыкального сопровождения – 50% часов согласно учебному плану (отдельно по каждой группе);

3) педагогические и концертмейстерские (при необходимости музыкального сопровождения) часы на предметы по выбору «Постановка спектаклей» – 100% часов согласно учебному плану;

4) часы для подготовки эскизов, пошив костюмов, изготовление декораций, атрибутов к спектаклям и театральных действий и тому подобное – 50% часов, предусмотренных на предмет «Основы актерского мастерства» и на предмет по выбору «Постановка спектаклей»;

5) концертмейстерские часа для уроков на предмет по выбору «Сольное пение» – из расчета 0,5 часа в неделю на ученика.

6.3.3. Уроки по предмету «Сценическая практика» могут быть индивидуальными или групповыми. Количество учащихся на уроках определяется руководителем учреждения и зависит от творческих задач театрального номера.

В объеме расчета часов (за счет высвобожденных часов предмета по выбору) руководитель учреждения имеет право вводить дополнительные педагогические и концертмейстерские (при необходимости музыкального сопровождения) часы для предмета «Сценическая практика».

6.3.4. В объеме расчета часов (за счет высвобожденных часов предмета по выбору) руководитель учреждения имеет право ввести часы на:

1) сводные репетиции ученических коллективов учреждения;

2) предметы по выбору для одаренных учащихся;

3) подготовку учащихся к участию в конкурсах, фестивалях, концертных выступлениях перед населением.

6.3.5. Руководитель учреждения в объеме расчета часов имеет право:

1) увеличивать или уменьшать количество часов на изучение отдельных предметов учебного плана с учетом специфики работы;

2) осуществлять перераспределение часов по предметам, определенным учебным планом, учитывая региональные особенности и профессиональную ориентацию учеников;

3) привлекать к урокам по отдельным предметам специалистов для решения конкретных творческих задач.

VII. ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

(Хореографическая школа), приложение 6

7.1. КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ *

7.1.1. Классический танец предполагает нормативный срок обучения 6 лет.

7.1.2. Перечень предметов по выбору.

1) Индивидуальные уроки:

«Музыкальный инструмент», «Дуэтно-классический танец»**.

2) Групповые уроки:

«Спортивный бальный танец», «Современный танец», «Постановка спектаклей», другие виды искусств.

*1) Указанный Типовой учебный план составлен для хореографических школ (хореографических отделений), ученики которых не имеют сценической практики на сцене театра.
2) Учебно-воспитательный процесс в хореографических школах (хореографических отделениях), ученики которых имеют сценическую практику на сцене театра, осуществляется по учебным планам и программам, заключенным в образовательной организации.
**Изучение предмета по выбору «Дуэтно-классический танец» планируется на пару учеников. Руководитель образовательной организации имеет право в пределах расчета учебных часов привлекать на должность концертмейстера специалистов по классическому танцу в качестве партнеров по танцу для проведения предмета «Дуэтно-классический танец».

7.2. НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ

7.2.1. Народно-сценический танец предполагает нормативный срок обучения 8 лет.

7.2.2. Перечень предметов по выбору.

1) Индивидуальные уроки:

«Музыкальный инструмент».

2) Групповые уроки:

«Спортивный бальный танец», «Современный танец», «Постановка спектаклей», «Фольклорный танец», другие виды искусств.

7.3. СПОРТИВНЫЙ БАЛЬНЫЙ ТАНЕЦ

7.3.1. Спортивный бальный танец предполагает нормативный срок обучения 8 лет.

7.3.2. Перечень предметов по выбору.

1) Индивидуальные уроки:

«Музыкальный инструмент».

2) Групповые уроки:

«Гимнастика», «Акробатика», «Современный танец», «Народно-сценический танец», другие виды искусств.

7.4. СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ

7.4.1. Современный танец предполагает нормативный срок обучения 8 лет.

7.4.2. Перечень предметов по выбору.

1) Индивидуальные уроки:

«Музыкальный инструмент».

2) Групповые уроки:

«Гимнастика», «Акробатика», «Спортивный бальный танец», «Народно-сценический танец», другие виды искусств.

7.5. Разъяснение к планам «Хореографическое отделение».

7.5.1. Количество учащихся на уроках по предмету «Постановка концертных номеров»* определяется в зависимости от творческих задач концертного номера.

* Руководитель учреждения в пределах расчета учебных часов имеет право привлекать на должность концертмейстера специалистов для воплощения творческих задач по предметам по выбору «Постановка концертных номеров», «Фольклорный танец», «Постановка спектаклей».

Количественный состав группы для 0-5-х классов составляет в среднем 8 человек, для 6-8-х классов – в среднем 6 человек.

Для малокомплектной школы (с контингентом до 100 учащихся) количественный состав каждой группы для всех классов составляет в среднем 6 человек.

Уроки по предметам «Классический танец» и «Народно-сценический танец» могут проводиться отдельно для мальчиков и девочек.

В организации (на отделении) могут образовываться ученические коллективы. Ученические коллективы по возрасту исполнителей или уровнем их хореографической подготовки могут распределяться на коллективы учащихся младшего или старшего возраста, на коллективы учащихся разного возраста, независимо от класса, в котором учатся участники; на коллективы учащихся определенных классов.

Каждый ученик имеет право быть задействованным в нескольких ученических коллективах.

7.5.2. Кроме часов, предусмотренных в учебном плане, в расчете часов следует предусмотреть:

1) концертмейстерские (при отсутствии фонограммы) часы для предметов «Классический танец», «Народно-сценический танец», «Спортивный бальный танец», «Современный танец», «Постановка концертных номеров» – 100% часов согласно учебному плану (отдельно по каждой группе);

2) концертмейстерские (при отсутствии фонограммы) часы для предметов по выбору «Дуэтно-классический танец», «Постановка концертных номеров», «Народно-сценический танец», «Спортивный бальный танец», «Современный танец», «Гимнастика», «Акробатика» – 100% часов согласно учебному плану (отдельно по каждой группе);

3) педагогические и концертмейстерские (при отсутствии фонограммы) часы для сводных уроков с ученическими коллективами (с двумя и более учебными группами как в полном составе, так и с участием отдельных учеников этих групп) – 4 часа в месяц (отдельно по каждому коллективу);

4) педагогические и концертмейстерские часы для предметов по выбору «Фольклорный танец», «Постановка спектаклей» – 100% часов согласно учебному плану;

5) концертмейстерские часы для предмета по выбору «Музыкальный инструмент» при необходимости музыкального сопровождения – из расчета 0,5 часа в неделю на ученика.

7.5.3. В объеме расчета часов (за счет высвобожденных часов предмета по выбору) руководитель учреждения имеет право ввести часы на:

1) сводные репетиции ученических коллективов учреждения;

2) предметы по выбору для одаренных учащихся;

3) подготовку учащихся к участию в конкурсах, фестивалях, концертных выступлениях перед населением.

7.5.4. Руководитель учреждения в объеме  расчета часов имеет право:

1) увеличивать или уменьшать количество часов на изучение отдельных предметов учебного плана с учетом специфики работы;

2) осуществлять перераспределение часов по предметам, определенным учебным планом, учитывая региональные особенности и профессиональную ориентацию учеников.

VIII. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

(Художественная школа)

8.1. Художественное отделение предполагает обучение изобразительному искусству с нормативным сроком обучения 6, 8 лет. Согласно приложению 7.

8.2. Перечень предметов по выбору.

1) Групповые уроки:

«Керамика», «Вышивка», «Витраж», «Мозаика», «Театрально-декорационное искусство», «Роспись», «Батик», «Бумажная пластика», «Гобелен», «Дизайн», «Компьютерная графика», и др.

8.3. Разъяснение к планам «Художественное отделение».

8.3.1. Содержание и объем образовательной подготовки предусматривает:

1) предоставление начального художественного образования (подготовительный (0-й класс)  + 4 года обучения);

2) профессиональное направление по соответствующим специальностям (подготовительный (0-й класс) + 5, 6 лет обучения).

8.3.2. Выпускники 4-го класса со сроком обучения 4 (5, 6) лет и выпускники 6-го класса со сроком обучения 6 (7, 8) лет считаются окончившими обучение. Выпускники, которые обнаружили профессиональные способности, могут продолжить обучение в классах профессиональной ориентации.

Количественный состав каждой группы в 0-4-х классах составляет в среднем 8 человек, в 5-6-х классах профессиональной ориентации – в среднем 6 учеников.
Для малокомплектной школы (с контингентом до 100 учащихся) количественный состав каждой группы составляет в среднем 5 человек.

8.3.3. Руководитель учреждения в пределах рабочего учебного плана имеет право:

1) осуществлять в 0-4-х классах перераспределение часов между станковой и декоративной композиции при изучении предмета «Композиция (станковая, декоративная)», учитывая региональные особенности и профессиональное направление учащихся;

2) увеличивать или уменьшать количество часов на изучение отдельных предметов с учетом специфики работы учреждения;

3) определять в 5-6-х классах предметы в соответствии с профессиональной направленностью учащихся и количество часов на их изучение.

По желанию родителей ученики могут быть освобождены дирекцией учреждения от изучения предметов по выбору, при этом плата за обучение не уменьшается.

Просмотр учебных работ во всех классах проводится каждый семестр, экзаменационный просмотр – по итогам 4-го(6-го) класса.

8.3.4. Кроме часов, указанных в учебном плане, в расчёте часов необходимо предусмотреть дополнительные часы:

1) для предметов узкой специализации – «Фотодело», «Цветоведение», «Пластическая анатомия», «Основы дизайна», «Компьютерная графика», «Графический дизайн», «Графические техники», «Моделирование одежды и театральных костюмов» и др.

в 1 – 2-х классах по 1 часу в неделю на группу;

в 3 – 4-х классах по 2 часа в неделю на группу;

в 5 – 8-х классах по 3 часа в неделю на группу (срок обучения – 6 (7, 8) лет);

в 5 – 6-х классах по 3 часа в неделю на группу (срок обучения – 4 (5, 6) лет);

2) для предмета «Рисунок» и «Живопись» по 0,5 часа в неделю на группу (18 часов в группу на учебный период) для зарисовок с натуры (наброски, зарисовки, этюды, эскизы);

3) для подготовки и проведения тематических лекций, конкурсов, выставок, творческих вечеров и т.д. – 4 часа в месяц на группу;

4) для проведения занятий на пленэре  – 1,5 часа в неделю на группу (54 часа на группу на учебный период).

Заведующий сектором учебных заведений
Т.А. Стецюк
В данный документ изменений не вносилось.