Вид документа: Приказ
Наименование правотворческого органа: Министерство культуры Донецкой Народной Республики
Дата документа: 09.04.2019
Номер документа: 226 - ОД
Дата государственной регистрации: 02.05.2019
Регистрационный номер: 3141
Заголовок документа: Об утверждении Государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной программы в области театрального искусства «Искусство театра» и сроку обучения по этой программе
Действие документа: Действующий
Классификатор: 130.010.000 - Образование, 130.000.000 - Образование. Наука. Культура
Информация об опубликовании:
Официальный сайт Министерства культуры Донецкой Народной Республики http://mincult.govdnr.ru/, 04.05.2019
Дополнительные сведения:
Количество страниц:
Министерство культуры
Донецкой Народной Республики
Приказ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 3141
от «02» мая 2019 г.
Во исполнение части 5 статьи 80 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании», согласно подпункту 2.1.2. пункта 2.1. и подпункту 2.2.1. пункта 2.2. Положения Министерства культуры Донецкой Народной Республики (новая редакция), утверждённого Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 16 августа 2016 года № 10-10, с целью урегулирования образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования сферы культуры,
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить Государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной программы в области театрального искусства «Искусство театра» и сроку обучения по этой программе (прилагается).
2. Начальнику отдела образовательных учреждений Министерства культуры Донецкой Народной Республики (Стецюк Т.А.) обеспечить представление настоящего Приказа в Министерство юстиции Донецкой Народной Республики для проведения государственной регистрации.
3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра Кобец О.К.
4. Настоящий Приказ вступает в силу со дня официального опубликования.
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 3141
от «02» мая 2019 г.
Государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной программы в области театрального искусства «Искусство театра» и сроку обучения по этой программе
I. Общие положения
1.1. Настоящие государственные требования (далее — ГТ) устанавливают требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной программы в области театрального искусства «Искусство театра» и сроку обучения по этой программе (далее – программа «Искусство театра»), являются обязательными при ее реализации учреждениями дополнительного образования сферы культуры (школы искусств по видам искусств) — образовательные учреждения (далее – ОУ) при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности (разрешение на осуществление образовательной деятельности).
1.2. ГТ учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлены на:
1) выявление одаренных детей в области театрального искусства в раннем возрасте;
2) создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
3) приобретение детьми знаний, умений и навыков в области театрального искусства;
4) приобретение детьми опыта творческой деятельности;
5) подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области театрального искусства.
1.3. ГТ разработаны с учетом:
1.3.1. Обеспечения преемственности программы «Искусство театра» и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области театрального искусства;
1.3.2. Сохранения единства образовательного пространства Донецкой Народной Республики в сфере культуры и искусства.
1.4. ГТ ориентированы на:
1) воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
2) формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок;
3) формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
4) воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;
5) формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области театрального искусства;
6) выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, умению планировать свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.
1.5. Срок освоения программы «Искусство театра» для детей, поступивших в ОУ в подготовительный класс в возрасте от 5 до 6 лет, составляет 9 лет, поступивших в 1-й класс в возрасте от 7 до 8 лет, составляет 8 лет.
Срок освоения программы «Искусство театра» для детей, поступивших в ОУ в 1-й класс в возрасте от 9 до 10 лет, составляет 6 лет.
В подготовительный класс принимаются обучающиеся в пределах утверждённого планового контингента. ОУ самостоятельно решает вопрос о зачислении обучающихся в подготовительный класс.
1.6. ОУ имеет право реализовывать программу «Искусство театра» в сокращенные сроки, а также по индивидуальным учебным планам с учетом настоящих ГТ.
1.7. Прием на обучение по программе «Искусство театра» ОУ проводится согласно Порядку приёма на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств, утвержденному приказом Министерства культуры Донецкой Народной Республики от 21.06.2018 г. № 226-ОД и зарегистрированным в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 10.07.2018 г. под регистрационным № 2674. Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие способностей к театрально-исполнительской деятельности.
1.8. ГТ являются основой для оценки качества образования. Освоение обучающимися программы «Искусство театра», разработанной ОУ на основании настоящих ГТ, завершается итоговой аттестацией обучающихся, проводимой ОУ, и выдачей документа об обучении (свидетельство).
II. Требования к минимуму содержания программы «Искусство театра»
2.1. Минимум содержания программы «Искусство театра» должен обеспечивать целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения образовательной программы театрально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.
2.2. Результатом освоения программы «Искусство театра» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков по учебным предметам:
2.2.1. Основы актерского мастерства, основы сценического движения, основы сценической речи, ритмика и танец, сценическая практика:
1) знания профессиональной терминологии;
2) знания основ техники безопасности при работе на сцене;
3) умения использовать выразительные средства в процессе создания и воплощения сценического образа (пластику, мимику и т.д.);
4) умения использовать приобретенные технические навыки во время решения сценических задач;
5) умения воплощать образную музыкальную и пластическую характеристику через приемы сценического движения;
6) умения анализировать свою работу и работу других обучающихся;
7) навыков владения основами актерского мастерства;
8) навыков владения средствами пластической выразительности;
9) навыков участия в репетиционной работе;
10) навыков публичных выступлений;
11) навыков общения со зрительской аудиторией в условиях театрального представления.
2.2.2. Начальный курс истории театрального искусства:
1) знания о театральном искусстве как явлении культуры;
2) первичные знания основных эстетических и стилевых направлений в области театрального, музыкального и изобразительного искусства;
3) знания основных средств выразительности театрального, музыкального и изобразительного искусства;
4) знания основных этапов развития театрального искусства;
5) первичные знания об истории возникновения жанров театрального искусства;
6) знания истории мировой культуры, произведений литературы и музыкального искусства;
7) знания терминологии в сфере театрального искусства;
8) первичные знания музыкальной грамоты, основных музыкальных жанров в их взаимосвязи с другими видами искусств.
2.3. Результаты освоения программы «Искусство театра» по учебным предметам должны отражать:
2.3.1. Основы актерского мастерства:
1) знание профессиональной терминологии;
2) знание основ техники безопасности при работе на сцене;
3) знание основных элементов актерского мастерства и их взаимосвязи;
4) умение использовать основные элементы актерского мастерства в процессе работы над созданием образа и его воплощением на сцене;
5) умение работать над ролью;
6) умение использовать полученные знания в создании характера сценического образа;
7) умение выполнять элементы актерского тренинга;
8) навыки использования театрального реквизита;
9) навыки репетиционно-концертной работы.
2.3.2. Основы сценического движения:
1) необходимые знания в области физической культуры и техники безопасности при исполнении пластических заданий на сцене;
2) знание технических приемов сценического движения, в том числе с использованием различных театральных аксессуаров (шляпы, трости, плаща и др.) для создания художественного образа;
3) знание профессиональной терминологии;
4) умение использовать элементы пластической техники при создании сценического образа;
5) умение использовать технические приемы сценического движения, в том числе с использованием различных театральных аксессуаров (шляпы, трости, плаща и др.) для создания сценического образа;
6) умение распределять движения во времени и пространстве;
7) навыки владения средствами пластической выразительности, комплексом физических упражнений;
8) навыки воплощения собственных идей в пластических образах и пластических импровизациях;
9) умение разработать пластический рисунок роли под руководством преподавателя и самостоятельно;
10) знание стилевых особенностей различных исторических эпох;
11) знание стилевых особенностей поведения, характерных для русского и западноевропейского общества XVIII, XIX и XX веков.
2.3.3. Основы сценической речи:
1) знание техники правильного дыхания;
2) знание строения артикуляционного аппарата;
3) навыки по тренировке артикуляционного аппарата;
4) знание орфоэпических норм русского литературного языка;
5) умение использовать голосовой аппарат в соответствии с особенностями театрального исполнительства;
6) знание правил и законов логики речи;
7) навыки практической работы над литературным материалом;
8) навыки правильного владения дыханием, голосом, артикуляцией;
9) навыки владения выразительными средствами устной речи;
10) освоение элементов словесного действия;
11) навыки свободного словесного общения со слушателями.
2.3.4. Ритмика и танец:
1) умение эмоционально выразительно выполнять ритмические упражнения;
2) умение согласовывать ритмические движения со строением музыкального произведения, распределять их во времени и пространстве;
3) навыки выполнения парных и групповых упражнений;
4) знание основной терминологии в области хореографического искусства;
5) знание элементов и основных комбинаций классического и народного сценического танцев;
6) знание средств художественной выразительности при создании образа в танцевальном жанре;
7) знание принципов взаимодействия музыкальных и танцевальных выразительных средств;
8) умение исполнять элементы и основные комбинации классического и народного сценического танцев;
9) умение запоминать и воспроизводить танцевальный текст;
10) навыки по применению упражнений с целью преодоления технических трудностей;
11) навыки исполнения элементов классического и народного сценического танцев.
2.3.5. Начальный курс истории театрального искусства:
1) знание основных эстетических и стилевых направлений в области театрального искусства;
2) знание основных видов театрального искусства и специфических средств художественной выразительности;
3) знание основных исторических периодов развития мирового театрального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств (изобразительным, музыкальным, хореографическим);
4) знание характерных особенностей развития театрального искусства в разные эпохи;
5) знание истории возникновения и развития жанров театрального искусства;
6) знание особенностей национальных традиций театрального искусства;
7) знание терминологии в сфере театрального искусства;
8) знание классического и современного театрального репертуара;
9) умение анализировать произведения театрального искусства с учетом их жанровых и стилистических особенностей;
10) умение ориентироваться в тенденциях и направлениях древнего и современного искусства.
2.3.6. Сценическая практика:
1) знание основных законов и элементов сценического действия и умение применять эти знания на практике;
2) умение воплощать сценические задачи под руководством преподавателя;
3) умение работать в творческом коллективе, вежливо, тактично и уважительно относиться к партнерам по сцене;
4) умение анализировать и исправлять допущенные ошибки;
5) умение применять приобретенные навыки в процессе решения сценических задач.
2.3.7. Предмет по выбору:
1) возможность расширения и (или) углубления подготовки обучающихся, определяемой содержанием образовательной программы;
2) получение обучающимися дополнительных знаний, умений и навыков.
Учебные предметы по выбору, указанные в разъяснениях к Типовым учебным планам (приложение 2) настоящих ГТ, определяются ОУ самостоятельно.
III. Требования к структуре программы «Искусство театра»
3.1. Программа «Искусство театра» определяет содержание и организацию образовательного процесса в ОУ. Программа «Искусство театра» направлена на творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающегося, создание основы для приобретения им опыта исполнительской практики, самостоятельной работы в области театрального искусства.
3.2. Программа «Искусство театра» утверждается ОУ по согласованию с управлениями (отделами) культуры администраций городов и районов Донецкой Народной Республики.
Программа «Искусство театра», разработанная ОУ на основании настоящих ГТ, должна содержать следующие разделы:
1) пояснительную записку;
2) планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы;
3) учебный план;
4) систему и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения образовательной программы обучающимися;
5) требования к условиям реализации образовательной программы;
6) программы учебных предметов.
Разработанная ОУ программа «Искусство театра» должна обеспечивать достижение обучающимися результатов освоения программы «Искусство театра» в соответствии с настоящими ГТ.
3.3. Программа «Искусство театра» может включать как один, так и несколько учебных планов в соответствии со сроками обучения, обозначенными в пункте 1.5. настоящих ГТ.
ОУ в пределах учебного плана программы «Искусство театра» имеет право:
1) увеличивать или уменьшать количество часов на изучение отдельных учебных предметов учебного плана с учетом специфики работы ОУ;
2) осуществлять перераспределение часов по учебным предметам, определённым учебным планом, учитывая региональные особенности и профессиональную ориентацию обучающихся в пределах норм часов учебного плана.
В рамках расчета учебных часов (в том числе за счет высвобожденных часов учебного предмета по выбору) ОУ имеет право вводить дополнительные педагогические и концертмейстерские часы на:
1) сводные репетиции коллективов ОУ;
2) учебный (е) предмет (ы) по выбору;
3) подготовку обучающихся к участию в концертных выступлениях, конкурсах, фестивалях.
3.4. ОУ самостоятельно разрабатывает программы учебных предметов и согласовывает их с управлениями (отделами) культуры администраций городов и районов Донецкой Народной Республики.
Программы учебных предметов должны содержать следующие разделы:
1) пояснительную записку;
2) основные задачи и цели учебного предмета;
3) особенности организации учебно-воспитательного процесса;
4) рекомендации по организации и проведению контрольных мероприятий;
5) организация учета успеваемости;
6) требования по классам: срок обучения – 8 лет, срок обучения – 6 лет.
3.5. Программа «Искусство театра» со сроком обучения 6 и 8 лет включает в себя Типовой учебный план (приложение 1) и разъяснение к Типовому учебному плану (приложение 2).
IV. Требования к условиям реализации программы «Искусство театра»
4.1. Требования к условиям реализации программы «Искусство театра» представляют собой систему требований к учебно-методическим, кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации программы «Искусство театра» с целью достижения планируемых результатов освоения данной образовательной программы.
4.2. С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности, открытости, привлекательности для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и художественного становления личности ОУ должно создать комфортную развивающую образовательную среду, обеспечивающую возможность:
4.2.1. Выявления и развития одаренных детей в области театрального искусства;
4.2.2. Организации творческой деятельности обучающихся путем проведения творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, концертов, творческих вечеров, театрализованных представлений и др.);
4.2.3. Организации посещений обучающимися учреждений и организаций культуры (филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.);
4.2.4. Организации творческой и культурно-просветительской деятельности совместно с другими учреждениями дополнительного образования сферы культуры, ОУ среднего профессионального и высшего профессионального образования, реализующими основные профессиональные образовательные программы в области театрального искусства;
4.2.5. Использования в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а также современного развития музыкального искусства и образования;
4.2.6. Эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников и родителей (законных представителей) обучающихся;
4.2.7. Построения содержания программы «Искусство театра» с учетом индивидуального развития детей, а также тех или иных особенностей городов и районов Донецкой Народной Республики;
4.2.8. Эффективного управления ОУ.
4.3. Учебный год в ОУ начинается 1 сентября. Дата окончания учебного года, сроки школьных каникул определяются ОУ согласно нормативным правовым актам Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики.
4.4. Комплектование групп и других творческих объединений осуществляется в период с 1 по 15 сентября, который считается рабочим временем преподавателя. В каникулярные, выходные, праздничные и нерабочие дни ОУ может работать по отдельному плану, утвержденному ОУ.
4.5. Обучающиеся, имеющие достаточный уровень знаний, умений и навыков для освоения программы «Искусство театра», могут поступать в ОУ со 2-го по 5-й (7-й) классы включительно. В 6-й, 8-й (выпускные классы) поступление таких обучающихся не предусмотрено.
4.6. Программа «Искусство театра» обеспечивается учебно-методической документацией по всем учебным предметам.
4.7. Оценка качества реализации программы «Искусство театра» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
В качестве средств текущего контроля успеваемости в ОУ могут использоваться контрольные работы, устные опросы, письменные работы, контрольные уроки, просмотры, концертные выступления.
Промежуточная аттестация может проводиться в виде просмотров сценических работ, театральных постановок, академических концертов, письменных работ, устных опросов.
По окончании полугодий учебного года оценки выставляются по каждому учебному предмету. Оценки обучающимся могут выставляться и по окончании четверти.
По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в документ об обучении (свидетельство).
Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов по учебным предметам:
1) Основы актерского мастерства;
2) Основы сценической речи.
При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями, в том числе:
1) знание профессиональной терминологии;
2) знание основ безопасной работы на сцене и в зале;
3) умение создавать и воплощать сценический образ в процессе актерской игры;
4) умение донести художественный образ до зрителя;
5) умение пользоваться различным реквизитом;
6) навыки владения приемами и элементами актерского мастерства и сценического действия;
7) навыки репетиционной работы;
8) наличие кругозора в области театрального искусства и других видов искусств;
9) навыки грамотного, выразительного воплощения литературно-художественного произведения в звучащей речи.
Требования к выпускным экзаменам определяются ОУ самостоятельно в соответствии с настоящими ГТ.
По итогам выпускных экзаменов обучающимся выставляется оценка, которая заносится в документ об обучении (свидетельство).
4.8. Реализация программы «Искусство театра» обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам.
Библиотечный фонд ОУ укомплектовывается печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по всем учебным предметам.
Библиотечный фонд помимо учебной литературы должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания.
4.9. Реализация программы «Искусство театра» обеспечивается педагогическими работниками, имеющими среднее или высшее профессиональное образование в сфере культуры и искусств или другое среднее или высшее профессиональное образование соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета.
Педагогические работники ОУ проходят не реже чем один раз в пять лет профессиональную переподготовку или повышение квалификации. Педагогические работники ОУ должны осуществлять творческую и методическую работу.
ОУ должно создать условия для взаимодействия с другими ОУ, реализующими образовательную программу в области театрального искусства, в том числе и профессиональные, с целью обеспечения возможности восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической работы, получения консультаций по вопросам реализации программы «Искусство театра», использования передовых педагогических технологий.
4.10. Финансовые условия реализации программы «Искусство театра» должны обеспечивать ОУ исполнение настоящих ГТ.
4.11. Материально-технические условия реализации программы «Искусство театра» обеспечивают возможность достижения обучающимися результатов, установленных настоящими ГТ.
Материально-техническая база ОУ должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Для реализации программы «Искусство театра» необходимый перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:
1) специально оборудованное помещение (театральный зал) с необходимым оборудованием (пианино или роялем, музыкальной и компьютерной техникой);
2) хореографический зал, оборудованный специальным напольным покрытием, станками, зеркалами, пианино;
3) библиотеку;
4) учебные аудитории для групповых и индивидуальных занятий;
5) учебную аудиторию (или зал) с ширмами, звуковой аппаратурой для занятий по учебному предмету «Основы актерского мастерства»;
6) костюмерную.
Учебные аудитории, предназначенные для изучения учебных предметов оснащаются фортепиано или роялями, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями.
В ОУ создаются условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов и учебного реквизита.
Нет связей.