watermark
Печать

Вид документа: Приказ

Наименование правотворческого органа: Министерство культуры Донецкой Народной Республики

Дата документа: 30.01.2019

Номер документа: 42–ОД

Дата государственной регистрации: 19.02.2019

Регистрационный номер: 2997

Заголовок документа: Об утверждении Государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной программы в области музыкального искусства «Хоровое пение» и сроку обучения по этой программе

Действие документа: Действующий

Классификатор: 130.000.000 - Образование. Наука. Культура, 130.030.000 - Культура

Информация об опубликовании:
    Официальный сайт Министерства культуры Донецкой Народной Республики http://mincult.govdnr.ru/, 21.02.2019

Дополнительные сведения:

Количество страниц:

watermark
НПА ДНР

Министерство культуры
Донецкой Народной Республики

 

Приказ

30.01.2019
№42–ОД
НПА ДНР
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 2997
от   «19» февраля 2019  г.
Об утверждении Государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной программы в области музыкального искусства «Хоровое пение» и сроку обучения по этой программе

Во исполнение части 5 статьи 80 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании», согласно подпункту 2.1.2. пункта 2.1. и подпункту 2.2.1. пункта 2.2. Положения Министерства культуры Донецкой Народной Республики (новая редакция), утверждённого Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 16 августа 2016 года № 10-10, с целью урегулирования образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования сферы культуры,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить Государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной программы в области музыкального искусства «Хоровое пение» и сроку обучения по этой программе (прилагается).

2. Начальнику отдела образовательных учреждений Министерства культуры Донецкой Народной Республики (Стецюк Т.А.) обеспечить представление настоящего Приказа в Министерство юстиции Донецкой Народной Республики для проведения государственной регистрации.

3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра Кобец О.К.

4. Настоящий Приказ вступает в силу со дня официального опубликования.

Министр
М.В. Желтяков
НПА ДНР
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 2997
от   «19» февраля 2019  г.

Государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной программы в области музыкального искусства «Хоровое пение» и сроку обучения по этой программе

I. Общие положения

1.1. Настоящие государственные требования (далее — ГТ) устанавливают требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной программы в области музыкального искусства «Хоровое пение» и сроку обучения по этой программе (далее – программа «Хоровое пение»), являются обязательными при ее реализации учреждениями дополнительного образования сферы культуры (школы искусств по видам искусств) — образовательные учреждения (далее – ОУ) при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности (разрешение на осуществление образовательной деятельности).

1.2. ГТ учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлены на:

1) выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем возрасте;

2) создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;

3) приобретение детьми знаний, умений и навыков в области хорового пения;

4) приобретение детьми опыта творческой деятельности;

5) подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.

1.3. ГТ разработаны с учетом:

1.3.1. Обеспечения преемственности программы «Хоровое пение» и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области музыкального искусства;

1.3.2. Сохранения единства образовательного пространства Донецкой Народной Республики в сфере культуры и искусства.

1.4. ГТ ориентированы на:

1) воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

2) формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок;

3) формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;

4) воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;

5) формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;

6) выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, умению планировать свою домашнюю работу, приобретению навыков творческой деятельности, коллективного музицирования, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями, концертмейстерами и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.

1.5. Срок освоения программы «Хоровое пение» для детей, поступивших в ОУ в подготовительный класс в возрасте от 5 до 6 лет, составляет 9 лет, поступивших в 1-й класс в возрасте от 7 до 8 лет, составляет 8 лет.

Срок освоения программы «Хоровое пение» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год по решению педагогического совета и заявлению родителей или законных представителей. Документ об обучении выдается по окончании обучения (свидетельство).

В подготовительный класс принимаются обучающиеся в пределах утверждённого планового контингента. ОУ самостоятельно решает вопрос о зачислении обучающихся в подготовительный класс.

1.6. ОУ имеет право реализовывать программу «Хоровое пение» в сокращенные сроки, а также по индивидуальным учебным планам с учетом настоящих ГТ.

1.7. Обучающиеся, имеющие достаточный уровень знаний, умений и навыков для освоения программы «Хоровое пение», могут поступать в ОУ со 2-го по 7-й классы включительно. В 8-й (выпускной класс) поступление таких обучающихся не предусмотрено.

1.8. Прием на обучение по программе «Хоровое пение» ОУ проводится согласно Порядка приёма на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств, утвержденного приказом Министерства культуры Донецкой Народной Республики от 21.06.2018 г. № 226-ОД и зарегистрированного в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 10.07.2018 г. № 2674. Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие музыкальных способностей – слуха, ритма, памяти, вокальных данных.

1.9. ГТ являются основой для оценки качества образования. Освоение обучающимися программы «Хоровое пение», разработанной ОУ на основании настоящих ГТ, завершается итоговой аттестацией обучающихся, проводимой ОУ, и выдачей документа об обучении (свидетельство).

II. Требования к минимуму содержания программы «Хоровое пение»

2.1. Минимум содержания программы «Хоровое пение» должен обеспечивать целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения образовательной программы музыкально-исполнительских, теоретических знаний, умений и навыков.

2.2. Результатом освоения программы «Хоровое пение» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков по учебным предметам:

2.2.1.Хоровой класс:

1) знания характерных особенностей хорового пения, вокально-хоровых жанров и основных стилистических направлений хорового исполнительства;

2) знания музыкальной терминологии;

3) умение грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и в составах хорового и вокального коллективов;

4) умения самостоятельно разучивать вокально-хоровые партии;

5) умения создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;

6) навыков чтения с листа несложных вокально-хоровых произведений;

7) первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;

8) навыков публичных выступлений.

2.2.2. Сольфеджио и музыкальная литература:

1) знания музыкальной грамоты;

2) знания основных этапов жизненного и творческого пути мировых композиторов, а также созданных ими музыкальных произведений;

3) первичные знания в области строения классических музыкальных форм;

4) умения использовать полученные теоретические знания при вокально-хоровом исполнительстве и исполнительстве музыкальных произведений на инструменте;

5) умения осмысливать музыкальные произведения и события путем изложения в письменной форме, в форме ведения бесед, дискуссий;

6) навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды;

7) навыков восприятия элементов музыкального языка;

8) навыков анализа музыкального произведения;

9) навыков записи музыкального текста по слуху;

10) навыков вокального исполнения музыкального текста, в том числе путем группового (ансамблевого) и индивидуального сольфеджирования, пения с листа;

11) первичных навыков и умений по сочинению музыкального текста.

2.2.3. Музыкальный инструмент:

1) знания характерных особенностей музыкальных жанров и основных стилистических направлений;

2) знания музыкальной терминологии;

3) умение грамотно исполнять музыкальные произведения на инструменте;

4) умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;

5) умения создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;

6) умения самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения;

7) умения по аккомпанированию при исполнении несложных вокальных музыкальных произведений;

8) навыков чтения с листа несложных музыкальных произведений;

9) навыков публичных выступлений.

2.3. Результатом освоения программы «Хоровое пение» с дополнительным годом обучения, сверх обозначенных в пункте 2.2. настоящих ГТ по учебным предметам, является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков по учебным предметам:

2.3.1. Хоровой класс:

1) знания основного вокально-хорового репертуара;

2) знания начальных теоретических основ хорового искусства, вокально-хоровые особенности хоровых партитур, художественно-исполнительские возможности хорового коллектива;

3) знания основ дирижерской техники.

2.3.2. Музыкальный инструмент:

1) знания основного репертуара для инструмента;

2) знания различных исполнительских интерпретаций музыкальных произведений;

3) умения читать с листа не сложные хоровые партитуры;

4) навыков подбора по слуху.

2.4. Результаты освоения программы «Хоровое пение» по учебным предметам должны отражать:

2.4.1. Хоровой класс:

1) наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, хоровому исполнительству;

2) знание начальных основ хорового искусства, вокально-хоровых особенностей хоровых партитур, художественно-исполнительских возможностей хорового коллектива;

3) знание профессиональной терминологии;

4) умение передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического сочетания слова и музыки;

5) навыки коллективного хорового исполнительского творчества, в том числе отражающие взаимоотношения между солистом и хоровым коллективом;

6) сформированные практические навыки исполнения авторских, народных хоровых и вокальных ансамблевых произведений мировой музыки, в том числе хоровых

произведений для детей;

7) наличие практических навыков исполнения партий в составе вокального ансамбля и хорового коллектива.

2.4.2. Музыкальный инструмент:

1) воспитание у обучающегося интереса к восприятию музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;

2) сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать возможности инструмента для достижения убедительной интерпретации авторского текста;

3) знание репертуара для инструмента, включающего произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры) в соответствии с программными требованиями;

4) знание художественно-исполнительских возможностей инструмента;

5) знание профессиональной терминологии;

6) наличие умений по чтению с листа и транспонированию несложных хоровых партитур;

7) навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;

8) навыки по решению музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;

9) наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;

10) наличие музыкальной памяти, развитого мелодического, ладогармонического, тембрового слуха.

2.4.3. Сольфеджио — сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося художественного вкуса, сформированного звуковысотного музыкального слуха и памяти, чувства лада, метроритма, знания музыкальных стилей, способствующих творческой деятельности, в том числе:

1) первичные теоретические знания, в том числе профессиональной музыкальной терминологии;

2) умение сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные примеры, записывать музыкальные построения средней трудности с использованием навыков слухового анализа, слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки;

3) умение осуществлять анализ элементов музыкального языка;

4) вокально-интонационные навыки;

5) навыки владения элементами музыкального языка (исполнение на инструменте, запись по слуху и т.п.).

2.4.4. Музыкальная литература:

1) первичные знания о роли и значении музыкального искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека;

2) знание творческих биографий мировых композиторов согласно программным требованиям;

3) знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений мировых композиторов различных исторических периодов, стилей, жанров и форм от эпохи барокко до современности;

4) умение исполнять на музыкальном инструменте тематический материал пройденных музыкальных произведений;

5) навыки по выполнению теоретического анализа музыкального произведения — формы, стилевых особенностей, жанровых черт, фактурных, метроритмических, ладовых особенностей;

6) знание основных исторических периодов развития мирового музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств (изобразительного, театрального, киноискусства, литературы), основные стилистические направления, жанры;

7) знание особенностей национальных традиций, фольклорных истоков музыки;

8) знание профессиональной музыкальной терминологии;

9) сформированные основы эстетических взглядов, художественного вкуса, интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

10) умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве композиторов;

11) умение определять на слух фрагменты того или иного изученного музыкального произведения;

12) навыки по восприятию музыкального произведения, умение выражать его понимание и свое к нему отношение, обнаруживать ассоциативные связи с другими видами искусств.

2.4.5. Предмет по выбору:

1) возможность расширения и (или) углубления подготовки обучающихся, определяемой содержанием образовательной программы;

2) получение обучающимися дополнительных знаний, умений и навыков.

Учебные предметы по выбору, указанные в разъяснениях к Типовым учебным планам (приложение 2) настоящих ГТ, определяются ОУ самостоятельно.

III. Требования к структуре программы «Хоровое пение»

3.1. Программа «Хоровое пение» определяет содержание и организацию образовательного процесса в ОУ. Программа «Хоровое пение» направлена на творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающегося, создание основы для приобретения им опыта исполнительской практики, самостоятельной работы по изучению и постижению музыкального искусства.

3.2. Программа «Хоровое пение» утверждается ОУ по согласованию с управлениями (отделами) культуры администраций городов и районов Донецкой Народной Республики.

Программа «Хоровое пение», разработанная ОУ на основании настоящих ГТ, должна содержать следующие разделы:

1) пояснительную записку;

2) планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы;

3) учебный план;

4) систему и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения образовательной программы обучающимися;

5) требования к условиям реализации образовательной программы;

6) программы учебных предметов.

Разработанная ОУ программа «Хоровое пение» должна обеспечивать достижение обучающимися результатов освоения программы «Хоровое пение» в соответствии с настоящими ГТ.

3.3. Программа «Хоровое пение» включает в себя учебный план в соответствии со сроком обучения, обозначенным в пункте 1.5. настоящих ГТ.

ОУ в пределах учебного плана программы «Хоровое пение» имеет право:

1) увеличивать или уменьшать количество часов на изучение отдельных учебных предметов учебного плана с учетом специфики работы ОУ;

2) осуществлять перераспределение часов по учебным предметам, определённым учебным планом, учитывая региональные особенности и профессиональную ориентацию обучающихся в пределах норм часов учебного плана.

В рамках расчета учебных часов (в том числе за счет высвобожденных часов учебного предмета по выбору) ОУ имеет право вводить дополнительные педагогические и концертмейстерские часы на:

1) сводные репетиции коллективов ОУ;

2) учебный (е) предмет (ы) по выбору;

3) подготовку обучающихся к участию в концертных выступлениях, конкурсах, фестивалях.

3.4. ОУ самостоятельно разрабатывает программы учебных предметов и согласовывает их с управлениями (отделами) культуры администраций городов и районов Донецкой Народной Республики.

Учебные программы должны содержать следующие разделы:

1) пояснительную записку;

2) основные задачи и цели учебного предмета;

3) особенности организации учебно-воспитательного процесса;

4) рекомендации по организации и проведению контрольных мероприятий;

5) организация учета успеваемости;

6) требования по классам: срок обучения – 8 лет.

3.5. Программа «Хоровое пение» со сроком обучения 8 лет включает в себя Типовой учебный план (приложение 1) и разъяснение к Типовому учебному плану (приложение 2).

IV. Требования к условиям реализации программы «Хоровое пение»

4.1. Требования к условиям реализации программы «Хоровое пение» представляют собой систему требований к учебно-методическим, кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации программы «Хоровое пение» с целью достижения планируемых результатов освоения данной образовательной программы.

4.2. С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности, открытости, привлекательности для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и художественного становления личности ОУ должно создать комфортную развивающую образовательную среду, обеспечивающую возможность:

4.2.1. Выявления и развития одаренных детей в области музыкального искусства;

4.2.2. Организации творческой деятельности обучающихся путем проведения творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, концертов, творческих вечеров, театрализованных представлений и др.);

4.2.3. Организации посещений обучающимися учреждений и организаций культуры (филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.);

4.2.4. Организации творческой и культурно-просветительской деятельности совместно с другими учреждениями дополнительного образования сферы культуры, ОУ среднего профессионального и высшего профессионального образования, реализующими основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;

4.2.5. Использования в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а также современного развития музыкального искусства и образования;

4.2.6. Эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников и родителей (законных представителей) обучающихся;

4.2.7. Построения содержания программы «Хоровое пение» с учетом индивидуального развития детей, а также тех или иных особенностей городов и районов Донецкой Народной Республики;

4.2.8. Эффективного управления ОУ.

4.3. Учебный год в ОУ начинается 1 сентября. Дата окончания учебного года, сроки школьных каникул определяются ОУ согласно нормативным правовым актам Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики.

4.4. Комплектование групп и других творческих объединений осуществляется в период с 1 по 15 сентября, который считается рабочим временем преподавателя. В каникулярные, выходные, праздничные и нерабочие дни ОУ может работать по отдельному плану, утвержденному ОУ.

4.5. Программа «Хоровое пение» обеспечивается учебно-методической документацией по всем учебным предметам.

4.6. Оценка качества реализации программы «Хоровое пение» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

В качестве средств текущего контроля успеваемости в ОУ могут использоваться контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование, контрольные уроки, прослушивания.

Промежуточная аттестация может проводится в виде академических концертов, исполнения концертных программ, письменных работ, устных опросов.

По окончании полугодий учебного года оценки выставляются по каждому учебному предмету. Оценки обучающимся могут выставляться и по окончании четверти.

По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в документ об обучении (свидетельство).

Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов по учебным предметам:

1) Хоровой класс;

2) Сольфеджио;

3) Музыкальная литература.

При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями, в том числе:

1) знание творческих биографий мировых композиторов, музыкальных произведений, основных исторических периодов развития музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств;

2) навыки коллективного хорового исполнительского творчества, исполнения авторских, народных, хоровых и вокальных ансамблевых произведений мировой музыки;

3) знание профессиональной терминологии, вокально-хорового репертуара;

4) умение определять на слух, записывать, воспроизводить голосом аккордовые, интервальные и мелодические построения;

5) наличие кругозора в области музыкального искусства и культуры.

Требования к выпускным экзаменам определяются ОУ самостоятельно в соответствии с настоящими ГТ.

По итогам выпускных экзаменов обучающимся выставляется оценка, которая заносится в документ об обучении (свидетельство).

4.7. Реализация программы «Хоровое пение» обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам.

Библиотечный фонд ОУ укомплектовывается печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по всем учебным предметам, а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых произведений в объеме, соответствующем требованиям программы «Хоровое пение». Основной учебной литературой по учебным предметам «Сольфеджио» и «Музыкальная литература» обеспечивается каждый обучающийся.

Библиотечный фонд помимо учебной литературы должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания.

4.8. Реализация программы «Хоровое пение» обеспечивается педагогическими работниками, имеющими среднее или высшее профессиональное образование в сфере культуры и искусств или другое среднее или высшее профессиональное образование соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета.

Педагогические работники ОУ проходят не реже чем один раз в пять лет профессиональную переподготовку или повышение квалификации. Педагогические работники ОУ должны осуществлять творческую и методическую работу.

ОУ должно создать условия для взаимодействия с другими ОУ, реализующими образовательную программу в области музыкального искусства, в том числе и профессиональные, с целью обеспечения возможности восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической работы, получения консультаций по вопросам реализации программы «Хоровое пение», использования передовых педагогических технологий.

4.9. Финансовые условия реализации программы «Хоровое пение» должны обеспечивать ОУ исполнение настоящих ГТ.

4.10. Материально-технические условия реализации программы «Хоровое пение» обеспечивают возможность достижения обучающимися результатов, установленных настоящими ГТ.

Материально-техническая база ОУ должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Для реализации программы «Хоровое пение» необходимый перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:

1) концертный зал с роялем или пианино,

2) библиотеку,

3) учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий.

Учебные аудитории, предназначенные для изучения учебного предмета «Хоровой класс» и «Музыкальный инструмент», оснащаются роялями или пианино.

Учебные аудитории, предназначенные для изучения учебных предметов оснащаются фортепиано или роялями, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами, при необходимости соответствующим напольным покрытием) и оформляются наглядными пособиями.

В ОУ создаются условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.

Начальник отдела образовательных учреждений
Т.А. Стецюк
В данный документ изменений не вносилось.