watermark
Печать

Вид документа: Приказ

Наименование правотворческого органа: Министерство культуры Донецкой Народной Республики

Дата документа: 07.08.2019

Номер документа: 427-ОД

Дата государственной регистрации: 27.08.2019

Регистрационный номер: 3357

Заголовок документа: Об утверждении Государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной программы в области хореографического искусства «Хореографическое творчество» и сроку обучения по этой программе

Действие документа: Действующий

Классификатор: 130.010.000 - Образование

Информация об опубликовании:
    Официальный сайт Министерства культуры Донецкой Народной Республики http://mincult.govdnr.ru/, 30.08.2019

Дополнительные сведения:

Количество страниц: 16

watermark
НПА ДНР

Министерство культуры
Донецкой Народной Республики

 

Приказ

07.08.2019
№427-ОД
НПА ДНР
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 3357
от   «27» августа 2019  г.
Об утверждении Государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной программы в области хореографического искусства «Хореографическое творчество» и сроку обучения по этой программе

Во исполнение части 5 статьи 80 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании», согласно подпункту 2.1.2. пункта 2.1. и подпункту 2.2.1. пункта 2.2. Положения Министерства культуры Донецкой Народной Республики (новая редакция), утверждённого Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 16 августа 2016 года № 10-10, с целью урегулирования образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования сферы культуры,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить Государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной программы в области хореографического искусства «Хореографическое творчество» и сроку обучения по этой программе (прилагается).

2. Начальнику отдела образовательных учреждений Министерства культуры Донецкой Народной Республики (Стецюк Т.А.) обеспечить представление настоящего Приказа в Министерство юстиции Донецкой Народной Республики для проведения государственной регистрации.

3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра Кобец О.К.

4. Настоящий Приказ вступает в силу со дня официального опубликования.

Министр
М.В. Желтяков
НПА ДНР
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 3357
от   «27» августа 2019  г.

Государственные требования к минимуму содержания,
структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной программы в области хореографического искусства «Хореографическое творчество» и сроку обучения по этой программе

I. Общие положения

1.1. Настоящие государственные требования (далее — ГТ) устанавливают требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной программы в области хореографического искусства «Хореографическое творчество» и сроку обучения по этой программе (далее – программа «Хореографическое творчество»), являются обязательными при ее реализации учреждениями дополнительного образования сферы культуры (школы искусств по видам искусств) – образовательные учреждения (далее – ОУ) при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности (разрешение на осуществление образовательной деятельности).

1.2. ГТ учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлены на:

1) выявление одаренных детей в области хореографического искусства в раннем возрасте;

2) создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;

3) приобретение детьми знаний, умений и навыков в области хореографического искусства;

4) приобретение детьми опыта творческой деятельности;

5) подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области хореографического искусства.

1.3. ГТ разработаны с учетом:

1.3.1. Обеспечения преемственности программы «Хореографическое творчество» и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области хореографического искусства;

1.3.2. Сохранения единства образовательного пространства Донецкой Народной Республики в сфере культуры и искусства.

1.4. ГТ ориентированы на:

1) воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

2) формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок;

3) формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;

4) воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;

5) формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области хореографического искусства;

6) выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, умению планировать свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями, концертмейстерами и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.

1.5. Срок освоения программы «Хореографическое творчество» для детей, поступивших в ОУ в подготовительный класс в возрасте от 5 до 6 лет, составляет 9 лет, поступивших в 1-й класс в возрасте от 7 до 8 лет, составляет 8 лет.

В подготовительный класс принимаются дети в пределах утверждённого планового контингента. ОУ самостоятельно решает вопрос о зачислении детей в подготовительный класс.

1.6. ОУ имеет право реализовывать программу «Хореографическое творчество» в сокращенные сроки, а также по индивидуальным учебным планам с учетом настоящих ГТ.

1.7. Прием на обучение по программе «Хореографическое творчество» ОУ проводится согласно Порядку приёма на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств, утвержденному приказом Министерства культуры Донецкой Народной Республики от 21.06.2018 г. № 226-ОД и зарегистрированным в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 10.07.2018 г. под регистрационным № 2674. Отбор детей проводится в форме заданий, позволяющих определить анатомо-физиологические, координационные и пластические задатки ребенка, а также его музыкальность, артистичность, танцевальность.

1.8. ГТ являются основой для оценки качества образования. Освоение обучающимися программы «Хореографическое творчество», разработанной ОУ на основании настоящих ГТ, завершается итоговой аттестацией обучающихся, проводимой ОУ, и выдачей документа об обучении (свидетельство).

II. Требования к минимуму содержания программы «Хореографическое творчество»

2.1. Минимум содержания программы «Хореографическое творчество» должен обеспечивать целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения образовательной программы танцевально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.

2.2. Результатом освоения программы «Хореографическое творчество» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков по учебным предметам:

2.2.1. Народно-сценический танец, классический танец, постановка концертных номеров:

1) знания профессиональной терминологии;

2) умения исполнять танцы в различных стилях и характерах;

3) умения соотносить выразительные средства музыки и хореографии в контексте художественного образа;

4) умения выполнять комплексы специальных хореографических упражнений, способствующих развитию профессионально необходимых физических качеств;

5) умения соблюдать требования по безопасности при выполнении танцевальных движений;

6) умения осваивать и преодолевать технические трудности при тренаже классического танца и разучивании хореографического произведения;

7) навыков соблюдения и поддержки собственной физической формы;

8) навыков музыкально-пластической выразительности;

9) навыков сценической культуры и публичных выступлений.

2.2.2. Музыкальная грамота и слушание музыки:

1) знания музыкальной грамоты, основных средств музыкальной выразительности и элементов музыкального синтаксиса (музыкальной формы);

2) знания основных этапов развития музыкального искусства и творчества наиболее ярких его представителей;

3) знания программного минимума произведений симфонического, балетного и других жанров музыкального искусства;

4) навыков восприятия элементов музыкального языка и первичные навыки анализа музыкального произведения;

5) навыков музыкально-пластического интонирования и осмысления ритмической организации музыки;

6) навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды;

7) навыков целостного восприятия музыки и движения в создании хореографического образа.

2.2.3. Начальный курс истории хореографического искусства:

1) знания основных этапов развития хореографического искусства;

2) знания основных отличительных особенностей хореографического искусства различных исторических эпох, стилей и направлений;

3) знания основных отличительных особенностей танцев разных народов мира;

4) знания основных особенностей народного костюма;

5) знания творчества наиболее ярких представителей хореографического искусства и творчества крупнейших хореографических коллективов.

2.3. Результаты освоения программы «Хореографическое творчество» по учебным предметам должны отражать:

2.3.1. Народно-сценический танец:

1) знание специальной терминологии;

2) знание позиций и особенностей постановки корпуса, ног, рук, головы, последовательность экзерсиса у станка, танцевальных комбинаций;

3) знание выразительных средств создания образа в хореографии;

4) знание принципов взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств;

5) знание основных элементов и комбинаций народно-сценического танца;

6) знание о массовой композиции, сценической площадке, рисунке танца, слаженности и культуре исполнения танца, особенностей взаимодействия с партнерами на сцене;

7) навыки танцевально-пластической выразительности;

8) умение понимать и исполнять указания преподавателя;

9) умение осваивать и преодолевать технические трудности при тренаже народно-сценического танца и разучивании хореографического произведения;

10) умение запоминать и исполнять основные элементы, комбинации (этюды), композиции народно-сценического танца в различных характерах из учебного хореографического репертуара;

11) умение ориентироваться на сценической площадке, чувствовать ансамбль, сохранять рисунок при исполнении народно-сценического танца.

2.3.2. Классический танец:

1) знание балетной терминологии;

2) знание позиций и особенностей постановки корпуса, ног, рук, головы, последовательность экзерсиса у станка, танцевальных комбинаций;

3) знание выразительных средств создания образа в балете;

4) знание принципов взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств;

5) знание основных элементов и комбинаций классического танца;

6) навыки музыкально-пластической выразительности;

7) умение понимать и исполнять указания преподавателя;

8) умение осваивать и преодолевать технические трудности при тренаже классического танца и разучивании хореографического произведения;

9) умение запоминать и исполнять основные элементы, комбинации (этюды), композиции классического танца из учебного хореографического репертуара;

10) умение ориентироваться на сценической площадке, чувствовать ансамбль, сохранять рисунок при исполнении классического танца.

2.3.3. Музыкальная грамота и слушание музыки:

1) знание специфики музыки как вида искусства;

2) знание музыкальной терминологии, актуальной для хореографического искусства;

3) знание основных выразительных средств музыки (мелодия, лад, регистр, метр, ритм, темп, динамика, штрих, тембр);

4) знание основ музыкальной грамоты (длительности нот, основы нотной грамоты, обозначение темпов, динамики, штрихов);

5) знание творческого наследия выдающихся мировых композиторов;

6) знание о строении музыкальных произведений и о музыкальном синтаксисе (фраза, предложение, период/квадрат, цезура и т.д.);

7) знание основных исторических периодов развития музыкальной культуры, основных направлений, стилей и жанров;

8) умение запоминать и воспроизводить (интонировать, просчитывать) мелодию и ритм несложных музыкальных произведений;

9) умение пользоваться музыкальной терминологией, актуальной для хореографического искусства;

10) умение эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

11) умение различать звучание отдельных музыкальных инструментов и видов ансамблей/оркестров;

12) умение ориентироваться в музыкальных произведениях различных направлений и стилей.

2.3.4. Начальный курс истории хореографического искусства:

1) знание основных этапов развития хореографического искусства;

2) знание основных отличительных особенностей хореографического искусства различных исторических эпох, стилей и направлений;

3) знание основных этапов становления и развития русского балета;

4) знание основных отличительных особенностей танцев разных народов мира;

5) знание основных особенностей народного костюма;

6) знание творчества наиболее ярких представителей хореографического искусства и творчества крупнейших хореографических коллективов;

7) умение анализировать произведение хореографического искусства с учетом времени его создания, стилистических особенностей, содержательности, взаимодействия различных видов искусств, художественных средств создания хореографических образов.

2.3.5. Постановка концертных номеров:

1) умение осуществлять подготовку концертных номеров, танцевальных партий под руководством преподавателя;

2) умение работы в танцевальном коллективе, взаимодействовать с партнерами;

3) умение видеть, анализировать и исправлять ошибки исполнения;

4) умение понимать и исполнять указания преподавателя, творчески работать над созданием хореографического образа во время репетиций и сценического исполнения;

5) навыки участия в репетиционной работе.

2.3.6. Предмет по выбору:

1) возможность расширения и (или) углубления подготовки обучающихся, определяемой содержанием образовательной программы;

2) получение обучающимися дополнительных знаний, умений и навыков.

Учебные предметы по выбору, указанные в разъяснениях к Типовым учебным планам (приложение 2) настоящих ГТ, определяются ОУ самостоятельно.

III. Требования к структуре программы «Хореографическое творчество»

3.1. Программа «Хореографическое творчество» определяет содержание и организацию образовательного процесса в ОУ. Программа «Хореографическое творчество» направлена на творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающегося, создание основы для приобретения им опыта танцевально-исполнительской практики, самостоятельной работы по изучению и постижению хореографического искусства.

3.2. Программа «Хореографическое творчество» утверждается ОУ по согласованию с управлениями (отделами) культуры администраций городов и районов Донецкой Народной Республики.

Программа «Хореографическое творчество», разработанная ОУ на основании настоящих ГТ, должна содержать следующие разделы:

1) пояснительную записку;

2) планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы;

3) учебный план;

4) систему и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения образовательной программы обучающимися;

5) требования к условиям реализации образовательной программы;

6) программы учебных предметов.

Разработанная ОУ программа «Хореографическое творчество» должна обеспечивать достижение обучающимися результатов освоения программы «Хореографическое творчество» в соответствии с настоящими ГТ.

3.3. Программа «Хореографическое творчество» включает в себя учебный план в соответствии со сроком обучения, обозначенным в пункте 1.5. настоящих ГТ.

ОУ в пределах учебного плана программы «Хореографическое творчество» имеет право:

1) увеличивать или уменьшать количество часов на изучение отдельных учебных предметов учебного плана с учетом специфики работы ОУ;

2) осуществлять перераспределение часов по учебным предметам, определённым учебным планом, учитывая региональные особенности и профессиональную ориентацию обучающихся в пределах норм часов учебного плана.

В рамках расчета учебных часов (в том числе за счет высвобожденных часов учебного предмета по выбору) ОУ имеет право вводить дополнительные педагогические и концертмейстерские часы на:

1) сводные репетиции коллективов ОУ;

2) учебный (е) предмет (ы) по выбору;

3) подготовку обучающихся к участию в концертных выступлениях, конкурсах, фестивалях.

3.4. ОУ самостоятельно разрабатывает программы учебных предметов и согласовывает их с управлениями (отделами) культуры администраций городов и районов Донецкой Народной Республики.

Программы учебных предметов должны содержать следующие разделы:

1) пояснительную записку;

2) основные задачи и цели учебного предмета;

3) особенности организации учебно-воспитательного процесса;

4) рекомендации по организации и проведению контрольных мероприятий;

5) организация учета успеваемости;

6) требования по классам: срок обучения – 8 лет.

3.5. Программа «Хореографическое творчество» со сроком обучения 8 лет включает в себя Типовой учебный план (приложение 1) и разъяснение к Типовому учебному плану (приложение 2).

IV. Требования к условиям реализации программы «Хореографическое творчество»

4.1. Требования к условиям реализации программы «Хореографическое творчество» представляют собой систему требований к учебно-методическим, кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации программы «Хореографическое творчество» с целью достижения планируемых результатов освоения данной образовательной программы.

4.2. С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности, открытости, привлекательности для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и художественного становления личности ОУ должно создать комфортную развивающую образовательную среду, обеспечивающую возможность:

4.2.1. Выявления и развития одаренных детей в области хореографического искусства;

4.2.2. Организации творческой деятельности обучающихся путем проведения творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, концертов, творческих вечеров, театрализованных представлений и др.);

4.2.3. Организации посещений обучающимися учреждений и организаций культуры (филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.);

4.2.4. Организации творческой и культурно-просветительской деятельности совместно с другими учреждениями дополнительного образования сферы культуры, ОУ среднего профессионального и высшего профессионального образования, реализующими основные профессиональные образовательные программы в области хореографического искусства;

4.2.5. Использования в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а также современного развития хореографического искусства и образования;

4.2.6. Эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников и родителей (законных представителей) обучающихся;

4.2.7. Построения содержания программы «Хореографическое творчество» с учетом индивидуального развития детей, а также тех или иных особенностей городов и районов Донецкой Народной Республики;

4.2.8. Эффективного управления ОУ.

4.3. Учебный год в ОУ начинается 1 сентября. Дата окончания учебного года, сроки школьных каникул определяются ОУ согласно нормативным правовым актам Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики.

4.4. Комплектование групп и других творческих объединений осуществляется в период с 1 по 15 сентября, который считается рабочим временем преподавателя. В каникулярные, выходные, праздничные и нерабочие дни ОУ может работать по отдельному плану, утвержденному ОУ.

4.5. Обучающиеся, имеющие достаточный уровень знаний, умений и навыков для освоения программы «Хореографическое творчество», могут поступать в ОУ со 2-го по 5-й классы включительно. В 6-й, 7-й и 8-й (выпускной класс) поступление таких обучающихся не предусмотрено.

4.6. Программа «Хореографическое творчество» обеспечивается учебно-методической документацией по всем учебным предметам.

4.7. Оценка качества реализации программы «Хореографическое творчество» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

В качестве средств текущего контроля успеваемости в ОУ могут использоваться контрольные работы, устные опросы, письменные работы, контрольные уроки, просмотры, концертные выступления.

Промежуточная аттестация может проводиться в виде просмотров концертных номеров, академических концертов, письменных работ, устных опросов.

По окончании полугодий учебного года оценки выставляются по каждому учебному предмету. Оценки обучающимся могут выставляться и по окончании четверти.

По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в документ об обучении (свидетельство).

Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов по учебным предметам:

1) Народно-сценический танец;

2) Классический танец.

При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями, в том числе:

1) знание профессиональной терминологии;

2) знание позиций и особенностей постановки корпуса, ног, рук, головы, последовательность экзерсиса у станка, танцевальных комбинаций;

3) знание основных элементов и комбинаций народно-сценического и классического танца;

4) умение исполнять различные виды танца: классический, народно-сценический;

5) знание хореографического репертуара;

6) навыки публичных выступлений.

Требования к выпускным экзаменам определяются ОУ самостоятельно в соответствии с настоящими ГТ.

По итогам выпускных экзаменов обучающимся выставляется оценка, которая заносится в документ об обучении (свидетельство).

4.8. Реализация программы «Хореографическое творчество» обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам.

Библиотечный фонд ОУ укомплектовывается печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по всем учебным предметам.

Библиотечный фонд помимо учебной литературы должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания.

4.9. Реализация программы «Хореографическое творчество» обеспечивается педагогическими работниками, имеющими среднее или высшее профессиональное образование в сфере культуры и искусств или другое среднее или высшее профессиональное образование соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета.

Педагогические работники ОУ проходят не реже чем один раз в пять лет профессиональную переподготовку или повышение квалификации. Педагогические работники ОУ должны осуществлять творческую и методическую работу.

ОУ должно создать условия для взаимодействия с другими ОУ, реализующими образовательную программу в области хореографического искусства, в том числе и профессиональные, с целью обеспечения возможности восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической работы, получения консультаций по вопросам реализации программы «Хореографическое творчество», использования передовых педагогических технологий.

4.10. ОУ с целью исполнения настоящих ГТ создают финансовые условия реализации программы «Хореографическое творчество».

4.11. ОУ создают материально-технические условия реализации программы «Хореографическое творчество» для обеспечения возможности достижения обучающимися результатов, установленных настоящими ГТ.

Материально-техническая база ОУ должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Для реализации программы «Хореографическое творчество» необходимый перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:

1) специально оборудованное помещение (театрально-концертный зал) с необходимым оборудованием (пианино или роялем, светотехническим и звукотехническим оборудованием);

2) библиотеку;

3) хореографический зал, оборудованный специальным напольным покрытием, станками, зеркалами, пианино;

4) раздевалки;

5) костюмерную;

6) учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий.

Учебные аудитории, предназначенные для изучения учебных предметов оснащаются фортепиано или роялями, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями.

В ОУ создаются условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов и учебного реквизита.

Начальник отдела образовательных учреждений
Т.А. Стецюк
В данный документ изменений не вносилось.