Вид документа: Приказ
Государственный информационно-правовой фонд: Государственный реестр нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики , Нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики
Наименование правотворческого органа: Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики
Дата документа: 17.03.2016
Номер документа: 224
Дата государственной регистрации: 11.04.2016
Регистрационный номер: 1138
Заголовок документа: Об утверждении Порядка организации экспериментальной работы в общеобразовательных учреждениях Донецкой Народной Республики
Действие документа: Недействующий
Классификатор: 130.010.030 - Государственные образовательные стандарты. Образовательные программы. Образовательный процесс
Информация об опубликовании:
Информация не предоставлена ,
Дополнительные сведения:
Количество страниц:
Министерство образования и науки
Донецкой Народной Республики
Приказ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 1138
от «11» апреля 2016 г.
(утратил силу с 15.05.2023 — приказ Министерства образования и науки ДНР от 19.04.2023 № 56-НП)
С целью обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития и реализации приоритетных направлений государственной политики Донецкой Народной Республики в сфере образования, разработки, апробации и внедрения новых образовательных технологий и образовательных ресурсов, руководствуясь статьёй 18 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании»
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемый Порядок организации экспериментальной работы в общеобразовательных учреждениях Донецкой Народной Республики.
2. Контроль исполнения данного приказа возложить на заместителя Министра образования и науки Симонову И. В.
3. Данный приказ вступает в законную силу со дня его официального опубликования.
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 1138
от «11» апреля 2016 г.
Порядок организации экспериментальной работы в общеобразовательных учреждениях Донецкой Народной Республики
I. Общие положения
1.1. Настоящим Порядком определяются основные задачи, общие подходы к формированию содержания, условия, формы организации и управления, а также регулируются правоотношения, которые возникают в связи с организацией экспериментальной работы в общеобразовательных учреждениях.
1.2. Экспериментальная работа в общеобразовательной организации – исследовательская деятельность, направленная на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий, образовательных ресурсов и осуществляемая в форме экспериментов.
1.3. Экспериментальная работа не является основным для общеобразовательной организации видом деятельности. Экспериментальная работа может быть организована в образовательном учреждении при участии всего коллектива, его части или отдельных работников при наличии необходимых условий для ее проведения (материально-технической базы, кадров, средств).
1.4. Экспериментальная работа осуществляется по инициативе общеобразовательной организации или по заказу научных, образовательных и других организаций, органов государственной власти или органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, а также юридических и физических лиц при условии согласования с Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики.
1.5. Экспериментальная работа осуществляется в соответствии с программой эксперимента, рассмотренной и рекомендованной к утверждению экспертным советом уполномоченной организации дополнительного профессионального образования, высшего профессионального образования или научного учреждения, утвержденной приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики.
1.6. Общеобразовательное учреждение, педагогические и другие работники, организующие и выполняющие эксперимент, несут ответственность за обеспечение качества образования в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов среднего общего образования.
1.7. Важным условием экспериментальной работы в общеобразовательных организациях является квалифицированная научная поддержка, которая может осуществляться в формах научного руководства и научного консультирования.
1.8. Результаты экспериментальной работы оформляются в виде отчета по форме, рекомендованной учебно-методическим советом уполномоченной организации дополнительного профессионального образования, высшего профессионального образования или научного учреждения, в соответствии с поэтапным содержанием программы эксперимента.
1.9. Контроль условий и результатов экспериментальной работы в общеобразовательной организации возлагается на органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования.
1.10. Целесообразность, актуальность, новизна, научная обоснованность и обеспеченность экспериментальной работы являются предметом экспертизы, которую осуществляет экспертный совет уполномоченной организации дополнительного профессионального образования, высшего профессионального образования или научного учреждения.
1.11. Общее руководство и координация экспериментальной работы осуществляется Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики.
1.12. Полную ответственность за экспериментальную работу несут учредитель и руководитель общеобразовательной организации совместно с автором и ответственными исполнителями экспериментальной работы.
1.13. Любая экспериментальная работа является творческой деятельностью исследователей, интеллектуальная собственность которых охраняется законом.
II. Порядок организации экспериментальной работы
2.1. С инициативой выступает автор инициативы – юридическое и (или) физическое лицо, которое имеет намерение предложить новые образовательные идеи, педагогические и управленческие технологии, усовершенствовать образовательную деятельность.
2.2. В органах государственной власти и органах местного самоуправления,
осуществляющих управление в сфере образования, создается Совет по руководству экспериментальной работой (далее – Совет). В состав Совета помимо представителей органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, автора инициативы входят руководитель и педагогические работники общеобразовательной организации, в которой выполняется эксперимент. В состав Совета могут также входить научные и научно-педагогические работники, другие заинтересованные лица.
2.3. Функциями Совета являются:
определение порядка комплектования состава участников эксперимента;
утверждение научного руководителя экспериментальной работы, который несет ответственность за эффективную организацию экспериментальной работы, за своевременный анализ и оформление полученных результатов;
подача заявки на организацию экспериментальной работы в общеобразовательной организации экспертному совету уполномоченной организации дополнительного профессионального образования, высшего профессионального образования или научного учреждения;
рассмотрение отчета о ходе выполнения программы эксперимента и, при необходимости, ее корректировка.
2.4. Заявка на осуществление экспериментальной работы в общеобразовательном учреждении подается инициатором в уполномоченную организацию дополнительного профессионального образования, высшего профессионального образования или научное учреждение для проведения экспертизы.
2.5. Заявка должна содержать:
указание темы эксперимента, информацию об авторе инициативы, научном руководителе эксперимента (ФИО, место работы, должность, квалификационная категория, звание, ученая степень, контактный телефон);
указание базы эксперимента, наименование общеобразовательной организации, в которой планируется его проведение;
изложение сути эксперимента, обоснование его значимости для развития образования;
программу эксперимента (основные идеи эксперимента, цели, исходные теоретические положения, этапы эксперимента и прогнозируемые результаты по каждому этапу, методы, необходимые условия проведения эксперимента, средства контроля и обеспечения достоверности результатов эксперимента, перечень учебно-методических разработок, обеспечивающих программу эксперимента);
календарный план проведения эксперимента;
предложения по возможному распространению результатов эксперимента;
источники финансирования.
2.6. Решение о проведении экспериментальной работы в общеобразовательных учреждениях принимает Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики на основании заявки на проведение эксперимента, программы эксперимента, а также рекомендаций экспертного совета уполномоченной организации дополнительного профессионального образования, высшего профессионального образования или научного учреждения.
2.7. Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики издается приказ о проведении эксперимента. Этим приказом утверждаются заявка на проведение эксперимента и программа эксперимента; присваивается статус экспериментальных, стажировочных площадок, школ-лабораторий общеобразовательным организациям, на базе которых будет проводиться эксперимент; в случае необходимости утверждаются экспериментальные учебные планы с учетом базисного учебного плана.
2.8. О выполнении программы каждого этапа эксперимента общеобразовательная организация совместно с автором инициативы, научным руководителем эксперимента готовит письменный отчет и предоставляет его уполномоченной организации дополнительного профессионального образования, высшего профессионального образования или научному учреждению для проведения экспертизы.
Отчет включает в себя выполнение задач в определенные сроки и сопровождается разработанными участниками эксперимента программами, пособиями, методическими разработками, другими практическими материалами.
2.9. Экспериментальная работа может быть прекращена:
после выполнения программы эксперимента;
по решению руководства общеобразовательной организации, которое принимается в одностороннем порядке, в случае невозможности по каким-либо причинам продолжать эксперимент;
по решению Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики, которое принимается на основе выводов экспертного совета уполномоченной организации дополнительного профессионального образования, высшего профессионального образования или научного учреждения о невыполнении программы эксперимента, получении отрицательных результатов, нарушении законодательства, несоблюдении научно-методических, кадровых, материальных и других условий экспериментальной деятельности, а также в случае утраты актуальности, перспективности эксперимента для развития образования.
2.10. Для проведения экспертизы итогов эксперимента автором инициативы, научным руководителем эксперимента составляется и подается уполномоченной организации дополнительного профессионального образования, высшего профессионального образования или научному учреждению отчет о завершении эксперимента.
2.11. На основании выводов экспертного совета об итогах эксперимента Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики издается приказ о завершении эксперимента, снимается статус, предусмотренный пунктом 3.1 данного Положения.
III. Статус общеобразовательных организаций, на базе которых проводится экспериментальная работа
3.1. На время экспериментальной работы приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики общеобразовательным организациям присваивается статус экспериментальных, стажировочных площадок, школ-лабораторий.
3.2. Под экспериментальной площадкой понимается форма организации экспериментальной деятельности, при которой создается новая практика образования, осуществляются нововведения в рамках реализации приоритетных направлений государственной и региональной образовательной политики.
3.3. Целью деятельности стажировочных площадок является распространение инновационных моделей, обеспечивающих современное качество образования в соответствии с приоритетными направлениями развития образования. Результатом деятельности стажировочной площадки является проектирование стажерами на основе изученного инновационного опыта собственных вариативных моделей профессиональной деятельности, адаптированных к условиям конкретной образовательной организации и обеспечивающих развитие и достижение необходимого качества образования.
3.4. Школа-лаборатория – образовательное учреждение, которое систематически экспериментирует социально значимые образовательные нововведения в учебно-воспитательный процесс и обеспечивает их внедрение.
3.5. Присвоение статуса экспериментальной, стажировочной площадки, школы-лаборатории не влечет за собой изменения подчиненности, типа, формы собственности общеобразовательной организации.
IV. Основные этапы экспериментальной работы в общеобразовательной организации
4.1. Предварительный этап (до утверждения программы экспериментальной работы) предполагает подготовку заявки на организацию экспериментальной работы в общеобразовательной организации и не ограничен в сроках выполнения.
4.2. Организационно-практический этап (в статусе экспериментальной площадки) включает реализацию экспериментальной работы и подготовку отчетных материалов. Продолжительность данного этапа определяется программой экспериментальной работы.
4.3. Этап обобщения (в статусе экспериментальной площадки) предполагает анализ полученных результатов и их оформление в форме отчета в течение одного учебного года после завершения эксперимента.
4.4. Этап распространения и внедрения инновационного педагогического опыта (в статусе стажировочной площадки или школы-лаборатории). Сроки данного этапа (не более чем два учебных года) определяются учебно-методическим советом уполномоченной организации дополнительного профессионального образования, высшего профессионального образования или научного учреждения в зависимости от объема работы, подготовки и реализации проекта внедрения инновационного педагогического опыта.
V. Результаты экспериментальной работы в общеобразовательной организации
5.1. Результатами экспериментальной работы являются текстовые документы, содержащие решение каких-либо научных и практических проблем, и инновационный педагогический опыт, демонстрирующий возможности и способы решения этих проблем.
5.2. Текстовые результаты экспериментальной работы оформляются в форме статьи, монографии и в других формах научной продукции.
5.3. Инновационный педагогический опыт также подлежит обобщению и описанию.
5.4. По завершении программы эксперимента и получении положительных результатов учебно-методический совет уполномоченной организации дополнительного профессионального образования, высшего профессионального образования или научного учреждения определяет условия обобщения и внедрения образовательной инновации; органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, разрабатывают механизм распространения результатов эксперимента в системе среднего общего образования.
5.5. Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики утверждается и контролируется порядок использования результатов экспериментальной работы в системе среднего общего образования.
Для данного документа приложений нет.
Отменяется на основании: Приказ №56-НП от 19.04.2023