watermark
Перейти к текущей редакции Печать

Вид документа: Приказ

Государственный информационно-правовой фонд: Государственный реестр нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики , Нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики

Наименование правотворческого органа: Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики

Дата документа: 04.04.2016

Номер документа: 306

Дата государственной регистрации: 22.04.2016

Регистрационный номер: 1199

Заголовок документа: Об утверждении Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность (квалификация "юрист")

Действие документа: Архивная версия

Классификатор: 130.010.030 - Государственные образовательные стандарты. Образовательные программы. Образовательный процесс

Информация об опубликовании:
    Официальный сайт Донецкой Народной Республики http://dnr-online.su/, 06.05.2016

Дополнительные сведения:

Количество страниц:

watermark
НПА ДНР

Министерство образования и науки
Донецкой Народной Республики

 

Приказ

04.04.2016
№306
НПА ДНР
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 1199
от   «22» апреля 2016  г.
Об утверждении Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность (квалификация "юрист")

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 6 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании», подпунктом 12.56 пункта 12 раздела II Положения о Министерстве образования и науки, утверждённого Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 22.07.2015 года № 13-43 «Об утверждении Положения и структуры Министерства образования и науки», во исполнение статьи 9 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании», пункта 16 Правил разработки, утверждения государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утверждённых приказом Министерства образования и науки от 08.07.2015 г. № 297 (зарегистрированных в Министерстве юстиции 30 июля 2015 г. № 322),

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемый  Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности  40.05.02 Правоохранительная деятельность (квалификация «юрист»).

2. Контроль за исполнением приказа возложить на Первого заместителя Министра Кушакова М.Н.

3. Настоящий приказ вступает в силу со дня официального опубликования.

Министр образования и науки
Л.П. Полякова
НПА ДНР
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 1199
от   «22» апреля 2016  г.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 40.05.02 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ «ЮРИСТ»)

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящий государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ подготовки специалиста по направлению подготовки (специальности) 40.05.02 Правоохранительная деятельность образовательными организациями высшего профессионального образования на территории Донецкой Народной Республики (ДНР).

1.2. Право на реализацию основных образовательных программ ООВПО имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным органом исполнительной власти ДНР.

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

В государственном образовательном стандарте используются следующие сокращения:

ВПО —   высшее профессиональное образование;

ГОС ВПО — государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования;

ООП —   основная образовательная программа;

ОК —   общекультурные компетенции;

ПК —   профессиональные компетенции;

ПСК —   профессионально-специализированные компетенции;

ПМ — профессиональный модуль;

УЦ ООП —   учебный цикл основной образовательной программы.

III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ (СПЕЦИАЛЬНОСТИ)

3.1. Получение образования по программам подготовки специалиста допускается только в образовательной организации высшего профессионального образования (далее — организация).

3.2. Обучение по программам подготовки специалиста в организациях осуществляется в очной, очно-заочной (вечерней) и заочной формах обучения.

Нормативный срок, общая трудоемкость освоения ООП (в зачетных единицах)* и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.

*) Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

Таблица 1

Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация (степень) выпускников

Наименование ООП Квалификация (степень) Нормативный срок освоения ООП (для очной формы обучения), включая предоставляемые каникулы Трудоемкость (в зачетных единицах)
Код, в соответствии с принятой квалификацией ООП Наименование
ООП 65 специалист 5 лет 300*
*Трудоемкость ООП подготовки специалиста по очной форме обучения за учебный год в среднем равна 60 зачетным единицам.

Сроки освоения ООП подготовки специалиста по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться до одного года относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета организации.

Иные нормативные сроки освоения ООП подготовки специалиста устанавливаются Правительством Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики.

По данной специальности подготовка в форме экстерната не предусматривается.

3.3. Реализация программ подготовки специалиста возможна с использованием сетевой формы.

3.4. Образовательная деятельность по программам подготовки специалиста осуществляется на государственных языках Донецкой Народной Республики, если иное не определено локальным нормативным актом организации.

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ

4.1. Область профессиональной деятельности специалистов включает: разработку и реализацию правовых норм, обеспечение законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства, борьбу с преступлениями и иными правонарушениями, исполнение наказания, юридическое образование и правовое воспитание.

4.2. Объектами профессиональной деятельности специалистов являются: события и действия, имеющие юридическое значение, общественные отношения в сфере реализации правовых норм, осуществления правоохранительной деятельности.

4.3. Специалист по направлению подготовки (специальности) 40.05.02 Правоохранительная деятельность готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

правотворческой;

правоприменительной;

экспертно-консультационной;

оперативно-служебной;

организационно-управленческой;

научно-исследовательской; педагогической.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится специалист, определяются высшим учебным заведением совместно с заинтересованными работодателями.

4.4.  Специалист по направлению подготовки (специальности) 40.05.02 Правоохранительная деятельность должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

в области правотворческой деятельности: подготовка нормативных актов;

участие в разработке нормативных правовых актов в соответствии с профилем своей деятельности;

в области правоприменительной деятельности:

обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм;

составление юридических документов;

в области экспертно-консультационной деятельности:

оказание юридической помощи, консультирование по вопросам права; осуществление правовой экспертизы нормативных актов;

в области оперативно-служебной деятельности:

обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства;

защита жизни и здоровья граждан, охрана общественного порядка; профилактика, предупреждение, выявление, пресечение уголовных преступлений и административных правонарушений;

 раскрытие преступлений;

производство дознания по уголовным делам;

производство по делам об административных правонарушениях;

обеспечение реализации актов применения права;

обеспечение исполнения наказания;

организация и осуществление розыска лиц;

защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;

оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов;

сбор, анализ и оценка информации, имеющей значение для реализации правовых норм в сфере правоохранительной деятельности;

в области организационно-управленческой деятельности:

организация работы малых коллективов и групп исполнителей в процессе решения конкретных профессиональных задач;

в области научно-исследовательской деятельности:

проведение прикладных научных исследований в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности; в области педагогической деятельности:

преподавание юридических дисциплин в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного образования;

осуществление правового информирования и воспитания.

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

5.1. В результате освоения программы подготовки специалиста у выпускника должны быть сформированы общекультурные, профессиональные и профессионально-специализированные компетенции.

5.2. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

способностью действовать в соответствии с Конституцией Донецкой Народной Республики, руководствуясь принципами законности и патриотизма (ОК-1);

способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, вопросы ценностно- мотивационной ориентации; значение гуманистических ценностей, свободы и демократии (ОК-2);

способностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социально-культурные различия (ОК-3);

способностью ориентироваться в политических, социальных и экономических процессах, использовать знания и методы гуманитарных, экономических и социальных наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4);

способностью понимать социальную значимость своей будущей профессии, цель и смысл государственной службы, выполнять гражданский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета (ОК-5);

способностью проявлять непримиримость к коррупционному поведению, высокий уровень правосознания и правовой культуры (ОК-6);

способностью к толерантному поведению, к социальному и профессиональному взаимодействию с учетом этнокультурных и конфессиональных различий, к работе в коллективе, кооперации с коллегами, к предупреждению и конструктивному разрешению конфликтных ситуаций в процессе профессиональной деятельности (ОК-7);

способностью проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных условиях, применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психологического состояния (ОК-8);

способностью к логическому мышлению, анализу, систематизации, обобщению, критическому осмыслению информации, постановке исследовательских задач и выбору путей их решения (ОК-9);

способностью креативно мыслить и творчески решать профессиональные задачи, проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, принимать оптимальные организационно-управленческие решения в повседневной деятельности и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность (ОК-10);

способностью анализировать свои возможности, самосовершенствоваться, адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности и изменяющимся социокультурным условиям, приобретать новые знания и умения, повышать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, развивать социальные и профессиональные компетенции, изменять вид и характер своей профессиональной деятельности (ОК-11);

способностью к осуществлению педагогической деятельности в сферах публичной и частной жизни (ОК-12);

способностью организовывать свою жизнь в соответствии с социально-значимыми представлениями о здоровом образе жизни, применять методы физического воспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья, поддержания должного уровня физической подготовленности, необходимого для обеспечения социальной активности и полноценной профессиональной деятельности (ОК-13);

способностью осуществлять письменную и устную коммуникацию на русском языке, логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, публично представлять результаты исследований, вести полемику и дискуссии (ОК-14);

способностью к деловому общению, профессиональной коммуникации на одном из иностранных языков (ОК-15);

способностью работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации (ОК-16).

5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

в области правотворческой деятельности:

способностью разрабатывать нормативные акты, участвовать в разработке нормативных правовых актов в соответствии с профилем своей деятельности (ПК-1);

в области правоприменительной деятельности:

способностью осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

способностью анализировать правоотношения, являющиеся объектами профессиональной деятельности, юридически правильно квалифицировать факты, события и обстоятельства (ПК-3);

способностью обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-4);

способностью принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-5);

способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности, (ПК-6);

способностью разрабатывать и правильно оформлять юридические и служебные документы (ПК-7);

в области экспертно-консультационной деятельности:

способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-8);

способностью осуществлять юридическую экспертизу проектов нормативных актов, в том числе в целях недопущения в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации (ПК-9);

 в области оперативно-служебной деятельности:

способностью выполнять должностные обязанности по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства, защите жизни и здоровья граждан, охране общественного порядка (ПК-10);

способностью уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, не допускать и пресекать любые проявления произвола, принимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав (ПК-11);

способностью выявлять, пресекать уголовные преступления и административные правонарушения (ПК-12);

способностью раскрывать преступления (ПК-13); способностью осуществлять производство дознания по уголовным делам (ПК-14);

способностью организовывать и осуществлять розыск лиц (ПК-15); способностью обеспечивать защиту частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (ПК-16);

способностью осуществлять производство по делам об административных правонарушениях и иные виды административных производств (ПК-17);

способностью применять в профессиональной деятельности теоретические основы раскрытия и расследования преступлений, использовать в целях установления объективной истины по конкретным делам технико-криминалистические методы и средства, тактические приемы производства следственных действий, формы организации и методику раскрытия и расследования отдельных видов и групп преступлений (ПК-18);

способностью осуществлять профилактику, предупреждение преступлений и иных правонарушений на основе использования закономерностей преступности, преступного поведения и методов их предупреждения, выявлять и устранять причины и условия, способствующие совершению правонарушений (ПК-19);

способностью реализовывать мероприятия по получению юридически значимой информации, проверять, анализировать, оценивать ее и использовать в интересах предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования преступлений (ПК-20);

способностью использовать при решении профессиональных задач особенности тактики проведения оперативно-служебных мероприятий в соответствии со спецификой будущей профессиональной деятельности (ПК-21);

способностью осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с правовыми и организационными основами правоохранительной деятельности, компетенцией правоохранительного органа (для службы в котором осуществляется подготовка специалиста) (ПК-22);

способностью осуществлять действия по силовому пресечению правонарушений, задержанию и сопровождению правонарушителей, правомерно и эффективно применять и использовать табельное оружие, специальные средства (ПК-23);

способностью эффективно использовать при выполнении профессиональных задач криминалистическую и специальную технику, применяемую в деятельности правоохранительных органов (ПК-24);

способностью применять при решении профессиональных задач психологические методы, средства и приемы (ПК-25);

способностью правильно и полно отражать результаты профессиональной  деятельности в процессуальной  и служебной документации  (ПК-23);

способностью соблюдать в  профессиональной деятельности требования нормативных правовых актов в области защиты государственной тайны и информационной безопасности, обеспечивать соблюдение режима секретности (ПК-27);

способностью выполнять профессиональные задачи в особых условиях, чрезвычайных обстоятельствах, чрезвычайных ситуациях, в условиях режима чрезвычайного положения и в военное время, оказывать первую медицинскую помощь, обеспечивать личную безопасность и безопасность граждан в процессе решения служебных задач (ПК-28); в области организационно-управленческой деятельности: способностью принимать оптимальные управленческие решения (ПК-29);

способностью организовать работу малого коллектива исполнителей, планировать и организовывать служебную деятельность исполнителей, осуществлять контроль и учет ее результатов (ПК-30);

способностью выявлять и содействовать пресечению коррупционных проявлений в служебном коллективе (ПК-31);

способностью осуществлять свою профессиональную деятельность во взаимодействии с сотрудниками иных правоохранительных органов, представителями других государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, с муниципальными органами охраны общественного порядка, трудовыми коллективам, гражданами, со средствами массовой информации (ПК-32);

в области научно-исследовательской деятельности:

способностью анализировать правоприменительную и правоохранительную практику, научную информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-33);

способностью применять методы проведения прикладных научных исследований, анализа и обработки их результатов (ПК-34);

способностью обобщать и формулировать выводы по теме исследования, готовить отчеты, публикации по результатам выполненных исследований (ПК-35);

в области педагогической деятельности:

способностью проектировать, реализовывать, контролировать и оценивать результаты учебно-воспитательного процесса по юридическим дисциплинам в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного образования (ПК-36);

способностью осуществлять правовое информирование и воспитание (ПК-37).

Специализация  № 1 ««Оперативно-розыскная деятельность».

Специализация  № 2 «Административная деятельность».

Специализация  № 3 «Деятельность специальных подразделений».

Специализация №4 «Обеспечение безопасности в уголовно- исполнительной системе».

Специализация  № 5 «Воспитательно-правовая».

ПСК, которыми в соответствии со специализацией должен обладать выпускник, определяются вузом.

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

6.1.   ООП подготовки специалиста предусматривает изучение следующих учебных блоков (Таблица 1):

гуманитарный, социальный и экономический блок;

информационно-правовой блок;

профессиональный блок;

и разделов:

физическая культура (физическая подготовка — для организаций, в которых предусмотрена военная служба и (или) служба в правоохранительных органах);

учебная и производственная практики, научно-исследовательская работа;

итоговая государственная аттестация.

6.2. Каждый учебный блок имеет базовую (обязательную) часть и вариативную, устанавливаемую организацией. Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей) и дисциплин специализаций, позволяет обучающимся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для дальнейшего продолжения обучения по программам послевузовского профессионального образования (аспирантура, адъюнктура)

6.3. Базовая (обязательная) часть блока «Гуманитарный, социальный и экономический блок» должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: «Иностранный язык», «Философия», «Логика», «Профессиональная этика и служебный этикет».

Базовая (обязательная) часть профессионального блока должна предусматривать изучение дисциплины  «Безопасность жизнедеятельности». Для организаций, в которых предусмотрена военная служба и (или) служба в правоохранительных органах, допускается исключение данной дисциплины.

Таблица 2

Структура ООП подготовки специалиста

Блок 1 Дисциплины 271
Базовая часть 173-200
Вариативная часть 71-98
Блок 2 Физическая культура (Физическая подготовка) 2
Блок 3 Учебная (ознакомительная),  производственная практики, научно-исследовательская работа3   и стажировка 18-21
Блок 4 Государственная аттестация (включая защиту выпускной квалификационной работы) 6-9
Общая трудоемкость основной образовательной программы 300
1Трудоемкость блоков 1,2,3,4 включает все  виды текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестаций.
2Трудоемкость учебного цикла ООП подготовки специалиста (далее — УЦ) может изменяться за счет перераспределения зачетных единиц в пределах заданных интервалов, при этом суммарная трудоемкость базовых составляющих УЦ Блока 1 должна составлять не менее 70 процентов от общей трудоемкости указанных УЦ.
3Для организаций, в которых предусмотрена военная служба и (или) служба в правоохранительных органах, продолжительность практик может быть увеличена при сохранении трудоемкости в зачетных единицах, определенной ГОС ВПО по специальности.

Примечание:

При подготовке образовательной программы допускается отклонение от общей трудоемкости зачетных единиц в пределах 5 зачетных единиц.

Количество и перечень учебных дисциплин носят рекомендательный характер и определяются организацией самостоятельно.

Содержание специальной или военной подготовки определяется организацией с учетом специфики будущей служебной деятельности выпускников.

Количество, перечень и содержание учебных дисциплин специализации определяются организацией самостоятельно. Суммарная трудоемкость дисциплин специализации должна составлять не более 25 процентов от общей трудоемкости базовой части УЦ С.З.

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ И К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП подготовки специалиста, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов,  дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующих образовательных технологий.

Профиль ООП определяется организацией в соответствии с примерной ООП ООВПО. Требования к результатам освоения и структуре ООП подготовки специалиста в части специализации для вузов, в которых предусмотрена военная служба и (или) служба в правоохранительных органах, определяются (устанавливаются) данными образовательными учреждениями.

Организации обязаны обновлять ООП подготовки специалиста с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

Учитывая, что ООП связана с освоением учебного материала, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, условия ее реализации должны соответствовать следующим требованиям:

наличие у образовательного учреждения лицензии на соответствующий вид деятельности, связанной с использованием сведений, составляющих государственную тайну;

наличие у лиц, участвующих в реализации образовательного процесса, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, оформленного в установленном порядке допуска к государственной тайне по соответствующей форме;

наличие в организации нормативных правовых документов по обеспечению режима секретности и их выполнение;

осуществление образовательного процесса, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, только в помещениях организаций, на базе которых реализуется образовательный процесс, удовлетворяющих требованиям нормативных правовых документов по режиму секретности и технической защите информации;

использование при реализации образовательного процесса, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, средств вычислительной техники и программного обеспечения, удовлетворяющих требования нормативных правовых документов по режиму секретности и технической защите информации.

7.2. При разработке ООП подготовки специалиста должны быть определены возможности организации в формировании общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). В организации должна быть сформирована социокультурная среда, созданы условия, необходимые для всестороннего развития личности.

организация обязана способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.

7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных дисциплин должны быть предусмотрены встречи с представителями правоохранительных органов, государственных и общественных организаций, участие специалистов в проведении аудиторных и внеаудиторных занятий.

7.4.  В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в соответствии с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП подготовки специалиста.

Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся и факультативных дисциплин).

7.5.  ООП подготовки специалиста должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам С.1, С.2 и С.З. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливается организацией.

7.6.  Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ООП и факультативных дисциплин, устанавливаемых организацией дополнительно к ООП подготовки специалиста и являющихся необязательными для изучения.

Объем факультативных дисциплин не должен превышать 13 зачетных единиц за весь период обучения.

7.7. Объем аудиторной учебной нагрузки обучающихся в неделю при освоении ООП подготовки специалиста в очной форме обучения должен быть в среднем за период теоретического обучения не менее 27 и не более 36 академических часов.

В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре (физической подготовке) и факультативным дисциплинам.

7.8. В случае реализации ООП подготовки специалиста в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с действующими стандартами образования.

7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период. В организациях, в которых предусмотрена военная служба и (или) служба в правоохранительных органах, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы.

7.10. Раздел «Физическая культура» («Физическая подготовка» — для организаций, в которых предусмотрена военная служба и (или) служба в правоохранительных органах), трудоемкостью две зачетные единицы реализуется при очной форме обучения в объеме не менее 400 часов, при этом объем практической подготовки должен составлять не менее 360 часов. В случае реализации ООП подготовки специалиста в иных формах обучения раздел может не изучаться с учетом обязательных занятий по физической подготовке, проводимых для обучающихся в рамках профессиональной подготовки по месту их службы.

7.11. Организация обязана ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП подготовки специалиста, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными.

7.12. ООП подготовки специалиста организации должна включать практикумы и практические занятия по дисциплинам (модулям) базовой части, а так же по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают в качестве цели формирование у обучающихся соответствующих умений и навыков.

Общий объем практических занятий и практикумов должен составлять не менее 40 процентов от общего объема аудиторных занятий.

7.13. Наряду с установленными законодательными и другими нормативными правовыми актами правами и обязанностями обучающиеся имеют следующие права и обязанности:

право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП подготовки специалиста, выбирать конкретные дисциплины (модули);

при формировании своей индивидуальной образовательной программы право получить консультации в организации по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущую специальность (специализацию);

право на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации при переводе из другой организации заведения при наличии соответствующих документов;

обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП подготовки специалиста.

7.14. Раздел ООП подготовки специалиста «Учебные и производственные практики, научно-исследовательская работа» является обязательным и представляет собой форму организации учебного процесса, непосредственно ориентированную на профессионально-практическую подготовку обучающихся.

Конкретные виды практик определяются ООП подготовки специалиста. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются организацией по каждому виду практики.

Практики проводятся в органах государственной власти и управления, судебных органах, в подразделениях правоохранительных органов, по месту службы (для слушателей очно-заочной (вечерней) и заочной форм обучения), в организациях и учреждениях, для которых обязательно наличие объектов и видов профессиональной деятельности специалиста по данной специальности (специализации). Практики могут проводиться в структурных подразделениях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.

7.15. Научно-исследовательская работа является обязательным разделом ООП подготовки специалиста. Она направлена на комплексное формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ГОС ВПО.

При разработке программы научно-исследовательской работы организация должна предоставить возможность обучающимся:

изучать специальную литературу и другую научную информацию о достижениях отечественной и зарубежной науки и техники в соответствующей области знаний;

участвовать в проведении научных исследований;

осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научной информации по теме (заданию);

составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию);

выступить с докладом на конференции.

В процессе выполнения научно-исследовательской работы и оценки ее результатов должно проводиться широкое обсуждение в учебных структурах организации с привлечением работодателей, позволяющее оценить уровень компетенций, сформированных у обучающегося. Необходимо также дать оценку компетенций, связанных с формированием профессионального мировоззрения и определения уровня культуры.

7.16. Реализация ООП подготовки специалиста должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое высшее профессиональное образование, как правило, соответствующее профилю преподаваемых дисциплин, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью.

Доля преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной основной образовательной программе, должно быть не менее 50 процентов; ученую степень доктора наук (в том числе степень присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и/или ученое звание профессора должны иметь не менее восьми процентов преподавателей.

Преподаватели профессионального блока должны иметь базовое образование и/или ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины. Не менее 50 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному блоку, должны иметь ученые степени. К образовательному процессу возможно привлечение не менее пяти процентов преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций.

К образовательному процессу должны быть привлечены преподаватели из числа действующих руководителей и специалистов профильных организаций и учреждений.

До десяти процентов от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание, может быть заменено преподавателями, имеющими не менее 5 лет стажа практической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов.

7.17. ООП подготовки специалиста должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным дисциплинам (модулям).

Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями учебной и учебно-методической литературы.

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла — за последние пять лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.

Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания из расчета одного-трех экземпляров на каждые 100 обучающихся.

Специальная библиотека организации должна иметь фонд нормативных правовых документов, регламентирующих деятельность профильной службы министерства (ведомства).

Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.

Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства ДНР об интеллектуальной собственности и защите сведений, составляющих государственную тайну, а также международных договоров в области интеллектуальной собственности. Обучающимся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.

7.18. Финансирование реализации ООП должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования организации.

7.19. Организация, реализующая ООП подготовки специалиста, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом организации, и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам, в том числе оружием, криминалистической и специальной техникой, специальными средствами, стоящими на вооружении правоохранительного органа, для которого осуществляется подготовка специалистов, и другими материально- техническими средствами, необходимыми для осуществления специальной (военной) подготовки обучающихся.

Минимально необходимый для реализации ООП подготовки специалиста перечень материально-технического обеспечения включает:

фотолаборатория (лаборатория цифровой фотографии);

криминалистические полигоны;

полигоны для отработки навыков служебной деятельности;

центр (класс) деловых игр;

тиры (для стрельбы из огнестрельного оружия);

спортивные залы (общефизической и профессионально-прикладной физической подготовки);

кабинеты: криминалистики; специальной техники; огневой подготовки; тактико-специальной подготовки; информатики (компьютерные классы); первой медицинской помощи; иностранных языков;

библиотеки:

общая библиотека,

специальная библиотека (библиотека литературы ограниченного доступа).

Организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

7.20. Организация обязана обеспечивать гарантию качества подготовки специалиста, в том числе путем:

разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;

мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;

разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;

обеспечения компетентности преподавательского состава;

регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки своей деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей.

7.21. Оценка качества освоения ООП подготовки специалиста должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.

7.22. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по каждой дисциплине разрабатываются организацией самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.

7.23. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты, практические задания, практикумы и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень сформированных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются организацией.

Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отражениями требований ГОС ВПО по данному направлению подготовки (специальности), соответствовать целям и задачам конкретной ООП подготовки специалиста и ее учебному плану. Они призваны обеспечивать оценку качества общекультурных и профессиональных компетенций, приобретаемых выпускником в соответствии с этими требованиями.

Организацией должны быть созданы условия для максимального приближения системы контроля качества освоения обучающимися ООП к условиям их будущей профессиональной деятельности.

Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отражениями требований ГОС ВПО по данному направлению подготовки (специальности), соответствовать целям и задачам конкретной ООП подготовки специалиста и ее учебному плану. Они призваны обеспечивать оценку качества общекультурных и профессиональных компетенций, приобретаемых выпускником в соответствии с этими требованиями.

Организацией должны быть созданы условия для максимального приближения системы оценивания и контроля компетенций специалистов к условиям их будущей профессиональной деятельности. С этой целью кроме преподавателей конкретной дисциплины в качестве внешних экспертов должны активно использоваться работодатели (представители заинтересованных организаций), преподаватели, читающие смежные дисциплины.

7.24. Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.

7.25. Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (дипломного проекта (работы)). Государственный экзамен вводится по решению ученого совета организации.

Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы (дипломного проекта (работы)), а также требования к государственному экзамену (при наличии) определяется организацией.

Программа государственного экзамена разрабатывается организацией самостоятельно.

Для организаций, в которых предусмотрена военная служба и (или) служба в правоохранительных органах и ООП которых содержат сведения, составляющие государственную тайну, при заочной, очно-заочной (вечерней) формах обучения допускается замена защиты выпускной квалификационной работы сдачей дополнительного государственного экзамена.

Первый заместитель Министра образования и науки Донецкой Народной Республики
М.Н. Кушаков

Для данного документа приложений нет.

Редакция от 09.01.2019

Начальная версия от 22.04.2016