watermark
Печать

Вид документа: Приказ

Государственный информационно-правовой фонд: Государственный реестр нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики , Нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики

Наименование правотворческого органа: Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики

Дата документа: 20.07.2015

Номер документа: 328

Дата государственной регистрации: 06.08.2015

Регистрационный номер: 341

Заголовок документа: Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования

Действие документа: Недействующий

Классификатор: 130.010.030 - Государственные образовательные стандарты. Образовательные программы. Образовательный процесс

Информация об опубликовании:
    Официальный сайт Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики http://mondnr.ru/,

Дополнительные сведения:

Количество страниц:

watermark
НПА ДНР

Министерство образования и науки
Донецкой Народной Республики

 

Приказ

20.07.2015
№328
НПА ДНР
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 341
от   «06» августа 2015  г.
Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования

(утратил силу с 03.08.2022 – приказ Министерства образования и науки ДНР от 13.07.2022 № 64-НП)

(в ред. приказа Министерства образования и науки ДНР от 05.06.2020 № 87-НП)

В соответствии со статьей 11 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании», принятым Народным Советом Донецкой Народной Республики 19.06.2015 г. (постановление № 1-233П-НС), разделом II частью 2 п.п. 6-8 Положения о Министерстве образования и науки, утверждённого Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 26.09.2014 года №35-11 «Об утверждении Положения и структуры Министерства образования и науки», с целью обеспечения единства образовательного пространства Донецкой Народной Республики, преемственности образовательных программ

ПРИКАЗЫВАЮ:

4. Утвердить прилагаемый Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования (приложение 1).

5. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

6. Настоящий Порядок вступает в силу с момента опубликования.

Министр образования и науки
Л.П. Полякова
НПА ДНР
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 341
от   «06» августа 2015  г.

ПОРЯДОК

организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования

(в ред. приказа Министерства образования и науки ДНР от 05.06.2020 № 87-НП)

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования (далее – Порядок) регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования (далее ОПОП СПО), в том числе особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

1.2. Учебный процесс в образовательных организациях среднего профессионального образования  (далее – учебный процесс) – это система организационных и дидактических мероприятий, направленных на реализацию содержания образования по определённому образовательному уровню в соответствии с государственными стандартами образования.

Образовательная деятельность базируется на принципах научности, гуманизма, демократизма, преемственности и непрерывности, независимости

от вмешательства любых политических партий, других общественных и религиозных организаций.

1.3. Настоящий  Порядок является обязательным для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования (программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих и программы подготовки специалистов среднего звена) (далее – образовательные учреждения).

II. ОРГАНИЗАЦИЯ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1. Среднее профессиональное образование может быть получено в образовательных организациях, а также вне образовательных организаций.

2.2. Организация учебного процесса осуществляется учебными подразделениями образовательной организации (отделениями, предметными (цикловыми) комиссиями и т.п.).

2.3. Формы получения образования и формы обучения по образовательным программам среднего профессионального образования определяются соответствующими государственными образовательными стандартами.

Обучение в образовательных учреждениях среднего профессионального образования осуществляется по следующим формам:

– дневная (стационарная);

– очно-заочная;

– заочная (дистанционная).

Дневная (стационарная) форма обучения является основной формой получение определенного уровня образования или квалификации с отрывом от производства.

Заочная (дистанционная) формы обучения являются формами получение определенного уровня образования или квалификации без отрыва от производства.

Организация образовательного процесса на заочной (дистанционной) форме обучения осуществляется с государственными стандартами среднего профессионального образования и настоящим Порядком, с учетом предусмотренных действующим законодательством льгот для лиц, совмещающих работу с обучением.

Очно-заочная форма обучения предполагает 3–4 дня аудиторных занятий (до 4 академических часов каждый) в неделю в вечернее время и/или в выходные дни. Это максимально приближенная к очной форма обучения. Объем знаний  максимально соответствует стандартам обучения на дневном отделении. Количество аудиторных часов у студентов вечернего отделения составляет почти 70 % от нагрузки по очной форме.

2.4. Экстернат является особой формой обучения лиц, имеющих соответствующий образовательный уровень, для получения ими определенного уровня образования или квалификации путем самостоятельного изучения учебных дисциплин и сдачи в высшем учебном заведении зачетов, экзаменов и других форм итогового контроля, предусмотренных учебным планом.

2.5. Обучение в форме самообразования осуществляется с правом последующего прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в образовательных организациях.

2.6. Допускается в порядке, установленном образовательной организацией, свободное посещение студентами лекционных занятий (для студентов четвёртого курса). Посещение других видов учебных занятий (кроме консультаций) является обязательным для студентов.

Запрещается отвлекать студентов от участия в учебных занятиях и контрольных мероприятиях, установленных расписанием, кроме случаев, предусмотренных действующим законодательством.

2.7. Допускается сочетание различных форм получения образования.

2.8. Государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения среднего профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.

Государственные стандарты среднего профессионального образования включают в себя требования к структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и вариативной части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему; условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; результатам освоения основных образовательных программ.

2.9. Содержание среднего профессионального образования по каждой профессии, специальности определяется образовательными программами среднего профессионального образования. Содержание среднего профессионального образования должно обеспечивать получение квалификации.

2.10. Нормативные учебные дисциплины устанавливаются государственным стандартом образования. Соблюдение их названий и объемов является обязательным для образовательных организаций.

Выборочные учебные дисциплины устанавливаются образовательным учреждением среднего профессионального образования и вводятся для удовлетворения образовательных и квалификационных потребностей лица, эффективного использования возможностей и традиций конкретного учебного заведения, республиканских потребностей и тому подобное.

Место и значение учебной дисциплины, ее общее содержание и требования к знаниям и умениям определяются образовательной программой.

2.11. Требования к структуре, объему, условиям реализации и результатам освоения образовательных программам среднего профессионального образования определяются соответствующими Государственными образовательными стандартами.

2.12. Образовательные программы среднего профессионального образования самостоятельно разрабатываются и утверждаются образовательными организациями.

Образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования, разрабатывают указанные образовательные программы в соответствии с Государственными образовательными стандартами по соответствующим профессиям, специальностям среднего профессионального образования и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

Образовательные программы среднего профессионального образования, реализуемые на базе основного общего образования, разрабатываются образовательными организациями, осуществляющими образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования, на основе требований соответствующих Государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования.

2.13. Образовательная программа среднего профессионального образования включает в себя учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), оценочные и методические материалы, а также иные компоненты, обеспечивающие воспитание и обучение обучающихся.

Основным нормативным документом, определяющим организацию учебного процесса в конкретном направлении образовательной или квалификационной подготовки, является учебный план.

Учебный план образовательной программы среднего профессионального образования – это нормативный документ образовательной организации, который составляется на основании основной профессиональной образовательной программы и  определяет перечень и объем нормативных и выборочных учебных дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности обучающихся, последовательность их изучения, конкретные формы проведения учебных занятий и их объем, график учебного процесса, формы и средства проведения текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации.

Учебный план утверждается директором образовательного учреждения.

2.14. Образовательные программы среднего профессионального образования реализуются образовательной организацией как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.

2.15. При реализации образовательных программ среднего профессионального образования используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.

2.16. При реализации образовательных программ среднего профессионального образования образовательной организацией может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий.

2.17. Использование при реализации образовательных программ методов и средств обучения, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается.

2.18. Образовательная программа среднего профессионального образования предусматривает проведение практики обучающихся.

Практическая подготовка (практика) обучающихся (студентов) профессионального образовательного учреждения является обязательным компонентом основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования для получения квалификационного уровня (квалифицированного рабочего (служащего) или специалиста среднего звена) и имеет целью приобретения студентом профессиональных навыков и умений.

Практическая подготовка обучающихся (студентов) осуществляется на передовых современных предприятиях и организациях различных отраслей хозяйства, науки, образования, здравоохранения, культуры, торговли и государственного управления.

Практическая подготовка проводится в условиях профессиональной деятельности под организационно-методическим руководством преподавателя (мастера производственного обучения) профессионального образовательного учреждения.

Программа практической подготовки и сроки ее проведения определяются учебным планом и состоит из:

учебной практики (производственного обучения);

производственной (по профилю специальности/профессии) практики;

производственной (преддипломной) практики.

2.18.1. Учебная практика (производственное обучение) по специальности (профессии) направлена на формирование у обучающихся умений, приобретение первоначального практического опыта, и реализуется в рамках профессиональных модулей ОПОП СПО по основным видам профессиональной деятельности (по профилю профессии) для последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций по избранной профессии, предусмотренных государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования.

2.18.2. Практика по профилю специальности/профессии направлена на формирование у обучающегося общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта и реализуется в рамках профессиональных модулей ОПОП СПО по каждому из видов профессиональной деятельности, предусмотренных ФГОС СПО по специальности.

2.18.3. Преддипломная практика направлена на углубление первоначального практического опыта обучающегося, развитие общих и профессиональных компетенций, проверку его готовности к самостоятельной трудовой деятельности, а также на подготовку к выполнению выпускной квалификационной работы в организациях различных организационно-правовых форм.

Производственная практика проводится в организациях различных организационно-правовых форм, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся, на основе договоров, заключаемых между образовательным учреждением и организациями.

В период прохождения производственной практики обучающиеся могут зачисляться на вакантные должности, если работа соответствует требованиям программы производственной практики.

Форма организации производственного обучения избирается образовательным учреждением  в зависимости от особенности профессии или специальности при условии полного выполнения рабочих учебных планов и рабочих учебных программ и проводится в учебных группах численностью не менее 12 человек (для профессий художественных промыслов и ремесел, для педагогического образования не менее 6 человек).

Сроки проведения практики устанавливаются образовательными учреждениями в соответствии с основными профессиональными образовательными программами среднего профессионального образования.

Учебная практика и практика по профилю специальности/профессии проводятся как непрерывно, так и путем чередования с теоретическими занятиями по дням (неделям) при условии обеспечения связи между теоретическим обучением и содержанием практики.

Преддипломная практика проводится непрерывно после освоения учебной практики и практики по профилю специальности/профессии.

Оценка по практике учитывается при начислении стипендии по результатам промежуточного контроля.  Студенты, которые не выполнили программу практики без уважительных причин или получили неудовлетворительную оценку, направляются на повторное прохождение практики до окончания текущего семестра (согласно индивидуальному графику). Студенты, которые получили отрицательную оценку за повторное прохождение практики, отчисляются из образовательной организации.

Положение о практике обучающихся, осваивающих образовательные программы среднего профессионального образования, утверждается Министерством образования и науки  Донецкой Народной Республики.

2.19. Образовательные организации ежегодно обновляют  образовательные программы среднего профессионального образования с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

2.20. В образовательных организациях образовательная деятельность осуществляется на государственном языке согласно Конституции Донецкой Народной Республики.

(пункт 2.20 в ред. приказа Министерства образования и науки ДНР от 05.06.2020 № 87-НП)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.21. Образовательная деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования организуется в соответствии с утвержденными образовательной организацией учебными планами, календарными учебными графиками, согласно которым составляются расписания учебных занятий по каждой профессии, специальности среднего профессионального образования.

Расписание занятий – это документ, который разрабатывается в соответствии с рабочим учебным планом с соблюдением педагогических и санитарно-гигиенических требований. Он включает теоретическую и практическую подготовку в учебных группах на каждый рабочий день недели. В расписании определяется время, место, учебные предметы, по которым проводятся занятия в учебных группах, и фамилии педагогов, которые их проводят. Расписание занятий устанавливает общий режим обучения, начало и конец каждого занятия (урока, пары) и продолжительность перерывов между уроками.

Расписание занятий составляется под руководством заместителя руководителя по учебной/учебно-производственной работе, утверждается руководителем образовательного учреждения и вывешивается за три дня до начала обучения на доске расписания занятий.

Расписание занятий обеспечивает равномерное распределение учебной нагрузки обучающихся, сохранения трудоспособности участников учебного процесса в течение рабочего дня недели, семестра, учебного года.

Изменения в расписании занятий фиксируются в соответствующем журнале в течение учебного года и отражаются на специальных бланках (временные изменения в расписании) с подписью заместителя руководителя и утвержденных руководителем образовательного учреждения.

2.22. К освоению образовательных программ среднего профессионального образования допускаются лица, имеющие образование не ниже основного общего или среднего общего образования, за исключением образовательных программ среднего профессионального образования, интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования.

2.23. Получение среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена впервые лицами, имеющими диплом о среднем профессиональном образовании с присвоением квалификации квалифицированного рабочего или служащего, не является получением второго или последующего среднего профессионального образования повторно.

2.24. Получение среднего профессионального образования на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением обучающимися среднего общего образования в пределах соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования.

Обучающиеся, получающие среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, изучают общеобразовательные предметы одновременно с изучением общепрофессиональных и профессиональных курсов, дисциплин (модулей) в течение всего срока освоения соответствующей образовательной программы.

Обучающиеся, получающие среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена, осваивают профессию рабочего, служащего (одну или несколько) в соответствии с перечнем профессий рабочих, должностей служащих, рекомендуемых к освоению в рамках образовательной программы среднего профессионального образования, в соответствии с Государственными образовательными стандартами по специальности среднего профессионального образования.

Период изучения общеобразовательных предметов определяется государственными образовательными стандартами.

2.25. При получении среднего профессионального образования в соответствии с индивидуальным учебным планом сроки получения образования могут быть изменены образовательной организацией с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

Лица, имеющие квалификацию по профессии среднего профессионального образования и принятые на обучение по программам подготовки специалистов среднего звена по специальностям среднего профессионального образования, соответствующим имеющейся у них профессии, имеют право на ускоренное обучение по таким программам в соответствии с индивидуальными учебными планами.

Обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы, осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации.

2.26. Учебный год в образовательных организациях начинается, как правило, 1 сентября, длится 12 месяцев (52 недели)  и заканчивается в соответствии с учебным планом соответствующей образовательной программы. Для обучающихся учебный год состоит из:

двух семестров;

учебных дней;

дней проведения промежуточной аттестации;

экзаменационных сессий;

выходных, праздничных и каникулярных дней.

Начало учебного года может переноситься образовательной организацией при реализации образовательной программы среднего профессионального образования в очно-заочной форме обучения не более чем на один месяц, в заочной форме обучения – не более чем на три месяца.

Учебные дни и их продолжительность определяются годовым графиком учебного процесса. Указанный график составляется на учебный год с учетом переносов рабочих и выходных дней, согласовывается и утверждается в порядке и в сроки, установленные образовательной организацией.

2.27. В процессе освоения образовательных программ среднего профессионального образования обучающимся предоставляются каникулы.

Продолжительность каникул, предоставляемых обучающимся в процессе освоения ими программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих, составляет не менее двух недель в зимний период при сроке получения среднего профессионального образования один год и не менее десяти недель в учебном году, в том числе не менее двух недель в зимний период, – при сроке получения среднего профессионального образования более одного года.

Продолжительность каникул,  предоставляемых обучающимся в процессе освоения ими программ подготовки специалистов среднего звена, составляет от восьми до одиннадцати недель в учебном году, в том числе не менее двух недель в зимний период.

2.28. Учетными единицами учебного времени студента является академический час, учебный день, неделя, семестр, курс, год.

Академический час – это минимальная учетная единица учебного времени. Для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.

Два академических часа образуют пару академических часов (в дальнейшем «пара»), с перерывами между ними и проводятся по расписанию. С целью рационального использования учебного времени, оптимизации учебного процесса, нормирования нагрузки на студента возможно проведение пары академических часов без перерыва между ними общей продолжительностью 80 минут.

Расписание должно обеспечить выполнение учебного плана в полном объёме относительно учебных занятий.

Продолжительность перерывов между занятиями (уроками) теоретического обучения устанавливается с учетом потребностей в организации активного отдыха и питание студентов, санитарно-гигиенических требований, и составляет не менее 10 минут, большой перемены не менее 20 минут.

Во время проведения урока производственного обучения в мастерской продолжительность перерывов между академическими часами определяется с учетом потребностей организации активного отдыха и питание студентов, и составляет не менее 10 минут, большой перемены не менее 20 минут.

Продолжительность перерывов в течение рабочего дня во время производственного обучения и производственной практики в условиях предприятия определяется режимом его работы согласно законодательству.

Продолжительность урока производственного обучения (учебной практики), не должно превышает 6 академических часов.

Продолжительность перерывов в течение рабочего дня во время производственного обучения и производственной практики в условиях предприятия определяется режимом его работы согласно законодательству. Объем обязательных аудиторных занятий и практики не должен превышать 36 академических часов в неделю.

Учебный день – составная часть учебного времени студента продолжительностью не более 9 академических часов (программа подготовки специалистов среднего звена) и не более 8 часов (программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих).

Учебная неделя – составная часть учебного времени студента. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной (36 академических часов в неделю) и внеаудиторной учебной нагрузки (18 академических часов в неделю).

Учебный семестр – составная часть учебного времени студента, который заканчивается промежуточной аттестацией.

 Продолжительность семестра определяется учебным планом.

2.29. Учебная деятельность обучающихся предусматривает учебные занятия (лекция, семинар, урок, практическое занятие, лабораторное занятие, консультация), самостоятельную работу, выполнение курсового проекта (работы) и выпускной квалифицированной работы (при освоении программ подготовки специалистов среднего звена), практику, а также другие виды учебной деятельности, определенные учебным планом.

Педагогические работники профессионального образовательного учреждения самостоятельно, с учётом основ педагогики и психологии, определяют средства и методы обучения и воспитания обучающихся(студентов).

В рабочее время (не более 36 часов в неделю) педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, — методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися.

Объем учебных занятий, порученных для проведения конкретному преподавателю выраженный в учетных (академических) часах, определяет учебную нагрузку преподавателя.

Виды учебных занятий, входящих в обязательный объем учебной нагрузки преподавателя в соответствии с его должностью, устанавливаются предметной или цикловой комиссией.

Конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами (служебными контрактами) и должностными инструкциями. Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника.

2.29.1. Лекция – основная форма проведения учебных занятий в образовательном учреждении, реализующей профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования по подготовке специалистов среднего звена, предназначенных для усвоения теоретического материала.

2.29.2. Лабораторное  занятие – форма учебного занятия, при которой студент под руководством преподавателя лично проводит натурные или имитационные эксперименты или опыты с целью практического подтверждение отдельных теоретических положений данной учебной дисциплины, приобретает практические навыки работы с лабораторным оборудованием, оборудованием, вычислительной техникой, измерительной аппаратурой, методикой экспериментальных исследований в конкретной предметной области. Лабораторные занятия проводятся в специально оборудованных учебных лабораториях с использованием оборудования, приспособленного к условиям учебного процесса (лабораторные макеты, установки и т.п.). В отдельных случаях лабораторные занятия могут проводиться в условиях реальной профессиональной среды (например, в школе, на производстве, в научных лабораториях). Итоговая оценка выставляется в журнале учета образовательной деятельности (выполнения лабораторных работ). Итоговые оценки, полученные обучающимися (студентами) по выполнению лабораторных работ, учитываются при выставлении семестровой итоговой оценки по данной учебной дисциплине.

2.29.3. Практическое занятие – форма учебного занятия, при которой преподаватель организует детальное рассмотрение обучающимися (студентами) отдельных теоретических положений учебной дисциплины и формирует умения и навыки их практического применения путем индивидуального выполнения студентом соответственно сформулированных задач. Практические занятия проводятся в аудиториях или в учебных лабораториях, оснащенных необходимыми техническими средствами обучения, вычислительной техникой.

Практическое занятие включает проведение предварительного контроля знаний, умений и навыков обучающихся (студентов), постановку общей проблемы преподавателем и ее обсуждение с участием студентов, решения задач с их обсуждением, решение контрольных задач, их проверку, оценивание.

Оценки, полученные обучающимися (студентами) за отдельные практические занятия, учитываются при выставлении итоговой оценки по данной учебной дисциплине.

2.29.4. Семинарское занятие – форма учебного занятия, при которой преподаватель организует дискуссию вокруг предварительно определенных тем, к которым обучающиеся (студенты) готовят тезисы выступлений на основании индивидуально выполненных заданий (рефератов). Семинарские занятия проводятся в аудиториях или в учебных кабинетах с одной академической группой.

На каждом семинарском занятии преподаватель оценивает подготовленные обучающимися (студентами) рефераты, их выступления, активность в дискуссии, умение формулировать и отстаивать свою позицию и тому подобное.

Итоговые оценки за каждое семинарское занятие вносятся в соответствующий журнал учета образовательной деятельности.

Полученные обучающимися (студентами) оценки за отдельные семинарские занятия учитываются при выставлении итоговой оценки по данной учебной дисциплине.

2.29.5. Индивидуальное учебное занятие проводится с отдельными обучающимися (студентами) с целью повышения уровня их подготовки и раскрытия индивидуальных творческих способностей.

Индивидуальные учебные занятия организуются по отдельному графику с учетом индивидуального учебного плана обучающегося (студента) и могут охватывать часть или полный объем занятий по одной или нескольких учебных дисциплин, а в отдельных случаях – полный объем учебных занятий для конкретного образовательного или квалификационного уровня.

Виды индивидуальных учебных занятий, их объем, формы и методы проведения, формы и методы текущего и итогового контроля (кроме государственной аттестации) определяются индивидуальным учебным планом обучающегося (студента)

2.29.6. Консультация – форма учебного занятия, при которой обучающийся(студент) получает ответы от преподавателя на конкретные вопросы или объяснения определенных теоретических положений или аспектов их практического применение.

Консультация может быть индивидуальной или проводиться для группы студентов, в зависимости от того, преподаватель консультирует обучающихся (студентов) по вопросам, связанным с выполнением индивидуальных задач, или по теоретическим вопросам учебной дисциплины. Объем времени, отведенный преподавателю для проведения консультаций по конкретной дисциплине, определяется учебным планом.

2.29.7. Индивидуальные задания по отдельным дисциплинам (рефераты, расчетные, графические, курсовые, дипломные проекты или работы и т.п.) выдаются обучающимся (студентам) в сроки, предусмотренные образовательной организацией. Индивидуальные задания выполняются студентом самостоятельно при консультировании преподавателем. Допускаются случаи выполнения комплексной тематики несколькими обучающимися (студентами).

2.29.8. Курсовые проекты (работы) выполняются с целью закрепления, углубления и обобщения знаний, полученных студентами за время обучения и их применение к комплексному решению конкретного профессионального задания.

Тематика курсовых проектов (работ) должна соответствовать задачам учебной дисциплины и тесно связана с практическими потребностями конкретной специальности.

2.29.9. Выпускные квалификационные работы (проекты) выполняются на завершающем этапе обучения студентов в профессиональном образовательном учреждении  предусматривают:

систематизацию, закрепление, расширение теоретических и практических знаний по специальности (профессии) и применение их при решении конкретных научных, технических, экономических производственных и других задач;

развитие навыков самостоятельной работы и овладение методикой исследования и эксперимента, связанных с темой проекта (работы).

Порядок защиты дипломных (квалификационных) проектов (работ) осуществляется в соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования.

2.29.10. Самостоятельная работа обучающегося (студента) является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий.

Учебное время, отведенное для самостоятельной работы обучающегося (студента) регламентируется государственным образовательным стандартом

Содержание самостоятельной работы обучающегося (студента) над конкретной дисциплиной определяется учебной программой дисциплины, методическими материалами, задачами и указаниями преподавателя.

Методические материалы для самостоятельной работы обучающегося (студента) должны предусматривать возможность проведения самоконтроля со стороны студента.

Учебный материал учебной дисциплины, предусмотренный рабочим учебным планом для усвоения обучающимся (студентом) в процессе самостоятельной работы, выносится на итоговый контроль наряду с учебным материалом, который прорабатывался при проведении учебных занятий.

2.30. Численность обучающихся в учебной группе очной формы обучения составляет 24 – 30 человек, заочной – 15-20 человек. Исходя из специфики образовательной организации учебные занятия могут проводиться образовательной организацией с группами обучающихся меньшей численности и отдельными обучающимися, а также с разделением группы на подгруппы. Образовательная организация вправе объединять группы обучающихся при проведении учебных занятий в виде лекций.

2.31. Освоение образовательной программы среднего профессионального образования, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией обучающихся.

Формы, периодичность и порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся определяются образовательной организацией самостоятельно.

2.32. Образовательная организация самостоятельно устанавливает систему оценок при промежуточной аттестации. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или не прохождении промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью.

Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, имеют право пройти промежуточную аттестацию по соответствующему учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в пределах одного академического года с момента образования академической задолженности. В указанный период не включаются время болезни обучающегося, нахождение его в академическом отпуске или отпуске по беременности и родам.

Для проведения промежуточной аттестации во второй раз образовательной организацией создается комиссия.

Обучающиеся (студенты), не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся на следующий курс условно.

Обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академическую задолженность, отчисляются из этой организации как не выполнившие обязанностей по освоению образовательной программы и выполнению учебного плана.

2.33. Промежуточная аттестация проводится в формах экзамена, дифференцированного зачета или зачета по конкретной учебной дисциплине в объеме учебного материала, определенного учебной программой, и в сроки, установленные учебным планом.  Перечень экзаменов и зачетов промежуточной аттестации определяется рабочим учебным планом по профессии/специальности.

2.33.1. Экзамен – это форма промежуточной аттестации, которая представляет информацию об усвоении студентом теоретического и практического материала по отдельной учебной дисциплины за семестр.

Экзамены сдаются студентами в период промежуточной аттестации, согласно расписанию, которое доводится до ведома преподавателей и студентов не позже, как за месяц до начала аттестации. Отклонение от расписания экзаменов недопустимо.

На подготовку студентов к каждому экзамену необходимо планировать не менее 2-4 дней (в зависимости от семестрового объема учебных часов по дисциплине). Перед каждым экзаменом обязательно проводится консультация.

2.33.2. Дифференцированный зачет – это форма промежуточной аттестации, который заключается в оценке усвоения студентом учебного материала по определенной дисциплины исключительно на основании результатов выполненных индивидуальных заданий (расчетных, графических и тому подобное).

Дифференцированный зачет планируется при отсутствии экзамена и не предусматривает обязательное присутствие студентов.

2.33.3. Зачет – это форма промежуточной аттестации, который заключается в оценке усвоения студентом учебного материала исключительно на основании результатов выполнения им определенных видов работ на практических, семинарских или лабораторных занятиях. Зачет по отдельным дисциплинам проводят по окончанию его изучения, к началу промежуточной аттестации.

Зачет планируется при отсутствии экзамена и не предусматривает обязательного присутствия студентов.

При наличии уважительных причин (болезнь, семейные обстоятельства), которые документально подтверждены, отдельным студентам может устанавливаться индивидуальный график сдачи экзаменов (зачетов).

Результаты сдачи экзаменов и дифференцированных зачетов оцениваются по четырехбалльной шкале («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»), а зачётов – по двухбалльной («зачтено», «не зачтено»)  и  вносятся в ведомость, зачетную книжку, учебную карточку студента.

Студенты, которые не явились на экзамены без уважительных причин, считаются такими, которые получили неудовлетворительную оценку.

Количество экзаменов в процессе промежуточной аттестации обучающихся не должно превышать 8 экзаменов в учебном году, а количество зачетов – 10. В указанное количество не входят экзамены и зачеты по физической культуре и факультативным учебным курсам, дисциплинам (модулям).

Количество экзаменов и зачетов в процессе промежуточной аттестации обучающихся при обучении в соответствии с индивидуальным учебным планом устанавливается указанным учебным планом.

2.34. Освоение образовательных программ среднего профессионального образования завершается государственной итоговой аттестацией, которая является обязательной.

Обучающиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план, проходят итоговую аттестацию. При получении среднего профессионального образования по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования обучающиеся проходят государственную итоговую аттестацию.

Лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию по образовательным программам среднего профессионального образования, выдается диплом о среднем профессиональном образовании, подтверждающий получение среднего профессионального образования и квалификацию по соответствующей профессии или специальности среднего профессионального образования.

Лицам, не прошедшим итоговую аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть образовательной программы среднего профессионального образования и (или) отчисленным из образовательной организации, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому образовательной организацией. В случае, если указанным лицам в процессе обучения была присвоена промежуточная квалификация (разряд), им выдается свидетельство о присвоении соответствующей квалификации (разряда).

2.35. Обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования, не имеющие среднего общего образования, вправе пройти государственную итоговую аттестацию, которой завершается освоение образовательных программ среднего общего образования и при успешном прохождении которой им выдается аттестат о среднем общем образовании. Указанные обучающиеся проходят государственную итоговую аттестацию бесплатно.

2.36. Лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в образовательной организации. При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе.

2.37. Если Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования в рамках одного из видов профессиональной деятельности предусмотрено освоение основной программы профессионального обучения по профессии рабочего, служащего, то по результатам освоения профессионального модуля образовательной программы среднего профессионального образования, который включает в себя проведение практики, обучающийся получает свидетельство о профессии рабочего, должности служащего. Присвоение квалификации по профессии рабочего проводится с участием работодателей.

2.38. Документ об образовании, представленный при поступлении в образовательную организацию, выдается из личного дела лицу, окончившему образовательную организацию, выбывшему до окончания образовательной организации, а также обучающемуся и желающему поступить в другую образовательную организацию, по его заявлению. При этом в личном деле остается заверенная копия документа об образовании.

III. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

3.1. Содержание среднего профессионального образования и условия организации обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Обучение по образовательным программам среднего профессионального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе образовательных программ среднего профессионального образования, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.

3.2. Обучение по образовательным программам среднего профессионального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется образовательной организацией с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся.

3.3. Образовательными организациями должны быть созданы специальные условия для получения среднего профессионального образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Под специальными условиями для получения среднего профессионального образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ, методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания образовательных организаций и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

3.4. В целях доступности получения среднего профессионального образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья образовательной организацией обеспечивается:

а) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению:

адаптация официальных сайтов образовательных организаций в сети Интернет с учетом особых потребностей инвалидов по зрению с приведением их к международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов;

размещение в доступных для обучающихся, являющихся слепыми или слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о расписании лекций, учебных занятий (должна быть выполнена крупным (высота прописных букв не менее 7,5 см) рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля);

присутствие ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую помощь;

обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);

обеспечение доступа обучающегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию образовательной организации, располагающего местом для размещения собаки-поводыря в часы обучения самого обучающегося;

б) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху:

дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры и количество необходимо определять с учетом размеров помещения);

обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации;

в) для обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата:

беспрепятственный доступ обучающихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения образовательной организации, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений);

г) для обучающихся, имеющих отклонения в умственном и физическом развитии:

беспрепятственный доступ обучающихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения образовательной организации, а также их пребывания в указанных помещениях.

3.5. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных образовательных организациях.

Численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в учебной группе устанавливается до 15 человек.

3.6. При получении среднего профессионального образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

С учетом особых потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья образовательной организацией обеспечивается предоставление учебных, лекционных материалов в электронном виде.

Начальник отдела среднего профессионального образования
С.В. Данильченко

Для данного документа приложений нет.

Редакция от 23.06.2020

Начальная версия от 06.08.2015