watermark
Печать

Вид документа: Приказ

Государственный информационно-правовой фонд: Государственный реестр нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики , Нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики

Наименование правотворческого органа: Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики

Дата документа: 23.07.2015

Номер документа: 342

Дата государственной регистрации: 11.08.2015

Регистрационный номер: 355

Заголовок документа: Об утверждении Положения об экспертной группе, создаваемой для проведения аттестации педагогических работников, руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность

Действие документа: Действующий

Классификатор: 130.010.010 - Общие положения

Информация об опубликовании:
    Официальный сайт Донецкой Народной Республики http://dnr-online.su/,

Дополнительные сведения:

Количество страниц:

watermark
НПА ДНР

Министерство образования и науки
Донецкой Народной Республики

 

Приказ

23.07.2015
№342
НПА ДНР
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 355
от   «11» августа 2015  г.
Об утверждении Положения об экспертной группе, создаваемой для проведения аттестации педагогических работников, руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность

В соответствии с частью 2 статьи 46 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании»,  с целью проведения экспертизы уровня профессиональной компетенции педагогических работников, руководителей  организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в аттестационный период

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемое Положение об экспертной группе, создаваемой для  проведения аттестации педагогических работников, руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

2. Контроль исполнения приказа возложить на заместителя Министра образования и науки Симонову И.В.

3. Настоящий приказ вступает в силу со дня   его официального опубликования.

Министр образования и науки
Л. П. Полякова
НПА ДНР
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 355
от   «11» августа 2015  г.

Положение об экспертной группе, создаваемой  для проведения аттестации педагогических работников, руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность

І. Общие положения

1.1. Положение об экспертной группе, создаваемой  для проведения аттестации педагогических работников, руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее – Положение)  разработано в соответствии с требованиями действующих в Донецкой Народной Республике нормативных правовых актов, регламентирующих порядок аттестации педагогических работников (далее — аттестация).

1.2. Настоящее Положение определяет условия привлечения специалистов для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников,  регламентирует порядок создания и деятельности экспертных групп при аттестационных комиссиях I, II, III уровней по аттестации педагогических работников, руководителей (далее – аттестуемый работник)  организаций, осуществляющих образовательную деятельность, с целью:

проведения экспертизы уровня профессиональной компетенции и результатов деятельности (установление соответствия квалификационным характеристикам) руководящего работника организации, осуществляющей образовательную деятельность;

проведения экспертизы профессиональной компетентности педагогического работника, подтверждающего соответствие должности, результатов его труда за аттестационный период;

установления соответствия уровня квалификации педагогического работника требованиям, предъявляемым к квалификационным  категориям.

1.3. Экспертные группы в своей работе руководствуются законодательством Донецкой Народной Республики, нормативными правовыми актами Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики (далее — Министерство), а также настоящим Положением.

1.4. Основными принципами работы экспертной группы являются открытость, коллегиальность, компетентность, объективность, независимость, системность и целостность экспертных оценок, соблюдение норм  профессиональной этики,  обеспечивающих объективное отношение к аттестуемым работникам, недопустимость дискриминации  при проведении аттестации.

1.5. В настоящем Положении используются следующие определения:

1) аттестация – это процесс подготовки, проведения и определения соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников;

2)  экспертное заключение – итоговый документ, представляемый экспертными группами в аттестационную комиссию для принятия ею соответствующего решения о соответствии занимаемой должности, о квалификации и разряде аттестуемого работника;

3) квалификация – уровень знаний, умений, навыков и компетенций, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности, отвечающий совокупности  обязательных требований к образованию  определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки;

4) квалификационная категория – соответствующий нормативным критериям уровень квалификации, профессионализма и результативности педагогического и управленческого труда, обеспечивающий работнику возможность решать профессиональные задачи определенной степени сложности;

5) научно-методическая разработка – форма испытания, которая заключается в аналитическом отчете аттестуемого по сути проведенного научно-педагогического исследования в части методов обучения, методов воспитания или других связанных категорий дидактики;

6) педагогическое мастерство – комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной педагогической деятельности;

7)  процедура – официальный порядок действий, выполнения, обсуждения чего-либо;

8) профессионализм – высокая подготовленность к выполнению задач профессиональной деятельности. Профессионализм специалиста проявляется в систематическом повышении квалификации, творческой активности, способности продуктивно удовлетворять возрастающие требования общественного производства и культуры;

 9) профессиональная компетентность – комплексная характеристика, объединяющая педагогическую, технологическую, менеджерскую  подготовленность педагогического работника  в теоретическом и прикладном форматах и проявляющаяся в сугубо индивидуальной форме за счет уникальности личностных качеств каждого из них. Развитие всех компетенций, обеспечивающих успех в профессиональной деятельности, и поддержание их на требуемом уровне происходит в двух формах: в форме самообразования и самосовершенствования;  в форме внешне организованного профессионального обучения;

10) результат – то, что получено в завершение какой-либо деятельности, работы, итог, показатель мастерства, в том числе педагогического;

11) собеседование – форма испытания, при которой аттестуемый работник отвечает на вопросы и выполняет задания, предлагаемые экспертной группой в рамках программы;

12) творческий отчет  –  форма испытания, которая заключается в отчете аттестуемого о научно-методической деятельности, претендующей на новизну, оригинальность по своей сути и форме, а также о ее результатах;

13) тестирование – это исследовательский метод, который позволяет выявить уровень знаний, умений и навыков, способностей и других качеств личности, а также соответствие определенным нормам путем анализа способов выполнения испытуемым ряда специальных заданий;

14) экспертиза – исследование какого-либо вопроса, требующего специальных знаний, с представлением мотивированного заключения.

ІІ. Создание и состав экспертной группы

2.1. Экспертная группа создается при аттестационной комиссии из числа педагогических работников, внесенных в республиканский реестр экспертов аттестационной комиссии Министерства, а также реестров экспертов аттестационных комиссий І, ІІ уровней (далее – Комиссия) и не должна быть меньше 3 человек.

В целях объективности осуществления анализа результатов профессиональной деятельности педагогического работника рекомендуется руководителем экспертной группы назначать эксперта не из числа работников образовательной организации, где осуществляет профессиональную деятельность аттестуемый работник.

2.2. Эксперты  включаются в состав экспертной группы при условии соответствия профиля педагогической деятельности эксперта, квалификационной категории, должности и (или) специальности аттестуемого работника.

Экспертная оценка профессиональной деятельности атестуемого работника осуществляется строго в соответствии с уровнями общего образования, среднего профессионального образования, дополнительного образования, дополнительного профессионального образования.

Не допускается формирование экспертной группы исключительно из числа экспертов, являющихся работниками образовательной организации, в которой осуществляет педагогическую деятельность аттестуемый работник.

В состав экспертной группы включаются преимущественно педагогические работники, имеющие высшее образование, высшую квалификационную категорию, в  том числе педагогические работники городских (районных) методических кабинетов (центров), а также психологической службы системы образования. В качестве экспертов могут привлекаться члены аттестационной комиссии при наличии соответствующей квалификации.

2.3. Экспертные группы для аттестации руководителей формируются по типам образовательных организаций (руководители дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, организаций  дополнительного образования, организаций среднего профессионального образования; для аттестации заместителей руководителей, руководителей структурных подразделений (заведующие отделами, лабораториями и т.д.) организаций, осуществляющих образовательную деятельность, – в соответствии с номенклатурой должностей либо функциональными обязанностями (заместители директора по учебно-воспитательной работе, по воспитательной работе, научно-методической работе и т.д.).

2.4.  В качестве экспертов для проведения экспертизы руководителей могут привлекаться члены аттестационной комиссии.

2.5. Состав экспертной группы утверждается распорядительным актом Министерства,  соответствующих органов местного самоуправления муниципальных образований, осуществляющих управление  в сфере образования.

2.6. По письменному заявлению аттестуемого работника в состав экспертной группы может быть введен дополнительный эксперт, соответствующий профилю деятельности заявленной квалификации аттестуемого работника.

ІІІ. Содержание работы экспертной группы

3.1. Всесторонний анализ результатов профессиональной деятельности педагогического работника осуществляется в соответствии с требованиями действующих нормативных правовых актов, регулирующих порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, предъявляемыми к установлению соответствия занимаемой должности, квалификационным категориям за аттестационный период.

3.2. Продолжительность работы экспертной группы устанавливается графиком аттестации.

3.3. В план работы экспертной группы, оценивающей деятельность педагогических работников претендующих на установление соответствия занимаемой должности,  включается:

1) диагностика профессиональной компетентности работника (проводится в форме собеседования, тестирования, защиты работ, программ);

2) анализ информации для составления предварительных представлений о содержании и качестве образовательной деятельности педагогических работников;

3) анализ документации для составления представлений адекватности (или неадекватности) содержания деятельности аттестуемого нормативным положениям и практической направленности;

4) рецензирование – оценка научно-методического и практического уровня творческой работы аттестуемого  работника (проводится на основе анализа текстов, графиков, схем и т.п.).

3.4. В план работы экспертной группы, оценивающей деятельность аттестуемых работников, претендующих на квалификационную категорию,  включается:

1) анализ профессионального портфеля педагогических достижений аттестуемого работника (портфолио);

2) анализ открытого занятия;

3) анализ учебно-методических и других материалов аттестуемого работника, связанных с организацией и осуществлением образовательного и воспитательного процессов;

4) собеседование с аттестуемы работником по результатам его профессиональной деятельности в аттестационный период.

В зависимости от заявленной  квалификационной категории, стабильности результатов педагогической деятельности в течение пяти лет, предшествующих аттестации, в план работы экспертной группы могут быть включены иные мероприятия.

3.5. Аттестация с целью установления соответствия уровня квалификации требованиям квалификационной категории проводится в виде анализа профессионального портфеля (портфолио) педагогических достижений аттестуемого работника для следующих категорий педагогических работников:

1) педагогические работники, имеющие государственные награды, название которых начинается со слов «народный», «заслуженный»;

2) педагогические работники, имеющие ведомственные (отраслевые) звания, названия которых начинается со слов «почетный»;

3) педагогические работники, имеющие ученую степень кандидата или доктора наук;

4) педагогические работники – победители государственных очных конкурсов профессионального мастерства, проводимых в соответствии с распорядительными актами Министерства образования и науки, за последние пять лет;

5) педагогические работники – эксперты, входящие в состав республиканского реестра, при условии их участия в экспертных группах не менее 10 (десяти) раз (из них не менее 4 раз руководителями экспертной группы) в течение предшествующих пяти лет.

3.6.  Источники получения информации о результатах профессиональной деятельности аттестуемого работника:

1) собеседование с руководителем (заместителем руководителя) организации, осуществляющей образовательную деятельность, руководителем методического объединения педагогических работников, аттестуемым работником;

2) документы аттестуемого работника (учебно-методические и другие материалы, связанные с организацией и осуществлением образовательного и воспитательного  процессов);

3) профессиональный портфель (портфолио) педагогических достижений аттестуемого работника;

4) мониторинг качества образования, предоставленный администрацией образовательной организации;

5) результаты контрольных, проверочных работ, срезов знаний обучающихся, тестирования и т. д.;

6) учебно-воспитательные занятия, уроки, мероприятия с участниками образовательного  и воспитательного процессов;

7) результаты участия обучающихся (воспитанников) в олимпиадах, конкурсах, выставках, соревнованиях, турнирах, выступлениях на    конференциях и т.д.;

8) результаты методической, опытно-экспериментальной, научно-исследовательской, инновационной работы;

9) результаты самооценки (самоанализа);

10) другое.

При всестороннем анализе могут учитываться результаты, полученные в ходе внутреннего контроля в образовательной организации, аттестации обучающихся (воспитанников), аккредитации организации, осуществляющей образовательную деятельность.

3.7. В случаях, связанных с расположением образовательной организации в отдаленных и труднодоступных местностях, в которой осуществляет работу аттестуемый педагогический работник, информация о результатах профессиональной деятельности может быть представлена экспертной группе в дистанционной форме, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

К  источникам информации, указанным в п. 3.6 настоящего Положения, в обязательном порядке предоставляются видеозапись открытого мероприятия с участниками образовательного и воспитательного процессов (с самоанализом педагога).

ІV. Регламент работы экспертной группы

4.1. Экспертные группы создаются по образовательным областям (предметам, дисциплинам, направлениям деятельности, специальностям) на весь период аттестации в соответствии с количеством заявлений, поданных аттестуемыми работниками и реализуемыми образовательными программами.

4.2. Работа экспертной группы осуществляется в соответствии с графиком, в котором устанавливаются сроки проведения экспертизы индивидуально для каждого аттестуемого работника.

4.3. План работы экспертной группы доводится до сведения аттестуемого педагогического работника, руководителя под роспись не менее чем за семь календарных дней до начала проведения аттестационных процедур.

4.4. По результатам работы экспертная группа проводит анализ и обработку материалов проведенной экспертизы и составляет итоговое заключение. Экспертное заключение оформляет председатель экспертной группы. Оценка  уровня  квалификации аттестуемого работника проводится на заседании экспертной группы. Экспертное заключение принимается большинством голосов. При равном количестве голосов решение принимается в пользу аттестуемого работника. В случае наличия особого мнения отдельных членов экспертной группы, оно фиксируется в форме приложения к заключению.

4.5. По результатам экспертизы принимается решение:

о соответствии (не соответствии) занимаемой должности;

о соответствии (не соответствии) заявленной аттестуемым работником квалификационной категории.

4.6. Экспертное заключение, содержащее вывод экспертной группы, оформляется в течение трех календарных дней непосредственно после завершения работы, подписывается руководителем и членами экспертной группы, аттестуемым педагогическим работником и передается в комиссию не позднее, чем за семь календарных дней до ее заседания.

4.7.  В случае несогласия с экспертным заключением аттестуемый имеет право в 10-дневный срок представить в аттестационную комиссию свое обоснованное мнение о несогласии с решением экспертной группы.

4.8. После принятия   аттестационной комиссией соответствующего решения по результатам аттестации экспертные заключения хранятся в течение 5 лет.

V. Функции, права и обязанности руководителя и членов экспертной группы

5.1. Руководитель экспертной группы:

1) проводит инструктаж экспертов;

2) распределяет обязанности между членами экспертной группы;

3) планирует и координирует деятельность членов экспертной группы;

4) осуществляет взаимодействие с руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность;

5) запрашивает необходимую информацию и материалы от руководителя образовательной организации (при необходимости – с предыдущего места работы), аттестуемого работника;

6) организует проведение всестороннего анализа результатов профессиональной деятельности аттестуемого работника;

7) изучает  рабочие материалы членов экспертной группы; анализирует и обобщает результаты работы;

8) при вынесении решения экспертной группы по результатам анализа профессиональной деятельности аттестуемого  работника четко голосует «за» или «против» принимаемого решения;

9) оформляет экспертное заключение и комментарии к нему, проводит итоговое заседание экспертной группы;

10) при необходимости письменно оформляет особое мнение;

11) знакомит аттестуемого с содержанием экспертного заключения под роспись;

12) передает экспертное заключение и комментарии к нему в аттестационную комиссию;

13) обеспечивает соблюдение экспертами норм профессиональной этики.

5.2. Член экспертной группы:

1) выполняет требования руководителя экспертной группы;

2) проводит экспертизу профессиональной компетентности и эффективности труда аттестуемого работника, определяет соответствие уровня квалификации, уровня профессиональной компетентности и результативности труда требованиям заявленной квалификационной категории;

3) составляет справку, содержащую обобщенный аналитический и фактический материал, обосновывающий возможность или невозможность присвоения аттестуемому работнику заявленной квалификационной категории;

4) отвечает за объективность и качество экспертизы, своевременность представления руководителю экспертной группы справки по итогам проведенной экспертизы и других ее материалов;

5) подписывает экспертное заключение;

6) оформляет письменно особое мнение в случае разногласий.

5.3. Члены экспертной группы обязаны:

1) знать нормативно-правовые  акты Донецкой Народной Республики,  регламентирующие правовые отношения в рамках проведения аттестации педагогических работников;

2) владеть формами и методами осуществления анализа, обобщения предоставленной информации при проведении аттестации педагогических работников;

3) строго соблюдать требования нормативных документов при проведении экспертизы результатов профессиональной деятельности аттестуемых работников;

4) владеть приемами создания комфортного микроклимата и методами разрешения конфликтных ситуаций в процессе проведения экспертизы, поддерживать достоинство и репутацию своего социального статуса;

5) обеспечивать открытость и объективность проведения экспертизы;

6) проводить экспертную оценку в строго установленные сроки;

7) защищать права аттестуемых работников;

5.4. Члены экспертной группы несут  персональную ответственность за объективность и качество анализа, достоверность и обоснованность содержания экспертного заключения, обеспечивают конфиденциальность информации о ходе и результатах проведения анализа профессиональной деятельности аттестуемого  работника.

5.5. Члены экспертной группы имеют право:

1) запрашивать у аттестуемого работника необходимые документы и информацию для оценки его профессиональной компетентности и результатов деятельности в пределах своей компетенции;

2) проводить собеседование с аттестуемым работником, обучающимися, коллегами, посещать занятия (уроки) и внеклассные мероприятия;

3) проводить диагностику качества обучения (срезы знаний, контрольные работы, тестирование и т.п.) обучающихся в соответствии с заявленной формой и процедурой аттестации;

4) вносить предложения по совершенствованию процесса экспертной оценки деятельности аттестуемого работника.

5.6. За работниками организаций, осуществляющих образовательную деятельность, на период их непосредственной деятельности в составе экспертной группы сохраняется заработная плата, установленная при тарификации по основному месту работы.

VI. Заключительные положения

6.1. Настоящее Положение вводится в действие со дня его официального опубликования  и действует до его отмены в аналогичном порядке.

6.2. Необходимые изменения и дополнения вносятся в настоящее Положение приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики.

6.3. Вопросы создания экспертной  группы,  не урегулированные настоящим Положением, решаются Министерством образования и науки дополнительными решениями, распорядительными актами  в соответствии с действующим в Донецкой Народной Республике законодательством.

Заведующий сектором аттестации педагогических, научно-педагогических и научных кадров
И. Масюченко

Для данного документа приложений нет.

В данный документ изменений не вносилось.