Вид документа: Приказ
Наименование правотворческого органа: Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики
Дата документа: 19.04.2016
Номер документа: 384
Дата государственной регистрации: 06.05.2016
Регистрационный номер: 1246
Заголовок документа: Об утверждении Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 42.03.02 «Журналистика» (квалификация «бакалавр»)
Действие документа: Действующий
Классификатор: 130.010.030 - Государственные образовательные стандарты. Образовательные программы. Образовательный процесс
Информация об опубликовании: Официальный сайт Донецкой Народной Республики dnr-online.ru, 19.05.2016
Дополнительные сведения:
Количество страниц:
Министерство образования и науки
Донецкой Народной Республики
Приказ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 1246
от «06» мая 2016 г.
(В ред. Приказа Министерства образования и науки ДНР от 28.09.2017 № 989)
В соответствии с Положением о Министерстве образования и науки Донецкой Народной Республики, утверждённым Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 22.07.2015 года № 13-43, руководствуясь ст.6 (п.6, ч.1), ст.9 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании», принятым Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19.06.2015 года № 55-IНС, руководствуясь статьями 5, 37 Закона Донецкой Народной Республики «О нормативно-правовых актах»,
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемый Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 42.03.02 «Журналистика» (квалификация «бакалавр»).
2. Контроль за исполнением приказа возложить на Первого заместителя Министра Кушакова М.Н.
3. Настоящий приказ вступает в силу со дня официального опубликования.
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 1246
от «06» мая 2016 г.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 42.03.02 ЖУРНАЛИСТИКА (КВАЛИФИКАЦИЯ «БАКАЛАВР»)
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Настоящий государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ подготовки бакалавров по специальности 42.03.02 «Журналистика» образовательными организациями высшего профессионального образования (ООВПО) на территории Донецкой Народной Республики (ДНР).
1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной государственными органами исполнительной власти ДНР.
II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
В государственном образовательном стандарте используются следующие сокращения:
ВПО – высшее профессиональное образование;
ГОС ВПО – государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования;
ООП – основная образовательная программа;
ОК – общекультурные компетенции;
ОПК – общепрофессиональные компетенции;
ПК – профессиональные компетенции;
ПМ – профессиональный модуль;
СМИ – средства массовой информации.
ОО ВПО — образовательная организация высшего профессионального образования.
(абзац 10 раздела II введен на основании Приказа Министерства образования и науки ДНР от 28.09.2017 № 989)
III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ
3.1. Получение образования по программе бакалавриата допускается только в образовательной организации высшего образования (далее — организация).
3.2. Обучение по программам бакалавриата в образовательных организациях осуществляется в очной и заочной формах обучения.
Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах)* и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.
*) Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
Таблица 1
Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация (степень) выпускников
НаименованиеООП
|
Квалификация (степень) | Нормативный срок освоения ООП (для очной формы обучения), включая последипломный отпуск | Трудоемкость(в зачетных
единицах) |
|
Код в соответствии с принятой классификацией ООП | Наименование | |||
ООПбакалавриата | бакалавр | 4 года | 240 ЗЕ* |
* трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.
Сроки освоения основной образовательной программы бакалавриата по заочной форме обучения составляют 4 года.
3.3. При реализации программы бакалавриата организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.
3.4. Реализация программы бакалавриата возможна с использованием сетевой формы.
3.5. Образовательная деятельность по программе бакалавриата осуществляется на государственных языках Донецкой Народной Республики, если иное не определено локальным нормативным актом организации.
IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ
4.1. Область профессиональной деятельности бакалавров по специальности 42.03.02 «Журналистика» включает: средства массовой информации (газеты, журналы, телевидение, радиовещание, информационные агентства, интернет-СМИ) и смежные информационно-коммуникативные сферы (издательства, пресс-службы, рекламные и PR-агентства (связи с общественностью).
4.2. Объекты профессиональной деятельности бакалавров: массовая информация, передаваемая по различным каналам СМИ, адресованная различным аудиторным группам.
4.3. Бакалавр по специальности 42.03.02 «Журналистика» готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
авторская деятельность — создание материалов для различных типов и видов СМИ с учетом их специфики;
редакторская деятельность – приведение предназначенных для размещения в газете, журнале, на информационной ленте, в теле-, радиоэфире, интернет-СМИ материалов в соответствие с языковыми нормами, профессиональными стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов;
проектно-аналитическая деятельность – участие в разработке и коррекции концепции СМИ, определении их формата, в программировании, планировании редакционной деятельности и анализе ее результатов, разработка авторских проектов, планирование своей собственной работы;
организационно-управленческая деятельность – участие в соответствии с должностным статусом в организации работы СМИ, его подразделений, творческих коллективов;
социально-организаторская деятельность – привлечение к сотрудничеству со СМИ представителей различных сегментов общества, организаций, учреждений и взаимодействие с ними;
производственно-технологическая деятельность – участие в производственном процессе выпуска издания, теле-, радиопрограммы, интернет-СМИ на базе современных технологий.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.
4.4. Бакалавр по специальности 42.03.02 «Журналистика» должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
авторская деятельность:
выбор и формулирование актуальной темы публикации, предназначенной для размещения в газете, журнале, на информационной ленте в теле-, радиоэфире, интернет-СМИ, формирование замысла (или сценарной разработки), определение дальнейшего хода работы;
сбор информации (работа с источниками информации с помощью разных методов), ее проверка, селекция и анализ;
создание материала с использованием различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической) и в разных форматах и жанрах;
редакторская деятельность:
отбор, редактирование разных видов текстов (печатных, аудио-, видео-), приведение их в соответствие с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов;
селекция, редактирование, компоновка ретранслируемой информации, получаемой из Интернета, поступающей от информационных агентств, других СМИ, органов управления, аудитории (письменные и устные обращения), служб изучения общественного мнения, PR-служб и рекламных агентств;
проектно-аналитическая деятельность:
сбор и анализ предварительной информации, необходимой для разработки медиапроекта;
участие в разработке и коррекции концепции СМИ, их модели, формата, разработка авторского проекта;
участие в текущем планировании деятельности СМИ и планирование собственной работы;
участие в коллективном анализе деятельности СМИ и анализ результатов собственной работы (профессиональная рефлексия);
организационно-управленческая деятельность:
участие в организации работы различных подразделений СМИ (в соответствии с должностными обязанностями);
участие в продвижении медиапродукта на информационном рынке, обеспечение его информационно-рекламной поддержки;
социально-организаторская деятельность:
привлечение к сотрудничеству со СМИ представителей различных сегментов общества (слоев и групп населения, экспертов, работников государственных, общественных организаций) для обеспечения баланса интересов и мнений в контенте СМИ;
работа с редакционной почтой;
участие в организации социально значимых общественных обсуждений, дебатов;
участие в организации «внетекстовых» редакционных акций, социальных проектов (общественно-политических, экологических, благотворительных, развлекательных);
организация интерактивного общения с аудиторией, установление информационно-коммуникативных связей на базе различных медийных средств и новейших информационных технологий;
производственно-технологическая деятельность:
подготовка медиапродукта к печати, выходу в эфир в соответствии с технологическими стандартами разных каналов передачи информации;
участие в процессе производства и выпуска печатного и интернет-издания, теле-, радиопрограммы (верстке номера или программы, монтаже аудио-, видеоматериала) в соответствии с технологическим циклом и на базе современных технологий.
V. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА
5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
владеть культурой мышления, обладать способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
обладать способностью анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);
обладать способностью понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);
уметь использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);
быть готовым использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья (ОК-5);
обладать способностью логически верно строить устную и письменную речь (ОК-6);
быть готовым к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);
быть готовым использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);
работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);
владеть одним из иностранных языков на уровне, позволяющем получать и оценивать информацию в области профессиональной деятельности из зарубежных источников (ОК-10);
быть готовым использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11);
понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, осознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);
использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13);
толерантно воспринимать социальные и культурные различия, уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);
понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15);
использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16).
5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
общепрофессиональными (ОПК):
осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);
использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);
владеть основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);
нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);
владеть одним из иностранных языков на уровне профессионального общения (ОПК-5);
обладать способностями к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-6);
понимать социальную роль и общественную миссию журналистики и журналиста в обществе, функции и принципы СМИ в контексте социальных потребностей, исторический и социальный опыт отечественных и зарубежных СМИ (ОПК-7);
ориентироваться в основных мировых тенденциях развития медиаотрасли (содержательных, технологических), понимать процессы конвергенции, быть осведомленным в области важнейших инновационных практик в сфере массмедиа, в том числе понимать процессы конвергенции (ОПК-8);
знать основные этапы и процессы развития отечественной литературы и журналистики, понимать значение их опыта для практики современных СМИ (ОПК- 9);
понимать базовые принципы формирования системы СМИ, иметь представление об основных формах медиаиндустрии (издательские дома, медиахолдинги, акционерные общества), ориентироваться в современных реалиях функционирования системы СМИ, а также ее инфраструктуре (ОПК-10);
знать общие и отличительные черты различных средств массовой информации (печать, телевидение, радиовещание, информационные агентства, интернет-СМИ, мобильных медиа), их типов и видов, базовых технологических признаков (ОПК-11);
знать основные принципы разработки концепции медиапроекта (издания, программы, полосы, рубрики), в том числе моделирования и дизайна, а также методов их анализа и коррекции, видов планирования в СМИ (ОПК-12);
понимать значение этических ориентиров и регуляторов журналистской деятельности, знать основные документы по профессиональной этике (ОПК-13);
понимать роль аудитории в процессе потребления и производства массовой информации, иметь представление об основных характеристиках аудитории современных СМИ, знать основные методы ее изучения (ОПК-14);
ориентироваться в психологических и социально-психологических аспектах функционирования СМИ и работы журналиста (ОПК-15);
иметь представление об основных экономических регуляторах деятельности СМИ в условиях рыночных отношений (процессах и источниках формирования бюджета медиапредприятий, их финансовой и ценовой политики (ОПК-16);
понимать сущность журналистской деятельности как многоаспектной, включающей подготовку собственных публикаций и работу с другими участниками производства текстов СМИ (привлекаемыми авторами, аудиторией); индивидуальную и коллективную деятельность; текстовую и внетекстовую работу (проектную, продюсерскую, организаторскую) (ОПК-17);
знать возможности электронных баз данных, методы работы с ними, способы участия в их создании (ОПК-18);
знать фонетические, лексические, грамматические, семантические, синтаксические и стилистические нормы современного русского языка в целом и особенности их применения в практике современных СМИ (ОПК-19);
знать основы паблик рилейшнз в сфере СМИ, а также основы рекламной деятельности в СМИ (содержательный, правовой и экономический аспекты) (ОПК-20)
в области журналистской авторской деятельности:
выбирать и формулировать актуальную тему материала, сформировать замысел (или сделать сценарную разработку), определять дальнейший ход работы (ПК-1);
собирать необходимую информацию (работать с источниками информации, применять разные методы), осуществлять ее проверку, селекцию и анализ (ПК-2);
оперативно готовить материал с использованием различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической) в зависимости от типа СМИ, в различных жанрах, форматах для размещения на различных мультимедийных платформах – печатных, вещательных, онлайновых, мобильных (ПК-3);
редакторская деятельность:
редактировать печатный текст, аудио-, видео- или интернет-материал, приводить его в соответствии с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов (ПК-4);
осуществлять селекцию, редактирование, компоновку, перепакетирование и ретрансляцию информации, получаемой из Интернета или поступающей от информационных агентств, других СМИ, органов управления, служб изучения общественного мнения, PR- и рекламных агентств, аудитории (ПК-5);
проектно-аналитическая деятельность:
осуществлять сбор, анализ предварительной информации, необходимой для разработки медиапроекта (ПК-6);
участвовать в разработке и коррекции концепции СМИ (издания, канала, передачи), его модели, формата, разрабатывать авторский медиапроект (ПК-7);
принимать участие в текущем планировании деятельности СМИ и планировать собственную работу (ПК-8);
участвовать в коллективном анализе деятельности СМИ и анализировать результаты собственной работы (профессиональная рефлексия) (ПК-9);
организационно-управленческая деятельность:
участвовать в организации работы различных подразделений СМИ, творческих коллективов (ПК-10);
обеспечивать (в соответствии с должностными обязанностями) продвижение медиапродукта на информационный рынок, его информационно-рекламную поддержку (ПК-11);
социально-организаторская деятельность:
привлекать к сотрудничеству со СМИ представителей различных сегментов общества (слоев и групп населения, экспертов, работников государственных и общественных организаций) для обеспечения баланса интересов и мнений в контенте СМИ (ПК-12);
работать с привлекаемыми авторами на всех стадиях подготовки их материалов (ПК-13);
работать с редакционной почтой (анализ, отбор, подготовка к публикации) (ПК-14);
принимать участие в организации социально-значимых информационно-коммуникативных акций (общественных обсуждений, дискуссий, дебатов и т. п.) (ПК-15);
участвовать в организации «внетекстовых» редакционных акций, социальных проектов (общественно-политических, экологических, благотворительных, развлекательных) в разных формах (ПК-16);
организовывать интерактивное общение со своей аудиторией в разных формах, устанавливать информационно-коммуникативные связи, используя различные медийные средств и новейшие информационные технологии (ПК-17);
участвовать в обеспечении общественного резонанса публикаций, передач (ПК-18);
производственно-технологическая деятельность:
готовить материалы к печати, выходу в эфир в соответствии с технологическими стандартами (ПК-19);
участвовать в процессе производства и выпуска печатного и интернет-издания, теле-, радиопрограммы (верстке номера или программы, монтаже аудио-, видеоматериала) в соответствии с технологическим циклом и на базе современных технологий (ПК-20).
VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА
6.1. Основная образовательная программа бакалавриата предусматривает изучение следующих учебных блоков (таблица 2):
общенаучный блок;
профессиональный блок;
и разделов:
физическая культура;
учебная и производственная (в том числе преддипломная) практики, научно-исследовательская работа
итоговая государственная аттестация (экзамен и защита дипломной работы).
(пункт 6.1. раздела VI в ред. Приказа Министерства образования и науки ДНР от 28.09.2017 № 989)
6.2. Каждый учебный блок имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую ООВПО. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет обучающимся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) продолжения профессионального образования в магистратуре.
6.3. Базовая (обязательная) часть «Общенаучного блока» должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: «История», «Философия», «Иностранный язык».
Базовая (обязательная) часть «Профессионального блока» должна предусматривать изучение дисциплин «Безопасность жизнедеятельности», а также дисциплин, актуальных на момент составления ООП.
Таблица 2 «Структура ООП бакалавриата»
Структура программы бакалавриата | Объём программы бакалавриата в з. е. | |||
Блок 1* | Общенаучный блок | Базовая часть (в т. ч. дисциплины: «История», «Философия», «Иностранный язык») | 10 | 20 |
Вариативная часть | 10 | |||
Блок 2 | Профессиональный блок | Базовая часть (в т. ч. «Безопасность жизнедеятельности», а также дисциплины, актуальные на момент составления ООП) | 160 | 200 |
Вариативная часть | 40 | |||
Разделы | Физическая культура | 2 | ||
Учебная и производственная (в том числе преддипломная) практики, научно-исследовательская работа | 12 | |||
Итоговая государственная аттестация | 6 | |||
Общая трудоемкость основной образовательной программы | 240** |
* Трудоемкость блоков 1 и 2, а также разделов включают все виды текущей и промежуточной аттестаций.
** Объем з. е. по блокам и разделам структуры программы бакалавриата может варьироваться в пределах от 2 до 5 з. е.»;
(пункт 6.3. раздела VI и ссылки в нов. ред. на основании Приказа Министерства образования и науки ДНР от 28.09.2017 № 989)
VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ
7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП бакалавриата, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующих образовательных технологий.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ООП бакалавриата должны быть определены возможности ООВПО в формировании общекультурных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления). В ООВПО должна быть сформирована социокультурная среда, созданы условия, необходимые для всестороннего развития личности.
ООВПО обязана способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями зарубежных образовательных учреждений, научных государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин. В целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий.
7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в соответствии с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП.
Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц.
7.5. Основная образовательная программа должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по блокам Б.1, Б.2. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает Ученый совет факультета ООВПО.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативные дисциплины, устанавливаемые ООВПО дополнительно к ООП и являющиеся необязательными для изучения.
Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 30 академических часов.
7.8. В случае реализации ООП бакалавриата в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Положением об организации учебного процесса в образовательных организациях высшего профессионального образования Донецкой Народной Республики, утвержденным приказом Министерства образования и науки ДНР от 07 августа 2015 г. N 380.
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 12 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период (за исключением выпускного курса).
(абзац 1 пункта 7.9. раздела VII в нов. ред. на основании Приказа Министерства образования и науки ДНР от 28.09.2017 № 989)
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и/или
правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы**.
7.10. Раздел «Физическая культура» трудоемкостью две зачетные единицы реализуется:
при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической подготовки, в том числе игровых видов, должен составлять не менее 324 часов.
7.11. ООВПО обязана обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.12. ООВПО обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными.
7.13. ООП бакалавриата ООВПО должна включать лабораторные практикумы и практические занятия по дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области иностранного языка, культуры речи, информационных технологий, основ математической обработки информации, психологии, безопасности жизнедеятельности, физической культуры, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.
(пункт 7.13. раздела VII в ред. Приказа Министерства образования и науки ДНР от 28.09.2017 № 989)
7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);
при формировании своей индивидуальной образовательной программы обучающиеся имеют право получить консультацию в ООВПО по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущий профиль подготовки (специализацию);
обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП ООВПО.
7.15. Раздел основной образовательной программы бакалавриата «Учебная и производственная практики» является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
Конкретные виды практик определяются ООП ООВПО. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются ООВПО по каждому виду практики.
Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях ООВПО (учебная практика), обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом. Учебная практика предполагает отчет студента об итогах практики и отзыв руководителя практики. По результатам аттестации выставляется дифференцированная оценка.
Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская работа обучающегося. В случае ее наличия при разработке программы научно- исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся:
изучать научно-педагогическую литературу и другую специальную информацию, достижения отечественной и зарубежной науки и образования в соответствующей области знаний;
участвовать в проведении научных исследований или выполнении проектных разработок;
осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-педагогической информации по теме (заданию);
составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию);
выступить с докладом на конференции.
7.16. Реализация основных образовательных программ бакалавриата должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью.
Доля преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной основной образовательной программе, должно быть не менее 50 процентов; ученую степень доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и/или ученое звание профессора должны иметь не менее восьми процентов преподавателей.
Преподаватели профессионального блока должны иметь базовое образование и/или ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины. Не менее 50 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному блоку, должны иметь ученые степени. К образовательному процессу возможно привлечение не менее пяти процентов преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций.
До пяти процентов от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание, может быть заменено преподавателями, имеющими не менее 10 лет стажа практической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов.
7.17. Основная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.
Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания учебной, учебно-методической и иной литературы по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями.
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла — за последние пять лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.
Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1 — 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.
Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными ООВПО и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства ДНР об интеллектуальной собственности и международных договоров ДНР в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.
7.18. Высшее учебное заведение, реализующее основные образовательные программы бакалавриата, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом ООВПО, и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.
Минимально необходимый для реализации ООП бакалавриата перечень материально-технического обеспечения включает: лингафонные кабинеты, компьютерные классы с выходом в Интернет, аудитории, специально оборудованные мультимедийными демонстрационными комплексами, медиазал, учебные и исследовательские лаборатории (центры), учебно-методический ресурсный центр, методический кабинет или специализированную библиотеку, специализированные спортивные залы и оборудование, специально оборудованные для художественно-творческих занятий аудитории (в соответствии с реализуемым профилем).
При использовании электронных изданий ООВПО должна обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин. Доступ студентов к сети Интернет должен составлять не менее 6 часов на человека в неделю.
ООВПО должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
Для данного документа приложений нет.
Изменяется на основании: Приказ №989 от 28.09.2017
Редакция от 19.10.2017