watermark
Печать

Вид документа: Приказ

Наименование правотворческого органа: Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики

Дата документа: 19.04.2016

Номер документа: 386

Дата государственной регистрации: 04.05.2016

Регистрационный номер: 1233

Заголовок документа: Об утверждении Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 42.03.04 «Телевидение» (квалификация «бакалавр»)

Действие документа: Действующий

Классификатор: 130.010.030 - Государственные образовательные стандарты. Образовательные программы. Образовательный процесс

Информация об опубликовании: Официальный сайт Донецкой Народной Республики dnr-online.ru, 19.05.2016

Дополнительные сведения:

Количество страниц:

watermark
НПА ДНР

Министерство образования и науки
Донецкой Народной Республики

 

Приказ

19.04.2016
№386
НПА ДНР
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 1233
от   «04» мая 2016  г.
Об утверждении Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 42.03.04 «Телевидение» (квалификация «бакалавр»)

В соответствии с Положением о Министерстве образования и науки Донецкой  Народной  Республики,  утверждённым Постановлением Совета  Министров  Донецкой  Народной  Республики  от  22.07.2015 года  № 13-43, руководствуясь  ст.6 (п.6, ч.1),  ст.9 Закона  Донецкой Народной Республики «Об образовании», принятым Постановлением Народного Совета  Донецкой Народной Республики от 19.06.2015 года № 55-IНС, руководствуясь статьями 5, 37 Закона Донецкой Народной Республики «О нормативно-правовых актах»,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемый  Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 42.03.04 «Телевидение» (квалификация «бакалавр»).

2. Контроль за исполнением приказа  возложить на Первого заместителя Министра Кушакова М.Н.

3. Настоящий  приказ  вступает в силу со дня официального опубликования.

Министр образования и науки
Л.П. Полякова
НПА ДНР
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 1233
от   «04» мая 2016  г.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 42.03.04 ТЕЛЕВИДЕНИЕ (КВАЛИФИКАЦИЯ  «БАКАЛАВР»)

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящий государственный образовательный стандарт высшего профессио­нального образования (ГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ подготовки бакалавров по направлению подготовки 42.03.04 «Телевидение» образовательными организациями высшего профессионального образования (ООВПО) на территории Донецкой Народной Республики (ДНР).

1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной государственными органами исполнительной власти ДНР.

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

В государственном образовательном стандарте используются следующие сокращения:

ВПО – высшее профессиональное образование;

ГОС ВПО – государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования;

ООП – основная образовательная программа;

ОК – общекультурные компетенции;

ОПК – общепрофессиональные компетенции;

ПК – профессиональные компетенции;

ПМ – профессиональный модуль;

СМИ – средства массовой информации.

III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

3.1. Получение образования по программе бакалавриата допускается только в образовательной организации высшего образования (далее — организация).

3.2. Обучение по программам бакалавриата в образовательных организациях осуществляется в очной, заочной и ускоренной формах обучения.

Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах)* и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.

*) Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

Таблица 1

Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация (степень) выпускников

Наименование

ООП

 

Квалификация (степень) Нормативный срок освоения ООП (для очной формы обучения),

включая последипломный отпуск

Трудоемкость

(в зачетных

единицах)

Код в соответ­ствии с приня­той классифи­кацией ООП Наименование
ООП бакалавриата бакалавр 4 года 240 ЗЕ*
* трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.

Сроки освоения основной образовательной программы бакалавриата по заочной, ускоренной форме обучения составляют 4 года.

3.3. При реализации программы бакалавриата организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.

3.4. Реализация программы бакалавриата возможна с использованием сетевой формы.

3.5. Образовательная деятельность по программе бакалавриата осуществляется на государственных языках Донецкой Народной Республики, если иное не определено локальным нормативным актом организации.

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ

4.1. Область профессиональной деятельности бакалавров по направлению подготовки 42.03.04 «Телевидение» включает:

сферу массовой информации и коммуникации: в организациях и на предприятиях, обеспечивающих телевещание и производство телепередач (телевизионные каналы, производящие и вещательные телекомпании — эфирные, спутниковые, кабельные, интернет-компании);

средства массовой информации (газеты, журналы, информационные агентства, интернет-СМИ, организации и компании, производящие, распространяющие, архивирующие и изучающие информацию вообще и фото-, видео- и кинопродукцию в особенности);

смежные информационно-коммуникативные структуры (издательства, пресс-службы, рекламные и PR-агентства, органы управления теле-, радио- и интернет-вещанием, телекоммуникационные предприятия и компании, научно-исследовательские и образовательные организации и учреждения, государственные и коммерческие организации, работающие с производством и распространением информации вообще и видеопродукции в особенности).

4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, являются:

различные типы телевизионных продуктов (телевизионных передач и телевизионных фильмов) как мультимедийных объектов, включающих текстовые, аудио- и видеокомпоненты, предназначенных для массового распространения с помощью технических средств телевизионного вещания;

телевидение как особый вид современной массовой коммуникации;

специфические телевизионные технологии и система художественных средств телевидения как вида искусства;

тексты публицистического характера, предназначенные для издания или распространения средствами телевещания и массовой информации

4.3. Бакалавр по направлению подготовки 42.03.04 «Телевидение» готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

прикладная деятельность — (например, репортерская, комментаторская, дикторская, модераторская, сценаристская, редакторская, режиссерская, исполнительская, операторская) в организациях и на предприятиях, осуществляющих телевещание и производство телевизионных продуктов, в средствах массовой информации и смежных информационно-коммуникационных структурах;

научно-исследовательская и педагогическая деятельность в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

редакторская деятельность – приведение предназначенных для размещения на информационной ленте, в телеэфире, интернет-СМИ материалов в соответствие с языковыми нормами, профессиональными стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов;

проектно-аналитическая деятельность – участие в разработке и коррекции концепции СМИ, определении их формата, в программировании, планировании редакционной деятельности и анализе ее результатов, разработка авторских проектов, планирование своей собственной работы;

организационно-управленческая деятельность – участие в соответствии с должностным статусом в организации работы СМИ, его подразделений, творческих коллективов;

социально-организаторская деятельность – привлечение к сотрудничеству со СМИ представителей различных сегментов общества, организаций, учреждений и взаимодействие с ними;

производственно-технологическая деятельность – участие в производственном процессе выпуска издания, теле-, радиопрограммы, интернет-СМИ на базе современных технологий.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей. При разработке и реализации программы бакалавриата организация ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится бакалавр, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов организации.

4.4. Бакалавр по направлению подготовки 42.03.04 «Телевидение» должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

прикладная деятельность:

создание в составе авторского коллектива (съемочной группы) телевизионных передач и телевизионных фильмов различных жанров с применением соответствующих художественных и технических средств;

участие (в качестве диктора, ведущего, комментатора, оператора, режиссера) в публичном показе данных передач и фильмов по телевидению в записи или в прямом эфире;

доработка и обработка (анализ, редактирование, трансформация, систематизирование, проверка достоверности) содержания и формы данных передач и фильмов;

подготовка текстовых информационных и публицистических материалов (репортажей, интервью, комментариев на актуальные темы), предназначенных для издания или распространения средствами телевещания и массовой информации;

создание и поддержка соответствующих баз данных;

продюсирование телевизионных продуктов различного типа (обеспечение финансирования, создания и продвижения телевизионных передач и фильмов);

научно-исследовательская и педагогическая деятельность:

локальные исследования в области истории телевидения как средства массовой коммуникации и как вида искусства с применением полученных теоретических и практических знаний;

участие в дискуссиях и процедурах защиты научных работ различного уровня; выступление с сообщениями и докладами по тематике проводимых исследований;

устное, письменное и виртуальное (размещение в информационных сетях) представление материалов собственных исследований;

преподавание профессиональных дисциплин по данному направлению подготовки, проведение лекционных и практических занятий в рамках утвержденного плана и программ;

участие в проведении тестирования по итогам обучения;

участие в учебно-методической работе, сбор и оформление учебных материалов;

редакторская деятельность:

отбор, редактирование разных видов текстов (печатных, аудио-, видео-), приведение их в соответствие с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов;

селекция, редактирование, компоновка ретранслируемой информации, получаемой из Интернета, поступающей от информационных агентств, других СМИ, органов управления, аудитории (письменные и устные обращения), служб изучения общественного мнения, PR-служб и рекламных агентств;

проектно-аналитическая деятельность:

сбор и анализ предварительной информации, необходимой для разработки медиапроекта;

участие в разработке и коррекции концепции СМИ, их модели, формата, разработка авторского проекта;

участие в текущем планировании деятельности СМИ и планирование собственной работы;

участие в коллективном анализе деятельности СМИ и анализ результатов собственной работы (профессиональная рефлексия);

организационно-управленческая деятельность:

участие в организации работы различных подразделений СМИ (в соответствии с должностными обязанностями);

участие в продвижении медиапродукта на информационном рынке, обеспечение его информационно-рекламной поддержки;

социально-организаторская деятельность:

привлечение к сотрудничеству со СМИ представителей различных сегментов общества (слоев и групп населения, экспертов, работников государственных, общественных организаций) для обеспечения баланса интересов и мнений в контенте СМИ;

работа с редакционной почтой;

участие в организации социально значимых общественных обсуждений, дебатов;

участие в организации «внетекстовых» редакционных акций, социальных проектов (общественно-политических, экологических, благотворительных, развлекательных);

организация интерактивного общения с аудиторией, установление информационно-коммуникативных связей на базе различных медийных средств и новейших информационных технологий;

производственно-технологическая деятельность:

подготовка медиапродукта к выходу в эфир в соответствии с технологическими стандартами разных каналов передачи информации;

участие в процессе производства публикаций интернет-издания, телепрограммы (монтаже аудио-, видеоматериала) в соответствии с технологическим циклом и на базе современных технологий.

V. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

владеть культурой мышления, обладать способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

обладать способностью анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

обладать способностью понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);

уметь использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);

быть готовым использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья (ОК-5);

обладать способностью логически верно строить устную и письменную речь (ОК-6);

быть готовым к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);

быть готовым использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);

работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);

владеть одним из иностранных языков на уровне, позволяющем получать и оценивать информацию в области профессиональной деятельности из зарубежных источников (ОК-10);

быть готовым использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11);

понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, осознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);

использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13);

толерантно воспринимать социальные и культурные различия, уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);

 понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15);

использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16).

5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

общепрофессиональными (ОПК):

способностью применять знания специфики, истории и перспектив развития телевидения как одного из средств современной коммуникации и как особого вида искусства в широком гуманитарном и культурном контексте, особенностей и специфики тележурналистики (новостной, проблемно-аналитической, расследовательской, художественно-публицистической) (ОПК-1);

способностью понимать социальную роль телевидения, механизмов его влияния на общественное сознание, принципов функционирования средств массовой информации в современном мире, свободы и социальной ответственности телевидения и других средств массовой информации, содержания и современного состояния института свободы слова и печати и смежных свобод (ОПК-2);

способностью применять знания о процессе создания и распространения различных продуктов телепроизводства как многоаспектной индивидуальной и коллективной деятельности (ОПК-3);

готовностью к повседневному открытому многоуровневому коммуникативному взаимодействию, свободному владению различными видами информационно-коммуникативного воздействия, к неискажающему преобразованию исходной информации и владению навыками информационной борьбы (ОПК-4);

владением нормами и ресурсными возможностями русского литературного языка, различными формами речевого поведения и общения, нормами русского речевого этикета (ОПК-5);

способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-6)

осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-7);

использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-8);

нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-9);

владеть одним из иностранных языков на уровне профессионального общения (ОПК-10);

обладать способностями к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-11);

ориентироваться в основных мировых тенденциях развития медиаотрасли (содержательных, технологических), понимать процессы конвергенции, быть осведомленным в области важнейших инновационных практик в сфере массмедиа, в том числе понимать процессы конвергенции (ОПК-12);

знать основные этапы и процессы развития отечественной литературы и понимать значение ее опыта для практики современных СМИ (ОПК-13);

знать общие и отличительные черты различных средств массовой информации (печать, телевидение, радиовещание, информационные агентства, интернет-СМИ, мобильных медиа), их типов и видов, базовых технологических признаков (ОПК-14);

знать основные принципы разработки концепции медиапроекта (программы, рубрики), в том числе моделирования и дизайна, а также методов их анализа и коррекции, видов планирования в СМИ (ОПК-15);

понимать значение этических ориентиров и регуляторов журналистской деятельности, знать основные документы по профессиональной этике (ОПК-16);

понимать роль аудитории в процессе потребления и производства массовой информации, иметь представление об основных характеристиках аудитории современных СМИ, знать основные методы ее изучения (ОПК-17);

ориентироваться в психологических и социально-психологических аспектах функционирования СМИ и работы журналиста (ОПК-18);

иметь представление об основных экономических регуляторах деятельности СМИ в условиях рыночных отношений (процессах и источниках формирования бюджета медиапредприятий, их финансовой и ценовой политики (ОПК-19);

понимать сущность телевизионной деятельности как многоаспектной, включающей подготовку собственных публикаций и работу с другими участниками производства текстов СМИ (привлекаемыми авторами, аудиторией); индивидуальную и коллективную деятельность; текстовую и внетекстовую работу (проектную, продюсерскую, организаторскую) (ОПК-20);

знать возможности электронных баз данных, методы работы с ними, способы участия в их создании (ОПК-21);

знать фонетические, лексические, грамматические, семантические, синтаксические и стилистические нормы современного русского языка в целом и особенности их применения в практике современных СМИ (ОПК-22);

знать основы паблик рилейшнз в сфере СМИ, а также основы рекламной деятельности в СМИ (содержательный, правовой и экономический аспекты) (ОПК-23)

в области телевизионной прикладной деятельности:

способностью создавать, редактировать, трансформировать и оценивать текстовый, аудио-, видео- или интернет-материал, предназначенный для телевещания и распространения в средствах массовой информации, приводить его в соответствие с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми на телевидении и в средствах массовой информации разных типов (ПК-1);

владением специальными навыками трансляции и выведения информационного материала в эфир, в том числе работы в качестве диктора и ведущего эфира (ПК-2);

владением основными формами, средствами и методами режиссерской работы, в том числе способностью определять общую концепцию телепередач и телефильмов, разрабатывать режиссерский сценарий и на его основе осуществлять создание, предэфирную подготовку и выход в эфир различных продуктов телепроизводства, умением руководить их монтажом, участвовать в создании их музыкального ряда (ПК-3);

владением операторским искусством как средством воплощения авторского и режиссерского замыслов, включая способность участвовать в работе операторской группы, ведущей телевизионную съемку, и при необходимости организовывать ее работу (ПК-4);

способностью обеспечивать в качестве продюсера необходимые финансово-экономические, административные, рекламные и культурно-конъюнктурные условия для создания и распространения различных продуктов телепроизводства (ПК-5);

способностью организовывать и проводить на должном художественном и техническом уровне различного вида монтаж с разной степенью трансформации исходного телематериала (ПК-6);

владением современной технической базой и новейшими цифровыми технологиями, применяемыми на телевидении, в радио- и интернет-вещании, в средствах массовой информации и мобильных медиа (ПК-7);

научно-исследовательская и педагогическая деятельность:

способностью применять полученные знания в области журналистики, теории коммуникации, истории телевидения, способов производства и распространения телепродукции в собственной исследовательской деятельности (ПК-8);

владением навыками участия в дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований (ПК-9);

способностью преподавания дисциплин, соответствующих направлению подготовки (ПК-10);

способностью к участию в учебно-методической работе в сфере образования (ПК-11);

способностью применять навыки культурно-просветительского и организационного воздействия на аудиторию в процессе преподавания дисциплин, соответствующих направлению подготовки (ПК-12);

редакторская деятельность:

редактировать печатный текст, аудио-, видео- или интернет-материал, приводить его в соответствии с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов (ПК-13);

осуществлять селекцию, редактирование, компоновку, перепакетирование и ретрансляцию информации, получаемой из Интернета или поступающей от информационных агентств, других СМИ, органов управления, служб изучения общественного мнения, PR- и рекламных агентств, аудитории (ПК-14);

проектно-аналитическая деятельность:

осуществлять сбор, анализ предварительной информации, необходимой для разработки медиапроекта (ПК-15);

участвовать в разработке и коррекции концепции СМИ (канала, передачи), его модели, формата, разрабатывать авторский медиапроект (ПК-16);

принимать участие в текущем планировании деятельности СМИ и планировать собственную работу (ПК-17);

участвовать в коллективном анализе деятельности СМИ и анализировать результаты собственной работы (профессиональная рефлексия) (ПК-18);

организационно-управленческая деятельность:

участвовать в организации работы различных подразделений СМИ, творческих коллективов (ПК-19);

обеспечивать (в соответствии с должностными обязанностями) продвижение медиапродукта на информационный рынок, его информационно-рекламную поддержку (ПК-20);

социально-организаторская деятельность:

привлекать к сотрудничеству со СМИ представителей различных сегментов общества (слоев и групп населения, экспертов, работников государственных и общественных организаций) для обеспечения баланса интересов и мнений в контенте СМИ (ПК-21);

работать с привлекаемыми авторами на всех стадиях подготовки их материалов (ПК-22);

работать с редакционной почтой (анализ, отбор, подготовка к публикации) (ПК-23);

принимать участие в организации социально-значимых информационно-коммуникативных акций (общественных обсуждений, дискуссий, дебатов и т. п.) (ПК-24);

участвовать в организации «внеэфирных» редакционных акций, социальных проектов (общественно-политических, экологических, благотворительных, развлекательных) в разных формах (ПК-25);

организовывать интерактивное общение со своей аудиторией в разных формах, устанавливать информационно-коммуникативные связи, используя различные медийные средств и новейшие информационные технологии (ПК-26);

участвовать в обеспечении общественного резонанса передач (ПК-27);

производственно-технологическая деятельность:

готовить материалы к печати, выходу в эфир в соответствии с технологическими стандартами (ПК-28);

участвовать в процессе производства интернет-издания, телепрограммы (монтаже аудио-, видеоматериала) в соответствии с технологическим циклом и на базе современных технологий (ПК-29).

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

6.1. Основная образовательная программа бакалавриата  предусматривает изучение следующих учебных блоков (таблица 2):

общенаучный блок;

профессиональный блок;

и разделов:

физическая культура;

учебная и производственная практики;

итоговая государственная аттестация.

6.2. Каждый учебный блок имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет обучающимся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) продолжения профессионального образования в магистратуре.

6.3. Базовая (обязательная) часть «Общенаучного блока» должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: «История», «Философия», «Иностранный язык», «Русский язык и культура речи», «Безопасность жизнедеятельности».

Базовая (обязательная) часть «Профессионального блока» должна предусматривать изучение дисциплин «Безопасность жизнедеятельности»

Таблица 2

Структура ООП бакалавриата

Код

УЦ

ОПП

Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения Трудоемкость

(зачетные единицы)*

Перечень дисцип­лин для разработ­ки примерных про­грамм, а также учебников и учеб­ных пособий Коды формируе-мых

компетенций

Б.1  

ОБЩЕНАУЧНЫЙ БЛОК

 

20
Базовая часть

В результате изучения базовой

части цикла студент должен:

знать:

– основные закономерности

взаимодействия человека и

общества;

– основные закономерности

историко-культурного развития

человека и человечества;

– основные механизмы

социализации личности;

– основные философские

категории и проблемы

человеческого бытия;

– особенности современного

экономического развития России

и мира;

уметь:

– использовать различные

формы, виды устной и

письменной коммуникации на

родном и иностранных языках в

учебной и профессиональной

деятельности;

– анализировать

мировоззренческие, социально и

личностно значимые

философские проблемы;

– применять экономические

знания в процессе решения

задач образовательной и

профессиональной

деятельности;

владеть:

-технологиями приобретения,

использования и обновления

гуманитарных, социальных и

экономических знаний;

– навыками рефлексии,

самооценки, самоконтроля;

10 Философия

 

История

 

Иностранный язык

 

 

 

Вариативная часть: (знания, умения, навыка опреде­ляются ООП вуза) 10  

 

В. 2 ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ БЛОК 200
Базовая часть

В результате изучения базовой

части цикла студент должен:

знать: природу современного информационного общества, основы теории коммуникации, специфику журналистики, ее функции и принципы, особенности массовой информации, основные принципы формирования системы средств массовой информации, иметь представление о современном состоянии системы СМИ с точки зрения ее структуры, организационных форм; отличительные черты различных средств массовой информации, типов и видов СМИ, их базовые типологические признаки; базовые принципы разработки концепции, модели издания, теле- или радиопрограммы, рубрики, методы их анализа и коррекции; знать основы теории коммуникации; владеть знаниями в области теории, истории и современного состояния литературы (отечественной и зарубежной); принципы работы с источниками информации; знать на углубленном уровне особенности новостной журналистики и ориентироваться в специфике других направлений журналистской деятельности (информационная журналистика, аналитическая, расследовательская, художественно-публицистическая);

уметь: базироваться на полученных общетеоретических знаниях концептуального характера в профессиональной деятельности; анализировать художественные тексты с точки зрения глубины содержания, драматургии построения, жанровой палитры; использовать полученные знания для развития своего творческого потенциала, умения при подготовке материалов использовать палитру разнообразных языковых изобразительно-выразительных средств; анализировать и использовать профессиональный опыт лучших отечественных и зарубежных журналистов в целях совершенствования профессионального мастерства;

владеть: навыками работы в условиях конвергентной журналистики; методами агрегации, переупаковки и ретрансляции информации, полученной из Интернета, от информационных агентств, органов управления, служб изучения общественного мнения;

навыками научного исследования (теоретического и эмпирического) в целях грамотной подготовки рефератов, курсовых и выпускной работы, докладов, сообщений,

 

160

 

Авторская телепередача;

Безопасность жизнедеятельности;

Выразительные средства экрана;

Документально-художественные жанры;

Журналистская этика;

Журналистское мастерство и специальность;

Звуковое оформление программы;

Издательское дело и литературное редактирование;

Интернет-журналистика;

Информационная журналистика;

Информационные технологии на телевидении и в средствах массовой информации;

История отечественного и зарубежного кино;

История отечественного и зарубежного телевидения;

История отечественной и зарубежной журналистики;

История мировой и отечественной культуры;

История мировой публицистики;

История отечественной и зарубежной литературы;

Коммуникативная логика;

Мастерство тележурналиста-аналитика;

Медиакритика;

Медиаправо;

Основы актерского мастерства;

Основы видеомонтажа;

Основы мастерства телеведущего;

Основы операторского дела;

Основы продюсирования;

Основы сценарного дела;

Основы телережиссуры;

Психология журналистского творчества;

Радиожурналистика;

Реклама и PR;

Современный русский язык в СМИ;

Социология журналистики;

Теледраматургия;

Теория журналистики;

Теория и методика журналистского творчества;

Теория и практика современной телевизионной журналистики;

Теория массовой коммуникации;

Техника речи на телевидении;

 

Технические средства массовой информации;

Фотожурналистика;

Экономика СМК.

Вариативная часть: (знания, умения, навыка опреде­ляются ООП вуза) 40
 

В. 3

 

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

 

2

400 часов

Физическая культура
В. 4 УЧЕБНАЯ И ПРОИЗВОДСТ­ВЕННАЯ ПРАКТИКИ, НАУЧ­НО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА (практические умения и навыки определяются ООП ООВПО) 12 Учебная; Производственная по специальности;

Преддипломная

Учебная практика

Знать: основы организации работы различных средств массовой информации;

Уметь: готовить и редактировать новостные материалы для информационных агентств, телевидения, интернет- и других СМИ; готовить материалы в разных жанрах, а также делать комментарии;

Владеть: навыками подготовки информационных материалов; навыками подготовки аналитических материалов;

Производственная практика

Знать: структуру существующих источников информации, возможности архивов, электронных каталогов и баз данных, методы поиска информации; основные угрозы, сопряженные с исполнением профессиональной деятельности, уметь им противостоять

Уметь: готовить материалы в разных жанрах; работать над журналистскими или исследовательскими материалами в соответствии с типом и темой выпускной работы

Владеть: навыками работы на всех этапах подготовки кратких и развернутых информационных материалов для теле-, радиопрограммы: поиск источников информации, проверка их надежности и достоверности, подбор иллюстративного материала, отбор и обработка сообщений информационных агентств, общение с должностными лицами, участие в брифингах, пресс-конференциях, создание журналистских текстов, редактирование.

В. 5 ИТОГОВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АТТЕСТАЦИЯ

 

6 Комплексный государственный экзамен по теории, истории и практике телевидения;

 

Защита выпускной работы

Общая трудоемкость основной образовательной программы 240
* Трудоемкость блоков  Б.1, Б.2 и разделов Б.3, Б.4 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП бакалавриата, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующих образовательных технологий.

Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

7.2. При разработке ООП бакалавриата должны быть определены возможности ООВПО в формировании общекультурных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления). В ООВПО должна быть сформирована социокультурная среда, созданы условия, необходимые для всестороннего развития личности.

Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.

7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями зарубежных образовательных учреждений, научных государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин. В целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий.

7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в соответствии с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП.

Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц.

7.5. Основная образовательная программа должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по блокам Б.1, Б.2. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает Ученый совет факультета ООВПО.

7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативные дисциплины, устанавливаемые вузом дополнительно к ООП и являющиеся необязательными для изучения.

Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения.

7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 30 академических часов.

7.8. В случае реализации ООП бакалавриата в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Положением об организации учебного процесса в образовательных организациях высшего профессионального образования Донецкой Народной Республики, утвержденным приказом Министерства образования и науки ДНР от 07 августа 2015 г. №380 (в редакции приказа Министерства образования и науки от 30 октября 2015 г. №750).

7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7—10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и/или

правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы**.

7.10. Раздел «Физическая культура» трудоемкостью две зачетные единицы реализуется:

при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической подготовки, в том числе игровых видов, должен составлять не менее 324 часов.

7.11. ООВПО обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.

7.12. ООВПО обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными.

7.13. ООП бакалавриата ООВПО должна включать лабораторные практикумы и практические занятия по дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области иностранного языка, культуры речи, информационных технологий, основ математической обработки информации, психологии, педагогики, методики обучения и воспитания, безопасности жизнедеятельности, физической культуры, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.

7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:

обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);

при формировании своей индивидуальной образовательной программы обучающиеся имеют право получить консультацию в ООВПО по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущий профиль подготовки (специализацию);

обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации;

обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП ООВПО.

7.15. Раздел основной образовательной программы бакалавриата “Учебная и производственная практики” является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.

Конкретные виды практик определяются ООП ООВПО. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются ООВПО по каждому виду практики.

Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях ООВПО (учебная практика), обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом. Учебная практика предполагает отчет студента об итогах практики и отзыв руководителя практики. По результатам аттестации выставляется дифференцированная оценка.

Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская работа обучающегося. В случае ее наличия при разработке программы научно- исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся:

изучать научно-педагогическую литературу и другую специальную информацию, достижения отечественной и зарубежной науки и образования в соответствующей области знаний;

участвовать в проведении научных исследований или выполнении проектных разработок;

осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-педагогической информации по теме (заданию);

составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию);

выступить с докладом на конференции.

7.16. Реализация основных образовательных программ бакалавриата должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью.

Доля преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной основной образовательной программе, должно быть не менее 50 процентов; ученую степень доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и/или ученое звание профессора должны иметь не менее восьми процентов преподавателей.

Преподаватели профессионального блока должны иметь базовое образование и/или ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины. Не менее 50 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному блоку, должны иметь ученые степени. К образовательному процессу возможно привлечение не менее пяти процентов преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций.

До пяти процентов от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание, может быть заменено преподавателями, имеющими не менее 10 лет стажа практической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов.

7.17. Основная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.

Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания учебной, учебно-методической и иной литературы по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями.

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла – за последние пять лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.

Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1 – 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.

Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства ДНР об интеллектуальной собственности и международных договоров ДНР в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.

7.18. Высшее учебное заведение, реализующее основные образовательные программы бакалавриата, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза, и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.

Минимально необходимый для реализации ООП бакалавриата перечень

материально-технического обеспечения включает:

компьютерные классы с выходом в Интернет, аудитории, специально оборудованные мультимедийными демонстрационными комплексами,   медиазал, учебные и исследовательские лаборатории (центры), учебно-методический ресурсный центр, методический кабинет или  специализированную библиотеку, специализированные спортивные залы и оборудование, специально оборудованные для художественно-творческих занятий аудитории (в соответствии с реализуемым профилем).

При использовании электронных изданий ООВПО должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин. Доступ студентов к сети Интернет должен составлять не менее 6 часов на человека в неделю.

ООВПО должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

Первый заместитель Министра образования и науки Донецкой Народной Республики
М.Н. Кушаков

Для данного документа приложений нет.

В данный документ изменений не вносилось.