watermark
Перейти к текущей редакции Печать

Вид документа: Приказ

Наименование правотворческого органа: Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики

Дата документа: 20.04.2016

Номер документа: 415

Дата государственной регистрации: 22.08.2016

Регистрационный номер: 1494

Заголовок документа: Об утверждении Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 41.03.05 «Международные отношения» (квалификация «академический бакалавр»)

Действие документа: Архивная версия

Классификатор: 130.010.030 - Государственные образовательные стандарты. Образовательные программы. Образовательный процесс

Информация об опубликовании: Официальный сайт Донецкой Народной Республики dnr-online.ru

Дополнительные сведения:

Количество страниц:

watermark
НПА ДНР

Министерство образования и науки
Донецкой Народной Республики

 

Приказ

20.04.2016
№415
НПА ДНР
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 1494
от   «22» августа 2016  г.
Об утверждении Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 41.03.05 «Международные отношения» (квалификация «академический бакалавр»)

В соответствии с подпунктом 12.56 пункта 12 раздела II Положения о Министерстве образования и науки Донецкой Народной Республики, утверждённого Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 22.07.2015 года № 13-43, руководствуясь п.6 ч.1 ст.6, ст.9 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании»,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемый Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 41.03.05 «Международные отношения» (квалификация «академический бакалавр»).

2. Контроль за исполнением приказа возложить на Первого заместителя Министра Кушакова М.Н.

3. Настоящий приказ вступает в силу со дня официального опубликования.

Министр образования и науки
Л.П. Полякова
НПА ДНР
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 1494
от   «22» августа 2016  г.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 41.03.05  МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (КВАЛИФИКАЦИЯ «АКАДЕМИЧЕСКИЙ БАКАЛАВР»)

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящий государственный образовательный стандарт высшего профессио­нального образования (ГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ подготовки бакалавров по направлению подготовки 41.03.05 «Международные отношения» (квалификация «академический бакалавр») образовательными организациями высшего профессионального образования (ООВПО) на территории Донецкой Народной Республики.

1.2. Право на реализацию основных образовательных программ образовательная организация высшего профессионального образования  осуществляет только при наличии соответствующей лицензии, выданной государственными органами исполнительной власти Донецкой Народной Республики.

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

В государственном образовательном стандарте используются следующие сокращения:

ООВПО – образовательная организация высшего профессионального образования;

ВПО – высшее профессиональное образование;

ГОС ВПО – государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования;

ООП – основная образовательная программа;

ОК – общекультурные компетенции;

ОПК – общепрофессиональные компетенции;

ПДК – профессионально-дисциплинарные компетенции;

ПМ – профессиональный модуль;

III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

3.1. Получение образования по программе бакалавриата допускается только в образовательной организации высшего профессионального образования (далее — ООВПО).

3.2. Обучение по программам бакалавриата в ООВПО осуществляется в очной и заочной формах обучения. Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах) и соответствующая квалификация (степень) приведены в Приложении 1. Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

Сроки освоения основной образовательной программы бакалавриата по очной и заочной формам обучения составляют 4 года.

3.3. При реализации программы бакалавриата организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.

3.4. Реализация программы бакалавриата возможна с использованием сетевой формы.

3.5. Образовательная деятельность по программе бакалавриата осуществляется на государственных языках Донецкой Народной Республики, если иное не определено локальным нормативным актом организации.

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ

4.1. Область профессиональной деятельности бакалавров включает:

международные политические, экономические, научно-технические, военно-политические, гуманитарные, идеологические отношения;

регулирование глобальных политических, экономических, военных, экологических, культурно-идеологических и иных процессов;

международные связи в области культуры, науки и образования;

дипломатию и внешнюю политику Донецкой Народной Республики;

основы анализа современных глобальных проблем и процессов;

высшее образование в сфере международных отношений, мировой политики и комплексного обеспечения международной безопасности.

4.2. Объекты профессиональной деятельности бакалавров:

государственные ведомства, региональные органы государственной власти и управления — в качестве младшего и вспомогательного персонала международных отделов, департаментов и зарубежных представительств (переводчики младшего звена и сопровождающие лица, эксперты, референты, в том числе референты по сбору информации, секретари-переводчики, технические исполнители информационных и вспомогательных подразделений);

международные организации — в качестве экспертов, референтов, вспомогательного персонала и переводчиков младшего звена;

отечественные и зарубежные бизнес-структуры, некоммерческие и общественные организации, поддерживающие международные связи или занимающиеся международной проблематикой — в качестве младшего и вспомогательного персонала (эксперты, референты по сбору информации, переводчики младшего звена, секретари-переводчики, лаборанты, ассистенты координаторов, исполнительные секретари проектов);

редакции средств массовой информации — в качестве репортеров по международной проблематике, вспомогательного персонала и переводчиков младшего звена;

образовательные организации высшего образования с международной проблематикой, академические и научно-исследовательские организации международного профиля — в качестве учебно-вспомогательного персонала (эксперты, секретари, лаборанты, переводчики младшего звена).

4.3. Бакалавр по направлению подготовки 41.03.05 «Международные отношения» готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

организационно-административная;

проектная;

информационная и экспертно-аналитическая деятельность;

учебно-организационная.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются ООВПО совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.

4.4. Бакалавр по направлению подготовки 41.03.05 «Международные отношения» (квалификация «академический бакалавр») должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

4.4.1. В сфере организационно-административной деятельности:

готовность включиться в работу сотрудников младшего звена учреждений системы министерства иностранных дел Донецкой Народной Республики, международных организаций, системы органов государственной власти и управления Донецкой Народной Республики;

– готовность и умение вести диалог, переписку, переговоры на иностранном языке в рамках уровня поставленных задач;

способность выполнять письменные и устные переводы материалов профессиональной направленности с иностранного языка на русский и с русского на иностранный язык;

владение техниками установления профессиональных контактов и развития профессионального общения, в том числе на иностранных языках;

умение составлять дипломатические документы, проекты соглашений, контрактов, программ мероприятий;

умение исполнять поручения руководителей в рамках профессиональных обязанностей на базе полученных знаний и навыков;

навыки рационализации своей исполнительской работы под руководством опытного специалиста с учетом накапливаемого опыта.

4.4.2. В сфере проектной деятельности:

планирование проектной работы, включая поиск источников финансирования и партнеров по их реализации;

организация проектов и программ международного профиля;

подготовка и корректировка отчетной документации содержательного и финансового характера по итогам проектов;

выполнение обязанностей референта и переводчика материалов с иностранного языка на русский и с русского на иностранный язык;

оказание профессионального содействия в установлении международных контактов, налаживании и развитии международных связей;

координация работы персонала, сопровождающего делегации;

поиск и обработка необходимой профессионально ориентированной информации при помощи электронных средств.

4.4.3. В сфере информационной и экспертно-аналитической деятельности:

сбор и анализ информации по международной проблематике, подготовка экспертных заключений и предложений для принятия внешнеполитических решений;

создание сети профессиональных международных контактов на иностранных языках в интересах ведомства, исследовательского учреждения или корпорации;

проведение индивидуальных исследований и участие в коллективной научной работе с опорой на актуальную и оригинальную информацию на иностранных языках;

разработка корпоративных и ведомственных стратегий в сфере профессиональной компетенции с применением навыков международно- политического анализа;

ведение первичной аналитической работы под руководством опытного специалиста с использованием материалов на иностранных языках;

применение полученных навыков владения основами международно-политического анализа;

поддержание профессиональных контактов на иностранных языках;

4.4.4. В сфере учебно-организационной деятельности:

выполнение функций исполнителя или руководителя младшего звена со знанием иностранного языка в профессиональной работе управлений, отделов, секторов и групп международных образовательных связей в государственных учреждениях, корпорациях и неправительственных организациях;

готовность исполнять организационно-технические функции и решать вспомогательные задачи в интересах обеспечения работы коллектива в целом под руководством опытного специалиста;

умение работать с материалами средств массовой информации, составлять обзоры прессы по заданным темам, находить, собирать и первично обобщать фактический материал, делая обоснованные выводы;

обладание навыками работы с аудиторией, в том числе зарубежной;

V. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

5.1. В результате освоения программы бакалавриата у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессионально-дисциплинарные компетенции.

5.2. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

ОК-1: умение системно мыслить, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, умение выявлять международно-политические и дипломатические смыслы проблем;

ОК-2: умение логически верно, аргументировано и ясно применять устную и письменную речь;

ОК-3: готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе;

ОК-4: способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность;

ОК-5: умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;

ОК-6: стремление к саморазвитию, повышение своей квалификации и мастерства;

ОК-7: умение критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков;

ОК-8: осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;

ОК-9: навыки использования основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, стремление найти практическое применение своим научно обоснованным выводам, наблюдениям и опыту, полученным в результате познавательной профессиональной деятельности в сфере мировой политики и международных отношений;

ОК-10: способность анализировать социально значимые проблемы и процессы;

ОК-11: умение использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования;

ОК-12: способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны;

ОК-13: владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией;

ОК-14: способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;

ОК-15: владение основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

ОК-16: способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия, место человека в историческом процессе, политической организации общества;

ОК-17: умение понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;

ОК-18: владение средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья и готовность к достижению должного уровня физической подготовленности, необходимого для освоения профессиональных умений в процессе обучения в ООВПО и для обеспечения полноценной социально и профессиональной деятельности;

ОК-19: осознание роли гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации;

ОК-20: готовность принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе;

ОК-21: знание и понимание гражданских основ будущей профессиональной деятельности;

ОК-22: мотивация на решение практических задач, нахождение нестандартных интерпретаций международной информации;

ОК-23: владение политически корректной корпоративной культурой международного общения (формального и неформального), навыками нахождения компромиссов посредством переговоров;

ОК-24: умение на практике защитить свои законные права, в том числе права личности, при уважении к соответствующим правам других в многоэтничном и интернациональном окружении, умение использовать законодательство Донецкой Народной Республики и другие правовые документы;

ОК-25: готовность и стремление к совершенствованию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии;

ОК-26: способность адаптироваться к условиям работы в составе многоэтничных и интернациональных групп;

ОК-27: владение методами делового общения в интернациональной среде, способность использовать особенности местной деловой культуры зарубежных стран;

ОК-28: стремление к непрерывному самообучению и саморазвитию;

ОК-29: забота о качестве результатов труда;

ОК-30: настрой на развитие креативности мышления, профессиональной инициативы, инициацию позитивных перемен;

ОК-31: владение этикой межличностных отношений и эмоциональной саморегуляции;

ОК-32: готовность принять на себя ответственность и проявить лидерские качества.

5.3. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями (ОПК):

ОПК-1: готовность на практике использовать знание правовых аспектов обеспечения работы международника в сфере деятельности государственных структур, бизнеса, третьего сектора;

ОПК-2: умение применять компьютерные технологии на уровне пользователя для решения профессиональных задач;

ОПК-3: знание и активное владение, как минимум, двумя иностранными языками, умение применять иностранные языки для решения профессиональных вопросов;

ОПК-4: умение системно мыслить, ставить цели и выбирать пути их достижения, умение выявлять международно-политические и дипломатические смысловые нагрузки проблем и процессов;

5.4. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать профессионально-дисциплинарными компетенциями (ПДК),  соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата:

ПДК-1: знание и понимание логики глобальных процессов и развития всемирной политической системы международных отношений в их исторической, экономической и правовой обусловленности;

ПДК-2: умение и навыки слежения за динамикой основных характеристик среды международной безопасности и понимания их влияния на национальную безопасность Донецкой Народной Республики;

ПДК-3: понимание структуры глобальных процессов научно-технологических инноваций и перспектив изменения в них места и роли Донецкой Народной Республики;

ПДК-4: ориентация в мировых экономических, экологических, демографических, миграционных процессах, понимание механизмов взаимовлияния планетарной среды, мировой экономики и мировой политики;

ПДК-5: знание правовых основ международного взаимодействия, понимание и умение анализировать их влияние на внешнюю политику Донецкой Народной Республики и других государств;

ПДК-6: понимание теоретических и политических основ правозащитной проблематики в международных отношениях и мировой практики защиты прав человека;

ПДК-7: понимание основ регулирования международных конфликтов с использованием дипломатических, политико-психологических, социально-экономических и силовых методов;

ПДК-8: знание и понимание основных теорий международных отношений, отечественных и зарубежных теоретических школ;

ПДК-9: владение основами и базовыми навыками прикладного анализа международных ситуаций;

ПДК-10: знание и понимание содержания программных документов по проблемам внешней политики;

ПДК-11: умение профессионально, грамотно анализировать и пояснять позиции Донецкой Народной Республики по основным международным проблемам;

ПДК-12: знание и понимание основных направлений внешней политики ведущих зарубежных государств, особенностей их дипломатии и взаимоотношений с Донецкой Народной Республикой;

ПДК-13: знание основ дипломатического и делового протокола и этикета и устойчивые навыки применять их на практике;

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

6.1. Основная образовательная программа  бакалавриата предусматривает изучение следующих учебных блоков:

общенаучный блок;

профессиональный блок;

разделов:

физическая культура;

учебная и производственная практики;

итоговая государственная аттестация.

6.2. Каждый учебный блок имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую ООВПО. Вариативная (профильная)  часть дает  возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет обучающимся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) продолжения профессионального образования в магистратуре.

6.3. Базовая (обязательная) часть «Общенаучного блока» должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: «Отечественная и региональная история», «Философия», «Иностранный язык», «Русский язык и культура речи», «Безопасность жизнедеятельности».

Дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы бакалавриата, являются обязательными для освоения обучающимся вне зависимости от направленности (профиля)  программы бакалавриата, которую он осваивает.

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП бакалавриата, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также  программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующих образовательных технологий.

ООВПО обязана ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

7.2. При разработке ООП бакалавриата должны быть определены возможности  ООВПО в формировании общекультурных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления). В ООВПО должна быть сформирована социокультурная среда, созданы условия, необходимые для всестороннего развития личности.

ООВПО обязана способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.

7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое  использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития  профессиональных навыков обучающихся.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется  главной целью ООП, особенностью контингента обучающихся и содержанием  конкретных дисциплин. В целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий.

7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в соответствии с осваиваемыми  знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП.

Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц.

7.5. Основная образовательная программа должна содержать дисциплины по выбору в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по блокам Б.1, Б.2. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся  устанавливает ученый совет факультета ООВПО.

7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной  и  внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативные дисциплины, устанавливаемые  ООВПО  дополнительно к ООП и являющиеся необязательными для изучения.

Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за  весь период обучения.

7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 30 академических часов.

7.8. В случае реализации ООП бакалавриата в иных формах обучения  максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Положением об организации учебного процесса в образовательных организациях высшего профессионального образования Донецкой Народной Республики, утвержденным приказом  Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07 августа  2015 г. № 380.

7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

В ООВПО, в  которой  предусмотрена военная и/или правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся  определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими  порядок прохождения службы.

7.10. Раздел «Физическая культура» трудоемкостью две зачетные единицы  реализуется:

при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем  практической подготовки, в том числе игровых видов, должен составлять не менее 324 часов.

7.11. ООВПО  обязана  обеспечить реальную возможность у обучающихся участвовать в  формировании своей программы обучения, включая возможную разработку  индивидуальных образовательных программ.

7.12. ООВПО обязана ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными.

7.13. ООП бакалавриата  ООВПО должна включать лабораторные практикумы  и  практические занятия по дисциплинам (модулям) базовой части, формируя  у обучающихся умения и навыки в области иностранного языка, культуры речи, информационных технологий, основ математической обработки информации, психологии, педагогики, методики обучения и воспитания, безопасности жизнедеятельности, физической культуры, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.

7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:

обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);

при формировании своей индивидуальной образовательной программы обучающиеся имеют право получить консультацию в ООВПО по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущий профиль подготовки (специализацию);

обучающиеся при переводе из другой ООВПО при наличии соответствующих документов имеют право на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации;

обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП ООВПО.

7.15. Раздел основной образовательной программы бакалавриата «Учебная и  производственная практики» является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.

Конкретные виды практик определяются ООП ООВПО. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются ООВПО по каждому виду практики.

Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях ООВПО (учебная практика), обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.

Педагогическая (производственная) практика, включая летнюю практику, предполагает отчет студента об итогах практики и отзыв работодателя. Учебная практика предполагает отчет студента об итогах практики и отзыв руководителя практики. По результатам аттестации выставляется дифференцированная оценка.

Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская работа обучающегося. В случае ее наличия при разработке программы научно-исследовательской работы ООВПО должна предоставить возможность обучающимся:

изучать научно-педагогическую литературу и другую специальную информацию, достижения отечественной и зарубежной науки и образования в соответствующей области знаний;

участвовать в проведении научных исследований или выполнении проектных разработок;

осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-педагогической информации по теме (заданию);

составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию);

выступить с докладом на конференции.

7.16. Реализация основных образовательных программ бакалавриата должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью.

Доля преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной основной образовательной программе, должно быть не менее 50 процентов; ученую степень доктора наук (в том числе, степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и/или ученое звание профессора, должны иметь не менее восьми  процентов преподавателей.

Преподаватели профессионального блока должны иметь базовое образование или ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины. Не менее 50 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному блоку, должны иметь ученые степени. К образовательному процессу возможно привлечение не менее пяти процентов преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций.

До пяти процентов от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание, может быть заменено преподавателями, имеющими не менее 10 лет стажа практической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов.

7.17. Основная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.

Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания учебной, учебно-методической и иной литературы по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями.

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех образовательных уровней, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического образовательного уровня из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся).

Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические  издания в расчете 1 — 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой  имеется доступ к сети Интернет.

Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными ООВПО и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Донецкой Народной Республики об интеллектуальной собственности и международных договоров Донецкой Народной Республики в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.

7.18. ООВПО, реализующая основные образовательные программы  бакалавриата,  должна располагать материально-технической базой,  обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской  работы обучающихся, предусмотренных учебным планом ООВПО, и соответствующим действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.

Минимально необходимый для реализации ООП бакалавриата перечень материально-технического обеспечения включает:

лингафонные кабинеты, компьютерные классы с выходом в Интернет, аудитории, специально оборудованные мультимедийными демонстрационными комплексами, медиазал, учебные и исследовательские лаборатории (центры), учебно-методический ресурсный центр, методический кабинет или специализированную библиотеку, специализированные спортивные залы и оборудование.

При использовании электронных изданий ООВПО должна обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин. Доступ студентов к сети Интернет должен составлять не менее 6 часов на человека в неделю.

ООВПО должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

Заместитель министра образования и науки Донецкой Народной Республики
И.В. Симонова

Редакция от 24.05.2018

Начальная версия от 22.08.2016