watermark
Печать

Вид документа: Приказ

Государственный информационно-правовой фонд: Государственный реестр нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики , Нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики

Наименование правотворческого органа: Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики

Дата документа: 24.08.2015

Номер документа: 416

Дата государственной регистрации: 01.09.2015

Регистрационный номер: 434

Заголовок документа: Об утверждении Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 08.02.04 Водоснабжение и водоотведение

Действие документа: Действующий

Классификатор: 130.010.030 - Государственные образовательные стандарты. Образовательные программы. Образовательный процесс

Информация об опубликовании:
    Информация не предоставлена ,

Дополнительные сведения:

Количество страниц:

watermark
НПА ДНР

Министерство образования и науки
Донецкой Народной Республики

 

Приказ

24.08.2015
№416
НПА ДНР
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 434
от   «01» сентября 2015  г.
Об утверждении Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 08.02.04 Водоснабжение и водоотведение

(утрачивает силу с 01.07.2024 – приказ Министерства образования и науки ДНР от 03.12.2020 № 171-НП)

(в ред. приказа Министерства образования и науки ДНР от 26.12.2019 № 1872)

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 6 Закона  Донецкой Народной Республики «Об образовании», пунктов 40, 43 части 2 раздела II Положения о Министерстве образования и науки, утверждённого Постановлением Совета   Министров  Донецкой  Народной  Республики  от  26.09.2014 года  № 35-11 «Об утверждении Положения и структуры Министерства образования и науки», во исполнение статьи 9 Закона  Донецкой Народной Республики  «Об образовании», пункта 16 Правил разработки, утверждения государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утверждённых приказом Министерства образования и науки от 08.07.2015 г. №  297  (зарегистрированных  в  Министерстве  юстиции  30  июля  2015 г.  № 322),

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемый Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 02.04 Водоснабжение и водоотведение.

2. Контроль за исполнением приказа возложить на Первого заместителя Министра Кушакова М.Н.

3. Настоящий приказ  вступает в силу с момента опубликования.

Министр образования и науки
Л.П. Полякова
НПА ДНР
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 434
от   «01» сентября 2015  г.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО
СПЕЦИАЛЬНОСТИ 08.02.04 ВОДОСНАБЖЕНИЕ И
ВОДООТВЕДЕНИЕ

(в ред. приказа Министерства образования и науки ДНР от 26.12.2019 № 1872)

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящий государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по специальности 08.02.04 Водоснабжение и водоотведение для профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования, которые имеют право на реализацию имеющих государственную аккредитацию программ подготовки специалистов среднего звена по данной специальности, на территории Донецкой Народной Республики (далее – образовательная организация).

1.2. Право на реализацию программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.04 Водоснабжение и водоотведение имеет образовательная организация при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Возможна сетевая форма реализации программы подготовки специалистов среднего звена с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций. В реализации программы подготовки специалистов среднего звена с использованием сетевой формы наряду с образовательными организациями также могут участвовать медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных программой подготовки специалистов среднего звена.

При реализации программы подготовки специалистов среднего звена образовательная организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема – передачи информации в доступных для них формах.

2. ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ, СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

СПО – среднее профессиональное образование;

ГОС СПО – государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;

ППССЗ – программа подготовки специалистов среднего звена;

ОК – общая компетенция;

ПК – профессиональная компетенция;

ПМ – профессиональный модуль;

МДК – междисциплинарный курс.

Понятия и их толкования:

Результаты образования: демонстрируемые студентом (выпускником) по завершении образования (курса, модуля, учебной дисциплины и т.д.) и измеряемые знания, умения, навыки, которые выражаются с помощью («на языке») компетенций.

Результаты образования описывают в общих терминах те качества и навыки, которыми должен обладать выпускник, завершающий образование на одном из уровней среднего профессионального образования. Они призваны отразить конкретные требования отраслей, перспектив их развития, профилей. Результаты образования выражаются в терминах порогового (минимального, необходимого) уровня, который, как ожидается, должен быть достигнут студентами по окончании обучения. Они выступают в роли базовых структурных элементов образования.

Компетенция: динамичная совокупность знаний, умений, навыков, способностей, ценностей, необходимая для эффективной профессиональной и социальной деятельности, личностного развития выпускников и которую они обязаны освоить и продемонстрировать после завершения части или всей образовательной программы.

Компетенции расцениваются как структурирующий принцип современного среднего профессионального образования. При этом подчеркивается акцент на способности к действию, сочетание знаний и умений с психосоциальными предпосылками.

Основная образовательная программа: системно организованный комплекс учебно-методических документов разного уровня, регламентирующий цели, ожидаемые результаты, содержание и реализацию образовательного процесса по заданному направлению (специальности) подготовки.

Модуль: комплекс учебных занятий, отличающийся содержательным, методическим, организационным, оценочным, технологическим и временным единством, имеющим как дисциплинарный, так и междисциплинарный характер.

При разработке конкретной комбинации модулей следует учитывать результаты образования, которым должны соответствовать студенты после успешного изучения модулей.

Профиль: совокупность основных черт какой-либо профессии (направления, специальности) среднего профессионального образования, определяющих конкретную направленность образовательной программы.

Зачетная единица: студентоцентрированное исчисление учебной нагрузки (трудоемкости), необходимой для достижения целей, результатов и компетенций, определенных образовательной программой. Зачетная единица равна 36 (ПССЗ) академическим часам общей трудоемкости. Отражаемый в зачетной единице объем работы студента включает лекции, семинарские и практические занятия, курсовые работы, рефераты, контрольные работы по дисциплинам, зачеты. Зачетные единицы назначаются всем компонентам ППСС (модулям, учебным циклам и дисциплинам, производственной практике и т.д.)

Трудоустраиваемость – это совокупность достижений навыков, пониманий и личностных характеристик, которая раскрывает перспективы выпускников с точки зрения трудоустройства и успешности в выбранной профессии и которая служит на пользу самим выпускникам, сообществу и развитию государства.

3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ

3.1. Получение СПО по ППССЗ допускается только в образовательной организации.

3.2. Сроки получения СПО по специальности 08.02.04 Водоснабжение и водоотведение базовой подготовки в очной форме обучения и присваиваемая квалификация приводятся в Таблице 1.

Таблица 1

Уровень образования,
необходимый для приема на
обучение по ГТПССЗ
Наименованиеквалификации

базовой

подготовки

Срок получения СПО по
ППССЗ базовой подготовки
в очной форме обучения*
среднее общее образование Техник 2 года 10 месяцев*
основное общее образование 3 года 10 месяцев**

3.3. Сроки получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки превышают на один год срок получения СПО по ППССЗ базовой подготовки.

Сроки получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки в очной форме обучения и присваиваемая квалификация приводятся в Таблице 2.

Таблица 2

Уровень образования,
необходимый для приема на
обучение по ППССЗ
Наименованиеквалификации

углубленной

подготовки

Срок получения СПО по
ППССЗ углубленной
подготовки в очной
форме обучения*
среднее общее образование Старший техник 3 года 10 месяцев
основное общее образование 4 года 10 месяцев**

* Независимо от применяемых образовательных технологий.
** Образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена на базе основного общего образования, реализуют государственный образовательный стандарт среднего общего образования в пределах ППССЗ, в том числе с учетом получаемой специальности СПО.

Рекомендуемые сроки получения СПО по ППССЗ базовой и углублённой подготовки независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются:

а) для обучающихся по очно-заочной и заочной формам обучения:

на базе среднего общего образования – не более чем на 1 год;

(абзац шестой пункта 3.3 раздела 3 исключен приказом Министерства образования и науки ДНР от 26.12.2019 № 1872)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья – не более чем на 10 месяцев.

4. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников:

организация и проведение работ по эксплуатации сооружений и сетей водоснабжения и водоотведения, очистке природных и сточных вод.

4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

сооружения и сети водоснабжения и водоотведения гражданских, промышленных, сельскохозяйственных зданий и объектов;

сооружения и сети водоснабжения и водоотведения объектов природоохранного назначения;

первичные трудовые коллективы.

4.3. Техник готовится к следующим видам деятельности:

4.3.1. Разработка технологий и проектирование элементов систем водоснабжения и водоотведения.

4.3.2. Эксплуатация сетей и сооружений водоснабжения и водоотведения.

4.3.3. Выполнение работ по очистке природных и сточных вод и контролю качественных показателей.

4.3.4. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к настоящему ГОС СПО).

4.4. Старший техник готовится к следующим видам деятельности:

4.4.1. Разработка технологий и проектирование элементов систем водоснабжения и водоотведения.

4.4.2. Эксплуатация сетей и сооружений водоснабжения и водоотведения.

4.4.3. Выполнение работ по очистке природных и сточных вод и контролю качественных показателей.

4.4.4. Организация работы структурных подразделений.

4.4.5. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к настоящему ГОС СПО).

5. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

5.1. Техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их  эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

5.2. Техник должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:

5.2.1. Разработка технологий и проектирование элементов систем водоснабжения и водоотведения.

ПК 1.1. Принимать участие в проектировании элементов систем водоснабжения и водоотведения.

ПК 1.2. Определять расчетные расходы воды.

ПК 1.3. Разрабатывать технологические схемы очистки воды и обработки осадков.

ПК 1.4. Производить расчеты элементов систем водоснабжения и водоотведения.

ПК 1.5. Разрабатывать чертежи элементов систем водоснабжения и водоотведения.

ПК 1.6. Определять, анализировать и планировать техникоэкономические показатели систем водоснабжения и водоотведения.

ПК 1.7. Устанавливать соответствие проектных решений природоохранным требованиям.

5.2.2. Эксплуатация сетей и сооружений водоснабжения и водоотведения.

ПК 2.1. Эксплуатировать сети и сооружения водоснабжения и водоотведения.

ПК 2.2. Оценивать техническое состояние систем и сооружений водоснабжения и водоотведения.

ПК 2.3. Контролировать соблюдение технологических режимов природоохранных объектов, сбросов сточных вод, соблюдение экологических стандартов и нормативов.

ПК 2.4. Планировать обеспечение работ в условиях нестандартных ситуаций.

5.2.3. Выполнение работ по очистке природных и сточных вод и контролю качественных показателей.

ПК 3.1. Разрабатывать технологический процесс очистки природных и сточных вод.

ПК 3.2. Выполнять химические анализы по контролю качества природных и сточных вод.

ПК 3.3. Выполнять микробиологические анализы по контролю качества природных и сточных вод.

5.2.4. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.

5.3. Старший техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

5.4. Старший техник должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:

5.4.1. Разработка технологий и проектирование элементов систем водоснабжения и водоотведения.

ПК 1.1. Принимать участие в проектировании элементов систем водоснабжения и водоотведения.

ПК 1.2. Определять расчетные расходы воды.

ПК 1.3. Разрабатывать технологические схемы очистки воды и обработки осадков.

ПК 1.4. Производить расчеты элементов систем водоснабжения и водоотведения.

ПК 1.5. Разрабатывать чертежи элементов систем водоснабжения и водоотведения.

ПК 1.6. Определять, анализировать и планировать техникоэкономические показатели систем водоснабжения и водоотведения.

ПК 1.7. Устанавливать соответствие проектных решений природоохранным требованиям.

5.4.2. Эксплуатация сетей и сооружений водоснабжения и водоотведения.

ПК 2.1. Эксплуатировать сети и сооружения водоснабжения и водоотведения.

ПК 2.2. Оценивать техническое состояние систем и сооружений водоснабжения и водоотведения.

ПК 2.3. Контролировать соблюдение технологических режимов природоохранных объектов, сбросов сточных вод, соблюдение экологических стандартов и нормативов.

ПК 2.4. Планировать обеспечение работ в условиях чрезвычайных ситуаций.

5.4.3. Выполнение работ по очистке природных и сточных вод и контролю качественных показателей.

ПК 3.1. Разрабатывать технологический процесс очистки природных и сточных вод.

ПК 3.2. Выполнять химические анализы по контролю качества природных и сточных вод.

ПК 3.3. Выполнять микробиологические анализы по контролю качества природных и сточных вод.

5.4.4. Организация работы структурных подразделений.

ПК 4.1. Планировать, руководить, контролировать и оценивать работу
коллектива (бригада, смена, участок, группа, отдел).

ПК 4.2. Оформлять документацию в соответствии с требованиями
документационного обеспечения управления.

ПК 4.3. Рассчитывать по принятой методологии основные техникоэкономические показатели производственной деятельности.

ПК 4.4. Использовать программное обеспечение, компьютерные и телекоммуникационные средства для решения экономических и управленческих задач.

ПК 4.5. Разрабатывать должностные обязанности работников структурных подразделений.

ПК 4.6. Организовывать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

ПК 4.7. Контролировать соблюдение требований безопасности жизнедеятельности и охраны окружающей среды.

ПК 4.8. Организовывать работу структурных подразделений при эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения с соблюдением требований безопасности жизнедеятельности и охраны окружающей среды.

5.4.5. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.

6. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

6.1. ППССЗ предусматривает изучение следующих учебных циклов:

общего гуманитарного и социально-экономического;

математического и общего естественнонаучного;

профессионального;

и разделов:

учебная практика;

производственная практика (по профилю специальности);

производственная практика (преддипломная);

промежуточная аттестация;

государственная итоговая аттестация.

6.2. Обязательная часть ППССЗ по учебным циклам должна составлять около 70 процентов от общего объема времени, отведенного на их освоение.

Вариативная часть (около 30 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.

Общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный учебные циклы состоят из дисциплин.

Профессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика (по профилю специальности).

6.3. Обязательная часть общего гуманитарного и социальноэкономического учебного цикла ППССЗ углубленной подготовки должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: “Основы философии”, “Отечественная история”, “Психология общения”, “Иностранный язык”, “Физическая культура”.

Обязательная часть профессионального учебного цикла ППССЗ должна предусматривать изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Объем часов на дисциплину «Безопасность жизнедеятельности» составляет 102 часа, из которых 68 часов – обязательные аудиторные занятия, а 34 – самостоятельная работа студентов.

Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать часть учебного времени дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (48 часов), отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.

6.4. Образовательной организацией при определении структуры ППССЗ и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

Таблица 3

Структура программы подготовки специалистов среднего звена базовой подготовки

Индекс

Наименование учебных циклов, разделов,
модулей, требования к знаниям, умениям,
практическому опыту

Всегомаксимальной

учебной

нагрузки

обучающегося

(час./нед.)

В том числе
часов
обязательных
учебных
занятий
Индекс и
наименование
дисциплин,
междисциплинарных
курсов (МДК)
Кодыформируемых

компетенций

Обязательная часть учебных циклов ППССЗ 3186 2124
ОГСЭ.ОО Общий гуманитарный и социально-
экономический учебный цикл
654 436
В результате изучения обязательной части
учебного цикла обучающийся должен:
уметь:ориентироваться в наиболее общих
философских проблемах бытия, познания,
ценностей, свободы и смысла жизни как основах
формирования культуры гражданина и
будущего специалиста;
знать:основные категории и понятия философии;
роль философии в жизни человека и общества;
основы философского учения о бытии;
сущность процесса познания;
основы научной, философской и религиозной
картин мира;об условиях формирования личности, свободе и
ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды:
о социальных и этических проблемах,
связанных с развитием и использованием
достижений науки, техники и технологий
48 ОГСЭ.01. Основы
философии
ОК 1 – 9
уметь:оценивать события и деятельность людей в
историческом процессе с позиций
общечеловеческих ценностей, ориентироваться
в экономической, политической и культурной
ситуации в стране и мире;выявлять логику и объективные
закономерности исторического процесса,
взаимосвязь отечественных, региональных,
мировых социально-экономических,
политических и культурных проблем:
знать:закономерности социально-экономического.
общественно-политического и культурного
развития общества на землях Донбасса в
контексте истории России с древнейших времен
и до наших дней:сущность формирования и развития общества
на территории Донецкого бассейна:
основные процессы межэтнического
взаимодействия представителей этносов,
населяющих в Донбасс в исторической
ретроспективе – носителей различных культур,
традиций, религий.
5 48 ОГСЭ.02.
Отечественная история
ОК 1 – 9
уметь:общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные н повседневные темы;

переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;

самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;

знать:

лексический (1200-1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности

170 ОГСЭ.ОЗ. Иностранный
язык
ОК 1 – 9
уметь:использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;

знать:

о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;

основы здорового образа жизни.

340 170 ОГСЭ.04. Физическая культура ОК 2, 3,6
ЕН.00 Математический н общий естественнонаучный учебный цикл 216 144
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:
уметь:использовать основные математические методы при решении практических задач;знать:основные понятия и методы математического анализа, теории вероятности и математической статистики;
ЕІІ.01. Математика ОК 2 – 4, 8,
ПК 1.2,1.4, 1.6,
2.2, 3.2, 3.3
уметь:использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
знать:состав и возможности информационно-компьютерных и телекоммуникационных технологий;возможности и область применения программного обеспечения
Е11.02. Информатика ОК 4, 5
ПК 2.5
уметь:ориентироваться во взаимосвязях организмов и среды обитания;

использовать природоохранные технологии;

знать:

основные нормативные документы, регламентирующие деятельность водного хозяйства;

основные принципы рационального природопользования.

ЕП.03. Экологические
основы
природопользования
ОК 1 – 9
ПК 1.7,2.2,2.4,
3.2,3.3
П.00 Профессиональный учебный цикл 2316 1544
ОП.00 Общепрофессиональные дисциплины 918 612
В результате изучения обязательной части профессионального учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:уметь:

пользоваться нормативной документацией по составлению строительных н специальных чертежей;

читать машиностроительные, строительные и специальные чертежи;

выполнять чертежи по специальности в ручной и машинной графике

знать:

законы, методы н приемы проекционного черчения;

требования стандартов единой системы конструкторской документации и системы проектной документации для строительства к оформлению и составлению чертежей;

технологию выполнения чертежей с использованием системы автоматического проектирования

ОП.01 Инженерная
графика
ОК 1 – 9
ПК 1.1, 1.5
уметь:выполнять расчеты на прочность, жесткость и
устойчивость:определять кинематические параметры
движущихся тел:определять условия равновесия систем сил;
знать:виды деформации и основные расчеты на
жесткость, прочность и устойчивость:
основные уравнения равновесия систем сил;
кинематические параметры движущихся тел:
о механических передачах, подшипниках, валах
и осях соединениях деталей машин:
ОП.02. Техническая
механика
ОК 1 – 9
ПК 1.1, 1.5,2.2
уметь:использовать электротехнические законы для
расчета электрических цепей постоянного и
переменного тока:выполнять электрические измерения:
использовать электротехнические законы для
расчета магнитных цепей:
знать:основные электротехнические законы:
методы составления и расчета простых
электрических и магнитных цепей;
основы электроники;основные виды и типы электронных приборов
011.03. Электротехника
и электроника
ОК 1 – 9
ПК 1.1, 1.5,2.2
уметь:определять гидростатическое давление;
определять режимы движения жидкостей, их
виды и характеристики;производить гидравлические расчеты напорных и безнапорных трубопроводов:знать:основы гидростатики и гидродинамики:
виды гидравлических сопротивлений:
режимы движения жидкостей;
движение жидкостей в открытых руслах;
движение грунтовых вод;

движение жидкости в напорных трубопроводах:
безнапорное движение в канатах и трубах:
истечение жидкостей из отверстия и насадок:

011.04. Гидравлика ОК 1 – 9
ПК 1.1, 1.2,2.2
уметь:читать топографическую карту;

определять по карте длины, ориентационные углы проектных линий, координаты и высоты точек;

по известным координатам определять положение точки и проектной величины на местности инструментальными методами;

обрабатывать результаты полевых измерений;

ориентироваться по чертежам и схемам сетей на местности;

знать:

основные геодезические определения;

методы и принципы выполнения геодезических работ;

геодезические приборы;

основные геодезические задачи, решаемые по карте;

способы и правила геодезических измерений:
основные виды геодезических работ при
проектировании, строительстве и эксплуатации
сооружений;

011.05. Основы
геодезии
ОК 1 – 9
ПК 1.1, 1.5
уметь:определять по внешним признакам и маркировке вид и качество материалов и изделий;

производить технически и экономически
обоснованный выбор материалов изделий для
конкретных условий использования;

знать:

классификацию, свойства и методы определения
основных параметров материалов;

основные свойства и области применения
строительных материалов и изделий;
виды полимерных материалов и изделия из них;
виды отделочных материалов;

011.06. Строительные
материалы и изделия
ОК 1 – 9
ПК 1.1, 1.5,2.2
уметь:защищать свои права в соответствии с правовыми и нормативными документами;

знать:

нрава и обязанности в сфере профессиональной деятельности;

законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности;

011.07. Правовое
обеспечение
профессиональной
деятельности
ОК 1 – 9
ПК 2.4
уметь:строить систему мотивации труда;

управлять рисками и конфликтами;

владеть этикой делового общения;

применять информационные технологии в сфере управления производством;

знать:

функции, виды и психологию менеджмента;
основы организации работы коллектива исполнителей;

принципы делового общения в коллективе;

особенности менеджмента в области профессиональной деятельности:

ОП.08. Менеджмент ОК 1 – 9
уметь:использовать программное обеспечение в профессиональной деятельности;

применять компьютерные и телекоммуникационные средства

знать:

состав информационных и телекоммуникационных технологий;

функции и возможности использования информационных технологий в профессиональной деятельности

ОП.09.
Информационные
технологии в
профессиональной деятельности
ОК 1 – 9
ПК 1.1 – 1.6,
2.2,2.4, 3.1
уметь:организовывать и проводить мероприятия по защите работников и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и в быту;

использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

применять первичные средства пожаротушения; ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;

применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на
воинских должностях в соответствии с
полученной специальностью;
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

оказывать первую помощь пострадавшим;

знать:

принципы обеспечения устойчивости объектов
экономики, прогнозирования развития событий
и оценки последствий при техногенных
чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности государства основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и в быту, принципы снижения вероятности их реализации;

основы военной службы и обороны государства;

задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

способы защиты населения от оружия массового поражения;

меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности. родственные специальностям СПО;

область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.

68 011.10. Безопасность  жизнедеятельности ОК 1 – 9ПК 1.1 – 1.7,2.1 -2.4, 3.1 -3.3
ПМ.00 Профессиональные модули 1398 932
ПМ.01 Разработка технологий и проектирование элементов систем водоснабжения и водоотведенияВ результате изучения профессионального

модуля обучающийся должен

иметь практический опыт:

проектирования элементов систем

водоснабжения и водоотведения:

подбора и использования оборудования и

материалов в наружных и внутренних системах

водоснабжения и водоотведения:

уметь:

разрабатывать технологические схемы очистки
природных и сточных вод. схемы обработки
осадков;

читать и выполнять чертежи элементов систем

водоснабжения и водоотведения:

работать с нормативными правовыми актами.

осуществлять поиск необходимого

оборудования:

составлять ведомости и спецификации
оборудования и материалов. элементов
проектируемых систем водоснабжения и водоотведения;

выполнять и оформлять расчеты проектируемых элементов систем водоснабжения и водоотведения;

пользоваться расчетными программами;
выполнять расчеты элементов санитарно-технических систем;

читать и выполнять чертежи санитарно-
технических систем;

применять современные технологии
строительства систем водоснабжения и
водоотведения:

использовать информационные технологии при подборе и поиске необходимого оборудования;

знать:

основы проектирования и конструирования;

состав и порядок разработки проектной
документации;

строительные нормы и правила;
технологию выполнения строительно-монтажных работ:

передовые технологии и современное оборудование;

основные гидротехнические сооружения,
используемые в системах водоснабжения и водоотведения;

современное насосное оборудование.

МДК 01.01.
Проектирование
элементов систем
водоснабжения и
водоотведения МДК
01.02. Технология и
оборудование
элементов систем
водоснабжения и
водоотведения
ПМ.02 Эксплуатация сетей и сооружений водоснабжения и водоотведенияВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

эксплуатации сетей водоснабжения и

водоотведения;

уметь:

обеспечивать безотказную и эффективную
работу систем водоснабжения и водоотведения:
внедрять передовые технологии при
строительстве, эксплуатации и реконструкции систем водоснабжения и водоотведения:
определять и анализировать основные технико-экономические показатели;
знать:

эксплуатацию сооружений и оборудования
систем водоснабжения и водоотведения:
элементы автоматических устройств, методы
измерений. устройство контрольно-
измерительных приборов технологического
контроля;

основные принципы автоматизации элементов
систем водоснабжения и водоотведения:
методику определения основных технико-
экономических показателей:
способы повышения эффективности работы
элементов систем водоснабжения и водоотведения, энергосберегающие технологии;

требования охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.

МДК.02.01.
Эксплуатация
оборудования и
автоматизация систем
водоснабжения и водоотведения
ОК 1 – 9
НК 2.1 -2.4
ПМ.03 Выполнение работ по очистке природных и сточных вод и контролю качественных
показателейВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:применения методов и способов контроляочистки и качества природных н сточных вод;уметь:выполнять химические и микробиологические
анализы по контролю технологических
процессов и качества очистки природных и
сточных вод;выполнять контроль за соблюдением
экологических стандартов и нормативов по
охране окружающей среды:
знать:гигиенические требования к качеству питьевой
воды и санитарные нормы очищенным сточным водам и водам водоемов различного назначения;методы н параметры контроля природных и сточных вод.
МДК.03.01. Очистка и
контроль качества
природных и сточных
вод
ОК 1 – 9НК 3.1 -3.3
ПМ.04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих
Вариативная часть учебных циклов ППССЗ (определяется образовательной организацией самостоятельно) 1404 936
Всею часов обучения но учебным циклам ППССЗ 4590 3060
УП.00 Учебная практика 26 нед. 936 ОК 1 – 9
НК 1.1 -3.3
ПП.00 Производственная практика (по профилю специальности)
ПДП.00 Производственная практика (преддипломная) 4 нед.
ПА.00 Промежуточная аттестация 6 нед.
ГИА.00 Государственная итоговая аттестация 6 нед.
ГИА.01 Подготовка выпускной квалификационной работы 4 нед.
ГИА.02 Защита выпускной квалификационной работы

2 нед.

Таблица 4

Срок получения СПО по ППССЗ базовой подготовки в очной форме
обучения составляет 147 недель, в том числе:

Обучение но учебным циклам 85 нед.
Учебная практика 26 нед.
11рои’зводственная практика (но профилю специальности)
Производственная практика (преддипломная) 4 нед.
Промежуточная аттестация 6 нед.
Государственная итоговая аттестация 6 нед.
Каникулы до 20 нед.
Итого 147 нед.

(пункт 6.4 Раздела 6 таблицы 4 в ред. приказа Министерства образования и науки ДНР от 26.12.2019 № 1872)

(см. текст в предыдущей редакции)

Таблица 5

Структура программы подготовки специалистов среднего звена углубленной подготовки

П.00Профессиональный учебный цикл011.00Общепрофессиональные дисциплиныПМ.00Профессиональные модулиПМ.01Разработка технологий и проектирование
элементов систем водоснабжения и
водоотведенияВ результате изучения профессиональногомодуля обучающийся должен:иметь практический опыт:проектирования элементов системводоснабжения и водоотведения:подбора и использования оборудования иматериалов в наружных и внутренних системахводоснабжения и водоотведения:уметь:разрабатывать технологические схемы очистки
природных и сточных вод. схемы обработки
осадков:читать и выполнять чертежи элементов системводоснабжения и водоотведения:работать с нормативными актами и каталогамипродукции, осуществлять поиск необходимогооборудования;составлять ведомости и спецификации
оборудования и материалов, элементов
проектируемых систем водоснабжения и
водоотведения:выполнять и оформлять расчеты проектируемых
элементов систем водоснабжения и
водоотведения:пользоваться расчетными программами:
выполнять расчеты элементов санитарно-
технических систем:читать и выполнять чертежи санитарно-
технических систем:применять современные технологии
строительства систем водоснабжения и
водоотведения:использовать информационные технологии при
подборе и поиске необходимого оборудования:
знать:основы проектирования и конструирования:
состав и порядок разработки проектной
документации;строительные нормы и правила;
технологию выполнения строительно-монтажных работ;передовые технологии и современное
оборудование:основные гидротехнические сооружения,
используемые в системах водоснабжения и
водоотведения:современное насосное оборудование.II М.02Эксплуатация сетей и сооруженийводоснабжения и водоотведенияВ результате изучения профессиональногомодуля обучающийся должен:иметь практический опыт:эксплуатации сетей водоснабжения иводоотведения:уметь:обеспечивать безотказную и эффективную
работу систем водоснабжения и водоотведения:
внедрять передовые технологии при
строительстве, эксплуатации и реконструкции
систем водоснабжения и водоотведения:
определять и анализировать основные технико-экономические показатели;
знать:эксплуатацию сооружений и оборудования
систем водоснабжения и водоотведения:
элементы автоматических устройств, методы
измерений. устройство контрольно-
измерительных приборов технологического
контроля:основные принципы автоматизации элементов
систем водоснабжения и водоотведения:
методику определения основных технико-
экономических показателей:
способы повышения эффективности работы
элементов систем водоснабжения и
водоотведения, энергосберегающие технологии;
требования охраны труда, техники безопасности
и противопожарной безопасности.ПМ.03Выполнение работ по очистке природных и
сточных вод и контролю качественных
показателейВ результате изучения профессионального
модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:применения методов н способов контроля
процессов очистки и качества природных и
сточных вод;
уметь:выполнять химические и микробиологические
анализы по контролю технологических
процессов и качества очистки природных и
сточных вод;выполнять контроль за соблюдением
экологических стандартов и нормативов по
охране окружающей среды;
знать:гигиенические требования к качеству питьевой
воды и санитарные нормы очищенным сточным
водам и водам водоемов различного назначения;
методы и параметры контроля природных и
сточных вод.И М. 04Организация работы структурных
подразделенийВ результате изучения профессиональногомодуля обучающийся должен:иметь практический опыт:управления производственным процессом;управления персоналом;уметь:обеспечивать эффективную работу
производственного участка;
оформлять производственную документацию,
составлять и заключать договоры;
контролировать соблюдение правил техники безопасности и противопожарной безопасности:разрабатывать бизнес-план:использовать информационные технологии вуправленческой деятельности;знать:правила и нормы труда;права и обязанности работников в сфере
профессиональной деятельности;
законодательные акты и другие нормативные
документы, регулирующие правоотношения в
процессе профессиональной деятельности;
основы организации работы коллектива
исполнителей;состав и возможности информационно-коммуникационных технологий в
управленческой деятельностиПМ.05Выполнение работ по одной или нескольким
профессиям рабочих, должностям служащихУП.00Учебная практикаПП.00Производственная практика (по профилю специальности)ПДП.00Производственная практика (преддипломная)ПЛ.00Промежуточная аттестацияГИА.00Государственная итоговая аттестацияГИА.01Подготовка выпускной квалификационной
работыГИА.02Защита выпускной квалификационной
работы

Индекс Наименование учебных циклов, разделов,
модулей, требования к знаниям, умениям,
практическому опыту
Всеюмаксимальной

учебной

нагрузки

обучающеюся

(час/нед.)

В том числе
часов
обязательных
учебных
занятий
Индекс и
наименование
дисциплин,
междисциплинарных
курсов (МДК)
Кодыформируемых

компетенций

Обязательная часть учебных циклов ППССЗ 4374 2916
ОГСЭ.ОО Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл 912 608
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:уметь:

ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни, как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

знать:

основные категории и понятия философии;

роль философии в жизни человека н общества;

основы философского учения о бытии;

сущность процесса познания;

основы научной, философской и религиозной картин мира;

об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
о социальных и этических проблемах, связанных
с развитием и использованием достижений
науки, техники и технологий;

48 ОГСЭ.01. Основы
философии
ОК 1 – 9
уметь:оценивать события и деятельность людей в историческом процессе с позиций общечеловеческих ценностей, ориентироваться в экономической, политической и культурной ситуации в стране и мире;

выявлять логику и объективные закономерности исторического процесса, взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;

знать:

закономерности социально-экономического, общественно-политического и культурного развития общества на землях Донбасса в контексте истории России с древнейших времен и до наших дней:

сущность формирования и развития общества на территории Донецкого бассейна;

основные процессы межэтнического взаимодействия представителей этносов, населяющих в Донбасс в исторической  ретроспективе – носителей различных культур, традиций, религий.

48 ОГСЭ.02.Отечественная

история

ОК 1 – 9
уметь:применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности:
использовать приемы саморегуляции поведения
в процессе межличностного общения;
знать:взаимосвязь общения и деятельности:
цели, функции, виды и уровни общения;
роли и ролевые ожидания в общении:
виды социальных взаимодействий;механизмы взаимопонимания в общении;техники н приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;

этические принципы общения;

источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов:

48 ОГСЭ.ОЗ. Психология
общения
ОК 1 – 9
уметь:общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные н повседневные темы;

переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;

самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;

знать:

лексический (1200-1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности;

232 ОГСЭ.04. Иностранный язык ОК 1 – 9
уметь:использовать физкультурно-оздоровительную
деятельность для укрепления здоровья,достижения жизненных и профессиональных целей;знать:о роли физической культуры в общекультурном,
профессиональном и социальном развитии
человека:

основы здорового образа жизни.

464 232 ОГСЭ.05. Физическая
культура
ОК 2, 3,6
ЕН.00 Математический н общий
естественнонаучный учебный цикл
306 204
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:уметь:

использовать основные математические методы при решении практических задач:

знать:

основные понятия и методы математического анализа, теории вероятности и математической статистики;

ЕН.01. Математика ОК 2 – 4, 8
ПК 1.2, 1.4,1.6.2.2, 3.2, 3.3
уметь:использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

знать:

состав и возможности информационно компьютерных и телекоммуникационных технологий;

возможности и область применения программного обеспечения

Е11.02. Информатика ОК 4, 5
ПК 2.4
уметь:ориентироваться во взаимосвязях организмов и среды обитания;

использовать природоохранные технологии;

знать:

основные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность водного хозяйства;

основные принципы рационального природопользования

ЕН.03. Экологические
основы природопользования
ОК 1 – 9
ПК 1.7,2.2,2.4, 3.2 – 3.3
уметь:осуществлять установку. адаптацию,
сопровождение информационных систем:
эксплуатировать типовое программное
обеспечение информационных систем:
знать:задачи информатизации конкретной отрасли:
структуру информационной системы, процессы
и стадии жизненного цикла;
модели информационных систем;
принципы функционирования и эксплуатации
информационных систем.
ЕН.04
Информационные
системы в
профессиональной
деятельности
ОК 4, 5
І1К 2.4,4.4
3156 2104
1014 676
В результате изучения обязательной части
профессионального учебного цикла
обучающийся по общепрофессиональным
дисциплинам должен:
уметь:пользоваться нормативной документацией по
составлению строительных и специальных чертежей;читать машиностроительные, строительные и
специальные чертежи;выполнять чертежи по специальности в ручнойи машинной графике:знать:законы, методы и приемы проекционного
черчения:требования стандартов единой системы
конструкторской документации и системы
проектной документации для строительства к
оформлению и составлению чертежей:
технологию выполнения чертежей с
использованием системы автоматизированного
проектирования;
ОП.01. Инженерная
графика
ОК 1 – 9
ПК 1.1, 1.5
уметь:выполнять расчеты на прочность, жесткость и
устойчивость;определять кинематические параметры
движущихся тел:определять условия равновесия систем сил:
знать:виды деформации и основные расчеты на
жесткость, прочность и устойчивость:
основные уравнения равновесия систем сил:
кинематические параметры движущихся тел:
о механических передачах, подшипниках, ватах
и осях, соединениях деталей машин;
011.02. Техническая
механика
ОК 1 – 9
ПК 1.1, 1.5,2.2
уметь:использовать электротехнические законы для расчета электрических цепей постоянного и
переменного тока:выполнять электрические измерения;
использовать электротехнические законы для
расчета магнитных цепей;
знать:основные электротехнические законы:
методы составления и расчета простых
электрических и магнитных цепей:
основы электроники;основные виды и типы электронных приборов;
011.03.
Электротехника и электроника
ОК 1 – 9
ПК 1.1, 1.5,2.2
уметь:определять гидростатическое давление;
определять режимы движения жидкостей, их
виды и характеристики:производить гидравлические расчеты напорныхи безнапорных трубопроводов:знать:

основы гидростатики и гидродинамики;
виды гидравлических сопротивлений:
режимы движения жидкостей:
движение жидкостей в открытых руслах;
движение грунтовых вод;

движение жидкости в напорных трубопроводах:
безнапорное движение в канатах и трубах;
истечение жидкостей из отверстия и насадок:

ОП.04. Гидравлика ОК 1 – 9
ПК 1.1, 1.2,2.2
уметь:читать топографическую карту;

определять по карте длины, ориентационные

углы проектных линий, координаты и высоты точек:

по известным координатам определять
положение точки и проектной величины на
местности инструментальными методами:
обрабатывать результаты полевых измерений;
ориентироваться по чертежам и схемам сетей на
местности:
знать:

основные геодезические определения:

методы и принципы выполнения геодезических

работ:

геодезические приборы:

основные геодезические задачи, решаемые по
карте:

способы и правила геодезических измерений:
основные виды геодезических работ при
проектировании, строительстве и эксплуатации
сооружений:

ОП.05. Основы
геодезии
ОК 1 – 9
ПК 1.1, 1.5
уметь:определять по внешним признакам и
маркировке вид и качество материалов и
изделий;производить технически и экономически обоснованный выбор материалов изделий для
конкретных условий использования:
знать:классификацию, свойства и методы определения
основных параметров материалов:
основные свойства и области применения
строительных материалов и изделий:виды полимерных материалов и изделия из них:
виды отделочных материалов:
011.06. Строительные
материалы и изделия
ОК 1 – 9
ПК 1.1, 1.5,2.2
уметь:защищать свои права в соответствии с

нормативными правовыми актами:

знать:

права и обязанности в сфере профессиональной
деятельности:

законодательные акты и другие нормативные
правовые акты, регулирующие правоотношения
в процессе профессиональной деятельности:

011.07. Правовое
обеспечение
профессиональной
деятельности
ОК 1 – 9
І1К 2.4
уметь:строить систему мотивации труда:

управлять рисками и конфликтами:

владеть этикой делового общения:

применять информационные технологии в сфере

управления производством:

знать:

функции, виды и психологию менеджмента:
основы организации работы коллектива
исполнителей:

принципы делового общения в коллективе:
особенности менеджмента в области
профессиональной деятельности:

011.08. Менеджмент ОК 1 – 9
уметь:использовать программное обеспечение в профессиональной деятельности:
применять компьютерные и
телекоммуникационные средства;
знать:состав информационных и телекоммуникационных технологий;функции и возможности использования информационных технологий в профессиональной деятельности;
ОП.09
Информационные
технологии в
профессиональной деятельности
ОК 1 – 9
ПК 1.1 – 1.6,
2.2,2.4, 3.1
уметь:применять требования нормативных правовых
актов к основным видам продукции (услуг) и
процессов:применять документацию систем качества:
применять основные правила и документы
системы сертификации:
знать:основные понятия и определения метрологии,
стандартизации и сертификации:
011.10. Метрология,
стандартизация и
сертификация
ОК. 1 – 9
ПК 1.1 – 1.7,2.1
-2.4, 3.1 -3.3,
4.1 -4.7
уметь:использовать методы научного познания;

применять логические законы и правила;

накапливать научную информацию;

составлять алгоритм решения изобретательских задач;

знать:

основные термины и определения, используемые при формировании документов в области научно-исследовательской деятельности;

виды охранных документов (авторское свидетельство, патент, лицензия, формула изобретения);

виды ответственности за нарушения прав автора или патентообладателя:

правила оформления документации по патентно-лицензионной работе и изобретательству;
порядок и правила сертификации:

ОП.11. Основы
исследовательской
деятельности
ОК. 1 – 9
ПК 1.1 – 1.7,2.1
-2.4, 3.1 -3.3,
4.1 -4.7
уметь:организовывать и проводить мероприятия по
защите работников и населения от негативных
воздействий чрезвычайных ситуаций:
предпринимать профилактические меры для
снижения уровня опасностей различного вида и
их последствий в профессиональной
деятельности и в быту:использовать средства индивидуальной и
коллективной защиты от оружия массового
поражения;применять первичные средства пожаротушения:
ориентироваться в перечне военно-учетных
специальностей и самостоятельно определять
среди них родственные полученной
специальности;применять профессиональные знания в ходе
исполнения обязанностей военной службы на
воинских должностях в соответствии с
полученной специальностью:
владеть способами бесконфликтного общения и
саморегуляции в повседневной деятельности и
экстремальных условиях военной службы:
оказывать первую помощь пострадавшим:
знать:

принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности государства;

основные виды потенциальных опасностей и их
последствия в профессиональной деятельности
и быту, принципы снижения вероятности их
реализации;

основы военной службы и обороны государства;
задачи и основные мероприятия гражданской
обороны;

способы защиты населения от оружия массового
поражения;

меры пожарной безопасности и правила
безопасного поведения при пожарах;
организацию и порядок призыва граждан на
военную службу и поступления на нее в
добровольном порядке;

основные виды вооружения, военной техники и
специального снаряжения. состоящие на
вооружении (оснащении) воинских
подразделений, в которых имеются военно-
учетные специальности. родственные
специальностям СПО;

область применения получаемых
профессиональных знаний при исполнении
обязанностей военной службы;
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.

68 011.12. Безопасность
жизнедеятельности
ОК 1 – 9
ПК 1.1 – 1.5,2.1
-2.3, 3.1 -3.4,
4.1 -4.3, 5.0
2142 1428
МДК.01.01.
Проектирование
элементов систем
водоснабжения и
водоотведенияМДК.01.02.
Технология и
оборудование
элементов систем
водоснабжения и
водоотведения
ОК 1 – 9
НК 1.1 – 1.7
МДК.02.01.
Эксплуатация
оборудования и
автоматизация систем
водоснабжения и
водоотведения
ОК 1 – 9
НК 2.1 -2.4
МДК.03.01. Очистка и
контроль качества
природных и сточных
вод
ОК 1 – 9
ІІК 3.1 -3.3
МДК.04.01.
Управление
производством,
качеством и
персоналом
ОК 1 – 9
ІІК 4.1 -4.8
Вариативная часть учебных циклов ППССЗ
(определяется образовательной организацией
самостоятельно)
1890 1260
Всего часов обучения но учебным циклам ППССЗ 6264 4176
34 нед. 1224 ОК 1 – 9
НК 1.1 -4.8
4 нед.
8 нед.
6 нед.
4 нед.
2 нед.

Таблица 6

Срок получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки в очной форме обучения составляет 199 недель, в том числе:

Обучение по учебным циклам 116 нед.
Учебная практика 34 нед.
Производственная практика (по профилю специальности)
Производственная практика (преддипломная) 4 нед.
Промежуточная аттестация 8 нед.
Государственная итоговая аттестация 6 нед.
Каникулы до 31 нед.
Итого 199 нед.

(пункт 6.4 Раздела 6 таблицы 6 в ред. приказа Министерства образования и науки ДНР от 26.12.2019 № 1872)

(см. текст в предыдущей редакции)

 

7. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППССЗ в соответствии с ГОС СПО и с учетом соответствующей примерной ППССЗ.

Перед началом разработки ППССЗ образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.

Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой квалификации, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.

При формировании ППССЗ образовательная организация:

имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППССЗ, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;

имеет право определять для освоения обучающимися в рамках профессионального модуля профессию рабочего, должность служащего (одну или несколько) согласно приложению к ГОС СПО;

обязана ежегодно обновлять ППССЗ с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, культуры, науки, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ГОС
СПО;

обязана в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;

обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей;

обязана обеспечить обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;

обязана формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

должна предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

7.2. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки.

7.3. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.

7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очнозаочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.

7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в год в заочной форме обучения составляет 160 академических часов.

7.6. Общая продолжительность каникул в учебном году должна составлять 8-11 недель, в том числе до 2-х недель в зимний период.

(пункт 7.6 Раздела 7 в ред. приказа Министерства образования и науки ДНР от 26.12.2019 № 1872)

(см. текст в предыдущей редакции)

7.7. Выполнение курсового проекта (работы) рассматривается как вид учебной деятельности по дисциплине (дисциплинам) профессионального учебного цикла и (или) профессиональному модулю (модулям) профессионального учебного цикла и реализуется в пределах времени, отведенного на ее (их) изучение.

7.8. Дисциплина “Физическая культура” предусматривает еженедельно 2 часа обязательных аудиторных занятий и 2 часа самостоятельной работы (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).

7.9. Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах ППССЗ. В этом случае ППССЗ, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих государственных образовательных стандартов среднего общего образования и СПО с учетом получаемой специальности СПО.

Срок освоения ППССЗ в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 52 недели из расчета:

теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю)                   39 нед
промежуточная аттестация                                                                                                                             2 нед.
каникулы                                                                                                                                                            до 11 нед.

(пункт 7.9 Раздела 7 в ред. приказа Министерства образования и науки ДНР от 26.12.2019 № 1872)

(см. текст в предыдущей редакции)

7.10. Консультации для обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные,
устные) определяются образовательной организацией.

7.11. В период обучения при наличии финансирования, материальнотехнических возможностей соответствующей структуры с совершеннолетними юношами МОГУТ проводиться учебные сборы.

7.12. Практика является обязательным разделом ППССЗ. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППССЗ предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.

Производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю специальности и преддипломной практики.

Учебная практика и производственная практика (по профилю специальности) проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.

Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.

Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.

Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.

7.13. Реализация ППССЗ по специальности должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла. Преподаватели получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 5 лет.

7.14. ППССЗ должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППССЗ.

Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Реализация ППССЗ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППССЗ. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине профессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданными за последние 5 лет.

Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований профессиональной периодической печати (журналов).

Образовательная организация должна предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с российскими образовательными организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.

7.15. Финансирование реализации ППССЗ должно осуществляться в объеме не ниже установленных государственных нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня.

7.16. Образовательная организация, реализующая ППССЗ, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации.

Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.
Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений определяется в соответствии с учебным планом учреждений среднего профессионального образования.

Рекомендуемый перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений

Кабинеты:

философии;

истории;

иностранного языка;

математики;

информатики;

инженерной графики;

технической механики;

геодезии;

строительных материалов и изделий;

безопасности жизнедеятельности;

менеджмента;

правового обеспечения профессиональной деятельности;

технологии и проектирования элементов систем водоснабжения и водоотведения;

эксплуатации сетей и сооружений водоснабжения и водоотведения.

Лаборатории:

экологических основ природопользования;

очистки и контроля качества природных и состава сточных вод;

электротехники и электроники;

гидравлики;

информационных технологий;

технических средств обучения.

Мастерские:

трубозаготовительная;

слесарная.

Полигоны:

геодезический.

Спортивный комплекс:

спортивный зал;

открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;

стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.

Залы:

библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;

актовый зал.

Реализация ППССЗ должна обеспечивать:

выполнение обучающимися лабораторных и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;

освоение обучающимися профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательной организации в зависимости от специфики вида деятельности.

При использовании электронных изданий образовательная организация должна обеспечить каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.

Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

8. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

8.1. Оценка качества освоения ППССЗ должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестации обучающихся.

8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательной организацией самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев после начала обучения.

8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ППССЗ (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции.

Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплинам и междисциплинарным курсам в составе профессиональных модулей разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно, а для промежуточной аттестации по профессиональным модулям и для государственной итоговой аттестации – разрабатываются и утверждаются образовательной организацией после предварительного положительного заключения работодателей.

Для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (междисциплинарным курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться преподаватели смежных дисциплин (курсов).

Для максимального приближения программ промежуточной аттестации обучающихся по профессиональным модулям к условиям их будущей профессиональной деятельности образовательной организацией в качестве внештатных экспертов должны активно привлекаться работодатели.

8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:

оценка уровня освоения дисциплин;

оценка компетенций обучающихся.

Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.

8.5. К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам.

8.6. Государственная итоговая аттестация включает подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (дипломная работа, дипломный проект). Обязательное требование – соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей.

Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательной организации.

8.7. Для проведения государственной итоговой аттестации выпускников преподавателями выпускающих предметно-цикловых комиссий для каждого направления и специальности разрабатывается программа государственной аттестации, которая после ее рассмотрения на их заседаниях и заседании педагогического совета с участием председателей государственных экзаменационных комиссий утверждается учреждением СПО в установленном порядке.

Первый заместитель Министра образования и науки Донецкой народной Республики
 М.Н.Кушаков

Редакция от 02.04.2020

Начальная версия от 01.09.2015