watermark
Перейти к текущей редакции Печать

Вид документа: Приказ

Государственный информационно-правовой фонд: Государственный реестр нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики , Нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики

Наименование правотворческого органа: Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики

Дата документа: 24.08.2015

Номер документа: 419

Дата государственной регистрации: 01.09.2015

Регистрационный номер: 437

Заголовок документа: Об утверждении Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 31.02.05 Стоматология ортопедическая

Действие документа: Архивная версия

Классификатор: 130.010.030 - Государственные образовательные стандарты. Образовательные программы. Образовательный процесс

Информация об опубликовании:
    Официальный сайт Донецкой Народной Республики http://dnr-online.su/,

Дополнительные сведения:

Количество страниц:

watermark
НПА ДНР

Министерство образования и науки
Донецкой Народной Республики

 

Приказ

24.08.2015
№419
НПА ДНР
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 437
от   «01» сентября 2015  г.
Об утверждении Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 31.02.05 Стоматология ортопедическая

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 6 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании», пунктов 40, 43 части 2 раздела II Положения о Министерстве образования и науки, утверждённого Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 26.09.2014 года № 35-11 «Об утверждении Положения и структуры Министерства образования и науки», во исполнение статьи 9 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании», пункта 16 Правил разработки, утверждения государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утверждённых приказом Министерства образования и науки от 08.07.2015 г. № 297 (зарегистрированных в Министерстве юстиции 30 июля 2015 г. № 322),

ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Утвердить прилагаемый Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 02.05 Стоматология ортопедическая.
  1. Контроль за исполнением приказа возложить на Первого заместителя Министра Кушакова М.Н.
  1. Настоящий приказ вступает в силу с момента опубликования.
Министр образования и науки
Л.П. Полякова
НПА ДНР
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 437
от   «01» сентября 2015  г.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 31.02.05 СТОМАТОЛОГИЯ
ОРТОПЕДИЧЕСКАЯ

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящий государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (ГОС СПО) представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по специальности 31.02.05 Стоматология ортопедическая для профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования, которые имеют право на реализацию имеющих государственную аккредитацию программ подготовки специалистов среднего звена по данной специальности на территории Донецкой Народной Республики (далее — образовательная организация).

1.2. Право на реализацию программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 31.02.05 Стоматология ортопедическая имеет образовательная организация при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Возможна сетевая форма реализации программы подготовки специалистов среднего звена с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций. В реализации программы подготовки специалистов среднего звена с использованием сетевой формы наряду с образовательными организациями также могут участвовать медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных программой подготовки специалистов среднего звена.

2. ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ, СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

СПО — среднее профессиональное образование;

ГОС СПО — государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;

ППССЗ — программа подготовки специалистов среднего звена;

ОК — общая компетенция;

ПК — профессиональная компетенция;

ПМ профессиональный модуль;

МДК — междисциплинарный курс.

Понятия и их толкования:

Результаты образования: демонстрируемые студентом (выпускником) по завершении образования (курса, модуля, учебной дисциплины и т.д.) и измеряемые знания, умения, навыки, которые выражаются с помощью («на языке») компетенций.

Результаты образования описывают в общих терминах те качества и навыки, которыми должен обладать выпускник, завершающий образование на одном из уровней среднего профессионального образования. Они призваны отразить конкретные требования отраслей, перспектив их развития, профилей. Результаты образования выражаются в терминах порогового (минимального, необходимого) уровня, который, как ожидается, должен быть достигнут студентами по окончании обучения. Они выступают в роли базовых структурных элементов образования.

Компетенция: динамичная совокупность знаний, умений, навыков, способностей, ценностей, необходимая для эффективной профессиональной и социальной деятельности, личностного развития выпускников и которую они обязаны освоить и продемонстрировать после завершения части или всей образовательной программы.

Компетенции расцениваются как структурирующий принцип современного среднего профессионального образования. При этом подчеркивается акцент на способности к действию, сочетание знаний и умений с психосоциальными предпосылками. Основная образовательная программа: системно организованный комплекс учебно-методических документов разного уровня, регламентирующий цели, ожидаемые результаты, содержание и реализацию образовательного процесса по заданному направлению (специальности) подготовки.

Модуль: комплекс учебных занятий, отличающийся содержательным, методическим, организационным, оценочным, технологическим и временным единством, имеющим как дисциплинарный, так и междисциплинарный характер.

При разработке конкретной комбинации модулей следует учитывать результаты образования, которым должны соответствовать студенты после успешного изучения модулей.

Профиль: совокупность основных черт какой-либо профессии (направления, специальности) среднего профессионального образования, определяющих конкретную направленность образовательной программы.

Зачетная единица: студентоцентрированное исчисление учебной нагрузки (трудоемкости), необходимой для достижения целей, результатов и компетенций, определенных образовательной программой. Зачетная единица равна 36 (ПССЗ) академическим часам общей трудоемкости.

Отражаемый в зачетной единице объем работы студента включает лекции, семинарские и практические занятия, курсовые работы, рефераты, контрольные работы по дисциплинам, зачеты. Зачетные единицы назначаются всем компонентам ППСС (модулям, учебным циклам и дисциплинам, производственной практике и т.д.)

Трудоустраиваемость – это совокупность достижений навыков, пониманий и личностных характеристик, которая раскрывает перспективы выпускников с точки зрения трудоустройства и успешности в выбранной профессии и которая служит на пользу самим выпускникам, сообществу и развитию государства.

3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ ПО
СПЕЦИАЛЬНОСТИ/ПРОФЕССИИ

3.1. Получение СПО по ППССЗ допускается только в образовательной организации.

3.2. Сроки получения СПО по специальности 31.02.05 Стоматология ортопедическая базовая подготовка в очной форме обучения и присваиваемая квалификация приводятся в Таблице 1.

Таблица 1

Сроки получения специальности в очной форме обучения

Уровень образования,
необходимый для приема по
ППССЗ

Наименование
квалификации базовой
подготовки
Срок получения
СПО по ППССЗ базовой
подготовки*
среднее общее образование Зубной техник

2 года 10 месяцев

* Независимо от применяемых образовательных технологий.

Рекомендованные сроки получения СПО по ППССЗ базовой подготовки независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются:

а) для обучающихся по очно-заочной и заочной формам обучения на базе среднего общего образования — не более чем на 1 год;

б) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья — не более чем на 10 месяцев.

4. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВЫПУСКНИКОВ

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников:

изготовление зубных протезов, ортодонтических и челюстно-лицевых аппаратов в учреждениях здравоохранения по указанию врача.

4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

зубные протезы, ортодонтические и челюстно-лицевые аппараты, оборудование и аппаратура зуботехнической лаборатории, конструкционные и вспомогательные материалы;

первичные трудовые коллективы.

4.3. Зубной техник готовится к следующим видам деятельности:

4.3.1. Изготовление съѐмных пластиночных протезов.

4.3.2. Изготовление не съѐмных протезов.

4.3.3. Изготовление бюгельных протезов.

4.3.4. Изготовление ортодонтических аппаратов.

4.3.5.Изготовление челюстно-лицевых аппаратов.

5. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

5.1. Зубной техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

ОК 12. Оказывать первую (доврачебную) медицинскую помощь при неотложных состояниях.

ОК 13. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 14. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

5.2. Зубной техник должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:

5.2.1.Изготовление съѐмных пластиночных протезов.

ПК 1.1. Изготавливать съѐмные пластиночные протезы при частичном отсутствии зубов.

ПК 1.2. Изготавливать съѐмные пластиночные протезы при полном отсутствии зубов.

ПК 1.3. Производить починку съѐмных пластиночных протезов.

ПК 1.4. Изготавливать съѐмные иммедиат-протезы.

5.2.2. Изготовление не съѐмных протезов.

ПК 2.1. Изготавливать пластмассовые коронки и мостовидные протезы.

ПК 2.2.Изготавливать штампованные металлические коронки и штампованно-паяные мостовидные протезы.

ПК 2.3.Изготавливать культевые штифтовые вкладки.

ПК 2.4. Изготавливать цельнолитые коронки и мостовидные зубные протезы.

ПК 2.5. Изготавливать цельнолитые коронки и мостовидные зубные протезы с облицовкой.

5.2.3.Изготовление бюгельных протезов.

ПК 3.1.Изготавливать литые бюгельные зубные протезы с кламмерной системой фиксации.

5.2.4. Изготовление ортодонтических аппаратов.

ПК 4.1. Изготавливать основные элементы ортодонтических аппаратов.

ПК 4.2. Изготавливать основные съѐмные и не съѐмные ортодонтические аппараты.

5.2.5. Изготовление челюстно-лицевых аппаратов.

ПК 5.1. Изготавливать основные виды челюстно-лицевых аппаратов при дефектах челюстно-лицевой области.

ПК 5.2. Изготавливать лечебно-профилактические челюстно-лицевые аппараты (шины).

6. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

6.1. ППССЗ предусматривает изучение следующих учебных циклов:

общего гуманитарного и социально-экономического;

математического и общего естественнонаучного;

профессионального;

и разделов:

учебная практика;

производственная практика (по профилю специальности);

производственная практика (преддипломная);

промежуточная аттестация;

государственная итоговая аттестация.

6.2. Обязательная часть ППССЗ по учебным циклам должна составлять около 70 процентов от общего объема времени, отведенного на их освоение. Вариативная часть (около 30 процентов соответственно) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.

ППССЗ предусматривает:

1) Общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный учебные циклы состоят из дисциплин.

2) Профессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика (по профилю специальности).

6.3. Обязательная часть общего гуманитарного и социальноэкономического учебного цикла ППССЗ базовой подготовки должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: «Основы философии», «История», «Психология общения», «Иностранный язык», «Физическая культура».

Обязательная часть профессионального учебного цикла ППССЗ должна предусматривать изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Объем часов на дисциплину «Безопасность жизнедеятельности» составляет 68 часов, из на изучение основ военной службы – 48 часов.

Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать часть учебного времени дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (48 часов), отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.

6.4. Образовательной организацией при определении структуры ППССЗ и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

Таблица 3

Структура программы подготовки специалистов среднего звена базовой подготовки

 

Индекс Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту Всего
максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.)
В том числе часов обязательных учебных занятий Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) Коды
формируемых
компетенций
Обязательная часть учебных циклов ППССЗ 3726 2484
ОГСЭ.00 Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл 732 488
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен: уметь:

ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста; знать:

основные категории и понятия философии; роль философии в жизни человека и общества; основы философского учения о бытии; сущность процесса познания; основы научной, философской и религиозной картин мира; об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий;

48 ОГСЭ.01. Основы философии ОК 1 — 14
уметь:

оценивать события и деятельность людей в историческом процессе с позиций общечеловеческих ценностей, ориентироваться в экономической, политической и культурной ситуации в стране и мире; выявлять логику и объективные закономерности исторического процесса, взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем; знать:

закономерности социально-экономического, общественно-политического и культурного развития общества на землях Донбасса в контексте истории России с древнейших времен и до наших дней; сущность формирования и развития общества на территории Донецкого бассейна;

основные процессы межэтнического взаимодействия представителей этносов, населяющих в Донбасс в исторической ретроспективе — носителей различных культур, традиций, религий.

48 ОГСЭ.02. Отечественная история ОК 1 — 14
уметь:

общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;

196

ОГСЭ.03.
Иностранный язык

ОК 4-6, 8,9 ПК 1.1 — 5.2
переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности; самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас; знать:

лексический (1200 — 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности;

уметь:

использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; знать:

о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни.

392 196

ОГСЭ.04.
Физическая культура

ОК 2-4, 6, 8, 11,14

ПК 1.1 — 5.2

ЕН.00 Математический и общий естественнонаучный учебный цикл 186 124
В результате изучения обязательной части учебного

цикла обучающийся должен:

уметь:

решать прикладные задачи в области

профессиональной деятельности;

знать:

значение математики в профессиональной деятельности и при освоении ППССЗ;

основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности;

основные понятия и методы математического анализа, линейной алгебры, теории комплексных чисел, теории вероятностей и математической статистики; основы интегрального и дифференциального исчисления;

ЕН.01.
Математика

ОК 4,5 ПК 1.1 — 5.2
уметь:

использовать компьютерные технологии в профессиональной и повседневной деятельности; знать:

методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи информации;

основы взаимодействия с операционной системой персонального компьютера и пакеты прикладных программ;

автоматизацию рабочих мест медицинского персонала с использованием компьютеров;

использование компьютерных технологий в приборах и аппаратуре медицинского назначения, в клиниках ортопедической стоматологии и в технологиях изготовления зубных протезов;

ЕН.02.
Информатика

ОК 4 — 5 ПК 1.1 — 5.2
уметь:

определять организационно-правовые формы организаций;

определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;

ЕН.ОЗ. Экономика
организации

ОК 4,5
рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации; находить и использовать необходимую экономическую информацию;

оформлять первичные документы по учёту рабочего времени, выработке, заработной платы, простоев; знать:

современное состояние и перспективы развития отрасли, организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;

основные принципы построения экономической системы организации;

общую организацию производственного и технологического процессов;

основные технико-экономические показатели деятельности организации и методики их расчёта; методы управления основными и оборотными средствами и оценки эффективности их использования;

состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования;

способы экономии ресурсов, основные энерго- и материалосберегающие технологии; механизмы ценообразования на продукцию (услуги); формы оплаты труда.

П.00 Профессиональный учебный цикл 2808 1872
ОП.00 Общепрофессиональные дисциплины 426 284
В результате изучения обязательной части профессионального учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен: уметь:

определять групповую принадлежность зуба; определять тип прикуса;

читать схемы, формулы зубных рядов и зарисовки полости рта;

использовать знания по анатомии, физиологии и биомеханике зубочелюстной системы при изготовлении зубных протезов, ортодонтических аппаратов и челюстно-лицевых протезов и аппаратов; знать:

строение и функцию тканей, органов и систем организма человека;

физиологические процессы, происходящие в организме человека;

анатомическое строение зубочелюстной системы; физиологию и биомеханику зубочелюстной системы;

ОП.01. Анатомия и физиология человека с курсом биомеханики зубочелюстной системы ОК 1,12 — 14 ПК 1.1 — 5.2,
уметь:

использовать знания о составе, свойствах и назначении зуботехнических материалов при изготовлении зубных протезов, ортодонтических и челюстно-лицевых аппаратов с учётом соблюдения правил техники безопасности и требований охраны труда; знать:

историю развития производства зубных протезов;

ОП.02.
Зуботехническое материаловеде­ние с курсом охраны труда и техники безопасности

ОК 1,4,9,12 — 14 ПК 1.1 — 5.2
классификацию и свойства конструкционных и вспомогательных материалов, применяемых в производстве зубных протезов;

влияние конструкционных материалов на ткани полости рта и организма человека в целом; требования, предъявляемые к конструкционным и вспомогательным материалам;

организацию производства в зуботехнической лаборатории;

правила эксплуатации оборудования в зуботехнических лабораториях;

правила работы с конструкционными и вспомогательными зуботехническими материалами; технику безопасности при работе с химически активными, легковоспламеняющимися и взрывоопасными средствами;

средства индивидуальной и коллективной защиты от источников вредного действия на организм в зуботехнической лаборатории; правила инфекционной безопасности;

уметь:

использовать знания о видах и свойствах микроорганизмов для профилактики профессиональной вредностей и внутрибольничной инфекции (далее — ВБИ); знать:

основные виды и свойства микроорганизмов; принципы лечения и профилактики инфекционных

болезней;

общие и специальные мероприятия по профилактике ВБИ в условиях стоматологической поликлиники (отделения, кабинета) и зуботехнической лаборатории;

ОП.03. Основы микробиологии и инфекционная безопасность ОК 1 — 4,9,13 ПК 1.1 — 5.2
уметь:

оказывать первую медицинскую помощь при травмах, ожогах, обморожениях;

оказывать первую медицинскую помощь при

неотложных состояниях;

проводить сердечно-легочную реанимацию;

знать:

основные принципы оказания первой медицинской помощи;

алгоритм проведения сердечно-легочной реанимации;

ОП.04. Первая медицинская помощь ОК 1 — 12 ПК 1.1 — 5.2
уметь:

использовать средства индивидуальной гигиены полости рта;

использовать знания о заболеваниях полости рта при планировании конструкции протезов;

знать:

этиологию, патогенез, диагностику, принципы лечения и профилактики основных стоматологических заболеваний;

структуру стоматологической помощи населению; роль зубных протезов в возникновении и развитии стоматологических заболеваний (кариес, пародонтит, патологические изменения слизистой оболочки полости рта);

ОП.05.
Стоматологичекие заболевания

ОК 1 — 4, 9 ПК 1.1 — 5.2
уметь:

организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасности различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

применять первичные средства пожаротушения; ориентироваться в перечне военно-учётных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности; применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;

владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и в экстремальных условиях военной службы; оказывать первую помощь пострадавшим; знать:

принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе условиях противодействия терроризму как серьёзной угрозе национальной безопасности Донецкой Народной Республики;

основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; основы военной службы и обороны государства; задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения;

меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учётные специальности, родственные специальностям СПО;

область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим;

ОП.06.
Безопасность
жизнедеятельности

ПМ.00 Профессиональные модули 2382 1588
Изготовление съемных пластиночных протезов В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт:

изготовления съемных пластиночных протезов при

частичном отсутствии зубов с пластмассовым базисом; изготовления съемных пластиночных протезов при частичном отсутствии зубов с металлизированным базисом;

изготовления съемных пластиночных протезов при полном отсутствии зубов;

изготовления съемных пластиночных протезов с двухслойным базисом;

поведения починки съемных пластинчатых протезов; уметь:

работать с современными зуботехническими материалами с учетом соблюдения техники безопасности при воздействии профессиональных вредностей;

изготавливать вспомогательные и рабочие модели челюстей;

подготавливать рабочее место;

оформлять отчетно-учетную документацию;

проводить оценку слепка (оттиска);

планировать конструкцию съемных пластиночных

протезов при частичном и полном отсутствии зубов;

загипсовывать модели в оклюдатор и

среднеанатомический артикулятор;

изгибать одноплечие и перекидные удерживающие

кламмера;

проводить постановку искусственных зубов на приточке и на искусственной десне; моделировать восковой базис съемного пластиночного протеза при частичном и полном отсутствии зубов;

проводить загипсовку восковой композиции съемного пластиночного протеза в кювету прямым, обратным и комбинированным методом;

проводить обработку, шлифовку и полировку съемного пластиночного протеза; проводить починку съемных пластиночных протезов; проводить контроль качества выполненных работ; знать:

цели, задачи и историю развития ортопедической стоматологии;

организацию зуботехнического производства по изготовлению съемных пластиночных протезов; классификацию и свойства материалов, применяемых при изготовлении съемных пластиночных протезов; анатомо-физиологические особенности зубочелюстной системы при частичном отсутствии зубов; классификацию дефектов зубных рядов при частичном отсутствии зубов;

особенности слизистой оболочки полости рта при частичном и полном отсутствии зубов; показания и противопоказания к изготовлению съемных пластиночных протезов при частичном и полном отсутствии зубов, виды и конструктивные особенности съемных пластиночных протезов, применяемых при полном и частичном отсутствии зубов;

преимущества и недостатки съемных пластиночных протезов, применяемых при частичном отсутствии зубов;

МДК.01.01.
Технология
изготовления
съёмных
пластиночных

ОК 1 — 14 ПК 1.1 — 1.4

 

 

способы фиксации и стабилизации съемных пластиночных протезов при частичном отсутствии зубов;клинико-лабораторные этапы и технологию

изготовления съемных пластиночных протезов при

частичном отсутствии зубов;

классификации беззубых челюстей;

классификации слизистых оболочек;

виды и конструктивные особенности съемных

пластиночных протезов при полном отсутствии зубов;

технологию починки съемных пластиночных

протезов;

способы армирования базисов протезов.

ПМ.02 Изготовление несъемных протезов В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт:

изготовления пластмассовых коронок и мостовидных протезов;

изготовления штампованных металлических коронок; изготовления штампованно-паяных мостовидных протезов;

изготовления штифтово-культевых вкладок; изготовления цельнолитых коронок и мостовидных протезов с облицовкой; уметь:

вести отчетно-учетную документацию;

оценит оттиски челюстей и отливать по ним рабочие и

вспомогательные модели;

изготавливать разборные комбинированные модели; моделировать восковые конструкции несъемных протезов;

гипсовать восковую композицию несъемного протеза в кювету, заменять воск на пластмассу; проводить обработку, шлифовку и полировку пластмассовых коронок и мостовидных протезов; моделировать восковую композицию для изготовления штампованных коронок и штампованных паяных мостовидных протезов, осуществлять подбор гильз, производить штамповку коронок, отжиг и отбеливание;

подготавливать восковые композиции к литью; проводить отжиг, паяние и отбеливание металлических конструкций;

проводить отделку, шлифовку и полировку несъемных металлических зубных протезов; моделировать воском каркас литой коронки и мостовидного протеза; моделировать восковую композицию литого каркаса коронок и мостовидных зубных протезов с пластмассовой облицовкой;

изготавливать пластмассовую облицовку несъемных мостовидных протезов;

моделировать восковую композицию литого каркаса, металлокерамических конструкций зубных протезов; моделировать зубы керамическими массами; производить литье стоматологических сплавов при изготовлении каркасов несъемных зубных протезов;

знать:

организацию производства зуботехнических протезов и оснащение рабочего места зубного техника при изготовлении несъемных протезов с учетом устранения профессиональных вредностей; состав, свойства и правила работы с материалами, применяемыми при изготовлении несъемных протезов;

правила эксплуатации оборудования в литейной и паяльной;

клинико-лабораторные этапы и технологию изготовления пластмассовых несъемных зубных протезов;

особенности изготовления временных пластмассовых коронок мостовидных протезов;

клинико-лабораторные этапы и технологию

изготовления штампованных коронок и штампованно­паяных мостовидных протезов;

клинико-лабораторные этапы и технологию

изготовления цельнолитых коронок и мостовидных протезов;

способы и особенности изготовления разборных моделей;

клинико-лабораторные этапы и технологию

изготовления цельнолитых коронок и мостовидных протезов с пластмассовой облицовкой; виды керамических масс, назначение, состав и технологические свойства;

технологические этапы изготовления металлокерамических зубных протезов; назначение, виды и технологические этапы изготовления культевых штифтовых конструкций; область применения и технологические особенности изготовления цельнокерамических протезов; организацию литейного производства в ортопедической стоматологии; оборудование и оснащение литейной лаборатории; охрану труда и технику безопасности в литейной комнате;

МДК.02.01. Технология изготовления несъёмных протезов МДК 02.02. Литейное дело в стоматологии ОК 1 — 14 ПК 2.1 — 2.5
ПМ.03 Изготовление бюгельных зубных протезов В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт:

моделирования элементов каркаса бюгельного протеза;

изготовление литого бюгельного зубного протеза с

кламмерной системой фиксации;

уметь:

проводить параллелометрию; планировать конструкцию бюгельных протезов; подготавливать рабочую модель к дублированию; изготавливать огнеупорную модель; моделировать каркас бюгельного протеза; изготавливать литниковую систему для каркаса бюгельного зубного протеза на верхнюю и нижнюю челюсти;

изготавливать огнеупорную опоку и отливать каркас

бюгельного зубного протеза из металла; припасовывать металлический каркас на модель; проводить отделку, шлифовку и поллировку металлического каркаса бюгельного зубного протеза; проводить постановку зубов при изготовлении бюгельного зубного протеза;

подготавливать протез к замене воска на пластмассу; проводить контроль качества выполненной работы; знать:

показания и противопоказания к изготовлению бюгельных зубных протезов;

виды и конструктивные особенности бюгельных зубных протезов;

способы фиксации бюгельных зубных протезов; преимущества и недостатки бюгельных зубных протезов;

клинико-лабораторные этапы и технологию изготовления бюгельных зубных протезов; технологию дублирования и получения огнеупорной модели;

планирование и моделирование восковой композиции каркаса бюгельного зубного протеза; правила обработки и припасовки каркаса бюгельного зубного протеза на рабочую модель; правила постановки зубов и замены воскового базиса бюгельного зубного протеза на пластмассовый; технологию починки бюгельных протезов; особенности изготовления литниковых систем и литья стоматологических сплавов при изготовлении каркаса бюгельного зубного протеза;

МДК.03.01.

Технология

изготовления

бюгелных

протезов

МДК 03.02. Литейное дело в стоматологии

ОК 1 — 14 ПК 3,1

 

ПМ.04 Изготовление ортодонтических аппаратов В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт:

изготовления элементов ортодонтических аппаратов с

различным принципом действия;

изготовления рабочих и контрольных моделей;

нанесение рисунка ортодонтического аппарата на

модель;

уметь:

изготавливать основные виды ортодонтических аппаратов;

подготовить рабочее место; читать заказ-наряд; знать:

цели и задачи ортодонтии;

оснащение рабочего места зубного техника при изготовлении ортодонтических аппаратов; анатомо-физиологические особенности зубочелюстной системы у детей на разных этапах развития; понятие о зубочелюстных аномалиях, их классификации и причины возникновения; общие принципы конструирования ортодонтических аппаратов;

классификацию ортодонтических аппаратов; элементы съёмных и несъёмных аппаратов механического, функционального и комбинированного

МДК.04.01.

Технология

изготовления

ортодонтических

аппаратов

ОК 1 — 14 ПК 4.1 — 4.2
действия;

биомеханику передвижения зубов; клинико-лабораторные этапы и технологию изготовления ортодонтических аппаратов и применяемые материалы; особенности зубного протезирования у детей.

ПМ.05 Изготовление челюстно-лицевых аппаратов В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: уметь:

изготовить основные виды челюстно-лицевых аппаратов;

изготавливать лечебно-профилактические челюстно­лицевые аппараты (шины); знать:

цели и задачи челюстно-лицевой ортопедии; историю развития челюстно-лицевой ортопедии; связь челюстно-лицевой ортопедии с другими науками и дисциплинами;

классификацию челюстно-лицевых аппаратов; определение травмы, повреждения, их классификацию;

огнестрельные повреждения челюстно-лицевой области, их особенности;

ортопедическую помощь на этапах медицинской эвакуации;

неогнестрельные переломы челюстей, их классификации и механизм смещения отломков;

особенности ухода и питания челюстно-лицевых больных;

методы борьбы с осложнениями на этапах медицинской эвакуации; принципы лечения переломов челюстей; особенности изготовления шины (каппы);

МДК. 05.01. Технологии изготовления челюстно­лицевых аппаратов ОК 1-14 ПК 5.1 — 5.2
Вариативная часть учебных циклов ППССЗ (определяется образовательной организацией самостоятельно) 1566 1044
Всего часов обучения по учебным циклам ППССЗ 5292 3528
УП.00 Учебная практика 7 нед. 252 ОК 1 — 14 ПК 1.1 — 5.2
ПП.00 Производственная практика (по профилю специальности)
ПДП.00 Производственная практика (преддипломная) 8 нед.
ПА.00 Промежуточная аттестация 5 нед.
ГИА.00 Г осударственная итоговая аттестация 6 нед.
ГИА.01 Подготовка выпускной квалификационной работы 4 нед.
ГИА.02 Защита выпускной квалификационной работы 2 нед.

Таблица 4

Срок получения СПО по ППССЗ базовой подготовки в очной форме обучения составляет 147 недель, в том числе:

Обучение по учебным циклам 86 нед.
Учебная практика 23 нед.
Производственная практика (по профилю специальности)
Производственная практика (преддипломная) 4 нед.
Промежуточная аттестация 5 нед.
Государственная итоговая аттестация 6 нед.
Каникулы 23 нед.
Итого 147 нед.

7. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

7.1. Программа подготовки специалистов среднего звена самостоятельно разрабатывается и утверждается в соответствии с ГОС СПО образовательной организацией.

Перед началом разработки ППССЗ образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.

Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой квалификации, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.

При формировании ППССЗ образовательная организация:

имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППССЗ, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, и (или) вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;

имеет право определять для освоения обучающимися в рамках профессионального модуля профессию рабочего, должность служащего (одну или несколько), согласно приложению к настоящему ГОС СПО (одну или несколько) согласно приложению к ГОС СПО;

обязана ежегодно обновлять ППССЗ с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, культуры, науки, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ГОС
СПО;

обязана в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;

обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;

обязана обеспечить обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;

обязана сформировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе творческих коллективов общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

должна предусматривать, в целях реализации компетентностного подхода, использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

7.2. При реализации ППССЗ обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Законом Донецкой Народной Республики от 19 июня 2015 года (Постановление №I-233П-НС) «Закон об образовании».

7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки.

7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.

7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очнозаочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.

7.6. Общая продолжительность каникул в учебном году должна составлять 8 — 11 недель, в том числе не менее 2-х недель в зимний период.

7.7. Выполнение курсового проекта (работы) рассматривается как вид учебной деятельности по дисциплине (дисциплинам) профессионального учебного цикла и (или) профессиональному модулю (модулям) профессионального учебного цикла и реализуется в пределах времени, отведенного на ее (их) изучение.

7.8. Дисциплина «Физическая культура» предусматривает еженедельно 2 часа обязательных аудиторных занятий и 2 часа самостоятельной работы (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).

7.9. Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать часть учебного времени дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (48 часов), отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.

7.10. Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах ППССЗ. В этом случае ППССЗ, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих государственных образовательных стандартов среднего общего образования и СПО с учетом получаемой специальности СПО.

Срок освоения ППССЗ в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 52 недели из расчета:

теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю)             39 нед.

промежуточная аттестация                                                                                                                       2 нед.

каникулы                                                                                                                                                        11 нед.

7.11. Консультации для обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией.

7.12. В период обучения при наличии финансирования, материальнотехнических возможностей соответствующей структуры с совершеннолетними юношами МОГУТ проводиться учебные сборы.

7.13. Практика является обязательным разделом ППССЗ. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППССЗ предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.

Производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю специальности и преддипломной практики.

Учебная практика и производственная практика (по профилю специальности) проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.

Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.

Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.

Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.

7.14. Реализация ППССЗ по специальности должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла. Преподаватели получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 5 года.

7.15. ППССЗ должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППССЗ.

Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Реализация ППССЗ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) программы подготовки специалистов среднего звена. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и (или) электронным изданием по каждой дисциплине профессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и (или) электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданными за последние 5 лет.

Библиотечный фонд помимо учебной литературы должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 — 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований профессиональной периодической печати.

Образовательная организация должна предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с российскими образовательными организациями, иными организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.

7.16. Финансирование реализации ППССЗ должно осуществляться в объеме не ниже установленных государственных нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня.

7.17. Образовательная организация, реализующая ППССЗ, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации.

Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.

Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений определяется в соответствии с учебным планом учреждений среднего профессионального образования.

Рекомендуемый перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений

Кабинеты:

истории и основ философии;

иностранного языка;

математики;

информатики;

анатомии и физиологии человека с курсом биомеханики зубочелюстной системы;

экономики организации;

зуботехнического материаловедения с курсом охраны труда и техники безопасности;

основ микробиологии и инфекционной безопасности;

первой медицинской помощи;

стоматологических заболеваний;

безопасности жизнедеятельности.

Лаборатории:

технологии изготовления съемных пластиночных протезов;

технологии изготовления несъемных протезов;

технологии изготовления бюгельных протезов;

литейного дела;

технологии изготовления ортодонтических аппаратов;

технологии изготовления челюстно-лицевых аппаратов.

Спортивный комплекс:

открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;

стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.

Залы:

библиотека;

читальный зал с выходом в сеть Интернет;

актовый зал.

Реализация ППССЗ должна обеспечивать:

выполнение обучающимися лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;

освоение обучающимися профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательной организации в зависимости от специфики вида деятельности.

При использовании электронных изданий образовательная организация должна обеспечить каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.

Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

8. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

8.1. Оценка качества освоения ППССЗ должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную итоговую (квалификационную) аттестации обучающихся.

8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательной организацией самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.

8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ППССЗ (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции.

Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплинам и междисциплинарным курсам в составе профессиональных модулей разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно, а для промежуточной аттестации по профессиональным модулям и для государственной итоговой аттестации — разрабатываются и утверждаются образовательной организацией после предварительного положительного заключения работодателей.

Для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (междисциплинарным курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться преподаватели смежных дисциплин (курсов).

Для максимального приближения программ промежуточной аттестации обучающихся по профессиональным модулям к условиям их будущей профессиональной деятельности образовательной организацией в качестве внештатных экспертов должны активно привлекаться работодатели.

8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:

оценка уровня освоения дисциплин;

оценка компетенций обучающихся.

Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.

8.5. К государственной итоговой (квалификационной) аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам.

8.6. Государственная итоговая аттестация включает подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (дипломная работа, дипломный проект). Обязательное требование — соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей.

Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательной организации.

8.7. Для проведения государственной итоговой (квалификационной) аттестации выпускников преподавателями выпускающих предметноцикловых комиссий разрабатывается программа государственной аттестации, которая после ее рассмотрения на их заседаниях и заседании педагогического совета с участием представителей государственных экзаменационных комиссий утверждается учреждением СПО в установленном порядке.

Первый заместитель Министра образования и науки Донецкой народной Республики
М.Н.Кушаков

Для данного документа приложений нет.

Редакция от 28.05.2019

Редакция от 28.03.2019

Начальная версия от 01.09.2015