watermark
Печать

Вид документа: Приказ

Наименование правотворческого органа: Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики

Дата документа: 20.04.2016

Номер документа: 431

Дата государственной регистрации: 17.05.2016

Регистрационный номер: 1276

Заголовок документа: Об утверждении Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 53.03.03 Вокальное искусство (квалификация: Концертно-камерный певец. Преподаватель (Академическое пение) Артист музыкального театра. Преподаватель (Театр оперетты))

Действие документа: Действующий

Классификатор: 130.010.030 - Государственные образовательные стандарты. Образовательные программы. Образовательный процесс

Информация об опубликовании: Официальный сайт Донецкой Народной Республики dnr-online.ru, 10.06.2016

Дополнительные сведения:

Количество страниц:

watermark
НПА ДНР

Министерство образования и науки
Донецкой Народной Республики

 

Приказ

20.04.2016
№431
НПА ДНР
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 1276
от   «17» мая 2016  г.
Об утверждении Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 53.03.03 Вокальное искусство (квалификация: Концертно-камерный певец. Преподаватель (Академическое пение) Артист музыкального театра. Преподаватель (Театр оперетты))

В соответствии с подпунктом 12.56 пункта 12 раздела II Положения о Министерстве образования и науки Донецкой Народной Республики, утверждённого Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 22.07.2015 года № 13-43, руководствуясь п.6 ч.1 ст.6, ст.9 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании», принятым Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19.06.2015 года № 55-IНС, руководствуясь статьями 5, 37 Закона Донецкой Народной Республики «О нормативных правовых актах»,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемый Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 53.03.03 Вокальное искусство (квалификация: Концертно-камерный певец. Преподаватель (Академическое пение) Артист музыкального театра. Преподаватель (Театр оперетты)).

2. Контроль за исполнением приказа возложить на Первого заместителя Министра Кушакова М.Н.

3. Настоящий приказ вступает в силу со дня официального опубликования.

Министр образования и науки
Л.П. Полякова
НПА ДНР
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 1276
от   «17» мая 2016  г.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 53.03.03 «ВОКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО » (КВАЛИФИКАЦИЯ «КОНЦЕРТНО-КАМЕРНЫЙ ПЕВЕЦ. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ (АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПЕНИЕ) АРТИСТ МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ (ТЕАТР ОПЕРЕТТЫ)»)

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящий государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 53.03.03 Вокальное искусство  образовательными организациями высшего профессионального образования на территории Донецкой Народной Республики, имеющими государственную аккредитацию.

1.2. Право на реализацию основных образовательных программ образовательная организация высшего профессионального образования имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной органом исполнительной власти.

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

ВПО – высшее профессиональное образование;

ООП – основная образовательная программа;

ОК – общекультурные компетенции;

ПК – профессиональные компетенции;

УЦ ООП – учебный цикл основной образовательной программы;

ГОС ВПО – государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.

III. ХАРАКТЕРИСТИКА  НАПРАВЛЕНИЯ  ПОДГОТОВКИ

Таблица №1

Наименование ООП Квалификация

(степень)

Нормативный срок освоения ООП (для очной формы обучения), включая каникулы, предоставляемые после прохождения итоговой государственной аттестации Трудоемкость (в зачетных единицах)
Код в соответствии с принятой классификацией ООП

 

Наимено-вание

 

ООП бакалавра бакалавр 4 года 240**
*одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам
**трудоемкость ООП по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам

Сроки освоения ООП бакалавриата по очно-заочной (вечерней)  форме обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на один год относительно нормативного срока, указанного в таблице №1, но основании решения ученого совета образовательными организациями высшего профессионального образования.

При приеме на ООП подготовки бакалавриата образовательная организация высшего профессионального образования проводит дополнительные вступительные испытания профильной направленности.

Подготовка бакалавров по направлению подготовки 53.03.03 Вокальное искусство осуществляется по следующему профилю:

Академическое пение.

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ

4.1. Областью профессиональной деятельности бакалавров являются: музыкальное исполнительство (исполнение сольных, ансамблевых и хоровых вокальных партий в музыкальном театре, на концертных площадках, исполнение сольных вокальных программ, ансамблевая и хоровая вокальная деятельность, иллюстрация вокальной музыки, студийная запись вокальной исполнительской работы); музыкальная педагогика (преподавание в образовательных организациях Донецкой Народной Республики, организациях дополнительного образования, в том числе дополнительного образования детей, детских школах искусств, детских музыкальных школах); просветительство в области музыкального искусства и культуры; руководство творческими коллективами.

4.2. Объектами профессиональной деятельности бакалавров в соответствии с профилем подготовки являются: музыкальное произведение, голосовой аппарат певца, слушательская и зрительская аудитории театров, концертных залов, в различных формах его бытования; музыкальные инструменты; слушательская и зрительская аудитории театров, концертных залов, потребители продукции звукозаписывающих фирм; различные категории обучающихся  образовательных организаций Донецкой Народной Республики, организаций дополнительного образования, в том числе дополнительного образования детей, образовательные организации Донецкой Народной Республики, реализующие образовательные программы в области музыкального искусства; авторы произведений музыкального искусства; творческие коллективы, исполнители; музыкальные театры, концертные организации, ансамблевые и хоровые коллективы, звукозаписывающие студии, средства массовой информации; центры и дома народного художественного творчества, другие организации культуры.

4.3. Бакалавр по направлению подготовки 53.03.03 Вокальное искусство готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

музыкально-исполнительской;

педагогической;

организационно-управленческой;

музыкально-просветительской.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются образовательными организациями высшего профессионального образования, совместно с обучающимся, научно-педагогическими работниками  и объединениями работодателей.

4.4. Бакалавр по направлению 53.03.03 Вокальное искусство должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

в области музыкально-исполнительской деятельности:

концертное исполнение музыкальных произведений, программ в различных модусах – соло, в составе ансамбля, хора, с оркестром, с хором, работа в музыкальных театрах в качестве артиста;

овладение навыками репетиционной работы с партнерами по ансамблю и в творческих коллективах;

практическое освоение репертуара творческих коллективов, в том числе и репертуара музыкального театра;

в области педагогической деятельности:

обучение вокалу обучающихся образовательных организаций Донецкой Народной Республики, организаций дополнительного образования детей, детских школ искусств, детских музыкальных школ;

изучение образовательного потенциала обучающихся, уровня их художественно-эстетического и творческого развития, осуществление профессионального и личностного роста обучающихся;

развитие у обучающихся творческих способностей, самостоятельности в работе над музыкальным произведением, способности к самообучению;

планирование учебного процесса, выполнение методической работы, осуществление контрольных мероприятий, направленных на оценку результатов педагогического процесса;

применение при реализации учебного процесса лучших образцов исторически сложившихся педагогических методик, а также разработка новых педагогических технологий;

в области организационно-управленческой деятельности:

работа в государственных и муниципальных органах управления культуры, в организациях сферы культуры и искусства (театрах, филармониях, концертных организациях), в творческих союзах и обществах;

участие в работе по организации творческих проектов (концертов, фестивалей, конкурсов, мастер-классов, юбилейных мероприятий);

организация и руководство учреждениями и организациями отрасли культуры и искусства (организациями дополнительного образования, в том числе дополнительного образования детей, творческими коллективами и студиями художественного  творчества);

участие в организационно-управленческой деятельности по сохранению и государственной поддержке искусства, культуры и образования;

в области музыкально-просветительской деятельности:

с целью пропаганды достижений музыкального искусства выступление на различных сценических и театральных площадках (соло, в спектакле, в ансамбле, в хоре, с оркестром, с хором);

осуществление профессиональных консультаций при подготовке творческих проектов в области музыкального искусства;

осуществление связи со средствами массовой информации, образовательными организациями Донецкой Народной Республики и организациями культуры (филармониями, концертными организациями, агентствами), различными слоями населения с целью пропаганды достижений музыкального искусства и культуры.

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

5.1. Выпускник должен обладать общекультурными компетенциями (ОК):

умением собирать и интерпретировать необходимые данные для формирования суждений по соответствующим социальным, научным и этическим проблемам (ОК-1);

умением ориентироваться в специальной литературе, как в сфере музыкального искусства, образования и науки, так и в смежных областях (видах искусства) (ОК-2);

способностью осмысливать развитие музыкального искусства и образования в историческом контексте, в том числе в связи с развитием других видов искусства и литературы, общим развитием гуманитарных знаний, с религиозными, философскими, эстетическими идеями конкретного исторического периода (ОК-3);

способностью работать со специальной литературой в области музыкального искусства и науки, пользоваться профессиональными понятиями и  терминологией (ОК-4);

способностью анализировать явления и произведения литературы и искусства (ОК-5);

пониманием сущности и значения информации в развитии современного общества; использованием для решения коммуникативных задач современных технических средств и информационных технологий; знанием основных методов, способов и средств получения, хранения, переработки информации; наличием навыков работы с компьютером как средством управления информацией; умением работать с традиционными носителями информации (ОК-6);

владение литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке, навыками публичной речи; уметь создавать тексты профессионального назначения, анализировать логику рассуждений и высказываний (ОК-7);

владение одним из иностранных языков на уровне бытового и профессионального общения (ОК-8);

стремлением к освоению культуры социальных отношений, критическому осмыслению своего социального опыта (ОК-9);

готовностью проявлять личностное отношение к современным процессам в различных видах искусства (ОК-10);

готовностью приобретать с большой степенью самостоятельности новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии (ОК-11);

готовностью использовать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности этические нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде, использовать нормы социального поведения, права и свободы человека и гражданина (ОК-12);

готовностью использовать методы гуманитарных и социально-экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-13);

владением основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-14);

владением средствами самостоятельного и грамотного использования методов физического воспитания и самовоспитания (ОК-15).

5.2. Выпускник должен обладать профессиональными компетенциями (ПК):

в области музыкально-исполнительской деятельности:

умением осознавать специфику музыкального исполнительства как вида творческой деятельности (ПК-1);

способностью демонстрировать артистизм, свободу самовыражения, исполнительскую волю, концентрацию внимания (ПК-2);

умением создавать индивидуальную художественную интерпретацию музыкального произведения (ПК-3);

способностью пользоваться методологией анализа и оценки особенностей исполнительской интерпретации, национальных школ, исполнительских стилей (ПК-4);

 умением применять теоретические знания в музыкально-исполнительской  деятельности, постигать музыкальное произведение в культурно-историческом контексте (ПК-5);

способностью к овладению музыкально-текстологической культурой, к углубленному прочтению и расшифровке авторского (редакторского) нотного текста (ПК-6);

умением совершенствовать культуру исполнительского интонирования, мастерство в использовании комплекса художественных средств исполнения в соответствии со стилем музыкального произведения (ПК-7);

способностью к постижению закономерностей и методов исполнительской работы над музыкальным произведением, подготовки произведения, программы к публичному выступлению, студийной записи, задач репетиционного процесса, способов и методов его оптимальной организации в различных условиях (ПК-8);

способностью к пониманию и использованию механизмов музыкальной памяти, специфики слухо-мыслительных процессов, проявлений эмоциональной, волевой сфер, работы творческого воображения в условиях конкретной профессиональной деятельности (ПК-9);

умением организовывать свою практическую деятельность: интенсивно вести репетиционную (ансамблевую, сольную) и концертную работу (ПК-10);

способностью к постоянной и систематической работе, направленной на совершенствование своего исполнительского мастерства (ПК-11);

способностью к овладению репертуаром, соответствующим исполнительскому профилю; готовностью постоянно расширять и накапливать репертуар (ПК-12);

способностью творчески составлять программы выступлений – сольных  и ансамблевых – с учетом как собственных артистических устремлений, так и запросов слушателей, а также задач музыкально-просветительской деятельности (ПК-13);

способностью осуществлять исполнительскую деятельность и планировать свою индивидуальную деятельность в организациях культуры (ПК-14);

способностью к музыкальному исполнительству в концертных и студийных условиях, работе со звукорежиссером и звукооператором, к использованию в своей исполнительской деятельности современных технических средств: звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратуры (ПК-15);

умением использовать фортепиано в своей профессиональной (исполнительской, педагогической) деятельности (ПК-16);

умением исполнять публично сольные концертные программы, состоящие из музыкальных произведений различных жанров, стилей, эпох (ПК-17);

умением исполнять вокальную партию в различных видах ансамбля (ПК-18);

способностью к использованию знаний об устройстве голосового аппарата и основ обращения с ним в профессиональной деятельности (ПК-19);

в области педагогической деятельности

способностью осуществлять педагогическую деятельность в образовательных организациях Донецкой Народной Республики, организациях дополнительного образования, в том числе дополнительного образования детей, детских школах искусств, детских музыкальных школах (ПК-20);

способностью овладевать необходимым комплексом общепедагогических, психолого-педагогических знаний, представлений в области музыкальной педагогики, психологии музыкальной деятельности (ПК-21);

способностью изучать и накапливать педагогический репертуар (ПК-22);

способностью использовать в практической деятельности принципы, методы и формы проведения урока в исполнительском классе; методики подготовки к уроку, методологию анализа проблемных ситуаций в сфере музыкально-педагогической деятельности и способов их разрешения (ПК-23);

способностью воспитывать у обучающихся потребность в творческой работе над музыкальным произведением (ПК-24);

способностью к непрерывному познанию методики и музыкальной педагогики, к соотнесению собственной педагогической деятельности с достижениями в области музыкальной педагогики (ПК-25);

способностью анализировать и подвергать критическому разбору процесс исполнения музыкального произведения, проводить сравнительный анализ разных исполнительских интерпретаций на занятиях с обучающимися (ПК-26);

способностью использовать индивидуальные методы поиска путей воплощения музыкального образа в работе над музыкальным произведением с обучающимся (ПК-27);

способностью применять рациональные методы поиска, отбора, систематизации и использования информации; ориентирования в выпускаемой специальной учебно-методической литературе по профилю подготовки и смежным вопросам, анализировать различные методические системы и формулировать собственные принципы и методы обучения (ПК-28);

способностью планировать учебный процесс, вести методическую работу, разрабатывать методические материалы, формировать у обучающихся художественные потребности и художественный вкус (ПК-29);

в области организационно-управленческой деятельности:

способностью к работе в коллективе — в целях совместного достижения высоких качественных результатов  деятельности, к планированию концертной деятельности творческого коллектива, к организации творческих мероприятий (фестивалей, конкурсов, авторских вечеров, юбилейных мероприятий), к сочетанию необходимого профессионализма в области культуры и искусства и нормативно-правовых и менеджерских знаний при осуществлении организационно-управленческой работы в творческих коллективах, учреждениях культуры и образования (ПК-30);

в области музыкально-просветительской деятельности:

способностью к показу своей исполнительской  (соло, в ансамбле, в спектакле, в хоре, с оркестром, хором) на различных сценических площадках (в образовательных организациях, клубах, дворцах и домах культуры); к компетентной организации и подготовке творческих проектов в области музыкального искусства, осуществлению связей со средствами массовой  информации, образовательными организациями и организациями культуры (филармониями, концертными организациями, агентствами), различными слоями населениями с целью пропаганды достижений музыкального искусства и культуры (ПК-31).

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

6.1. ООП бакалавриата предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):

гуманитарный, социальный и экономический цикл;

цикл истории и теории музыкального искусства;

профессиональный цикл;

и разделов:

физическая культура;

учебная практика;

итоговая государственная аттестация.

6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную, устанавливаемую образовательной организацией высшего профессионального образования. Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин, позволяет обучающимся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре.

6.3. Базовая (обязательная) часть цикла «Гуманитарный, социальный и экономический цикл» должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: «История», «Философия», «Иностранный язык».

Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

Таблица 2

Структура  ООП  бакалавриата

Код

УЦ

ООП

Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения Трудоемкость (зачетные

единицы)

Перечень дисциплин для разработки

примерных программ, а также учебников и учебных пособий

Коды

формируемых компетенций

Б.1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл 32-35
Базовая  часть

В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:

знать:

основные закономерности взаимодействия человека и общества, общества и культуры, исторического развития человечества, основные философские категории и проблемы человеческого бытия;

лексический минимум иностранного языка в объеме не менее 4000 учебных лексический единиц общего и терминологического характера, культуру и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета, основные особенности официально-делового, научного стиля, стиля художественной литературы;

основные эпохи мировых цивилизаций,  типы цивилизаций в древности, понятие «первобытное общество», его место в человеческой истории, эпоху античности, место средневековья во всемирно-историческом процессе, его хронологические рамки и периодизацию, западно- и восточно-европейские варианты средневекового исторического развития, историю нового времени, его хронологические рамки и периодизацию, европейскую цивилизацию и традиционные общества Америки, Азии и Африки; возникновение и развитие колониальной системы, место ХХ века во всемирно-историческом процессе, основные проблемы и процессы развития современной цивилизации;

стили современного русского литературного языка, языковую норму, ее роль в становлении и функционировании литературного языка, речевое взаимодействие, основные единицы общения, устную и письменную разновидности литературного языка, нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи, функциональные стили современного русского языка, взаимодействие функциональных стилей, научный стиль, специфику использования элементов различных языковых уровней в научной речи, речевые нормы учебной и научной сфер деятельности, официально-деловой стиль, сферу его функционирования,  жанровое разнообразие, языковые формулы официальных документов, приемы унификации языка служебных документов, интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи, язык и стиль распорядительных документов, язык и стиль коммерческой корреспонденции, язык и стиль инструктивно-методических документов, рекламу в деловой речи, правила оформления документов, речевой этикет в документе, жанровую дифференциацию и отбор языковых средств в публицистическом стиле, особенности устной публичной речи, основы ораторского искусства, основные виды аргументов, условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов, культуру речи, основные направления ее совершенствования;

уметь:

анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы; использовать полученные теоретические знания о человеке, обществе, культуре в учебной и профессиональной деятельности;

использовать различные формы, виды устной и письменной коммуникации на родном и иностранных языках в учебной и профессиональной деятельности; реализовывать выступление (выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи);

владеть:

технологиями приобретения, использования и обновления социогуманитарных знаний; навыками рефлексии, самооценки, самоконтроля;

различными способами вербальной и невербальной коммуникации; навыками грамотного письма, разговорной и письменной речи на иностранном языке;

навыками грамотного письма и публичного выступления на русском языке.

14-17 Философия

Иностранный язык

История

Русский язык и культура речи

ОК-1

ОК-3

ОК-7

ОК-8

ОК-9

ОК-11

ОК-12

ОК-13

Вариативная часть

(знания, умения, навыки определяются ООП образовательной организации высшего профессионального образования в соответствии с профилями подготовки)

18-21
Б.2 Цикл истории и теории музыкального искусства 59-62
Базовая  часть

В результате изучения дисциплин базовой части обучающийся должен:

знать:

основные исторические периоды развития музыкальной культуры, историю отечественной и зарубежной музыки, основные этапы эволюции художественных стилей, композиторское творчество в культурно-эстети-ческом и историческом контексте, жанры и стили оркестровой, инструментальной, вокальной музыки, направления и стили зарубежной и отечественной музыки ХХ-ХХI веков, техники композиторского письма ХХ-ХХI веков,  основные направления массовой музыкальной культуры ХХ-ХХI веков;

принципы музыкально-теоретического и исполнительского анализа, теоретические основы музыкального искусства: элементы музыкального языка;

основные этапы исторического развития гармонии, законы гармонии и полифонии, законы формообразования, теоретические основы и историю вокального искусства;

основные методы научного исследования музыкального произведения, проблем исполнительства и педагогики;

уметь:

применять теоретические знания при анализе музыкальных произведений или других феноменов музыкальной культуры, различать при анализе музыкального произведения общие и частные закономерности его построения и развития;

рассматривать музыкальное произведение в динамике исторического, художественного и социально-культурного процесса, выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального произведения, применять теоретические знания в процессе исполнительского анализа и поиска интерпретаторских решений;

выполнять сравнительный анализ различных редакций музыкального произведения;

самостоятельно гармонизовать мелодию;

анализировать музыкальную форму, анализировать на слух развернутые гармонические последовательности;

петь по цифровке, сольфеджировать сложные интонационные и ритмические мелодии, сольфеджировать с листа, сочинять фрагменты и целые пьесы на собственные или заданные музыкальные темы в курсе гармонии;

подбирать материал для исследования в области музыкального исполнительства и педагогики на базе архивных материалов, периодики, музыковедческой литературы, систематизировать его, составлять библиографические списки;

осуществлять подбор материала для выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы), выстраивать структуру выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы);

осуществлять компьютерный набор нотного текста в одной из современных программ;

владеть:

профессиональной лексикой; понятийно-категориальным аппаратом музыкальной науки;

навыками использования музыковедческой литературы в процессе обучения; методами и навыками критического анализа музыкальных произведений и событий;

развитой способностью к чувственно-художественному восприятию мира, к образному мышлению;

методами пропаганды музыкального искусства и культуры;

навыками гармонического анализа музыкальных произведений, навыками пения соло и с аккомпанементом.

39-42 История музыки (зарубежной, отечественной)

Музыка второй половины ХХ- начала ХХI веков

Сольфеджио

Теория музыки

Гармония

Музыкальная форма

История вокального искусства

Основы научных исследований

 

ОК-2

ОК-3

ОК-4

ОК-5

ОК-10

ОК-11

ПК-1

ПК-4

ПК-5

ПК-6

ПК-15

 

Вариативная часть

(знания, умения, навыки определяются ООП образовательной организации высшего профессионального образования в соответствии с профилями подготовки)

20-23
Б.3 Профессиональный цикл 117-121  
Базовая часть 50  
Общий модуль базовой части 29 Дисциплины общего модуля базовой части
В результате изучения дисциплин базовой части обучающийся должен:

знать:

основной репертуар для своего типа голоса, основные композиторские стили;

принципы исполнительства на фортепиано, репертуар для фортепиано, включающий произведения разных эпох, жанров и стилей;

основы методики выживания в экстремальных ситуациях, основы гражданской обороны, требования безопасности жизнедеятельности в учебном процессе;

историю развития музыкального образования, педагогики и психологии, основные направления, предмет, объект и методы психологии;

основные функции и структуру психики, соотношение сознания и бессознательного, основные психические процессы, структуру сознания, закономерности психического развития и особенности их проявления в учебном процессе в разные возрастные периоды;

психологию межличностных отношений в группах разного возраста;

способы психологического и педагогического изучения обучающихся;

сущность и структуру образовательного процесса, способы взаимодействия педагога с различными субъектами образовательного процесса;

объект, предмет, задачи, функции, методы музыкальной педагогики, основные категории музыкальной педагогики;

основные характеристики отечественных и зарубежных систем образования, суть различных школ и систем в преподавании музыкальных дисциплин, особенности их становления и развития;

цели, содержание, структуру образования;

образовательную, воспитательную и развивающую функции обучения, роль воспитания в педагогическом процессе;

общие формы организации учебной деятельности, методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом;

специфику музыкально-педагогической работы в группах разного возраста;

методическую литературу;

основы планирования учебного процесса в образовательных учреждениях Донецкой народной республики, учреждениях дополнительного образования детей, детских школах искусств и детских музыкальных школах;

основные принципы отечественной и зарубежной педагогики, различные методы и приемы преподавания, вокально-методическую литературу;

уметь:

самостоятельно анализировать художественные и технические особенности музыкальных произведений, осознавать и раскрывать его художественное содержание, создавать собственную интерпретацию музыкального произведения;

изучить и подготовить к концертному исполнению произведения разных стилей и жанров;

изучить и подготовить к концертному исполнению произведения разных стилей и жанров;

использовать фортепиано в работе над вокальным репертуаром, для ознакомления с музыкальной литературой, теоретического анализа музыкального произведения;

ориентироваться в основной научно-педагогической проблематике;

использовать методы психологической и педагогической диагностики для решения различных профессиональных задач;

ориентироваться в различных педагогических методах и подходах при обучении пению в различных возрастных группах и различных типах образовательных организаций;

создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную образовательную среду;

проводить с обучающимися разного возраста групповые и индивидуальные занятия по предметам согласно профилю подготовки, организовывать контроль их самостоятельной работы в соответствии с требованиями образовательного процесса;

развивать у обучающихся творческие способности, самостоятельность, инициативу, использовать наиболее эффективные методы, формы и средства обучения;

планировать учебный процесс, составлять учебные программы;

пользоваться справочной и методической литературой;

владеть:

основами правильного звукоизвлечения и голосоведения в пределах определенного диапазона и тесситуры;

методикой освоения интонационно-ритмических и художественно-исполнительских трудностей, заложенных в вокальном репертуаре;

вокальной техникой для освоения репертуара различных стилей и жанров; отчетливой дикцией при осознанном формировании согласных и гласных звуков; музыкальной формой;

навыками чтения с листа вокальных партий;

навыками публичного исполнения как отдельных вокальных сочинений, так и вокальных циклов;

игрой на фортепиано на уровне, достаточном для решения повседневных задач в творческо-исполнительской и педагогической деятельности;

методикой показа интонационно-ритмических и художественно-исполнительских трудностей, заложенных в вокально-педагогическом репертуаре;

навыками общения с обучающимися различного возраста, приемами психической саморегуляции, педагогическими технологиями, методикой преподавания профессиональных дисциплин в образовательных организациях Донецкой Народной Республики, организациях дополнительного образования, в том числе организациях дополнительного образования детей, навыками воспитательной работы с обучающимися.

Сольное пение

Фортепиано

Безопасность жизнедеятельности

Музыкальная педагогика и психология

Методика обучения вокалу

ОК-2

ОК-3

ОК-4

ОК-14

ПК-1- ПК-29

 

Профили подготовки
Б.3.1 «Академическое пение» 21 Дисциплины профильного модуля базовой части
В результате изучения дисциплин базовой части обучающийся должен:

знать:

обширный вокальный и камерный репертуар для своего типа голоса;

принципы работы над оперным репертуаром;

различные вокально-исполнительские стили, их характеристики;

основные черты национальных вокальных школ (итальянской, французской, немецкой, русской); основы сценического движения, различные танцевальные жанры;

уметь:

работать с дирижером и режиссером при постановке музыкального спектакля;

самостоятельно анализировать художественные и технические особенности вокальных произведений;

осознавать и раскрывать художественное содержание музыкального произведения;

прочитывать нотный текст во всех деталях и на основе этого создавать собственную интерпретацию музыкального произведения;

вести самостоятельную работу с концертмейстером;

органично соединять в сценическом движении музыкальный материал и пластику;

владеть:

основами правильного звукоизвлечения и голосоведения в пределах определенного диапазона, тесситуры, методикой освоения интонационно-ритмических и художественно-исполнительских трудностей, заложенных в вокальном репертуаре, основами певческого дыхания;

основами кантилены, отчетливой  дикцией при осознанном формировании согласных и гласных звуков, музыкальной формой, навыками чтения с листа вокальных партий, навыками публичного исполнения, как отдельных вокальных сочинений, так и вокальных циклов;

комплексом тренировочно-технологических и профессионально-прикладных навыков и умений, обеспечивающих точность, конкретность и выразительность пластики будущего актера, координацией сценического движения и вокала, чувством времени и пространства, навыками работы в историческом костюме;

разнообразными по характеру музыки и пластики танцевальными жанрами, необходимыми для участия в оперном спектакле.

 

Оперный класс

Камерное пение

Танец, сценическое движение

ПК-1

ПК-2

ПК-3

ПК-4

ПК-5

ПК-6

ПК-7

ПК-8

ПК-9

ПК-10

ПК-11

ПК-12

ПК-13

ПК-14

ПК-16

ПК-17

ПК-18

ПК-19

Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза в соответствии с профилями подготовки) 67-71
Б.4 Физическая культура 2 ОК-15
Б.5 Учебная и производственная практики (практические умения и навыки определяются вузом в соответствии с профилями ООП) 15 ОК-12

ПК-1-12

ПК-14

ПК-17

ПК-20-31

Б.6 Итоговая государственная аттестация 5
Общая трудоемкость основной образовательной программы 240

Трудоемкость циклов Б.1, Б.2, Б.3 и разделов Б.4, Б.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

7.1. Образовательные организации самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП бакалавриата, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

 Образовательные организации высшего профессионального образования обязаны ежегодно обновлять ООП с учетом развития искусства, науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

7.2. Прием на ООП подготовки бакалавров по направлению подготовки 53.03.03 Вокальное искусство осуществляется при условии владения абитуриентом объемами знаний и умений, соответствующих требованиям к выпускнику образовательных организаций среднего профессионального образования, реализующих ООП в области музыкального (инструментального, вокального и дирижерского) искусства.

Для обеспечения выполнения требований настоящего ГОС ВПО и рациональной организации учебного процесса  планирование приема абитуриентов по профилям подготовки должно согласовываться  с учредителем высшего учебного заведения.

Перечень вступительных испытаний творческой направленности формируется в соответствии с профилем ООП бакалавриата, должен согласовываться с учредителем и включать в себя дисциплины,  позволяющие определить уровень подготовленности абитуриента по вокальному исполнительству, а также в области теории и истории музыкального искусства.

7.3. При разработке ООП бакалавриата  должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельного характера). Образовательная организация высшего профессионального образования обязана сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.

Образовательная организация высшего профессионального образования обязана способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.

7.4. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (художественно-творческих занятий, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть  предусмотрены встречи с представителями местных и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций,  мастер-классы экспертов и специалистов.

Удельный вес занятий, проводимых  в интерактивных формах, определяется главной целью ООП бакалавриата, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, в учебном процессе в целом они должны составлять не менее 40 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп обучающихся не могут составлять более 50 процентов аудиторных занятий.

Аудиторные занятия по всем профилям подготовки проводятся  в форме групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий.

7.5. В учебной программе каждой дисциплины должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной связи с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП. Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее 2 зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более 3 зачетных дисциплин, должна выставляться оценка («отлично», «хорошо», «удовлетворительно»).

7.6. ООП бакалавриата должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее трети вариативной части суммарно пол циклам Б.1, Б.2, Б.3. Порядок формирования  дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет образовательной организации высшего профессионального образования.

7.7. Максимальный объем учебных занятий обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ООП бакалавриата и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающихся.

Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения.

7.8. Максимальный объем аудиторных занятий в неделю при освоении ООП бакалавриата в очной форме обучения составляет в среднем за период теоретического обучения 36 академических часов. В указанный объем не входят обязательные  аудиторные занятия по физической культуре.

7.9. Общий объем каникул в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее 2 недель в зимний период.

7.10. Раздел «Физическая культура» трудоемкостью 2 зачетные единицы реализуется: при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практических, в том числе игровых видов подготовки должен составлять не менее 360 часов.

7.11. Образовательная организация высшего профессионального образования обязана обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.

7.12. Образовательная организация высшего профессионального образования обязана ознакомить  обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранны обучающимися  дисциплины (модули, курсы) становятся для них обязательными.

7.13. ООП бакалавриата вуза должна включать практические занятия по следующим дисциплинам: иностранный язык, сольфеджио, теория музыки, гармония, музыкальная форма, фортепиано, учебная практика;

Профиль подготовки «Академическое пение»:

Сольное пение;

Оперный класс;

Камерное пение;

Танец, сценическое движение;

При реализации образовательной организацией высшего профессионального образования ООП бакалавриата по профилю подготовки «Академическое пение» для обеспечения дисциплины «Оперный класс» образовательная организация высшего профессионального образования должна обеспечивать практическую подготовку обучающихся на базе оперной студии, ее учебного творческого коллектива, сформированного из обучающихся по ООП по направлению подготовки 53.03.03 Вокальное искусство соответствующего профиля не менее не менее чем на 90 процентов.

При расчете штатов  образовательная организация высшего профессионального образования должна планировать: педагогические часы по дисциплинам «Оперный класс» — из расчета 200 процентов общего количества времени, предусмотренного учебным планом на аудиторные занятия, работу концертмейстеров по дисциплине «Сольное пение» — из расчета 125 процентов количества времени, предусмотренного учебным планом на аудиторные занятия, по дисциплинам «Камерное пение», «Вокальный ансамбль», «Оперный класс», «Танец, сценическое движение» из расчета 100 процентов количества времени, предусмотренного учебным планом на аудиторные занятия.

7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:

обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин по выбору, предусмотренных ООП,  выбирать конкретные дисциплины;

при формировании  своей индивидуальной образовательной  программы обучающиеся имеют право получить консультацию в образовательной организации высшего профессионального образования по выбору дисциплин и их влиянию на профиль подготовки;

обучающиеся при переводе из другой образовательной организации высшего профессионального образования при наличии соответствующих документов имеют право на перезачет освоенных ранее дисциплин на основании аттестации;

обучающиеся обязаны  выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.

7.15. Раздел ООП бакалавриата «Учебная и производственная практики» является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.

При реализации данной ООП предусматриваются  следующие виды учебной практики: учебная и производственная, которые могут включать в себя педагогическую и исполнительскую (сольную, ансамблевую, театрально-сценическую) практики.

Базами педагогической практики должны быть образовательные организации среднего профессионального образования, реализующие образовательные программы в области музыкального искусства, соответствующие профилю ООП бакалавриата (не менее 50 процентов аудиторного времени, отведенного на данный вид практики), базой практики могут быть структурные подразделения образовательной организации высшего профессионального образования.

Исполнительская практика проводится рассредоточено в течение всего периода обучения и представляет собой самостоятельную работу обучающегося.

Базами театрально-сценической практики могут быть организации культуры в соответствии с профилем подготовки бакалавров (театры, филармонии, концертные организации, творческие коллективы).

Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организации высшего профессионального образования по каждому виду практики.

Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская работа обучающегося. При разработке программы научно-исследовательской работы организация высшего профессионального образования должна предоставить возможность обучающимся:

активно использовать библиотечный фонд (включая электронные библиотеки) для изучения литературы и периодики по теме научной работы;

участвовать в научно-исследовательских семинарах и научных конференциях, научных школах по своей и смежной тематике;

выступать с докладами по результатам работы на научно-исследовательских семинарах, научных конференциях;

готовить материалы к публикациям в научных журналах и к докладам с использованием современного программного  обеспечения, средств визуализации;

использовать Интернет при анализе результатов и определения областей их применимости к реальным задачам практической направленности.

Аттестация по итогам практики осуществляется выпускающей кафедрой на основе отчета (защиты научно-исследовательской работы) практиканта, утвержденного руководителем практики.

7.16. Реализация ООП бакалавриата должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной, научно-методической и художественно-творческой деятельностью.

Доля преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной ООП, должна быть не менее 70 процентов, ученую степень доктора наук и (или) ученое звание профессора должны иметь не менее 10 процентов преподавателей.

Преподаватели профессионального цикла должны иметь базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. Не менее 70 процентов преподавателей профессионального цикла по каждому из реализуемых профилей подготовки должны иметь ученое звание, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины.

Не менее 20 процентов преподавателей, обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу по каждому из реализуемых профилей подготовки, должны иметь ученые степени,  соответствующие профилю преподаваемой дисциплины. К образовательному процессу в качестве преподавателей могут быть привлечены представители работодателя – действующие руководители и работники профильных организаций, предприятий, творческих коллективов, имеющих стаж практической работы по данному направлению на должностях руководителей и ведущих специалистов более 10 последних лет.

К преподавателям с учеными степенями и (или) учеными званиями приравниваются лица без ученых степеней и званий, имеющие в соответствующей профессиональной сфере государственные почетные звания Народный артист, Заслуженный деятель искусств, Заслуженный артист, лауреаты государственных премий  по профилю профессиональной деятельности.

7.17. ООП бакалавриата  должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам ООП. Содержание каждой из таких учебных дисциплин должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательной  организации.

Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Реализация ООП бакалавриата должна обеспечиваться доступом обучающегося к базам данных и библиотечным фондам (в том числе фондам научно-исследовательских организаций партнеров), формируемых по полному перечню дисциплин ООП. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети интернет.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями учебной и учебно-методической литературы. При этом должна быть обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем 25 процентов учащихся.

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданий преимущественно за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного,  социального и экономического цикла – за последние 5 лет), а также изданиями музыкальных произведений, партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых произведений в объеме, соответствующем требованиям ООП, аудиофондами, мультимедийными материалами согласно профилю подготовки.

Фонд дополнительной литературы, помимо учебной, должен включать официальные справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 50 обучающихся.

Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети интернет.

Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящего не менее чем из пяти наименований отечественных и не менее четырех наименований зарубежных журналов.

7.18. Организация высшего профессионального образования, реализующая ООП подготовки бакалавров, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом и соответствующим санитарным и противопожарным нормам.

Минимально необходимый для реализации ООП бакалавриата перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:

большой концертный зал (с концертным роялем, пультами), малый концертный зал (с концертным роялем, пультами), учебный театр со сценой, библиотеку, читальный зал, помещения, соответствующие профилю подготовки бакалавров, для работы со специализированными материалами (фонотека, видеотека, фильмотека, видеозал), учебные аудитории для групповых и индивидуальных занятий, учебные аудитории для занятий по предмету «Танец, сценическое движение» с зеркалами и роялем,  учебные аудитории для занятий по предмету «Оперный класс» и «Мастерство актера» со специализированным оборудованием и необходимым для постановки спектакля реквизитом.

Для проведения занятий по предмету «современные информационные технологии» организация высшего профессионального образования должна располагать специальной аудиторией, оборудованной персональными компьютерами, электронно-музыкальным оборудованием.

Организация высшего профессионального образования должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

Для проведения занятий по предмету «Фортепиано» организация высшего профессионального образования должна быть обеспечена роялями.

Организация высшего профессионального образования должна быть обеспечена условиями для содержания, обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.

Первый заместитель Министра образования и науки Донецкой Народной Республики
М.Н. Кушаков

[]

В данный документ изменений не вносилось.