watermark
Печать

Вид документа: Приказ

Наименование правотворческого органа: Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики

Дата документа: 20.04.2016

Номер документа: 440

Дата государственной регистрации: 13.05.2016

Регистрационный номер: 1254

Заголовок документа: Об утверждении Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 53.05.05 Музыковедение (квалификация «Музыковед», «Преподаватель»)

Действие документа: Действующий

Классификатор: 130.010.030 - Государственные образовательные стандарты. Образовательные программы. Образовательный процесс

Информация об опубликовании: Официальный сайт Донецкой Народной Республики dnr-online.ru, 10.06.2016

Дополнительные сведения:

Количество страниц:

watermark
НПА ДНР

Министерство образования и науки
Донецкой Народной Республики

 

Приказ

20.04.2016
№440
НПА ДНР
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 1254
от   «13» мая 2016  г.
Об утверждении Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 53.05.05 Музыковедение (квалификация «Музыковед», «Преподаватель»)

В соответствии с Положением о Министерстве образования и науки Донецкой Народной Республики, утверждённым Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 22.07.2015 года № 13-43, руководствуясь ст.6 (п.6, ч.1), ст.9 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании», принятым Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19.06.2015 года № 55-IНС, руководствуясь статьями 5, 37 Закона Донецкой Народной Республики «О нормативно-правовых актах»,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемый  Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 53.05.05 Музыковедение (квалификация  «Музыковед», «Преподаватель»).

2. Контроль за исполнением приказа возложить на Первого заместителя Министра Кушакова М.Н.

3. Настоящий приказ вступает в силу со дня официального опубликования.

Министр образования и науки
Л.П. Полякова
НПА ДНР
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 1254
от   «13» мая 2016  г.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ ПО  СПЕЦИАЛЬНОСТИ 53.05.05 МУЗЫКОВЕДЕНИЕ (КВАЛИФИКАЦИЯ  «МУЗЫКОВЕД», «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ»)

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящий государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ подготовки специалиста по направлению подготовки (специальности) 53.05.05 Музыковедение образовательными организациями высшего профессионального образования, имеющими государственную аккредитацию, на территории Донецкой Народной Республики.

1.2. Право на реализацию основных образовательных программ образовательная организация высшего профессионального образования имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным органом исполнительной власти.

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

ВПО – высшее профессиональное образование;

ООП – основная образовательная программа;

ОК – общекультурные компетенции;

ПК – профессиональные компетенции;

УЦ ООП – учебный цикл основной образовательной программы;

ГОС ВПО – государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.

III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ (СПЕЦИАЛЬНОСТИ)

Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных ООП (в зачетных единицах)* и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.

Таблица 1

Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация (степень) выпускников

Наименование ООП Квалификация

(степень)

Нормативный срок

освоения ООП (для

очной формы обучения), включая каникулы,

предоставляемые после прохождения итоговой государственной

аттестации

Трудоемкость

(в зачетных

единицах)

Код в

соответствии с принятой

классификацией ООП

Наименование
ООП подготовки специалиста специалист 5 лет 300**
*одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам
**трудоемкость ООП подготовки специалиста по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам

Сроки обучения по очно-заочной (вечерней) форме, а также в случае сочетания различных форм получения образования при реализации программ подготовки специалиста могут увеличиваться на один год, по сравнению со сроками обучения по очной форме на основании решения ученого совета образовательной организации ВПО.

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ

4.1. Область профессиональной деятельности специалистов включает:

научно-исследовательскую работу в научно-исследовательских институтах, образовательных организациях ВПО, музеях, библиотеках, архивах, музыкальных обществах, информационных центрах и агентствах;

преподавание всего комплекса музыкально-исторических и музыкально-теоретических дисциплин, а также смежных с музыкознанием специализаций в образовательных организациях дополнительного образования детей;

лекторскую, журналистскую, редакторскую и критическую деятельность в средствах массовой информации и организациях культуры (концертных организациях, агентствах, творческих союзах, издательствах и иных организациях);

культурно-просветительскую деятельность в области культуры и музыкального искусства;

творческую и организационную деятельность, менеджерскую деятельность в области музыкально-исполнительского и музыкально-театрального искусства, работу в органах управления культуры.

4.2. Объектом профессиональной деятельности специалистов являются: исторические процессы в развитии музыкальной культуры и искусства;

музыкально-исторические и музыкально-теоретические концепции;

социально-культурная среда;

авторы-создатели произведений искусства;

творческие коллективы;

исполнители;

музыкальные произведения в различных формах существования;

организации культуры (театры, библиотеки, музеи, архивы, издательства, редакции газет и журналов);

деятели различных организаций искусства и культуры;

средства массовой информации;

различные категории обучающихся по программам, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования;

образовательные организации среднего и высшего профессионального образования и организации дополнительного образования, в том числе дополнительного образования детей.

4.3. Специалист по направлению подготовки (специальности) 53.05.05 Музыковедение готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

научно-исследовательская;

культурно-просветительская, музыкально-журналистская и редакторская;

творческая;

педагогическая;

организационно-управленческая (менеджерская).

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится специалист, определяются образовательной организацией ВПО совместно с обучающимся, научно-педагогическими работниками образовательной организации ВПО и объединениями работодателей.

4.4. Специалист по направлению подготовки (специальности) 53.05.05 Музыковедение должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

в области научно-исследовательской деятельности:

выполнение работы, научных исследований (как в составе исследовательской группы, так и самостоятельно), осуществление авторской деятельности в коллективных сборниках и монографиях, исследование музыкально-исторических процессов профессиональной и народной музыки, разработки в области социологии музыки, исследование музыкально-теоретических концепций, изучение музыкальных произведений, руководство исследовательскими проектами, осуществление критической деятельности;

в области педагогической деятельности:

преподавание музыкально-исторических и музыкально-теоретических дисциплин;

подготовка учебно-методических комплексов по преподаваемым дисциплинам;

выполнение методической работы, осуществление контрольных мероприятий, направленных на оценку результатов художественно-педагогического процесса;

в области творческой деятельности:

овладение исполнительскими навыками в сфере изучаемых традиционных музыкальных культур разных регионов и эпох, реконструирование и практическое освоение малоизвестных исторических стилей;

художественное руководство различными творческими коллективами и составление концертных программ;

в области культурно-просветительской, музыкально-журналистской и редакторской деятельности:

организация работы, связанной с пропагандой достижений в области музыкального искусства и культуры (в том числе с использованием возможностей радио, телевидения, Интернета, периодических изданий); участие в проведении пресс-конференций и других акций; выступление с лекциями, комментариями в лекциях-концертах; осуществление консультаций при подготовке творческих проектов в области музыкального искусства и культуры; готовность к работе в разнообразных средствах массовой информации, информационно-рекламных службах, структурах связи с общественностью; осуществление редакционной работы в издательствах, в редакциях периодических изданий искусств, на радио и телевидении, а также в отделах культуры и искусства изданий общего профиля; организация и участие в издательской деятельности и организациях отрасли культуры и искусства, подготовка авторских материалов, предназначенных для публикации или выхода в эфир в соответствии с требованиями, принятыми в средствах массовой информации; осуществление критической деятельности в форме статей в периодических изданиях;

в области организационно-управленческой (менеджерской) деятельности:

осуществление функций специалиста, референта, консультанта, руководителя структурных подразделений в государственных органах управления культурой, в организациях сферы культуры и искусства (театры, филармонии, концертные организации), в творческих союзах и обществах; руководство подразделениями осуществляющими в организациях культуры и искусства связь со средствами массовой информации; работа с авторами разного профиля; рассмотрение авторских заявок и вынесение по ним заключений, подготовка авторских договоров, ведение их учета, контроль за выполнением договорных обязательств; участие в работе по организации творческих проектов (концертов, фестивалей, конкурсов, мастер-классов, юбилейных мероприятий).

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

5.1. Выпускник должен овладеть следующими общекультурными компетенциями (ОК):

способностью представить современную картину мира на основе целостной системы естественно-научных знаний, ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры (ОК-1);

способностью к анализу социально-значимых процессов и явлений, к участию в общественно-политической жизни (ОК-2);

способностью к осуществлению просветительской и воспитательной деятельности, владением методами пропаганды научных достижений (ОК-3);

демонстрацией активной гражданской позиции нацеленность на совершенствование современного общества на принципах гуманизма и демократии (ОК-4);

свободным владением литературной и деловой письменной и устной речью на русском и украинском языках, навыками публичной и научной речи; умением создавать и редактировать тексты профессионального назначения, владением одним из иностранных языков как средством делового общения (ОК-5);

способностью к социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, способностью проявлять уважение к историческому наследию и культурным традициям, толерантностью к другой культуре, способностью создавать в коллективе отношения сотрудничества, разрешать конфликтные ситуации (ОК-6);

владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, критическому осмыслению, систематизации, прогнозированию, постановке целей и выбору путей их достижения (ОК-7);

способностью самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для приобретения новых знаний и умений, в том числе в областях, непосредственно не связанных со сферой деятельности, для развития социальных и профессиональных компетенций (ОК-8);

способностью выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования (ОК-9);

способностью организовать свою жизнь в соответствии с социально значимыми представлениями о здоровом образе жизни, готовностью к достижению должностного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-10);

5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

общепрофессиональными:

способностью ориентироваться в базовых положениях экономической теории, применять их с учетом особенностей рыночной экономики, самостоятельно вести поиск работы на рынке труда, владеть методами экономической оценки научных исследований, интеллектуального труда (ПК-1);

способностью самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения с помощью информационных технологий, в том числе в областях непосредственно не связанных со сферой деятельности (ПК-2);

способностью к работе в многонациональном коллективе, в качестве руководителя формировать цели и команды, принимать решения в сложной ситуации, вести обучение и оказывать помощь сотрудникам (ПК-3);

способностью на научной основе организовать свой труд, самостоятельно оценить результаты своей деятельности; владением навыками самостоятельной работы, в том числе в сфере проведения научных исследований (ПК-4);

 демонстрацией понимания значимости своей будущей специальности, ответственно относится к своей трудовой деятельности (ПК-5);

способностью самостоятельно или в составе группы вести научный поиск, реализуя специальные средства и методы получения нового знания (ПК-6);

способностью понимать сущность и значение информации в жизни современного общества, соблюдать основные требования информационной безопасности (ПК-7);

владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ПК-8);

владеть основными методами защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ПК-9);

научно-исследовательская деятельность:

способностью осмыслить закономерности развития музыкального искусства и науки в историческом контексте и в связи с другими видами искусства; способностью учитывать особенности религиозных, философских, эстетических представлений конкретного исторического периода (ПК-10);

способностью собирать интерпретировать необходимые данные для формирования суждений по соответствующим научным проблемам (ПК-11);

способностью ориентироваться в специальной литературе как в сфере музыкального искусства и науки, выполнять научно-техническую работу, научные исследования как в составе исследовательской группы, так и самостоятельно; осуществлять авторскую  деятельность в коллективных сборниках и монографиях (ПК-12);

способностью участвовать в информационном маркетинге, осуществлять различные исследования в социально-культурной сфере, а также исследования в области музыкальной культуры, искусства и педагогики (ПК-13);

способностью руководить научно-исследовательской работай (как отдельными этапами, разделами, так и в целом), составлять научные тексты на иностранных языках (ПК-14);

способностью осуществлять исследования по изучению социально-культурной среды, в том числе зрительской (слушательской) аудитории (ПК-15);

в педагогической деятельности:

способностью преподавать дисциплины, связанные с историей и теорией музыкального искусства, культуры, и педагогики (ПК-16);

способностью планировать учебный процесс, вести научно-методическую работу, разрабатывать методические материалы, анализировать различные педагогические системы и методы, формулировать собственные педагогические принципы и методы обучения (ПК-17);

творческая деятельность:

способностью организовать работу, связанную с собиранием, исследованием и хранением образцов старинной музыки, музыкально-фольклорного творчества, проведений творческих акции (ПК-18);

способностью организовать консультации по музыкально-культурным и музыкально-историческим вопросам при создании, исполнении или постановке произведений музыкального и (или) музыкально-театрального искусства (ПК-19);

способностью осуществлять экспертную работу при формировании репертуаров театров, филармоний и средств массовой информации (ПК-20);

способностью принимать участие в работе творческих коллективов разного профиля (ПК-21);

культурно-просветительская, музыкально-журналистская и редакторская деятельность:

способностью осуществлять постоянную связь со средствами массовой информации с целью просветительства, популяризации и пропаганды достижений музыкальной культуры, готовить необходимые материалы о профессиональной деятельности творческих коллективов, авторов-создателей произведений искусства; участвовать в проведении пресс-конференций и других акций; организовать работу по пропаганде музыкального и музыкально-театрального искусства, в том числе с использованием возможностей радио, телевидения, Интернета (ПК-22);

способностью осуществлять консультации при подготовке творческих проектов в области музыкального искусства и культуры (репертуарные планы, программы фестивалей, творческих конкурсов) (ПК-23);

способностью разрабатывать темы лекций (лекций-концертов), выступать с лекциями, уметь комментировать исполняемые в лекциях (лекциях-концертах) произведения (ПК-24);

способностью освещать культурно-исторические события и факты в области музыкального искусства, науки и педагогики в газетах, журналах, информационных агентствах, на телевидении и радио, в сетевых средствах массовой информации, информационно-рекламных службах (ПК-25);

способностью анализировать и подвергать критическому разбору процесс исполнения музыкального произведения или постановки музыкально-театрального произведения, уметь проводить сравнительный анализ разных исполнительских интерпретаций (ПК-26);

способностью редактировать музыкальные программы на радио и телевидении, редактировать литературные тексты в области музыкального искусства, культуры и педагогики в издательствах, редакциях периодических изданий искусств, а также осуществлять редакторскую работу изданий общего профиля по разделам культуры и искусства; участвовать в издательской деятельности организаций культуры и искусства (ПК-27);

способностью осуществлять авторскую журналистско-критическую деятельность в форме статей, крупных обзоров, книг (разделов книг) (ПК-28);

способностью организовать издательскую деятельность в организациях культуры и искусства (ПК-29);

организационно-управленческая (менеджерская) деятельность:

способностью осуществлять работу, связанную с проведением творческих мероприятий (фестивалей, конкурсов, авторских вечеров, юбилейных мероприятий) (ПК-30);

способностью осуществлять функции специалиста, референта, консультанта, руководителя структурных подразделений в государственных органах управления культурой, в организациях сферы культуры и искусства, в творческих коллективах, союзах и обществах (ПК-31);

способностью проводить работу с авторами, выполняющими заказы организаций в области музыкально-исполнительского и музыкально-театрального искусства (ПК-32);

способностью осуществлять работу по рассмотрению авторских заявок и вынесению по ним заключения; работу по подготовке договоров, ведению их учета, контроля за исполнением договорных обязательств, привлекать для консультаций специалистов (ПК-33);

способностью выполнять управленческие функции в государственных (муниципальных) органах управления культурой, в организациях сферы культуры и искусства, в творческих союзах и обществах (ПК-34);

способностью разрабатывать перспективные и текущие планы деятельности организаций культуры и искусства (репертуарные планы, программы фестивалей, творческих конкурсов) (ПК-35);

способностью применять знания в области организации менеджмента искусства, планирования и финансового обеспечения музыкально-театральной и концертной деятельности (ПК-36);

выполнением руководящих функций в издательствах, периодических изданиях искусств, а также в отделах культуры и искусства изданий общего профиля (ПК-37).

VІ. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

6.1. ООП подготовки специалиста предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):

гуманитарный, социальный и экономический цикл;

общепрофессиональный;

профессиональный цикл;

и разделов:

физическая культура;

учебная и производственная практики, научно-исследовательская работа;

итоговая государственная аттестация.

6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную, устанавливаемую образовательной организацией ВПО. Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей) и дисциплин специализаций, позволяет обучающимся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) дальнейшего продолжения обучения по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре.

6.3. Базовая (обязательная) часть цикла «Гуманитарный, социальный и экономический цикл» должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: «История отечества», «Философия», «Иностранный язык».

Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплин «Безопасность жизнедеятельности».

Таблица 2

Структура ООП подготовки специалиста

Код

УЦ

ООП

Учебные циклы и проектируемые

результаты их освоения

Трудоемкость (зачетные

единицы)1

Перечень дисциплин для разработки

программ

(примерных), а так же учебников и учебных пособий

Коды

формируемых компетенций

С.1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл 35
Базовая часть

В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:

знать:

основные этапы развития государства и общества в становлении цивилизаций, историю ДНР в ее важнейших событиях;

сущность научных, художественных и религиозных представлений о мироздании;

социальную значимость своей будующей профессии, основные школы, учения и концепции в сфере гуманитарных и социально-экономических наук;

этические нормы, регулирующие человеческие отношения и жизнь общества;

формы и типы культур, основные культурно-исторические центры и регионы мира; культуру ДНР, ее место в системе мировой цивилизации;

цель, задачи, закономерности, принципы воспитания, образования и обучения в современной трактовке, формы, методы и средства образовательной деятельности; психолого-педагогические, физиологические и медико-гигиенические основы воспитания и обучения;

основы экокультуры;

основные категории эстетики, особенности исторического взаимодействия музыки и других видов искусства;

основы крупнейших религий мира;

этические нормы, регулирующие человеческие взаимоотношения;

уметь:

объяснить феномен культуры, ее роль в человеческой жизнедеятельности, способы приобретения, хранения и передачи социального опыта, базисных ценностей культуры;

оценивать достижения культуры на основе знания исторического контекста их создания;

анализировать основные культурно-политические события в ДНР и за рубежом;

грамотно использовать в работе профессиональную лексику, вести диалог с зарубежными коллегами на иностранном языке и читать иноязычные работы без словаря;

использовать знания, полученные в области гуманитарных наук, в своей музыкально-педагогической, просветительской и научной деятельности;

владеть:

культурой гуманитарного мышления, методами анализа своих профессиональных возможностей и путей повышения квалификации;

методологией профессии, элементами планирования профессиональной деятельности; основами ораторского лекторского искусства, культуры ведения научной дискуссии;

методами преломления в области музыковедения общей методологии истории, философии и психологии;

методами организационной деятельности

31 История

Философия

Эстетика

Иностранный язык

ОК-1

ОК-2

ОК-3

ОК-4

ОК-5

ОК-6

ОК-7

ОК-8

ОК-9

ПК-1

ПК-2

ПК-3

ПК-7

Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП образовательной организации ВПО) 4
С.2 Общепрофессиональный цикл 32
Базовая часть 29
В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:

знать:

основные этапы и направления в истории смежных искусств (театра, киноискусства), составные части культуры, в том числе художественной, общие закономерности художественного творчества и знаковой специфики разных искусств;

основы фортепианной техники;

мировые системы обучения сольфеджио;

строение современной музыкальной культуры (творчество композиторов и исполнителей, жанры театральные и концертные;

направления – художественная (классическая) музыка, массовая, «третье течение»), формы работы через средства массовой информации с различными слоями общества;

уметь:

объяснить феномен культуры, ее роль в человеческой жизнедеятельности, способы приобретения, хранения и передачи социального опыта, базисных ценностей культуры;

оценивать достижения культуры на основе знания исторического контекста;

художественно убедительно исполнять музыкальное произведение, свободно читать с листа, аккомпанировать солисту;

всесторонне развивать музыкальный слух;

писать критические статьи и журналистские репортажи, осуществлять связь со средствами массовой информации (периодическими изданиями, радио, телевидением, сетью Интернет);

владеть:

методологией анализа различных видов искусства;

профессиональными навыками игры на фортепиано;

навыками сольфеджирования с листа, в том числе в транспозиции, в различных ключах, с игрой на инструменте полифонического произведения;

стилем музыкального критика и журналиста, умением обращаться к массовой аудитории

История искусств Фортепиано

Сольфеджио

Музыкальная критика и журналистика

ОК-2

ОК-3

ОК-4

ОК-5

ОК-6

ОК-7

ПК-1

ПК-2

ПК-3

ПК-4

ПК-5

ПК-6

ПК-7

ПК-8

ПК-10

ПК-22

ПК-25

ПК-27

ПК-28

Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП образовательной организации ВПО) 3
С.3 Профессиональный цикл 198
Базовая часть 178
В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:

знать:

методологию музыкознания, методологические подходы к историческим и теоретическим исследованиям;

ведущую историографическую проблематику, закономерности музыкально-исторического процесса, его периодизацию;

научные труды, посвященные истории и теории музыки;

особенности речи как сферы общения, типы аудитории, основы современного публичного монолога (устного выступления): лекция, беседа, интервью;

основы редактирования литературного и музыкального текста;

классическую и современную гармонию;

старинную и современную полифонию;

особенности развития музыкальных жанров, историю и теорию музыкальных форм;

важнейшие проблемы теории современной композиции, основные художественные направления в музыке XX-XXI веков (зарубежной и отечественной);

проблематику научной теории музыки через освещение основных положений исторически наиболее важных теоретических систем;

особенности оркестрового письма различных эпох и национальных школ, правила записи оркестровых и хоровых партитур;

исторические этапы в развитии национальных музыкальных культур, художественно-стилевые и национально-стилевые направления в области музыкального искусства от древности до XXI века;

композиторское творчество в культурно-эстетическом и историческом контексте;

основные периоды и концепции в истории древнерусского певческого искусства;

этапы и тенденции исторического развития отечественной и зарубежной этномузыкологии, методы этномузыковедческого исследования, основы полевой работы;

особенности инструментария;

исторические этапы в развитии традиционных национальных культур народов России, СССР и Восточной Европы;

историческую периодизацию и жанровую систему народного музыкального творчества;

ведущие типы нотации (старинной и новейшей);

сферы и цели применения информатики, возможности компьютера для работы по специальности, основные базы данных, редакторы различной степени сложности;

основы современной педагогики и музыкальной психологии, назначение и роль музыковеда – преподавателя на современном этапе; принципы планирования учебного процесса, составления учебных планов, учебных программ, методических разработок, учебников и учебных пособий;

данные о чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, природного и техногенного характера, способы защиты и обеспечения населения в этих условиях;

уметь:

выбирать необходимые методы, исходя из задач конкретного исследования;

осуществлять музыкально-редакторские функции;

пользоваться справочной литературой;

излагать и критически осмысливать базовые представления по истории и теории музыкального искусства;

собирать, хранить и обрабатывать информацию, применяемую в сфере профессиональной деятельности;

сочинять фрагменты и целые пьесы на собственные или заданные музыкальные темы в курсе гармонии, полифонии и музыкальной формы;

анализировать музыкальные произведения различных исторических эпох, стилей, жанров в историко-эстетическом контакте;

различать при анализе музыкального произведения общие и частные закономерности его построения и развития; рассматривать музыкальное произведение в динамике исторического, художественного и социально-культурного процесса;

рассматривать современную композицию как явление исторического, художественного и социально-культурного процесса;

выделять главнейшие этапы развития музыкально-теоретических систем;

определять выразительные возможности различных типов оркестра, озвучивать партитуру (оркестровую, хоровую) на фортепиано;

проводить сравнительный анализ исторической литературы, объяснить закономерность смен научных исторических концепций;

излагать и критически осмысливать базовые представления по истории музыкальных культур народов мира;

обосновать жанровую, историко-стилевую и этнокультурную принадлежность явлений, работать в полевых условиях;

добиваться достоверности в воссоздании различных инструментальных, певческих стилей и традиций (восточной музыки, знаменного пения, русского народного музицирования);

осуществлять анализ, дешифровку и систематизацию образцов фольклорного творчества;

осуществлять запись образцов народного музыкального творчества, расшифровывать их, осуществлять описание и систематизацию;

осуществлять быстрый поиск любой информации на компьютере, набирать и форматировать текст;

осуществлять выбор программы деятельности, подбор художественного, информационно-библиографического и дидактического материла;

пользоваться международными специальными изданиями в сфере музыкального источниковедения, такими, как RISM (Международный каталог музыкальных первоисточников), RILM (Международный каталог литературы о музыке), RIPM (Международный каталог музыкальной периодики) и другими базами данных;

проектировать и планировать педагогическую деятельность, определять ведущие профессиональные задачи воспитания и обучения;

самостоятельно составлять планы учебных занятий, определять специфику педагогической работы в группах разного возрастного уровня;

использовать средства индивидуальной защиты, оказывать первую медицинскую помощь;

владеть:

методологией и навыками музыковедческой интерпретации различных музыкально-исторических источников;

принципами музыкально-литературного анализа музыкальных произведений и явлений в области музыкального искусства;

проблематикой и методологией избранного профиля музыковедения;

навыками музыкально-редакторской деятельности;

навыками описания и хранения информации, работы с каталогами и библиографическими изданиями;

методом конкретно-исторического рассмотрения исторических явлений и в связи с общенаучными, философскими и эстетическими представлениями эпохи;

профессиональным понятийным аппаратом в области истории и теории музыки, образным мышлением, способностью к художественному восприятию мира;

профессиональными навыками анализа музыкальных форм, профессиональной лексикой, грамотно использовать ее в своей деятельности при общении со слушательской аудиторией;

навыками эстетического анализа содержания музыкального произведения;

приемами аранжировки, переложения музыкального текста для различного исполнительского состава;

навыками по изучению, описанию и расшифровке старинных рукописей;

навыками расшифровки, анализа и систематизации музыкального материала;

комплексным анализом современной музыки (зарубежной, отечественной), включая собственно музыкально-теоретические проблемы и проблемы истории, хронологии, эстетики;

современными методами этномузыкологии, системным подходом к изучению традиций народной культуры, навыками расшифровки, систематизации этнографических материалов;

понятийным аппаратом в области истории традиционной музыки народов Донецкой Народной Республики, России, СССР и Восточной Европы;

основополагающими концепциями, знаменующими главные вехи в эволюции европейского музыкально-теоретического мышления;

технологией работы с компьютером, в том числе нотонаборным методом на конкретных нотаторах;

методикой ведения урока и проверки знаний;

умением адекватного поведения в чрезвычайных ситуациях

163 Музыковедческий модуль

Введение в специальность

Методология музыковедческого исследования

Специальный класс

Основы редактирования

Гармония

Полифония

Музыкальная форма

Теория современной композиции

Музыкально-теоретические системы

Инструментоведение

Чтение партитур

Инструментовка

История оркестровых стилей

История зарубежной музыки

История русской музыки

Народное творчество

Музыкальная информатика

ОК-1

ОК-2

ОК-3

ОК-4

ОК-5

ОК-6

ОК-7

ОК-8

ОК-9

ПК-1

ПК-2

ПК-3

ПК-4

ПК-5

ПК-6

ПК-7

ПК-8

ПК-9

ПК-10

ПК-11

ПК-12

ПК-13

ПК-14

ПК-15

ПК-16

ПК-17

ПК-18

ПК-19

ПК-20

ПК-21

ПК-23

ПК-26

ПК-29

ПК-31

13 Модуль педагогической подготовки

Музыкальная психология

Методика преподавания

Профессиональная и педагогическая подготовка

2 Безопасность жизнедеятельности
Вариативная часть (знания, умения, навыки, определяются ООП образовательной организации ВПО) 20
С.4 Учебная и производственная практики, научно-исследовательская работа (практические умения и навыки определяются ООП образовательной организации ВПО) 23 Педагогическая

Фольклорно-этнографическая

Лекторско-филармоническая

Музыкально-журналистская

Архивно-библиографическая

ОК-1

ОК-2

ОК-3

ОК-4

ОК-5

ОК-7

ПК-23

ПК-24

ПК-25

ПК-26

ПК-27

ПК-28

ПК-30

ПК-31

ПК-32

ПК-33

ПК-34

ПК-35

ПК-36

С.5 Физическая культура 2 ОК-9

ОК-10

С.6 Итоговая государственная аттестация 10
  Общая трудоемкость ООП 300
1Трудоемкость циклов С.1, С.2, С.3 и разделов С.4, С.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

7.1. Образовательные организации самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП подготовки специалиста, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Специализация ООП подготовки специалиста определяется образовательной организацией ВПО в соответствии со структурой ООП подготовки специалиста и примерной ООП ВПО.

Образовательные организации ВПО обязаны ежегодно обновлять ООП подготовки специалиста с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

7.2. При разработке ООП подготовки специалиста должны быть определены возможности образовательной организации ВПО в формировании общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Образовательная организация ВПО обязана сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.

Образовательная организация ВПО обязана способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.

7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями республиканских и зарубежных, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП подготовки специалиста, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 50 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп обучающихся не могут составлять более 40 процентов аудиторных занятий.

7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП подготовки специалиста.

Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц. По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более четырех зачетных единиц, должна выставляться оценка («отлично», «хорошо», «удовлетворительно»).

7.5. ООП подготовки специалиста должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам С.1, С.2 и С.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливается образовательной организацией ВПО.

7.6. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 54 академических часа.

7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очно-заочной (вечерней) форме не может составлять более 16 академических часов.

7.8. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в год при освоении основной образовательной программы в заочной форме обучения не может составлять более 200 академических часов.

7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

7.10. Раздел «Физическая культура» трудоемкостью две зачетные единицы реализуется: при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов.

7.11. Образовательная организация ВПО обязана обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.

7.12. Образовательная организация ВПО обязана ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными.

7.13. ООП подготовки специалистов образовательной организации ВПО должна включать практические занятия по следующим дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области специального класса, методологии музыкального исследования, гармонии, полифонии, музыкальной формы, истории зарубежной музыки, истории русской музыки, инструментовки, чтения партитур, музыкальной критики и журналистики, основ редактирования, народного творчества, музыкальной информатики, фортепиано, а так же практик педагогической, фольклорно-этнографической, лекторско-филармонической, архивно-библиографической, а так же по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.

7.14. Наряду с установленными законодательными и другими нормативными правовыми актами правами и обязанностями обучающиеся имеют следующие права и обязанности:

обучающиеся имеют право в пределах  объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);

при формировании своей индивидуальной образовательной программы обучающийся имеют право получить консультацию в образовательной организации ВПО по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущею специализацию ООП подготовки специалиста;

обучающиеся при переводе из другой образовательной организации ВПО при наличии соответствующих документов имеют право на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации;

обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП образовательной организации ВПО.

7.15. Прием на ООП подготовки специалиста осуществляется при условии владения абитуриентом объемом знаний и умений, соответствующих требованиям к выпускникам ООП среднего профессионального образования по специальностям в области музыкального искусства.

7.16. Практика является обязательным разделом основной образовательной программы подготовки специалистов. Она представляет собой форму организации образовательного процесса, непосредственно ориентированную на профессионально-практическую подготовку обучающихся. При реализации ООП подготовки специалиста по данному направлению подготовки предусматриваются учебная и производственная практики, которые могут включать следующие виды практик: педагогическую, фольклорно-этнографическую, лекторско-филармоническую, журналистскую, архивно-библиографическую.

Конкретные виды практик определяются ООП образовательной организации ВПО.

Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией ВПО по каждому виду практики.

Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях образовательной организации ВПО, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.

Особые условия реализации программ практик в ООП подготовки специалиста:

практики педагогическая, лекторско-филармоническая, музыкально-журналистская и архивно-библиографическая проводятся рассредоточено по всему периоду обучения; практика фольклорно-этнографическая – за пределами теоретического обучения.

Педагогическая практика проводится на базе, определяемой самой образовательной организацией ВПО (сектор практики, школа, училище); фольклорно-этнографическая – в полевых условиях (экспедициях), а также при кабинетах народного творчества; лекторско-филармоническая – при филармониях, концертных залах, клубах, дворцах и домах культуры; музыкально-журналистская – при редакциях газет, журналов, при информационных агентствах, в сетевых средствах массовой информации; архивно-библиографическая – в музеях, архивах, хранилищах, где содержатся актуальные для музыковедения материалы.

Аттестация по итогам практики проводится на основании оформленного в соответствии с установленными требованиями письменного отчета и отзыва руководителя практики от организации. По итогам аттестации выставляется оценка.

7.17. Научно-исследовательская работа является обязательным разделом ООП подготовки специалиста. Она направлена на комплексное формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ГОС ВПО. При разработке программы научно-исследовательской работы образовательная организация ВПО должна предоставить возможность обучающимся:

изучать специальную литературу, достижения отечественной и зарубежной науки по соответствующим дисциплинам;

осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научной информации по теме проводимой научной работы;

использовать новые методы при проведении научно-исследовательской работы и давать их описание;

составлять отчеты по теме проведенной работы;

выступать с докладами на внутриобразовательной организации ВПО конференции.

В процессе выполнения научно-исследовательской работы и оценки ее результатов должно проводиться широкое обсуждение ее результатов в учебных структурах образовательной организации ВПО с привлечением работодателей, позволяющее оценить уровень компетенций, сформированных у обучающихся. Необходимо также дать оценку компетенций, связанных с формированием профессионального мировоззрения и определенного уровня культуры.

7.18. Реализация ООП подготовки специалиста должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью.

Доля преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной основной образовательной программе, должна быть не менее 65 процентов, ученую степень доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и (или) ученое звание профессора должны иметь не менее 10 процентов преподавателей.

К преподавателям с учеными степенями и (или) учеными званиями приравниваются лица без ученых степеней и званий, имеющие государственные почетные звания, лауреаты международных и государственных конкурсов, лауреаты государственных премий в соответствующей профессиональной сфере.

Не менее 70 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны иметь ученые степени и ученые звания, при этом ученые степени доктора наук или ученое звание профессора, должны иметь не менее 11 процентов преподавателей.

К образовательному процессу должно быть привлечено не менее 10 процентов преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и организаций.

До 20 процентов от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание может быть заменено преподавателями, имеющими стаж практической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов более 10 последних лет.

Общее руководство содержанием теоретической и практической подготовки по специализации должно осуществляться штатным научно-педагогическим работником образовательной организации ВПО, имеющим ученую степень доктора или кандидата наук и (или) ученое звание профессора или доцента, стаж работы в образовательных организациях высшего профессионального образования не менее трех лет. К общему руководству содержанием теоретической и практической подготовки по специализации может быть привлечен высококвалифицированный специалист в соответствующей сфере профессиональной деятельности.

7.19. ООП подготовки специалиста должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательной организации.

Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями учебной и учебно-методической литературы.

При этом должна быть обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем для 25 процентов обучающихся.

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла – за последние пять лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.

Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете одного-двух экземпляров на каждые 100 обучающихся.

Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.

Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными странами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Донецкой Народной Республики об интеллектуальной собственности и международных договоров Донецкой Народной Республики в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочникам и поисковым системам.

7.20. Образовательная организация ВПО, реализующая ООП подготовки специалистов, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической, и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебном планом образовательной организации ВПО и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.

Минимально необходимый для реализации ООП подготовки специалистов перечень материально-технического обеспечения включает в себя: библиотеку, читальный зал, лингафонный кабинет, фонотеку, видеотеку, необходимую аппаратуру для прослушивания аудиозаписей и просмотра видеоматериалов, лабораторию (кабинет) народной музыки. Для проведения занятий по информатике необходимо специальное помещение, оборудованное персональными компьютерами и клавиатурами, соответствующими программному обеспечению. Для проведения занятий по фортепиано учебное заведение должно быть обеспечено роялями. Для проведения занятий в области журналистской деятельности, а также в сфере фольклорной практики необходимо обеспечение диктофонами (не менее одной единицы на двух обучающихся), магнитофонами и видеомагнитофонами, техникой для видеосъемки (не менее одной единицы каждого вида на учебную группу). Необходимо наличие издательской базы, лаборатории аудио- и видеозаписи. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к крупнейшим отечественным библиотечным фондам и архивам, соответствующим профилю ООП специалиста, а также возможность обмена информацией с отечественными и зарубежными учебными заведениями, научно-исследовательскими организациями культуры и искусства.

При использовании электронных изданий образовательная организация ВПО должна иметь не менее 2 компьютеров с выходом в сеть Интернет на 100 обучающихся очной формы обучения.

Образовательная организация ВПО должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

Первый заместитель Министра образования и науки Донецкой Народной Республики
М.Н. Кушаков

Для данного документа приложений нет.

В данный документ изменений не вносилось.