watermark
Печать

Вид документа: Приказ

Наименование правотворческого органа: Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики

Дата документа: 20.04.2016

Номер документа: 441

Дата государственной регистрации: 23.05.2016

Регистрационный номер: 1312

Заголовок документа: Об утверждении Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 53.05.06 Композиция (квалификация «Композитор», «Преподаватель»)

Действие документа: Действующий

Классификатор: 130.010.030 - Государственные образовательные стандарты. Образовательные программы. Образовательный процесс

Информация об опубликовании: Официальный сайт Донецкой Народной Республики dnr-online.ru, 16.06.2016

Дополнительные сведения:

Количество страниц:

watermark
НПА ДНР

Министерство образования и науки
Донецкой Народной Республики

 

Приказ

20.04.2016
№441
НПА ДНР
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 1312
от   «23» мая 2016  г.
Об утверждении Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 53.05.06 Композиция (квалификация «Композитор», «Преподаватель»)

В соответствии с подпунктом 12.56 пункта 12 раздела II Положения о Министерстве образования и науки Донецкой Народной Республики, утверждённого Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 22.07.2015 года № 13-43, руководствуясь п.6 ч.1 ст.6, ст.9 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании», принятым Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19.06.2015 года № 55-IНС, руководствуясь статьями 5, 37 Закона Донецкой Народной Республики «О нормативных правовых актах»,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемый Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 53.05.06 Композиция (квалификация «Композитор», «Преподаватель»).

2. Контроль за исполнением приказа возложить на Первого заместителя Министра Кушакова М.Н.

3. Настоящий приказ вступает в силу со дня официального опубликования.

Министр образования и науки
Л.П. Полякова
НПА ДНР
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 1312
от   «23» мая 2016  г.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 53.05.06 КОМПОЗИЦИЯ (КВАЛИФИКАЦИЯ «КОМПОЗИТОР», «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ»)

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящий государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ подготовки специалиста по направлению подготовки (специальности) 53.05.06 Композиция образовательными организациями высшего профессионального образования, имеющими государственную аккредитацию, на территории Донецкой Народной Республики.

1.2. Право на реализацию основных образовательных программ образовательная организация высшего профессионального образования имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной органом исполнительной власти.

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

ВПО – высшее профессиональное образование;

ООП – основная образовательная программа;

ОК – общекультурные компетенции;

ПК – профессиональные компетенции;

УЦ ООП – учебный цикл основной образовательной программы;

ГОС ВПО – государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.

III. ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Нормативный срок, общая трудоемкость освоения ООП (в зачетных единицах)* и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.

Таблица 1

Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация (степень) выпускников

Наименование ООП Квалификация

(степень)

Нормативный срок освоения ООП

(для очной формы

обучения), включая каникулы,

предоставляемые

после прохождения итоговой

государственной

аттестации

Трудоемкость

(в зачетных

единицах)

Код в

соответствии с принятой

классификацией ООП

Наименование
ООП специалиста специалист 5 лет 300**
*одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам
**трудоемкость ООП подготовки специалиста по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам

Сроки обучения по очно-заочной (вечерней) форме, а также в случае сочетания различных форм получения образования при реализации программ подготовки специалиста могут увеличиваться на один год, по сравнению со сроками обучения по очной форме на основании решения ученого совета образовательной организации высшего профессионального образования.

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ

4.1. Область профессиональной деятельности специалистов включает:

профессиональную деятельность по созданию и обработке музыкальных произведений в различных формах, стилях и жанрах (сочинение музыки);

применение на практике своих знаний и умений в качестве преподавателя композиции и музыкально-теоретических дисциплин, умений в качестве преподавателя вокала.

4.2. Объектом профессиональной деятельности специалистов являются:

музыкальное произведение в различных формах его существования;

музыкальные инструменты;

творческие коллективы,

слушательская и зрительская аудитория концертных залов, организаций культуры, средства массовой информации;

различные категории обучающихся по программам среднего, высшего и дополнительного профессионального образования;

образовательные организации среднего и высшего профессионального образования и организации дополнительного образования, в том числе дополнительного образования детей, реализующие образовательные программы в области музыкального искусства;

технические средства записи и обработки звука.

4.3. Специалист по специальности 53.05.06 Композиция готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

художественно-творческая деятельность;

педагогическая деятельность (в организациях среднего и высшего профессионального образования и в организациях дополнительного образования, в том числе дополнительного образования детей).

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится специалист, определяются образовательной организацией высшего профессионального образования совместно с обучающимся, научно-педагогическими работниками образовательной организации ВПО и объединениями работодателей.

4.4. Специалист по специальности 53.05.06 Композиция должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

создание музыкальных произведений (сочинение);

создание аранжировок и переложений музыкальных произведений;

иллюстрирование собственных произведений (на фортепиано или  другом инструменте или с использованием музыкально-компьютерных технологий).

в области педагогической деятельности:

обучение искусству композиции (сочинению музыки);

развитие у обучающихся самостоятельности в работе над сочинением музыкальных произведений;

выполнение методической работы, осуществление контрольных мероприятий, направленных на оценку результатов художественно-педагогического процесса.

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

5.1. Выпускник должен овладеть следующими общекультурными компетенциями (ОК):

способностью представить современную картину мира на основе целостной системы гуманитарных знаний, ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры (ОК-1);

 способностью к анализу социально-значимых процессов и явлений, к ответственному участию в общественно-политической жизни (ОК-2);

способностью демонстрировать гражданскую позицию, интегрированность в современное общество, нацеленность на его совершенствование на принципах гуманизма и демократии (ОК-3);

способностью к социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, демонстрируя уважение к историческому наследию и культурным традициям, толерантность к другой культуре (ОК-4);

владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, критическому осмыслению, систематизации информации, прогнозированию, постановке целей и выбору путей их достижения (ОК-5);

способностью самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для приобретения новых знаний и умений, в том числе в новых областях, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-6);

готовность уважительно и бережно относится к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-7);

способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-8);

способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-9);

способностью выстраивать и реализовывать тактику и стратегию своего интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования (ОК-10);

способностью проявлять развитые коммуникативные и адаптивные личностные качества, работать и взаимодействовать с другими людьми в различных творческих ситуациях (ОК-11);

способностью владеть родным языком и иностранным языком (не менее одного) на уровне, позволяющем вести профессиональную беседу, читать и переводить специальную литературу, составлять аннотации, вести переписку (ОК-12);

владением средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готов к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-13);

5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

общепрофессиональными:

способностью к осмыслению развития музыкального искусства в историческом контексте с другими видами искусства и литературы, с религиозными, философскими, эстетическими идеями конкретного исторического периода (ПК-1);

способностью ориентироваться в специальной литературе как по профилю подготовки, так в смежных областях искусства (ПК-2);

готовностью к работе с научной и музыковедческой литературой, использованию профессиональных понятий и терминологии (ПК-3);

способностью распознавать и идентифицировать на слух существенные компоненты музыкального языка, такие как интервалы, ритм, тональность, размер, аккорды, тембр, фактура, инструментовка и записывать их должным образом, в том числе в случаях, когда объект распознания чрезвычайно сложен, либо является неполным или необычным (ПК-4)

способностью запоминать музыкальный материал и читать или воспроизводить музыкальные отрывки, которые были записаны и закодированы в какой-либо форме с использованием широкого спектра видов нотации и звуковых ресурсов (ПК-5);

способностью распознавать и анализировать музыкальную форму на слух или по нотному тексту (ПК-6);

владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ПК-7);

способностью самостоятельно приобретать и обрабатывать новые знания с использованием современных информационных технологий и интерпретировать полученные данные для формирования суждений по социальным, научным и этическим проблемам (ПК-8);

способностью постигать музыкальное произведение внутренним слухом и воплощать услышанное в звуке, нотном тексте, жесте, ритме, динамике, фразировке (ПК-9);

владением основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ПК-10);

в художественно-творческой деятельности:

способностью создавать музыкальные произведения в различных стилях, жанрах и формах на основе собственной манеры письма:

в инструментальной музыке от миниатюры для инструмента соло, включая народные инструменты до крупномасштабной симфонии, поэмы, концерта;

в вокальной музыке – от романса, песни до развернутого цикла (в сопровождении фортепиано, камерного ансамбля, оркестра), концерта для голоса с оркестром;

в хоровой музыке – от хора без сопровождения до кантаты для солистов, хора и симфонического (народного, духового) оркестра, оратории;

в жанре музыкально-сценических произведений (опера, балет, оперетта, мюзикл, произведение синтетических жанров);

в музыке к кино- и телефильмам;

в области электроакустической музыки (мультимедиа – композиции, Таре Music (музыка для пленки), интерактивные композиции) (ПК-11);

владением навыками сочинения с использованием современных технических средств (синтезаторов, секвенсоров и иной аппаратуры) (ПК-12);

свободным владением записью собственных сочинений (нотацией) (ПК-13);

способностью работать независимо и увлеченно критически оценивая результаты собственной деятельности (ПК-14);

способностью представлять результаты своей деятельности в доступной форме, понятной, для опытной и неопытной аудитории, демонстрируя уверенность, свободу и легкость обращения с материалом, способствующие беспрепятственному донесению художественной информации до создания реципиентов (ПК-15);

способностью создавать аранжировки и переложения для различных составов ансамблей и оркестров (ПК-16);

способностью создавать свою концепцию музыкального произведения выстраивать его форму и музыкальную драматургию (ПК-17);

способностью находить нестандартные художественные решения, импровизировать в процессе звуковой реализации музыкального произведения, исполнительском процессе (ПК-18);

в педагогической деятельности:

способность демонстрировать понимание целей, задач педагогического процесса и основных принципов музыкальной педагогики (ПК-19);

владениями навыками преподавания композиции и специальных музыкально-теоретических дисциплин (ПК-20);

способностью планировать педагогическую деятельность, ставить цели и задачи воспитания и обучения с учетом возрастных, индивидуальных особенностей обучающихся (ПК-21);

демонстрированием высокой степени интеллекта и способность увлечь учеников процессом сочинения музыки (ПК-22);

владением знаниями в области методики и музыкальной педагогики, о процессе обучения музыке, наличием представления о развитии теоретической мысли в этой области наряду со способностью критически оценивать и осмысливать собственною педагогическую деятельность (ПК-23).

VІ. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

6.1. ООП подготовки специалиста предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):

гуманитарный, социальный и экономический цикл;

общепрофессиональный;

профессиональный цикл;

и разделов:

физическая культура;

учебная и производственная практики, научно-исследовательская работа;

итоговая государственная аттестация.

6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную, устанавливаемую образовательной организацией ВПО. Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей) и дисциплин специализаций позволяет обучающимся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) дальнейшего продолжения обучения по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре.

6.3. Базовая (обязательная) часть цикла «Гуманитарный, социальный и экономический цикл» должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: «История отечества», «Философия», «Иностранный язык».

Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

Таблица 2

Структура ООП подготовки специалиста

Код

УЦ

ООП

Учебные циклы и проектируемые

результаты их освоения

Трудоемкость

(зачетные

единицы)1

Перечень дисциплин для разработки

программ

(примерных), а так же учебников и учебных пособий

Коды

формируемых компетенций

С.1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл 35  

 

Базовая часть

В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:

знать:

основные этапы становления и развития общественной формации, государства, в разные исторические эпохи;

этапы исторического развития отечества и роль его в истории человечества и в современном мире;

формы и типы культур, основные культурно-исторические центры и регионы мира, знать историю культуры отечества, ее место в системе мировой культуры и цивилизации;

становление философии, основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития, структура философского знания, место и роль философии в культуре;

уметь:

выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому;

вести на иностранном языке беседу-диалог общего характера и по специальности, соблюдая правила речевого этикета, читать литературу на иностранном языке с целью поиска информации, переводить тексты по специальности со словарем;

владеть:

лексическим минимумом одного из иностранных языков (1200-2000 лексических единиц) и грамматическим минимумом, включающим грамматические структуры, необходимые для овладения устными и письменными формами общения

31 История

Философия

Эстетика

Иностранный язык

 

ОК-1

ОК-2

ОК-3

ОК-4

ОК-5

ОК-6

ОК-7

ОК-8

ОК-9

ОК-10

ОК-11

ОК-12

ОК-13

Вариативная часть

(знания, умения, навыки определяются ООП образовательной организации ВПО)

4
С.2 Общепрофессиональный цикл 60
Базовая часть

В результате изучения дисциплин базовой части цикла обучающийся должен:

знать:

историю отечественной и зарубежной музыки, важнейшие композиторские техники в музыке XX века основные этапы эволюции художественных стилей, композиторское творчество в культурно-эстетическом и историческом контексте, историю хоровой отечественной и зарубежной музыки, основные стили и жанры хоровой музыки; жанры и стили оркестровой музыки; направления и стили зарубежной и отечественной музыки с XVIII-XXI веков, техники композиторского письма, XX-XXI веков, творчество зарубежных и отечественных композиторов XX-XXI веков;

основные направления массовой музыкальной культуры XX-XXI веков, историю эстрадной и джазовой музыки;

панораму музыки разных направлений: электронную музыку, полистилистику, сонорику, минимализм, неоромантизм;

музыкальную литературу во всех жанрах, включая выдающиеся произведения оперно-симфонической, вокальной и хоровой инструментальной музыки, особенно в области избранной специализации;

принципы музыкально-теоретического и исполнительского анализа;

этапы исторического развития гармонии;

законы гармонии и полифонии, законы формообразования;

историю и теорию полифонии, строение полифонических форм;

музыкальную психологию;

уметь:

самостоятельно гармонизовать мелодию;

анализировать музыкальную форму, анализировать на слух развернутые гармонические последовательности;

петь по цифровке, сольфеджировать сложные интонационные и ритмические мелодии, сольфеджировать с листа, сочинять фрагменты и целые пьесы на собственные или заданные музыкальные темы в курсе гармонии и полифонии;

давать психологическую характеристику личности (ее темперамента, способности), интерпретацию собственного психологического состояния;

аккомпанировать, свободно читать с листа;

использовать фортепиано для исполнения собственных сочинений и ознакомления с музыкальной литературой и теоретического анализа музыкального произведения;

владеть:

навыками гармонического анализа, навыками целостного и детального слухового анализа многоголосной музыки, гомофонно-гармонического и полифонического склада;

навыками определения на слух конкретных гармонических структур, воспроизведения по памяти гармонических последовательностей, точного и осмысленного интонирования мелодии любого стиля, теоретического и исполнительского анализа музыкального произведения, педагогического анализа музыкальной литературы;

использование музыковедческой литературы;

всесторонне развитым музыкальным слухом;

представлением о комплексе средств музыкальной выразительности в их взаимосвязи: мелодика, гармония, фактура, голосоведение, развитое ладогармоническое мышление;

практическими навыками  озвучивания партитуры на фортепиано игровым аппаратом и основными навыками игры на фортепиано;

навыками создания музыки для современных сценических постановок; представлением о фольклоре как особом пласте культуры, его синкретической природе и устной форме бытования, о жанрово-стилевой системе фольклора.

55 История искусств

История музыки

История современной музыки

Массовая музыкальная культура

Современный музыкальный театр

Фортепиано

Народное музыкальное творчество

ПК-1

ПК-2

ПК-3

 

Вариативная часть

(знание, умения, навыки определяются ООП образовательной организации ВПО)

5
С.3 Профессиональный цикл 185
Базовая часть

В результате изучения дисциплины базовой части цикла обучающийся должен:

167
Модуль профессиональной подготовки:

знать:

основные композиторские стили, традиции русской композиторской школы и лучшие достижения мирового музыкального творчества;

тембровые качества и технологические возможности музыкальных инструментов, с целью осознанного использования их в собственном композиторском творчестве;

основы исполнительской техники на струнных, духовых и ударно-колористических инструментах; штрихи, аппликатуру, особые приемы звукоизвлечения;

особенности оркестрового письма композиторов различных эпох с учетом тенденции развития музыкального языка;

особенности национальных школ, индивидуального авторского почерка; различные виды партитурной нотации, включая новейшие (музыкальная графика и др.);

правила записи партитуры;

основные прототипы современных музыкальных инструментов, а также основные инструменты прошлых эпох;

основные развернутые концепции, касающиеся музыкально-теоретических систем отечественного и зарубежного музыкознания;

основные категории хороведения (составы хоров, строй, ансамбль, дыхание, фразировка);

правила охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности;

основы архитектурной и музыкальной акустики;

уметь:

воспринимать, слышать и анализировать явления действительности;

порождать свои собственные образы и идеи воплощать их в различных музыкальных формах, жанрах и стилях, осваивая различные области композиторского творчества:

инструментальной, вокальной, оркестровой, хоровой, электронной музыки, музыки для кино и театра;

инструментовать собственные сочинения для различного состава оркестров и делать хоровые аранжировки;

создавать компьютерную музыкальную композицию с использованием всех основных средств цифровых аудио технологий;

отражать фольклор в профессиональном композиторском творчестве;

владеть:

собственной стилевой манерой письма в процессе воплощения творческого задания;

компьютерной аранжировкой  вокальных и инструментальных произведений с использованием технологий MIDI, звукового синтеза, сэмплирования;

программно-аппаратными средствами создания и обработки компьютерной музыки;

навыками проектирования искусственной  акустики с использованием электронных программных средств

157 Сочинение

Сольфеджио

Гармония

Полифония

Анализ музыкальной формы

Инструментоведение

Чтение партитур

Инструментовка

История оркестровых стилей

Основы хорового письма

Музыкально-теоретические системы

Электронная и компьютерная музыка

Музыкальная информатика

Основы дирижирования

Безопасность жизнедеятельности

ПК-4

ПК-5

ПК-6

ПК-7

ПК-8

ПК-9

ПК-10

ПК-11

ПК-12

ПК-13

ПК-14

ПК-16

ПК-17

ПК-18

Модуль педагогической подготовки:

знать:

основы планирования учебного процесса;

особенности оркестрового письма композиторов различных эпох с учетом тенденции развития музыкального языка, особенности национальных школ, индивидуального авторского почерка; различные виды партитурной нотации, включая новейшие (музыкальная графика);

правила записи партитуры;

специфику педагогической работы в группах разного возрастного уровня, специальную литературу;

владеть:

методикой проведения урока, методами психологического и художественного воздействие на ученика, приемами развития образного воображения и ассоциативного мышления учащегося;

навыками проведения групповых занятий по музыкально-теоретическим дисциплинам, различными методами развития слуха, памяти, методами использования гармонических последовательностей и секвенций, последовательностей интервалов музыкальных диктантов как способов развития музыкального слуха и памяти;

навыками работы над рефератами и учебно-методическими пособиями

10 Методика преподавания композиции

Методика преподавания  музыкально-теоретических дисциплин

Современные композиторские и исполнительские техники

Музыкальная психология

Профессиональная и педагогическая подготовка

ПК-19

ПК-20

ПК-21

ПК-22

ПК-23

Вариативная часть

(знание, умения, навыки определяются ООП образовательной организации ВПО)

18
С.4 Физическая культура 2 ОК-13
С.5 Учебная и производственная практики, научно-исследовательская работа (практические умения и навыки определяются ООП образовательной организации ВПО) 8 Педагогическая

Производственная

ПК-22

ПК-23

ПК-11

ПК-14

ПК-16

ПК-17

С.6 Итоговая государственная аттестация 10
Общая трудоемкость основной образовательной программы 300
1Трудоемкость циклов С.1, С.2, С.3 и разделов С.4, С.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

7.1. Образовательные организации самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП подготовки специалиста, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Специализация ООП подготовки специалиста определяется образовательной организацией ВПО в соответствии со структурой ООП подготовки специалиста и примерной ООП ВПО.

Образовательные организации ВПО обязаны ежегодно обновлять ООП подготовки специалиста с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

7.2. При разработке ООП подготовки специалиста должны быть определены возможности образовательной организации ВПО в формировании общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Образовательная организация ВПО обязана сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.

Образовательная организация ВПО обязана способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.

7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями республиканских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы специалистов.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП подготовки специалиста, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 30 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп обучающихся не могут составлять более 40 процентов аудиторных занятий.

7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП подготовки специалиста.

Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц. По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более четырех зачетных единиц, должна выставляться оценка («отлично», «хорошо», «удовлетворительно»).

7.5. ООП подготовки специалиста должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам С.1, С.2 и С.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливается образовательной организацией ВПО.

7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых образовательной организацией ВПО дополнительно к ООП подготовки специалиста и необязательными для изучения обучающимися.

 Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения.

7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 36 академических часов.

В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.

7.8. В случае реализации ООП подготовки специалиста в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положениям об образовательной организации ВПО.

7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

7.10. Раздел «Физическая культура» трудоемкостью две зачетные единицы реализуется: при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объеме практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов.

7.11. Образовательная организация ВПО обязана обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.

7.12. Образовательная организация ВПО обязана ознакомить  обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными.

7.13. ООП подготовки специалистов образовательной организации ВПО должна включать лабораторные практикумы и практические занятия по следующим дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области профессиональной деятельности: сольфеджио, гармония, полифония, анализ музыкальных форм, фортепиано, музыкальная информатика, сочинение, чтение партитур, инструментовка, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.

7.14. Наряду с установленными законодательными и другими нормативными правовыми актами правами и обязанностями обучающиеся имеют следующие права и обязанности:

обучающиеся имеют  право  в пределах  объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);

при формировании своей индивидуальной образовательной программы обучающийся имеют право получить консультацию в образовательной организации ВПО по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущею специализацию ООП подготовки специалиста;

обучающиеся при переводе из другой образовательной организации ВПО при наличии соответствующих документов имеют право на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации;

обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП образовательной организации ВПО.

7.15. Прием на ООП подготовки специалиста осуществляется при условии владения абитуриентом объемом знаний и умений, соответствующих требованиям к выпускникам ООП среднего профессионального образования по специальностям в области музыкального искусства.

7.16. При реализации ООП подготовки специалистов образовательная организация ВПО должна предусмотреть наличие творческого исполнительского коллектива для осуществления звукозаписей или концертного выступления при демонстрации собственных сочинений обучающихся по данной ООП.

7.17. Практика является обязательным разделом основной образовательной программы подготовки специалистов. Она представляет собой форму организации образовательного процесса, непосредственно ориентированную на профессионально-практическую подготовку обучающихся.

Конкретные виды практик определяются ООП образовательной организации ВПО. При реализации ООП подготовки специалиста по данному направлению подготовки предусматриваются учебная и производственная практики.

Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией ВПО по каждому виду практики.

Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях образовательной организации ВПО, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.

Особые условия реализации программ практик в ООП подготовки специалиста:

педагогическая практика проводится в активной форме (студент самостоятельно, под наблюдением педагога-консультанта ведет занятия с прикрепленным к нему учеником в рамках отделения, сектора, студии педпрактики, в виде работы в образовательных организациях среднего профессионального образования и организациях дополнительного образования, в том числе дополнительного образования детей), в ассистентской (на старших курсах в классах педагогов по соответствующим специальным дисциплинам);

производственная практика проводиться рассредоточено по всему периоду обучения в форме самостоятельной работы в виде показа собственных сочинений при исполнении музыкальных произведений на различных концертных площадках.

Также могут использоваться другие формы практики, в том числе в виде педагогической работы в музыкальном учебном заведении.

Аттестация по итогам практики проводится на основании оформленного в соответствии с установленными требованиями письменного отчета и отзыва руководителя практики от организации. По итогам аттестации выставляется оценка.

7.18. Научно-исследовательская работа является обязательным разделом ООП подготовки специалиста. Она направлена на комплексное формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ГОС ВПО. При разработке программы научно-исследовательской работы образовательная организация ВПО должна предоставить возможность обучающимся:

изучать специальную литературу, достижения отечественной и зарубежной науки по соответствующим дисциплинам;

осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научной информации по теме проводимой научной работы;

использовать новые методы при проведении научно-исследовательской работы и давать их описание;

составлять отчеты по теме проведенной работы;

выступать с докладами на внутриобразовательной организации ВПО конференции.

В процессе выполнения научно-исследовательской работы и оценки ее результатов должно проводиться широкое обсуждение ее результатов в учебных структурах образовательной организации ВПО с привлечением работодателей, позволяющее оценить уровень компетенций, сформированных у обучающихся. Необходимо также дать оценку компетенций, связанных с формированием профессионального мировоззрения и определенного уровня культуры.

7.19. Реализация ООП подготовки специалиста должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью.

Доля преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной основной образовательной программе, должна быть не менее 65 процентов, ученую степень доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и (или) ученое звание профессора должны иметь не менее 10 процентов преподавателей.

К преподавателям с учеными степенями и (или) учеными званиями приравниваются лица без ученых степеней и званий, имеющие государственные почетные звания, лауреаты международных и государственных конкурсов, лауреаты государственных премий в соответствующей профессиональной сфере.

Не менее 70 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значением ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны иметь ученые степени и ученые звания, а также государственные почетные звания, лауреаты международных и государственных конкурсов, лауреаты государственных премий в соответствующей профессиональной сфере, при этом ученые степени доктора наук или ученое звание профессора, почетные звания (народный артист республики, заслуженный деятель искусств) должны иметь не менее 11 процентов преподавателей.

К образовательному процессу должно быть привлечено не менее 10 процентов преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций и предприятий.

До 10 процентов от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание может быть заменено преподавателями, имеющими стаж практической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов более 10 последних лет.

Общее руководство содержанием теоретической и практической подготовки по специализации должно осуществляться штатным научно-педагогическим работником образовательной организации ВПО, имеющим ученую степень доктора или кандидата наук и (или) ученое звание профессора или доцента, стаж работы в образовательных организациях высшего профессионального образования не менее трех лет. К общему руководству содержанием теоретической и практической подготовки по специализации может быть привлечен высококвалифицированный специалист в соответствующей сфере профессиональной деятельности.

7.20. ООП подготовки специалиста должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательной организации.

Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями учебной и учебно-методической литературы.

При этом должна быть обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем для 25 процентов обучающихся.

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла – за последние пять лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.

Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете одного-двух экземпляров на каждые 100 обучающихся.

Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.

Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными образовательными организациями ВПО должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Донецкой Народной Республики об интеллектуальной собственности и международных договоров Донецкой Народной Республики в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочникам и поисковым системам.

7.21. Образовательная организация ВПО, реализующая ООП подготовки специалистов, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической, и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом образовательной организации ВПО и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.

Минимально необходимый для реализации ООП подготовки специалистов перечень материально-технического обеспечения включает в себя:

нотную библиотеку, фонотеку с фондом аудиозаписей;

отдел звукозаписей и воспроизведения с необходимым звукотехническим оборудованием (магнитофоны, проигрыватели пластинок и компакт-дисков);

библиотеку, читальный зал,

концертный зал (от 100 посадочных мест при обязательном наличии концертных роялей);

специализированные аудитории оснащенные роялями, учебными досками, звуковоспроизводящей аппаратурой;

специальной аудиторией, оборудованной персональными компьютерами и MIDI-клавиатурами с соответствующим программным обеспечением.

В образовательной организации ВПО должны быть обеспечены условия для содержания, обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.

При использовании электронных изданий образовательная организация ВПО должна иметь не менее 10 компьютеров с выходом в сеть Интернет на 100 обучающихся очной формы обучения.

Образовательная организация ВПО должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

Первый заместитель Министра образования и науки Донецкой Народной Республики
М.Н. Кушаков

Для данного документа приложений нет.

В данный документ изменений не вносилось.