watermark
Печать

Вид документа: Приказ

Наименование правотворческого органа: Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики

Дата документа: 20.04.2016

Номер документа: 474

Дата государственной регистрации: 17.05.2016

Регистрационный номер: 1280

Заголовок документа: Об утверждении Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство (квалификация: Артист ансамбля. Концертмейстер. Преподаватель (Фортепиано) Артист ансамбля. Концертмейстер. Преподаватель (Орган) Артист ансамбля. Артист оркестра. Преподаватель. Руководитель творческого коллектива (Оркестровые духовые и ударные инструменты) Артист ансамбля. Артист оркестра. Концертмейстер. Руководитель творческого коллектива. Преподаватель (Баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты). Артист ансамбля. Артист оркестра. Преподаватель. Руководитель творческого коллектива (Национальные инструменты народов России)

Действие документа: Действующий

Классификатор: 130.010.030 - Государственные образовательные стандарты. Образовательные программы. Образовательный процесс

Информация об опубликовании: Официальный сайт Донецкой Народной Республики dnr-online.ru, 10.06.2016

Дополнительные сведения:

Количество страниц:

watermark
НПА ДНР

Министерство образования и науки
Донецкой Народной Республики

 

Приказ

20.04.2016
№474
НПА ДНР
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 1280
от   «17» мая 2016  г.
Об утверждении Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство (квалификация: Артист ансамбля. Концертмейстер. Преподаватель (Фортепиано) Артист ансамбля. Концертмейстер. Преподаватель (Орган) Артист ансамбля. Артист оркестра. Преподаватель. Руководитель творческого коллектива (Оркестровые духовые и ударные инструменты) Артист ансамбля. Артист оркестра. Концертмейстер. Руководитель творческого коллектива. Преподаватель (Баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты). Артист ансамбля. Артист оркестра. Преподаватель. Руководитель творческого коллектива (Национальные инструменты народов России)

В соответствии с подпунктом 12.56 пункта 12 раздела II Положения о Министерстве образования и науки Донецкой Народной Республики, утверждённого Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 22.07.2015 года № 13-43, руководствуясь п.6 ч.1 ст.6, ст.9 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании», принятым Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19.06.2015 года № 55-IНС, руководствуясь статьями 5, 37 Закона Донецкой Народной Республики «О нормативных правовых актах»,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемый Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство (квалификация: Артист ансамбля. Концертмейстер. Преподаватель (Фортепиано) Артист ансамбля. Концертмейстер. Преподаватель (Орган) Артист ансамбля. Артист оркестра. Преподаватель. Руководитель творческого коллектива (Оркестровые духовые и ударные инструменты) Артист ансамбля. Артист оркестра. Концертмейстер. Руководитель творческого коллектива. Преподаватель (Баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты). Артист ансамбля. Артист оркестра. Преподаватель. Руководитель творческого коллектива (Национальные инструменты народов России).

2. Контроль за исполнением приказа возложить на Первого заместителя Министра Кушакова М.Н.

3. Настоящий приказ вступает в силу со дня официального опубликования.

Министр образования и науки
Л.П. Полякова
НПА ДНР
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 1280
от   «17» мая 2016  г.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 53.03.02 «МУЗЫКАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО» (КВАЛИФИКАЦИЯ «АРТИСТ АНСАМБЛЯ. КОНЦЕРТМЕЙСТЕР. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ (ФОРТЕПИАНО) АРТИСТ АНСАМБЛЯ. КОНЦЕРТМЕЙСТЕР. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ (ОРГАН) АРТИСТ АНСАМБЛЯ. АРТИСТ ОРКЕСТРА. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ. РУКОВОДИТЕЛЬ ТВОРЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА (ОРКЕСТРОВЫЕ ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ) АРТИСТ АНСАМБЛЯ. АРТИСТ ОРКЕСТРА. КОНЦЕРТМЕЙСТЕР. РУКОВОДИТЕЛЬ ТВОРЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ (БАЯН, АККОРДЕОН И СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ). АРТИСТ АНСАМБЛЯ. АРТИСТ ОРКЕСТРА. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ. РУКОВОДИТЕЛЬ ТВОРЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА (НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ НАРОДОВ РОССИИ»)

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящий государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально- инструментальное искусство  образовательными организациями высшего профессионального образования на территории Донецкой Народной Республики, имеющими государственную аккредитацию.

1.2. Право на реализацию основных образовательных программ образовательная организация высшего профессионального образования имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной органом исполнительной власти.

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

ВПО – высшее профессиональное образование;

ООП – основная образовательная программа;

ОК – общекультурные компетенции;

ПК – профессиональные компетенции;

УЦ ООП – учебный цикл основной образовательной программы;

ГОС ВПО – государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.

III. ХАРАКТЕРИСТИКА  НАПРАВЛЕНИЯ  ПОДГОТОВКИ

Нормативный срок, общая трудоемкость освоения ООП (в зачетных единицах)* и квалификация (степень) приведены в таблице №1.

                                                                                                                          Таблица №1

Наименование ООП Квалификация

(степень)

Нормативный срок освоения ООП (для очной формы обучения), включая каникулы, предоставляемые после прохождения итоговой государственной аттестации Трудоемкость (в зачетных единицах)
Код в соответствии с принятой классификацией ООП

 

Наимено-вание

 

ООП бакалавра бакалавр 4 года 240**
*одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам
**трудоемкость ООП по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам

Сроки освоения ООП бакалавриата по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на один год относительно нормативного срока, указанного в таблице №1, но основании решения ученого совета образовательной организации высшего профессионального образования.

При приеме на ООП подготовки бакалавриата  образовательная организация высшего профессионального образования проводит дополнительные вступительные испытания профильной направленности.

Подготовка бакалавров по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство осуществляется по следующим профилям:

«Фортепиано»

«Оркестровые струнные инструменты»

«Оркестровые духовые и ударные инструменты»

«Баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты»

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ

4.1. Областью профессиональной деятельности бакалавров являются: музыкальное исполнительство (игра на музыкальных инструментах в оркестрах, ансамблях, выступление в качестве солистов и концертмейстеров); музыкальная педагогика (преподавание в образовательных организациях Донецкой народной республики, организациях дополнительного образования, в том числе дополнительного образования детей, детских школ искусств, детских музыкальных школ); просветительство в области музыкального искусства и культуры; руководство творческим коллективами.

4.2. Объектами профессиональной деятельности бакалавров в соответствии с профилем подготовки являются: музыкальное произведение в различных формах его бытования; музыкальные инструменты; слушательская и зрительская аудитории театров, концертных залов потребители продукции звукозаписывающих фирм; обучающиеся в образовательных организациях Донецкой народной республики, организациях дополнительного образования, в том числе дополнительного образования детей, авторы произведений музыкального искусства; творческие коллективы, исполнители; музыкальные театры, концертные организации, звукозаписывающие студии, средства массовой информации; центры и дома народного творчества, другие организации культуры.

4.3 Бакалавр по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

музыкально-исполнительской;

педагогической;

художественному руководству творческим коллективом;

организационно-управленческой;

музыкально-просветительской.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются образовательной организацией высшего профессионального образования совместно с обучающимся, научно-педагогическими работниками и объединениями работодателей.

4.4 Бакалавр по направлению 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

в области музыкально-исполнительской деятельности:

концертное исполнение музыкальных произведений, программ в различных модусах – соло, в составе ансамбля (оркестра), с оркестром;

руководство самодеятельными и учебными музыкально-исполнительскими коллективами;

исполнение оркестровых и ансамблевых партий;

овладение навыками репетиционной работы с партнерами по ансамблю и в творческих коллективах;

создание аранжировок и переложений;

в области педагогической деятельности:

преподавание дисциплин в области музыкально-инструментального искусства, в том числе игры на музыкальном инструменте обучающимся в образовательных организациях Донецкой Народной Республики, организациях дополнительного образования детей, детских школах искусств, детских музыкальных школах;

изучение образовательного потенциала обучающихся, уровня их художественно-эстетического и творческого развития, осуществление профессионального и личностного роста обучающихся;

развитие у обучающихся творческих способностей, самостоятельности в работе над музыкальным произведением, способности к самообучению;

планирование учебного процесса, выполнение методической работы, осуществление контрольных мероприятий, направленных на оценку результатов педагогического процесса;

применение при реализации учебного процесса лучших образцов исторически сложившихся педагогических методик, а также разработка новых педагогических технологий;

в области организационно-управленческой деятельности:

работа в государственных и муниципальных органах управления культуры, в организациях сферы культуры и искусства (театры, филармонии, концертные организации), в творческих союзах и обществах;

участие в работе по организации творческих проектов (концертов, фестивалей, конкурсов, мастер-классов, юбилейных мероприятий);

организация и руководство  организациями отрасли культуры и искусства (организациями дополнительного образования, в том числе дополнительного образования детей, домами народного творчества, этнокультурными и фольклорными центрами, коллективами и студиями народного (национального) творчества, школами народной (национальной культуры);

участие в организационно-управленческой деятельности по сохранению и государственной поддержке искусства, культуры и образования;

в области художественного руководства творческим коллективом:

художественное руководство творческим коллективом, самодеятельными, любительскими в области народного творчества;

руководство учебными музыкально-исполнительскими коллективами в организациях среднего профессионального образования, дополнительного образования детей, общеобразовательных организациях;

в области музыкально-просветительской деятельности:

с целью пропаганды достижений музыкального искусства выступление с концертами (соло, в составе ансамбля, оркестра, с оркестром, лекциях-концертах) в учебных заведениях, клубах, дворцах и домах культуры;

осуществление профессиональных консультаций при подготовке творческих проектов в области музыкального искусства и культуры;

осуществление связи со средствами массовой информации, образовательными организациями Донецкой Народной Республики и организациями культуры (филармониями, концертными организациями, агентствами), различными слоями населения с целью пропаганды достижений музыкального искусства и культуры.

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

5.1. Выпускник должен обладать общекультурными компетенциями (ОК):

способностью и готовностью собирать и интерпретировать необходимые данные для формирования суждений по соответствующим социальным, научным и этическим проблемам (ОК-1);

способностью и готовностью ориентироваться в специальной литературе, как в сфере музыкального искусства, образования и науки, так и в смежных областях (видах искусства) (ОК-2);

способностью и готовностью осмысливать развитие музыкального искусства и образования в историческом контексте, в том числе в связи с развитием других видов искусства и литературы, общим развитием гуманитарных знаний, с религиозными, философскими, эстетическими идеями конкретного исторического периода (ОК-3);

способностью и готовностью работать со специальной литературой в области музыкального искусства и науки, пользоваться профессиональными понятиями и  терминологией (ОК-4);

способностью и готовностью анализировать явления и произведения литературы и искусства (ОК-5);

способностью и готовностью понимать сущность и значение информации в развитии современного общества, использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии; знать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией, работать с традиционными носителями информации (ОК-6);

способностью и готовностью свободно владеть литературой и деловой письменной и устной речью на русском языке, навыками публичной речи; уметь создавать тексты профессионального назначения, анализировать логику рассуждений и высказываний (ОК-7);

способностью и готовностью владеть одним из иностранных языков на уровне бытового и профессионального общения (ОК-8);

способностью и готовностью постоянно стремиться к освоению культуры социальных отношений, критическому осмыслению своего социального опыта (ОК-9);

способностью и готовностью проявлять личностное отношение к современным процессам в различных видах искусства (ОК-10);

способностью и готовностью приобретать с большой степенью самостоятельности новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии (ОК-11);

способностью и готовностью использовать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности этические нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде, использовать нормы социального поведения, права и свободы человека и гражданина (ОК-12);

способностью и готовностью использовать методы гуманитарных и социально-экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-13);

способностью и готовностью владеть основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-14);

способностью и готовностью владеть средствами самостоятельного и грамотного использования методов физического воспитания и самовоспитания (ОК-15).

5.2. Выпускник должен обладать профессиональными компетенциями (ПК):

в области музыкально-исполнительской деятельности:

способностью и готовностью осознавать специфику музыкального исполнительства как вида творческой деятельности (ПК-1);

способностью и готовностью демонстрировать артистизм, свободу самовыражения, исполнительскую волю, концентрацию внимания (ПК-2);

способностью и готовностью создавать индивидуальную художественную интерпретацию музыкального произведения (ПК-3);

способностью и готовностью пользоваться методологией анализа и оценки особенностей исполнительской интерпретации, национальных школ, исполнительских стилей (ПК-4);

 способностью и готовностью постигать музыкальное произведение в культурно-историческом контексте (ПК-5);

способностью и готовностью к овладению музыкально-текстологической культурой, к углубленному прочтению и расшифровке авторского (редакторского) нотного текста (ПК-6);

способностью и готовностью совершенствовать культуру исполнительского интонирования, мастерство в использовании комплекса художественных средств исполнения в соответствии со стилем музыкального произведения (ПК-7);

способностью и готовностью к постижению закономерностей и методов исполнительской работы над музыкальным произведением, подготовки произведения, программы к публичному выступлению, студийной записи, задач репетиционного процесса, способов и методов его оптимальной организации в различных условиях (ПК-8);

способностью и готовностью к пониманию и использованию механизмов музыкальной памяти, специфики слухо-мыслительных процессов, проявлений эмоциональной, волевой сфер, работы творческого воображения в условиях конкретной профессиональной деятельности (ПК-9);

способностью и готовностью организовывать свою практическую деятельность: интенсивно вести репетиционную (ансамблевую, концертмейстерскую, сольную) и концертную работу (ПК-10);

способностью и готовностью к постоянной и систематической работе, направленной на совершенствование своего исполнительского мастерства (ПК-11);

способностью и готовностью к овладению и постоянному расширению репертуара, соответствующего исполнительскому профилю (ПК-12);

способностью и готовностью творчески составлять программы выступлений – сольных  и ансамблевых – с учетом как собственных артистических устремлений, так и запросов слушателей, а также задач музыкально-просветительской деятельности (ПК-13);

способностью и готовностью осуществлять исполнительскую деятельность и планировать свою индивидуальную деятельность в организациях культуры (ПК-14);

способностью и готовностью к музыкальному исполнительству в концертных и студийных условиях, работе со звукорежиссером и звукооператором, к использованию в своей исполнительской деятельности современных технических средств: звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратуры (ПК-15);

применять теоретические знания в музыкально-исполнительской деятельности (ПК-16);

способностью и готовностью исполнять публично сольные концертные программы, состоящие из музыкальных произведений различных жанров, стилей, эпох (ПК-17);

способностью и готовностью исполнять партии партию своего инструмента в различных видах ансамбля (ПК-18);

способностью и готовностью к изучению устройства своего инструмента и основ обращения с ним (ПК-19);

способностью и готовностью осуществлять педагогическую деятельность в образовательных организациях Донецкой Народной Республики, организациях дополнительного образования, в том числе дополнительного образования детей (ПК-20);

способностью и готовностью овладевать необходимым комплексом общепедагогических, психолого-педагогических знаний, представлений в области музыкальной педагогики, психологии музыкальной деятельности (ПК-21);

способностью и готовностью к изучению и овладению основным педагогическим репертуаром (ПК-22);

способностью и готовностью к изучению принципов, методов и форм проведения урока в исполнительском классе, методики подготовки к уроку, методологии анализа проблемных ситуаций в сфере музыкально-педагогической деятельности и способов их разрешения (ПК-23);

способностью и готовностью воспитывать у обучающихся потребность в творческой работе над музыкальным произведением (ПК-24);

способностью и готовностью к непрерывному познанию методики и музыкальной педагогики, к соотнесению собственной педагогической деятельности с достижениями в области музыкальной педагогики (ПК-25);

способностью и готовностью анализировать и подвергать критическому разбору процесс исполнения музыкального произведения, проводить сравнительный анализ разных исполнительских интерпретаций на занятиях с обучающимися (ПК-26);

способностью и готовностью использовать индивидуальные методы поиска путей воплощения музыкального образа в работе над музыкальным произведением с обучающимся (ПК-27);

способностью и готовностью применять рациональные методы поиска, отбора, систематизации и использования информации; ориентирования в выпускаемой специальной учебно-методической литературе по профилю подготовки и смежным вопросам, анализировать различные методические системы и формулировать собственные принципы и методы обучения (ПК-28);

способностью и готовностью планировать учебный процесс, вести методическую работу, разрабатывать методические материалы, формировать у обучающихся художественные потребности и художественный вкус (ПК-29);

в области организационно-управленческой деятельности:

способностью и готовностью к работе в коллективе – в целях совместного достижения высоких качественных результатов  деятельности, к планированию концертной деятельности творческого коллектива, к организации творческих мероприятий (фестивалей, конкурсов, авторских вечеров, юбилейных мероприятий), к сочетанию необходимого профессионализма в области культуры и искусства и нормативно-правовых и менеджерских знаний при осуществлении организационно-управленческой работы в творческих коллективах, организациях культуры и образования (ПК-30);

в области художественного руководства творческим коллективом:

способностью и готовностью осуществлять руководство творческим коллективом (самодеятельными/любительскими в области народного творчества), руководить учебными музыкально-исполнительскими коллективами в образовательных организациях Донецкой Народной Республики, организациях дополнительного образования детей (ПК-31);

в области музыкально-просветительской деятельности:

способностью и готовностью к показу своей исполнительской  (соло, в ансамбле, с оркестром, с хором, в лекциях-концертах) в учебных заведениях, клубах, дворцах и домах культуры, на различных сценических площадках, к организации и подготовке творческих проектов в области музыкального искусства, к осуществлению связей со средствами массовой  информации, образовательными организациями и организациями культуры (филармониями, концертными организациями, агентствами), различными слоями населениями с целью пропаганды достижений музыкального искусства и культуры (ПК-32).

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

6.1. ООП бакалавриата предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):

гуманитарный, социальный и экономический цикл;

цикл истории и теории музыкального искусства;

профессиональный цикл;

и разделов:

физическая культура;

учебная практика;

итоговая государственная аттестация.

6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную, устанавливаемую вузом. Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин, позволяет обучающимся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре.

6.3. Базовая (обязательная) часть цикла «Гуманитарный, социальный и экономический цикл» должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: «История», «Философия», «Иностранный язык».

Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

Таблица 2

Структура  ООП  бакалавриата

Код

УЦ

ООП

Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения Трудоемкость (зачетные

единицы)

Перечень дисциплин для разработки

примерных программ, а также учебников и учебных пособий

Коды

формируемых компетенций

Б.1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл 32-35
Базовая  часть

В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:

знать:

основные закономерности взаимодействия человека и общества, общества и культуры, исторического развития человечества, основные философские категории и проблемы человеческого бытия;

лексический минимум иностранного языка в объеме не менее 4000 учебных лексический единиц общего и терминологического характера, культуру и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета, основные особенности официально-делового, научного стиля, стиля художественной литературы;

основные эпохи мировых цивилизаций,  типы цивилизаций в древности, понятие «первобытное общество», его место в человеческой истории, эпоху античности, место средневековья во всемирно-историческом процессе, его хронологические рамки и периодизацию, западно- и восточно-европейские варианты средневекового исторического развития, историю нового времени, его хронологические рамки и периодизацию, европейскую цивилизацию и традиционные общества Америки, Азии и Африки; возникновение и развитие колониальной системы, место ХХ века во всемирно-историческом процессе, основные проблемы и процессы развития современной цивилизации;

стили современного русского литературного языка, языковую норму, ее роль в становлении и функционировании литературного языка, речевое взаимодействие, основные единицы общения, устную и письменную разновидности литературного языка, нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи, функциональные стили современного русского языка, взаимодействие функциональных стилей, научный стиль, специфику использования элементов различных языковых уровней в научной речи, речевые нормы учебной и научной сфер деятельности, официально-деловой стиль, сферу его функционирования,  жанровое разнообразие, языковые формулы официальных документов, приемы унификации языка служебных документов, интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи, язык и стиль распорядительных документов, язык и стиль коммерческой корреспонденции, язык и стиль инструктивно-методических документов, рекламу в деловой речи, правила оформления документов, речевой этикет в документе, жанровую дифференциацию и отбор языковых средств в публицистическом стиле, особенности устной публичной речи, основы ораторского искусства, основные виды аргументов, условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов, культуру речи, основные направления ее совершенствования;

уметь:

анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы; использовать полученные теоретические знания о человеке, обществе, культуре в учебной и профессиональной деятельности;

использовать различные формы, виды устной и письменной коммуникации на родном и иностранных языках в учебной и профессиональной деятельности; реализовывать выступление (выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи);

владеть:

технологиями приобретения, использования и обновления социогуманитарных знаний; навыками рефлексии, самооценки, самоконтроля; различными способами вербальной и невербальной коммуникации; навыками грамотного письма, разговорной и письменной речи на иностранном языке; навыками грамотного письма и публичного выступления на русском языке.

14-17 Философия

Иностранный язык

История

Русский язык и культура речи

ОК-1

ОК-3

ОК-7

ОК-8

ОК-9

ОК-11

ОК-12

ОК-13

Вариативная часть

(знания, умения, навыки определяются ООП образовательной организации высшего профессионального образования в соответствии с профилями подготовки)

18-21
Б.2 Цикл истории и теории музыкального искусства 59-62
Базовая  часть

В результате изучения дисциплин базовой части обучающийся должен:

знать:

основные исторические периоды развития музыкальной культуры, историю отечественной и зарубежной музыки, основные этапы эволюции художественных стилей, композиторское творчество в культурно-эстетическом и историческом контексте, жанры и стили оркестровой, инструментальной, вокальной музыки, направления и стили зарубежной и отечественной музыки ХХ-ХХI веков, техники композиторского письма ХХ-ХХI веков,  основные направления массовой музыкальной культуры ХХ-ХХI веков, историю эстрадной и джазовой музыки;

принципы музыкально-теоретического и исполнительского анализа;

теоретические основы музыкального искусства: элементы музыкального языка;

основные этапы исторического развития гармонии, законы гармонии и полифонии, законы формообразования;

основы истории и теории полифонии, строения полифонических форм;

теоретические основы и историю исполнительского искусства, исполнительства на специальном инструменте, историю возникновения и развития инструмента; общие законы развития искусства: виды, формы, направления и стили, специфику отдельных видов искусства, основы художественного языка искусства, общую периодизацию и представление об основных эпохах развития мирового искусства, искусство отдельных стран и регионов, факты, события, важнейшие памятники художественной культуры и творческие портреты мастеров;

основные методы научного исследования музыкального произведения, проблем исполнительства и педагогики;

современные информационные технологии, наиболее распространенные компьютерные программы, основы МIDI-технологий, акустики, цифровой записи звука и его компьютерной обработки;

уметь:

применять теоретические знания при анализе музыкальных произведений или других феноменов музыкальной культуры, различать при анализе музыкального произведения общие и частные закономерности его построения и развития; рассматривать музыкальное произведение в динамике исторического, художественного и социально-культурного процесса, выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального произведения, применять теоретические знания в процессе исполнительского анализа и поиска интерпретаторских решений;

выполнять сравнительный анализ различных редакций музыкального произведения;

самостоятельно гармонизовать мелодию;

анализировать музыкальную форму, анализировать на слух развернутые гармонические последовательности;

петь по цифровке, сольфеджировать сложные интонационные и ритмические мелодии, сольфеджировать с листа, сочинять фрагменты и целые пьесы на собственные или заданные музыкальные темы в курсе гармонии и полифонии;

подбирать материал для исследования в области музыкального исполнительства и педагогики на базе архивных материалов, периодики, музыковедческой литературы, систематизировать его, составлять библиографические списки; осуществлять подбор материала для дипломного реферата, выстраивать структуру дипломного реферата;

осуществлять компьютерный набор нотного текста в одной из современных программ;

владеть:

профессиональной лексикой; понятийно-категориальным аппаратом музыкальной науки;

навыками использования музыковедческой литературы в процессе обучения; методами и навыками критического анализа музыкальных произведений и событий;

развитой способностью к чувственно-художественному восприятию мира, к образному мышлению;

методами пропаганды музыкального искусства и культуры; навыками гармонического и полифонического анализа музыкальных произведений, навыками пения соло и с аккомпанементом.

39-42 История музыки (зарубежной, отечественной)

Музыка второй половины ХХ- начала ХХI веков

Сольфеджио

Гармония

Музыкальная форма

Полифония

История исполнительского искусства (изобразительного, театрального, кино, архитектуры)

Основы научных исследований

Современные информационные технологии

ОК-1

ОК-2

ОК-3

ОК-4

ОК-5

ОК-6

ОК-10

ОК-11

ПК-1

ПК-4

ПК-5

ПК-6

ПК-15

ПК-16

 

Вариативная часть

(знания, умения, навыки определяются ООП образовательной организации высшего профессионального образования в соответствии с профилями подготовки)

20-23
Б.3 Профессиональный цикл 116-120 Дисциплины общего модуля базовой части
Базовая часть

Общий модуль базовой части

В результате изучения дисциплин базовой части обучающийся должен:

знать:

основные композиторские стили, основные существующие нотные издания композиторов различных эпох, стилей;

сольный репертуар, включающий произведения разных эпох, жанров и стилей;

историю развития камерного жанра, методику работы с ансамблями, репертуар для различных видов ансамблей;

основы методики выживания в экстремальных ситуациях, основы гражданской обороны, требования безопасности жизнедеятельности в учебном процессе;

историю развития музыкального образования, педагогики и психологии, основные направления, предмет, объект и методы психологии; основные функции и структуру психики, соотношение сознания и бессознательного, основные психические процессы, структуру сознания, закономерности психического развития и особенности их проявления в учебном процессе в разные возрастные периоды; психологию межличностных отношений в группах разного возраста;

способы психологического и педагогического изучения обучающихся; сущность и структуру образовательного процесса, способы взаимодействия педагога с различными субъектами образовательного процесса;

объект, предмет, задачи, функции, методы музыкальной педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность;

основные характеристики отечественных и зарубежных систем образования, суть различных школ и систем в преподавании музыкальных дисциплин, особенности их становления и развития;

цели, содержание, структуру образования; образовательную, воспитательную и развивающую функции обучения, роль воспитания в педагогическом процессе; общие формы организации учебной деятельности, методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом;

специфику музыкально-педагогической работы в группах разного возраста;

методическую литературу;

основы планирования учебного процесса в образовательных учреждениях Донецкой Народной Республики, учреждениях дополнительного образования детей, детских школах искусств и детских музыкальных школах;

основные принципы отечественной и зарубежной педагогики, различные методы и приемы преподавания, методическую литературу по профилю;

уметь:

самостоятельно анализировать художественные и технические особенности музыкальных произведений, осознавать и раскрывать его художественное содержание, создавать собственную интерпретацию музыкального произведения;

изучить и подготовить к концертному исполнению произведения разных стилей и жанров;

исполнять произведения разных стилей и жанров для различных составов; слышать в ансамбле все исполняемые партии, согласовывать исполнительские намерения и находить совместные исполнительские решения;

ориентироваться в основной научно-педагогической проблематике;

проводить образовательный процесс в различных типах образовательных учреждений, с обучающимися разного возраста, в формах групповых и индивидуальных занятий по профильным предметам, организовать контроль их самостоятельной работы в соответствии с требованиями образовательного процесса;

развивать у обучающихся творческие способности, самостоятельность, инициативу, использовать наиболее эффективные методы, формы и средства обучения;

использовать методы психологической и педагогической диагностики для решения различных профессиональных задач;

создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную образовательную среду;

планировать учебный процесс, составлять учебные программы; пользоваться справочной и методической литературой;

владеть:

различными техническими приемами игры на инструменте, различными штрихами, разнообразной звуковой палитрой и другими средствами исполнительской выразительности; спецификой ансамблевого исполнительства, ансамблевым репертуаром, включающим сочинения для различных составов инструментов;

методикой ведения репетиционной работы с партнерами, профессиональной терминологией;

навыками общения с обучающимися разного возраста, приемами психической саморегуляции, педагогическими технологиями; методикой преподавания профессиональных дисциплин в образовательных учреждениях Донецкой народной республики, учреждениях дополнительного образования детей, навыками воспитательной работы с обучающимися.

 

47-51

31

Специальный инструмент

Ансамбль

Безопасность жизнедеятельности

Музыкальная педагогика и психология

Методика обучения игре на инструменте

ОК-2

ОК-3

ОК-4

ОК-11

ОК-12

ОК-14

ПК-1-

ПК-31

Профили подготовки
Б.3.1 «Фортепиано» 16 Дисциплины профильного модуля базовой части
В результате изучения дисциплин базовой части обучающийся должен:

знать:

обширный вокальный и инструментальный репертуар, включающий произведения разных эпох, национальных школ, жанров, стилей, в том числе репертуар для фортепианных ансамблей;

уметь:

аккомпанировать вокалистам, исполнителям на других инструментах;

свободно читать музыкальный текст с листа и транспонировать его, осуществлять репетиционную работу в качестве концертмейстера, быстро адаптироваться при музицировании с разными солистами и партнерами по ансамблю;

владеть:

навыками работы в качестве концертмейстера в процессе подготовки к исполнению значительного репертуара из произведений разных стилей и жанров с привлечением к репетициям и концертным выступлениям музыкантов-иллюстраторов;

навыками репетиционной работы с вокалистами, инструменталистами;

навыками свободного чтения с листа и траспонирования; навыками ансамблевого исполнительства оригинальных произведений для фортепианных ансамблей и переложений симфонических, ансамблевых и других произведений.

Фортепианный ансамбль

Чтение с листа и транспонирование

Б.3.2 «Оркестровые струнные инструменты» (по видам инструментов – скрипка, альт, виолончель, контрабас, арфа) 16 Дисциплины профильного модуля базовой части
В результате изучения дисциплин базовой части обучающийся должен:

знать:

квартетный, включающий произведения разных эпох, национальных школ, жанров, стилей, основной набор оркестровых партий для специального инструмента;

уметь:

вести репетиционную работу в составе квартета, оркестра; мобильно осваивать оркестровые партии для включения в репетиционный процесс в оркестровом классе;

владеть:

опытом концертных выступлений в составе квартета; достаточным репертуаром, включающим сочинения различных жанров, форм, стилей – в соответствии с программными требованиями, навыками высокой исполнительской культуры оркестровой игры;

навыками репетиционной работы.

Квартет

Оркестровый класс

ПК-1 –

ПК-19

Б.3.3 «Оркестровые духовые и ударные инструменты» (по видам инструментов  – флейта, гобой, кларнет, фагот, саксофон, труба, валторна, тромбон, туба, ударные) 16 Дисциплины профильного модуля базовой части
В результате изучения дисциплин базовой части обучающийся должен:

знать:

ансамблевый репертуар для различных составов, включающий произведения разных эпох, национальных школ, жанров, стилей, основной набор оркестровых партий для специального инструмента;

уметь:

вести репетиционную работу в составе ансамбля духовых инструментов; мобильно осваивать оркестровые партии для включения в репетиционный процесс в оркестровом классе;

владеть:

опытом концертных выступлений в составе ансамбля, оркестра;

достаточным репертуаром, включающим сочинения различных жанров, форм, стилей – в соответствии с программными требованиями, навыками высокой исполнительской культуры оркестровой игры;

навыками репетиционной работы.

Ансамбль духовых инструментов

Оркестровый класс

ПК-1 –

ПК-19

Б.3.4 «Баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты» (по видам инструментов – домра, балалайка, гитара, бандура) 16 Дисциплины профильного модуля базовой части
В результате изучения дисциплин базовой части обучающийся должен:

знать:

обширный вокальный и инструментальный репертуар, включающий произведения разных эпох, национальных школ, жанров, стилей, аккомпанементы репертуара специального инструмента в соответствии с программными требованиями;

основной набор оркестровых партий для специального инструмента;

уметь:

аккомпанировать вокалистам, исполнителям на других инструментах; свободно читать музыкальный текст с листа и траспонировать его; вести репетиционную работу в качестве концертмейстера;

мобильно осваивать оркестровые партии для включения в репетиционный процесс в оркестровом классе;

владеть:

навыками работы в качестве концертмейстера в процессе подготовки к исполнению большого количества произведений различных стилей и жанров с привлечением к репетициям и концертным выступлениям музыкантов-иллюстраторов; навыками репетиционной работы с вокалистами, инструменталистами; навыками свободного чтения с листа и транспонирования;

навыками высокой исполнительской культуры оркестровой игры, навыками репетиционной работы.

Концертмейстерский класс

Оркестровый класс

ПК-1 –

ПК-19

Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза в соответствии с профилями подготовки) 65-69
Б.4 Физическая культура 2 ОК-15
Б.5 Учебная и производственная практики (практические умения и навыки определяются образовательными организациями высшего профессионального образования в соответствии с профилями ООП) 22 ОК-2-ОК-5

ОК-7

ОК-10
ОК-12

ПК-1-12

ПК-14

ПК-17

ПК-20-32

Б.6 Итоговая государственная аттестация 3
Общая трудоемкость основной образовательной программы 240

Трудоемкость циклов Б.1, Б.2, Б.3 и разделов Б.4, Б.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

7.1. Образовательные организации высшего профессионального образования самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП бакалавриата, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Образовательные организации высшего профессионального образования обязаны ежегодно обновлять ООП с учетом развития искусства, науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

Профиль ООП определяется образовательной организацией высшего профессионального образования в соответствии с примерной ООП ВПО и учетом ГОС ВПО.

7.2. Прием на ООП подготовки бакалавров по направлению подготовки 53.03.05 Дирижирование осуществляется при условии владения абитуриентом объемов знаний и умений, соответствующих требованиям к выпускнику образовательных организаций среднего профессионального образования, реализующих ООП в области музыкального (инструментального и дирижерского) искусства.

Для обеспечения выполнения требований настоящего ГОС ВПО и рациональной организации учебного процесса  планирование приема абитуриентов по профилям подготовки должно согласовываться  с учредителем образовательной организацией высшего профессионального образования.

Перечень вступительных испытаний творческой направленности формируется в соответствии с профилем ООП бакалавриата, должен согласовываться с учредителем и включать в себя дисциплины,  позволяющие определить уровень подготовленности абитуриента по дирижированию, исполнительству на музыкальном инструменте, а также в области теории и истории музыкального искусства.

7.3. При разработке ООП бакалавриата  должны быть определены возможности образовательной организации высшего профессионального образования в формировании общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельного характера). Образовательная организация высшего профессионального образования обязана сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности, способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.

7.4. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (художественно-творческих занятий, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть  предусмотрены встречи с представителями местных и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций,  мастер-классы экспертов и специалистов.

Удельный вес занятий, проводимых  в интерактивных формах, определяется главной целью ООП бакалавриата, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, в учебном процессе в целом они должны составлять не менее 40 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп обучающихся не могут составлять более 50 процентов аудиторных занятий.

Аудиторные занятия по всем профилям подготовки проводятся  в форме групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий.

 7.5. В учебной программе каждой дисциплины должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной связи с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП.

Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее 2 зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более 3 зачетных дисциплин, должна выставляться оценка («отлично», «хорошо», «удовлетворительно»).

7.6. ООП  должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2, Б.3. Порядок формирования  дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет образовательной организации высшего профессионального образования.

7.7. Максимальный объем учебных занятий обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ООП бакалавриата и факультативных дисциплин, устанавливаемых образовательной организацией высшего профессионального образования дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающихся.

Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения.

7.8. Максимальный объем аудиторных занятий в неделю при освоении ООП бакалавриата в очной форме обучения составляет в среднем за период теоретического обучения 36 академических часов. В указанный объем не входят обязательные  аудиторные занятия по физической культуре.

7.9. Общий объем каникул в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее 2 недель в зимний период.

7.10. Раздел «Физическая культура» трудоемкостью 2 зачетные единицы реализуется: при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практических, в том числе игровых видов подготовки должен составлять не менее 360 часов.

7.11. Образовательная организация высшего профессионального образования обязана обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.

7.12. Образовательная организация высшего профессионального образования обязана ознакомить  обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные обучающимися  дисциплины (модули, курсы) становятся для них обязательными.

7.13. ООП бакалавриата образовательной организации высшего профессионального образования должна включать практические занятия по следующим дисциплинам: иностранный язык, сольфеджио, гармония, музыкальная форма, учебная практика.

Профиль подготовки «Фортепиано»:

специальный инструмент;

ансамбль;

концертмейстерский класс;

чтение с листа и траспонирование;

фортепианный ансамбль;

Профиль подготовки «Оркестровые струнные инструменты» (по видам инструментов – скрипка, альт, виолончель, контрабас, арфа):

специальный инструмент;

ансамбль;

квартет;

оркестровый класс;

Профиль подготовки «Оркестровые духовые и ударные инструменты» (по видам инструментов – флейта, гобой, кларнет, фагот, саксофон, труба, валторна, тромбон, туба, ударные):

специальный инструмент;

ансамбль;

ансамбль духовых инструментов;

оркестровый класс;

Профиль подготовки «Баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты» (по видам инструментов – баян, аккордеон, домра, бандура, гитара):

специальный инструмент;

ансамбль;

концертмейстерский класс;

оркестровый класс;

При реализации ООП бакалавриата по профилям подготовки «Оркестровые струнные инструменты» (по видам инструментов – скрипка, альт, виолончель, контрабас, арфа),  «Оркестровые духовые и ударные инструменты» (по видам инструментов – флейта, гобой, кларнет, фагот, саксофон, труба, валторна, тромбон, туба, ударные),  «Баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты» (по видам инструментов– баян, аккордеон, домра, бандура, гитара)   образовательная организация высшего профессионального образования должна обеспечивать практическую подготовку обучающихся на базе учебных творческих коллективов (оркестров), сформированных из обучающихся по ООП данного профиля, не менее чем на 90 процентов. При необходимости учебные творческие коллективы могут до 10 процентов (в зависимости от профиля ) доукомплектовываться приглашенными артистами.

Для обеспечения реализации ООП бакалавриата по профилям подготовки Оркестровые струнные инструменты» (по видам инструментов – скрипка, альт, виолончель, контрабас, арфа),  «Оркестровые духовые и ударные инструменты» (по видам инструментов – флейта, гобой, кларнет, фагот, саксофон, труба, валторна, тромбон, туба, ударные) в образовательной организации высшего профессионального образования должен быть сформирован симфонический оркестр, состоящий  не менее чем на 90 процентов из обучающихся по данным профилям ООП.

Для обеспечения реализации профессиональных дисциплин (оркестровый класс, ансамбль, квартет) при реализации вузом ООП по профилям подготовки «Оркестровые струнные инструменты» (по видам инструментов – скрипка, альт, виолончель, контрабас, арфа),  «Оркестровые духовые и ударные инструменты» (по видам инструментов – флейта, гобой, кларнет, фагот, саксофон, труба, валторна, тромбон, туба, ударные),  «Баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты» (по видам инструментов – баян, аккордеон, домра, бандура, гитара) необходимо наличие в образовательной организации высшего профессионального образования обучающихся по всем вышеперечисленным инструментам согласно профилю подготовки.

Образовательная организация высшего профессионального образования обязана планировать работу концертмейстеров по дисциплинам: «специальный инструмент» («Оркестровые струнные инструменты» (по видам инструментов – скрипка, альт, виолончель, контрабас, арфа),  «Оркестровые духовые и ударные инструменты» (по видам инструментов – флейта, гобой, кларнет, фагот, саксофон, труба, валторна, тромбон, туба, ударные),  «Баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты» (по видам инструментов – баян, аккордеон, домра, бандура, гитара),   «ансамбль» по профилям «Фортепиано», («Оркестровые струнные инструменты» (по видам инструментов – скрипка, альт, виолончель, контрабас, арфа),  «Оркестровые духовые и ударные инструменты» (по видам инструментов – флейта, гобой, кларнет, фагот, саксофон, труба, валторна, тромбон, туба, ударные)  – из расчета 100 процентов количества времени, предусмотренного учебным планом на аудиторные занятия. В случае введения дисциплины «дирижирование» образовательная организация высшего профессионального образования обязана планировать работу концертмейстеров из расчета 200 процентов количества времени, предусмотренного учебным планом на аудиторные занятия.

7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:

обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин по выбору, предусмотренных ООП,  выбирать конкретные дисциплины;

при формировании  своей индивидуальной образовательной  программы обучающиеся имеют право получить консультацию в образовательной организации высшего профессионального образования по выбору дисциплин и их влиянию на профиль подготовки;

обучающиеся при переводе из другой образовательной организации высшего профессионального образования при наличии соответствующих документов имеют право на перезачет освоенных ранее дисциплин на основании аттестации;

обучающиеся обязаны  выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП образовательной организации высшего профессионального образования.

7.15. Раздел ООП бакалавриата «Учебная практика» является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.

 В соответствии с профилем при реализации ООП предусматриваются  следующие виды учебной практики:

Профиль подготовки «Фортепиано»:  педагогическая, исполнительская (сольная, ансамблевая, концертмейстерская).

Профиль подготовки «(«Оркестровые струнные инструменты» (по видам инструментов – скрипка, альт, виолончель, контрабас, арфа»:  педагогическая, исполнительская (сольная, ансамблевая); оркестровая.

Профиль подготовки «Оркестровые духовые и ударные инструменты» (по видам инструментов – флейта, гобой, кларнет, фагот, саксофон, труба, валторна, тромбон, туба, ударные)»:  педагогическая, исполнительская (сольная, ансамблевая); оркестровая.

Профиль подготовки ««Баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты» (по видам инструментов – баян, аккордеон, домра, бандура, гитара):  педагогическая, исполнительская (сольная, ансамблевая, концертмейстерская); оркестровая.

Все виды учебной практики проводятся рассредоточено по всему периоду обучения в форме аудиторных и самостоятельных занятий.

Базами педагогической практики  должны быть образовательные организации Донецкой Народной Республики соответствующего профиля (не менее 50 процентов аудиторного времени, отведенного на данный вид практики), организации дополнительного образования (детские школы искусств, музыкальные школы).

Исполнительская (сольная, ансамблевая и концертмейстерская)) практика проводится рассредоточено в течение всего периода обучения и представляет собой самостоятельную работу обучающихся (подготовка к концертным выступлениям, а также самостоятельная работа по предметам «специальный инструмент», «ансамбль», «концертмейстерский класс»), выступление на конкурсах, фестивалях, участие в концертных программах кафедры, факультета, образовательной организации высшего профессионального образования.

Оркестровая практика является дополнением курса «Оркестровый класс» и реализуется в форме аудиторных занятий. В соответствии с профилем подготовки бакалавров базами оркестровой практики должны быть учебные творческие коллективы образовательной организации высшего профессионального образования. Базами оркестровой практики могут быть структурные подразделения образовательной организации высшего профессионального образования, творческие коллективы, функционирующие в театрах, филармониях, других организациях культуры, образовательные организации Донецкой Народной Республики. При этом не менее 80 процентов времени, отведенного на оркестровую практику, должно отводиться на работу с учебными творческими коллективами.

Цель и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией высшего профессионального образования по каждому виду практики.

В качестве практики может рассматриваться научно-исследовательская работа обучающегося. В этом случае при разработке программы научно-исследовательской работы образовательная организация высшего профессионального образования должна предоставить возможность обучающимся:

активно использовать библиотечный фонд;

участвовать в научно-исследовательских семинарах и научных конференциях, научных школах по своей и смежной тематике;

выступать с докладами по результатам работы на научно-исследовательских семинарах, научных конференциях;

готовить материалы к публикациям в научных журналах и к докладам с использованием современного программного  обеспечения;

использовать Интернет при анализе результатов и определения областей их применимости к реальным задачам практической направленности.

Аттестация по итогам практики осуществляется выпускающей кафедрой на основе отчета (защиты научно-исследовательской работы) практиканта, утвержденного руководителем практики.

7.16. Реализация ООП бакалавриата должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной, научно-методической и художественно-творческой деятельностью.

Доля преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной ООП, должна быть не менее 70 процентов, ученую степень доктора наук и (или) ученое звание профессора должны иметь не менее 10 процентов преподавателей.

Преподаватели профессионального цикла должны иметь базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. Не менее 70 процентов преподавателей профессионального цикла по каждому из реализуемых профилей подготовки должны иметь ученое звание, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины. Не менее 20 процентов преподавателей, обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу по каждому из реализуемых профилей подготовки, должны иметь ученые степени,  соответствующие профилю преподаваемой дисциплины.

К преподавателям с учеными степенями и (или) учеными званиями приравниваются лица без ученых степеней и званий, имеющие в соответствующей профессиональной сфере государственные почетные звания Народный артист, Заслуженный деятель искусств, Заслуженный артист, лауреаты государственных премий по  профилю профессиональной деятельности.

7.17. ООП бакалавриата  должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам ООП. Содержание каждой из таких учебных дисциплин должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательной организации.

Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Реализация ООП бакалавриата должна обеспечиваться доступом обучающегося к базам данных и библиотечным фондам (в том числе фондам научно-исследовательских организаций партнеров), формируемых по полному перечню дисциплин ООП. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернета.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями учебной и учебно-методической литературы. При этом должна быть обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем 25 процентов учащихся.

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданий преимущественно за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного,  социального и экономического цикла – за последние 5 лет), а также изданиями, партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых произведений в объеме, соответствующем требованиям ООП, аудиофондами, мультимедийными материалами согласно профилю подготовки.

Фонд дополнительной литературы, помимо учебной, должен включать официальные справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 50 обучающихся.

Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернета.

7.18. Образовательная организация высшего профессионального образования, реализующая ООП подготовки бакалавров, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом  и соответствующим санитарным и противопожарным нормам.

Минимально необходимый для реализации ООП бакалавриата перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:

Большой концертный зал (с концертным роялем, пультами), малый концертный зал (с концертным роялем, пультами), библиотеку, читальный зал, помещения, соответствующие профилю подготовки бакалавров, для работы со специализированными материалами (фонотека, видеотека, фильмотека, видеозал), учебные аудитории для групповых и индивидуальных занятий, учебные аудитории для занятий по предмету «оркестровый класс» со специализированным оборудованием, учебные аудитории для занятий по предмету «дирижирование», оснащенными зеркалами и двумя роялями.

Для проведения занятий по предмету «современные информационные технологии» образовательная организация высшего профессионального образования должна располагать специальной аудиторией, оборудованной персональными компьютерами, электронно-музыкальным оборудованием.

Образовательная организация высшего профессионального образования должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

Для проведения занятий по предмету «фортепиано» образовательная организация высшего профессионального образования должна быть обеспечена роялями.

В образовательной организации высшего профессионального образования должны быть обеспечены условия для содержания, обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.

Первый заместитель Министра образования и науки Донецкой Народной Республики
М.Н. Кушаков

Для данного документа приложений нет.

В данный документ изменений не вносилось.