Вид документа: Приказ
Государственный информационно-правовой фонд: Государственный реестр нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики , Нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики
Наименование правотворческого органа: Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики
Дата документа: 16.09.2015
Номер документа: 519
Дата государственной регистрации: 29.09.2015
Регистрационный номер: 558
Заголовок документа: Об утверждении Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 08.01.06 Мастер сухого строительства
Действие документа: Архивная версия
Классификатор: 130.010.030 - Государственные образовательные стандарты. Образовательные программы. Образовательный процесс
Информация об опубликовании:
Информация не предоставлена ,
Дополнительные сведения:
Количество страниц:
Министерство образования и науки
Донецкой Народной Республики
Приказ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 558
от «29» сентября 2015 г.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 6 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании», подпунктов 40 пункта 2 раздела II Положения о Министерстве образования и науки, утверждённого Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 26.09.2014 года № 35-11 «Об утверждении Положения и структуры Министерства образования и науки», во исполнение статьи 9 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании», пункта 16 Правил разработки, утверждения государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утверждённых приказом Министерства образования и науки от 08.07.2015 г. № 297 (зарегистрированных в Министерстве юстиции 30 июля 2015 г. № 322),
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемый Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 08.01.06 Мастер сухого строительства
2. Контроль за исполнением приказа возложить на Первого заместителя Министра Кушакова М.Н.
3. Настоящий приказ вступает в силу с момента опубликования.
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 558
от «29» сентября 2015 г.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ 08.01.06 МАСТЕР СУХОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по профессии 08.01.06 Мастер сухого строительства для профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования, которые имеют право на реализацию имеющих государственную аккредитацию программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих по данной профессии, на территории Донецкой Народной Республики (далее — образовательная организация).
1.2. Право на реализацию программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 08.01.06 Мастер сухого строительства имеет образовательная организация при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Возможна сетевая форма реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций. В реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих с использованием сетевой формы наряду с образовательными организациями также могут участвовать медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных программой подготовки квалифицированных рабочих, служащих.
- ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ, СОКРАЩЕНИЯ
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
СПО — среднее профессиональное образование;
ПОО – профессиональная образовательная организация;
ГОС СПО — государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;
ППКРС — программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии;
ОК — общая компетенция;
ПК — профессиональная компетенция;
ПМ — профессиональный модуль;
МДК — междисциплинарный курс.
Понятия и их толкования:
Результаты образования: демонстрируемые выпускником по завершении образования (курса, модуля, учебной дисциплины и т.д.) и измеряемые знания, умения, навыки, которые выражаются с помощью («на языке») компетенций.
Результаты образования описывают в общих терминах те качества и навыки, которыми должен обладать выпускник, завершающий образование на одном из уровней среднего профессионального образования. Они призваны отразить конкретные требования отраслей, перспектив их развития, профилей. Результаты образования выражаются в терминах порогового (минимального, необходимого) уровня, который, как ожидается, должен быть достигнут студентами по окончании обучения. Они выступают в роли базовых структурных элементов образования.
Компетенция: динамичная совокупность знаний, умений, навыков, способностей, ценностей, необходимая для эффективной профессиональной и социальной деятельности, личностного развития выпускников и которую они обязаны освоить и продемонстрировать после завершения части или всей образовательной программы.
Компетенции расцениваются как структурирующий принцип современного среднего профессионального образования. При этом подчеркивается акцент на способности к действию, сочетание знаний и умений с психосоциальными предпосылками.
Основная образовательная программа: системно организованный комплекс учебно-методических документов разного уровня, регламентирующий цели, ожидаемые результаты, содержание и реализацию образовательного процесса по заданному направлению (специальности) подготовки.
Модуль: комплекс учебных занятий, отличающийся содержательным, методическим, организационным, оценочным, технологическим и временным единством, имеющим как дисциплинарный, так и междисциплинарный характер.
При разработке конкретной комбинации модулей следует учитывать результаты образования, которым должны соответствовать обучающиеся после успешного изучения модулей.
Профиль: совокупность основных черт какой-либо профессии (направления, специальности) среднего профессионального образования, определяющих конкретную направленность образовательной программы.
Зачетная единица: студентоцентрированное исчисление учебной нагрузки (трудоемкости), необходимой для достижения целей, результатов и компетенций, определенных образовательной программой. Зачетная единица равна 36 академическим часам общей трудоемкости. Отражаемый в зачетной единице объем работы обучающегося включает лекции, семинарские и практические занятия, курсовые работы, рефераты, контрольные работы по дисциплинам, зачеты. Зачетные единицы назначаются всем компонентам ППКРС (модулям, учебным циклам и дисциплинам, производственной практике и т.д.)
Трудоустраиваемость – это совокупность достижений навыков, пониманий и личностных характеристик, которая раскрывает перспективы выпускников с точки зрения трудоустройства и успешности в выбранной профессии и которая служит на пользу самим выпускникам, сообществу и развитию государства.
3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ ПО ПРОФЕССИИ
3.1. Сроки получения СПО по профессии 08.01.06 Мастер сухого строительства в очной форме обучения и соответствующие квалификации приводятся в Таблице 1.
Таблица 1
Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППКРС | Наименование квалификации (профессий по общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих СПО)1 | Срок получения СПО по ППКРС в очной форме обучения2 |
среднее общее образование | Маляр строительный
Облицовщик-плиточник Облицовщик синтетическими материалами Штукатур Столяр строительный Монтажник каркасно-обшивных конструкций |
10 мес. |
основное общее образование | 2 года 10 мес.3 | |
основное общее образование без получения среднего общего образования в ПОО | 1 год 10 мес.4 |
1 ГОС СПО в части требований к результатам освоения ППКРС ориентирован на присвоение выпускнику квалификации выше средней квалификации для данной профессии.
2 Независимо от применяемых образовательных технологий.
3 Образовательные организации, осуществляющие подготовку квалифицированных рабочих, служащих на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования в пределах ППКРС, в том числе с учетом получаемой профессии СПО.
4.При условии получения среднего общего образования в образовательных организациях с очно-заочной (сменной, вечерней) формой обучения и без получения среднего общего образования (среднее общее образование обучающиеся получают в организациях с вечерней формой обучения).
3.2. Рекомендуемый перечень возможных сочетаний профессий рабочих, должностей служащих по Перечню профессий рабочих, должностей служащих СПО при формировании ППКРС:
столяр строительный — облицовщик-плиточник — облицовщик синтетическими материалами;
столяр строительный — штукатур — облицовщик синтетическими материалами;
столяр строительный — облицовщик синтетическими материалами — маляр строительный;
штукатур — монтажник каркасно-обшивных конструкций;
облицовщик-плиточник — монтажник каркасно-обшивных конструкций.
Выбор сочетаний может быть проведен по усмотрению ПОО, но не менее 2-х и не более 3-х квалификаций.
Рекомендуемые сроки получения СПО по ППКРС независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются:
для обучающихся по очно-заочной форме обучения:
на базе среднего общего образования — не более чем на 1 год;
на базе основного общего образования — не более чем на 1,5 года;
для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья — не более чем на 6 месяцев.
4. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: выполнение столярно-плотничных, штукатурных, облицовочных и малярных работ при деревообработке, производстве изделий из дерева, строительстве, отделке, ремонте и реконструкции зданий и сооружений всех типов.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
здания и сооружения, их элементы;
материалы для столярных и отделочных строительных работ;
технологии столярных и отделочных строительных работ;
строительные машины, средства малой механизации;
деревообрабатывающие станки, инструменты и приспособления для столярных и отделочных строительных работ;
схемы производства столярных и отделочных строительных работ.
4.3. Обучающийся по профессии Мастер сухого строительства готовится к следующим видам деятельности:
4.3.1. Обработка древесины и производство изделий из дерева.
4.3.2. Выполнение штукатурных работ.
4.3.3. Выполнение столярно-плотничных работ.
4.3.4. Устройство покрытий полов и облицовка стен.
4.3.5. Выполнение малярных работ.
5. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ
5.1. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
5.2. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Обработка древесины и производство изделий из дерева.
ПК 1.1. Выполнять операции по обработке древесины и конструкционных материалов.
ПК 1.2. Изготавливать столярные детали и изделия.
ПК 1.3. Выполнять антисептирование и огнезащиту древесины.
ПК 1.4. Собирать и монтировать столярные изделия и конструкции.
ПК 1.5. Выполнять подготовительные работы для остекления.
ПК 1.6. Выполнять остекление конструкций.
ПК 1.7. Выполнять ремонт остекления.
5.2.2. Выполнение штукатурных работ.
ПК 2.1. Выполнять подготовку поверхностей под оштукатуривание.
ПК 2.2. Выполнять оштукатуривание поверхностей.
ПК 2.3. Выполнять ремонт оштукатуренных поверхностей.
5.2.3. Выполнение столярно-плотничных работ.
ПК 3.1. Выполнять монтаж оконных, дверных блоков, встроенной мебели и лестниц.
ПК 3.2. Устраивать подвесные и натяжные потолки.
ПК 3.3. Выполнять обшивку поверхностей деревянными изделиями и крупноразмерными листами.
ПК 3.4. Изготавливать каркасные перегородки.
ПК 3.5. Выполнять ремонт столярно-плотничных изделий и конструкций.
5.2.4. Устройство покрытий полов и облицовка стен.
ПК 4.1. Выполнять облицовку поверхностей керамическими, бетонными плитками и каменными плитами.
ПК 4.2. Выполнять паркетные покрытия полов.
ПК 4.3. Выполнять настилку ковровых покрытий и линолеума.
ПК 4.4. Выполнять оклеивание поверхностей обоями.
ПК 4.5. Выполнять ремонт покрытий и облицовки поверхностей.
5.2.5. Выполнение малярных работ.
ПК 5.1. Выполнять подготовку поверхностей под окрашивание.
ПК 5.2. Выполнять окрашивание внутренних и наружных поверхностей.
ПК 5.3. Выполнять ремонт окрашенных поверхностей.
- ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ
6.1. ППКРС предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общепрофессионального;
профессионального
и разделов:
физическая культура;
учебная практика;
производственная практика;
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть ППКРС должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования.
Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемой(ым) квалификации(ям). В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС должна предусматривать изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», которую можно интегрировать с дисциплиной «Охрана труда». Объем часов на дисциплину «Безопасность жизнедеятельности» составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части учебных циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы – 70% от общего объема времени отведенного на указанную дисциплину.
Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
Таблица 2
Структура программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
Индекс | Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту | Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.) | В т.ч. часов обязательных учебных занятий | Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) | Коды формируемых компетенций |
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел «Физическая культура» | 864 | 576 | |||
ОП.00 | Общепрофессиональный учебный цикл | 482 | 330 | ||
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:
уметь: выполнять эскиз деталей с обмером и нанесением размеров; читать строительные чертежи с условными обозначениями, схемы; читать чертежи планов, разрезов и фасадов зданий; выполнять технические рисунки строительных изделий и конструкций; знать: линии чертежа и их назначение, масштабы чертежей; маркировку строительных чертежей; назначение и виды чертежей планов, разрезов и фасадов зданий |
ОП.01. Строительное черчение | ОК 1-7
ПК 1.1-5.3 |
|||
уметь:
рационально и комплексно использовать строительные и отделочные материалы; определять породы древесины; изготавливать различные виды заготовок с различными профилями; отличать по внешним признакам шпон, фанеру, фанерные плиты, древесные плиты и древесноволокнистые плиты; готовить простые и сложные растворы и растворные смеси для штукатурных и облицовочных работ; приготавливать различные малярные составы для подготовки и отделки поверхностей и профессионально их использовать; подбирать виды стекол и обои в соответствии с назначением помещений; знать: свойства древесины; пороки древесины и способы их устранения; правила хранения и способы сушки древесины; предохранение древесины от гниения, разрушения насекомыми и от возгорания; виды листовых, пленочных и облицовочных материалов, их свойства и применение; свойства вяжущих строительных материалов; виды штукатурных и облицовочных растворов и модифицированных смесей; виды стекол, свойства, применение; свойства, виды, характеристику и назначение малярных составов; виды материалов для обойных работ |
ОП.02.
Материаловедение |
ОК 1-7
ПК 1.1-5.3 |
|||
уметь:
определять виды, элементы электрических цепей на электрических схемах; графически изображать электрические цепи с активными и реактивными элементами; составлять техническую характеристику прибора по его шкале; определять коэффициент трансформации и расположение трансформатора на электрических схемах; условно изображать на электрических схемах электрические машины; определять виды и расположение электронных приборов на электрических схемах; знать: условные обозначения на электрических схемах; основные характеристики электрического тока; виды магнитных материалов и характеристики магнитного поля; виды и принцип работы электроизмерительных приборов; устройство и принцип действия трансформаторов; принцип действия электрических машин постоянного и переменного тока; электронные приборы и их устройство |
ОП.03. Электротехника | ОК 1-7
ПК 1.1-5.3 |
|||
уметь:
описывать действия рынка, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета; объяснять причины неравенства доходов, виды инфляции; приводить примеры факторов производства, организаций разных организационных форм; знать: функции денег, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, виды ценных бумаг, факторы экономического роста |
ОП.04. Экономика организации | ОК 1-7
ПК 1.1-5.3 |
|||
уметь:
различать виды зданий и сооружений и их конструктивные элементы; читать рабочие чертежи планов этажей, разрезов, фасадов зданий; соблюдать технологическую последовательность выполнения строительных работ; выполнять расчет расхода строительных материалов; руководствоваться строительными нормами и правилами, государственными стандартами и проектом производства работ на столярные, монтажные и отделочные работы; контролировать и анализировать эффективность использования рабочего времени; знать: классификацию и требования, предъявляемые к зданиям и сооружениям по объемно-планировочному и конструктивному решению; правила чтения строительных чертежей; основные конструктивные и архитектурные элементы зданий и сооружений; последовательность строительных и отделочных работ; типовые технологические карты на выполнение столярно-монтажных и отделочных работ; строительные нормы и правила, государственные стандарты на столярно-монтажные и отделочные работы |
ОП.05.
Основы строительного производства |
ОК 1-7
ПК 1.1-5.3 |
|||
уметь:
выполнять устройство временных ограждений и тротуаров на строительной площадке, правильно складировать материалы; использовать сигнальные цвета и знаки безопасности; безопасно для жизни и здоровья выполнять столярно-монтажные и отделочные работы; безопасно работать с электрифицированным инструментом и на станках; обезопасить себя от поражения электрическим током; обеспечивать пожарную безопасность на производстве; оказывать первую доврачебную помощь; знать: виды инструктажей; нормативные документы по охране труда; виды контроля над соблюдением законодательных нормативных актов по охране труда; устройство ограждений, освещений, временных дорог, коммуникаций; правила складирования материалов; требования охраны труда при столярно-плотничных, монтажных и отделочных работах; правила безопасной эксплуатации строительных машин, механизмов, электроинструментов и деревообрабатывающих станков; основные меры защиты от поражения электрическим током; основы пожарной безопасности; несчастные случаи на производстве и их расследование |
30 | ОП.06.
Охрана труда |
ОК 1-7
ПК 1.1-5.3 |
||
уметь:
организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и в быту; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения; ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии; применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией; владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; оказывать первую помощь пострадавшим; знать: принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности республики; основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и в быту, принципы снижения вероятности их реализации; основы военной службы и обороны государства; задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО; область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим |
32 | ОП.07. Безопасность жизнедеятельности | ОК 1-7
ПК 1.1-5.3 |
||
П.00 | Профессиональный учебный цикл | 302 | 206 | ||
ПМ.00 | Профессиональные модули | 302 | 206 | ||
ПМ.01 | Обработка древесины и производство изделий из дерева
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: обработки древесины и производства изделий из дерева; сборки столярных изделий и конструкций и выполнения работ по остеклению изделий и конструкций; уметь: производить подготовку и наладку инструмента; выполнять операции по обработке древесины и производства изделий из дерева ручным и электроинструментом; исправлять возможный брак и дефекты, возникающие при обработке древесины; читать чертежи и схемы изготовления столярных деталей и изделий; выполнять операции по изготовлению изделий на станках, ручным и электроинструментом; выполнять сопряжение элементов столярных изделий; собирать оконные и дверные блоки, столярные щиты встроенной мебели и лестниц; подбирать составы для антисептирования и огнезащиты; выполнять антисептирование и огнезащиту различными способами; подбирать инструменты и материалы для остекления; выполнять раскрой стекла с наименьшими отходами; выполнять остекление конструкций; соблюдать правила охраны труда; знать: организацию рабочего места столяра-плотника; основы резания древесины; особенности обработки различных пород древесины; разметку и разметочный инструмент; операции по обработке древесины и конструкционных материалов на основе древесины и применяемый инструмент; устройство и применение деревообрабатывающих станков; устройство и принцип действия электроинструментов; правила разметки заготовок для столярных деталей и изделий; технологию изготовления фрезерованных деталей, деталей оконных и дверных блоков, элементов каркасов перегородок, обрешетки под облицовку стен и потолков; способы изготовления сопряжений столярных изделий; технологию сборки оконных и дверных блоков, столярных щитов для встроенной мебели и лестниц; составы для антисептирования и огнезащиты и их свойства; способы нанесения антисептиков и антипиренов; инструменты и материалы для стекольных работ; способы раскроя стекла; последовательность операций при остеклении различных конструкций; безопасные приемы и методы работ |
МДК.01.01.
Изготовление столярно-плотничных изделий и конструкций |
ОК 1-7
ПК 1.1-1.7 |
||
ПМ.02 | Выполнение штукатурных работ
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: подготовки поверхностей под оштукатуривание; оштукатуривания поверхностей; ремонта оштукатуренных поверхностей; уметь: придавать поверхностям шероховатость; выполнять провешивание; устраивать марки и маяки; устранять дефекты поверхностей; приготавливать различные штукатурные растворы и смеси; устанавливать леса и подмости для выполнения работ; выполнять оштукатуривание потолков, стен, перегородок, пилястр, колонн; выполнять разделку углов, падуг, тяг; удалять слои старой штукатурки; выполнять подготовку поверхностей под оштукатуривание при ремонтных работах; выполнять расшивку и заделку трещин, очистку набела; выполнять оштукатуривание при ремонтных работах; применять безопасные приемы и методы труда; знать: инструменты и механизмы для выполнения подготовительных работ; устройство и принцип действия электроинструментов; способы провешивания и устройства маяков; составы и технологию приготовления растворов и смесей; технологию оштукатуривания поверхностей; технологию разделки углов и падуг и вытягивания тяг; инструменты для ремонтных работ; способы удаления слоев старой штукатурки; способы расшивки и заделки трещин, очистки набела; технологию оштукатуривания поверхностей при ремонтных работах; правила безопасного труда |
МДК.02.01.
Оштукатуривание поверхностей |
ОК 1-7
ПК 2.1-2.3 |
||
ПМ.03 | Выполнение столярно-плотничных работ
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: по монтажу оконных и дверных блоков, встроенной мебели, лестниц; по устройству подвесных и натяжных потолков; обшивки поверхностей различными материалами; по изготовлению каркасных перегородок; по ремонту столярно-плотничных изделий и конструкций; уметь: выполнять гидроизоляцию оконных и дверных коробок, каркасов встроенной мебели, элементов лестниц; читать строительные чертежи и схемы на установку столярно-плотничных изделий; устанавливать оконные и дверные блоки в проем, встроенную мебель и лестницы; производить разметку для установки профилей подвесных и натяжных потолков; производить монтаж каркасов; выполнять подшивку потолков листовыми материалами, укладку плиточных и реечных панелей, натягивать пленки, закреплять профили; выполнять разметку проектного положения конструкций; раскраивать материал для монтажа обрешетки; устанавливать обрешетку; выполнять работы по тепло- и звукоизоляции поверхностей; выполнять обшивку поверхностей крупноразмерными листами, панелями, фрезерованной доской; выполнять заделку стыков, устанавливать декоративные планки; выполнять разметку мест установки перегородок; изготавливать и устанавливать каркасы перегородок; выполнять тепло- и звукоизоляцию; выполнять обшивки каркасов; выявлять причины, виды износа и повреждений столярных изделий и конструкций; определять способы ремонта; выполнять ремонтные работы; соблюдать правила охраны труда; знать: инструменты для выполнения работ; устройство и принцип действия электроинструментов; основы строительного черчения и чтения чертежей; вынесение проектных отметок; выполнение антисептирования и гидроизоляции каркасов встроенной мебели, элементов лестниц; технологию установки оконных и дверных блоков, встроенной мебели, лестниц; виды подвесных и натяжных потолков; элементы потолков; технологию устройства подвесных и натяжных потолков; материалы для обшивки поверхностей; технологию обшивки; типы каркасно-обшивных перегородок; виды узлов и элементов перегородок; технологическую последовательность монтажа каркасов; способы устройства тепло- и звукоизоляции; технологическую последовательность обшивки крупноразмерными листами, панелями, фрезерованной доской; технологию ремонта столярно-плотничных изделий и конструкций; безопасные приемы и методы работ |
МДК.03.01. Столярно-плотничные работы на строительных объектах | ОК 1-7
ПК 3.1-3.5 |
||
ПМ.04 | Устройство покрытий полов и облицовка стен
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен иметь практический опыт: устройства покрытий полов и облицовки стен; настилки ковровых покрытий и линолеума; оклеивания поверхностей обоями; ремонта покрытий и облицовки поверхностей; уметь: читать чертежи на устройство полов и облицовку стен; выносить отметки чистого пола; устраивать основания полов; устраивать тепло- и гидроизоляцию полов; выполнять подготовку и разбивку поверхностей полов и стен под облицовку; приготавливать растворы и смеси для плиточных работ; выполнять резку плиток и плит; выполнять облицовку поверхностей различными способами; удалять возможные дефекты облицованных поверхностей; настилать паркетные покрытия; настилать ковровые покрытия и линолеум; подготавливать различные поверхности под оклеивание; оклеивать поверхности различными видами обоев с использованием новых технологий; устранять возможные дефекты; определять виды износа и дефектов покрытий и облицовки; снимать поврежденные участки покрытий; выполнять ремонт покрытий и облицовки; применять безопасные приемы и методы труда; знать: основы строительного черчения; вынесение проектных отметок; материалы и инструменты для плиточных и обойных работ, для покрытия полов; технологию облицовки поверхностей керамическими, бетонными плитками и каменными плитами; технологию устройства паркетных полов; способы настилки ковровых покрытий и линолеума; технологии оклеивания поверхностей; технологии ремонта покрытий и облицовки; правила охраны труда |
МДК 04.01. Покрытия полов и облицовка стен | ОК 1-7
ПК 4.1-4.5 |
||
ПМ.05 | Выполнение малярных работ
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: подготовки поверхностей под окрашивание; окрашивания внутренних и наружных поверхностей; ремонта окрашенных поверхностей; уметь: подбирать инструменты и малярные составы для окрашивания поверхностей; удалять дефекты, выполнять выравнивание окрашиваемых поверхностей; выполнять грунтование поверхностей; окрашивать поверхности различными способами; выполнять декоративные и фактурные отделки; снимать старые красочные покрытия; соблюдать правила охраны труда; знать: малярные составы и инструменты для окрашивания поверхностей; методы нанесения составов для подготовки поверхностей под окрашивание; технологические процессы окрашивания различных поверхностей; виды декоративных и фактурных отделок; технологию ремонта окрашенных поверхностей; безопасные приемы и методы работ |
МДК 05.01. Малярные работы | ОК 1-7
ПК 5.1-5.3 |
||
ФК.00 | Физическая культура
уметь: использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; знать: о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни |
80 | 40 | ОК 1-7
ПК 1.1-5.3 |
|
Вариативная часть учебных циклов ППКРС
(определяется образовательной организацией) |
216 | 144 | |||
Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел «Физическая культура», и вариативной части ППКРС | 1080 | 720 | |||
УП.00 | Учебная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования | 19/39 нед. | 684/1404 | ОК 1-7
ПК 1.1-5.3 |
|
ПП.00 | Производственная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования | ||||
ПА.00 | Промежуточная аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования | 1/2 нед. | |||
ГИА.00 | Государственная итоговая аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования | 1/2 нед. |
Таблица 3
Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 43/65 недель, в том числе:
Обучение по учебным циклам и разделу «Физическая культура» | 20 нед. |
Учебная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования | 19/39 нед. |
Производственная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования | |
Промежуточная аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования | 1/2 нед. |
Государственная итоговая аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования | 1/2 нед. |
Каникулы | 2 нед. |
Итого | 43/65недель |
7. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ
7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ГОС СПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по Перечню с учетом соответствующей примерной ППКРС.
Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемым квалификациям, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ППКРС образовательная организация:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППКРС, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;
обязана ежегодно обновлять ППКРС с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ГОС СПО;
обязана в рабочих программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязана обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязана формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должна предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. При реализации ППКРС обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Законом «Об образовании» (принят Народным Советом Донецкой Народной Республики 19.06.2015 года. Постановление № I-233П-НС, вступил в силу 07.07.2015 г. № 55 — I НС).
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ППКРС и консультации.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.
7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.
7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.
7.7. По дисциплине «Физическая культура» могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
7.8. Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах ППКРС, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии СПО.
Срок освоения ППКРС в очной форме обучения для лиц обучающихся на базе основного общего образования увеличивается на 82 недели из расчета:
Теоретическое обучение
(при обязательной учебной нагрузки 36 часов в неделю) |
57 недель |
Промежуточная аттестация | 3 недели |
Каникулы | 22 недели |
7.9. Консультации для обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией.
7.10. В период обучения при наличии финансирования, материально-технических возможностей соответствующей структуры с совершеннолетними юношами могут проводится учебные сборы.
7.11. В период обучение с юношами могут проводится учебные сборы.
7.12. Практика является обязательным разделом ППКРС. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППКРС предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.
Учебная практика и производственная практика проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
7.13. Реализация ППКРС должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1 — 2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено ГОС СПО для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 5 лет.
7.14. ППКРС должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППКРС.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация ППКРС должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППКРС. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданными за последние 5 лет.
Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 5 наименований отечественных журналов.
Образовательная организация должна предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными организациями, в том числе образовательными организациями, и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.
7.15. Финансирование реализации ППКРС должно осуществляться в объеме не ниже установленных государственных нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня.
7.16. Образовательная организация, реализующая ППКРС, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.
Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений определяется в соответствии с учебным планом учреждений среднего профессионального образования.
Рекомендуемый перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений
Кабинеты:
технологии отделочных строительных и столярных работ;
материаловедения;
строительного черчения;
электротехники;
безопасности жизнедеятельности и охраны труда.
Лаборатории:
информационных технологий;
материаловедения.
Мастерские:
облицовочных работ (керамическими и синтетическими материалами);
по отделке поверхностей гипсокартонными листами;
штукатурных работ;
малярных работ;
ручной обработки древесины;
механизированной обработки древесины.
Спортивный комплекс:
спортивный зал;
открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;
стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.
Залы:
библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;
актовый зал.
Реализация ППКРС должна обеспечивать:
выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;
освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательной организации или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.
При использовании электронных изданий образовательная организация должна обеспечить каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.
Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
8. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ
8.1. Оценка качества освоения ППКРС должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестацию обучающихся.
8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательной организацией самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.
8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ППКРС (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции.
Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплинам и междисциплинарным курсам в составе профессиональных модулей разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно, а для промежуточной аттестации по профессиональным модулям и для государственной итоговой аттестации — разрабатываются и утверждаются образовательной организацией после предварительного положительного заключения работодателей.
Для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (междисциплинарным курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться преподаватели смежных дисциплин (курсов). Для максимального приближения программ промежуточной аттестации обучающихся по профессиональным модулям к условиям их будущей профессиональной деятельности образовательной организацией в качестве внештатных экспертов должны активно привлекаться работодатели.
8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:
оценка уровня освоения дисциплин;
оценка компетенций обучающихся.
Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.
8.5. К государственной итоговой аттестации допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план по ППКРС, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования .
8.6. Государственная итоговая аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа).
Обязательные требования — соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей; выпускная практическая квалификационная работа должна предусматривать сложность работы не ниже разряда по профессии рабочего, предусмотренного ГОС СПО.
Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательной организации.
Для проведения государственной итоговой аттестации выпускников преподавателями выпускающих предметно–цикловых комиссий для каждого направления и специальности разрабатывается программа государственной аттестации, которая после её рассмотрения на их заседаниях и заседании педагогического совета с участием председателей государственных экзаменационных комиссий утверждается учреждением СПО в установленном порядке.
8.7. Обучающиеся по ППКРС, не имеющие среднего общего образования, в соответствии с частью 6, статьи 65 Закона «Об образовании» Донецкой Народной Республики, Постановление № I-233П-НС от 19.06.2015 года, вправе бесплатно пройти государственную итоговую аттестацию, которой завершается освоение образовательных программ среднего общего образования. При успешном прохождении указанной государственной итоговой аттестации аккредитованной образовательной организацией обучающимся выдается аттестат о среднем общем образовании.
Изменяется на основании: Приказ №181 от 02.03.2016
Отменяется на основании: Приказ №152-НП от 27.10.2020
Начальная версия от 29.09.2015