watermark
Перейти к текущей редакции Печать

Вид документа: Приказ

Наименование правотворческого органа: Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики

Дата документа: 22.01.2016

Номер документа: 55

Дата государственной регистрации: 09.02.2016

Регистрационный номер: 982

Заголовок документа: Об утверждении Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 39.03.02 «Социальная работа»

Действие документа: Архивная версия

Классификатор: 130.010.030 - Государственные образовательные стандарты. Образовательные программы. Образовательный процесс

Информация об опубликовании: Официальный сайт Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики http://mondnr.ru, 09.02.2016

Дополнительные сведения:

Количество страниц:

watermark
НПА ДНР

Министерство образования и науки
Донецкой Народной Республики

 

Приказ

22.01.2016
№55
НПА ДНР
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 982
от   «09» февраля 2016  г.
Об утверждении Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 39.03.02 «Социальная работа»

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 6 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании», подпунктом 12.56 пункта 12 раздела II Положения о Министерстве образования и науки, утверждённого Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 22.07.2015 года № 13-43 «Об утверждении Положения и структуры Министерства образования и науки», во исполнение статьи 9 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании», пункта 16 Правил разработки, утверждения государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утверждённых приказом Министерства образования и науки от 08.07.2015 г. № 297 (зарегистрированных в Министерстве юстиции 30 июля 2015 г. № 322),

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемый Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 39.03.02 «Социальная работа».

2. Контроль за исполнением приказа возложить на Первого заместителя Министра Кушакова М.Н.

3. Настоящий приказ вступает в силу со дня официального опубликования.

Министр образования и науки
Л.П. Полякова
НПА ДНР
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 982
от   «09» февраля 2016  г.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 39.03.02 «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА»

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящий государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ГОС ВПО, стандарт) представляет собой совокупность обязательных требований к высшему образованию – программ подготовки образовательного уровня «бакалавриат» 39.03.02 «Социальная работа», реализуемым образовательными организациями высшего образования (далее – образовательная организация), имеющими соответствующую лицензию на осуществление образовательной деятельности.

1.2. Право на реализацию основных образовательных программ образовательные учреждения высшего профессионального образования имеют при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченными органами исполнительной власти, возможности применения информационно-коммуникативных технологий, а также наличия адаптированной образовательной программы для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

ВПО — высшее профессиональное образование;

ГОС ВПО — государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования;

ОК — общекультурные компетенции;

ОПК — общепрофессиональные компетенции;

ООП — основная образовательная программа;

ПК — профессиональные компетенции;

ПМ — профессиональный модуль;

В соответствии с целями настоящего ГОС ВПО использованы термины и определения.

Результаты образования — демонстрируемые студентом (выпускником) по завершении образования (курса, модуля, учебной дисциплины и т.д.) и измеряемые знания, умения, навыки, которые выражаются с помощью («на языке») компетенций.

Результаты образования описывают в общих терминах те качества и навыки, которыми должен обладать выпускник, завершающий образование на одном из уровней высшего профессионального  образования. Они призваны отразить конкретные требования отраслей, перспектив их развития, профилей. Результаты образования выражаются в терминах порогового (минимального, необходимого) уровня, который, как ожидается, должен быть достигнут студентами по окончании обучения. Они выступают в роли базовых структурных элементов образования

Компетенция — динамичная совокупность знаний, умений, навыков, способностей, ценностей, необходимая для эффективной профессиональной и социальной деятельности и личностного развития выпускников и которую они обязаны освоить и продемонстрировать после завершения части или всей образовательной программы.

Компетенции расцениваются как структурирующий принцип современного высшего профессионального образования. При этом подчеркивается акцент на способности к действию и учет контекстов, сочетание знаний и умений с психосоциальными предпосылками.

Модуль — комплекс учебных занятий, отличающийся содержательным, методическим, организационным, оценочным, технологическим и временным единством, имеющим как дисциплинарный, так и междисциплинарный характер.

При разработке конкретной комбинации модулей следует учитывать результаты образования, которым должны соответствовать студенты после успешного изучения модулей.

ГОС может проектироваться в модуляризированной, традиционной или смешанной формах. В этом случае различаются способы назначения зачетных единиц. Сама модуляризация рассматривается как всеобъемлющий организационный принцип при введении уровневой структуры высшего образования.

Профиль — совокупность основных черт какой-либо профессии (направления, специальности) высшего профессионального  образования, определяющих конкретную направленность образовательной программы.

Зачетная единица — студентоцентрированное исчисление учебной нагрузки (трудоемкости), необходимой для достижения целей, результатов и компетенций, определенных образовательной программой.

Вводимая в ВПО система зачетных единиц в методологическом и количественном планах в целом совместима с ECTS – Европейской системой переноса и накопления кредитов. Это позволяет высказать три рекомендации.

Во-первых, учебная нагрузка студентов состоит из времени, которое необходимо для завершения всех видов учебной деятельности (посещение лекций, выполнение проектов, экзамены и т.п.).

Во-вторых, зачетные единицы назначаются всем компонентам ГОС (модулям, учебным циклам и дисциплинам, производственной практике и т.д.).

III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

3.1. Получение образования по программе бакалавриата допускается только в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования.

3.2. Обучение по программам подготовки образовательного уровня «бакалавриат» с присвоением квалификации «бакалавр» в образовательных организациях осуществляется в очной, очно-заочной или заочной формах обучения.

Обучение в очно-заочной или заочной формах обучения допускается при обеспечении возможности прохождения практик по образовательной программе по месту работы обучающегося.

3.3. Объем программы бакалавриата составляет 240 зачетных единиц (з.е.) вне зависимости от формы обучения, применяемых образовательных технологий, реализации программы несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность с использованием сетевой формы, реализации обучения по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренному обучению.

3.4. Срок получения образования по программе бакалавриата по направлению подготовки в очной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, независимо от применяемых образовательных технологий, составляет 4 года.

Объем программы бакалавриата в очной форме обучения, реализуемый за один учебный год, составляет 60 з.е.

3.5. Срок получения образования по программе бакалавриата, реализуемой в очно-заочной или заочной форме обучения, независимо от применяемых образовательных технологий, увеличивается не менее чем на 3 месяцев и не более чем на 0,5 года (по усмотрению образовательной организации) по сравнению со сроком получения образования в очной форме обучения.

Объем программы бакалавриата в очно-заочной или заочной форме обучения, реализуемый за один учебный год, определяется образовательной организацией самостоятельно.

3.6. Срок получения образования по программе бакалавриата при обучении по индивидуальному учебному плану независимо от формы обучения устанавливается образовательной организацией самостоятельно, но не более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения. Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья срок получения образования по индивидуальным учебным планам может быть увеличен не более чем на один год.

Объем программы бакалавриата за один учебный год при обучении по индивидуальному учебному плану независимо от формы обучения не может составлять более 75 з.е.

3.7. При реализации программ бакалавриата по данному направлению подготовки могут применяться электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. При обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации  в доступных для них формах.

3.8. Реализация программ бакалавриата по данному направлению подготовки возможна в сетевой форме.

3.9. Граждане других государств принимаются на обучение по направлению 39.03.02 «Социальная работа» на основании международных договоров на условиях, определенных этими договорами, а также договоров, заключенных учебным заведением с зарубежными учебными заведениями, организациями или индивидуальных договоров, контрактов.

 IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ, ОСВОИВШИХ ПРОГРАММУ БАКАЛАВРИАТА

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших бакалаврские программы по направлению 39.03.01 «Социальная работа», включает:

— государственная служба занятости;

— государственная служба медико-социальной экспертизы;

— миграционная служба;

— МЧС;

— пенитенциарная система;

— предприятия, фирмы (государственные, частные, общественные, а также промышленные и сельскохозяйственные);

— ритуальная служба;

— силовые структуры;

— система здравоохранения и психологическая помощь;

— система культуры;

— система образования и социально-педагогическая помощь;

— система пенсионного обеспечения;

— система социального обслуживания;

— система социального страхования;

— система социальной защиты и социально-правовой патронаж.

4.2. Объекты профессиональной деятельности бакалавров:

— отдельные лица, семьи, группы населения и общности, нуждающиеся в социальной поддержке, помощи, защите и социальном обслуживании;

— коллективы учреждений социальной сферы;

— общественные организации (фонды, ассоциации, объединения);

— специалисты и подразделения учреждений, организаций, органов управления социальной защиты населения, социального обслуживания, социального страхования, пенсионного обеспечения, здравоохранения, образования, культуры;

— социально ориентированный бизнес.

4.3. Бакалавр по направлению подготовки 39.03.02 «Социальная работа» готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

— социально-технологическая;

— организационно-управленческая;

— исследовательская;

— социально-проектная.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.

4.4. Бакалавр по направлению подготовки 39.03.02 «Социальная работа» должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

социально-технологическая:

разработка и эффективное применение социальных технологий, учитывающих особенности современного сочетания глобального, национального и регионального, специфику социокультурного развития человека и общества, обеспечения его социального здоровья;

целенаправленная и эффективная разработка и реализация моделей современных технологий психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы в области социальной защиты, социального обслуживания и социальной поддержки населения;

обеспечение высокой культуры технологий социальной защиты, социального обслуживания и социальной поддержки населения, благополучия граждан, их физического, психического и социального здоровья;

личное участие в посреднической, социально-профилактической и консультационной деятельности, организация бесконфликтного делового общения с сотрудниками и подопечными (клиентами) по проблемам социальной адаптации, абилитации и реабилитации;

самостоятельное (на уровне технологического процесса) и творческое осуществление, поиск оптимального способа оказания социальной помощи и услуг отдельным лицам, социальным группам;

личностно-ответственное участие в создании социально благоприятной среды инновационной деятельности организаций, учреждений, коллективов и служб социальной защиты населения;

профессионально и граждански мотивированное участие в решении проблем клиентов путем привлечения соответствующих специалистов и мобилизации собственных сил, физических, психических и социальных ресурсов человека, обеспечения его здорового образа жизни;

предупреждение личной профессиональной деформации, профессиональной усталости, профессионального «выгорания», девиаций социального здоровья;

исследовательская:

изучение особенностей культуры социальной жизни, благополучия, поведения различных национально-этнических и половозрастных, а также социально-классовых групп;

анализ специфики социокультурного пространства, инфраструктуры обеспечения социального благополучия представителей различных общественных групп;

анализ, структурирование, оценка социальной информации с разных точек зрения, выделение в ней главного;

диагностика, прогнозирование, проектирование и моделирование социальных процессов и явлений в системе социальной защиты населения, обеспечения его социального здоровья;

соучастие (партнерство) в деятельности научных коллективов, проводящих исследования по различным направлениям психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы;

самостоятельное определение научной и практической ценности решаемых задач в области социальной работы и составление практических рекомендаций по использованию результатов научных исследований;

выявление разных способов решения исследовательских задач;

осуществление поиска путей повышения эффективности социальной работы в целом, социальной защиты населения в частности;

представление (презентация) результатов исследований в формах отчетов, рефератов, публикаций в доступном для других виде;

систематическое использование результатов научных исследований в обеспечении эффективности деятельности социальных работников, профессиональной поддержки благополучия различных слоев населения, их физического, психического и социального здоровья;

организационно-управленческая:

определение, конкретизация и построение иерархии задач деятельности отдельных социальных работников и их групп в основных направлениях психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, в том числе медико-социальной помощи;

самостоятельное осуществление координации деятельности по выявлению лиц, нуждающихся в социальной защите;

стимулирование мотивации профессионального развития, творческое участие в организационно-административной работе в подразделениях учреждений и служб социальной защиты населения;

разработка предложений по повышению эффективности системы контроля деятельности и мотивации труда специалистов учреждений социальной защиты населения;

содействие координации деятельности различных специалистов в решении задач социальной защиты населения и при работе в конкретных случаях, в организации медико-социальной помощи;

организация делового общения, приносящего максимальную пользу социальной защите населения;

принятие ответственности за результат действий в рамках своих функциональных обязанностей;

понимание, осознание, критическая оценка принципов и механизмов деятельности в рамках ее избранного профиля и конкретного случая;

принятие ответственности за результат действий сотрудников на конкретном участке деятельности и принятие решений в нестандартной ситуации;

обеспечение высокой социальной культуры управленческой деятельности работников учреждений социальной защиты, кадров, содействующих социальному благополучию граждан;

учет в процессе осуществления организационно-управленческой деятельности особенностей национально-культурного и половозрастного развития граждан, их социального положения, физического, психического и социального здоровья;

социально-проектная:

обеспечение высокой социальной культуры своего участия в социоинженерной и социально-проектной деятельности учреждений, участвующих в решении проблем социальной защиты, благополучия населения;

учет специфики физического, психического и социального здоровья, особенностей национально-культурного пространства и характера жизнедеятельности различных этнонациональных и половозрастных, а также социально-классовых групп как объектов социально-проектной деятельности учреждений социальной сферы, обеспечивающих благополучие граждан;

участие в разработке социальных проектов в рамках мероприятий государственной и корпоративной социальной политики;

участие в пилотажных проектах по созданию экспериментальных площадок в системе социальной работы;

участие в разработке комплексных и индивидуальных социальных проектов для привлечения дополнительных финансовых средств;

участие в работе по решению проблемы в конкретном случае трудной жизненной ситуации, умение проектировать современные виды психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, а также медико-социальной помощи.

4.5. В результате освоения программы подготовки образовательного уровня «бакалавриат» у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные или профессионально-прикладные компетенции.

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА

5.1. В результате освоения программы бакалавриата у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции.

5.2. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

быть готовым к сотрудничеству с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

быть способным находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовым нести за них ответственность (ОК-4);

уметь использовать в своей деятельности нормативные правовые документы (ОК-5);

стремиться к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства (ОК-6);

уметь критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);

осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);

использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9);

использовать в профессиональной деятельности основные законы естественнонаучных дисциплин, в том числе медицины, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-10);

понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-11);

владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12);

быть способным работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);

владеть одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-14);

владеть основными методами медико-социальной помощи, защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-15);

владеть средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, быть готовым к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-16);

быть способным учитывать специфику и современное сочетание глобального, национального и регионального в развитии социальной сферы и управления, культуры общественной, государственной и личной жизни (ОК-17);

владеть способностью понимать и использовать в профессиональной и общественной деятельности современное сочетание инновационного и традиционного, социально-исторического и повседневно-прагматического, социогенетического и актуально-сетевого, технологического и феноменологического (ОК-18);

быть способным использовать специфику этнокультурного развития своей республики для формирования и эффективного использования социоинженерных и социально-технологических практик обеспечения психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы (ОК-19);

быть готовым к эффективному применению психолого-педагогических знаний для решения задач общественного, национально-государственного и личностного развития, проблем социального благополучия (ОК-20);

5.3. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями (ПК):

социально-технологическими:

быть готовым к разработке и реализации социальных технологий, учитывающих особенности современного сочетания глобального, национального и регионального, специфику социокультурного развития общества (ПК-1);

быть способным обеспечивать высокий уровень социальной культуры технологий социальной защиты слабых слоев населения, медико-социальной поддержки, благополучия граждан (ПК-2);

быть готовым к посреднической, социально-профилактической, консультационной и социально-психологической деятельности по проблемам социализации, абилитации и реабилитации (ПК-3);

быть готовым к обеспечению социальной защиты, помощи и поддержки, предоставлению социальных услуг отдельным лицам и социальным группам (ПК-4);

быть способным к созданию социально и психологически благоприятной среды в социальных организациях и службах (ПК-5);

быть способным к инновационной деятельности в социальной сфере, оптимизации ее сочетания с традиционной культурой личной и общественной жизни (ПК-6);

быть готовым решать проблемы клиента путем привлечения соответствующих специалистов, мобилизации собственных сил, физических, психических и социальных ресурсов клиента (ПК-7);

быть готовым к предупреждению и профилактике личной профессиональной деформации, профессиональной усталости, профессионального «выгорания» (ПК-8);

быть способным целенаправленно и эффективно реализовывать современные технологии психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, медико-социальной помощи населению (ПК-9);

быть способным осуществлять оценку качества социальных услуг на основе достижений современной квалиметрии и стандартизации (ПК-10);

быть способным к компетентному использованию законодательных и других нормативных актов республиканского и регионального уровней (ПК-11);

быть готовым соблюдать профессионально-этические требования в процессе осуществления профессиональной деятельности (ПК-12);

исследовательскими:

быть способным исследовать особенности культуры социальной жизни, благополучия, поведения в социальной сфере различных национально-этнических и половозрастных, а также социально-классовых групп (ПК-13);

владеть способностью анализа специфики социокультурного пространства, инфраструктуры обеспечения социального благополучия представителей различных общественных групп (ПК-14);

быть способным выявлять, формулировать и разрешать проблемы в сфере психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, медико-социальной помощи (ПК-15);

быть способным определять научную и практическую ценность решаемых исследовательских задач в процессе обеспечения социального благополучия (ПК-16);

быть готовым к систематическому использованию результатов научных исследований для обеспечения эффективности деятельности социальных работников, профессиональной поддержки благополучия различных слоев населения, обеспечения их физического, психического и социального здоровья (ПК-17);

быть способным составлять практические рекомендации по использованию результатов научных исследований (ПК-18);

быть готовым представлять результаты исследования в формах отчетов, рефератов, публикаций и публичных обсуждений (ПК-19);

быть способным к осуществлению прогнозирования, проектирования, моделирования и экспертной оценки социальных процессов и явлений в области психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, медико-социальной помощи (ПК-20);

быть способным к участию в работе научных коллективов, проводящих исследования по различным направлениям обеспечения социального благополучия (ПК-21);

организационно-управленческими:

владеть высокой социальной культурой управленческой деятельности работников учреждений социальной защиты, кадров, содействующих социальному благополучию граждан своей республики (ПК-22);

быть способным учитывать в процессе осуществления организационно-управленческой деятельности особенности национально-культурного, половозрастного и социально-классового положения граждан, нуждающихся в помощи, обеспечении благополучия (ПК-23);

быть способным к координации деятельности по выявлению лиц, нуждающихся в социальной защите, медико-социальной помощи (ПК-24);

быть способным к организационно-управленческой работе в подразделениях социальных учреждений и служб (ПК-25);

быть готовым к координации психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы различных организаций, учреждений и предприятий, а также деятельности различных специалистов в решении задач социальной защиты населения (ПК-26);

быть способным к работе с персоналом предприятий в учреждениях социальной сферы, к планированию и координации деятельности по решению актуальных задач социальной работы, медико-социальной помощи (ПК-27);

быть готовым к управлению проведением деловых переговоров в области организации работы по социальному обслуживанию населения (ПК-28);

быть способным разрабатывать предложения по повышению эффективности системы мотивации труда специалистов учреждений социальной защиты населения, анализировать и разрабатывать предложения по повышению эффективности системы контроля их деятельности (ПК-29);

социально-проектными:

быть готовым к обеспечению высокой социальной культуры своего участия в социально-инженерной и социально-проектной деятельности учреждений, участвующих в решении проблем социальной защиты, благополучия населения (ПК-30);

быть способным учитывать специфику национально-культурного пространства и характера жизнедеятельности различных национальных, половозрастных и социально-классовых групп как объектов социально-проектной деятельности учреждений социальной сферы (ПК-31);

быть готовым к разработке инновационных социальных проектов в рамках мероприятий государственной и корпоративной социальной политики, обеспечения социального благополучия, медико-социальной помощи (ПК-32);

быть способным участвовать в пилотажных проектах по созданию инновационных площадок учреждений в сфере психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы (ПК-33);

быть готовым разрабатывать комплексные и индивидуальные социальные проекты для привлечения дополнительных финансовых средств (фандрайзинг) (ПК-34);

быть способным создавать социальные проекты для работы в трудных жизненных ситуациях, для обеспечения физического, психического и социального здоровья людей (ПК-35).

5.4. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, разрабатывает  образовательные программы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

5.5. При проектировании  программы бакалавриата образовательная организация обязана включить в набор требуемых результатов освоения программы бакалавриата все общекультурные и общепрофессиональные компетенции, также профессиональные компетенции, отнесенные к тем видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована данная программа подготовки образовательного уровня «бакалавриат».

5.6. При проектировании программы подготовки образовательного уровня «бакалавриат» образовательная организация может дополнить набор компетенций выпускников с учетом ориентации программы на конкретные области знания и (или) вид (виды) деятельности.

5.7. При проектировании программы бакалавриата образовательная организация самостоятельно устанавливает требования к результатам обучения по отдельным дисциплинам (модулям) и практикам с учетом требований примерных основных образовательных программ.

 VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА

6.1. Основная образовательная программа подготовки образовательного уровня «бакалавриат» предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 1):

— гуманитарный, социальный и экономический циклы;

— математический и естественнонаучный цикл;

— профессиональный цикл;

и разделов:

— физическая культура;

— учебная и производственная практики и/или научно-исследовательская работа;

— итоговая государственная аттестация.

6.2. Программа подготовки образовательного уровня «бакалавриат» состоит из следующих блоков:

Блок 1 «Дисциплины (модули)», который включает дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы и дисциплины (модули), относящиеся к ее вариативной части.

Блок 2 «Практики», который в полном объеме относится к базовой части программы.

Блок 3 «Государственная итоговая аттестация», который в полном объеме относится к базовой части программы.

6.3. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую ВПО.

Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре.

Структура программы бакалавриата по направлению подготовки 39.03.02 «Социальная работа»

Таблица 6.1

Структура программы бакалавриата Объем программы бакалавриата
Блок 1 Дисциплины (модули) 204-222
  Базовая часть 90-129
Вариативная часть 93-114
Блок 2 Практики 12-27
Блок 3 Государственная итоговая аттестация 6-9
Объем программы бакалавриата 240

 6.4. Базовая (обязательная) часть цикла «Гуманитарный, социальный и экономический цикл» должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: «История», «Философия», «Иностранный язык».

Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

Структура ООП бакалавриата

Таблица 6.2

Код УЦ ООП Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения Трудоемкость (зачетные единицы) Перечень дисциплин для разработки примерных программ, а так же учебников и учебных пособий
Общенаучный цикл
Базовая часть
Б1.Б1 Гуманитарный, общественный и экономический цикл. Базовая часть.

 

В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:

Знать:

— основные этапы истории развития общества, его социальной культуры;

— специфику социокультурного развития своей страны, региона проживания;

— основные философские течения и социологические школы;

— основы иностранного языка;

— основы современного русского языка;

— основы общей и социальной психологии;

— основы современного медицинского знания;

— основные концепции социальной структуры, стратификации, социальной мобильности, эволюции психических свойств личности;

— основы современной концепции развития социального государства;

— основы социальной работы для ее последующего изучения как научной теории, общественного феномена, социальной деятельности и учебной дисциплины.

Уметь:

— давать объективную оценку различным социальным явлениям и процессам, происходящим в обществе;

— учитывать специфику социального здоровья и

социокультурного развития объекта социальной помощи;

—  логически обосновывать высказанное положение;

— читать специальную литературу на иностранном языке;

— понимать потребности общества, личности и возможности социокультурного знания в решении возникающих индивидуально-личностных и социальных проблем;

— использовать механизмы социально-педагогического, медико-социального, социального и психологического патронажа, регуляции социального действия и взаимодействия;

— выделять различные социальные, медико-социальные и психологические проблемы, возникающие у клиентов;

— осуществлять самоконтроль за состоянием организма и использовать средства физической культуры для оптимизации собственной работоспособности.  Владеть:

— историческими методами анализа социальных явлений и процессов;

— общефилософскими методами анализа;

— навыками разговорной речи на иностранном языке;

— понятийным аппаратом современной психологии, социальной медицины и социологии, способами самостоятельной работы с психологической, медицинской и социологической литературой;

— методами социологического, медико-социального и социально-психологического анализа социальных явлений и процессов;

— основными навыками и умениями, необходимыми для реализации практики психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы.

30-40

 

 

 

История

Философия

Иностранный язык

Психология

Социология

Введение в специальность Социальная работа

Культурология

Информатика в социальной работе

Основы социоэкологии

Социальная и демографическая статистика

 

Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП ВПО) 20-35
Б1.Б2 Математический и естественно-научный цикл

Базовая часть

В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:  Знать:

-основные характеристики процессов сбора, передачи, поиска, обработки и накопления информации;

— основные модели научных картин мира;

— базовые понятия экологии и социального здоровья;

— современные стратегии экологически сбалансированного развития общества, обеспечения здоровья человека.

Уметь:

— использовать базы данных по социальной работе;

— обосновывать выбор теоретико-методологических основ исследования явлений и процессов в сфере социального обслуживания в контексте различных моделей научных картин мира;

— использовать в своей работе объективные оценки медико-социальных и социально экологических последствий принимаемых решений.

Владеть:

— методами исследования в социальной работе;

— навыками работы в локальной и глобальной сети;

— методиками анализа явлений

и процессов в сфере социального обслуживания в соответствии с выбранной моделью научной картины мира;

— навыками исследования медико-социальных и социально-экологических проблем в современном обществе.

65-75

 

Логика

Этика и эстетика

Конфликтология

Возрастная физиология

Возрастная психология

Политология

Речевой этикет работника социальной сферы

Русский язык и культура речи

Религиоведение

Религиозно-этническая толерантность

 

Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП ВПО) 15-20
Б2 Профессиональный цикл
Б2.Б Базовая (общепрофессиональная) часть

В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:

Знать:

— основы современной теории социальной культуры, истории ее развития в современном обществе;

— основы современной теории социального благополучия качества жизни, физического психического и социального здоровья;

— структуру и особенности,  основы культуры коммуникативных процессов в современном обществе;

— основные концепции и теории в области психосоциальной структурной и комплексно ориентированной социальной работы;

— основные технологии и  области применения психосоциальной работы социальной медицины;

— опыт развития социального партнерства и социальной работы в других странах;

— источники права, систему права и систему законодательства;

— содержание экономических процессов, протекающих в сфере социального обслуживания населения;

— основные технологии обеспечения социального благополучия, физического, психического и социального здоровья;

— сущность и формы проявления социального конфликта в современных условиях общественной и личной жизни;

— закономерности, особенности возникновения и развития социальных конфликтов в обществе;

— общенаучные и специальные методы исследования в социальной работе;

— основные категории и понятия социального управления и социального обслуживания;

— основы стандартизации в социальной работе;

— этические и медицинские основы социальной работы;

— основные подходы к рассмотрению места социальной педагогики и психологии в системе социального знания;

— структуру современного культурологического знания;

— историю развития и особенности современного социального образования

Уметь:

— использовать социокультурный потенциал национально государственного управления, социально ориентированного бизнеса и гражданского общества своей страны для решения задач обеспечения благополучия населения социальной защищенности человека, его физического психического и социального здоровья;

— формировать духовный потенциал участников программы обеспечения благополучия населения своей страны;

— соотносить психологические и медико-социальные технологии с концепциями и теориями психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы;

— выделять основные тенденции и этапы развития социальной работы в ДНР и за рубежом;

— юридически правильно квалифицировать обстоятельства, возникающие при осуществлении профессиональной деятельности специалиста по социальной работе в сфере социального обслуживания;

— оценивать экономическую и социальную эффективность деятельности в сфере социального обслуживания;

— использовать основные критерии социального благополучия;

— основывать выбор технологий в соответствии с эффективной моделью теории и практики социальной работы, в том числе медико-социальной помощи;

— применять модели решения конфликтов в сфере социального обслуживания, развития социального партнерства;

— осуществлять технологии посредничества в конфликте, их социально-психологического обеспечения;

— проводить мониторинг конфликтности локальных социумов и социальной напряженности в них;

— выбирать методы соответствующие целям и задачам исследования;

— использовать методы принципы и функции социального управления в сфере социального обслуживания;

— оценивать качество социального обслуживания в соответствии со стандартами;

— формировать коммуникативный процесс с клиентами в сфере социального обслуживания;

— давать этическую оценку профессиональной деятельности специалиста по социальной работе;

— использовать социально педагогические, медико-социальные и социально-психологические методы и технологии в практике социальной работы;

— осуществлять медико-социальные и культурологические исследования;

— выделять основные структурные компоненты системы социального образования, культуроцентричность основ обеспечения его качества.

Владеть:

— основами культуры современного социального мышления, общественной и профессиональной деятельности, социально-технологических, медико-социальных и социоинженерных практик;

— способностью обеспечивать высокий уровень профессиональной и общей культуры своей деятельности как социального работника гражданина своей страны;

— методами исследования проблемного поля теории психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы;

— культурологическими и медико-социальными основами организации социальной работы

— навыками сравнительного анализа общего и специфического в развитии социальной работы на разных этапах истории Отечества и зарубежных стран;

— навыками организации, планирования экономических процессов в сфере социального обслуживания;

— способностью проводить исследования по выявлению уровня социального благополучия у разных групп населения;

— навыками использования индивидуально-групповых технологий психосоциальной работы;

— современными технологиями организации психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, медико-социальной помощи;

— методикой и техникой эмпирических исследований социальных конфликтов разных типов;

— общими правилами и технологией диагностики конфликтов;

— методами исследования практики социального управления в сфере социального обслуживания;

— приемами и методами стандартизации социального обслуживания населения;

— коммуникативными технологиями в сфере социального обслуживания;

— основными навыками профессионального  взаимодействия с клиентами и коллегами;

— социально-педагогическими и медико-социальными методами и технологиями;

— методиками оценки качества и эффективности социального образования.

140-145

 

История и теория социальной работы.

Экономические основы социальной работы.

Безопасность жизнедеятельности.

Технологии социальной работы.

Методы организации социальных исследований

Биологические и медико-социальные основы здоровья.

Деонтология

Правовое регулирование социальных конфликтов

Социальная психология

Социальная профилактика

Основы психодиагностики и психоконсультации

Основы реабилитологии

Пенитенциарная педагогика и психология

Экономическая социология

Отраслевое законодательство в социальной работе.

Социальная педагогика (у нас в вариативной части)

Технологии социальной работы в зарубежных странах

Социальная политика

Организационно-кадровая работа в системе социальной защиты

Социология девиантного поведения

Демография

Документоведение (в социальной работе)

Геронтология

Специализированные службы в социальной сфере и социальное инспектирование

Организация рабочего места социального работника

Организация и учет социальных выплат

История благотворительности и меценатства

Гендерология и феминология

Социальные технология и социальное прогнозирование

Социальное проектирование и моделирование в социальной работе

Социология организаций

Социология управления

Социальная структура и социальная стратификация

Основы социальной мобильности

Иностранный язык (профессиональная направленность)

Основы социального сопровождения семьи

Деятельность социальных служб в сфере занятости

Социально-психологические основы групповой работы

Социальная работа в экстремальных условиях

История социологических теорий и учений

Социология молодежи

Социология карьеры и лидерства

Социальная защита инвалидов

Социальная работа с разными группами клиентов

Технологии социальной работы с многодетной семьей

Практикум по волонтерской работе

Теория социальной защиты и обеспечения

Этносоциология

Межэтнические и межконфессиональные коммуникации в молодежной среде

Социальная работа в пенитенциарных учреждениях

Работа с молодежью. Находящейся в трудной жизненной ситуации

Социальная работа с малообеспеченными группами населения

Социальная работа с пожилыми людьми

Социальная деятельность международных общественных организаций

Социальная работа с молодежью

Технологии и организация миграционной службы

Миграция и проблемы социальной работы.

 

 

Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП ВПО) 70-75
Б3 Практическая подготовка (практические знания, умения, навыки определяются ООП ВПО) 12-15
Ф1 Факультативные дисциплины 2 Физическая культура
Итоговая государственная аттестация 12
Общая трудоемкость основной образовательной программы 240

6.5. Дисциплины (модули) и практики, относящиеся к базовой части программы бакалавриата, являются обязательными для освоения обучающимся независимо от профиля программы, которую он осваивает. Набор дисциплин (модулей) и практик, относящихся к базовой части программы бакалавриата, образовательная организация определяет самостоятельно в объеме, установленном данным ФГОС ВО, с учетом соответствующей (соответствующих) примерной (примерных) основной (основных) образовательной (образовательных) программы (программ).

6.6. В рамках базовой части Блока 1 программы бакалавриата должны быть реализованы следующие дисциплины (модули): «Философия», «История», «Иностранный язык», «Безопасность жизнедеятельности». Объем, содержание и порядок реализации указанных дисциплин (модулей) определяются образовательной организацией самостоятельно.

В рамках базовой части Блока 1 программы бакалавриата  должны быть реализованы дисциплины «Физическая культура» в объеме не менее 400 академических часов (11 зачетные единицы) в очной форме обучения в форме практических занятий для обеспечения физической подготовленности обучающихся и уровня физической подготовленности для выполнения ими нормативов физической подготовленности.

Дисциплины «Физическая культура» реализуется в порядке, установленном образовательной организацией. Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья образовательная организация устанавливает особый порядок освоения дисциплины «Физическая культура».

6.7. Дисциплины (модули), относящиеся к вариативной части программы бакалавриата, образовательная организация определяет самостоятельно, в том числе для формирования профиля программы, в объеме, установленном данным ГОС.

6.8. В Блок 2 «Практики» входят учебная, производственная и преддипломная практики.

Учебная практика проводится в следующей форме: практика по получению первичных профессиональных умений и навыков. Способ проведения учебной практики: стационарная практика.

Производственная практика проводится в следующей форме: практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности. Способ проведения производственной практики: стационарная практика.

Преддипломная практика проводится для выполнения выпускной квалификационной работы и является обязательной.

При проектировании программ бакалавриата образовательная организация имеет право установить иные формы проведения практик дополнительно к установленным настоящим ГОС ВО.

Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья выбор мест прохождения практик согласуется с требованием их доступности для данных обучающихся.

Учебная практика может проводиться на кафедрах, в лабораториях и структурных подразделениях образовательной организации, имеющей необходимый кадровый и научно-технический потенциал, в сторонних организациях, направление деятельности которых соответствует направлению подготовки (профилю) программы бакалавриата.

Производственная практика (в том числе преддипломная) проводится в сторонних организациях, направление деятельности которых соответствует направлению подготовки (профилю) программы бакалавриата.

6.9. В Блок 3 «Государственная итоговая аттестация» входит подготовка и сдача государственного экзамена (при наличии), а также защита выпускной квалификационной работы (ВКР), включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты.

6.10. В случае реализации программ бакалавриата с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий   проведение практик и государственных аттестационных испытаний с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий не допускается.

6.11. При проектировании и реализации программ бакалавриата образовательная организация должна обеспечить обучающимся возможность освоения дисциплин (модулей) по выбору, в том числе специализированных адаптационных дисциплин (модулей) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в объеме не менее 30% от объема вариативной части Блока 1 «Дисциплины (модули)».

6.12. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении программ бакалавриата в очной форме обучения составляет 27 академических часов; при реализации обучения по индивидуальному плану, в том числе ускоренного обучения, максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю устанавливается образовательной организацией самостоятельно.

6.13. Количество часов, отведенных  на занятия лекционного типа в целом по Блоку I «Дисциплины (модули)»,  должно составлять не более 50% от общего количества часов аудиторных занятий, отведенных на реализацию этого блока для программ бакалавриата с присвоением квалификации «бакалавр».

6.14. Порядок проектирования и реализации программ подготовки образовательного уровня «бакалавриат» определяются образовательной организацией на основе: порядка организации и осуществления образовательной деятельности по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры; порядка проведения государственной итоговой аттестации по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры; положения о практике обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего образования.

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА

7.1. Общесистемные требования к реализации программы бакалавриата.

7.1.1.Организация должна располагать материально-технической базой, соответствующей действующим противопожарным правилам и нормам и обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской работ обучающихся, предусмотренных учебным планом.

7.1.2. Каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и к электронной информационно-образовательной среде организации.

Электронная информационно-образовательная среда организации должна обеспечивать доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах.

Обучающимся должен быть обеспечен доступ (удаленный доступ), в том числе в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению.

Обучающиеся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.

Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих.

В случае реализации программы бакалавриата в сетевой форме требования к реализации программы бакалавриата должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в реализации программы бакалавриата в сетевой форме.

7.1.3. В случае реализации программы бакалавриата на созданных в установленном порядке в иных организациях кафедрах или иных структурных подразделениях организации требования к реализации программы бакалавриата должны обеспечиваться совокупностью ресурсов указанных организаций.

7.1.4. Квалификация руководящих и научно-педагогических работников организации должна соответствовать утвержденным квалификационным характеристикам.

Доля штатных научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должна составлять не менее 60 процентов от общего количества научно-педагогических работников организации.

7.2. Требования к кадровым условиям реализации программы бакалавриата.

7.2.1. Реализация программы бакалавриата обеспечивается руководящими и научно-педагогическими работниками организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации программы бакалавриата на условиях гражданско-правового договора.

7.2.2. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля), или публикации соответствующего профиля в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу бакалавриата, должна составлять не менее 50 процентов.

7.2.3. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих ученую степень и (или) ученое звание, в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу бакалавриата, должна быть не менее 50 процентов.

Общее руководство научным содержанием программы бакалавриата определенной направленности должно осуществляться научно-педагогическим работником организации, имеющим ученую степень, осуществляющим самостоятельные научно-исследовательские (творческие) проекты (участвующим в осуществлении таких проектов) по направлению подготовки, имеющим публикации по результатам указанной научно-исследовательской (творческой) деятельности в ведущих отечественных и (или) зарубежных рецензируемых научных журналах и изданиях, а также осуществляющим ежегодную апробацию результатов указанной научно-исследовательской (творческой) деятельности на республиканских и международных конференциях.

СПИСОК ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ АКАДЕМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА И РАБОТОДАТЕЛЕЙ, ПРИНИМАЮЩИХ УЧАСТИЕ В РАЗРАБОТКЕ ГОС ВПО ПО НАПРАВЛЕНИЮ 39.03.02 «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА»

Гаврилов Николай Иванович —

(руководитель группы)

заведующий кафедрой социологии управления Донецкого государственного университета управления, доктор наук по философии, профессор
Головлева Елена Викторовна — доцент кафедры социологии управления Донецкого государственного университета управления, кандидат психологических наук, доцент
Данилова Светлана Владимировна — доцент кафедры социологии управления Донецкого государственного университета управления, кандидат психологических наук
Самотаева Элла Александровна — доцент кафедры социологии управления Донецкого государственного университета управления, кандидат психологических наук
Сучкова Елена Юрьевна — доцент кафедры социологии управления Донецкого государственного университета управления, кандидат исторических наук, доцент

ОБОСНОВАНИЕ ДЛЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПРОЕКТОВ ГОС ВПО НА ЭКСПЕРТИЗУ (КРИТЕРИИ ОБОСНОВАНИЯ)

Цель подготовки специалистов по направлению «Социальная работа» определяется нуждами государства и общества в высококвалифицированных кадрах. Донецкая область является высокоразвитым регионом, в котором размещены предприятия всех отраслей промышленности.

На территории Донецкой народной республики на 2015 год функционирует Пенсионных фондов, в том числе и Управление пенсионного обеспечения военнослужащих – 32 фонда. Управления юстиции по городам и районам – 14 управлений. Территориальных органов Государственной исполнительной службы – 30 отделов. Социальные службы, УТСЗН Министерства Труда и Социальной Политики Донецкой Народной Республики – 35 организаций.

В сложившейся реальности социальная жизнь становится главной сферой социальной работы в нашем государстве. В связи с тем, что качественный состав населения изменился в сторону увеличения доли пожилых людей и пенсионеров за счет миграции наиболее трудоспособного населения за пределы ДНР. В условиях ломки привычных стереотипов жизнедеятельности, утраты многими людьми социального статуса и неопределенности развития перспектив жизнедеятельности возникли серьезные трудности, с которыми сотни тысяч человек не могут справиться самостоятельно.

Кроме того, из-за военных действий большая часть квалифицированных специалистов уехала из ДНР. В силу этого на сегодняшний момент времени в социальной сфере наблюдается острая проблема кадрового обеспечения. Все социальные службы ДНР ощущают дефицит в квалифицированных специалистах с базовым образованием.

Данные о ВПО, осуществляющих подготовку по направлению «Социальная работа», включая общую численность студентов, численность по направлению, а также данные по трудоустройству выпускников, приведены в таблице.

Таблица 7.1

Наименование

ВПО

Общее количество студентов (на 01.09.2015) Количество студентов по направлению (на 01.09.2015) Данные по трудоустройству в целом (по направлению), %
2013 2014 2015
Донецкий государственный университет управления 2863 38 Первый выпуск

10(100%)

Первый заместитель Министра образования и науки Донецкой Народной Республики
М.Н. Кушаков

Для данного документа приложений нет.

Редакция от 03.06.2020

Редакция от 12.04.2017

Начальная версия от 09.02.2016