watermark
Печать

Вид документа: Приказ

Государственный информационно-правовой фонд: Государственный реестр нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики , Нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики

Наименование правотворческого органа: Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики

Дата документа: 12.06.2017

Номер документа: 608

Дата государственной регистрации: 04.08.2017

Регистрационный номер: 2142

Заголовок документа: Об утверждении Порядка реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, профессиональной переподготовки с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

Действие документа: Действующий

Классификатор: 130.010.030 - Государственные образовательные стандарты. Образовательные программы. Образовательный процесс, 130.010.050 - Формы получения образования

Информация об опубликовании:
    Информация не предоставлена ,

Дополнительные сведения:

Количество страниц:

watermark
НПА ДНР

Министерство образования и науки
Донецкой Народной Республики

 

Приказ

12.06.2017
№608
НПА ДНР
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 2142
от   «04» августа 2017  г.
Об утверждении Порядка реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, профессиональной переподготовки с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

Руководствуясь пунктом 1 части 3 статьи 6, пунктом 2 части 4 статьи 10, пунктом 10 статьи 11, статьей 14 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании», с целью поддержания различных форм образования и самообразования, а также обеспечения равного доступа к непрерывному профессиональному образованию и осуществления права населения на развитие и самореализацию

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить Порядок реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, профессиональной переподготовки с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (прилагается).

2. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на Первого заместителя Министра образования и науки Донецкой Народной Республики Кушакова М.Н.

3. Настоящий Приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Министр
Л.П. Полякова
НПА ДНР
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 2142
от   «04» августа 2017  г.

Порядок реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, профессиональной переподготовки с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

I. Общие положения

1.1. Порядком реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, профессиональной переподготовки с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (далее – Порядок) устанавливается последовательность проведения электронного обучения, применения дистанционных образовательных технологий организациями, осуществляющими образовательную деятельность, структурными подразделениями при реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, профессиональной переподготовки (далее – образовательная организация).

1.2. Настоящий Порядок разработан в соответствии действующими нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики с целью обеспечения равного доступа граждан к непрерывному профессиональному образованию посредством освоения дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, профессиональной переподготовки с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

1.3. Применение электронного обучения – это  процесс обучения при помощи информационных и электронных технологий; дистанционных образовательных технологий – это индивидуализированный процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности человека, происходящий при опосредствованном (на расстоянии) взаимодействии удаленных друг от друга участников обучения в специализированной среде, которая функционирует на основе современных психолого-педагогических и информационно-коммуникационных технологий. В процессе обучения используются дистанционные курсы – специально разработанные интерактивные информационные продукты, имеющие механизм обратной связи и являющиеся достаточными для получения знаний по отдельным образовательным программам (дисциплинам, модулям).

1.4. При реализации образовательных программ с применением электронного обучения (далее – ЭО) образовательная организация обеспечивает доступ обучающихся, независимо от места их нахождения, к электронной информационно-образовательной среде, включающей в себя электронные информационные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ или их частей.

1.5. При реализации образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий (далее – ДОТ) образовательная организация обеспечивает доступ обучающихся к информационно-образовательной среде, представляющей собой совокупность информационных технологий, соответствующих технологических средств, необходимых и достаточных для организации опосредованного (на расстоянии) взаимодействия обучающихся с педагогическим персоналом.

Целью использования образовательной организацией ДОТ является предоставление слушателю возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства/работы (или временного пребывания) в удобное для него время и в удобном для него темпе.

1.6. Осуществление дополнительного профессионального образования (повышения квалификации, профессиональной переподготовки) с применением ДОТ направлено на решение следующих задач:

1) повышение качества обучения за счет применения новых подходов с использованием современных информационных технологий;

2) обеспечение опережающего характера всей системы обучения;

3) обеспечение доступности обучения путем широкого использования возможностей самообразования с применением компьютерных и телекоммуникационных технологий;

4) обеспечение доступности профессионального образования лицам с особенностями психофизического развития.

1.7. Субъектами ЭО и обучения с применением ДОТ в системе дополнительного профессионального образования (повышения квалификации, профессиональной переподготовки) являются слушатели, тьюторы, профессорско-преподавательский состав образовательной организации, реализующей программы дополнительного профессионального образования повышения квалификации, профессиональной переподготовки.

Права и обязанности лиц (слушателей), обучающихся с применением ЭО и ДОТ, приравниваются к правам и обязанностям слушателей всех форм дополнительного профессионального образования (повышения квалификации, профессиональной переподготовки).

1.8. Образовательные организации реализуют дополнительные образовательные программы повышения квалификации, профессиональной переподготовки или их части с применением ЭО и ДОТ в предусмотренных Законом Донецкой Народной Республики «Об образовании» формах получения образования и формах обучения или при их сочетании, при проведении учебных занятий, практик, текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации слушателей.

1.9. При реализации образовательной программы образовательная организация самостоятельно определяет объем аудиторной нагрузки и соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся (слушателем), и занятий с применением электронного обучения, ДОТ.

1.10. Образовательная организация вправе реализовывать образовательные программы дополнительного профессионального образования повышения квалификации, профессиональной переподготовки исключительно с применением ЭО и ДОТ.

1.11. Не допускается реализация дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, профессиональной переподготовки с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий для категорий педагогических работников дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного образования, среднего профессионального образования, установленных настоящим Порядком.

Перечень педагогических профессий в системе общего, дополнительного образования, среднего профессионального образования, реализация образовательных программ дополнительного профессионального образования повышения квалификации и профессиональной переподготовки по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий приведен в Приложении к Порядку.

1.12. Если дополнительные образовательные программы повышения квалификации, профессиональной переподготовки реализуются  исключительно с применением ЭО и ДОТ, допускается отсутствие аудиторной нагрузки.

В этом случае очный этап можно заменить следующими формами занятий с использованием ЭО и ДОТ: лекции (в виде аудио-или видеофайла, «живая» лекция при использовании аудио- или видеоконференций, телемостов (мультимедиа-лекция); семинары (web-конференции, электронные дискуссии, Интернет-форумы как в асинхронном, так и в синхронном режиме); off-line консультация посредством электронной почты, on-line консультация, on-line тестирование посредством чат-программ.

Заочный этап включает виртуальные занятия в дистанционном режиме, которые проводятся в течение курса (включая итоговую аттестацию).

Возможность виртуальных занятий обеспечивается программно-техническим комплексом системы обучения с применением ЭО и ДОТ образовательной организации.

1.13. При применении ЭО и ДОТ допускается составление индивидуальных учебных и календарных графиков в пределах сроков освоения соответствующей образовательной программы.

1.14. Образовательные организации доводят до участников образовательных отношений информацию о реализации образовательных программ или их частей с применением ЭО и ДОТ, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

1.15. Прием слушателей на обучение с применением ЭО и ДОТ в системе дополнительного профессионального образования (повышения квалификации, профессиональной переподготовки) осуществляется по заявкам работников или организаций в порядке, определенном образовательной организацией.

1.16. Для обеспечения образовательного процесса с применением ЭО и ДОТ в системе дополнительного профессионального образования (повышения квалификации, профессиональной переподготовки) наряду с традиционными информационными ресурсами используется электронный учебно-методический комплекс, включающий:

1) электронные учебно-методические материалы;

2) электронные учебные материалы (электронные учебники и учебные пособия, интерактивные мультимедиа курсы, лекции и практикумы в электронном виде, компьютерные программы, видеозаписи тренингов и мастер-классов и пр.);

3) электронную систему тестов.

1.17. При реализации образовательных программ или их частей с применением ЭО и ДОТ:

1) образовательные организации оказывают учебно-методическую помощь слушателям, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий;

2) образовательные организации устанавливают порядок и формы доступа к используемой ими электронной информационно-образовательной среде при реализации образовательных программ с применением ЭО и ДОТ;

3) местом осуществления образовательной деятельности является местонахождение образовательной организации или ее структурного подразделения (филиала) независимо от местонахождения обучающихся (слушателей);

4) образовательные организации обеспечивают соответствующий применяемым технологиям уровень подготовки педагогических, научных, учебно-вспомогательных, административно-хозяйственных работников организации по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации, профессиональной переподготовки.

1.18. При реализации образовательных программ с применением ЭО и ДОТ образовательные организации ведут учет и осуществляют хранение результатов образовательного процесса и внутренний документооборот на бумажном носителе и/или в электронно-цифровой форме в соответствии с требованиями действующего в Донецкой Народной Республике законодательства о государственной тайне, о персональных данных, об электронной подписи.

1.19. На основе имеющейся нормативной правовой базы образовательная организация, использующая ЭО и ДОТ, разрабатывает соответствующие локальные нормативные акты, входящие в систему локальных нормативных актов, обеспечивающих образовательную деятельность образовательной организации:

1) Порядок использования электронного обучения, ДОТ при реализации дополнительных профессиональных программ;

2) Нормы времени для расчета объема учебной, учебно-методической и организационной работы, выполняемой преподавателями при реализации дополнительных профессиональных программ с использованием ЭО и ДОТ.

При этом допускается введение специфичных для ЭО и ДОТ видов работ, выполняемых педагогическими работниками.

3) Требования к структуре, содержанию и оформлению электронных учебно-методических комплектов;

4) Инструкции для слушателей, педагогических работников, технических специалистов (программистов, техников) и др.

Порядок использования ЭО, ДОТ при реализации дополнительных профессиональных программ является основным локальным нормативным актом, регламентирующим использование ЭО и ДОТ в образовательной организации, которым конкретизируется порядок разработки учебных планов; порядок формирования учебных групп; дата начала работы дистанционных курсов; состав программно-технического комплекса; особенности кадрового и методического обеспечения, проведения промежуточной и итоговой аттестации.

Порядок использования ЭО, ДОТ при реализации дополнительных профессиональных программ разрабатывается для всех участников образовательного процесса: административно-управленческого персонала, преподавателей, технических специалистов, а также для слушателей.

II. Организация учебного процесса с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий

2.1. Учебный процесс с применением ЭО и ДОТ в системе дополнительного профессионального образования (повышения квалификации, профессиональной переподготовки) реализуется в соответствии с учебным планом.

2.2. Организация учебного процесса с применением ЭО и ДОТ в системе дополнительного профессионального образования (повышения квалификации, профессиональной переподготовки) включает в себя три этапа – подготовку учебного процесса, его проведение и оценивание.

2.3. Основными видами подготовки учебного процесса являются:

1) разработка локальных нормативных актов;

2) разработка и утверждение учебно-тематических планов дополнительного профессионального образования (повышения квалификации, профессиональной переподготовки);

3) разработка электронных версий учебных материалов дополнительного профессионального образования (повышения квалификации, профессиональной переподготовки);

4) формирование фонда учебно-методических материалов и фонда оценочных средств (тестов и пр.) в системе дополнительного профессионального образования (повышения квалификации, профессиональной переподготовки) с применением ЭО и ДОТ;

5) инструктаж профессорско-преподавательского состава, преподавателей, исполняющих функции тьютора по вопросам организации учебного процесса с применением ЭО и ДОТ в системе дополнительного профессионального образования (повышения квалификации, профессиональной переподготовки);

6) формирование учебных групп и назначение тьюторов.

2.4. Учебно-тематические планы подлежат ежегодной актуализации с целью учета развития предметной и профессиональной областей каждого курса, изменения конъюнктуры рынка образовательных услуг, а также используемых образовательных технологий и виртуальных сред. Учебно-тематические планы по курсам разрабатываются и утверждаются в установленном порядке.

2.5. Учебно-методическое обеспечение образовательной деятельности с применением ЭО и ДОТ в системе дополнительного профессионального образования (повышения квалификации, профессиональной переподготовки) разрабатывается профессорско-преподавательским составом образовательной организации.

Разработанные или отобранные в результате анализа учебные материалы должны соответствовать требованиям к разработке и формированию электронного учебно-методического комплекса.

2.6. Учебный процесс в системе дополнительного профессионального образования с использованием ЭО и ДОТ осуществляется в следующих формах:

1) учебные занятия;

2) выполнение заданий;

3) практическая подготовка;

4) контрольные мероприятия.

2.7. Основными видами учебных занятий в системе дополнительного профессионального образования (повышения квалификации, профессиональной переподготовки) с использованием ЭО и ДОТ   являются:

1) самостоятельное изучение учебного материала, размещенного на бумажных и цифровых носителях, базах данных учебных информационных ресурсов образовательной организации, информационных ресурсов сети Интернет;

2) лекция;

3) видео-лекция, интернет-лекция;

4) консультация;

5) дискуссия;

6) практическое занятие;

7) лабораторное занятие.

2.8. Оценка результатов учебной деятельности слушателей при дистанционном повышении квалификации проводится в форме промежуточной и итоговой аттестаций, особенности проведения которых разрабатываются образовательной организацией и утверждаются приказом руководителя этой организации.

Промежуточная аттестация осуществляется с целью получения необходимой информации о степени и качестве освоения слушателями учебного материала, принятия мер по совершенствованию организации учебного процесса. Виды промежуточной аттестации по каждому курсу определяются его учебно-тематическим планом.

2.9. К итоговой аттестации допускаются слушатели, которые успешно выполнили план обучения по соответствующей дополнительной профессиональной программе повышения квалификации, профессиональной переподготовки.

2.10. Положительные результаты сдачи слушателями итогового зачета (экзамена) является основанием для выдачи документа о дополнительном профессиональном образовании (повышении квалификации, профессиональной переподготовке) установленного образца.

2.11. Слушатели, успешно прошедшие итоговую аттестацию, проводимую по результатам освоения дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, профессиональной переподготовки с использованием ЭО, ДОТ, получают соответствующие документы о квалификации лично; через другое лицо по заверенной в установленном порядке доверенности, выданной указанному лицу выпускником; по  заявлению выпускника через операторов почтовой связи общего пользования заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении; в электронном виде (скан-копию) с правом последующего получения оригинала лично или через другое лицо по доверенности.

2.12. Мониторинг и оценка качества учебного процесса в системе дополнительного профессионального образования (повышения квалификации, профессиональной переподготовки) осуществляются согласно локальной модели, которая может включать:

1) отслеживание результатов промежуточной аттестации слушателей;

2) анкетирование слушателей и тьюторов;

3) другой инструментарий и механизм отслеживания.

Начальник отдела аттестации педагогических, научно-педагогических и научных кадров
И.П.Масюченко
В данный документ изменений не вносилось.